Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4 Институт истории РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт всеобщей истории _________________________________________________________________ Дипломные работы, защищенные студентами Института истории Государственного университета гуманитарных наук в 2004 г. Аннотации Москва 2005 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Институт истории РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт всеобщей истории ______________________________________________________ Дипломные работы, защищенные студентами Института истории Государственного университета гуманитарных наук в 2004 г. Аннотации _________________________ Graduate papers defended by the students of the Institute of History of the State University for Human Sciences in 2004 Abstracts Москва 2005 Moscow ББК 63.3 Д РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: академик А.О. Чубарьян (отв. редактор) д.и.н. М.В. Винокурова к.и.н. И.В. Галкина
СОСТАВИТЕЛИ: к.и.н. Т.В. Гимон А.С. Кукатова Дипломные работы, защищенные студентами Института истории Государственного университета гуманитарных наук в 2004 г.: Аннотации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. – М.: ГУГН, 2005. – 74 с. Сборник содержит аннотации дипломных работ, защищенных на историческом факультете Государственного университета гуманитарных наук в 2004. Работы посвящены истории средних веков, нового и новейшего времени; истории России, Западной и Центральной Европы, Латинской Америки и Африки; проблемам международных отношений и межкультурных контактов, истории государства и церкви, источниковедения. Для историков, преподавателей и студентов исторических факультетов. ISBN 5-94067-140-3 0503010000-3 Д--------------- 45ж(03)-2005 © Государственный университет гуманитарных наук, 2005 © Редколлегия, составители, коллектив авторов, 2005 Содержание
Table of Contents
Предисловие Государственный университет гуманитарных наук существует с 1995 г. (до 1998 г. – Российский центр гуманитарного образования), его факультеты тесно связаны с исследовательскими институтами Российской академии наук. Институт истории (исторический факультет) функционирует при Институте всеобщей истории РАН, среди его преподавателей есть также сотрудники Института российской истории РАН и других научных учреждений Москвы. Одна из основных задач университета – интеграция науки и высшего образования. Отсюда – особенное внимание, которое в университете уделяется научной работе студентов – дипломным и курсовым работам, выступлениям на конференциях, научным публикациям. Выпуск 2004 года оказался особенно удачным. Почти все дипломные работы были защищены на «отлично», высоко оценены Государственной аттестационной комиссией. Большинство исследований выполнено на высоком научном уровне и имеет самостоятельное научное значение. Поэтому было решено опубликовать краткие сведения об этих работах (с полным их текстом можно ознакомиться в библиотеке Института истории ГУГН1). Для каждой дипломной работы в настоящем сборнике приводятся: фамилия, имя и отчество дипломника, сведения о научном руководителе и официальном оппоненте, небольшая аннотация работы и ее оглавление. Многие из студентов к моменту защиты уже имели научные публикации, отражающие результаты, полученные в дипломных работах. Мы постарались здесь указать эти публикации. Значительная часть из них находится в двух сборниках, подготовленных в Институте истории ГУГН2, но есть и публикации в других изданиях. Среди дипломных работ, защищенных в ГУГН в 2004 г., есть исследования по истории средних веков, нового и новейшего времени; истории России, Западной и Центральной Европы, Латинской Америки и Африки; по проблемам международных отношений и межкультурных контактов; по истории государства и церкви; по источниковедению. Мы надеемся, что публикация сведений о дипломных работах, защищенных в Институте истории ГУГН, послужит развитию единого научного и образовательного пространства, обмену опытом между университетами разных городов. Знакомство со сборником может оказаться полезным и для студентов-историков, только приступающих к написанию дипломной работы. Но главная цель издания – та же, что и у авторефератов диссертаций: довести до сведения научной общественности основные положения непубликуемых квалификационных работ. Мы полагаем, что большинство реферируемых ниже дипломных работ этого заслуживают.
Цель дипломной работы – выяснить, как образ женщины представлен в таких специфических источниках, как исландские саги, и в «Круге Земном» Снорри Стурлусона – в частности. В тексте «Круга Земного» были выделены 88 наиболее интересных сюжетов, так или иначе касающихся женщин, которые и анализируются в работе. В силу специфики источника более или менее полную картину удалось составить лишь о знатных женщинах; сведения о простолюдинках весьма фрагментарны. Одна из тем, рассмотренных в дипломной работе, – божественный идеал женщины в «Круге Земном». Если идеалом изображения мужчины может служить образ Одина из «Саги об Инглингах», то для женщин подобным идеалом, по мнению автора дипломной работы, служит образ Фрейи из той же саги. Эта сага, первая в «Круге Земном», наполнена стереотипами поведения, красоты, образа жизни, которым стараются следовать герои на протяжении всего повествования. Образ Фрейи не так хорошо расписан, как образ Одина. Но даже по кратким сообщениям можно составить представление об идеале. В образе Фрейи заложена модель поведения для знатной женщины. Этой модели она должна следовать, чтобы быть уважаемой в обществе. Первое правило – женщина должна умилостивлять богов жертвоприношениями для сохранения благоденствия и процветания семьи. В христианские времена жертвоприношение превращается в молитву, но суть его остается прежней. Второе – женщина должна иметь свое имущество или добро. И чем больше ее состояние, тем лучше. Это и некая независимость, и гарантия того, что женщина происходит из знатного, богатого рода, и того, что при разводе она сможет сама себя обеспечить и не останется ни с чем. Это правило «знатности», которое нарушить было почти невозможно. Какого социального статуса родился человек, такого он должен умереть. Исключения, конечно, были, но не поощрялись обществом, и Снорри Стурлусон прилагал немало усилий, чтобы оправдать или опозорить героинь, осмелившихся на это. Помимо прочего, в образе Фрейи заложено обоснование разводов и повторных браков, распространенных в Скандинавских странах. Позже правила поведения слились