Главная
страница 1страница 2
На правах рукописи


КОКШАЕВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА


МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

ПОДГОТОВКИ


13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Волгоград – 2009

Работа выполнена на кафедре физической культуры

ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Вершинин Михаил Александрович



Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Якимович Виктор Степанович

кандидат педагогических наук

Безотосов Сергей Васильевич



Ведущая организация: Российский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма

Защита состоится «24» марта 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, пр. В.И. Ленина, 78.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан « » февраля 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

профессор






Ю.Н. Москвичев





I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Структурная перестройка, происходящая в современном отечественном образовании, затронула и сферу физической культуры и спорта, в которой осуществляется подготовка не только спортсменов, но и будущих преподавателей физической культуры и тренеров по видам спорта. Становление шахматиста как спортсмена осуществляется в огромной сети детско-юношеских спортивных школ, клубов и секций, которыми располагает сегодня Российская Федерация.

Подготовка спортсменов высокой квалификации – главный объект исследования современной науки о спорте, в которой решается задача разработки основ рациональной организации учебно-тренировочного процесса. Важнейшим элементом такой организации может стать система комплексного контроля уровней подготовленности спортсменов, учитывающая все ее формирующие факторы. В этой связи возникает потребность точного определения показателей уровня спортивного мастерства шахматиста, начиная с самых ранних стадий, т.е. с этапа начальной специализированной подготовки.

Шахматы являются одним из древнейших видов спорта, сохранившихся до наших дней. Последнее кардинальное изменение в правилах игры было введено в XVI веке. Естественно, что за столь долгий промежуток времени появилось огромное количество шахматной литературы, которая затрагивает практически все вопросы теории и практики шахматной игры.

Гораздо меньше внимания в специальной литературе уделялось методам подготовки шахматистов на различных этапах становления спортивного мастерства. И все же в разное время вопросами подготовки высококвалифицированных спортсменов занимались такие известные тренеры и шахматисты, как В.А. Алаторцев, А.А. Алехин, М.М. Ботвинник, М.А. Вершинин, Н.А. Головко, М.И. Дворецкий, Б.А. Злотник, А.А. Котов, Эм. Ласкер, Н.В. Крогиус. В их работах раскрывается суть подготовки шахматиста, отражены факторы, влияющие на спортивные результаты, разработаны методы организации учебно-тренировочного процесса. Вместе с тем в шахматах до сих пор не существует общепризнанной оптимальной системы тренировки шахматистов на ранних стадиях обучения. Рассмотрение отдельных аспектов учебно-тренировочного процесса начинающих шахматистов содержатся в работах целого ряда ученых:

– необходимость учета психологических аспектов в процессе тренировки шахматистов (Н.В. Крогиус, 1979; Е.Е. Васюкова, 1985);

– обучение юных шахматистов с приоритетным развитием различных видов памяти (А.А. Барташников, 1988);

– изучение особенностей формирования самоконтроля и рефлексии у юных шахматистов в ходе изучения шахматного материала (О.В. Самороднов, 1994; Е.Н. Кучумова, 1997);

– методика индивидуализированного обучения шахматам детей (В.Е. Анишева, 2002).

Однако следует отметить, что среди указанных специалистов нет единого мнения по вопросу о том, что должно входить в программу обучения шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, какова структура данной программы, какие компоненты тренировочного процесса должны быть приоритетными на данном этапе многолетней тренировки шахматистов и другие вопросы. Все это и обусловило актуальность направления научного исследования и определило тему диссертации: «Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки».

Объект исследования – спортивная тренировка и соревновательная деятельность юных шахматистов в детско-юношеских спортивных учреждениях.

Предмет исследования – средства, методы и формы учебно-тренировочной деятельности шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки.

Цель исследования – разработка и научное обоснование методики тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки.

Гипотеза исследования. Методика организации учебно-тренировочного процесса юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки будет педагогически целесообразной и эффективной, если она будет в себя включать:

-- четко структурированную программу подготовки юных шахматистов, содержащую основополагающие элементы стратегии и тактики игры в шахматы;

-- диагностический инструментарий, позволяющий оценивать качество освоения шахматного материала юными спортсменами;

-- элементы специальной психологической подготовки, направленной на развитие рефлексии юных шахматистов.

