Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Учебная программа по курсу

«История Древнего мира» - 5 класс

(68 часов)
Пояснительная записка
Учебная предметная программа к курсу «История Древнего мира» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования второго поколения, примерной программы «История» - 5 – 9 классы (Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам – М.: Просвещение, 2010 г. 94 с.).

Учебная программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.



1. Цель и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся в учебно-воспитательном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.



«История Древнего мира» для 5-го класса - первый систематический курс истории. Курс ставит своей целью освоение учащимися знаний об основных этапах развития человеческого общества в древности, приобщение к общемировым культурным ценностям, пробуждение у школьников познавательного интереса к предмету «История».

Задачи курса:

  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, гуманистического мироощущения и мировоззрения, гуманистических нравственных потребностей;

  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

  • целостное и яркое описание цивилизаций Древнего мира и их культурной жизни;

  • характеристика наиболее ярких личностей, их роли в истории и культуре;

  • описание становления идей, институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика);

  • ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;

  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем.

2. Общая характеристика учебного предмета

В учебной программе при отборе фактов и явлений основным критерием является значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Важным методологическим подходом к освещению древней истории является цивилизационный подход к историческому процессу. При этом основной акцент в программе делается преимущественно на комплексные характеристики древних обществ, особое внимание обращено на культуру, религию, и на самого человека: его образ жизни, ментальность, повседневность.

Курс знакомит учащихся с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация» в значении «стадия общественного развития», противопоставленное первобытности. Более полное толкование термина «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации.

В реализации программы представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории с древнейших времен. Предлагаемая, таким образом, последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие древних обществ и цивилизаций, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, параллели, анализировать и делать выводы. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием современного исторического мышления.

Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:


  1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

    • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

    • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, религиозных и др.;

    • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

    • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

    • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей.

В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».

Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовности применить их для решения практических, в том числе новых задач.

3. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История Древнего мира»:

Предполагается, что изучение курса «История Древнего мира» способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:

- учебно-познавательной;

- информационно-коммуникативной;

- социально-адаптивной (гражданской).

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:


  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные результаты изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план и т.д.);

  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

  • понимание вклада древних народов в мировую культуру.

4. Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся соотносить элементы учебной деятельности и ведущие процедуры исторического познания в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов:



  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

    • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

    • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.



Тематическое планирование курса


урока

Наименование раздела, темы, урока

Количество часов

1.

Введение в предмет

Урок 1. Что изучает история Древнего мира



1 час

Раздел 1.

Жизнь первобытных людей и их открытия

6 часов



Тема 1. Собиратели и охотники каменного века

3 часа

2.

Первые люди на Земле

1 час

3.

Открытия и изобретения древних охотников

1 час

4.

Искусство и религия первобытных людей

1 час

Тема 2. У истоков цивилизации

3 часа

5.

Возникновение земледелия и скотоводства

1 час

6.

От первобытности к цивилизации

1 час

7.

Счет лет в истории

1 час

Раздел 2.

Древний Восток

19 часов

Тема 3. Цивилизации речных долин

5 часов

8.

Египет – дар Нила

1 час

10.

Страна двух рек

1 час

11.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1 час

12.

Древние Индия и Китай

1 час

13.

Повторение и проверка знаний

1 час

Тема 4. Древний Египет

5 часов

14.

Фараоны и пирамиды

1 час

15.

Жизнь в Древнем Египте

1 час

16.

Завоевания фараонов

1 час

17.

Культура Древнего Египта

1 час

18.

Повторение и проверка знаний

1 час

Тема 5. Западная Азия в век железа

5 часов

19.

Финикийские мореплаватели

1 час

20.

Древняя Палестина

1 час

21.

Ассирийская военная держава

1 час

22.

Победители Ассирии

1 час

23.

Повторение и проверка знаний

1 час

Тема 6. Великие державы Древнего Востока

4 часа

24.

Образование державы Маурьев в Индии

1 час

25.

Единое государство в Китае

1 час

26.

Великая Персидская держава

1 час

27.

Повторение и проверка знаний

1 час

Раздел 3.

Древняя Греция

18 часов

Тема 7. Древнейшая Греция

3 часа

28.

Греция и остров Крит в эпоху бронзы

1 час

29.

Поэмы Гомера

1 час

30.

Боги и герои Эллады

1 час

Тема 8. Рождение античного театра

4 часа

31.

Греческие полисы и Великая колонизация

1 час

32.

Афинский полис

1 час

33.

Древняя Спарта

1 час

34.

Повторение и проверка знаний

1 час

Тема 9. Восток против Запада: Греко-персидские войны

2 часа

35.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1 час

36.

Персидское нашествие на Грецию

1 час

Тема 10. Могущество и упадок Афин

3 часа

37.

Расцвет демократии в Афинах

1 час

38.

Хозяйственное развитие Греции в 5 в. н.э.

1 час

39.

Пелопонесская война

1 час

Тема 11. Греческая культура

3 часа

40.

Граждане, ученые и атлеты Греции

1 час

41.

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

1 час

42.

Повторение и проверка знаний

1 час

Тема 12. Македонские завоевания

3 часа

43.

Возвышение Македонии

1 час

44.

Завоевания Александра Македонского

1 час

45.

Греческий Восток

1 час

Раздел 4. Древний Рим

22 часа

Тема 13. Образование Римской республики

3 часа

46.

Рим под властью царей

1 час

47.

Республика римских граждан

1 час

48.

Рим во главе Италии

1 час

Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье

3 часа

49.

Первая война с Карфагеном

1 час

50.

Война с Ганнибалом

1 час

51.

Рим – завоеватель Средиземноморья

1 час

Тема 15. Гражданские войны в Римской республике

5 часов

52.

Народные трибуны – братья Гракхи

1 час

53.

Сулла – первый военный диктатор Рима

1 час

54.

Восстание Спартака

1 час

55.

Цезарь – повелитель Рима

1 час

56.

Падение республики

1 час

Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи

4 часа

57.

Император Октавиан Август

1 час

58.

Цезари Рима

1 час

59-

60


Жизнь в Римской империи

2 часа

Тема 17. Поздняя римская империя и закат античной цивилизации

6 часов

61.

Кризис Римской империи в 3 в.

1 час

62.

Христианство

1 час

63.

Императоры Диоклетиан и Константин

1 час

64.

Падение Западной Римской империи

1 час

65-

66


Повторение и проверка знаний

2 часа

67-

68


Итоговое повторение курса

2 часа

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа по курсу «История Древнего мира» 5 класс (68 часов)
635.08kb.
4 стр.
Тематическое планирование курса истории Древнего мира 5 класс
198.6kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское
385.58kb.
2 стр.
Рабочая программа по всеобщей истории история древнего мира 5 класс
328.03kb.
1 стр.
Ладыженская. Баранов. Тростенцова. Русский язык. 5 класс
54.26kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «История. 11 класс»
262kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 5 класс Разработчик: Сошникова О. А. учитель истории, обществознания первая категория
462.24kb.
3 стр.
Рабочая программа По курсу: изо класс: 5-9 Количество часов в год 157 часов, в неделю 1 час (5-7), 0,5 час (8, 9) класс
220.85kb.
1 стр.
Программа предмет история Класс 5 «б» Образовательная область Обществознание
420.5kb.
4 стр.
Учебная программа по курсу «История древнего мира»
1130.21kb.
6 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 11 класс Разработчик: Малючков О. В. учитель истории, обществознания первая категория
485.56kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI -xx вв.»
298.15kb.
1 стр.