с идеалом физической и моральной красоты, которые также рассмотрены в работе. Проведена попытка составить стереотип описания знатной женщины. Если женщина знатная, то она почти всегда красавица. Красота – это что-то само собой разумеющееся. К ней могут добавляться другие положительные или отрицательные качества. Во-первых – достоинство. Знатная дама должна обладать достоинством и хранить его. Если она так делает, то она заслуживает уважения и одобрения общества. Но если у окружающих возникают сомнения в ее добродетельности, то начинают ползти нехорошие слухи и сплетни. Иногда дело могло закончиться не только глубоким позором для женщины, но и кровопролитием. Кроме того, знатная женщина должна была уметь веселиться и вести светские беседы. Пиры и веселье у древних скандинавов – это узлы социальной жизни, где женщина играла далеко не последнюю роль. Также очень ценилось красноречие. Не раз оно выручало женщин в «Круге Земном» из самых трудных ситуаций. В дополнение к основным стереотипным качествам (красота, достоинство, добродетель, красноречие, умение вести беседы и веселиться) можно добавить и еще одно – знание колдовства. Оно не входит в стереотипный образ. Колдовство – изначально мужское знание, но со временем перешедшее к женщине. Знатная женщина никогда не использует колдовское знание во вред другим людям. И это также вызывает большое уважение окружающих. Но встречаются в сагах и злые колдуньи, в основном – финки. Иногда к положительным качествам женщины может прибавляться молодость, но это – редкость. Несколько слов надо сказать и об отрицательных качествах знатной женщины. Глубокий позор можно навлечь на всю семью непомерной гордостью и дерзостью. В работе затрагивается также тема красоты незнатных женщин. В связи со спецификой источника составить полную картину трудно. В «Круг Земной» попали лишь самые примечательные женщины низкого происхождения. Каждая из них имеет какое-либо выдающееся качество: прекрасный голос, исключительную красоту. Главным отличием является отсутствие у простолюдинок достоинства и добродетели – это привилегия женщин высоко происхождения. В работе проанализированы встречающиеся в «Круге Земном» женские имена, которые имена разделены на три группы: языческие, христианские, иностранные. Языческие отличаются бóльшим разнообразием, чем все остальные. В ранних сагах имена вообще редко повторяются, но в более поздних сформировался список имен, которые могли носить знатные женщины. Это такие имена как Гуинхильд, Астрид, Рагнхильд, Стрид, которыми называли для того, чтобы новорожденная девочка переняла все качества и удачу знатной дамы. Это косвенный переход удачи от одного человека к другому. Имена простолюдинок не отличаются разнообразием, большинство их вообще не известно, остальные же очень просты: Ирса, Тора и т.д. Христианские имена начинают встречаться ближе к концу «Круга Земного». На протяжении всего «Круга Земного» не встречается ни одного христианского имени у женщин незнатного происхождения. Иностранные имена встречаются крайне редко. В работе затронута тема брака по «Кругу Земному». Выделено несколько категорий браков: по расчету, по любви и повторные браки. Браками по расчету в основном осуществлялось укрепление международных отношений. В таком браке женщина могла себя выразить через служение своей стране и своему мужу. Она активно включается в общественно-политическую жизнь. В случае неудачного брака отношения между странами могли сильно ухудшиться. Вместе с политическими выгодами можно было получить и материальные. Вместе с новой женой можно было получить неплохое приданое: деньгами и землями. Но не стоило увлекаться богатствами и применять силу, в «Круге Земном» можно найти пример заказного убийства мужа женой из-за лютой ненависти к нему. Это кровная месть со стороны женщины, еще один пример перехода мужских функций к женщине (подробнее тема женской кровной мести разработана в исследовании С.Л. Никольского). Также рассмотрены обменные браки по расчету. Представители двух государств для укрепления связей обмениваются невестами и женихами. Такие браки очень важны потому, что велика роль родственных отношений для скандинавского общества. С обретением новых родственников можно было поднять свой статус, заручиться их военной поддержкой. В таких браках очень важен престиж жены: от ее поведения, воспитания многое зависело. Очень часто не так высоко ценилось происхождение супруги, сколько то уважение, которое она смогла завоевать в обществе. У такой женщины искали расположения, поддержки и дружбы. Следующий вид – браки по любви. Такие браки – редкость в «Круге Земном», и Снорри всегда стремится отмечать их. Брак, заключенный по любви, немного приподнимает статус героев саги. Очень интересен поход автора к понятию «любовь». В сагах есть две ее разновидности: безумная и спокойная, взвешенная. Безумная любовь не одобряется Снорри. В основном, она встречается в сюжетах, связанных со злыми колдуньями. Такая любовь отвлекает от дел и не является благом для героя. Любовь взвешенная и спокойная – это своего рода долг перед мужем и обществом. Последний вид брака – повторный. Это очень распространенное явление в Скандинавских странах. Повторный брак возможен в случае смерти мужа или даже развода. Развод также был весьма распространен. Его инициаторами могли стать как муж, так и жена. Самое интересное в повторных браках – применение к ним тезиса о престижности жены. Очень хорошо иметь супругой бывшую жену какого-либо удачливого конунга. Такие женщины ведут более активную общественно-политическую жизнь, с ними стараются завести дружественные отношения, получить покровительство. К такой женщине прислушиваются, она вмешивается в управление страной, имеет огромное влияние в обществе. Это только подтверждает высказанное предположение о переходе удачи через женщину и о самой женской удаче. Женская удача – это нечто, похожее на наследство от умершего супруга. Умирая, он оставлял своей жене самое ценное – удачу. Если мужей было несколько, то женщина аккумулировала в себе удачу всех. Женщина активно участвует в общественной жизни через удачу своего мужа. Но в «Круге Земном» нет ни одного упоминания о незамужней девушке, участвовавшей в общественно-политической жизни, поскольку девушка – неопытна и не обладает достаточным количеством удачи. Оглавление дипломной работы: ВведениеГлава 1. Характеристика источника § 1. Общая характеристика исландских саг § 2. Характеристика «Круга Земного» Снорри Стурлусона Глава 2. Божественный идеал женщины § 1. Красота знатных женщин § 2. Красота незнатных женщин § 3. Имена Глава 3. Брак Глава 4. Женщина в общественно-политической жизни общества Заключение Библиография