Задачи исследования:

1. Изучить передовой опыт обучения шахматистов в группах начальной подготовки и выявить тенденции развития тренировочных методик и программ.

2. Исследовать и выделить благоприятные психолого-педагогические условия оптимизации учебно-тренировочного процесса при обучении шахматам юных спортсменов.

3. Разработать экспериментальную методику тренировки юных шахматистов, позволяющую целенаправленно активизировать и развивать процессы мыслительной деятельности и элементы психологической подготовки в ходе обучения на ранних этапах специализации.

4. Апробировать данную методику в ходе учебно-тренировочной деятельности, включая диагностический инструментарий, позволяющий зафиксировать и оценить на этапе начальной подготовки успешность освоения шахматистами содержания экспериментальной учебной программы.

Теоретико-методологическая база исследования включает концепцию учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; научное понимание механизмов формирования рефлексии (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, А.З. Зак), а также способов реализации психологических функций рефлексии в игровой и учебной деятельности (С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина); теоретические положения выдающихся шахматистов (А.А. Алехин, М.М. Ботвинник, М.И. Дворецкий, Эм. Ласкер, В. Стейниц, А. Филидор, М.М. Юдович); идеи необходимости психолого-педагогической подготовки к соревновательной деятельности шахматистов различной квалификации (В.А. Алаторцев, Б.М. Блюменфельд, В.А. Бологан, М.А. Вершинин, И.Н. Дьяков, Н.В. Петровский, П.А. Рудик, Н.В. Крогиус, Т.В. Петросян; О.В. Самороднов); концепции планирования мыслительной деятельности (С.И. Архангельский, В.В. Давыдов, К. Дункер, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Б.Д. Эльконин).

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, моделирование); эмпирические (анкетирование, наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование, экспертная оценка, анализ документации, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса спортивной тренировки); праксиметрические методы (оценка результатов деятельности спортсменов); педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и обосновании эффективной методики тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализации, в которой впервые:

– представлен механизм разработки программы подготовки шахматистов на этапе начальной специализации;

– зафиксированы необходимые психолого-педагогические условия, способствующие повышению качества подготовки шахматистов IV – III разрядов;

– содержатся учебно-тренировочные комплексы, обеспечивающие должный уровень технико-тактического и стратегического мастерства шахматистов;

– выделены основные разделы планирования тренировочных средств и методов в годичном цикле подготовки юных шахматистов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки шахматистов положениями и выводами диссертации, в которых уточняется содержание программного обеспечения тренировочного процесса шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки; представлено описание психолого-педагогических условий формирования рефлексивной деятельности у юных шахматистов; углубляется понимание механизма формирования и диагностики мыслительной деятельности шахматистов IV – III разрядов.

Практическая значимость работы выражается в том, что применение на практике разработанной методики тренировки юных шахматистов дает возможность усовершенствовать процесс их подготовки в специализированных детско-юношеских спортивных учреждениях; позволяет модернизировать программный материал тренировки шахматистов младших разрядов; способствует расширению содержания обучения специалистов в вузах физической культуры, а также программы по повышению квалификации и переподготовки тренеров по шахматам.

Разработанная методика тренировки юных шахматистов может быть использована в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ, СДЮШОР, шахматных клубов и секций при работе со спортсменами на этапе начальной подготовки.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экспериментальная методика тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, включающая в себя учебно-тренировочную программу, учитывающая элементы психологической подготовки, необходимые психолого-педагогические условия, позволяющая проводить своевременную диагностику и корректировку уровня технико-тактических навыков игры в шахматы способствует ускоренному росту спортивных результатов юных спортсменов.

2. Рост спортивного мастерства шахматистов будет более быстрым, если:

– обеспечить в тренировочном процессе формирование всех компонентов, входящих в состав логического мышления шахматистов;

– добиться последовательности изложения материала, оптимального темпа усложнения решаемых заданий;

– выделять проблемы, присущие каждой из стадий шахматной партии в процессе их генезиса и последовательной трансформации одной в другую;

– формировать у юных шахматистов обобщенные понятия, представляющие собой генеральную направленность стратегии в партии, используя компьютерные программы;

– объяснять спортсменам сущность взаимосвязей между различными стадиями партии и демонстрировать их проявления в ходе игры;

– учитывать индивидуальные особенности (шахматный «почерк») юных шахматистов при составлении вариативных формулировок задач.

