Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

ПРИНЯТО

на педагогическом совете


Протокол № 1 от 30.08.2011 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _____________М.Н.Крапивин

Приказ №_______от 31.08.2011 г.




Образовательная программа

МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 3

г. Лебедяни Липецкой области

2011-2015 г.г.

г. Лебедянь

2011

Пояснительная записка

Образовательная программа МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 3 г.Лебедяни Липецкой области строится в соответствии с основными принципами совершенствования системы образования и ориентирована на реализацию социальных требований к системе российского образования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:


  • ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

  • переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

  • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

  • возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В соответствии с этими тенденциями обществу нужны современно образованные, нравственно ориентированные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

ОП ориентируется на миссию Российского образования, сформулированную в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном МО и НРФ приказом № 373 от 06 октября 2009 г.: «воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений россиян к культурным, духовным и нравственным ценностям российского народа, таким, как справедливость, личная и индивидуальная свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, патриотизм и др». «Миссия российского образования нацелена на развитие творческого потенциала личности, формирование гражданской идентичности как важнейшего условия развития российского гражданского общества и в результате на укрепление российской государственности, консолидацию народов России, конструктивное обновление всех сфер духовной, культурной, социальной и экономической жизни нашей страны».

При разработке ОП учитывались не только интересы государства и общества, но и особенности конкретного учреждения.



Задачи школы и перспективная модель выпускника

В современной ситуации определяющими качествами личности должны стать кругозор, компетентность и профессионализм, толерантность и гражданственность. Выпускник школы – это компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Реализация качеств личности учащихся, прописанных в перспективной модели выпускника, прогнозируется в образовательной программе через все компоненты обучения и воспитания и на всех ступенях обучения.
Задачи ОУ

Формирование информационной, воспитательной и культурно-образовательной среды, позволяющей создать современную модель школы с углубленным изучением отдельных предметов, которая создаст условия для достижения всеми нашими выпускниками уровня, предусмотренного перспективной моделью выпускника школы.

Стратегическая цель, задачи, принципы развития реализуются через образовательную модель выпускника. Мы опираемся на уже апробированные и проверенные временем уровни сформированности компетентностей на разных этапах образовательной деятельности учащихся.

Перспективный портрет выпускника школы

Опираясь на принципы компетентностно-ориентированного подхода, применяя инновационные формы воспитательной работы и создавая тесно интегрированную образовательную среду, школа стремится обучать и воспитывать гармонически развитую личность, готовую войти в современное информационно-образовательное пространство Российского и мирового социума. Конечная цель ставится в виде формирования модели конкурентоспособного выпускника, обладающего следующей системой показателей:



В области компетентностей, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

  • владение компетенциями гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства, города;

  • владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности жизни, культуры, науки, производства;

  • знание истории цивилизаций, собственной страны, города, семьи;

  • знание правил и культуры здоровьесбережения, потребность в здоровом образе жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

  • знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

  • знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типов нервной системы, особенностей темперамента, суточного биоритма;

  • знание и владение основами физической культуры человека;

  • осознание свободы и ответственности за выбор образа жизни.

В области ключевых компетентностей, относящихся к деятельности человека и обеспечивающих возможность дальнейшего профессионального образования и успешной трудовой самореализации:

  • освоение на повышенном уровне сложности учебной программы по математике, русскому языку, литературе, физике, обществознанию, истории;

  • освоение всех образовательные программы по предметам учебного плана;

  • овладение ключевыми компетенциями познавательной деятельности:

1. основными операциями мышления: анализом, синтезом, сравнением, конкретизацией, абстрагированием, обобщением, систематизацией, классификацией, умением делать выводы и умозаключения;

2. способами постановки и решения познавательных задач, нахождения нестандартных путей их решения;

3. умением создания и разрешения проблемных ситуаций;

4. умением структурирования знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения и приращения накопленных знаний;



овладение ключевыми компетенциями в области деятельности:

