Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Ярославской области «Институт развития образования» Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012/2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области методические рекомендации Ярославль 2012
Харитонова Людмила Алексеевна, Заслуженный учитель РФ, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Научный руководитель: Чеканова Нина Васильевна – доктор исторических наук, проректор по научно-исследовательской работе ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Рецензенты: Репина Алевтина Валентиновна – начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области. Круглова Елена Николаевна – главный специалист отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области.
Преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях». Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п.4 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Правовое обоснование преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» содержат следующие документы.
№ ПР-2009.
«О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».
Учебный предмет ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Обучение ориентировано на общее знакомство с основами религий, их историей, традициями, нравственными и культурными ценностями, выдающимися представителями и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание основ светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Изучение модулей ОРКСЭ формирует представление о мировоззренческом разнообразии общества. Каждый модуль предмета ориентирован на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений2. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: - отечество; - семья;
- культурная традиция и ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия. Учебный предмет знакомит с нравственными идеалами и ценностями, религиозными, духовными и светскими традициями России в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.
С 1 сентября 2012 г. в 4-х классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводится обязательный для изучения комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в объеме 34 часов – 1 учебный час один раз в неделю (Приказ Минобрнауки от 31 января 2012 г. № 74).Учитывая, что Ярославская область участвовала в апробации, в ходе которой предусматривалось изучение модулей ОРКСЭ в III и IV четвертях в 4-м классе(17 ч.) и в I и II четвертях в 5 классе (17 ч.), в школах Ярославской области в 2012-2013 учебном году обучение организуется следующим образом: - с 1 сентября 2012 г. в 5 классах в Iи IIчетвертях (17 ч.) завершается изучение модулей ОРКСЭ; - в 4 классахучебный предмет ОРКСЭ изучается с 1 сентября 2012 г. в объеме 34 часов – 1 учебный час один раз в неделю. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули:
Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. С согласия и по выбору обучающегося и его родителей (законных представителей) определяется для изучения один из шести модулей. Не допускается выбор модуля без учета мнения родителей. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка. В школьном журнале название учебного предмета записывается полностью: «Основы религиозных культур и светской этики». Сокращенное название (ОРКСЭ) в школьном журнале не допускается. Если в классе есть группы, изучающие разные модули, то в школьном журнале обучаемые прописываются в отдельных группах под общим названием «Основы религиозных культур и светской этики» без указания изучаемого модуля. Изучаемый модуль учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» указывается только в рабочей программе учителя. Комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе системное изучение предмета «История». Цель обучения модулям ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи обучения:
Содержание учебного предмета структурировано в концептуально взаимосвязанные блоки: - Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); - Основы религиозных культур и светской этики (28 часов); - Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Уроки в рамках блоков 1, 3 проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов обучающихся. Блок 3 – итоговый. Содержание 1 и 30 уроков – общее для всех модулей. Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. На 31-34 уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ, творческих проектов обучающихся на основе изученного материала перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям. При обучении по модулям ОРКСЭ общеобразовательное учреждение должно учитывать, что цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование нравственного поведения ребенка на основе понимания и усвоения духовно-нравственных ценностей семьи и общества, в которых ребенок живет и воспитывается, что не предусматривает оценку успеваемости в виде выставления отметок в школьном журнале. Результаты обучения, подготовки и защиты творческих работ и проектов учитываются при создании портфолио учеников, которое формируется в процессе обучения модулям ОРКСЭ. Критериальной базой определения успешности обучения является выполнение требований к уровню подготовки изучающих учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Целесообразно остановиться на портфолио достижений, которое создается самим обучающимся с учетом мнения родителей и при непосредственном руководстве учителя. Диагностическая функция такого портфолио фиксирует динамику продвижения в обучении, мотивационная функция формируется в результате стремления к лучшему результату, содержательная функция основана на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки, рейтинговая функция показывает диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым. Портфолио может состоять из обязательной и дополнительной частей. Исходя из требований к уровню подготовки, в обязательную часть могут быть включены: - терминологический диктант и результаты еговыполнения (не менее одного за четверть); - практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть); - выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного за четверть); - подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие); - выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год). В дополнительную часть портфолио могут включаться и другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета. Обучаемых и их родителей заранее знакомят: - с тем, как будет формироваться портфолио; - критериями оценки работ учеников. Светский характер комплексного учебного предмета и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не предполагает включение в программу обучения посещение религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото-, видео-, аудиоформатах. В случае особой необходимости (например, при ознакомлении с уникальными образцами духовной культуры, традиций) такое посещение в рамках освоения учебного предмета ОРКСЭ может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций. В 4 классе начальной школы модули ОРКСЭ могут преподавать как учителя начальной школы, так и учителя-предметники основной и старшей школы, имеющие документ о прохождении курсов повышения квалификации в объеме 72 часов. Без документа о прохождении курсов повышения квалификации преподавание модулей ОРКСЭ не допускается. Учителя, которым необходимо обучение, проходят его на базе ГОАУ ЯО «Институт развития образования». Начало обучения 31 мая 2012 г. 1-я сессия – 31 мая, 4-8 июня 2012 г., 2-я сессия – 5-9 ноября 2012 г. Учитель, преподающий модули ОРКСЭ, разрабатывает рабочую программу на 34 учебных часа на основе авторской программы или примерной программы, разработанной специалистами ГОАУ ЯО ИРО (Приложения 2, 3). Для каждого преподаваемого модуля разрабатывается отдельная рабочая программа. Если один учитель преподает два или более модулей, объединение модулей в одной программе не допускается. Для каждого из преподаваемых модулей разрабатывается своя рабочая программа.
