Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

Рекомендуемая литература





  1. Социология: Энциклопедия. Минск, 2003. 665 с.

  2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. 2-е изд. М., 1999. 208 с.

  3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. Учебник. М. 2005. С. 11–27.

  4. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. С. 32–59.


Темы 2, 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1. Общество как социальная система.

2. Традиционные общества и пути их модернизации.

3. Индустриальные общества в современном мире.

4. Характерные черты и особенности постиндустриального общества.


Целью семинара является анализ общества как социальной системы и выяснение ведущих тенденций его развития в современном мире. Первый вопрос темы целесообразно начать с выяснения понятия общества. В самом общем виде общество можно определить как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. По мере развития человеческой цивилизации происходит усложнение связей и отношений между людьми, народами, нациями и общество начинает выступать как наиболее обширная, всеохватывающая социальная система. Политика, экономика, наука, религия, семья и другие социальные институты являются его частными функциональными подсистемами, каждая из которых олицетворяет в той или иной степени общество.

Научная мысль античности, эпохи просвещения, немецкая классическая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм, марксизм и другие школы и течения способствовали накоплению знаний об обществе и тем самым формированию представлений о нем. Опираясь на данные этих и других отраслей науки – антропологии, этнографии, демографии, социальной психологии и др., с середины XIX в. всестороннее изучение общества начинает новая научная дисциплина – социология. Изучение общества как социальной системы и ее функциональных подсистем становится предметом социологии.

К настоящему времени в социологии сложилось несколько направлений научного исследования человеческого общества:

формационное (К. Маркс, Ф. Энгельс),

цивилизационное, или культурологическое (А. Тойнби, О. Шпенглер),

техногенное (Д. Белл, Д. Гэлбрейт).

Современная социология выделяет в развитии общества, учитывая его неравномерность, три большие ступени, или фазы:

доиндустриальную (традиционное общество),

индустриальную (капиталистическое общество),

постиндустриальную (информационное общество).



Второй вопрос семинара посвящен общей характеристике традиционных

или доиндустриальных обществ. Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различий в развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.

Анализ традиционных обществ целесообразно начать с выяснения специфических черт и особенностей развития большой группы стран, называемых освободившимися или развивающимися. Необходимо дать общую характеристику социально-экономического развития основных групп развивающихся стран, находящихся как на доиндустриальной стадии развития, так и в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений, а также так называемых новых индустриальных стран (НИС). При этом важно понять, как в процессе экономического развития меняется традиционная социально-классовая структура этих обществ.

Особого внимания требует изучение вопроса о проблемах перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. При этом необходимо иметь в виду, что модернизация традиционных обществ современного мира существенно отличается от той, которая осуществлялась в период перехода от феодализма к капитализму. Для развивающихся стран в наше время нет необходимости повторять вариант промышленной революции, равно как и осуществлять социальные революции. Модернизация в этих странах протекает при наличии социально-культурных и экономических образцов, представленных развитыми странами. Однако ни одно из традиционных обществ не может заимствовать в чистом виде ту или иную модель социально-экономического развития, апробированную в западных странах. Более того, попытка использования вестернизации без опоры на национальные устои и традиции может стать тормозом на пути дальнейшей модернизации страны. В связи с этим необходимо выяснить, с какими проблемами сталкиваются традиционные общества на пути модернизации, выделив экономические, социальные, политические и психологические проблемы.

Одной из форм модернизации бывших колоний, наряду с капиталистической, стала социалистическая, открыв для некоторых стран путь некапиталистического развития или социалистической ориентации. Однако неспособность их к самостоятельному развитию, ошибки руководства в выборе экономической стратегии и методов ее реализации выявили несостоятельность этой модели развития. Здесь важно выяснить как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на отказ этой группы стран от данной формы модернизации.