Задачей работы явилось изучение правовой регламентации боевого вооружения для каждого из основных слоев английского общества XIII-XIV вв., а также установление связей между такой регламентацией и изменениями социальной структуры общества того периода. Для этого, в первую очередь, были использованы правовые источники, т.е. законы и разного рода постановления, касающиеся вооружения. Помимо законов, напрямую регламентирующих вооружение, привлекались близкие к ним по своему характеру указы о так называемом «принуждении к рыцарству» (англ. «distraints of knighthood»). Кроме того, в ходе работы использовались многочисленные указы о призывах на военную службу тех или иных категорий населения, где так или иначе упоминалась правовая регламентация вооружения. По существу, на данный момент еще очень сложно говорить об историографии рассматриваемого вопроса. Как среди англоязычных, так и тем более среди отечественных исторических трудов очень мало работ со схожей проблематикой. Как правило, литература, содержащая сведения о правовой регламентации вооружения в Англии конца XII-XIV вв., посвящена более общим вопросам и касается рассматриваемой проблемы лишь вскользь. Таким образом, почти полное отсутствие отечественных и крайне малое число западных трудов, которые бы ставили перед собой задачу изучения правовой регламентации вооружения в Англии конца XII-XIV вв., продиктовало необходимость создания отдельной работы на эту тему. В результате анализа указанных источников автор пришел к следующим выводам. Вопрос вооружения был очень тесно связан с теми изменениями, которые происходили в Англии в XIII-XIV вв. Развитие правовой регламентации в этой области наглядно продемонстрировало процесс трансформации английских социальных структур и отказ английского общества от схем классического феодализма. Оглавление дипломной работы:
Софья Владимировна ВЕДЮШКИНА Общественно-политическая жизнь Испании 1870-х-90 х годов в изображении русских путешественников Научный руководитель: д.и.н. С.П. Пожарская Официальный оппонент: к.и.н. И.С. Пичугина Работа посвящена исследованию социально-политической сферы испанской действительности последней трети XIX в., которая рассматривается через призму восприятия ее русскими путешественниками. В качестве источника привлечен весь комплекс опубликованных путевых заметок восемнадцати русских путешественников, посетивших Испанию в 1860-х-1890-х годах. Особое внимание уделено проблемам и характерным чертам восприятия русскими путешественниками Испании. Путешественник в данном случае рассматривается как своего рода площадка, на которой происходит соприкосновение двух культур. Этот процесс тем более интересен, что в XIX в. путешественники были важным (и очень популярным) источником информации об Испании, их мнения и оценки дают возможность взглянуть на известные испанские события в новом ракурсе. В историографии данная тема освещена фрагментарно. Записки путешественников рассматривались в нескольких работах, которые, как правило, освещали какой-нибудь один аспект испанской действительности, отдельный регион страны или творчество отдельного путешественника (статьи Ж.М. Фарре-и-Педрос, А.Н. Кожановского, архимандрита Августина, Е.В. Катаевой, М.А. Росы Вальверде). В нескольких работах затрагивалась также тема взаимных представлений и контактов между Россией и Испанией (М.П. Алексеев, В.Е. Багно, Е. Видаль, С.П. Пожарская). Целиком комплекс записок русских путешественников второй половины XIX – начала XX в. рассматривался только в постановочной статье В.В. Кулешевой. Сфера имажинологии в отечественной историографии также остается недостаточно изученной: особняком стоят труды Н.А. Ерофеева, С.В. Оболенской, И.Я. Павловской, Е.А. Стеценко. Тем не менее, русский путешественник второй половины XIX в. остается для нас фигурой мало известной. В данной работе особое внимание было уделено самим путешественникам и их запискам, их индивидуальным и общим чертам, была сделана попытка выявить социокультурный тип путешественника, определить мотивы, побуждавшие путешественников ехать в Испанию и писать записки. Также в работе рассказывается об условиях пребывания путешественников за границей. Предметом исследования являлись сведения, мнения и представления русских путешественников об Испании. Эти свидетельства представляют интерес сразу в нескольких аспектах. Во-первых, это отстраненный взгляд (что выгодно отличает русскую литературу путешествий от английской и французской). Во-вторых, это взгляд на известные события под новым углом, подмечающий бытовые детали, особенности нравов, которые не так часто попадают в поле зрение ученых. В-третьих, путевые заметки являются источником по истории представлений, предлагают описание процесса проникновения в иную действительность. Хотя многие исследователи отмечали сомнительность значения записок путешественников как исторического источника, на мой взгляд, именно человеческое измерение документов данного типа и определяет их уникальность. Изучение субъективного начала литературы путешествий, индивидуальных особенностей путешественников представляется небесполезным, тем более, что в число рассмотренных путешественников вошли талантливые литераторы, художники, музыканты, люди образованные и яркие представители своего круга. Это были личности неординарные, обладавшие творческой индивидуальностью, наблюдательностью и, что немаловажно, критичностью сознания. Среди путешественников встречались люди свободных профессий: журналисты, писатели, художники, ученые (историки и естествоиспытатели), священник. В работе была сделана попытка проследить влияние социального положения и рода деятельности авторов на их путевые очерки. Целью исследования является изучение представлений русских путешественников об общественно-политической жизни Испании последней трети XIX в. и рассмотрение особенностей взгляда русской просвещенной публики на Испанию. В число задач работы входит:
На основании проделанной работы можно заключить, что литература путешествий, рассмотренная в совокупности, дает если не знание об Испании, то по крайней мере, представление о ней, и, что немаловажно, проникнута ее духом, чему в определенной мере способствовала литературная одаренность авторов. Можно утверждать, что данный источник обладает высокой степенью информативности и достоверности. Источники можно разделить на 2 группы.
