Главная
страница 1страница 2 ... страница 26страница 27
Данное издание выпущено при поддержке благотворительной организации Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках Женской Сетевой программы.

Рецензенты:

Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, доцент, кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена;

Сикевич 3.В., доктор социологических наук, профессор, факультет социо­логии СПбГУ.

К48 Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. —479 с: ил. — (Серия «Практикум по психоло­гии»).

ISBN 5-318-00567-5

В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, — гендерная тематика — в системе отечественного высшего образо­вания приобретает все большее распространение и популярность. В данной книге пред­ставлены методические разработки практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Практикум предназначен для подготовки студентов гуманитарных, техниче­ских и естественнонаучных направлений в области гендерной психологии и других гендерно-ориентированных дисциплин. Допущен в качестве учебного пособия для студентов вузов. Данное практическое пособие адресовано преподавателям высших учебных заведе­ний, читающим курсы и спецкурсы по гендерной тематике, исследователям, аспирантам, студентам и всем тем, кто интересуется гендерной проблематикой или хотел бы с ней познакомиться.

ББК 88.373 УДК 159.922.1

ISBN 5-318-00567-5

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Предисловие 14

Об истории создания практикума 16

О концепции практикума 17

О структуре практикума 19

Благодарности 21

Сведения об авторах 22



Часть I. Введение в гендерную психологию

Глава 1. Что такое гендер (Д. В. Воронцов) 27

Вводные замечания 27

Этап 1. Знакомство 31

Этап 2. Презентация личного гендерного образа 32

Этап 3. Обсуждение личных презентаций 32

Этап 4. Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам 33

Контрольные вопросы 34

Литература 35

Приложение. Гендер — социальный конструкт или биологический императив? 35

Глава 2. Исследование гендерных представлений студентов

(Л.В. Штылева) 46

Вводные замечания 46

Этап 1. Диагностическое анкетирование 47

Этап 2. Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение 48

Этап 3. Мозговой штурм: «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?» 49

Этап 4. Ввод и обсуждение понятия «Гендерный стереотип» 49

Этап 5. Упражнение «Цена стереотипа» 50

Этап 6. Мозговой штурм «Кто формирует и поддерживает

гендерные стереотипы?» 50

Этап 7. Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?» 50

Этап 8. Завершение занятия. Оценка результатов.

Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал (а) о себе?» 51

Вместо контрольных вопросов 52

Литература 53

Приложение. Стартовая анкета для спецкурса по гендерному

Образованию 53



Глава 3. Гендерный аспект взаимосвязи биологических

и психологических характеристик личности (Н.П. Реброва) 56

Вводные замечания 56

Задание 1. Определение мышечной силы рук у мужчин

и женщин 63

Задание 2. Исследование межполушарной асимметрии

(определение ведущего полушария) у мужчин и женщин 65

Контрольные вопросы 69

Литература 69

Глава 4. Гендерные различия в характеристиках социального

интеллекта (Е. В. Иоффе) 71

Вводные замечания 71

Этап 1. Знакомство с понятиями «социальный интеллект», «социальная компетентность» и обсуждение гендерных различий, связанных с этими феноменами 76

Этап 2. Развитие эмпатических способностей 76

Этап 3. Формирование навыков осознания собственных чувств и преобразования желаний в программу действий 78

Контрольные вопросы 79

Литература 80

Приложение 1. Прямое или косвенное выражение чувств 80

Приложение 2. Упражнение на формулирование желаний 81

Часть II. Гендерная социализация

Глава 5. Гендерная социализация (Ю. Е. Гусева) 85

Вводные замечания 85

Этап 1. Вопросы студентам (актуализация знаний, полученных на лекции) 86

Этап 2. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации 86

Этап 3. Обобщение полученных знаний 88

Контрольные вопросы 88

Литература 89

Приложение. Ситуация: мальчик просит купить ему куклу 89



Глава 6. Роль отца и матери в воспитании ребенка (Т. А. Шведчикова) 91

Вводные замечания 91

Этап 1. Обсуждение текста из работы Э. Фромма 104

Этап 2. Заполнение бланка теста 106

Этап 3. Обсуждение результатов теста 106

Контрольные вопросы 107

Литература 108

Приложение 1. Отрывок из книги Э. Фромма «Искусство любви» 109

Приложение 2. Бланк теста 111

Глава 7. Роль средств массовой информации в формировании и поддержании традиционных ролей мужчин и женщин (Н. Б. Гафизова) 113

