Главная
страница 1
Введение

Введение.


Актуальность темы исследования. Проведение данного исследования обусловлено всем современным культурным, политическим и экономическим положением в России. В последние годы стало ясно, что взвешенная национальная политика не может быть разработана без научного подхода. Он предполагает прежде всего накопление объёма знаний о каждом из народов России, тщательный анализ их истории, культуры, религии и взаимоотношений. Особенно это актуально для северо-кавказского региона, который в последние 15 лет стал во многом очагом нестабильности. Активизировались ксенофобские, националистические настроения. А они, как известно, порождены неинформированностью народов друг о друге, незнанием местных традиционных культур. «Знание в сердце — ясный светильник» - сказал персидский поэт Рудаки, и это утверждение очень актуально сейчас на Северном Кавказе. Многие кавказские национальные движения, используя риторику патриотического возрождения, настаивают на возвращении к традиционным ценностям. Однако, данное понятие трактуется ими произвольно, в зависимости от конъюнктуры. Сейчас требуется глубокий анализ исторической трансформации культур народов Северного Кавказа. Необходимо четко выявить черты традиционного общества, пути его изменения, соотношение традиции и внешнего влияния. Важно и актуально соотношение новации и традиции в контексте русско-кавказских контактов, этнического взаимообогащения на бытовом и научном уровнях.
В Республике Ингушетия такие проблемы приобретают особое звучание. Ингушетия находится в наши дни в сложном экономическом и политическом положении, она является, в некотором смысле прифронтовой зоной. В ней представлены как созидательные, толерантные, так и националистические, экстремистские идеологические течения. Подчас в произвольном духе
трактуется история ингушского народа. В сложившейся обстановке очень важно критическое рассмотрение истории ингушского народа, его взаимодействия с другими культурами, «осовременивания» его культуры в составе России. Актуален вопрос об ингушско-чеченских связях. Невозможно не заострять внимание и на периодизации истории ингушской культуры, которая отсутствует в большинстве источников. А на практике это означает трезвый взгляд на ингушскую культуру и предотвращение идеологически ангажированного манипулирования историческими фактами.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение нами ингушской культуры опирается на теоретические взгляды об этносе, разработанные академиком Ю.В.Бромлеем.
Ингушская культура исследовалась и изучалась многими учеными на протяжении 19-20 веков. Естественно, детальное изучение ингушской культуры с применением подлинно научных методов началось уже после установления Советской власти в регионе, в 20-х годах 20 века. До этого же существовали различные описания, сводящиеся к статистике и этнографии. Они преследовали преимущественно практические цели, актуальные для царского правительства и Терской областной администрации. Необходимо было знать количество населения, характер земель, племенное и географическое деление горных вайнахских районов. Однако описания эти сегодня представляют немалую научную ценность при восстановлении исторического прошлого ингушей. Примером таких описаний могут служить сочинения Г.Вертепова, Н.Грабовского.
Отдельно следует выделить более ранние описания академиков П.Палласа и И.Гюльденштедта, сводящиеся к перечислению основных племен, мест их обитания и привычных занятий.
Немалую роль в раннем изучении ингушей играли военно-стратегические факторы. Действительно, ингуши не участвовали в Кавказской войне, однако их территория непосредственно смыкалась с зоной боевых действий. Власти нуждались в военных описаниях, преследовавших цели уяснения географии Ингушетии, политического настроения местного населения и его боеспособности. Труды такого рода составлялись А.Берже, С.Броневским.
Проблемы ингушской культуры стали изучаться местными кавказскими просветителями в конце 19 века. Известнейшим ингушским просветителем был Чах Ахриев, оставивший после себя подробные записи ингушских легенд, сказаний и преданий, а также зафиксировавший мифологию, национальный эпос, моменты, связанные с языческой религией. Затронул Ч.Ахриев и этнографически-обрядовую сторону жизни ингушей. Занимался анализом жизни ингушей и балкарский просветитель Б.Шаханов.
Первые годы Советской власти дали Ингушетии крупнейших исследователей ингушской культуры Н.Ф.Яковлева, Г.К.Мартиросиана, Л.П.Семенова, А.Н.Генко и др. Они всесторонне научно описали жизнь ингушского народа. Не без их участия были подготовлены местные специалисты: З.К.Мальсагов, Т.Д.Беков, Т.Муталиев и другие. Эти ученые разработали ингушский литературный язык в его современном виде, они составили первые грамматические описания и наладили его преподавание. Их же труды лежат в основе ингушского языкознания.