Тем не менее, во всех записках встречаются казусы и небылицы, воспринимаемые как типичные явления. Кроме того, путешественники, находясь в плену у ряда заблуждений, не могли оценить объективно некоторых исторических и современных им персонажей, политических деятелей и некоторые события. Еще одним выводом является заключение о том, что путешественники, разрешив развлекательные и культурные задачи, ставившиеся ими при написании путевых очерков, смогли значительно разнообразить и расцветить существовавший в России образ Испании, страдавший излишней односторонностью. Испания романтическая сменилась Испанией реальной во многом за счет того, что больше внимания путешественники стали уделять социально-политическим проблемам. По сути дела, именно в последней трети XIX в. состоялось настоящее знакомство России с Испанией. Оглавление дипломной работы: Введение
Историография Глава 1. Путешественники и путешествия
Глава 2. Испания в изображении путешественников 2.1. Экономическое положение 2.2. Социальное положение 2.3. Государство и управление 2.3.1. Региональные особенности Испании и проблема сепаратизма 2.4. Общество и политика 2.4.1. Партии и политические деятели 2.4.2. Печать Заключение Приложение. Таблица «Сведения о путешественниках» Научные публикации:
Георгий Вячеславович ВЕЛИКАНОВ «Православное Дело» во французском Сопротивлении: Историко-философский анализ Научный руководитель: д.и.н. О.Ю. Васильева Официальный оппонент: к.и.н. Е.В. Белякова В работе исследуется история благотворительной организации «Православное Дело», созданной в Париже в 1935 г. и возглавлявшейся монахиней Марией (Скобцовой) [Елизаветой Юрьевной Кузьминой-Караваевой] – известным деятелем русской эмиграции во Франции и одним из самых необычных представителей «Серебряного века». Несмотря на вполне мирный характер этой организации, деятельность которой была сосредоточена на задачах материальной и социальной помощи русским эмигрантам, не сумевшим реализовать себя во французском обществе в предвоенный период (и потому, в большинстве своем, прозябавшим в нищете), с началом Второй мировой войны и оккупации Франции практически все активные члены «Православного Дела» стали участниками антифашистского движения Сопротивления. Группа «Православного Дела» сотрудничала с русскими эмигрантскими группами, входившими в состав французского Сопротивления, укрывала, нелегально переправляла в неоккупированную зону лиц, подвергавшихся преследованиям нацистских властей, оказывала материальную помощь заключенным концлагерей. Моральный выбор, сделанный участникам «Православного Дела», побудил автора дипломной работы попытаться найти и проанализировать идеи, легшие в основу мировоззрения матери Марии (Скобцовой) и ее ближайших сподвижников, среди которых были такие известные представители русской эмиграции, как Н.А. Бердяев, прот. Сергий Булгаков, К.В. Мочульский, Г.П. Федотов, И.И. Фондаминский. С этой целью в работе были привлечены литературные произведения матери Марии (в основном публицистические), а также некоторые статьи близких ей мыслителей русской эмиграции, так или иначе связанные с общественным служением «Православного Дела». Исследовательский поиск выявил два основных источника «теории и практики» «Православного Дела». Первый из них – восточно-христианская монашеская традиция, творчески переосмысленная матерью Марией в условиях фактического отрыва от нее. [В Советской России эта традиция была искусственно прервана, а в эмиграции не укоренилась, что уже в конце 30 х годов был вынужден признать глава Западно-Европейского экзархата патриарха Вселенского, к которому принадлежала мать Мария – митрополит Евлогий (Георгиевский).] Вторым мировоззренческим истоком стал для матери Марии, Н.А. Бердяева и других мыслителей, к которым были близки создатели «Православного Дела», российский религиозно-философский ренессанс начала XX в. Таким образом, был выявлен религиозно-философский контекст, в котором существовали мыслители эмиграции, близкие к кругу «Православного Дела», и это дало возможность за непосредственными мотивами, побуждавшими создателей организации к социальному служению, а затем к участию в движении Сопротивления, увидеть глубинные основы их мировоззрения – идеи «социального христианства», монашества в миру и евангельской жертвенности, полагающей «душу свою за други своя». Источниками работы послужили статьи матери Марии, собранные в двухтомнике ее сочинений «Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки (Париж: YMCA-Press, 1992) и в недавно изданном сборнике «Мать Мария. Елизавета Кузьмина-Караваева. Религиозно-философские сочинения. Жатва духа (СПб., 2004). Также источниками работы послужил целый ряд памятников разных эпох, наиболее значимых для монашеской традиции Православного Востока.