Вводные замечания 113

Этап 1. Роль СМИ в гендерной социализации 116

Этап 2. Образы мужчин и женщин в СМИ 116

Этап 3. Реклама в СМИ 117

Литература 117



Глава 8. Раздельное по полу обучение: «за» или «против»

(И. С. Клецина) 119

Вводные замечания 119

Этап 1. Подготовка к дискуссии 124

Этап 2. Дискуссия 125

Этап 3. Подведение итогов дискуссии 126

Контрольные вопросы 126

Литература 126

Приложение 1. Темы для дискуссий 127

Приложение 2. Раздельное по полу обучение: «за» и «против» (по материалам дискуссии) 130

Глава 9. Гендерная автобиография как метод изучения

механизмов гендерной социализации (И. С. Клецина) 131

Вводные замечания 131

Этап 1. Актуализация теоретического материала 136

Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации» 137

Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография» 137

Литература 138

Приложение. Пример ранней гендерной социализации 139

Часть III. Гендерные характеристики личности

Глава 10. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека

(И. А. Тупицына) 143

Вводные замечания 143

Этап 1. Введение 146

Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов 146

Этап 3. Инсценировки ситуации общения 147

Этап 4. Обсуждение инсценировки ситуации общения 147

Этап 5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни 148

Этап 6. Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа 149

Этап 7. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов 150

Этап 8. Информационное сообщение преподавателя 150

Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов 151

Этап 10. Подведение итогов занятия 151

Контрольные вопросы 152

Литература 152



Глава 11. Гендерные стереотипы: возрастной аспект (Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева) 153

Вводные замечания 153

Этап 1. Предварительная подготовка 155

Этап 2. Выступления студентов 160

Этап 3. Подведение итогов семинаров 160

Контрольные вопросы 160

Литература 160

Приложение 1. Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в детском саду» 162

Приложение 2. Карта наблюдения «Характер взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками» 163

Глава 12. Исследование гендерной идентичности и гендерных

стереотипов личности (Л. Н. Ожигова) 164

Вводные замечания 164

Этап 1. Заполнение опросника «Кто Я» 166

Этап 2. Обработка результатов 166

Этап 3. Обсуждение результатов 167

Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина / мужчина» 168

Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина / мужчина» 168

Этап 6. Обсуждение результатов 169

Контрольные вопросы 169

Литература 169



Глава 13. Гендерная идентичность (П. В. Румянцева) 171

Вводные замечания 171

Этап 1. Терминологическая разминка 173

Этап 2. Составление блок-схемы из основных понятий, относящихся к теме «Гендерная идентичность» 173

Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография» 174

Контрольные вопросы 175

Литература 175

Приложение. Образцы карточек для «Терминологической разминки» 176



Глава 14. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека (М. В. Сафонова) 178

Вводные замечания 178

Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов 180

Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина» 181

Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские» 181

Этап 4. «Расшатывание» стереотипов 182

Этап 5. Задание «Новые мы» 182

Контрольные вопросы 182

Литература 183

Приложение 1. Карта наблюдения проявления гендерных стереотипов 183

Приложение 2. Образы мужчины и женщины, составленные студентами 184

Глава 15. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения (М.И. Кошенова) 185

Вводные замечания 185

Этап 1. Разминка 187

Этап 2. Работа с осознанием влияния стереотипов и установок на восприятие и передачу информации в процессе общения 188

Этап 3. Работа с осознанием влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию 189

Литература 194

Приложение. Психологические и социальные последствия необычной биологической природы жителей планеты Зима 194

Глава 16. Исследование гендерных установок в ситуации конфликта (Л. Н. Ожигова) 196