Примером наиболее перспективной формы модернизации явились страны НИС. Эти страны (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республика Корея и др.) олицетворяют новые тенденции в развитии капитализма в современную эпоху, демонстрируют те возможности, которые несет с собой модернизация, ориентированная на западную цивилизацию с учетом национальных традиций и устоев. Новые индустриальные страны, опираясь на опыт и помощь ведущих капиталистических стран, осуществили чрезвычайно быстрое, всего за несколько десятилетий прохождение пути от неразвитости к индустриальной стадии развития и заняли определенное место в международном разделении труда, мировой экономике, развертывании современной технологической революции. Можно ли поэтому рассматривать новые индустриальные страны как образец нового типа социального прогресса в развивающихся странах? Возможен ли подобный тип модернизации для других стран?

Рассмотрение третьего вопроса нужно начать с характеристики основных признаков индустриального общества, основанного на механизированном производстве, научной организации труда, высокой трудовой дисциплине, рыночной экономике, общества, в котором ликвидировано сословное неравенство, утверждено юридическое равенство всех граждан перед законом, где противоречия между трудом и капиталом разрешаются посредством консенсуса, где соблюдаются права и свободы личности.

Важно при этом подчеркнуть, что формирование индустриального общества представляет собой длительный и сложный процесс эволюции капитализма, в ходе которого совершенствовался и его общественный строй. Капитализм в своем развитии шел от свободной частной конкуренции к монополии, от нее – к государственно-монополистическому капитализму (ГМК). Система ГМК существенно смягчила взаимоотношения между трудом и капиталом, вывела их из состояния непрерывной борьбы. Через формирование новых индустриальных отношений, создание социального государства было достигнуто совпадение интересов и целей труда и капитала. Это обеспечило достаточно высокий экономический рост и социально-политическую стабильность общества.

Таким образом, капитализм на определенной стадии своего развития создает мощный механизм социальной интеграции, что существенно расширяет его возможности как общественного строя. Несмотря на все сложности и противоречия развития, капитализм стал высокоразвитой социально-экономической системой с эффективным буржуазно-демократическим способом правления.

Характеризуя развитие современных индустриальных обществ на примере США, Японии, Канады, стран Западной Европы, следует отметить высокую степень обобществления капиталистического производства, высокий уровень развития производительных сил общества, существование адекватных им производственных отношений, зрелой социально-классовой структуры и развитой политической демократии, а также достигнутого высокого уровня качества жизни основной массы населения. Логическим результатом такого развития явилось становление качественно новой политической надстройки – демократического правового государства.

Рассмотрение проблем четвертого вопроса темы следует начать с анализа технологической революции как фундаментальной основы кардинальных изменений в индустриальном обществе.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX столетия, подготовила новый технологический переворот, который привел к радикальной перестройке экономики развитых капиталистических стран и слому старого производственного аппарата, к отказу от старых форм организации и управления производством. Современный этап научно-технической революции – технологическая революция – олицетворяет собой качественно новый этап развития капиталистического общества. На рубеже тысячелетий в индустриально развитых капиталистических странах формируется новый технологический способ производства, основанный на компьютерной технике и информационной технологии. В последние десятилетия при снижении роли традиционных отраслей производства интенсивно развиваются и набирают силу такие отрасли экономики, как сфера услуг и сфера информации.

Переходя к развернутой характеристике постиндустриальной стадии развития, прежде всего следует ознакомиться с понятием постиндустриального общества, возникшего после индустриального и представляющего новый, качественный этап его развития. Постиндустриальная фаза развития трансформирует современное индустриальное общество в новый тип человеческой цивилизации – информационное общество. Если исходить из того, что развитие материального и духовного производства, общества в целом все больше определяется компьютерной техникой и информационными технологиями, а традиционная техника уходит в прошлое, то можно говорить о наступлении эры новых технологий, где важнейшими элементами формирующихся производительных сил являются компьютер как средство труда и информация как предмет труда.