Введение
Глава 1. Мать Мария (Скобцова) как организатор и духовный лидер группы Глава 2. Философско-богословские аспекты социального служения и сопротивленческой деятельности «Православного дела»
Заключение Библиография Николай Андреевич ВОЛОЩЕНКО Русская Православная Церковь при митрополите Сергии: Положение в государстве, внутреннее состояние Научный руководитель: д.и.н. О.Ю. Васильева Официальный оппонент: к.и.н. А.В. Журавский Узловым и дискуссионным моментом в истории Русской Православной Церкви является Декларация митрополита Сергия (Страгородского). “Послание пастырям и пастве”, известное также как Декларация митрополита Сергия, было издано Временным патриаршим синодом и разослано по приходам среди верующих 29 июля 1927 г. Этот документ призван был урегулировать отношения между Церковью и Советским государством. По сути “Послание пастырям и пастве” обращалось к верующим с призывом поддержать советскую власть. Будучи вынужденным шагом со стороны патриархии, Декларация многие десятилетия регулировала отношения Церкви и государства в нашей стране, и только патриарх Алексий в 1991 г. счел возможным не подписываться под ее текстом. В дипломной работе автор обращается к некоторым дискуссионным моментам, связанным с Декларацией. Обычно считается, что митрополит Сергий действовал по собственному почину, а «Послание» 1927 г. – плод только его размышлений. Между тем, попытки примирения Церкви и государства нужно искать и у предшественников Сергия. Так, автор выявляет преемственную линию: патриарх Тихон, местоблюститель Петр, заместитель местоблюстителя Сергий. Обращается автор и к авторитетным критикам митрополита Сергия: Соловчанам и митрополиту Петру (Полянскому). В работе рассматриваются и действия антирелигиозного фронта – не только постановления советской власти, публиковавшиеся исследователями за последние годы, но и антирелигиозные издания, и советская пресса, которые до сих пор под таким углом зрения не рассматривались. Специально рассматриваются сообщение газеты «Известия» за 19 августа 1927 г. о Декларации и упоминания о ней в других периодических изданиях – пожалуй, первые официальные оценки Декларации. В работе предпринята попытка на основании опубликованных документов (вышедших из синодальной канцелярии «староцерковников», проектов Декларации, Соловецких посланий, обновленческих воззваний, декретов советской власти, документов карательных органов 1918-1930 х годов и др.) и советской прессы представить цельную картину событий церковной жизни – для того, чтобы рассмотреть Декларацию неразрывно с тем временем, когда она вышла.
Введение
Характеристика источников Обзор историографии Глава первая
А) «Григорианский» раскол в истории Церкви Б) Взаимоотношения митрополита Агафангела и митрополита Сергия Глава вторая 2.1. Причины появления Декларации 2.2. Декларация 1927 года и проблема регистрации Церкви 2.3. Антирелигиозный фронт 1925-1929 гг. и оценка Декларации средствами массовой информации 2.4. Публикация Декларации «Известиями» 2.5. Положение РПЦ после выхода Декларации 2.6. Реакция современников на Декларацию Заключение Библиография Приложение: Известия. 1927. 19 августа. Научные публикации:
Екатерина Геннадьевна ГАПОНОВА Образованное общество и народ в пореформенной России по произведениям И.Н. Потапенко Научный руководитель: д.и.н. С.С. Секиринский Официальный оппонент: д.и.н. М.А. Рахматуллин В отечественной историографии почти нет работ, основанных на произведениях художественной литературы в качестве основного источника. Исключение составляют вышедшие в последнее время исследования, посвященные художественной литературе как историческому источнику – сборник «История России XIX-XX веков: Новые источники понимания» под редакцией С.С. Секиринского (М., 2001), а также статьи С.С. Секиринского, В.А. Твардовской, Н.Б. Хайловой, Е.С. Сенявской, А.И. Куприянова и других авторов, опубликованные в первом номере журнала «Отечественная история» за 2002 г., полностью посвященном изучению художественной литературы как источника исторической информации. Дипломная работа является первой попыткой провести систематическое исследование определенной исторической проблемы на основе произведений художественной литературы. Хронологические рамки работы: конец 1880-х – 1890-е годы. Именно в это время И.Н. Потапенко обращался к проблеме поиска взаимопонимания образованных людей и народа. Целью работы является анализ преломления в творчестве И.Н. Потапенко взаимоотношений образованного общества и народа. Задачи работы: 1) изучить социокультурный состав образованного общества по произведениям И.Н. Потапенко, выявить критерии, согласно которым автор относит своих персонажей к категории «образованных людей»; 2) исследовать данные писателем характеристики положения образованного слоя; 3) рассмотреть созданные писателем зарисовки отношения образованных людей к народу, их взглядов на собственную роль в обществе, методов, которыми они пытались реализовать свои стремления, направленные на благоустройство народной жизни; 4) исследовать отражение условий повседневного существования народа в произведениях И.Н. Потапенко; выявить стереотипы отношения крестьян к образованным людям; 5) установить основные вопросы взаимоотношений образованного общества и народа, поставленные в произведениях И.Н. Потапенко. Выводы работы свидетельствуют о том, что И.Н. Потапенко рассматривал проблему «образованное общество и народ» с позиций образованного человека (он принадлежал к элите творческой интеллигенции своего времени), и проблемы интеллигенции представляли для него главный интерес, в то время как описанию народной жизни писатель уделяет мало внимания. Образованных людей, образы которых создал писатель, объединяет стремление принять участие в благоустройстве народной жизни и просвещении народа. Но далеко не всем удается полностью реализовать свои благородные намерения и достичь желаемого результата. Народ, как правило, не понимает своих «просветителей» и не доверяет им. Сложившееся на протяжении веков недоверие к образованному человеку, который в сознании крестьян чаще всего ассоциировался с «барином», мешало крестьянам правильно понять и оценить гуманистическую деятельность интеллигентов. А интеллигенция, т.