Вводные замечания 196

Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе» 198

Этап 2. Обработка результатов сочинения 199

Этап 3. Обсуждение результатов 200

Этап 4. Информационное сообщение ведущего 201

Этап 5. Сюжетно-ролевая игра «Собеседование» 202

Этап 6. Обсуждение результатов 204

Контрольные вопросы 204

Литература 205

Приложение. Сочинение респондентки А., жен., 20 лет, студентки отделения социальной работы 205

Глава 17. Социально-психологический анализ гендерных ролей (Е.В. Юркова, И.С. Клецина) 207

Вводные замечания 207

Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы 220

Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей 221

Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей 224

Контрольные вопросы 226

Литература 226

Приложение. Гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины 228



Глава 18. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала (О. Л. Кустова) 229

Вводные замечания 229

Этап 1. Характеристика образов — заполнение бланков 233

Этап 2. Обработка данных 233

Этап 3. Сравнение и результаты 234

Контрольные вопросы 237

Литература 238

Приложение 1. Опросник, предлагаемый для оценки образов: «Идеальная женщина», «Женщина в отличие от мужчины», «Предназначение женщины», а также для оценки женщинами самих себя 239

Приложение 2. Опросник, предлагаемый для оценки образов «Идеальный мужчина», «Мужчина в отличие от женщины», «Предназначение мужчины», а также для оценки мужчинами самих себя 241

Глава 19. Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы (Н.К. Радина) 243

Вводные замечания 243

Этап 1. Подготовка списка вопросов 248

Этап 2. Проведение фокус-группы 249

Этап 3. Обработка результатов 252

Контрольные вопросы 253

Литература по проблеме фокус-групп 253

Литература по проблеме гендерной идентичности 254

Приложение. Пример использования метода фокус-группы для студенческого исследования: «Дефлорация как психологическая травма» 255

Глава 20. Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики (И. С. Клецина) 259

Этап 1. Психологическая самодиагностика 261

Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)» 274

Контрольные вопросы 275

Литература 275

Приложение 1. Бланк ответов теста «Кто Я?» 277

Приложение 2. Опросник С. Бэм 277

Приложение 3. Личностный опросник: тест Лири 280

Приложение 4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) 286

Приложение 5. Пословицы 290

Приложение 6. Опросник «Распределение ролей в семье» 292

Часть IV. Прикладные аспекты гендерной психологии

Глава 21. Женщина и карьера (П. И. Дынин) 300

Вводные замечания 300

Этап 1. Обсуждение контрольных вопросов 315

Этап 2. Выполнение серии практических заданий 316

Этап 3. Завершающая групповая дискуссия 317

Контрольные вопросы 317

Литература318

Приложение 1. Статистические данные319

Приложение 2. Личностные качества эффективного руководителя321

Приложение 3. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин..................... 325



