Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 26страница 27 Рецензенты: Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, доцент, кафедра психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена; Сикевич 3.В., доктор социологических наук, профессор, факультет социологии СПбГУ. К48 Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. —479 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5-318-00567-5 В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, — гендерная тематика — в системе отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность. В данной книге представлены методические разработки практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Практикум предназначен для подготовки студентов гуманитарных, технических и естественнонаучных направлений в области гендерной психологии и других гендерно-ориентированных дисциплин. Допущен в качестве учебного пособия для студентов вузов. Данное практическое пособие адресовано преподавателям высших учебных заведений, читающим курсы и спецкурсы по гендерной тематике, исследователям, аспирантам, студентам и всем тем, кто интересуется гендерной проблематикой или хотел бы с ней познакомиться. ББК 88.373 УДК 159.922.1 ISBN 5-318-00567-5 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
Об истории создания практикума 16 О концепции практикума 17 О структуре практикума 19 Благодарности 21 Сведения об авторах 22 Часть I. Введение в гендерную психологию Глава 1. Что такое гендер (Д. В. Воронцов) 27 Вводные замечания 27 Этап 1. Знакомство 31 Этап 2. Презентация личного гендерного образа 32 Этап 3. Обсуждение личных презентаций 32 Этап 4. Тренировка навыков критического анализа текстов, посвященных гендерным проблемам 33 Контрольные вопросы 34 Литература 35 Приложение. Гендер — социальный конструкт или биологический императив? 35
Вводные замечания 46 Этап 1. Диагностическое анкетирование 47 Этап 2. Упражнение «Перевертыши» и групповое обсуждение 48 Этап 3. Мозговой штурм: «В каких сферах общество ждет разного поведения от мужчин и женщин?» 49 Этап 4. Ввод и обсуждение понятия «Гендерный стереотип» 49 Этап 5. Упражнение «Цена стереотипа» 50 Этап 6. Мозговой штурм «Кто формирует и поддерживает гендерные стереотипы?» 50 Этап 7. Дискуссия «Зачем гендерное равенство нужно мужчинам и женщинам?» 50 Этап 8. Завершение занятия. Оценка результатов. Групповая рефлексия «Что ценного и полезного я сегодня узнал (а) о себе?» 51 Вместо контрольных вопросов 52 Литература 53 Приложение. Стартовая анкета для спецкурса по гендерному Образованию 53 Глава 3. Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности (Н.П. Реброва) 56 Вводные замечания 56 Задание 1. Определение мышечной силы рук у мужчин
Задание 2. Исследование межполушарной асимметрии (определение ведущего полушария) у мужчин и женщин 65 Контрольные вопросы 69 Литература 69
Вводные замечания 71 Этап 1. Знакомство с понятиями «социальный интеллект», «социальная компетентность» и обсуждение гендерных различий, связанных с этими феноменами 76 Этап 2. Развитие эмпатических способностей 76 Этап 3. Формирование навыков осознания собственных чувств и преобразования желаний в программу действий 78 Контрольные вопросы 79 Литература 80 Приложение 1. Прямое или косвенное выражение чувств 80 Приложение 2. Упражнение на формулирование желаний 81
Вводные замечания 85 Этап 1. Вопросы студентам (актуализация знаний, полученных на лекции) 86 Этап 2. Понимание и осознание особенностей гендерной социализации 86 Этап 3. Обобщение полученных знаний 88 Контрольные вопросы 88 Литература 89 Приложение. Ситуация: мальчик просит купить ему куклу 89 Глава 6. Роль отца и матери в воспитании ребенка (Т. А. Шведчикова) 91 Вводные замечания 91 Этап 1. Обсуждение текста из работы Э. Фромма 104 Этап 2. Заполнение бланка теста 106 Этап 3. Обсуждение результатов теста 106 Контрольные вопросы 107 Литература 108 Приложение 1. Отрывок из книги Э. Фромма «Искусство любви» 109 Приложение 2. Бланк теста 111
Вводные замечания 113 Этап 1. Роль СМИ в гендерной социализации 116 Этап 2. Образы мужчин и женщин в СМИ 116 Этап 3. Реклама в СМИ 117 Литература 117 Глава 8. Раздельное по полу обучение: «за» или «против» (И. С. Клецина) 119 Вводные замечания 119 Этап 1. Подготовка к дискуссии 124 Этап 2. Дискуссия 125 Этап 3. Подведение итогов дискуссии 126 Контрольные вопросы 126 Литература 126 Приложение 1. Темы для дискуссий 127 Приложение 2. Раздельное по полу обучение: «за» и «против» (по материалам дискуссии) 130
Вводные замечания 131 Этап 1. Актуализация теоретического материала 136 Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации» 137 Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография» 137 Литература 138 Приложение. Пример ранней гендерной социализации 139
