Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1. Этнические общности: понятие и сущность.

2. Национальные отношения и национальная политика на современном этапе.
Одной из наиболее устойчивых форм социальных общностей являются этнические общности (этносы). Рассматривая первый вопрос темы, необходимо ознакомиться с данным понятием. Как научная категория этнос (греч. éthnos – племя, народ) – племя, народность, нация – исторически возникший вид устойчивой социальной общности, используется в научном лексиконе со второй половины XIX в. Все названные типы этнической общности и социальной организации явились продуктом длительного развития. Формирование племени происходило на основе кровнородственной связи между его членами, общей территории и хозяйственной жизни. В процессе эволюции племя могло сменить территорию обитания, но при этом сохраняло такие системные свойства этноса, как язык, самосознание и самоназвание, обычаи и культы, самоуправление. Образование союзов племен, переселения и завоевания вели к возникновению более крупных общностей – народностей.

Народность – это сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, тип этноса, следующего за племенем и предшествующего нации. Она характерна, как и племя, в первую очередь для традиционного общества. Народности возникают в различные исторические эпохи (вплоть до сегодняшнего дня) и могут сливаться с более крупными и развитыми народностями и нациями.

Нация (от лат. natio – племя, народ) складывается в процессе перехода к индустриальному обществу, формируется из различных племен и народностей на основе общей территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера. Нация – закономерная и прогрессивная форма общественного развития, крупное социальное образование, современный тип этноса. Необходимо отметить, что проблема соотношения народности и нации является в современной науке дискуссионной.

Выяснив суть основополагающих понятий, следует учесть, что возникновение наций как неизбежной формы развития этнических общностей, их консолидации на основе общности территории, языка, экономических связей, психического склада и культуры в условиях начавшейся эпохи индустриального развития породило и национальный вопрос. Национальный вопрос отражает огромный и сложный комплекс проблем взаимоотношения этносов, различающихся по интересам, ценностям, образу жизни, традициям и т. д. На каждом этапе развития общества национальный вопрос имеет конкретное социально-экономическое и политическое содержание, поэтому, используя рекомендованную к семинару литературу, важно выяснить своеобразие многонациональных государств:

в чем суть понятия национальный вопрос;

каковы формы и методы его разрешения в полиэтнических обществах;

как проявляются национальные проблемы в различных странах;

что характерно для проводимой в большинстве стран современного мира политики этнического возрождения.

Изучая второй вопрос темы, необходимо сконцентрировать внимание на том, почему проблемы национальной политики, национальных отношений приобрели подлинно глобальные черты, стали особенно актуальными на современном этапе. При этом следует показать роль научно-технической революции, а также степень влияния процессов экономической интеграции и развития хозяйственных связей на усиление тенденций к нивелировке материальной и духовной культуры, с одной стороны, и повороту общественного сознания к национальным духовным ценностям, защите своей национальной культуры, с другой. Здесь же необходимо выявить как общие, так и специфические особенности развития национальных процессов, ибо активизация борьбы вокруг национальных проблем, национальной истории, традиций, обычаев, нравов свойственна почти каждой стране современного мира. Тем более, что большинство человечества живет в многонациональных государствах: на 3–4 тысячи этносов приходится около 200 государственных образований, а гомогенные (однородные) общества составляют лишь исключение (например, японцы представляют в своей стране 99% населения).

В полиэтнических обществах национальная форма существования народов позволяет этносу сохранять свой облик, утверждать свою самостоятельность, право говорить на родном языке, вносить собственный вклад в сокровищницу мировой культуры. Именно в этом проявляется общедемократическое содержание национальных движений. Однако здесь же находятся и истоки национализма как мировоззрения и политики, декларирующих национальную исключительность, превосходство одних наций над другими и порождающих острые межнациональные противоречия и конфликты. В связи с этим важно выяснить объективные причины возникновения, сущность и формы проявления национализма, обратив внимание на то, что националистические тенденции способствуют процессу распада многонациональных государств. Необходимо дать характеристику сепаратизма, проявляющегося в стремлении национальных меньшинств к обособлению, к отделению и созданию самостоятельных государств или других национально-государственных образований. Выяснение многообразных факторов живучести национализма, направленности и методов его преодоления представляется особенно актуальным в силу все более учащающихся межэтнических, межрасовых и этнорелигиозных конфликтов, подрывающих основы существования и жизнедеятельности современных государств.