3. Практическое применение методики приводит к более высокому уровню сформированности основных показателей мыслительной деятельности шахматистов (мышление, память, внимание), позволяет эффективной осуществлять психологическую подготовку юных спортсменов, повышает качество диагностики спортивной одаренности данного контингента.



Организация исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в РСДЮСШОР г. Элисты республики Калмыкия. Всего в экспериментальное исследование было вовлечено 14 преподавателей и более 80 юных шахматистов. Исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. и состояло из четырех этапов.

Первый этап: январь 2005 г. – сентябрь 2005 г.

На данном этапе была определена область исследования, нами были предварительно сформулированы гипотеза, цель, задачи, программа, методы исследования. Был проведен анализ общей и специальной литературы по данной проблематике, был изучен педагогический опыт специалистов в области образования и, в частности в шахматах. На основании данного анализа были выбраны теоретико-методологические основания работы, принципы построения обучающей программы по шахматам, выделены особенности организации и теоретические основания разработанных диагностических процедур, а также способы их организации и условия применения в детских шахматах. Была разработана и спроектирована экспериментальная методика тренировки юных шахматистов.

Второй этап: октябрь 2005 – август 2006 гг.

На этом этапе был проведен предварительный эксперимент по реализации отдельных элементов разработанной методики тренировки юных спортсменов, а также апробация диагностических процедур, позволяющих определить уровень развития рефлексивных способностей шахматистов. Данный этап работы проводился на базах СДЮШОР по шахматам республики Калмыкия, ДЮСШ по шахматам Яшалтинского и Кетченеровского райнов республики Калмыкия.

В процессе экспериментального апробирования проводилось исследование и совершенствование структуры, содержания, программы, методов проведения обучающей методики и диагностических процедур в условиях ДЮСШ.

Третий этап: сентябрь 2006 – декабрь 2007 гг.

На данном этапе исследования нами был осуществлен анализ и обобщение результатов предварительного исследования по разработке и созданию новой методики тренировки юных шахматистов. На основе этого окончательно сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования.

В соответствии с поставленной целью исследования разработана новая продуктивная методика тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, основанная на активном использовании элементов психологической подготовки юных спортсменов, позволяющая добиваться высоких спортивных результатов в шахматах; определены и сформулированы психолого-педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность реализации авторской методики.

Четвертый этап: январь 2008 г. – май 2008 г.

На заключительном этапе работы проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных, осуществлялся анализ результатов исследования, на основании чего были сделаны выводы и практические рекомендации; скорректирован и написан окончательный вариант данной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и непротиворечивостью исходных методологических позиций, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на экспериментальные данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью эмпирической базы исследования, корректной математической и статистической обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись путем выступления автора на Всероссийских и региональных научных, научно-практических и методических конференциях в Волгоградской государственной академии физической культуры (2004, 2007 гг.), в Челябинском государственном университете (2007 г.), совещаниях и семинарах: на кафедре физической культуры Калмыцкого государственного университета, заседаниях шахматной федерации республики Калмыкия (2005 – 2007 гг.). Материалы исследования используются в организации учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ № 15 г. Волгограда, РСДЮШОР г. Элисты, ДЮСШ г. Лагани (республика Калмыкия). Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 172 источника. Объем работы составляет 237 страниц текста компьютерной верстки, содержащие 23 рисунка, 21 таблицу и 8 приложений.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, показаны противоречия, обусловливающие выбор проблемы, определены объект, предмет, цель исследования, сформулированы гипотеза и задачи работы, методологическая база диссертации, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, обозначены этапы работы.

В первой главе «Анализ теоретических основ тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки» проводится теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, выявляются особенности построения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) Российской Федерации, изучены концептуальные основы отечественной системы подготовки в шахматах, опираясь на которые автором сформулированы механизмы отбора и структурирования учебно-тренировочных заданий в процессе тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки.

В существующей классификации видов спорта, которые подразделяются на пять групп, шахматы, входя в одну из них, занимают особое место. В отличие от других видов спорта, большинство из которых характеризуется двигательной активностью, шахматная игра – это единоборство двух интеллектов. Поэтому, согласно мнению Л.П. Матвеева, шахматы отнесены к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется абстрактно-логическим обыгрыванием соперника.