Вводные замечания 143 Этап 1. Введение 146 Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов 146 Этап 3. Инсценировки ситуации общения 147 Этап 4. Обсуждение инсценировки ситуации общения 147 Этап 5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни 148 Этап 6. Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа 149 Этап 7. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов 150 Этап 8. Информационное сообщение преподавателя 150 Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов 151 Этап 10. Подведение итогов занятия 151 Контрольные вопросы 152 Литература 152 Глава 11. Гендерные стереотипы: возрастной аспект (Ю. Е. Гусева, М. Л. Сабунаева) 153 Вводные замечания 153 Этап 1. Предварительная подготовка 155 Этап 2. Выступления студентов 160 Этап 3. Подведение итогов семинаров 160 Контрольные вопросы 160 Литература 160 Приложение 1. Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в детском саду» 162 Приложение 2. Карта наблюдения «Характер взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками» 163
Вводные замечания 164 Этап 1. Заполнение опросника «Кто Я» 166 Этап 2. Обработка результатов 166 Этап 3. Обсуждение результатов 167 Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина / мужчина» 168 Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина / мужчина» 168 Этап 6. Обсуждение результатов 169 Контрольные вопросы 169 Литература 169 Глава 13. Гендерная идентичность (П. В. Румянцева) 171 Вводные замечания 171 Этап 1. Терминологическая разминка 173 Этап 2. Составление блок-схемы из основных понятий, относящихся к теме «Гендерная идентичность» 173 Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография» 174 Контрольные вопросы 175 Литература 175 Приложение. Образцы карточек для «Терминологической разминки» 176 Глава 14. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека (М. В. Сафонова) 178 Вводные замечания 178 Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов 180 Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина» 181 Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские» 181 Этап 4. «Расшатывание» стереотипов 182 Этап 5. Задание «Новые мы» 182 Контрольные вопросы 182 Литература 183 Приложение 1. Карта наблюдения проявления гендерных стереотипов 183 Приложение 2. Образы мужчины и женщины, составленные студентами 184
Вводные замечания 185 Этап 1. Разминка 187 Этап 2. Работа с осознанием влияния стереотипов и установок на восприятие и передачу информации в процессе общения 188 Этап 3. Работа с осознанием влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию 189 Литература 194 Приложение. Психологические и социальные последствия необычной биологической природы жителей планеты Зима 194
Вводные замечания 196 Этап 1. Сочинение «Конфликт на работе» 198 Этап 2. Обработка результатов сочинения 199 Этап 3. Обсуждение результатов 200 Этап 4. Информационное сообщение ведущего 201 Этап 5. Сюжетно-ролевая игра «Собеседование» 202 Этап 6. Обсуждение результатов 204 Контрольные вопросы 204 Литература 205 Приложение. Сочинение респондентки А., жен., 20 лет, студентки отделения социальной работы 205
Вводные замечания 207 Этап 1. Закрепление и проработка основных понятий темы 220 Этап 2. Описание многообразия гендерных ролей 221 Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей 224 Контрольные вопросы 226 Литература 226 Приложение. Гендерные стереотипы: какими должны быть мужчины и женщины 228 Глава 18. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала (О. Л. Кустова) 229 Вводные замечания 229 Этап 1. Характеристика образов — заполнение бланков 233 Этап 2. Обработка данных 233 Этап 3. Сравнение и результаты 234 Контрольные вопросы 237 Литература 238 Приложение 1. Опросник, предлагаемый для оценки образов: «Идеальная женщина», «Женщина в отличие от мужчины», «Предназначение женщины», а также для оценки женщинами самих себя 239 Приложение 2. Опросник, предлагаемый для оценки образов «Идеальный мужчина», «Мужчина в отличие от женщины», «Предназначение мужчины», а также для оценки мужчинами самих себя 241
Вводные замечания 243 Этап 1. Подготовка списка вопросов 248 Этап 2. Проведение фокус-группы 249 Этап 3. Обработка результатов 252 Контрольные вопросы 253 Литература по проблеме фокус-групп 253 Литература по проблеме гендерной идентичности 254 Приложение. Пример использования метода фокус-группы для студенческого исследования: «Дефлорация как психологическая травма» 255
Этап 1. Психологическая самодиагностика 261 Этап 2. Подготовка работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)» 274 Контрольные вопросы 275 Литература 275 Приложение 1. Бланк ответов теста «Кто Я?» 277 Приложение 2. Опросник С. Бэм 277 Приложение 3. Личностный опросник: тест Лири 280 Приложение 4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) 286 Приложение 5. Пословицы 290 Приложение 6. Опросник «Распределение ролей в семье» 292
Вводные замечания 300 Этап 1. Обсуждение контрольных вопросов 315 Этап 2. Выполнение серии практических заданий 316 Этап 3. Завершающая групповая дискуссия 317 Контрольные вопросы 317 Литература318 Приложение 1. Статистические данные319 Приложение 2. Личностные качества эффективного руководителя321 Приложение 3. Различия в стилях руководства лидеров-мужчин и лидеров-женщин..................... 325 Глава 22. Изучение гендерных различий в построении имиджа руководителя (Е.Б. Петрушихина).................... 329 Вводные замечания........................................ 329 Этап 1. Наблюдаемое обсуждение.......................... 331 Этап 2. Обобщение результатов дискуссии.................. 332 Контрольные вопросы..................................... 332 Литература................................................ 