Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет экономики


Программа дисциплины

Стратегический анализ издержек и конкурентоспособности компании

для направления 080100.68 – «Экономика»

подготовки магистра

Автор: к.э.н., доцент, Кочугуева М.Н.




Рекомендовано секцией УМС
Председатель

___________________________

«__» _________20__ г.


Одобрено на заседании кафедры экономики и финансов фирмы
Зав. кафедрой _____________________
_________________________________
«__» _________20__ г.

Утверждено УС факультета ____________


Ученый секретарь

___________________________


«____»_________20__ г.




Москва, 2010



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И КОНКУРЕТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ»

Программа учебного курса для магистров второго года обучения специализации «Корпоративные финансы»



I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса:
Целью курса «Стратегический анализ издержек и конкурентоспособности компании» является рассмотрение современной аналитической концепции, в рамках которой данные о затратах используются для разработки деловой стратегии, направленной на достижение устойчивого конкурентного преимущества.
2. Задачи курса:
1. Показать, каким образом стратегия достижения конкурентного преимущества, являющегося частью системы сбалансированного управления компанией, предопределяет дифференцированность подходов к анализу и управлению затратами.

2. Провести сравнительный анализ парадигм традиционного управленческого учета и стратегического анализа затрат по трем основным критериям: цели, способу анализа и поведению затрат.

3. Последовательно рассмотреть три основные составляющие стратегического подхода к анализу и управлению затратами:

1. Методику построения и анализа отраслевой цепочки ценностей

2. Затратообразующие факторы (структурные и функциональные)

3. Разнообразие подходов управления затратами, систем контроля и вознаграждения в рамках дифференцированных стратегий.

4. Рассмотреть концептуальный подход к оценке конкурентоспособности компаний.
3. Формы работы

3.1. Изучение курса «Стратегическое управление затратами» основано на лекционной материале, проведении семинаров и самостоятельной работе.

В предоставленном курсе большое место отведено самостоятельной исследовательской работе, результаты которой будут представлены в презентации case-studies. В рамках курса «Стратегический анализ затрат и конкурентоспособности компании « предлагается два вида самостоятельной работы:


  • Групповая работа (группы по 2-3 чел.)

Предполагается совместное исследование сквозной проблемы, охватывающей практически все разделы (темы) курса. По результатам проведенного исследования должны быть представлены рекомендации (решения).

Пример: построение и анализ отраслевой цепочки ценностей для российской вертикально интегрированной фирмы с последующим выделением стратегических видов экономической деятельности, анализом значимых для каждого вида (или одного из них) затратообразующих факторов и предполагаемое стратегическое позиционирование стратегического вида деятельности.

  • Индивидуальная работа

Основана на самостоятельном изучении дополнительного материала с последующей презентацией выполненных задач.

Пример 1: исследование функционального фактора затрат – качества – на основе TQM модели.

Пример 2: Предлагается изучить соответствующую литературу и решить задачи (2 или 3), демонстрирующие возможности использования статистических методов контроля качества – построение и анализ контрольных карт P; X; R.

3.2. Авторские приемы преподавания курса.

Методика преподавания основана на изложении лекционного материала с использованием раздаточного материала и консультировании.

Опыт преподавания менеджериальных и экономических дисциплин позволяет совместно использовать как концептуальные подходы в анализе, позволяющие увидеть многоплановость проблемы, так и конкретные аналитические инструменты прикладных дисциплин (управленческий учет, инвестиционный анализ и др.).

4.Место курса в системе формирующих инновационных квалификаций:

Курс «Стратегический анализ издержек и конкурентоспособности компании» предназначен для магистров второго года обучения экономического факультета. Он органично интегрирован в новую инновационную специализацию кафедры Экономики и финансов фирмы – «Стратегическое управление финансами фирмы» и комплементарен курсам «Управленческий учет», «Эконометрика», «Инвестиционный анализ», «Управление стоимостью компании», «Стратегический менеджмент» читаемых для экономистов.