Эта особенность шахмат оказывает детерминирующее воздействие на всю систему подготовки в целом, где в отличие от других видов спорта центральное место занимает специализированная шахматная подготовка, в то время как общая физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, направленные на поддержание и укрепление здоровья спортсмена.

Становление отечественной системы подготовки шахматистов происходило в 30 – 40-е годы XX в., когда советская шахматная школа постепенно заняла ведущие позиции в мировых шахматах. Основоположником данной системы по праву считается VI чемпион мира М.М. Ботвинник. В своих работах он анализирует свои методы подготовки к соревнованиям и результаты, которые являются, по его мнению, следствием этой подготовки. М.М. Ботвинник подробно останавливается на содержании специальной шахматной подготовки, где большое значение он придает аналитической работе, подготовительным партиям, работе над дебютом.

В период 70 – 80 гг. XX в. существенный вклад в развитие психологии шахмат внесли работы международного гроссмейстера, доктора психологических наук Н.В. Крогиуса. В отличие от прежних исследований, посвященных изучению особенностей мышления шахматиста, в его трудах шахматы рассматриваются прежде всего как борьба личностей, как модель конфликтной деятельности. На основании разработанной академиком В.Г. Ананьевым системы психологического изучения личности Н.В. Крогиусом была разработана программа изучения шахматиста-соперника.

В середине 80-х годов большой интерес вызывает работа международного мастера Б.А. Злотника, посвященная проблемам разработки диагностических комплексов, направленных на изучение уровня сформированности различных сторон спортивного мастерства шахматистов. В частности, автором были разработаны методики, позволяющие диагностировать комбинационное зрение и мастерство игры в эндшпиле у шахматистов уровня «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта».

Подробный анализ специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации содержится в работах международного гроссмейстера В.А. Бологана (1996). Известный шахматист, входящий на протяжении последних лет в когорту ведущих игроков мира, используя собственную игровую практику и опыт целого ряда ведущих шахматистов других стран, проанализировал спектр спортивных параметров, способствующих достижению уровня игрока экстра-класса. В представленной В.А. Бологаном системе подготовки шахматистов высокой квалификации содержатся следующие элементы: планирование; самоконтроль; профессиональная шахматная подготовка; физическая подготовка; психологическая подготовка; медицинский контроль; факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект (общий режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок).

В представленных работах описание существующей системы подготовки шахматистов различного уровня представлено достаточно обширно. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что большинство исследований были проведены более 10 лет назад. За истекший период организация и проведение соревнований по шахматам претерпели существенные изменения. Это в первую очередь относится к возросшей популярности турниров по быстрым шахматам, появлению электронных часов, исчезновению турниров с откладыванием из системы официальных чемпионатов (страны, Европы, мира). Отмеченные факторы указывают на необходимость пересмотра целого ряда положений, относящихся к подготовке шахматистов.

При этом, возрастает актуальность проблемы подготовки шахматистов, обучающихся в различных шахматных учреждениях на этапе начальной подготовки, поскольку на сегодняшний день в шахматах отсутствуют общепринятые, стандартизированные программы подготовки игроков данной квалификации (речь идет о шахматистах IV – III разрядов). Отсутствие единых программных материалов дает предпосылки к тому, что большинство шахматистов данного уровня самостоятельно выбирают план тренировки. При этом на учебно-тренировочный процесс часто влияют личные взгляды и шахматное мировоззрение тренера, а это порой затормаживает процесс роста спортивного мастерства, т.к. индивидуальные особенности игрока и тренера могут не совпадать.

Первые попытки по созданию методических пособий для шахматистов и всех желающих научиться играть в шахматы относятся к середине XX в. и носили характер отдельных советов, рекомендаций по совершенствованию техники игры шахматистов разного уровня подготовленности. В настоящее время общее признание получили программы по обучению юных шахматистов, разработанные В.Е. Голенищевым, Г.Я. Горенштейном, А.Н. Костьевым, Г.Я. Левенфишем и др. Определенный интерес представляют методические рекомендации В.Г. Гришина по обучению шахматам в детском саду детей 4 – 6 лет. Но, как правило, указанными авторами применяются только детально разработанные отдельные темы, при этом методика в ее целостном варианте за основу не принимается.

