Главная
страница 1
Денисенко М.Б., Институт демографии НИУ-ВШЭ

Чудиновских О.С. Центр по изучению проблем народонаселения, МГУ им. М.В.Ломоносова



Миграции между странами СНГ: тенденции и политика

В настоящей работе рассматриваются как постоянные, так и временные (трудовые) миграции между новыми независимыми государствами. Сравнительный анализ объемов миграционных потоков и численности мигрантов, полученных из различных источников, позволяет также оценить состояние миграционной статистики в этих государствах. Информация по Российской Федерации представлена в большем объеме. Это связано не только в ведущей ролью РФ в формировании миграционных процессов в СНГ, но и большим разнообразием доступной статистики по этой стране. При описании современной миграционной ситуации на постсоветском пространстве следует помнить, что еще сравнительно недавно все бывшие союзные республики были частями одного государства, а миграции между ними имели внутристрановой характер.



Вплоть до падения железного занавеса и либерализации процедуры выезда из СССР в конце 1980-х гг. численность населения союзных республик менялась за счет естественного прироста и сальдо миграционного обмена с другими республиками. Объемы и направления миграционных потоков, в конечном итоге, отражали размещение инвестиций по территории страны. На миграционные потоки влияли также различия между республиками по темпам демографического роста и в качестве жизни. Оценки в таблице 1 показывают, как менялась величина миграционного сальдо в бывших советских республиках на протяжении последних шести десятилетий.
Таблица 1. Миграционный прирост на территории бывшего СССР по десятилетним периодам, 1950-2009 гг. (тыс. человек)

Страны

1950-1959

1960-1969

1970-1979

1980-1989

1990-1999

2000-2009

Белоруссия

-925

-225

-100

-39

11

-92

Молдавия

59

62

-18

-80

-856

-34

Россия

-884

-1281

302

1590

4660

2158

Украина

583

486

280

-99

-331

-153

Азербайджан

-28

-46

-79

-276

-166

151

Армения

18

144

107

-119

-22

-668

Грузия

-30

-109

-161

-88

-700

-50*

Казахстан

997

616

-547

-820

-3146

21

Киргизия

-69

110

-90

-168

-276

-249

Узбекистан

62

460

190

-581

-925

-1022

Таджикистан

74

136

11

-115

-584

-98

Туркмения

-37

9

-8

-83

294

-65

Латвия

381

146

102

89

-180

-25

Литва

438

34

63

96

-205

-83

Эстония

254

82

67

44

-153

1

Оценка авторов, полученные методом демографического баланса по данным ЦСУ СССР (до 1990 г.) и национальных статистических служб.

*- Без Абхазии и Южной Осетии

Сразу после распада Советского Союза объемы и структура межгосударственных миграционных потоков на его территории сильно изменились. Россия превратилась в главный центр притяжения постоянных и временных мигрантов из всех бывших союзных республик. По данным российской статистики с 1992 по 1999 г. в страну прибыло около 6 млн. мигрантов из республик б. СССР. Усиление миграции в Россию частично было с массовым движением беженцев и вынужденных переселенцев, вызванным высоким уровнем политической напряженности и межэтническими конфликтами. Однако, политические факторы в конечном итоге являлись отражением нарастающего глубокого экономического кризиса и неравномерного демографического развития в странах СНГ.

Современная миграционная ситуация в странах СНГ характеризуются абсолютным преобладанием переездов внутри региона, сохраняющееся положение России как основной страны приема мигрантов из других стран СНГ, а также значительные объемы временных форм миграции, многократно превышающие миграцию на постоянное жительство. Данные национальных статистических служб о потоках мигрантов показали, что 92% всех иммигрантов прибывают из других стран СНГ, и около 75% выбывающих также направляются в другие страны Содружества.