II. Содержание курса.

  1. Тематический план учебной дисциплины.




№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудитор. занятия (час. в том числе)

Самост. работа

лекции

семинары

I раздел

Концептуальные основы стратегического анализа издержек и конкурентоспособности компании
1. Стратегический анализ в рамках сбалансированного управления компанией




4







II раздел

III Раздел

IV Раздел

Итого:


Концепция стратегического анализа издержек и конкурентоспособности компании
2. Концепция отраслевой цепочки ценностей и анализ затрат для целей управления компанией
3. Дифференциация систем управления затратами на основе стратегического позиционирования
4. Анализ затратообразующих факторов как элемент стратегического анализа затрат.
Прикладные аспекты анализа затратообразующих факторов
5. Анализ структурного фактора затрат – ассортимента
6. Анализ функционального фактора затрат – всеобщего управления качеством (TQM)
Прикладные аспекты анализа конкурентоспособности компании
7. Оценка стратегического состояния и потенциала компании






6

2


2
6

6


4

28


4

4


4

12




Базовые учебники1:


1. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Бизнес-микро, 19992.

2. Shank John K., Govindarajan Vijay. Strategic cost management. The new tool for competitive advantage. The Free Press, 1999.

3. Hilton R.W., Maher M.W., Selto F. Cost management. Strategies for business decisions. MG Hill, 2004.

4. Shank John K., Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.

5. Стрикленд А. Дж. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Изд. Вильямс, 2003.
3. Содержание программы

I раздел. Концептуальные основы стратегического анализа затрат и конкурентоспособности компании.

Тема 1. Стратегический анализ в рамках сбалансированного управления компанией.

Понятие стратегии. Иерархичность стратегии. Концепция стратегический бизнес единицы (strategic business unit – SBU). Стратегии достижения конкурентного преимущества SBU: модель Портера. Функциональная стратегия. Цепочка ценностей Портера как методологическая основа анализа затрат и конкурентоспособности.

Сравнительный анализ парадигм управленческого учёта и стратегического анализа затрат по критериям:

- сформулированной цели анализа

- способу анализа затрат

- причинных факторов, объясняющих поведение затрат.

Элементы стратегического системного подхода анализа затрат: анализ отраслевой цепочки ценностей; анализ стратегического позиционирования; анализ затратообразующих факторов.
Основная литература:


  1. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М: Олимп-Бизнес, 2005.

  2. Николаева О., Алексеева О. Стратегический управленческий учёт. М: УРСС, 2003. Гл.1

  3. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. Бизнес-микро, 1999. Гл.1-3

  4. Hilton R.W., Maher M.W., Selto F. Cost management. Strategies for business decisions. MG Hill, 2004. Ch. 1

  5. Shank John K., Govindarajan Vijay. Strategic cost management. The new tool for competitive advantage. The Free Press, 1999. Ch. 1-3

  6. Shank John K., Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.

Дополнительная литература:

  1. Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика. М: Финансы и статистика, 2002. Гл. 2

  2. Уорд Кит. Стратегический управленческий учёт. ЗАО «Олимб-бизнес», 2002. Гл.3

  3. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the balanced score card as a strategic management system. Harvard Business Review, 1996. № 12.

  4. Kaplan R.S. Limitations of coast accounting in advanced manufacturing environments. Harvard business school press, 1999. P. 15-38


II раздел. Концепция стратегического анализа затрат.

Тема 2. Концепция цепочки ценностей и анализ затрат для целей управления компанией.

Области анализа затрат в рамках традиционного и стратегического подходов. Стратегические аспекты анализа отраслевой цепочки ценностей; связи с поставщиками; связи с заказчиками; связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия; связи внутри цепочки ценностей в рамках одного подразделения предприятия.

Методология построения отраслевой цепочки ценностей; критерии идентификации стратегических видов экономической деятельности, создающих ценность, сегментация стратегических видов экономической деятельности (если необходимо); выявление затратообразующих факторов, регулирующих каждый вид экономической деятельности, создание устойчивого конкурентного преимущества на основе лучшего, чем у конкурента, управления затратообразующими факторами, либо путем реконфигурации цепочки ценностей.