Начальный этап шахматной подготовки в настоящее время протекает по преимуществу в форме обучения шахматной игре в ДЮСШ, кружках, секциях при общеобразовательных школах и центрах детско-юношеского творчества. Занятия проходят в теоретической и практической форме: на теоретических занятиях тренер знакомит юных шахматистов с учебным материалом, а во время практических занятий организуется разыгрывание тренировочных партий или позиций, в ходе решения которых происходит закрепление изученных теоретических основ игры. По окончании определенного периода обучения ученики принимают участие в соревнованиях, по результатам которых проводится оценка их подготовленности и присваивается соответствующий спортивный разряд.

Отметим, что современная тренировка юных шахматистов организовано по типу эмпирического обучения. В течение длительного времени спортсмены изучают различные тактические приемы и только немногие из них способны самостоятельно выйти на уровень усвоения стратегических законов шахматной игры. Стандартным и общепринятым является следующий подход по обучению тактических приемов в шахматах: юному шахматисту показывается классический пример на тему отвлечение, завлечение, двойной удар, вскрытый шах или предлагается другой прием на запоминание, с помощью которого стало возможным одержать быструю победу за белых или за черных. Для закрепления пройденного материала преподаватель предлагает решить самостоятельно ряд подобных позиций. Таким образом, ведется обучение в течение первых двух-трех лет, принципиально меняясь лишь в названиях тактических приемов. Качество усвоения материала при таком подходе к учебно-тренировочному процессу довольно низкое и причина этого заключается в том, что в практических партиях юному шахматисту редко удается реализовать свои знания, так как уровень партий у начинающих довольно низок. Стратегические законы игры, принципы позиционной ориентации в многообразии шахматных вариантов вообще не преподаются на начальном этапе специализированной подготовки юных шахматистов. В содержание изучаемого материала, темы по стратегии шахмат включаются после достижения учащимися уровня третьего разряда. В каждом конкретном случае юному шахматисту для достижения этого результата необходим различный промежуток времени. Выбор уровня третьего разряда не является случайным, так как именно шахматисты данного разряда уже владеют элементарными законами разыгрывания дебюта, становятся более внимательными и не допускают грубых просчетов. Игра третьеразрядников носит уже плановый характер, хотя выбор плана может быть несовершенен и его реализация непоследовательна. Совокупность данных умений является показателем наличия у ребенка элементарного позиционного мышления, понимания простейших законов стратегической игры. Достигает же этого результата юный шахматист самостоятельно – специально его этому никто не учит, и к тому же, любой тренер-практик знает, что часть детей обучающихся шахматам так никогда и не сможет достичь уровня освоения стратегических законов шахматной игры, а огромный, высококлассно разработанный материал по стратегии шахмат, остается для них полностью недоступным. Отметим также, что и в случае обучения наиболее одаренных (талантливых) шахматистов, перестройка их мыслительной деятельности в ходе освоения ими правил позиционной игры происходит сложно и затягивается на длительное время. У таких спортсменов могут возникнуть сложности на разных этапах спортивного совершенствования, в первую очередь потому, что стратегия и тактика останутся для них двумя разносторонними, взаимонесвязанными явлениями в шахматах. Понимание же законов шахматной борьбы в их единстве будет затруднено.

Рост спортивного мастерства в шахматах напрямую связан с подбором учебно-тренировочных задач и проявляется через их решение. В средней общеобразовательной школе решение учебных задач имеет смысл как средство достижения целей учебной деятельности. В условиях учреждений дополнительного образования спортивного профиля, цели решения учебных задач рассматриваются с позиций того, что учебно-тренировочная задача моделирует, хотя и упрощенно, будущую спортивно-профессиональную деятельность.