332 Глава 23. Гендерная психология как психология больших групп (Н. Г. Малышева)............................. 333 Вводные замечания........................................ 333 Этап 1. Подготовка группы к докладу........................ 340 Этап 2. Доклады групп..................................... 340 Этап 3. Заключение........................................ 340 Контрольные вопросы..................................... 341 Литература................................................ 341 Приложение. Игра «Путешествие по Планете».............. 343 Глава 24. Методика изучения эффективности лидеров разного пола (Т. В. Бендас).......................... 347 Вводные замечания........................................ 347 Этап 1. Работа с психологами-экспертами и подготовка экспериментальных заданий............................ 352 Этап 2. Формирование диад испытуемых................... 354 Этап 3. Проведение исследования с испытуемыми по определению эффективности лидеров................... 355 Этап 4. Работа с испытуемыми по оценке действий партнера... 357 Этап 5. Математическая обработка данных ................. 357 Этап 6. Интерпретация результатов ........................ 357 Контрольные вопросы..................................... 358 Литература................................................ 358 Приложение. Рисунки к заданиям.......................... 360
Вводные замечания........................................ 363 Этап 1. Выполнение и обсуждение упражнения 1 ........... 364 Этап 2. Выполнение и обсуждение упражнения 2 ........... 365 Этап 3. Выполнение и обсуждение упражнения 3 ........... 366 Этап 4. Выполнение и обсуждение упражнения 4 ........... 366 Этап 5. Выполнение и обсуждение упражнения 5 ........... 367 Контрольные вопросы..................................... 368 Литература................................................ 368
Вводные замечания........................................ 369 Этап 1. Актуализация теоретического материала............ 378 Этап 2. Практическое задание.............................. 378 Этап 3. Сравнение особенностей и эффективности подходов............................................... 379 Контрольные вопросы..................................... 379 Литература................................................ 379 Приложение............................................... 381 Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании.......................................... 381
Вводные замечания........................................ 382 Этап 1. Вводная часть...................................... 384 Этап 2. Просмотр видеозаписи и заполнение экспертных карт........................................ 384 Этап 3. Обсуждение и выводы.............................. 385 Этап 4. Выработка рекомендаций........................... 386 Этап 5. Домашнее задание.................................. 386 Контрольные вопросы..................................... 386 Литература................................................ 386 Приложение. Экспертная карта для проведения гендерной экспертизы урока....................................... 387 Глава 28. Психология восприятия насилия: культурный и гендерный аспекты (О. Л. Данилова)................. 388 Вводные замечания........................................ 388 Этап 1. Работа над вопросами в мини-труппах......................................... 396 Этап 2. Выстраивание схемы............................... 396 Этап 3. Анализ текста...................................... 397 Этап 4. Проведение опроса и анализ результатов............ 397 Контрольные вопросы..................................... 398 Литература................................................ 398 Приложение 1. Письмо жены, которую бьет муж............ 399 Приложение 2. Насилие в семье и обществе................. 402
Вводные замечания........................................ 404 Этап 1. Заполнение опросника, знакомство с автобиографией Алины (домашняя работа).............................. 407 Этап 2. Групповые дискуссии .............................. 407 Этап 3. Анализ сексуальной автобиографии в малых группах 407 Литература................................................ 408 Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего заполнения............................................. 409 Приложение 2. Отрывок из сексуальной автобиографии Алины ................................................. 410
Вводные замечания........................................ 415 Этап 1. Самостоятельное домашнее заполнение опросника .. 417 Этап 2. Работа в малых группах ............................ 417 Этап 3. Обсуждение статьи о психологическом исследовании личности гомосексуалов 418 Этап 4. Кинолекторий (просмотр фильма).................. 418 Этап 5. Обсуждение фильма................................ 419 Литература.........................,...................... 420 Приложение 1. Опросник для самостоятельного домашнего заполнения............................................. 421 Приложение 2. Психологические особенности личности мужчин с нетипичной направленностью полового влечения............................................... 422 Глава 31. Дискриминация и сексизм (И. А. Тупицына)...... 