Стратегический анализ отраслевой цепочки ценностей на конкретном примере Northam Packaging Company с использованием портфельного подхода, методов инвестиционного анализа и расчёта показателей на основе отраслевой цепочки ценностей. Стратегические выводы, полученные на основе анализа.


Основная литература:

  1. Николаева О., Алексеева О. Стратегический управленческий учёт. М: УРСС, 2003. Гл.1.

  2. Стрикленд А. Дж. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М., СПб, Киев, 2003. Гл. 9,10.

  3. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М: Бином Лаборатория знаний, 2005. Гл. 4,5,9.

  4. Shank John K., Govindarajan Vijay. Strategic cost management. The new tool for competitive advantage. The Free Press, 1999. Ch. 4-5

  5. Shank John K., Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.

  6. Hilton R.W., Maher M.W., Selto F. Cost management. Strategies for business decisions. MG Hill, 2004. Ch. 1

Дополнительная литература:

  1. Липсиц И.В., Коссов В.В. инвестиционный проект. М: Изд. Бек, 1996. Гл. 8-12

  2. Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика. М: Финансы и статистика, 2002. Гл. 10

  3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Изд. Питер, 1999. Гл. 9,10

  4. Стрикленд А. Дж., Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Изд. Вильямс, 2003. Гл. 9, 10

  5. Hax A., Majluf N. The strategy concept and process: a pragmatic approach. 1991. Ch. 9,11,15


Тема 3. Дифференциация систем управления затратами на основе стратегического позиционирования.

Понятие стратегии. Стратегии состояний компании: стратегия наращивания; стратегия удержания позиций; стратегия использования достижений; стратегия сокращения. Стратегические состояния и характеристика экономических показателей, характерных для каждого из них по критериям: фаза жизненного цикла отрасли; доля рынка; политика компании в отношении денежных средств; уровень риска; зависимость от внешнего окружения. Понятие конкурентного преимущества. Виды конкурентных преимуществ; модель М. Портера.

Характеристика стратегий достижения конкурентного преимущества. Построение матрицы потенциальных соответствий/несоответствий стратегических состояний и стратегий достижения конкурентного преимущества: подход Шанка Дж. и Говиндараджана В.

Стратегии развития бизнеса и системы управления и контроля затрат: Разнообразие требований, предъявляемых к информации о производственной и полной себестоимости, роли нормативных затрат, значимости анализа издержек обращения и цен конкурентов, роли бюджета и возможностей его пересмотра и допустимых отклонений; значимость выполнения бюджета. Конкурентные стратегии и разнообразие подходов к управленческому контролю и системе поощрительных вознаграждений по критериям значимости финансовых и нефинансовых показателей; соотношению зарплата – премия, регулярности премиальных выплат, значимости субъективного подхода вышестоящих менеджеров, перспектив карьерного роста.


Основная литература:

  1. Кочугуева М.Н. Концептуальные основы бизнес стратегии. М: ГУ-ВШЭ, 1999. Гл. 1-7

  2. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М: Бином Лаборатория знаний, 2005. Гл. 4,5,11.

  3. Стрикленд А. Дж., Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Изд. Вильямс, 2003. Гл. 9, 10

  4. Shank John K., Govindarajan Vijay. Strategic cost management. The new tool for competitive advantage. The Free Press, 1999. Ch. 6-9

  5. Shank John K., Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.

  6. Porter M. Competitive strategy. New York: Free Press, 1980

  7. Porter M. Competitive advantage. New York: Free Press, 1985

  8. Hilton R.W., Maher M.W., Selto F. Cost management. Strategies for business decisions. MG Hill, 2004. Ch. 4-5

Дополнительная литература:

  1. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М: Олимп-Бизнес, 2003

  2. Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика. М: Финансы и статистика, 2002. Гл. 15, 16

  3. Huselid M. A., Jacjson S.E., Schulter S. Technical and strategic human resource management effectiveness as determinants of firm performance. // Academy of management journal 40, #1, 1997. P. 171-188

  4. Rumelt R.P. Strategy, structure and economic performance. Cambridge MA, Harvard University, 1974.

Тема 4. Анализ затратообразующих факторов как элемент стратегического управления затратами.