Кузницей кадров по изучению ингушского народа был Чечено-Ингушский государственный университет, выпустивший ряд квалифицированных специалистов по Ингушетии. Ими являются М.Базоркин, Х.Боков, И.Дахкильгов, М.Зязиков, А.Мальсагов, Д.Мальсагов, М.Мужухоев, Ф.Оздоева, И.Сампиев, А.Танкиев, С.Чахкиев, Т.Ужахова, С.Хамчиев и многие другие. Многие из этих специалистов работают в Ингушском НИИ
Гуманитарных исследований, в недавно открытом Ингушском государственном университете. В центре внимания современных ингушских ученых находятся перипетии традиционной культуры ингушей, ее архаическая языческая и мусульманская архетипика, образы традиционного мышления. Большой популярностью пользуется тема ингушской национальной этики. И, конечно, предметом особого рассмотрения и гордости является глубоко своеобразная национальная архитектура: ингушские башни...
Теоретико-методологическим основанием работы являются сравнительно-исторический и общенаучный системный подход.
В основу анализа положено представление о динамике культуры, ее изменении во времени в связи с действием тех или иных внешних и внутренних факторов. Культура понимается при этом в рамках деятельностного подхода ( Э.С.Маркарян,.В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов) Как субъект культуры в исследовании позиционируется ингушский этнос в непрерывном движении развития его культуры.
В работе активно используется концепт культурной диффузии, который находит применение для описания контактов, на протяжении веков существовавших между ингушами и окружающими их народами. Методологически важными выступают также идеи модернизации и трансформации культуры.
Пассионарная теория Л.Н.Гумилева нами, по существу, не принимается ввиду спорности ее доказательной базы. В центре внимания находится процесс преображения традиционной культуры и ее взаимодействия с современной — индустриальной и постиндустриальной культурой российского государства 19-20 веков. Автор исходит из того, что традиционное и новационное вступают в сложные, разноуровневые
взаимодействия, которые определяют динамику культуры и степень ее открытости.
Изменение экономических условий и эволюция сельскохозяйственного производства представляются нам толчками-детерминантами, ведущими к трансформации традиционной культуры. Такую же роль играют и процессы, протекающие в общине — тейпе. В совокупности, динамикой культуры представляется изменение образа жизни, хозяйства, ведущих ориентиров в духовной жизни.
Целью исследования является исследование динамики развития ингушской культуры, ведущей ее от традиционного к современному типу общества. Общая цель исследования конкретизируется в следующих положениях:
- проследить трансформации в различных сферах традиционной ингушской культуры, происходившие в течение длительного времени;
- показать влияние межэтнических и внутриэтнических контактов на динамику развития ингушской культуры;
- раскрыть роль географических факторов в культурных изменениях, происходивших в Ингушетии;
выявить воздействие геополитических факторов, в частности, России, на изменении традиционного образа жизни ингушского народа;
- описать развитие модернизированной ингушской культуры XX века через анализ разных сторон жизни ингушей.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями
ингушская культура изучена и рассмотрена в диахроническом аспекте,
через призму трансформаций различных сфер жизни;
8
выяснено, что динамика культуры напрямую связана с этническими
контактами, процессами межэтнической диффузии, которые служат
катализаторами трансформаций;
изучена динамика внутриэтнического взаимодействия в рамках
вайнахской общности, благодаря которой сформировался ингушский
народ;
- доказано ускорение культурной динамики в связи со сменой традиционного ландшафта, в условиях которого происходил этногенез;
- проанализирована роль российской культуры в трансформации развития ингушского народа по пути «от традиционного» к «инновационному»; Описаны инновационные процессы, ведущие Ингушетию по пути к единству с мировым сообществом.
На защиту выносятся следующие положения :
1. Важнейшим фактором динамики любой этнической культуры выступает межэтническое и внутриэтническое взаимодействие, процессы диффузии и дифференциации, позволяющие возникать и развиваться новым этнокультурным группам. Для ингушей фактором культурной динамики являлось с одной стороны, взаимодействие с другими проживающими рядом народами Кавказа, а с другой — складывание тейповых союзов, изменения в тейповой структуре, перемещение групп внутри нахского суперэтноса.
2. Серьезной геополитической детерминантой динамики ингушской культуры было вхождение ингушских территорий в состав России. Это обеспечило ингушам возможность широкого и плодотворного взаимодействия с народами совершенно иного происхождения, религии и менталитета. Контакт с Россией обернулся также трансформациями в
материальной культуре, вызванными взаимодействием традиционной и индустриальных технологий. Ингуши оказались включены в государственную структуру, чего никогда не происходило ранее в их истории. Все это дало инновационный толчок традиционному ингушскому обществу.