Под учебно-методическим комплектом (УМК)понимается набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией. Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, аудиовизуальные средства обученияи т. д.), обеспечивающие реализацию образовательной программы. До 2012 года существовал фактически один УМК для преподавания модулей ОРКСЭ издательства «Просвещение», который включал в себя: - учебники по всем модулям ОРКСЭ; - электронные приложения к учебникам; - книгу для учителя; - книгу для родителей; - примерные программы модулей ОРКСЭ (34 часа). Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе, в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год, расширяет набор учебников для обучения модулям ОРКСЭ. Свои учебники для всех модулей предлагает издательство «Дрофа», учебники к отдельным модулям подготовлены издательствами «Русское слово», «Баласс», «Астрель», «Федоров». Необходимо отметить, что это не УМК, а отдельные учебники к определенным модулям. В Федеральном перечне учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации, учебников по ОРКСЭ нет. Учитель, выбирая учебник из перечня рекомендованных Минобрнауки России, в рабочей программе представляет обоснование своего выбора. Если один учитель преподает два и более модулей ОРКСЭ, то целесообразно использовать учебники одной издательской линии т.к. она разработана в соответствии с общими требованиями к содержанию, методике обучения и оформлению.
По итогам апробации преподавания модулей ОРКСЭ Минобрнауки РФ отмечает, что учителями широко использовались современные технологии и методы обучения. Помимо объяснительно-иллюстративного метода обучения учителями применяются методы диалогической беседы, работа с текстами (притчами), групповая работа, практикумы, ролевые игры, уроки-экскурсии, элементы кейс- и ИКТ-технологий. Обязательным элементом обучения модулям ОРКСЭ является организация проектной и исследовательской деятельности учащихся. Проектная деятельность развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. Проектная деятельность способствует формированию у школьника целостной картины мира, развивает умение работы с информацией, исследовательские умения, развивает навыки самостоятельной работы. Использование современных педагогических технологий и методов обучения повышает эффективность образования, способствует достижению целей обучения и воспитания. Список рекомендуемой литературы, включая Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурсы
Электронные варианты учебных пособий
Приложение 1 Приложение утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»: 1. В разделе «Начальное общее образование. Общие положения»: а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции: «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики»; б) дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания: «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»; 2. Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» следующего содержания:
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Россия — наша Родина. Основы православной культуры Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Основы исламской культуры Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Основы буддийской культуры Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Основы иудейской культуры Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Основы мировых религиозных культур Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Основы светской этики Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- основные понятия религиозных культур; - историю возникновения религиозных культур; - историю развития различных религиозных культур в истории России; - особенности и традиции религий; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь. уметь: - описывать различные явления религиозных традиций и культур; - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; - готовить сообщения по выбранным темам. Приложение 2 Примерная рабочая программа модуля «Основы светской этики» комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ___
Утверждена приказом по школе №____________ от «___» ___________ 200 __г
модуля «Основы светской этики» комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Учитель _______________________ 2012 год
Пояснительная записка МОУ СОШ (ООШ) № ___ на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определила для изучения модуль комплексного учебного предмета «Основы светской этики». В основе рабочей программы лежат следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы Минобрнауки РФ, Департамента образования Ярославской области.
Место модуля «Основы светской этики» в программе обучения ОУ Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов, изучаемых в 5 классе (например, истории). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Содержание его модулей согласуется между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, в контексте содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей согласуется с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный модуль «Основы светской этики» направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах, ценностях и традициях российского общества. На понимание их значения в современной общественной жизни. Учебный модуль «Основы светской этики» направлен на формирование духовно-нравственного потенциала обучающихся, на воспитание и развитие личности гражданина России, на расширение его кругозора. Предмет изучается в 4-х классах в объеме 34 учебных часов в учебном году, 1 раз в неделю. Преподавание осуществляется по учебнику: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений». – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.: ил. Учет индивидуальных особенностей обучаемых (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) осуществляется через дифференциацию практических заданий, организацию работы с ЭОР, участие в коллективно-творческой и проектной деятельности, ролевых играх, через формирование портфолио учебных достижений. Содержание рабочей программы обеспечивает реализацию стандарта начального общего образования по предмету «Основырелигиозных культур и светской этики» модуля «Основы светской этики» и общие для всех модулей ОРКСЭ цели и требования стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Учитывая, что при изучении курса используется качественная оценка знаний, выставление отметок в школьном журнале не предусмотрено. В процессе обучения необходимо формировать портфолио учебных достижений каждого учащегося для реализации следующих функций: - диагностической: фиксирует динамику продвижения в обучении; - мотивационной: формирует мотивацию учебной деятельности в результате стремления учащихся к лучшему результату; - содержательной: основанной на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки; - рейтинговой: показывающей диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым. Портфолио состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательную часть включены: - терминологический диктант и результаты его выполнения (не менее одного за четверть); - практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть); - выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного за четверть); - подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие); - выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год). В дополнительную часть портфолио включаются другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета. Задания, входящие в обязательную часть портфолио отражены в поурочном планировании рабочей программы.
Смотрите также: Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
578.81kb.
3 стр.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета
633.02kb.
6 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета "Обществознание" в условиях введения
235.99kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
95.67kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
223.71kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "история" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"
536.15kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в условиях введения
293.56kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г 523.72kb.
4 стр.
|