Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Программа курса «Сравнительный менеджмент» ![]() ПРОГРАММА КУРСА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Москва 2004 Настоящую программу разработал доктор военных наук, профессор, проректор Института международных экономических связей Медведев Виктор Петрович. Подписано в печать 15.03.2004 г. Печать офсетная. Тираж 500 экз. Печатных листов 0,75. Заказ 04-18. Издательство ALSO. ЛР № 066677 от 16.06.1999 г. 1. Организационно-методический разделЦели курса Учебный курс «Сравнительный менеджмент» является весьма важной частью общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент при подготовке бакалавров со знанием иностранного языка, способных успешно работать в зарубежных компаниях. Задачи курса Основными задачами курса являются:
Место курса «Сравнительный менеджмент» в системе общепрофессиональных дисциплин, характерных для направления «Менеджмент» Сравнительный менеджмент позволяет оценить характерные черты и достоинства взглядов на специфику основных различий в ведущих школах менеджмента (американской, европейской и японской) и необходимость учета их в ходе практических взаимоотношений с организациями (компаниями), относящимися к соответствующей школе. Межстрановые экономические взаимоотношения должны опираться на культуру, историю и другие основополагающие факторы внешней среды в процессе бизнес-деятельности. Таким образом, сравнительный менеджмент является обязательной и необходимой частью в числе тех учебных курсов, которые формируют и определяют общепрофессиональную подготовку специалиста в области обеспечения внешнеэкономической деятельности организации. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса обучаемые должны:
Знания должны состоять в том, чтобы быть готовым сформировать и охарактеризовать основные составляющие во взаимоотношениях (менеджменте) с организациями (компаниями) – представителями той или иной страны и области бизнеса в зависимости от его размеров и степени разветвленности на мировом рынке. 2. Распределение часов по темам и видам занятий
3. Содержание курсаТема 1. Сравнительный менеджмент и его значение в системе подготовки менеджеров и экономистов-международников Сравнительный менеджмент как неотъемлемая часть общеменеджерской подготовки и его содержание в виде характерных составляющих в зависимости от национальной культуры, истории страны, специфики различных областей бизнес-деятельности и размера компании. Малые и средние компании и высокая степень их зависимости от национальных традиций, характерных черт развития общества, уровня государственности, отношения основного населения к власти и бизнесу, специфики коммуникационных отношений, конкурентности в бизнес-среде, факторы мотивирующие и антимотивационные в бизнес-деятельности. Крупные организации в бизнесе, их объективное тяготение к глобализации и международному менеджменту. Тема 2. Формирование, становление и пути развития основных школ менеджмента как объективное явление Исторический процесс развития менеджмента в мире. Американская школа как объединение, формирование и развитие системы подготовки менеджеров в интересах бизнес-деятельности. Результаты второй мировой войны, план Маршалла и появление германской и японской школ менеджмента. Процессы глобализации и национальные особенности культуры различных стран и формирование международного и национальных школ менеджмента. Сравнительный менеджмент как система взглядов в различных странах (школах) и содержание путей развития менеджмента. Концепция современного менеджмента, роль менеджмента человеческих ресурсов и его основных составляющих (профессионализм, активность и «командность»). Отличительные черты национальных культур и школ. Основные составляющие менеджмента, сравниваемые между собой: взгляды на содержание и характер опоры в основных функциях менеджеров; отношения в системах управления персоналом и менеджменте человеческих ресурсов; в составе теории организации и исследовании систем управления; по уровню привлечения и принятию (выработке) решений и др. Крупный бизнес и формирование международного менеджмента, малый и средний бизнес и специфичные черты, изучаемые сравнительным менеджментом. Их взаимосвязанность, взаимозависимость и значимость в работе менеджеров. Тема 3. Различные подходы в основных школах менеджмента и их связь с национальной культурой Объективные причины формирования трех ведущих школ менеджмента: американской, европейской и японской. Характерные черты формирования и развития малого и среднего бизнеса в США, европейских странах и Японии. Многообразие путей и специфики развития малого бизнеса в европейских странах (Англия, Франция, Германия, Италия и др.). Европейский союз и формирование евроменеджмента. Характерные черты культуры, истории развития бизнеса в стране и специфика подготовки менеджеров. Взгляды на клиентов, персонал и конкурентов в зависимости от культуры и традиций в странах. Отношение к основным составляющим в подготовке менеджеров: основы менеджмента, управление персоналом, специфика коммуникационных отношений и мотиваций, привлечение к принятию решений, делегирование полномочий, специфика отношения к малому бизнесу и др. Малый бизнес в семи наиболее экономически развитых странах. Особенности Англии и Японии. Роль финансового менеджмента и характерные черты