Подводя итог изучаемого вопроса, можно сделать вывод: характерными чертами и особенностями общества, вступающего в постиндустриальную фазу развития, являются следующие:

общество характеризуется мощными сдвигами в структуре экономики. Происходит переход от промышленности, основанной на традиционной тяжелой индустрии с трудоемким, технически несложным производством, с относительно невысоким органическим строением капитала, грязным с экологической точки зрения, к производству, в структуре которого ведущее место занимают отрасли высоких капитало-, науко- и интеллектуалоемких технологий;

происходят радикальные изменения в структуре занятости, связанные с переходом основной массы занятых в области экономики людей из традиционных отраслей (угледобывающая, металлургическая, текстильная, деревообрабатывающая и др.) в сферу услуг и информации. В развитых капиталистических странах в этих сферах трудятся сегодня до 75% всех занятых в экономической сфере;

как следствие этих сдвигов происходят качественные изменения в профессиональной структуре занятости, связанные с ростом численности лиц, занятых преимущественно высококвалифицированным умственным трудом во всех сферах жизни общества, при одновременном сокращении численности лиц, занятых главным образом физическим и простым умственным трудом, то есть все меньше остается людей, связанных с такими традиционными профессиями, как шахтеры, докеры, токари, слесари, металлурги и т. п., и все больше становится людей, имеющих профессии высококвалифицированного труда – специалисты по производству и обслуживанию ЭВМ, робототехники, биотехнологических и информационных систем, специалисты по оптике, лазерной технике и др.;

в обществе идет процесс интенсивного накопления интеллектуального потенциала. На научные исследования и образование тратятся огромные средства. Знания становятся реальной силой, определяющей социальный прогресс. Закономерность этого явления очевидна: современную, высококачественную, технически сложную и конкурентоспособную продукцию может производить, обслуживать и использовать лишь высокообразованный и высококвалифицированный специалист, поэтому для постиндустриального общества характерно стремление иметь высокообразованное население и высококвалифицированную наемную рабочую силу. Этому способствуют, с одной стороны, потребности экономики, а с другой – формирование в общественном сознании понимания высокой ценности образования вообще, специальных знаний в частности;

для всех стран, вступающих в постиндустриальную фазу развития, характерен высокий уровень социально-экономического развития. Обычно общества такого типа называют обществами высокого благосостояния. Действительно, основная масса населения таких стран отличается высоким потребительским стандартом жизни, поэтому эти общества отличают также высокий уровень общественного согласия и политическая стабильность;

эта политическая стабильность обеспечивается демократической политической системой, которая способствует динамизму и процветанию постиндустриальных обществ. Наличие гражданского общества и правового государства как гарантов демократии – важный признак постиндустриального общества.

Становление постиндустриального общества – исторический процесс, протяженный во времени, который начался совсем недавно. Любая страна, вступающая в постиндустриальный этап развития, наряду с новыми чертами и особенностями еще долго сохраняет старые, присущие индустриальному обществу. В зависимости от уровня развития той или иной страны соотношение между новым и старым может быть различным, поэтому на конкретных примерах таких стран, как США, Япония и др., важно, используя дополнительную литературу, проследить, насколько далеко они продвинулись в постиндустриальную эру.
Темы докладов

1. Традиционные общества современного мира.

2. Место новых индустриальных стран в мировом развитии.

3. НТР, ее социальные последствия и перспективы.

4. США, Япония и другие страны на пути к информационному обществу.

Рекомендуемая литература
1. Абрамова И., Поликанов Д. Африка в век информационных технологий: возможность прорыва // Азия и Африка сегодня. 2001. № 8. С. 15–21.

2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. М., 2000. С. 372–403.

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М., 1999. С. 53–67, 483–503.

4. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2005. С. 236–268.

5. Социология: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Клементьева. М., 2004. С. 105–128.

Темы 4, 5. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1. Социальная структура общества.

2. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

3. Социальная стратификация современного западного и российского общества.


Начиная первый вопрос темы, целесообразно отметить, что под социальной структурой общества понимается совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Предпосылкой этого является прежде всего природа, разделившая людей по полу, возрасту, национальной принадлежности. Кроме того, в процессе жизнедеятельности люди вступают в общение, в ходе которого создается разветвленная сеть взаимодействий, основанная на общественном разделении труда. Связи людей в их совокупности и составляют социальную структуру, представляющую собой систему устойчивых отношений людей, порядок их взаимодействия.