В контексте нашего исследования, мы рассматриваем процесс тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, т.е. формирование мыслительной деятельности юных спортсменов с помощью шахматных задач и упражнений. При подборе задач для экспериментального исследования, мы исходили из того, что шахматная задача характеризуется как учебно-тренировочное задание и отличается рядом специфических особенностей:

а) ориентирует шахматистов на определение связей между элементами, относящимися к разным стадиям партии;

б) требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, развития всех компонентов мыслительной деятельности (в первую очередь логического мышления) во взаимодействии с эмоционально-волевыми процессами и воображением;

в) направляет мыслительные действия на активизацию памяти в связи с процессом воспроизведения того, где, когда и в связи с каким материалом изучались данные понятия и категории;

г) способствует качественному анализу имеющихся шахматных знаний, с целью выделения наиболее актуальных для решения поставленной задачи;

д) активизирует процесс генерации идей, законов, теорий, фактов на основе информации из различных учебных материалов, периодической литературы, компьютерных программ;

е) способствует выведению новых обобщенных понятий и представлений, на основе приемов сравнения, обобщения, синтеза, характерных для логического мышления шахматистов;

ж) устанавливает, на основе развития способности построения генеральной стратегической линии борьбы на партию, взаимосвязь между всеми тремя стадиями игры, основанную на умении видеть общее в частном, анализировать частное с позиций общего;

з) ведет к формированию познавательной активности, способствует творческому саморазвитию и самосовершенствованию личности как субъекта учебной деятельности.

По нашему мнению, в настоящий момент в теории и методике преподавания шахмат в учебно-спортивных образовательных учреждениях отсутствует четко структурированная, научно обоснованная и экспериментально апробированная методика тренировки шахматистов на начальных этапах специализированной подготовки. В ряде перечисленных источников и программ обучения представлены упражнения и задания для развития отдельных приемов мышления шахматистов различной квалификации, при этом взаимосвязанность приемов между собой не носит обязательного характера, следовательно, компоненты мыслительной деятельности формируются в диалектическом отрыве друг от друга.

Таким образом, на основе разработанной авторской методики мы планируем организовать спортивную тренировку шахматистов IV – III разрядов при условии равномерного и единовременного развития всех компонентов стратегического и тактического мастерства занимающихся, на основе применения комплекса учебно-тренировочных задач, в которых все ведущие логические приемы мыслительной деятельности шахматистов представлены в едином, гармоничном сочетании. При этом акцентированное внимание следует уделять широкому спектру элементов психологической подготовки спортсменов.

Следует особо подчеркнуть, что сама система задач не может в полной мере решить проблему овладения обучающимися методами и приемами решения задач, сформировать развитые умственные навыки и умения. Наряду с системой подбора и составления шахматных учебно-тренировочных задач, важное значение приобретает методика работы шахматного тренера-преподавателя со спортсменами при решении каждой задачи, особенно когда идет речь о формировании индивидуального дебютного репертуара. Именно методологические подходы тренера-преподавателя, базирующиеся на личностно-ориентированном обучении, способствуют полноценному анализу условий задачи и помогают наметить эффективные пути поиска решения. В этой связи нам представляется важным сформулировать основные психолого-педагогические условия построения учебно-тренировочной программы по шахматам на этапе начальной подготовки:

1) обеспечение формирования всех компонентов, входящих в состав стратегического и тактического мастерства шахматистов;

2) соответствие общедидактическим показателям, т.е. учет последовательности изложения материала, темп возрастающей сложности и т.д.;

3) выделение аспектных проблем, присущих каждой из стадий шахматной партии в процессе их генезиса и последовательной трансформации одной в другую;

4) выделение и усвоение обобщенных понятий, формирующих генеральную направленность стратегии в партии, с применением компьютерных программ;

5) выявление теоретических взаимосвязей между различными стадиями партии и их конкретизация;

6) учет индивидуальных особенностей (шахматного «почерка») обучающихся при составлении вариативных формулировок задач.

Во второй главе работы дается описание методов исследования, раскрывается содержание и характеризуются основные этапы организации диссертационного исследования.

В третьей главе «Авторская методика тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки» моделируется программа тренировочной деятельности шахматистов, приводится обоснование авторской методики тренировки юных шахматистов.

При разработке учебно-тренировочной программы по шахматам следует выделять следующие этапы:



1) Формулирование целей учебного курса. Применительно к шахматной деятельности, основной целью курса является усвоение передового опыта российских и зарубежных педагогов и тренеров в вопросе подготовки специалистов в области шахмат; изучение учебно-практического материала, необходимого для совершенствования шахматных умений и навыков; развитие логического мышления, способностей самостоятельного проведения научно-исследовательской деятельности в шахматах.

2) Перевод типовых задач в жанр умений обучающихся. Каждая задача предполагает умение, необходимое для её выполнения, а каждое умение предназначается для решения соответствующего класса задач. Знания же никогда не существуют сами по себе: они всегда являются элементами деятельности.