Глава 22. Изучение гендерных различий в построении имиджа

руководителя (Е.Б. Петрушихина).................... 329

Вводные замечания........................................ 329

Этап 1. Наблюдаемое обсуждение.......................... 331

Этап 2. Обобщение результатов дискуссии.................. 332

Контрольные вопросы..................................... 332

Литература................................................ 332



Глава 23. Гендерная психология как психология больших

групп (Н. Г. Малышева)............................. 333

Вводные замечания........................................ 333

Этап 1. Подготовка группы к докладу........................ 340

Этап 2. Доклады групп..................................... 340

Этап 3. Заключение........................................ 340

Контрольные вопросы..................................... 341

Литература................................................ 341

Приложение. Игра «Путешествие по Планете».............. 343



Глава 24. Методика изучения эффективности лидеров

разного пола (Т. В. Бендас).......................... 347

Вводные замечания........................................ 347

Этап 1. Работа с психологами-экспертами и подготовка

экспериментальных заданий............................ 352

Этап 2. Формирование диад испытуемых................... 354

Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по

определению эффективности лидеров................... 355

Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера... 357

Этап 5. Математическая обработка данных ................. 357

Этап 6. Интерпретация результатов ........................ 357

Контрольные вопросы..................................... 358

Литература................................................ 358

Приложение. Рисунки к заданиям.......................... 360

Глава 25. Гендерные стереотипы в спорте (Н.С. Цикунова) ... 363

Вводные замечания........................................ 363

Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1 ........... 364

Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2 ........... 365

Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3 ........... 366

Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4 ........... 366

Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5 ........... 367

Контрольные вопросы..................................... 368

Литература................................................ 368

Глава 26. Гендерный подход в практике школьного психолога

(М. Л. Сабунаева, Ю. Е. Гусева)...................... 369

Вводные замечания........................................ 369

Этап 1. Актуализация теоретического материала............ 378

Этап 2. Практическое задание.............................. 378

Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности

подходов............................................... 379

Контрольные вопросы..................................... 379

Литература................................................ 379

Приложение............................................... 381

Характеристики гендерного и полоролевого подходов

в образовании.......................................... 381

Глава 27. Гендерная экспертиза урока

(М. Л. Сабунаева).................................. 382

Вводные замечания........................................ 382

Этап 1. Вводная часть...................................... 384

Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение

экспертных карт........................................ 384

Этап 3. Обсуждение и выводы.............................. 385

Этап 4. Выработка рекомендаций........................... 386

Этап 5. Домашнее задание.................................. 386

Контрольные вопросы..................................... 386

Литература................................................ 386

Приложение. Экспертная карта для проведения гендерной

экспертизы урока....................................... 387



Глава 28. Психология восприятия насилия: культурный

и гендерный аспекты (О. Л. Данилова)................. 388

Вводные замечания........................................ 388

Этап 1. Работа над вопросами

в мини-труппах......................................... 396

Этап 2. Выстраивание схемы............................... 396

Этап 3. Анализ текста...................................... 397

Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов............ 397

Контрольные вопросы..................................... 398

Литература................................................ 398

Приложение 1. Письмо жены, которую бьет муж............ 399

Приложение 2. Насилие в семье и обществе................. 402

Глава 29. Сексуальность: стереотипы и реальность

(Е.Г. Луковицкая) ................................. 404

Вводные замечания........................................ 404

Этап 1. Заполнение опросника, знакомство с автобиографией

Алины (домашняя работа).............................. 407

Этап 2. Групповые дискуссии .............................. 407

Этап 3. Анализ сексуальной автобиографии в малых группах 407

Литература................................................ 408

Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего

заполнения............................................. 409

Приложение 2. Отрывок из сексуальной автобиографии

Алины ................................................. 410

Глава 30. Восприятие гомосексуальности (Е. Г. Луковицкая) ... 415

Вводные замечания........................................ 415

Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника .. 417

Этап 2. Работа в малых группах ............................ 417

Этап 3. Обсуждение статьи

о психологическом исследовании личности гомосексуалов 418

Этап 4. Кинолекторий (просмотр фильма).................. 418

Этап 5. Обсуждение фильма................................ 419

Литература.........................,...................... 420

Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего

заполнения............................................. 421

Приложение 2. Психологические особенности личности

мужчин с нетипичной направленностью полового

влечения............................................... 422



Глава 31. Дискриминация и сексизм (И. А. Тупицына)...... 427

Вводные замечания........................................ 427