Понятие «затратообразующие факторы» и их виды: структурные и функциональные (перечни Риле). Конфликтность затратообразующих факторов. Экономия и дизэкономия, полученные на основе использования затратообразующих факторов. Структурные факторы затрат: масштаб, диапазон, кривая опыта, технология, сложность (широта ассортимента). Возможность анализа структурных затратообразующих факторов с помощью экономико-математических моделей (на примере модели множественной регрессии). Функциональные факторы затрат: вовлеченность рабочей силы, комплексное управление качеством (TQM), использование мощностей, эффективность планировки завода, использование связей с поставщиками и заказчиками. Алгоритм анализа затратообразующих факторов с применением методики «официального анализа».


Основная литература:

  1. Гладилин А.В., Герасимов А.Н., Громов У.И. Эконометрика. М: Кнорус, 2006. Гл. 4-6

  2. Николаева О., Алексеева О. Стратегический управленческий учёт. М: УРСС, 2003. Гл.1,2

  3. Чейз Р. Эквилайн Н., Якобс Дж. Производственный и операционный менеджмент. М: Вильямс. Гл. 7-12

  4. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М: Бином Лаборатория знаний, 2005. Гл. 1-3, 12, 13

  5. Shank John K., Govindarajan Vijay. Strategic cost management. The new tool for competitive advantage. The Free Press, 1999. Ch. 10

  6. Shank John K., Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.

  7. Hilton R.W., Maher M.W., Selto F. Cost management. Strategies for business decisions. MG Hill, 2004. Ch. 1, 4

Дополнительная литература:

  1. Беа Ф.К., Дихтла Э., Швайтцер М. Экономика предприятия. М: Инфра М, 1999. Часть 3, Гл. 1,3,6; Часть 2, Гл.4

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардарика, 1998. Гл. 9-13

  3. Десслер Г. Управление персоналом. М: Бином, 2004. Гл. 9,10,11,19

  4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М: Олимп-Бизнес. Гл. 4-7

  5. Mizino S., Akao Y. QFD: The customer – driver. Approach to quality planning and development// Asian productivity organization, Tokyo, Japan, available from Quality resources, One Water Street, White Plains, NY, 1994

  6. Kaplan R.S., La Motte G. The balanced scorecard and quality programs// Harvard Business school publishing, 3/15/01, P.4

  7. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the balanced scorecard: translating strategy into action// Harvard Business school Press, 1996, P.323

  8. Morita A., Reingold E.M., Shumomura M. Made in Japan. Akio Morita and Sony // E.P. Dutton. New York 1986

  9. Pardoe K. Quantitive methods.// CIMA, London, 1999.


III раздел. Прикладные аспекты анализа затратообразующих факторов.
Тема 5. Анализ структурного фактора затрат – ассортимента.

Типы промышленного производства – единичное, серийное, массовое и особенности выпускаемой продукции.

Специфика ассортимента выпускаемой продукции как предпосылка выбора метода учета накладных (производственных) затрат.

Массовое производство и особенности учета накладных производственных затрат в рамках традиционного метода. Первичное распределение накладных затрат: прямое включение и распределение с использованием базы распределения.

Вторичное распределение накладных затрат: возможности моделирования. Прямое, пошаговое, многократное, математическое распределение.

Расчет ставки распределения накладных (CAR) затрат и калькулирование себестоимости на основе конкретного показателя объема – чел/часы, Машино/часы, калькуляционные единицы.