Рассматривая далее вопрос, необходимо акцентировать внимание на проблемах совершенствования и гармонизации национальных отношений как динамичной сферы общественной жизни и понять, что ее решение связано с научно обоснованной, учитывающей требования объективных закономерностей национальной политикой. Эта политика направлена прежде всего на выявление причин возникновения и способов разрешения противоречий между сближением наций и относительной устойчивостью национальных традиций, между социальным и этническим, между динамичностью процессов развития наций и консерватизмом форм национально-государственного устройства и т. д. Важно при этом обратить внимание на то, что эти и другие противоречия в сфере национальных отношений имеют в своей основе экономические, культурные, языковые, бытовые и другие факторы и подразделяются на две основные группы: противоречия по происхождению и противоречия по уровню и сферам действия.

При изучении темы необходимо обратиться к истории национального вопроса в СССР – многонациональном государстве с сильной централизованной властью. На основе обобщения конкретных материалов и фактов можно сделать вывод о том, что проводимая в советском государстве национальная политика имела противоречивый характер. В стране в тугой узел сплетались проблемы социально-экономические и государственно-правовые, экологические и демографические, проблемы развития языка и культуры, сохранения и приумножения национальных традиций и др. Они находили свое выражение в сложном процессе отношений между центром и республиками, между союзными республиками, между республиканскими органами и автономиями, национальным и интернациональным. Все более обострялись также проблемы взаимоотношений титульной и некоренной нации, проблемы этносов, не имеющих собственных (изначально или лишенных вследствие администрирования) национально-государственных образований, и многие другие.

Следует заметить, что проблемы, связанные с национальной спецификой, существовали всегда. Вместо решенных возникали новые. По сути это – нормальное явление для любого полиэтнического общества. Кроме того, в распоряжении властных структур находились политические, идеологические и другие механизмы, позволявшие сохранять целостность многонационального государства. В условиях же радикального реформирования российского общества, в обстановке экономического спада и роста социальной напряженности обострились и межнациональные противоречия, которые подтвердили, что природа национальных конфликтов кроется в притязаниях этносов на представительство в структурах власти, на создание собственного национального государства и др.

В связи с этим следует отметить, что происходящий процесс формирования Российской Федерации идет в новых территориальных границах, в иных геополитических и социально-экономических условиях. Современная Россия – полиэтническая страна, объединяющая 21 республику, 1 автономную область, 10 автономных округов и 57 других субъектов федерации, поэтому решение проблемы стабилизации национально-государственных отношений является одним из главных, первоочередных и приоритетных.

Завершая изучаемую тему, следует иметь в виду, что и на современном этапе в рамках СНГ и России сохраняются и достигают крайней степени обострения национальные и межнациональные противоречия. Формы их проявления многолики. Тем более, что процесс образования самостоятельных государств сопровождается нарастающими сложностями, а порой и конфликтами в сфере территориальных, военно-политических, экономических и иных отношений. Поэтому для разработки и реализации подлинно демократической национальной политики, достижения национального примирения необходимо решить, в первую очередь, вопросы четкого разграничения компетенции и полномочий как центра, так и всех субъектов федерации, обеспечения правового равенства всех этносов, их права на существование, национальную самобытность, распоряжение ресурсами, доступ к информации и т. п.

Только таким образом, посредством проведения конструктивной и эффективной общенациональной политики, возможно создать условия для достижения национального согласия в вопросах укрепления внутригосударственных связей, обеспечения устойчивости и стабильности во всех аспектах межнациональных отношений.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические указания для студентов всех направлений (бакалавриат) и специальностей очной и заочной форм обучения
193.49kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13
454.05kb.
3 стр.
Методические рекомендации организации работы над выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения подготовлены для специализации «менеджмент и маркетинг в рекламе»
605.13kb.
3 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке для студентов всех форм обучения
349.05kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения групп специальностей направления «Образование и педагогика»
288.64kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторным работам для студентов iy-y курсов фэн всех форм обучения Новосибирск 2003 (076. 5)
133.46kb.
1 стр.
Литература по дисциплине. Методические рекомендации предназначены для студентов направления «Экономика» всех профилей и форм обучения
336.4kb.
1 стр.
Методические указания по английскому языку для студентов всех форм обучения. Алт гос тех ун-т им. И. И. Ползунова, бти. Бийск
303.61kb.
4 стр.