1. умениями использования различных средств и способов деятельности;

2. навыками планирования, проектирования, моделирования, прогнозирования, а также исследовательской и творческой деятельности;

владение ключевыми компетенциями в области информационных технологий:

1. основами поиска, восприятия, обработки, передачи, хранения и воспроизведения информации;

2. конспектированием и преобразованием информации;

3. основами мультимедийных, Интернет технологий;

4. основами компьютерной грамотности;

В области компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной среды:


  • владение умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, технологиями погашения конфликтов;

  • владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

  • владение основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптирования в социуме;

  • владение знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью;

  • знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, собственного достоинства, гражданского долга, самоконтроля в своих действиях, чувства патриотизма, гордости за символы государства;

  • целостное представление о культурно-историческом процессе в России в прошлом, настоящем, будущем, а также в других странах;

  • владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность).

Таким образом, наша конечная цель понимается как формирование и становление в условиях образовательно-воспитательной среды школы социально зрелой и мобильной личности, обладающей активной жизненной позицией, четко выраженной гражданственностью и патриотизмом, развитыми коммуникативными возможностями, стрессоустойчивостью, способностью к адаптации и определению своего места в социуме, конкурентоспособностью в условиях современного общества, обладающей высокой мотивацией к познавательной и профессиональной деятельности, способной принимать решения и реализовывать их на основе навыков самоорганизации и самоконтроля.

Принципы образовательной программы

Образовательная программа школы построена на принципах гуманизации, дифференциации обучения и воспитания школьников, учѐта потребностей обучаемых, их родителей, общества и государства.

Образовательная программа школы ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей:

общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу духовно-нравственного и гражданского самосознания молодежи;

учащихся и их родителей – в гарантированном уровне общего образования и повышенном уровне подготовки по предметам углубленного изучения.

вузов – в притоке молодежи, способной к самообразованию и профессиональному обучению.


Цели образовательной программы

Цели ОП учитывают интересы государства, общества, потребителей образовательных услуг (учащихся и их родителей), а также ресурсные возможности ОУ и тип образовательной программы. Однако в связи с тенденциями в области образовательной политики и новыми задачи, вставшими перед школой, цели необходимо скорректировать с учетом компетентностного подхода: в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одним из ключевых пунктов стало обеспечение компетентностного подхода в образовании, взаимосвязи академических знаний и практических умений.



  • Разностороннее развитие личности учащихся, позволяющее достигать социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости выпускников.

  • Достижение учащимися базового государственного образовательного стандарта по всем предметам учебного плана и углубленного уровня образования по математике, русскому языку, литературе, физике, обществознанию, истории;

  • Достижение стабильных и гарантированных образовательных результатов, позволяющих ученикам продолжать обучение в вузах страны.

  • Формирование готовности к жизненному и профессиональному самоопределению.

  • Реализации свободы выбора образовательной программы.

  • Развитие у учащихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности, методов научного познания.

  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности, формирование познавательных мотивов, готовности к самообразованию.

  • Развитие коммуникативной культуры учащихся.

  • Воспитание ответственного отношения к себе, своему здоровью, будущему.

  • Формирование толерантного сознания.

  • Создание условий для успешной адаптации учащихся в современном мире, формирования успешной, конкурентоспособной личности.



Цель развития личности учащегося является для школы приоритетной. Для достижения этой цели используются многообразные средства, которые в совокупности позволяют реализовать целостную и преемственную систему развития личности и индивидуальности учащегося.

Гармоничное развитие личности обеспечивается содержательным разнообразием дополнительных образовательных услуг. Развивающие дополнительные занятия по выбору предоставляются через систему дополнительного образования бесплатно.


Педагогическая система

Гуманизация образовательного процесса является целью и средством формирования педагогического коллектива школы, развития личности педагога и учащегося.