е., прежде всего, прогрессивное дворянство, часто не могла определить, каковы были первостепенные нужды народа. Дворяне, решившие посвятить себя служению народу, часто действовали непоследовательно. Как правило, основной причиной, побуждающей их к действию, было чувство долга перед народом. В итоге гуманистическая деятельность дворянства не вознаграждалась желаемым успехом. Писатель отмечал неготовность и неприспособленность дворянства к полному пониманию народа, его нравов и характеров, к установлению с ним доверительных отношений. По-видимому, одной из причин безуспешных попыток дворянства найти взаимопонимание с народом было незнание интеллигентами психологии простого народа. Проблема, поставленная писателем, не находит в его произведениях своего решения. Но образованным людям, ведущим свое происхождение из народной среды, писатель предоставляет возможность достичь успеха в деле просвещения народа и рационального устройства его жизни и быта. По-видимому, в этом подходе проявляется взгляд самого автора на поставленную им проблему. Он считает, что людям, вышедшим из народа, нравы, проблемы и первостепенные нужды народа, как и его психология, более близки и понятны, чем дворянам, размышляющим над смыслом жизни и поиском своей роли в обществе. В дальнейшем перспективным могло бы стать исследование указанной проблемы с привлечением более широкого круга произведений художественной литературы различных авторов-современников. В результате сравнительного анализа их свидетельств было бы возможно более подробно и на более репрезентативном материале рассмотреть проблему «образованное общество и народ».
Введение
Глава I. Источниковедческие и историографические аспекты исследования §1. Освещение темы в научной литературе §2. Произведения И.Н. Потапенко как исторический источник Глава II. Образованное общество в произведениях И.Н. Потапенко §1. Состав “общества” и уровень его образованности §2. Быт и нравы §3. Отношение к народу Глава III. Народ в произведениях И.Н. Потапенко. §1. Общая картина народной жизни §2. Отношение к образованным людям Заключение Библиография Екатерина Владимировна ГОРБУНОВА У. Гладстон и Б. Дизраэли: Взгляд из России (по материалам русской либеральной и консервативной периодики конца 1860–1870-х годов) Научный руководитель: д.и.н. С.С. Секиринский Официальный оппонент: к.и.н. О.В. Дмитриева Целью работы является изучение взглядов российских либеральных и консервативных общественных деятелей на английский политический опыт, персонализированный выдающимися британскими политиками У. Гладстоном и Б. Дизраэли. Источниками работы стали журнал «Вестник Европы» и сборники передовых статей газеты «Московские ведомости» за 1868-1880 гг. «Вестник Европы» служил центром, вокруг которого складывался широкий круг либерально настроенной интеллигенции, и был одним из основных проводников либеральных ценностей. Газета «Московские ведомости», благодаря деятельности ее редактора М.Н. Каткова, стала важным политическим изданием, рупором консервативных кругов. Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
В историографии проблема взаимовосприятия русской и английской культур в XIX в. изучена далеко не полностью. Существует большое количество исследований, посвященных анализу воззрений российских либералов и консерваторов или рассказывающих о жизни и деятельности Б. Дизраэли и У. Гладстона, но взгляды российских общественных деятелей и дипломатов на государственное устройство Англии и персонально на У. Гладстона рассматривала лишь Т.Н. Гелла, которая посвятила данной проблематике несколько статей и выступлений обзорного характера. Новизна подхода к теме раскрывается в двух основных аспектах. Во-первых, предметом изучения в моей работе стал «русский взгляд» на лидеров двух ведущих политических партий Великобритании, чье соперничество и взаимодействие составляло традиционную основу ее политической системы. Во-вторых, проблема восприятия русскими таких образцов британской политической культуры, как Гладстон и Дизраэли, рассматривается мною в тесной связи с выявлением специфики воззрений и идейного взаимодействия самих российских либералов и консерваторов. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам. Личности У. Гладстона и Б. Дизраэли и их убеждения представляли больший интерес для либерального «Вестника Европы», нежели для консервативных «Московских ведомостей». Российские либеральные публицисты рассматривали политические взгляды британских государственных деятелей не на основе декларируемых ими позиций (У. Гладстона как главы английских либералов, а Б. Дизраэли как предводителя консерваторов), а на основе анализа их политической практики и карьеры. Например, они проводили различие между политическими лозунгами и собственными убеждениями У. Гладстона, видели его не только как главу правительства либералов, но и как человека, начинавшего свою деятельность консерватором. В целом «Вестник Европы» критически оценивал позиции британских политиков и смотрел на них как на честолюбивых, стремившихся достичь успеха людей. Британский политический либерализм, выражавшийся в реформаторской деятельности У. Гладстона, высоко оценивался как российскими либералами, так и консерваторами. На страницах «Вестника Европы» поддерживались преобразования У. Гладстона, направленные на расширение прав и свобод англичан, журналисты выступали поборниками свободы совести и вероисповедания. Консервативный публицист М.Н. Катков, в свою очередь, не осуждал активное реформаторство в Англии, а находил среди всей совокупности проводившихся преобразований те, которые затрагивали, по его мнению, наиболее актуальные вопросы российской действительности. Деятельности кабинета У. Гладстона в этих направлениях М.Н. Катков уделял основное внимание. Британский политический консерватизм в лице Б. Дизраэли не представлял собой самостоятельного интереса для российских либералов, объединившихся вокруг «Вестника Европы», а интересовал их лишь как часть закономерного политического процесса в Англии, время освоения нововведений, осуществленных английскими либералами. Консервативные «Московские ведомости» М.Н. Каткова также практически не рассматривали внутриполитическую деятельность кабинета Б. Дизраэли. Таким образом, во взглядах российских либералов на деятельность У. Гладстона и Б. Дизраэли полностью проявились их либеральные воззрения. Сдержанная по отношению к британским либералам и не питающая особого интереса к британским консерваторам позиция «Московских ведомостей» говорит о том, что редактор газеты М.Н. Катков, даже перейдя на консервативные позиции и став идеологом самодержавия, сохранял свое увлечение Англией, которое раннее находило выражение в его публицистической деятельности на страницах журнала «Русский вестник».