Только за последнее десятилетие страну постоянного проживания изменили около 4 миллионов жителей стран СНГ, причем основная часть миграций произошла в пределах региона. Россия на протяжении двадцати лет после распада СССР является основным центром притяжения миграционных потоков, хотя тренды последнего десятилетия показывают все возрастающую роль Казахстана как страны приема, а также переориентацию мигрантов из европейских стран СНГ на государства вне Содружества. Те же ареалы свойственны и временной трудовой миграции, масштабы которой в странах СНГ огромны, несмотря на продолжающийся экономический кризис. В 2011 г. обычные разрешения на работу (по квоте) в России получили 1,2 миллиона человек, свыше 50 тысяч получили разрешение на работу вне квот1, сверх того было продано 856 тысяч патентов. В итоге, общее количество иностранцев, получивших временный допуск на российский рынок труда, приблизилось к двум миллионам. Иммиграция на постоянное жительство составила свыше 350 тысяч человек2. В Казахстане количество иностранцев, получивших разрешение на работу, близко к числу иммигрантов, прибывающих в страну на постоянное жительство – оба потока составляют приблизительно 30-40 тысяч в год.

Среди факторов, способствующих притоку мигрантов в настоящее время в Россию можно выделить:



  • высокие по сравнению с другими странами заработки;

  • высокий спрос на рабочую силу в ряде отраслей экономики (строительство, сфера обслуживания, транспорт, аграрный сектор);

  • безвизовый режим пересечения для граждан стран-участниц СНГ;

  • наличие личных связей между жителями России и стран СНГ, а также обширные диаспоры;

  • знание большинством мигрантов языка и повседневной жизни в России;

  • географическое положение и сохранившиеся транспортные связи.

Между странами есть очевидные различия в приоритетах миграционной политики, связанные с различными демографическими трендами и экономическими интересами. Некоторые страны прилагают усилия по стимулированию репатриации из других государств, оговаривают условия постоянного проживания иностранцев и создают преференции при натурализации. Другие государства пытаются влиять на страны приема мигрантов с целью получения гарантий минимальной социальной поддержки и соблюдения прав свои граждан, находящихся за рубежом в качестве временных трудовых мигрантов. Постепенно формируется понимание стран-доноров и стран-реципиентов в отношении развития организованных форм набора иностранной рабочей силы, профессиональной подготовки трудовых мигрантов, изучения ими языка страны приема и пр.



Несмотря на большое число двухсторонних и коллективных соглашений между странами СНГ в сфере миграции, нельзя говорить о формировании общего рынка труда и свободного его перемещения между странами. Государства СНГ применяют целую систему ограничений – в виде квот на выдачу разрешений на работу, запрета на профессии для трудовых мигрантов, и так далее. Отсутствие эффективного контроля за выполнением всех ограничительных норм и правил лишь поддерживает значительные масштабы нелегальной трудовой деятельности иностранных работников в странах СНГ.


1 Из них около 40 тысяч - лица некоторых специальностей, список которых утверждается каждый год, а также 11 тысяч высококвалифицированных специалистов, наем которых начался с середины 2010 года.

2 Резкий «рост» иммиграции в РФ по сравнению с 2010 годом произошел из-за изменившихся правил сбора статистики, в неё впервые были включены не только 132 тысячи мигрантов, зарегистрированных по месту постоянного жительства, но и свыше 224 тысяч лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок свыше года.


Смотрите также:
М. В. Ломоносова Миграции между странами снг: тенденции и политика
64.76kb.
1 стр.
2. Внешняя политика Отношения со странами СНГ
111.48kb.
1 стр.
Международная транспортная компания «Malek Tarabar»
14.66kb.
1 стр.
Беларусь и страны СНГ
74.33kb.
1 стр.
«россия в мире XXI века: между насилием и диалогом»
84.11kb.
1 стр.
Перечень аналитических, статистических и методологических материалов, опубликованных в статистических бюллетенях «Статистика снг» в 2012 году
78.78kb.
1 стр.
1 в январе-ноябре 2012 года внешнеторговый оборот России
100.63kb.
1 стр.
Курсовая работа по предмету: Экономическая теория На тему: "Государственная экономическая политика России: проблемы, тенденции, перспективы Таможенной политики"
428.61kb.
3 стр.
Научные диаспоры: новый подход к утечке мозгов
319.38kb.
1 стр.
Лекция 10. Внешняя политика государства в современной системе международных отношений
42.68kb.
1 стр.
Отчет о проведении в Московском государственном институте стали и сплавов
86.81kb.
1 стр.
Макросоционика: анализ и прогноз отношений между городами, нациями, странами
40.73kb.
1 стр.