Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 УДК 378(06) Проблемы университетского образования C.В. ЛЕЩЁВ Московский инженерно-физический институт (государственный университет) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ И ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Рассматриваются методологические аспекты презентации центральных понятий философии искусственного интеллекта в педагогическом дискурсе. Преподавание философии искусственного интеллекта сопровождается, как правило, трансформацией «метафорических установок» учащихся. Объясняется подобный переход имманентной интердисциплинарностью метафорики данной дисциплины. Есть, однако, и еще более нюансированная динамика в усвоении соответствующих дескриптивных рядов: метафоры существования и сознания, принятые в философском и жизненном словоупотреблении, сопротивляются фигуральному обращению с ними, поскольку репрезентируют собой самый «здравый философский смысл». Такова, например, судьба понятий «искусственный» и «интеллект» в словосочетании «искусственный интеллект». «Искусственность», как понятие, представляющееся самоочевидным, перестает быть таковым, будучи инкорпорировано в процессе обучения в стандартную учебно-методическую практику «внесения ясности». Действительно, самолегитимация любого педагогического дискурса заключена в том, что в нем «естественным образом» возникают предзаданные тематические горизонты, семантические и дескриптивные поля, так или иначе встроенные в представления о «естественном» или «разумном» ходе вещей. Однако, ни понятие «интеллект», ни понятие «искусственность» не подразумевают стоящего за ними фронта «обыденных» разумений, дозволяющих дешифровать их специфичный для философии искусственного интеллекта смысл. Одним из принятых путей избегания данной коллизии является историко-генетический подход, методологически оправданный в том отношении, что он демонстрирует ситуативные и контекстуальные рубежи определенных философских эпох, а так же «спонтанность» философского рассудка, производящего тот или иной фактор когнитивного риска в разрешении теоретических конфликтов на имеющейся почве. В качестве примеров подобных когнитивных рисков можно назвать антиномии Канта, в которых манифестирует себя беспомощность человеческого разума, наследующая его же собственную природу; понятие синтеза Гегеля, постулативно легитимирующее любую антиномию разума. Несмотря на традиционность контента своего осмысления, философия искусственного интеллекта может форсировать определенный метафорический диссонанс и из другого источника. Флексичность достигается здесь интердисциплинарным расширением методических и учебных постулатов, позволяющих переводить множество нелегитимных метафор данной науки в обоснованные и продуманные аналогии. Например, Гилберт Райл обвиняет философию сознания в засилье метафор, подобных «мифу Декарта» о «призраке в машине». Однако, компьютерное моделирование позволяет более механистически отнестись к тем или иным когнитивным аспектам восприятия, объяснения, понимания и, тем самым, выявить некоторые «легитимирующие» моменты представлений о «призраке в машине». Сложности, присущие постулативному фундированию учебно-методических практик приходят в философию искусственного интеллекта и «изнутри»: на методическом уровне с трудом поддается дифференциации содержание науки «искусственный интеллект» и философии искусственного интеллекта. Их параллельное развитие позволяет каждой привносить значимый конструктив в «оппонента», однако, следствием данного конструктива является порой их неразличимость в содержательном плане, поскольку несмотря на формальное разбиение их проблематик по технологическому и гуманитарному кластерам, в них, тем не менее, не имеет смысла полностью элиминировать взаимные метафорические и техницистские рудименты. Сама тематика исследований провоцирует учебно-методические основы этих наук быть более мобильной, включать в себя больше степеней свободы, нежели обычно дозволительны в постулативных предписаниях к формальному единству той или иной науки. Список литературы
ISBN 978-5-7262-0883-1. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2008. Том 6 Смотрите также: Учебно-методические постулаты и преподавание философии искусственного интеллекта
29.76kb.
1 стр.
Творцы искусственного интеллекта
16.15kb.
1 стр.
Исследование бессознательного для построения систем искусственного интеллекта
1203.11kb.
9 стр.
Отделение общественных наук ран научный совет ран по методологии искусственного интеллекта
298.81kb.
1 стр.
Реферат по философии на тему "кибернетика и сознание. Проблема искусственного интеллекта"
237kb.
1 стр.
Мезенцев Иван Валерьевич Возможность создания «искусственного интеллекта» и «перемещений во времени» с точки зрения христианского мировоззрения
79.95kb.
1 стр.
Учебно-методические материалы для проведения практических занятий в рамках образовательной программы «преподавание истории и обществознания в соответствии с фгос общего образования»
223.63kb.
1 стр.
Программа дисциплины Системы искусственного интеллекта Для направления 230100 «Информатика и вычислительная техника»
130.76kb.
1 стр.
Направления работы
87.58kb.
1 стр.
Передовые рубежи науки
81.65kb.
1 стр.
Использование методов искусственного интеллекта для проектирования пользовательского интерфейса1
130.22kb.
1 стр.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 259.18kb.
1 стр.
|