Основными элементами социальной структуры являются индивиды, занимающие определенные позиции в обществе (социальный статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Объединение этих индивидов в социальные группы и общности (социально-классовые, социально-этнические, социально-демографические), социальные институты (семьи, образования, права и др.) происходит на основе их статусных признаков. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, слои, классы, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Социальная структура, таким образом, выступает как оформленная система различий в положении, условиях жизни, способах существования людей и т. д. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. В узком смысле социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. Существующие в обществе классы как исторически сложившиеся группы людей различаются между собой по социально-экономическим, производственно-техническим и культурно-бытовым показателям. Учитывая основной классообразующий принцип – характер труда, следует заметить, что в условиях научно-технической революции идет процесс изменения самой сущности класса, в развитых странах класс становится скорее социально-культурной общностью, выступая носителем многих социальных общностей и подвергаясь процессам индивидуализации людей нежели субъектом исторической деятельности. Социальные группы – это совокупность людей, объединенных разновидностью совместной деятельности и осознающих свою принадлежность к данному образованию на основе социальных, экономических, профессиональных, половозрастных и других признаков. Они подразделяются на профессиональные, демографические, территориальные, этнонациональные, конфессиональные, первичные и вторичные, большие и малые, устойчивые и ситуативные и др. Правильно осмыслив характерные черты различных типов классов и социальных групп общества, их количественную и качественную динамику, зависимость от изменения социально-экономических и политических факторов, влияние их интересов на политические процессы, можно понять, что они первостепенным образом влияют на статику общества, функционирование всех его социальных институтов, его тип и динамику общественного прогресса.

Рассмотрение второго вопроса следует начать со сравнения двух методов анализа социальной структуры общества: марксистского и стратификационного. В марксистской теории классовая структура является определяющей.

Другой подход к анализу социальной структуры, разработанный М. Вебером, Р. Дарендорфом, П. А. Сорокиным, Т. Парсонсом основан на теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация (от лат. stratum – слой, facio – делаю) – система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев. Присущая современному обществу система многомерной стратификации формируется на основе таких измеряемых признаков, как престиж профессии, объем властных полномочий, уровень дохода и образования. Социальная стратификация реализует одну из важнейших задач общества – рациональное распределение индивидов по разным позициям и стимулирует эффективное выполнение каждым из них своей социальной роли, в результате чего может осуществляться перемещение индивидов или социальных групп внутри социальной структуры. Переход индивида или группы из одних общественных слоев в другие, продвижение к позиции с более высоким престижем, доходом и властью или к менее низким иерархическим позициям называется социальной мобильностью.

Среди основных стратификационных систем современная социология наиболее часто выделяет физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную, классовую, профессиональную и культурно-нормативную.

Существует несколько видов социальной мобильности. Если статус индивида или группы меняется на более высокий, престижный, то, следовательно, имела место восходящая вертикальная мобильность. Однако индивид или группа в результате жизненных катаклизмов может перейти в низшую статусную группу – это нисходящая мобильность. Кроме вертикальных перемещений внутри социальной структуры, существуют и горизонтальные перемещения, которые представляют собой мобильность без существенного изменения статуса. В социологии выделяют наряду с индивидуальной и групповую мобильность. При этом по степени перемещений различают открытые и закрытые социальные группы и общества.

Переходя к рассмотрению третьего вопроса, необходимо отметить, что в современных обществах активно протекают процессы социальной дифференциации, усиливается мобильность социальных общностей. Этому способствуют урбанизация, технологические и культурные изменения, массовые миграции. Большинство социологов сходится во мнении, что основная часть населения в современных западных обществах разделяется на высший, средний и низший класс. При этом доля высшего класса составляет примерно 5–7%, среднего класса – 60–70%, а низшего – 23–35%. Профиль стратификации западного общества может быть представлен в виде ромба с развитой центральной частью (средний класс). При анализе социальной структуры западных обществ необходимо уделить пристальное внимание изучению среднего класса. Современная цивилизация, по мнению английского историка А. Тойнби, это – цивилизация среднего класса. Средний класс выполняет чрезвычайно важную роль в современном обществе: смягчая конфликты между высшим и низшим классами, он является социальной основой стабильности; благодаря высоким стандартам потребления он обеспечивает устойчивый спрос на рынке товаров и услуг, стимулируя, в частности, развитие мелкого и среднего бизнеса; он способствует созданию новых информационных технологий, а значит, и экономическому прогрессу в целом.