Этап 1. Введение........................................... 429

Этап 2. Подготовка к дискуссии и заполнение анкеты

о дискриминации (индивидуальная работа).............. 430

Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).....431

Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп,

общая дискуссия)....................................... 431

Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций

дискриминации......................................... 431

Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации.... 431

Этап 7. Подведение итогов занятия......................... 432

Контрольные вопросы..................................... 432

Литература................................................ 432

Приложение. Список ситуаций, для обсуждения

и инсценировки ........................................ 433



Глава 32. Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах

(О. Л. Кустова).................................... 434

Вводные замечания........................................ 434

Этап 1. Поиск анекдотов................................... 436

Этап 2. Вводное обсуждение ............................... 436

Этап 3. Анализ анекдотов.................................. 436

Контрольные вопросы..................................... 437

Литература................................................ 438

Приложение. Тексты анекдотов............................ 438



Глава 33. Вместо послесловия: гендерная психология

и направления ее развития (И. С. Клецина)............. 444

Предпосылки развития гендерной психологии.............. 444

Тенденции развития гендерной психологии................. 460

Литература................................................ 466

Приложение............................................... 471

Предисловие

В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, — гендерная тематика — в систе­ме отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность. Если еще несколько лет назад гендерные исследования преподавались лишь в нескольких вузах нашей страны, то в последние годы число высших учебных заведе­ний, реализующих программы по гендерному образованию, вырос­ло в несколько раз. Во многих вузах созданы кафедры, лаборато­рии и центры гендерных исследований; преподаватели читают учеб­ные курсы и руководят научной работой студентов и аспирантов по гендерной проблематике, включают гендерно-ориентированные темы в обязательные курсы, — прежде всего такие, как социология, история, философия и др. В настоящее время в большинстве вузов гендерные курсы имеют статус спецкурсов, однако в некоторых университетах страны они уже включены в обязательный стандарт учебного плана. Так, например, в Российском государственном пе­дагогическом университете им. А. И. Герцена по инициативе адми­нистрации психолого-педагогического факультета курс «Психо­логия гендерных отношений» с 2000-2001 учебного года включен в учебный план как обязательный курс для всех студентов этого фа­культета, обучающихся по направлению «психология» (квалифи­кация — «бакалавр психологии»).

Для обеспечения качественного преподавания любой учебной дис­циплины необходим комплекс методических материалов, а именно:

1) опубликованные программы курсов;

2) учебные пособия и хрестоматии;

3) практикумы, то есть методические пособия по проведению прак­тических и семинарских занятий.

Что касается первых двух видов методических материалов из при­веденного перечня, то ряд изданий такого характера уже опублико­ван. Это программы учебных дисциплин, учебные пособия, хрестома­тии1. Однако, методических разработок для проведения семинарских и практических занятий в опубликованном варианте пока нет.

Отсутствие практикумов по гендерной тематике затрудняет рабо­ту преподавателя в аспекте использования интерактивных средств обучения студентов. Известно, что знания лучше усваиваются в про­цессе таких форм обучения, которые способствуют включению лич­ностного опыта студентов в изучаемую тему. Использование практи­ческих занятий в «гендерных» курсах помогает преподавателю обра­титься к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», способствуют осмыслению студентами индивидуальных гендерных установок и представлений.

«Практикум по гендерной психологии» — это первое отечествен­ное учебное пособие для системы высшего образования, в котором представлены методические разработки семинарских и практических занятий по гендерной тематике. Сделан самый первый шаг по ликви­дации пробела в области методического обеспечения гендерного об­разования с использованием активных средств обучения. В книге представлены 32 варианта проведения занятий по различным темам гендерной психологии. Типы занятий весьма разнообразны: это груп­повые дискуссии, психологическая самодиагностика, ролевые игры, оригинальные упражнения и задания. Несмотря на то что предлагае­мые варианты разработаны для занятий в области гендерной психо­логии, они также могут быть полезны преподавателям, читающим меж­дисциплинарные курсы (например, «Введение в гендерные исследо­вания», «Гендерные исследования») и специализированные курсы по гендерной социологии, педагогике, истории, культурологии, филосо­фии, филологии и др.

Об истории создания практикума

Идея создания такого практикума появилась давно, но реализовать ее удалось только в 2002 году при содействии Женской сетевой про­граммы Института «Открытое общество», поддержавшей наш проект по формированию сообщества российских ученых и практиков, работающих в сфере гендерной психологии и педагогики. В рамках проекта удалось объединить усилия преподавателей вузов России, читающих гендерные курсы, для разработки содержания практи­ческих занятий по гендерной психологии и педагогике. В Санкт-Петербурге было проведено два учебно-методических семинара « Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и пер­спективы» для специалистов, ориентированных на гендерную проблематику в психологии и педагогике. Основными целями се­минаров были: повышение гендерной квалификации специалистов высшей школы и подготовка учебно-методических материалов для проведения семинарских и практических занятий по гендерной пси­хологии. Участниками семинаров были преподаватели вузов из раз­ных регионов страны, которые уже включились в гендерную пробле­матику, но еще не имели достаточного опыта в сфере гендерного образования и нуждались в соответствующей информации.

