Главная
страница 1

шифр












ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД

9 КЛАСС
Задание 1. Дайте определение следующим историческим понятиям

«Русская правда» _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Земский собор________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

«Избранная рада» _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________
Временнообязанные крестьяне____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

«Антанта»___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. По какому принципу организованы логические ряды? Кто лишний в каждом ряду?
1. Борис Годунов, Дмитрий Трубецкой, Василий Шуйский, Михаил Романов, Григорий Отрепьев

_______________________________________________________________________________________

2. К. Булавин, Ф. Прокопович, А. Меншиков, Б. Шереметев, Ф. Лефорт

_______________________________________________________________________________________

3. Д.Г. Левицкий, М.В. Ломоносов, Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, И.П. Аргунов

_______________________________________________________________________________________


Задание 3. Распределите потомков Александра Невского, имена которых приведены ниже, по поколениям (впишите буквы, соответствующие правильным ответам):
Сыновья ____________

Внуки __________

Правнуки _________

Праправнуки _________


а) Юрий Даниилович

б) Даниил Александрович

в) Иван Красный

г) Иван Калита

д) Дмитрий Донской

и) Симеон Гордый




Задание 4. Перед вами четыре карты Древнерусского государства. Расположите их в хронологической последовательности, определите имена правителей каждого из представленных периодов. Назовите даты и направления походов, обозначенных на картах стрелками.


1


2

3

4

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Причитайте отрывок из летописи. Вставьте пропущенные имена, названия и даты. Объясните, о каком событии идет речь. Какую роль оно сыграло в истории нашей страны.
Бысть же в (год _______________) году в Нижнем Нове граде некий муж благолюбив и добросмыслен зело, именем (имя и фамилия _________________________), от посадского чина земским старейшинством почтен бысть в Ниж­нем граде. Тот (имя _________________), издавна слышав про храбрость смоленскую и про мужество дворян града Смоленска, колики помощи Московскому государству учиниша, государю верно послужиша, и многие грады побраша, и велию храбрость и радение показаша, за православную христианскую веру много постояша и многих противных полки побиша, и во всем непоколеби­мы, и помощию всесильного Бога вооружении, и храбри быша.

Созвав же всех нижего­родцев и нача доброумными своими словесы глаголати к ним: "О, братие и друзи, вси нижегородскии народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велико ра­зорении? Видим, братие, многих градов Российского государства разорение и православных христиан побиение, и всего богатства их лишение. И совет даю вам, братия моя: да призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства. И разделим на три части имения своя: две для христолюбивого воинства, себе же едину часть оставим".

И собрав казны множество, тот благоразсудный (имя ____________________), ра­зобрав же дворян града Смоленска против их дворянския чести на три статьи, учинив первую статью, и середнюю, и меншую, и вместо государева жалованья даде им полныя оброки против их дворянской чести.

Потом же смольяне и нижегородцы, увидев, что князь (Имя и фамилия князя _____________________________________) в вотчине своей, в Нижего­родцам уезде живяше, и послаша к нему Нижнего выборных людей просити, чтоб был он в Нижнем у всей рати воеводою. В то время князь (имя князя ____________________) был ранен. Приидоша же к нему выборный люди и молиша его, дабы шел в Нижней Нов град. Он же, не презре моления их и поиде, от раны скорбен, в Нижней Нов град.

Тогда же изо всех градов ратныя люди начаша к нему съезжатися, видяще их доброе стройство к ратным людям. И собрашася многие полки, хотяше идти к царствующему граду (название города ______________________________), и писаша грамоты из Нижнего Нова града от всей Зем­ли по градом и по большим селам, чтобы ратным людям на станах готовили запасы и кормы, чтобы никакие скудости не было.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6. Перед вами отрывки из текстов, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года. Расставьте их в хронологической последовательности и дайте обоснование. Ответ оформите в виде таблицы
А. Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирени­ем, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо гото­выми к обороне.
Б ...Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужас­ной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное отечество, постигнув, на­конец, всю суетность дерзкой его мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять.
В …Жители причинили очень мало пожаров. Вы разрушили столицу по своей методе: определили для пожара дни и наз­начили части города, которые надлежало зажигать в известные часы. Я имею подробное известие обо всем. Доказательством, что не жители разрушили Мо­скву, служит то, что разбивали пушками дома и другие здания, которые бьши слишком крепки, стреляя в них посреди огня
Г...Первые две армии (1-я и 2-я Западные армии) расположены бы­ли по европейской нашей границе и должны были противостать вторжению армий, лично предводимых Наполеоном: но столько несоразмерны были силы, и так на большом пространстве рассеяны наши войска, что единственное сред­ство было отступление без потери времени...
Д. В селении …, в своей квартире, принял князь Кутузов, сообщив: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно… Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберег­ши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в раз­ных местах за Москвою приуготовляемые войска»…
Е …Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевский успел свести несколько орудий...





Отрывок

Пояснение











































Задание 7. Прочтите три свидетельства, относящиеся к одному событию истории России XIX в. и ответьте на вопрос, о каком событии идет речь?

  • В марте 1867 года состоялись переговоры между русским послом бароном Стеклем и государственным секретарем У. Сьюардом

  • Русская газета «Голос» недоумевала: «Более полстолетия компания завоевывала территорию, затрачивала свои капиталы. Эти затраты делались для будущего, и только в будущем они могли окупить себя».

  • Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Глупость Сьюарда», «Зоопарк полярных медведей Джонсона», «Сьюардовский сундук со льдом»

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________



Задание 8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»


…«Вы сами знаете,

Нельзя же и без строгости?

Но я карал любя.

Порвалась цепь великая –

Теперь не бьем крестьянина,

Зато уж и отечески

Не милуем его»

Крестьяне добродушные

Чуть тоже не заплакали,

Подумав про себя:

«Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...»




О какой «цепи» идет речь в поэме. С каким событием в истории России это связано. Объясните, какую роль это событие сыграло в развитии Российского государства

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Перед вами фрагменты статей из энциклопедии и иллюстрации. Внимательно изучите их, сопоставьте фрагменты текстов и изображения, заполните пропуски в тексте и ответьте на вопросы

Фрагмент 1.

Князь Новгородский, великий князь Владимирский. Родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого, внук Всеволода Большое Гнездо.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу (____________), в устье реки Ижоры 15 июля (______) года над отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель ярл Биргер. Князь лично участвовал в битве, «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Считается, что именно за эту победу князя стали называть (___________).

Успешные военные действия князя надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом – (__________). В (_______) году хан (______), правитель западной части монгольской державы – (____________________), вручил ярлык великого князя владимирского на управление покоренными русскими землями отцу князя.


Фрагмент 2.

Великий князь Московский, Владимирский и Новгородский. После смерти отца в (________) году в возрасте 9 лет стал князем. Фактическим верховным правителем при нем стал митрополит (__________) – человек недюжинного ума, умело пользовавшийся своим авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства (________ город) в Северо-Восточной Руси.

8 сентября (_______) года в решающей для русских (________________) битве, развернувшейся между реками (_____________________), московский князь (имя ______________) разбил (____________________) войско, за что и получил прозвище (______________). Два года после победы Москва не платила дани завоевателям, пока новый хан (имя ________________), пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, не взял город в (__________) году.

Фрагмент 3.

Князь Московский и всея Руси. После смерти отца 3-летний (___________) становится великим князем. Одним из сильных впечатлений в юности были «великий пожар» и Московское восстание (______) года. В том же году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное (церемония __________________________) великого князя (имя ____________).

Вел активную внешнюю политику. В (_______) году была покорена Казань, затем (_______________) ханство в (_______) году, позднее в зависимость от русского правителя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие.

За свою суровую внутреннюю политику получил прозвище (______________________)


1 2 3

______________________________ ____________________________ _______________________
Задание 10. Прочитайте биографические сведения об одном из донских генералов – героев Отечественной воны 1812 г. Назовите его имя

Родился 8 сентября 1775 года. Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, командир 5-го резервного кавалерийского корпуса и начальник Императорского конвоя. Произведенный в 1788 году в сотники, он в течение двух лет с отрядом, составлявшим передовую цепь на турецкой границе, находился на берегах Черного моря, затем был переведен в Петербург и в 1791 году произведен в есаулы, а вскоре и в войсковые старшины. В Петербурге, благодаря положению отца и деда, скоро познакомился со многими представителями высшего света и, между прочим, с Г. Р. Державиным, по совету которого начал учебные занятия, так как ему удалось получить лишь поверхностное образование. В 1801 г. по личному разрешению императора получил графское достоинство и фамилию деда по материнской линии.

В 1812 году ему поручено было наблюдать за Неманом. Узнав о переходе 12-го июня французов через Неман, он собрал своих лейб-казаков и стал отступать. Французы бросились было за ним, но он опрокинул их. Это был первый бой русских с французами в Отечественную войну.

После взятия Парижа находился в свите императора при торжественном въезде монархов в столицу Франции. После Ватерлоо и вторичного занятия союзниками Парижа Людовик XVIII пожаловал ему орден св. Людовика 1-й степени, а император Александр I послал его с почетным поручением - отвезти в Петербург к императрице Марии Федоровне свой портрет.



Произведенный в день коронации императора Николая I в генералы от кавалерии, он 3-го октября того же 1826 года вышел в отставку, но уже в следующем году, по объявлении войны с турками, снова вернулся на службу.

___________________________________________________


Смотрите также:
Шифр всероссийская олимпиада школьников по истории
91.73kb.
1 стр.
Шифр всероссийская олимпиада школьников по истории
93.16kb.
1 стр.
Учебный год Всероссийская олимпиада школьников
22.11kb.
1 стр.
Всероссийская олимпиада школьников 2012-2013 Заочный тур Всероссийская олимпиада школьников по истории 5 класс
1302.77kb.
9 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку московская областная олимпиада
175.12kb.
1 стр.
Соотнесение предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников, и направлений подготовки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
87.76kb.
1 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку московская областная олимпиада
268.85kb.
3 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 7 класс
51.95kb.
1 стр.
Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап
85.74kb.
1 стр.
Департамент образования Ярославской области Центр образования школьников «Олимп» Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012 учебного года История, 10 класс, муниципальный этап Время выполнения – 3 часа
75.67kb.
1 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по географии II
83.67kb.
1 стр.
Xvii всероссийская олимпиада школьников по литературе Задания заключительного этапа 9 класс
39.62kb.
1 стр.