3) Определение и обоснование содержательных разделов программы. Объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и практики и внесённые в программу учебного предмета, получили название «учебных элементов» (УЭ). Они могут быть представлены или в виде словесных формулировок, или в виде логической структуры (ЛС). Содержание программы должно быть объективно оценено как научное, логически построенное, достаточное, доступное и целесообразное.

4) Определение необходимого уровня усвоения учебных элементов и разработка соответствующей процедуры контроля. В шахматах накоплен и апробирован ряд эффективных методик, позволяющих оценивать состояние спортсмена в предсоревновательный, соревновательный циклы, в процессе учебно-тренировочного периода: методика САН, тест Люшера, методика «партия», диагностичные тесты Дворецкого 8х12 и т.д.

5) Обоснование ведущих методов и форм организации тренировочного процесса. Формы и методы должны быть адекватны целям и содержанию обучения. В зависимости от целей и задач конкретного учебно-тренировочного занятий, применяются групповая, бригадная, индивидуальная, индивидуально-бригадная, самостоятельная формы обучения. Для практической деятельности наиболее распространенными являются такие формы, как участие в турнирах, матчах, сеансах одновременной игры. Необходимо задействовать широкий спектр методов обучения, в который входят словесный (лекция, беседа, дискуссия и т.д.), наглядный (демонстрация учебных примеров), практический (конкурсы решения задач, этюдов, разыгрывание тематических позиций и т.д.), проблемный (постановка проблемы в процессе исследования информации), частично-поисковый или эвристический, исследовательский метод (разработка новых вариантов в дебютном репертуаре, анализ принципиальных с точки зрения теории позиций и т.д.) методы.

6) Практическая апробация материала учебных элементов. Реализация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе участия в соревнованиях. Выполнение нормативов кандидата в мастера спорта России, мастера спорта России, мастера ФИДЕ, международного мастера, международного гроссмейстера.

Для успешного творческого развития шахматиста, для его спортивных достижений важно не ограничивать работу занятиями только шахматами: изучением дебютов, разбором и комментированием сыгранных партий, анализом эндшпилей, т.е. находиться только как бы «внутри» шахмат. Весьма важно, чтобы шахматист обладал способностью видеть игру со стороны: чтобы он мог оценивать как свои способности, так и способности противника вести борьбу. В связи с этим в процессе тренировки шахматиста существенную роль играет психологическая подготовка. В современном шахматном спорте, в условиях многих радикальных реформ (изменение регламента проведения соревнований, появление различных компьютерных программ, смена механических часов на электронные часы Фишера и т.д.) доля психологической подготовки в общей структуре подготовки шахматистов любого уровня квалификации значительно возрастает. Психологическая и специальная подготовка – это основа сегодняшней учебно-тренировочной деятельности шахматистов. Анализ психолого-педагогической литературы (Н.Г. Алексеев, 1984; В.А. Бологан, 1996; М.А. Вершинин, 2005; И.В. Михайлова, 2005; Л. Полгар, 1992) показывает, что шахматы воспитывают у ребенка критическое отношение к себе. Так как почти у всех людей в различной степени развит эгоцентризм, человек даже в случаях, когда он делает ошибки, часто не склонен, не признавать их или оправдывать. Игра в шахматы, совершенствование мастерства всегда связаны с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок с целью их устранения в дальнейшем. Эти ключевые моменты, направленные на развитие рефлексии и были положены нами в авторскую методику тренировки юных шахматистов.

Любая подготовка начинается с планирования процесса. Планирование – это поиск оптимального варианта спортивных выступлений и подготовка к ним. Подготовка шахматиста должна рассматриваться как многолетний процесс, состоящий из нескольких годичных циклов. Тренеры и шахматисты должны четко представлять цели и задачи планирования, отделяя существенное от второстепенного. Отсутствие планирования приводит к анархии и подготовке и, как следствие, случайности и не стабильности результатов.

Таблица 1


следующая страница >>
Смотрите также:
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Обучение технико-тактическим действиям джиу-джитсу на начальном этапе подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
271.86kb.
1 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Комплексный подход при отборе юных боксеров 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
357.65kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Методика развития скоростных способностей у юных футболистов с учетом их игрового амплуа 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
361.86kb.
1 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.