Педагогический коллектив школы строит свою деятельность на гуманистических принципах:



  • обеспечение права личности на всестороннее развитие и самоопределение на основе признания самоценности индивидуальности каждого участника образовательного процесса;

  • взаимодействие взрослых и детей на основе доверия, уважения к человеческому достоинству каждого, выполнение международной конвенции о правах ребенка;

  • гуманизация педагогического общения, отказ от авторитарных методов в обучении и воспитании;

  • ценностное единство педагогического коллектива;

  • превращение педагогического пространства школы в комфортную среду, способствующую гармонизации внутреннего мира педагогов и учащихся, создающую атмосферу для творчества;

  • реализация личностно-ориентированной модели обучения и воспитания учащихся.

В целях достижения безопасности образовательной среды в школе проводится ряд мероприятий. Права детей на личную жизнь и защита от оскорблений и угроз со стороны работников школы и других учащихся зафиксированы в Уставе школы. В учебной и внеучебной деятельности происходит развитие навыков бесконфликтного общения. Реализуются программы «Проблемные дети и семьи» и «Мир во мне». Обеспечивается доступность информации о возможности получения психологической помощи в школе. Оказывается реальная психологическая помощь детям совместно с родителями. Создана система профориентационной работы для учащихся.

В основе реализации образовательной программы школы лежат ценности гуманистической педагогики:


  • установка на сотрудничество, духовное и эмоциональное единство взрослых и детей;

  • вера в творческий потенциал как учащихся, так и педагогов;

  • помощь учащимся в самопознании и творческой самоориентации;

  • эмпатическое понимание, соучастие и сопереживание судьбам учеников;

  • приоритет целей нравственного воспитания и формирования гуманистического мировоззрения учащихся;

  • создание атмосферы для творческого самовыражения педагогов и учащихся.

Реализации основных направлений Программы развития школы, модернизация образовательного пространства ОУ с целью создания условий для формирования качеств личности выпускника, прописанных в перспективной модели выпускника школы, предполагает включение всего педагогического коллектива в инновационную работу, повышение профессиональной компетентности педагогов, участие в управлении отдельными направлениями и проектами.

Новые задачи, стоящие перед школой, предъявляют и новые требования к педагогическим кадрам, среди которых:


  • наличие высокого уровня коммуникативной культуры, способность к осуществлению коммуникации в режиме диалога;

  • способность к освоению современных достижений науки в своей предметной области;

  • способность к освоению современного педагогического опыта, его критической оценке и интеграции в свою педагогическую деятельность;

  • стремление к формированию и развитию личных креативных качеств;

  • способность к рефлексии;

  • сформированность информационно-коммуникационной компетенции;

  • наличие методологической культуры, в частности умений и навыков проектной деятельности.

Современный педагог должен уметь сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. В настоящее время обостряется противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного учителя, его личностным профессиональным потенциалом и предъявляемыми к нему в педагогической деятельности требованиями. В перспективном портрете педагога школы в качестве базисного критерия выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О.Е.Лебедев, А.П.Тряпицына). Основные параметры оценки профессиональная компетентности учителя: мотивационно-ценностный; когнитивно-деятельностный; эмоционально-процессульный.

Перспективный портрет педагога школы

1. В своей работе руководствуется принципами гуманистического преподавания.

2. Стремится к получению и усвоению новых знаний, к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность).

3. Показывает устойчивые значительные результаты в обучении и воспитании школьников.

4. Способен к глубокому и обоснованному анализу результативности своей деятельности, к критической оценке и интеграции личного и иного опыта педагогической деятельности. Самостоятельно и осознанно принимает решение о направлениях совершенствования своей профессиональной деятельности.

5. Обладает высоким уровнем теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готов и способен соотнести с ними свою практику, совершенствовать на их основе практическую работу.

6. Готов к освоению новой литературы в области предмета и методических приемов и технологий и использованию знаний и умений в практической деятельности.

7. Стремится к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов.

8. Владеет методами педагогического исследования.

9. Понимает особую значимость воспитательной работы в формировании личности ребенка.