Единичное и серийное производство как предпосылки перехода к АВС методу. Классификация видов деятельности и определение пула накладных затрат. Поиск адекватных носителей затрат. Расчет ставки носителя затрат (Cost driver rate – CDR) и калькулирование себестоимости в рамках АВС метода. Сравнительный анализ результатов калькулирования в рамках традиционного и АВС метода. Достоинства и недостатки обоих методов. АВС метод как предпосылка перехода к стратегическому управлению по видам деятельности (Activity-based management – ABM).

Виды деятельности: добавляющие стоимость и отвлекающие (не добавляющие стоимость).

Эффективные и неэффективные бизнес процессы.

Построение матрицы Белиза-Джонса и целесообразность учета и распределения затрат в зависимости от их положения в матрице.


Литература основная:


  1. Николаева О., Алексеева О. Стратегический управленческий учет. М: УРСС, 2003. Гл. 2

  2. Соколов А.Ю. Управленческий учет накладных расходов. М: Финансы и статистика, 2004. Гл. 1-9

  3. Hilton R.W., Maher M.W., Sellto F. Cost management. Strategies for business decisions. MG Hill, 2004. CH.13

  4. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. СПб: Бизнес Микро, 1999. Гл. 11-12

  5. Shank John K. Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.


Литература дополнительная:


  1. Управленческий учет: официальная терминология CIMA. М: ФБК-Пресс, 2004. Гл. 3,6

  2. Belli’s-Jones R. Activity-based Cost Management // in Management Accounting Hand Book edited by C Drury, Butterworth-Heinemann and CIMA. London, 1992. P. 119-132

  3. Cooper R. Cost Classification in Unit-Based and Activity-Based Manufacturing Cost System // Journal of Cost Management, Fall, 1990. P. 4-14


Тема 6. Анализ функционального фактора затрат – качества.

История развития теории и практики управления качеством в работах российских философов и экономистов: Бердяева Н.А., Вернадского И.В., Бойцова Б.В.

Концепция всеобщего управления качеством: концепция «стоимости качества» Джурана Д., 14 принципов управления качеством Дэминга У.Э. и решетка зрелости и управления качеством Кросби Ф. Современные стандарты качества: ISO9000 и учет этих требований качества в России. Сопоставление парадигм традиционного и комплексного подходов управления качеством по критериям: ответственности, связей и поставщиками, особенностям разработки нового товара, характеру сформулированных целей, специфике анализа затрат, отклонений, значимости нефинансовых критериев оценки.

Методика учета стоимости качества: затраты на предотвращение брака, затраты на оценку, затраты на внешний брак, затраты на внутренний брак. Инструменты контроля качества. История развития компании и логика применения систем управленческого учета для поддержки TQM.


Литература основная:


  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. Total Quality management (TQM). М: Лаборатория Базовых знаний. Горячая линия Телеком, 2001. Гл. 1-3, 7-10

  2. Конти Т., Коидо Ё, Ватсон Г. Качество в 21 веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития. М: РИА «Стандарты и качество». 2005. Гл. 1-6, 11, 12

  3. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. СПб: Бизнес Микро, 1999. Гл. 13

  4. Shank John K. Cases in Cost Management: a Strategic Emphasis. Thompson, 2006.

  5. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. производственный и пооперационный менеджмент. М., СПб, Киев, Изд. «Вильямс», 2001. Гл. 6


Литература дополнительная:


  1. Антология Русского качества под ред. Бойцова Б.В. и Крянева Ю.В. М: РИА «Стандарты и качество», 150-168, 260-284, 410-414

  2. Розова Н.К. Управление качеством. СПб: «Питер», 2001. Гл. 1-9



Раздел 4. Прикладные аспекты анализа конкурентоспособности компании.
Тема 7. Оценка стратегического состояния и потенциала компании.

Критерии выбора наиболее значимых конкурентов для оценки конкурентного состояния (конкурентоспособности) компании. Цепочка ценностей Портера и сравнительный анализ конкурентоспособности. Сильные и слабые стороны компании. Оценка конкурентоспособности бизнес единицы в рамках диверсифицированного портфеля: матрица прибыльности. Решение типовой задачи на примере SBU, входящих в портфель ICN Pharmaceuticals.


Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  1. Примерная тематика рефератов.




    1. Логика построения и анализа отраслевой цепочки ценностей на примере российской вертикально интегрированной компании.

    2. Построение алгоритма анализа структурного затратообразующего фактора – вертикальной интеграции (на конкретном примере).

    3. Построение алгоритма анализа структурного затратообразующего фактора – привой опыта для конкретной российской фирмы.

    4. Построение алгоритма анализа структурного затратообразующего фактора - технологии – для конкретной российской фирмы.

    5. Анализ структурного фактора затрат – ассортимента выпускаемой продукции и предпосылки внедрения АВС, АВМ и АВВ.

    6. Возможности и ограничения анализа затратообразующих факторов с помощью регрессионного анализа (для конкретной фирмы).

    7. Накладные расходы в системе стратегического управления затратами.

    8. Анализ функционально фактора затрат – TQM (всеобщего управления качеством) и его внедрение в России.

    9. Управление затратами на обеспечение качества на примере конкретно российской фирмы.

    10. Методология «шести сигм» как новый подход к управлению качеством.

    11. Семь инструментов контроля и роль кружков качества в их изучении.

    12. Совместный анализ максимизации ценностей и минимизации затрат.

    13. Базовые концепции и идеология всеобщего управления качеством.





    1. Потребитель – как объект отнесения затрат.




    1. Используя «колесо Деминга» проанализировать самый неэффективный учебный курс.




  1. Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины.




    1. Каковы концептуальные различия парадигм традиционного и стратегического подхода к управлению затратами?

    2. Какова методология построения отраслевой цепочки ценностей и критерии выделения стратегических видов экономической деятельности.

    3. Что такое перечни Риле?

    4. Назовите четыре области улучшения прибыли в рамках стратегической парадигмы.

    5. Каковы варианты «стратегических выборов» фирмы и какова их связь с типами конкурентного преимущества. Назовите области потенциальных соответствий и несоответствий.

    6. По каким критериям дифференцируется управление затратами на основе стратегического позиционирования?

    7. Специфика производственного процесса и ассортимента выпускаемой продукции как предпосылка выбора метода учёта ОПР.

    8. Возможности моделирования при вторичном распределении накладных затрат в рамках традиционной методологии.

    9. Возможности моделирования в рамках АВС подхода.

    10. Проведите «SWOT-анализ» традиционной и АВС методологии учета накладных затрат.

    11. Какова взаимосвязь между «Activity-based costing», «Activity-based budgeting» и «Activity-based management»?

    12. Прокомментируйте матрицу Белиза-Джонса.

    13. В чем заключается стратегическая значимость Activity-based management?

    14. Дайте характеристику функционального затратообразующего фактора – качества – используя концепции Джурана, Деминга, Кросби. Каковы их общие черты и различия?

    15. Что такое статистические карты Деминга, и какова логика их построения? Каково назначение карт P, X, R?

    16. Дайте характеристику функционального затратообразующего фактора – «вовлеченность рабочей силы».

    17. Стратегическое позиционирование и значимость анализа потребителя: ключевые показатели анализа.


Формы контроля.


  1. формы текущего, промежуточного и итогового контроля

    Текущий контроль

    Промежуточный контроль

    (в перспективе)



    Итоговый контроль

    1. посещаемость

    2. Работа на семинарах

    1. своевременная сдача рефератов

    2. решение домашних задач

    1. презентация домашнего задания

    2. устный опрос

  2. примерный объем письменных работ – 10-15 страниц.

  3. время выполнения для аудиторных работ: время зависит от сложности задачи – 2-4 часа.

  4. итоговая оценка (методика выставления): выставляется по 10-бальной шкале на основе полученных оценок за все виды выполненных работ с учетом коэффициентов значимости этих работ.