Основу социальной структуры современной России составляют социальные группы советского общества, подвергшиеся очень серьезной трансформации, параллельно с которой в условиях реформирования происходит формирование новых социальных слоев – предпринимателей, менеджеров, наемных работников частного сектора, безработных. Происходит размывание прежних границ социальных групп и слоев в результате практически полного исчезновения зависимости между трудом и его оплатой, когда не так важно кто, как работает и сколько, главное – в какой отрасли, в какой фирме. Можно говорить о появлении новых престижных социальных ролей в профессиональной структуре. Набор профессий усложняется, изменяется их сравнительная привлекательность в пользу тех, которые обеспечивают более солидное и быстрое материальное вознаграждение. Меняются оценки социального престижа разных видов деятельности, когда физически или этически грязная работа все же считается привлекательной благодаря денежному вознаграждению. Вновь возникшие и потому дефицитные в кадровом отношении финансовая сфера, бизнес, коммерция заполнены большим количеством полу- и непрофессионалов. Целые профессиональные страты, обслуживающие такие жизненно важные для общества сферы, как здравоохранение, образование, наука – оказались на чрезвычайно низком уровне социального престижа.

Процесс быстрого социального расслоения охватывает российское общество неравномерно. Средний класс ничтожно мал. Верхний средний слой (не более 5% населения) – это крупные чиновники и законодатели, генеральные директора и управляющие как государственных, так и частных предприятий, работники сферы финансов, юстиции, охраны общественного порядка. Нижний средний слой составляет не менее четверти населения. В него вошли работники здравоохранения с высшим специальным образованием, работники сферы торговли и питания, администраторы, мелкие государственные чиновники. Верхние слои общества обладают экономической и политической властью, имеют доступ к распределению общественного продукта, характеризуются высоким уровнем потребления. Высший слой – политическая, экономическая и военная элиты – составляет менее 1% населения. Основная масса населения концентрируется на полюсе бедности. Проблема массовой бедности является наиболее острой в социальной сфере – сохраняется нищенское существование почти трети населения. Низший слой составляют жители села, разнорабочие в торговле и сфере обслуживания. В связи со снижением жизненного уровня в этот слой попали более 70% работников здравоохранения со средним специальным образованием и без него, до 50% преподавателей средней и высшей школы, работников науки. Модель стратификации современного российского общества может быть представлена в виде сильно сплющенного треугольника с очень широким основанием, большую часть площади которого составляет низший класс.




Темы докладов

1. Теория социальной стратификации и мобильности П.А. Сорокина.

2. Российский средний класс: проблемы обретения социального статуса.

3. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.



Рекомендуемая литература

1. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. М., 1999. C. 196–232, 266–287.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2004. С. 121–182.

3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2005. С. 270–305, 378–395.

4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. СПб., 2000. 1054 с.

5. Социология: Учебное пособие / Под ред. Д.С. Клементьева. М., 2004. С. 197–262.

6. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2005. С. 40–106.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006 (076. 6)
459.61kb.
5 стр.
Методические указания для студентов всех форм обучения Волгоград, 2000г. Ббк ш 143. 21 92. Великобритания
184.43kb.
4 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические указания для студентов всех направлений (бакалавриат) и специальностей очной и заочной форм обучения
193.49kb.
1 стр.
Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13
454.05kb.
3 стр.
Методические рекомендации организации работы над выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения подготовлены для специализации «менеджмент и маркетинг в рекламе»
605.13kb.
3 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.
Методические указания для развития навыков чтения на английском языке для студентов всех форм обучения
349.05kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения групп специальностей направления «Образование и педагогика»
288.64kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторным работам для студентов iy-y курсов фэн всех форм обучения Новосибирск 2003 (076. 5)
133.46kb.
1 стр.
Литература по дисциплине. Методические рекомендации предназначены для студентов направления «Экономика» всех профилей и форм обучения
336.4kb.
1 стр.
Методические указания по английскому языку для студентов всех форм обучения. Алт гос тех ун-т им. И. И. Ползунова, бти. Бийск
303.61kb.
4 стр.