427 Вводные замечания........................................ 427 Этап 1. Введение........................................... 429 Этап 2. Подготовка к дискуссии и заполнение анкеты о дискриминации (индивидуальная работа).............. 430 Этап 3. Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).....431 Этап 4. Дискуссия о сексизме (представление работы групп, общая дискуссия)....................................... 431 Этап 5. Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискриминации......................................... 431 Этап 6. Ролевое проигрывание ситуаций дискриминации.... 431 Этап 7. Подведение итогов занятия......................... 432 Контрольные вопросы..................................... 432 Литература................................................ 432 Приложение. Список ситуаций, для обсуждения и инсценировки ........................................ 433 Глава 32. Репрезентация гендерных стереотипов в анекдотах (О. Л. Кустова).................................... 434 Вводные замечания........................................ 434 Этап 1. Поиск анекдотов................................... 436 Этап 2. Вводное обсуждение ............................... 436 Этап 3. Анализ анекдотов.................................. 436 Контрольные вопросы..................................... 437 Литература................................................ 438 Приложение. Тексты анекдотов............................ 438 Глава 33. Вместо послесловия: гендерная психология и направления ее развития (И. С. Клецина)............. 444 Предпосылки развития гендерной психологии.............. 444 Тенденции развития гендерной психологии................. 460 Литература................................................ 466 Приложение............................................... 471
В последние годы тематика, связанная с социальным и культурным осмыслением человеческого пола, — гендерная тематика — в системе отечественного высшего образования приобретает все большее распространение и популярность. Если еще несколько лет назад гендерные исследования преподавались лишь в нескольких вузах нашей страны, то в последние годы число высших учебных заведений, реализующих программы по гендерному образованию, выросло в несколько раз. Во многих вузах созданы кафедры, лаборатории и центры гендерных исследований; преподаватели читают учебные курсы и руководят научной работой студентов и аспирантов по гендерной проблематике, включают гендерно-ориентированные темы в обязательные курсы, — прежде всего такие, как социология, история, философия и др. В настоящее время в большинстве вузов гендерные курсы имеют статус спецкурсов, однако в некоторых университетах страны они уже включены в обязательный стандарт учебного плана. Так, например, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена по инициативе администрации психолого-педагогического факультета курс «Психология гендерных отношений» с 2000-2001 учебного года включен в учебный план как обязательный курс для всех студентов этого факультета, обучающихся по направлению «психология» (квалификация — «бакалавр психологии»). Для обеспечения качественного преподавания любой учебной дисциплины необходим комплекс методических материалов, а именно: 1) опубликованные программы курсов; 2) учебные пособия и хрестоматии; 3) практикумы, то есть методические пособия по проведению практических и семинарских занятий. Что касается первых двух видов методических материалов из приведенного перечня, то ряд изданий такого характера уже опубликован. Это программы учебных дисциплин, учебные пособия, хрестоматии1. Однако, методических разработок для проведения семинарских и практических занятий в опубликованном варианте пока нет. Отсутствие практикумов по гендерной тематике затрудняет работу преподавателя в аспекте использования интерактивных средств обучения студентов. Известно, что знания лучше усваиваются в процессе таких форм обучения, которые способствуют включению личностного опыта студентов в изучаемую тему. Использование практических занятий в «гендерных» курсах помогает преподавателю обратиться к анализу глубинных механизмов «конструирования гендера», способствуют осмыслению студентами индивидуальных гендерных установок и представлений. «Практикум по гендерной психологии» — это первое отечественное учебное пособие для системы высшего образования, в котором представлены методические разработки семинарских и практических занятий по гендерной тематике. Сделан самый первый шаг по ликвидации пробела в области методического обеспечения гендерного образования с использованием активных средств обучения. В книге представлены 32 варианта проведения занятий по различным темам гендерной психологии. Типы занятий весьма разнообразны: это групповые дискуссии, психологическая самодиагностика, ролевые игры, оригинальные упражнения и задания. Несмотря на то что предлагаемые варианты разработаны для занятий в области гендерной психологии, они также могут быть полезны преподавателям, читающим междисциплинарные курсы (например, «Введение в гендерные исследования», «Гендерные исследования») и специализированные курсы по гендерной социологии, педагогике, истории, культурологии, философии, филологии и др.