Введение Глава 1. Источниковедческие и историографические аспекты исследования §1. Анализ источников §2. Обзор историографии Глава 2. У. Гладстон в представлении русских либералов и консерваторов §1. У. Гладстон – человек и политик. §2. Начальный этап министерства У. Гладстона §3. Реформы 1871-1873 гг. Падение министерства У. Глад-стона Глава 3. Отечественная периодическая печать о Б. Дизраэли §1. Внутренняя политика Б. Дизраэли §2. Международная политика Б. Дизраэли §3. Характеристики личности Б. Дизраэли Глава 4. Восточный кризис, Дизраэли и Гладстон: Оценки русских либералов и консерваторов §1. Восточный кризис и Б. Дизраэли §2. Восточный кризис и У. Гладстон Заключение Библиография
Цель дипломной работы – рассмотреть положение Православной церкви (и как организационной структуры, и как совокупности всех верующих) и все этапы усташского клерикального геноцида, направленного на нее, на территории Независимого Государства Хорватия (НГХ) с апреля 1941 по май 1945 г. Для этого автор считает необходимым выявить источники идеологии и практики хорватских усташей, специфику созданного ими режима, особенности определения ими национально-политических целей хорватского народа, их религиозно-политическую деятельность и ее взаимосвязь с политикой Ватикана в период Второй мировой войны. В отечественной историографии уничтожение Православной церкви и геноцид носителей православного самосознания – сербов в ходе Второй мировой войны на территории НГХ практически не рассматривались. А феномен Хорватской православной церкви вообще не был затронут отечественными учеными и практически не освещался югославскими учеными. Источниками работы послужили документы личного фонда доктора В. Джурича, а также многочисленные опубликованные материалы – официальные документы, воззвания, дневники, научные труды участников и очевидцев событий, мемуары, периодическая печать. Кроме того, привлекались сведения, полученные автором дипломной работы в ходе устных бесед и переписки с очевидцами исследуемых событий. Оглавление дипломной работы: Введение
Первая глава. Югославия накануне войны
Вторая глава. Положение Православной церкви в НГХ.
Третья глава. Создание Хорватской православной церкви
Заключение Список источников и литературы Научные публикации:
Юрий Алексеевич ДАНИЛОВ Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Первой мировой войны Научный руководитель: д.и.н. О.Ю. Васильева Официальный оппонент: к.и.н. Л.В. Мельникова В дипломной работе рассматриваются формы патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Первой мировой войны, некоторые аспекты ее участия в войне, а также сестринское движение. В работе для исследования избраны следующие аспекты деятельности Церкви: примеры героического поведения церковно- и священнослужителей в условиях смертельной опасности (в основном в период исполнения ими своих пасторских обязанностей), реакция духовных лиц на поругание противником православных храмов, деятельность сестер милосердия и некоторые другие темы. Источниками работы стали: журнал «Вестник военного и морского духовенства», воспоминания протопресвитера Андрея (Карповича), протопресвитера Георгия (Шавельского), сестер милосердия М. Бочарниковой, Т.А. Варнек, М.С. Мокиевской-Зубок, З.С. Демьяненко, мемуарные записи А.А. Вырубовой, кнг. В.И. Гедройц, Т.Е. Мельник, письма императрицы Александры Федоровны к супругу.
Введение
Глава 1. Формы патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Первой мировой Войны § 1. Начало патриотической деятельности Русской Православной Церкви § 2. Подвиги представителей военного духовенства Русской Православной Церкви в годы Первой мировой войны § 3. Поругание неприятелем православных святынь в годы Первой мировой войны и реакция на кощунства духовенства Русской Православной Церкви Глава 2. Сестры милосердия в годы Первой мировой войны § 1. Институт сестер милосердия § 2. Сестринские подвиги § 3. Духовная помощь сестер милосердия русским военнопленным § 4. Венценосные сестры милосердия Заключение Приложение: Статистические таблицы
В дипломной работе история диссидентского движения в СССР рассматривается сквозь призму судьбы одного его представителя – Владимира Львовича Гершуни (1930-1994). Его судьба была похожа на жизнь многих других диссидентов: лагеря, ссылки, психиатрические клиники. Опираясь на факты биографии В.Л. Гершуни, автор дипломной работы показывает развитие диссидентского движения в СССР и пытается оценить роль отдельного человека в этом общественном движении. В работе анализируется фонд В.Л. Гершуни, хранящийся в Центре документации «Народный архив» (№ 286). Фонд был передан архиву в 1995 г. Фонд содержит: рукописи статей и художественных произведений, переписку, самиздат, фотографии. Материалы этого фонда освещают многие стороны истории диссидентского движения в Советском Союзе.