10. Обладает потребностью в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса.

11. Обладает навыками концептуального мышления, способностью моделировать педагогический процесс, заниматься проектной деятельностью, прогнозировать результаты собственной деятельности.

12. Обладает высоким уровнем коммуникативной культуры, способностью к осуществлению коммуникации в режиме диалога.

13. Обладает высоким уровнем информационно-коммуникационной компетентности.

14. Обладает стрессоустойчивостью.

15. Принимает философию маркетинга в качестве одной из основных идей деятельности педагога в условиях становления рыночных отношений в образовании.

16. Готов к сотрудничеству и партнерским отношениям со всеми субъектами педагогического процесса.

17. Стремится к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса.



Служба сопровождения

Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании (Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»)



Реализации образовательной программы способствует и служба сопровождения (психолог, социальный педагог, медицинский персонал), работа которой направлена на сохранение физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса, а также на развитие учащихся. Проводится психолого-педагогическая диагностика с целью своевременного выявления детей со сниженными адаптационными возможностями (группа риска), а также развивающая работа с учащимися в различных формах. Валеологическое сопровождение способствует формированию здоровьесберегающей среды в школьном образовательном процессе и предполагает:

  • соблюдение норм предельно допустимых нагрузок;

  • диагностику функционального состояния здоровья воспитанников;

  • валеологический анализ расписания занятий.

Цели службы сопровождения:

  • создание системы сопровождения учащихся в период адаптации в начальном и среднем звене;

  • создание системы сопровождения старшеклассников в период профориентации.

Задачи психологической службы школы:

  1. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения.

  2. Создание психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных особенностей.

  3. Повышение психологической компетентности учащихся, педагогов.

  4. Изучение и анализ научно-методической литературы по проведению диагностических, коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.

  5. Создание психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в психологическом развитии.

Приоритетные направления деятельности:


  1. Сопровождение учащихся 1-х классов, их родителей и педагогов.

  2. Сопровождение учащихся 5-х классов, их родителей и педагогов.

  3. Сопровождение учащихся 9-х классов, их родителей и педагогов.

  4. Сопровождение учащихся 11-х классов, их родителей и педагогов.

Приоритетные ценности:

  1. Ценность психологического развития, т.е. бережное отношение к психологическому миру ребенка, его потребностям, особенностям его отношения к миру и к самому себе.

  2. Ценность индивидуального пути развития ребенка (норма или отклонения, приводящие к потере адекватности).

  3. Ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути.

В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, в ОП должно быть заложено изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.



следующая страница >>
Смотрите также:
Приказ № от 31. 08. 2011 г. Образовательная программа моу сош с углубленным изучением отдельных предметов №3
913.53kb.
5 стр.
Анализ деятельности средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №84 за 2009-2010 учебный год
1201.04kb.
5 стр.
Образовательная программа основного общего и среднего (полного) общего образования моу сош №18 с углубленным изучением отдельных предметов
640.89kb.
4 стр.
Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике»
166.34kb.
1 стр.
Сведения о сотрудниках гоу г. Москвы сош с углубленным изучением отдельных предметов №1367 в 2011-2012 учебном году шмо предметов естественного и социального циклов наук Председатель шмо тхуго И. Л. Таблица №1
59.35kb.
1 стр.
«Я за Крапивина!»
11.84kb.
1 стр.
Программа по русскому языку Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
52.54kb.
1 стр.
Числа великаны
191.34kb.
1 стр.
Программа курса английского языка к умк «Enjoy English» для учащих 2-11 кл общеобраз учрежд. Обнинск: Титул, 2010. 56 с
52.59kb.
1 стр.
Программа развития мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
887.61kb.
5 стр.
Юго-Западный и Восточный образовательный округ Юго-Западный образовательный округ (15)
13.73kb.
1 стр.
Путешествие во времени и пространстве. Тренируем свою «внутреннюю музыку»
32.84kb.
1 стр.