Ниже приведена формула для расчета итоговой оценки:

О итог = Оц. Домашние задачи х 0,1 + Оценка (реферат) х 0.3 + Оценка (презентация и устный опрос) х 0,6, где 0,1; 0,3; 0,6 – весовые коэффициенты, отражающие значимость и степень влияния на итоговую оценку. Итоговая оценка минусуется на 1-2 балла за плохую посещаемость.



ПРИЛОЖЕНИЕ к программе «Стратегический анализ затрат и конкурентоспособности компании».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОММЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ, ИЗУЧАЮЩИМ КУРС «Стратегический анализ затрат и конкурентоспособности компании».
Предлагаемый методический материал раскрывает рекомендуемый режим и характер самостоятельной работы. Самостоятельная работа включает несколько этапов:

  1. Просмотр лекционного материала по теме, где в структурированном виде раскрывается тема курса.

  2. Чтение литературы, позволяющей наиболее глубоко раскрыть вопросы темы. Ссылки в таблице соответствуют порядковому номеру учебника или статьи, указанных в списке рекомендованной литературы по соответствующей теме.

  3. Закрепление теоретического материала решением конкретных задач.

Рекомендации даются по темам курса, указанным в программе и представлены далее в виде таблицы 1.

  1. Подготовку case-studies в группах с последующей презентацией. Рекомендации по работе с case-studies представлены после таблицы 2.


Таблица 1. РЕКОММЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ, ИЗУЧАЮЩИМ КУРС «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ»

Программа курса

Кол-во часов, требуемых для самостоятельной подготовки

Рекомендации

  1. Анализ затрат в системе сбалансированного управления компанией



  1. Концепция цепочки ценностей и анализ затрат для целей управления компанией.



  1. Дифференциация систем управления затратами на основе стратегического позиционирования.

5

5


5


1.Лекционный материал

2.Программа курса:

Основная литература:
№ 1,2,3

Дополнительная литература:

№ 3,4

3.1. проанализируйте, какова схема управления затратами на Вашей фирме? Включает ли она стратегическую составляющую. Если да, то подкрепите утверждение выводами. Если нет, то что этому мешает?



3.2. Найди области соответствия в рамках традиционной и стратегической парадигм.

1.Лекционный материал

2.Программа курса:

Основная литература:

№1,4,5.

Дополнительная литература:


№4,5

3.1. Постройте отраслевую цепочку ценностей с выделением стратегических видов экономической деятельности для компаний: «Аэрофлот», «Северсталь», «Бабаевский» или любой другой крупной компании на Ваш выбор.

1.Лекционный материал

2.Программа курса:







4. Анализ затратообразующих факторов, как элемент стратегического управления затратами.

5. Анализ структурного фактора затрат – ассортимента.

6. Анализ функционального фактора затрат – качества.




5

15



16



Основная литература:

№ 1,2,3,4,6

Дополнительная литература:

№ 2,4


3.1 Применяя матрицу BCG и матрицу М. Портера прокомментируйте положение Российских фармацевтических компаний, входящих в портфель ICN Pharmaceuticals.

3.2 Сделайте то же самое для конгломеративной структуры.

1.Лекционный материал.


  1. 2.Программа курса:

  2. Основная литература:

  3. № 5,6

  4. Дополнительная литература:

  5. № 8,9

  6. 3.1 Постройте и проанализируйте модель множественной регрессии для любого из структурных факторов затрат.

  7. 1.Лекционный материал.

  8. 2.программа курса:

  9. Основная литература:

  10. № 1,2

  11. Дополнительная литература:

  12. № 3,4,6.

  13. 3.2 проанализируйте возможности применения кривой опята для металлургической компании «Северсталь», а также для предприятий автомобильной отрасли.

1.Лекционный материал

2.программа курса:


  1. Основная литература:

  2. Дополнительная литература:

№ 2

3.1 Какие предприятия в России внедряют сегодня систему АВС – АВМ? Каковы организационно-экономические предпосылки прехода к данной системе?

3.2 Решение задач по данной теме будет предложено на семинаре и в качестве домашнего задания.