В программу первого семинара были включены: лекции ведущих специалистов в области гендерной теории, сообщения преподавате­лей, имеющих опыт гендерного образования в высшей и средней шко­ле, круглый стол по проблемам раздельного по полу обучения, пси­хологические тренинги, интернет-семинар. В заключительной части первого семинара преподаватели вузов формулировали темы заня­тий, которые они планировали провести в период между первым и вторым семинаром. По условиям проекта, каждый участник семина­ра должен разработать программу практического занятия по одной из тем гендерной психологии, апробировать это занятие в студенче­ских группах и оформить содержание занятия как методическую раз­работку.

Все участники первого семинара вновь встретились в Санкт-Пе­тербурге на втором семинаре по гендерному образованию спустя три месяца. Главным мероприятием этого семинара были выступления преподавателей, в которых они представляли коллегам результаты своей деятельности по составлению методических разработок прак­тических и семинарских занятий по гендерной психологии. Каждый из выступающих рассказывал о содержании подготовленных им прак­тических занятий и делился опытом их проведения. Отвечая на во­просы своих коллег, преподаватели имели возможность прояснить сильные и слабые стороны своей работы, уточнить не до конца прора­ботанные методические приемы и практики.

В данный практикум включены варианты методических разра­боток практических и семинарских занятий, которые прошли мно­гочисленную апробацию в студенческих аудиториях и экспертизу специалистов.

О концепции практикума

Концепция практикума по гендерной психологии определялась, прежде всего, идеями гендерного подхода. Для нас, как для авто­ров этого учебного пособия, важно было показать результаты сво­ей работы, проводимой в сфере новой области знания — гендерной психологии. К сожалению, на волне растущей популярности гендерных исследований как междисциплинарной исследовательской практики в научных разработках и практической деятельности многих психологов гендерные проблемы понимаются лишь как психологические различия между представителями мужского и женского пола; цель исследований при этом сводится к выявлению и демонстрации этих различий между полами. При этом ин­терпретации выявленных психологических различий особое вни­мание не уделяется, так как подразумевается, что эти факты не нуждаются в объяснениях. Термины «гендер», «гендерный» зача­стую необоснованно используются для современного обозначения таких традиционных понятий отечественной психологии, как «пси­хология половых различий» и «психология пола»2.

Мы как авторы ставили перед собой задачу раскрыть суть научно­го (а не подмененного обыденным сознанием) содержания гендерного направления в психологии. Нам хотелось показать, что главным в гендерной психологии является не обнаружение различий между пси­хологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах мужественнос­ти и женственности для формирования «правильной» половой иден­тичности. В рамках гендерного подхода в психологии мы сделали фокусом рассмотрения своих работ анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых дифференциацией их психологических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, по­зиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в семейной и профессиональной сферах.

Гендерный подход как научная методология анализа психоло­гических аспектов внутри- и межличностных, а также межгруп­повых отношений предлагает новый способ познания действитель­ности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыс­лей, особенностей поведения закрепляют связь между биологи­ческим полом и достижениями в социальной жизни. Индикатора­ми гендерных характеристик поведения служат социальные ожи­дания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не явля­ется первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ре­сурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оп­тимизации отношений.

Наиболее распространена в рамках гендерного подхода социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследова­ния механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «создания гендера» в по­вседневности, в публичной и приватной сферах, а также описывает способы формирования знания о них. В работах мы стремились реа­лизовать социально-конструктивистскую парадигму в гендерных исследованиях, а также отразить основные, сущностные проблемы гендерной психологии.

О структуре практикума

Содержание практикума представлено совокупностью методиче­ских разработок занятий по гендерной психологии. Все разнообраз­ные формы проведения занятий относятся к группе интерактивных методов обучения.

Каждая методическая разработка практического или семинар­ского занятия представлена в соответствии с единой и четкой струк­турой и включает следующие разделы: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения.