Идея создания такого практикума появилась давно, но реализовать ее удалось только в 2002 году при содействии Женской сетевой программы Института «Открытое общество», поддержавшей наш проект по формированию сообщества российских ученых и практиков, работающих в сфере гендерной психологии и педагогики. В рамках проекта удалось объединить усилия преподавателей вузов России, читающих гендерные курсы, для разработки содержания практических занятий по гендерной психологии и педагогике. В Санкт-Петербурге было проведено два учебно-методических семинара « Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы» для специалистов, ориентированных на гендерную проблематику в психологии и педагогике. Основными целями семинаров были: повышение гендерной квалификации специалистов высшей школы и подготовка учебно-методических материалов для проведения семинарских и практических занятий по гендерной психологии. Участниками семинаров были преподаватели вузов из разных регионов страны, которые уже включились в гендерную проблематику, но еще не имели достаточного опыта в сфере гендерного образования и нуждались в соответствующей информации. В программу первого семинара были включены: лекции ведущих специалистов в области гендерной теории, сообщения преподавателей, имеющих опыт гендерного образования в высшей и средней школе, круглый стол по проблемам раздельного по полу обучения, психологические тренинги, интернет-семинар. В заключительной части первого семинара преподаватели вузов формулировали темы занятий, которые они планировали провести в период между первым и вторым семинаром. По условиям проекта, каждый участник семинара должен разработать программу практического занятия по одной из тем гендерной психологии, апробировать это занятие в студенческих группах и оформить содержание занятия как методическую разработку. Все участники первого семинара вновь встретились в Санкт-Петербурге на втором семинаре по гендерному образованию спустя три месяца. Главным мероприятием этого семинара были выступления преподавателей, в которых они представляли коллегам результаты своей деятельности по составлению методических разработок практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Каждый из выступающих рассказывал о содержании подготовленных им практических занятий и делился опытом их проведения. Отвечая на вопросы своих коллег, преподаватели имели возможность прояснить сильные и слабые стороны своей работы, уточнить не до конца проработанные методические приемы и практики. В данный практикум включены варианты методических разработок практических и семинарских занятий, которые прошли многочисленную апробацию в студенческих аудиториях и экспертизу специалистов.
Концепция практикума по гендерной психологии определялась, прежде всего, идеями гендерного подхода. Для нас, как для авторов этого учебного пособия, важно было показать результаты своей работы, проводимой в сфере новой области знания — гендерной психологии. К сожалению, на волне растущей популярности гендерных исследований как междисциплинарной исследовательской практики в научных разработках и практической деятельности многих психологов гендерные проблемы понимаются лишь как психологические различия между представителями мужского и женского пола; цель исследований при этом сводится к выявлению и демонстрации этих различий между полами. При этом интерпретации выявленных психологических различий особое внимание не уделяется, так как подразумевается, что эти факты не нуждаются в объяснениях. Термины «гендер», «гендерный» зачастую необоснованно используются для современного обозначения таких традиционных понятий отечественной психологии, как «психология половых различий» и «психология пола»2. Мы как авторы ставили перед собой задачу раскрыть суть научного (а не подмененного обыденным сознанием) содержания гендерного направления в психологии. Нам хотелось показать, что главным в гендерной психологии является не обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах мужественности и женственности для формирования «правильной» половой идентичности. В рамках гендерного подхода в психологии мы сделали фокусом рассмотрения своих работ анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых дифференциацией их психологических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в семейной и профессиональной сферах. Гендерный подход как научная методология анализа психологических аспектов внутри- и межличностных, а также межгрупповых отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений. Наиболее распространена в рамках гендерного подхода социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «создания гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах, а также описывает способы формирования знания о них. В работах мы стремились реализовать социально-конструктивистскую парадигму в гендерных исследованиях, а также отразить основные, сущностные проблемы гендерной психологии.