стратегии. Возможности в России для развития малого и среднего бизнеса. Тема 4. Современный менеджмент как взаимосвязь международного и сравнительного подходов в менеджменте Концепция современного менеджмента как объективное проявление нового этапа в развитии бизнеса и менеджмента. Менеджмент как единство науки и искусства. Крупный бизнес, явления глобализации, современные технологии, возрастание роли науки и международного менеджмента. Люди (сотрудники организаций и граждане страны и носители культуры, партнеры и клиенты) как субъективные составляющие и значимость искусства менеджеров. Бизнес как явление, не имеющее характеристик национальности, пола и возраста, и организации (компании) как структура, зависящая от национальности, пола, возраста, числа, уровня подготовки, профессионализма и активности персонала. Внешняя среда как система, имеющая тенденцию к глобализации и международному менеджменту. Внутренние факторы как система, опирающаяся на показатели сравнительного менеджмента. Взаимосвязь и взаимозависимость факторов международного и сравнительного менеджмента и их роль в профессионализме менеджеров конкретных организаций. Тема 5. Воздействие национальной культуры на систему управления современной организации Воздействие национальной культуры на организационную структуру и систему управления в компании. Различные регионы и страны мира и наличие характерных моделей. Дуальность системы взглядов: целесообразность единой общей системы менеджмента (международного менеджмента) и доминирования различных подходов (сравнительного менеджмента), опирающегося на национальные черты культуры (истории, политики, экономики и др.). Правомерность каждого из подходов. Тенденции и закономерности глобализации экономических систем и невозможность для сотрудников «оставить себя дома, уходя на работу». Существующие взгляды на классификацию национальных культур и основные модели: ориентация на развитие личности в сотрудниках («Инкубатор»); на достижения конкретных целей («Управляемая ракета»); на формирование четких структурных составляющих («Эйфелева башня») и на достижение высоких результатов ориентируясь на интересы конкретных сотрудников и групп («Семья»). Критерии оценки классификационных моделей. Роль специфики страны, вида бизнеса, размера организации и национальных особенностей сотрудников. Работа отдельного сотрудника и групп в других странах. Основные тенденции в формировании и укреплении корпоративной культуры. Система управления как элемент корпоративной культуры в организации. Взаимодействие факторов в «цикле»: национальная культура – сотрудники и вид бизнеса – корпоративная культура – структурирование организации и национальная культура (система клиентов). Тема 6. Специфика взаимоотношений людей и развитие эффективного менеджмента Взаимоотношения людей (сотрудники, клиенты) как следствие и продолжение национальной культуры. Исследователи национальных культур и многообразие отличительных черт. Множественность основных особенностей (до 30 характерных). Важнейшие критерии (факторы) для оценки деловой культуры: соотношение индивидуализма и коллективизма; дистанция власти; соотношение мужественности и женственности; отношение к неопределенности. Характерные черты во взаимодействии западных и восточных систем взглядов. Тенденции в их взаимоотношениях и роль «конфуцианского динамизма» в формировании системы менеджмента. Роль общих закономерностей и влияние частных условий. Достоинства и недостатки в единении и многообразии взглядов и формирование наиболее целесообразной системы корпоративной культуры. Корпоративная культура (фактор «работа») как системная взаимосвязь с факторами «семья» и «школа». Корпоративная культура и ее зависимость от основных характеристик моделей общества: общинной, механистической, социотехнической, политической, «дело». Менеджмент в организации и роль глобальных и частных факторов и его взаимоотношение с корпоративной культурой.
Транснациональные, многонациональные корпорации и компании, общие черты и особенности в работе и подготовке менеджеров. Накопленный опыт, наличие совместной собственности в России зарубежных компаний и специфика работы российских менеджеров за рубежом. Многонациональные компании в России и необходимый уровень подготовки менеджеров и экономистов-международников в российских учебных заведениях (ИМЭС, ВАВТ, Дипакадемия и др.). Тенденции и опыт формирования многонациональных команд менеджеров для работы в различных странах. Работа российских менеджеров за рубежом. Порядок подготовки менеджеров и оценка уровня подготовки по методике ЮНИДО (обучение, не обученные и не обучаемые). Роль классического менеджмента и опыт использования характерных специфических составляющих различных школ менеджмента (американского, европейского, японского и формирование российского подхода). Менеджерские объективные и субъективные, общие и частные «технологии» в системе подготовки высококвалифицированных специалистов. Степень «укомплектованности» офисов зарубежных компаний гражданами России. Основные составляющие в подготовке менеджеров: внутренние факторы, внешняя среда, система управления, основные функции менеджеров, теоретические основы мотивации, коммуникаций и менеджмента человеческих ресурсов. 4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
5. Примерные вопросы для подготовки к зачету
|