Раздел «Вводные замечания» — теоретический. Этот раздел — важная составляющая практикума для уяснения специфики гендерной психологии как новой научной области знания и учебной дис­циплины. Он включает минимально необходимый объем информа­ции для качественного раскрытия темы занятия. Хотя к каждому занятию приложен список рекомендуемой литературы, вероятно, не у каждого преподавателя будет возможность обратиться к первоисточ­никам, поэтому в данном разделе мы посчитали необходимым приве­сти краткий обзор литературы по теме занятия. Познакомившись с вводной частью методической разработки занятия, преподаватель сам будет решать, какой объем теоретической информации сообщить студентам. Также преподаватель принимает решение о том, на каком этапе занятия эту информацию предлагать студентам: в начале за­нятия, в процессе обсуждения изучаемого материала либо на этапе завершения занятия и подведения его итогов.



Цели занятия — это обязательный раздел всех методических разра­боток. Он важен тем, что ориентирует преподавателя на конечный ре­зультат деятельности в рамках изучаемой темы. При формулировке це­лей занятия кроме минимума теоретических знаний, которыми должны овладеть студенты, выделяются также навыки и умения, которые они должны приобрести в процессе самостоятельной работы на занятии.

Оснащение — этот раздел включает перечень всего необходимого оборудования и материалов, без которых занятие не может состояться.

Порядок работы — это основной, структурирующий все занятие раздел методической разработки. В нем указаны все этапы занятия, определены их цели и подробно раскрыто содержание каждого из них. В содержательной части этого раздела преподаватели стремились отразить накопленный опыт работы со студентами по данной теме. Многие авторы разработок писали о типичных сложностях методиче­ского характера, которые могут возникнуть у преподавателя на том или ином этапе занятия, при этом предлагались рекомендации, направлен­ные на эффективное разрешение возникающих в процессе препода­вания трудностей и проблем.

Контрольные вопросы — этот раздел методической разработки по­лезен и преподавателям и студентам. Преподавателям он нужен для того, чтобы проверить, достигнуты ли основные цели занятия, а сту­дентам контрольные вопросы пригодятся для самоконтроля и само­оценки своих знаний по теме занятия.

Завершающими разделами каждой методической разработки яв­ляются список использованной литературы и приложения, где при­водятся необходимые вспомогательные материалы для занятия.

Тематически практикум скомпонован из четырех частей, отражаю­щих в общих чертах сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

Часть I носит название «Введение в гендерную психологию» и содержит работы, в которых рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», распространен­ные обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами.

Часть II практикума — «Гендерная социализация» — представле­на занятиями, которые помогут студентам осознать способы и меха­низмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, СМИ) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Часть III практикума — «Гендерные характеристики личности» — помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной пси­хологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли и установки лич­ности, гендерная идентичность.

Часть IV — «Прикладные аспекты гендерной психологии». В ней представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в некоторых областях психологической науки: психология профессио­нальной деятельности, социальная психология, спортивная психоло­гия, педагогическая психология и др.


следующая страница >>
Смотрите также:
Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. Спб.: Питер, 2003. 479 с: ил. Серия «Практикум по психоло­гии»
6566.35kb.
27 стр.
Практикум по специальной психологии: Учебно-метод пособ. / Под научи, ред. Л. М. Шипицыной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. 122с. I5Вn 5-9268-0213-Х
661.22kb.
4 стр.
Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
7074.84kb.
37 стр.
Практикум по логике для студентов высших учебных заведений второе издание, переработанное и дополненное
2042.86kb.
10 стр.
Практикум для вузов Москва владос губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. М.: Гуман центр владос, 2003. 112 с
1956.82kb.
10 стр.
Конспект лекций по дисциплине Операционные системы, среды и оболочки
841.87kb.
4 стр.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Спб.: Питер, 2000. 752с
9.75kb.
1 стр.
Психология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с
59.97kb.
1 стр.
Современные социологические теории 5-е издание Серия «Мастера психологии»
11055.64kb.
49 стр.
Теория горения и взрыва: практикум: Учебное пособие / В. А. Девисилов, Т. И. Дроздова, С. С. Тимофеева; Под общ ред. В. А. Девисилова. М.: Форум, 2014. 352 с.: 60x90 1/16.
95.68kb.
1 стр.
Ананьев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии»
5865.84kb.
18 стр.
Практикум Абакан 2009 правоведение практикум второе издание
1631.56kb.
13 стр.