Содержание практикума представлено совокупностью методических разработок занятий по гендерной психологии. Все разнообразные формы проведения занятий относятся к группе интерактивных методов обучения. Каждая методическая разработка практического или семинарского занятия представлена в соответствии с единой и четкой структурой и включает следующие разделы: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Раздел «Вводные замечания» — теоретический. Этот раздел — важная составляющая практикума для уяснения специфики гендерной психологии как новой научной области знания и учебной дисциплины. Он включает минимально необходимый объем информации для качественного раскрытия темы занятия. Хотя к каждому занятию приложен список рекомендуемой литературы, вероятно, не у каждого преподавателя будет возможность обратиться к первоисточникам, поэтому в данном разделе мы посчитали необходимым привести краткий обзор литературы по теме занятия. Познакомившись с вводной частью методической разработки занятия, преподаватель сам будет решать, какой объем теоретической информации сообщить студентам. Также преподаватель принимает решение о том, на каком этапе занятия эту информацию предлагать студентам: в начале занятия, в процессе обсуждения изучаемого материала либо на этапе завершения занятия и подведения его итогов. Цели занятия — это обязательный раздел всех методических разработок. Он важен тем, что ориентирует преподавателя на конечный результат деятельности в рамках изучаемой темы. При формулировке целей занятия кроме минимума теоретических знаний, которыми должны овладеть студенты, выделяются также навыки и умения, которые они должны приобрести в процессе самостоятельной работы на занятии. Оснащение — этот раздел включает перечень всего необходимого оборудования и материалов, без которых занятие не может состояться. Порядок работы — это основной, структурирующий все занятие раздел методической разработки. В нем указаны все этапы занятия, определены их цели и подробно раскрыто содержание каждого из них. В содержательной части этого раздела преподаватели стремились отразить накопленный опыт работы со студентами по данной теме. Многие авторы разработок писали о типичных сложностях методического характера, которые могут возникнуть у преподавателя на том или ином этапе занятия, при этом предлагались рекомендации, направленные на эффективное разрешение возникающих в процессе преподавания трудностей и проблем. Контрольные вопросы — этот раздел методической разработки полезен и преподавателям и студентам. Преподавателям он нужен для того, чтобы проверить, достигнуты ли основные цели занятия, а студентам контрольные вопросы пригодятся для самоконтроля и самооценки своих знаний по теме занятия. Завершающими разделами каждой методической разработки являются список использованной литературы и приложения, где приводятся необходимые вспомогательные материалы для занятия. Тематически практикум скомпонован из четырех частей, отражающих в общих чертах сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.
Смотрите также: Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. Спб.: Питер, 2003. 479 с: ил. Серия «Практикум по психологии»
6566.35kb.
27 стр.
Практикум по специальной психологии: Учебно-метод пособ. / Под научи, ред. Л. М. Шипицыной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. 122с. I5Вn 5-9268-0213-Х
661.22kb.
4 стр.
Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
7074.84kb.
37 стр.
Практикум по логике для студентов высших учебных заведений второе издание, переработанное и дополненное
2042.86kb.
10 стр.
Практикум для вузов Москва владос губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. М.: Гуман центр владос, 2003. 112 с
1956.82kb.
10 стр.
Конспект лекций по дисциплине Операционные системы, среды и оболочки
841.87kb.
4 стр.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Спб.: Питер, 2000. 752с
9.75kb.
1 стр.
Психология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с
59.97kb.
1 стр.
Современные социологические теории 5-е издание Серия «Мастера психологии»
11055.64kb.
49 стр.
Теория горения и взрыва: практикум: Учебное пособие / В. А. Девисилов, Т. И. Дроздова, С. С. Тимофеева; Под общ ред. В. А. Девисилова. М.: Форум, 2014. 352 с.: 60x90 1/16.
95.68kb.
1 стр.
Ананьев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии»
5865.84kb.
18 стр.
Практикум Абакан 2009 правоведение практикум второе издание 1631.56kb.
13 стр.
|