1.Лекционный материал

2.Программа курса:

Основная литература:

Вся

Дополнительная литература:



Вся!

3.1. Решите задачи из учебника Чейза Р.Б. и др.

(Приложение к главе 6; стр. 222 -225)

3.2. Каким образом внедряется на Российских предприятиях, придерживающихся стратегий дифференциации и оптимальных затрат, концепция TQM?





Таблица 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С CASE-STUDIES.


Алгоритм работы и логика презентации CASE-STUDIES: основные этапы ( на примере анализа отраслевой цепочки ценностей).
1. ВВЕДЕНИЕ: ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: ПОСТРОЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕПОЧКИ ЦЕННОСТЕЙ.


Задачи каждого этапа.

1. Характеристика отрасли:

- Название

- Темпы роста отрасли: ретроспективный и прогнозируемый подход.

2. Описание конкурентной среды:

- Степень концентрации в отрасли

- Количество наиболее значимых конкурентов.

- Наличие барьеров для входа в отрасль.

- Угрозы, исходящие со стороны поставщиков.

- Угрозы, исходящие со стороны потребителей.

- Угрозы, исходящие со стороны товаров-субститутов.

3. Описание бизнеса:

- Тип выпускаемого продукта и услуги

- Величина производственных мощностей

- Уровень и адекватность технологии

- Особенность маркетинга

4. Отраслевая привлекательность и деловое положение:

- интегрированная качественная характеристика.


1. Выделить стратегические виды экономической деятельности.

2. Провести сегментирование стратегических видов экономической деятельности (если это необходимо).

3. Указать доходы, затраты, прибыль, совокупные активы для каждого стратегического вида экономической деятельности.

4. Установить значимые затратообразующие факторы для каждого вида экономической деятельности с последующим применением наиболее адекватных методов их анализа (например, сравнительный анализ на основе традиционного и ABC подходов для структурного затратообразующего фактора – ассортимента выпускаемой продукции, применение методики официального анализа для структурного затратообразующего фактора – «Кривой опыта» и т.д. Интегрированный анализ структурных затратообразующих факторов возможен с помощью построения множественной регрессии.


3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ.

1. Использовать концептуальный (портфельный) подход для анализа стратегических альтернатив: матрицу Бостонской консалтинговой группы (BCG), матрицу Дженерал Электрик (GE), матрицу Hoffer/A.D.Little.

2. Оценить рассматриваемые альтернативы, используя методы инвестиционного анализа.

3. Оценить стратегические альтернативы, используя расчеты на основе данных, представленных в отраслевой цепочке ценностей: удельного веса прибыли, создаваемой каждым стратегическим видом экономической деятельности, рентабельности активов. Сделать вывод о наличии/отсутствии диктата производителя и потребителя.

4. Сформулировать выводы, соответствующие контексту анализируемого case-studies.




1 Базовые учебники будут выделены в тексте жирным шрифтом

2 Учебник Шанка Дж. и Говиндараджана В. на русском и английском языках являются полностью взаимозаменяемыми.


Смотрите также:
Программа дисциплины Стратегический анализ издержек и конкурентоспособности компании для направления 080100. 68
233.19kb.
1 стр.
Программа дисциплины Венчурный капиталл для направления/ специальности 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра
400.7kb.
6 стр.
Программа дисциплины Долгосрочное планирование финансовых показателей деятельности компании для направления 080100. 62
247.23kb.
1 стр.
Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.
Программа дисциплины Анализ и редактирование данных с пропусками и ошибками для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра
83.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Программа дисциплины Для направления 080100. 68 «Экономика» Профиль «Финансы и кредит»
580.08kb.
5 стр.
Программа дисциплины Корпоративная социальная политика для направления 080100. 62 подготовки бакалавра
313.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины Макроэкономика  для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра специализация «Мировая экономика»
206.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины Анализ инвестиций в недвижимость  Направление подготовки 080100. 68 Экономика, магистерские программы
237.84kb.
1 стр.