Введение
Характеристика литературы и источников
Глава 1. Движение за права человека
Глава 2. Обзор материала фонда В.Л. Гершуни
Заключение Список источников и литературы Светлана Николаевна ЗВЕРЕВА Формирование образа Аргентины в сочинениях русских путешественников в 1880-1900 гг. Научный руководитель: к.и.н. В.П. Казаков Официальный оппонент: к.и.н. Л.А. Ивкина Дипломная работа посвящена исследованию образа Аргентины в сочинениях русских путешественников на основе конкретного исторического материала: системного выявления основных тенденций и закономерностей развития Аргентины в XIX в. Эта задача ставится и решается впервые. Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что в последние десятилетия XIX в. настал решающий этап в становлении взаимовосприятия Аргентины в России, когда заметная роль Аргентины в мировой политике и экономике была подтверждена установлением дипломатических отношений между двумя государствами в 1895 г. Объектом изучения стали сочинения трех российских путешественников – дипломата А.С. Ионина, ученых А.М. Беркенгейма и Н.М. Альбова, труды двух последних авторов исследуются впервые. Для разработки темы был привлечен широкий круг источников – архивных (фонд А.С. Ионина в Государственном архиве Российской Федерации) и опубликованных. К последним относятся записки путешественников, материалы отечественной периодики. Для рассмотрения основных тенденций истории Аргентины в XIX в. был привлечен ряд аргентинских источников официального и публицистического характера. С этой же целью были использованы монографические и коллективные исследования отечественных и зарубежных авторов. Историографических работ по теме исследования немного. В основном, они затрагивают теоретические проблемы или вопросы русско-аргентинской истории. Русско-аргентинские связи имеют почти двухвековую историю. До установления дипломатических отношений сведения об Аргентине в России носили разрозненно-поверхностный характер. В 1880-1900 гг. А.С. Ионин, А.М. Беркенгейм и Н.М. Альбов побывали в Аргентине, движимые своей профессиональной деятельностью. Интерес к этой стране, превратившейся к концу XIX в. в одно из наиболее развитых и богатых государств Латинской Америки, обусловил создание сочинений. Сочинение “По Южной Америке” А.С. Ионина, жившего в странах Южной Америки в 1883-1889 гг., рисует полную картину жизни Аргентины – от истоков ее цивилизации до повседневного быта современных аргентинцев. Это была страна двух миров – столицы и пампы, внешне не схожих, но внутренне единых своим духом, своей историей и людьми, – страна, которой предназначено процветание. Впервые в русской литературе представлена концепция истории Аргентины. Это сочинение стало классическим. Географ А.М. Беркенгейм был в Аргентине в 1893-1894 гг. Он оставил тщательно детализированное и скрупулезное описание материально-бытовой стороны жизни пампы. Н.М. Альбов жил и работал в Аргентине в 1895-1897 гг. Его образ-представление заметно отличается от созданных его предшественниками. Он увидел процессы этнической и культурной ассимиляции между европейскими иммигрантами и местными жителями. Эти процессы нашли свое выражение в распространении типажа “Сын родины” – природного аргентинца, потомка иммигрантов и креолов, патриота своей новой родины. Если А.С. Ионин видел количественные изменения в Аргентине во второй половине 80-х годов, если А.М. Беркенгейм застал переходный этап в ее развитии в середине 90-х годов, то Н.М. Альбов уловил качественные изменения в прогрессе Аргентины в конце 90-х годов XIX в. Созданные ими образы Аргентины оказали огромное влияние на российской общество, стали основой представлений об Аргентине в России и внушили определенное отношение к ее народу на рубеже XIX-XX вв. в нашей стране.
Введение
Глава 1. Особенности социально-экономического и политического развития Аргентины в XIX веке § 1. Основные тенденции социально-экономического развития § 2. Общественно-политическая жизнь Аргентины в XIX веке Глава 2. Путешественники и путешествия § 1. Путешествие как феномен и литература путешествий. Русские путешественники § 2. Начало знакомства с Аргентиной в России § 3. Образ Аргентины в сочинениях А.М. Бернгейма и Н.М. Альбова Глава 3. Прошлое, настоящее и будущее Аргентины: Концепция А.С. Ионина § 1. Путешествие А.С. Ионина и его сочинение «По Южной Америке» § 2. Повседневная жизнь Аргентины § 3. Концепция и периодизация истории Аргентины § 4. Международное положение Аргентины § 5. Общенациональный кризис 1890-1893 гг. в Аргентине: оценки А.С. Ионина Заключение Список источников и литературы
Елена Игоревна ИЗЕРГИНА Смотрите также: Дипломные работы, защищенные студентами Института истории Государственного университета гуманитарных наук в 2004 г
973.6kb.
4 стр.
Развитие системы среднего образования на урале
907.81kb.
4 стр.
«Новая и новейшая история».–2011.–№1.–С. 115-120. XXI международный конгресс исторических наук в амстердаме
123.52kb.
1 стр.
Взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания
441.73kb.
4 стр.
Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков
394.84kb.
2 стр.
Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра
484.7kb.
2 стр.
Темы философии социальных и гуманитарных наук Учебное издание по программе кандидатского минимума «История и философия науки. Философия социальных и гуманитарных наук»
4906.44kb.
26 стр.
Современные коммуникативные практики в пространстве российско-китайского межкультурного взаимодействия
681.28kb.
4 стр.
Динамика русской провинциальной культуры в условиях исторических трансформаций российской цивилизации
642.93kb.
4 стр.
Начала «русской палестины»
163.14kb.
1 стр.
Избранное: Величие и нищета метафизики
8187.14kb.
54 стр.
Дипломные работы, защищенные в едс (1998-2010) 1998 129.39kb.
1 стр.
|