3. Мощным социально-географическим фактором для развития ингушской культуры стало переселение из горной местности на плоскость, полностью изменившее образ жизни ингушей. Оно привело к новациям в материальной культуре, которые затронули сельское хозяйство, архитектуру, характер расселения. Глубокие перемены произошли и в культуре духовной, поскольку раскрылись новые возможности для межэтнических контактов. Вхождение в состав России помогло осуществить переселение ингушей на равнину и освободило их от набегов кабардинцев, прежде взимавших с них дань.
4. Переселение на плоскость инициировало новый процесс: культурную диффузию с другими народами, которая вылилась в принятие ислама, начавшееся в первой половине 19 века.. Это была важная веха в истории ингушского этноса, теперь культурный вектор получил направление в сторону Востока. Ингуши явились одним из последних народов мира, принявших ислам Исламизация повлекла за собой вхождение в ингушскую культуру особого исламского пласта, изменившего и преобразившего как традиционную бытовую культуру, так и литературу, искусство и т.д. Изменились обычаи, имена. Ингушская культура оказалась «в контексте» одной из мировых религий. Впрочем ингушский ислам, как и северо-кавказский в целом, не проник глубоко в национальное самосознание и не наложил фундаментального отпечатка на менталитет ингушей.
10
5. Значительным и актуальным в развитии ингушской культуры следует считать феномен просветительства, указывающий нам на развитие этнического самосознания, выходящего за рамки тейповых представлений. Просветительство, представленное прежде всего Чахом Ахриевым, сыграло исключительную роль для ингушской духовной культуры. Оно положило начало научным исследованиям жизни этноса. Ч.Ахриевым были впервые записаны многие сказания, предания, легенды, сказки, обычаи, которые и сегодня используются как уникальные источники по ингушской истории и культуре. Просветители не только несли свет грамоты, но они играли и «правозащитную роль» -отстаивали интересы родного народа перед царским правительством, хлопотали об улучшении бытовых и хозяйственных условий, а также просвещали российское общество о кавказской культуре.
6. Политика Советской власти относительно кавказских народов в 20-30-е годы XX века также стала детерминантой их развития и этнической саморефлексии. Ингушетия - сделалась предметом культурно-просветительной деятельности и изучения. Местные (З.Мальсагов, Т.Беков). и московские (Н.Ф.Яковлев, А.Н.Генко) лингвисты приступили к выработке ингушского литературного языка и письменности к нему. Впервые в 1929 году появилась нормативная грамматика ингушского языка. Сразу же возникла и литература: стала издаваться газета «Сердало», стихи и прозу на языке писали З.Мальсагов, Т.Беков, Б.Зязиков и другие. Кроме того, возник национальный театр, появились художники. Все это ознаменовало включение ингушской культуры в общемировой контекст XX века.
7. В последние десятилетия XX века ингушская культура достаточно сильно сблизилась как с общесоветской, так и с культурой других
11
народов России. Выразилось это и в архитектуре, и в одежде (национальная одежда давно вышла из обихода даже в высокогорье), и в языке ( ингушский язык проникло много русских слов, стали забываться ингушские сложные числительные). Ингуши стали получать образование в различных городах, многие оставались там жить: возник феномен ингушской диаспоры. В настоящее время процесс вхождения ингушского народа в мировую цивилизацию активно продолжается. Это не уничтожает культурного своеобразия ингушей, но дает им возможность широких культурных контактов и новые исторические перспективы.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Диссертационное исследование представляет интерес для исследователей истории культур народов Северного Кавказа, а также широкого круга философов, культурологов, социологов, политологов, востоковедов как на Северном Кавказе, так и за его пределами. В работе присутствует комплексное отображение проблем и широкого круга вопросов, связанного с динамикой ингушской культуры, ее изменениями во времени и взаимодействием с другими культурами. Работа может быть использована как источник в различных областях знания, исследование может быть рекомендовано для изучения в ВУЗах по предметам исторического и этнологического круга. Особую значимость работа приобретает в Республике Ингушетия, где она может быть использована в деятельности министерств и ведомств, выработке культурной политики, для чтения учебных курсов в ВУЗах.
Апробация работы Структура работы.
12
Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка литературы. Объем текста - 138 страниц. Список литературы включает 167 наименований.
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Центральным сюжетом нашего исследования выступает динамика культуры ингушского народа. Однако, прежде чем приступить к рассмотрению конкретных процессов и обратиться к эмпирическому материалу, мы должны определить свои методологические позиции, выяснить работающий в исследовании понятийный аппарат, уяснить принципы подхода к избранной теме.
Поскольку речь идет о рассмотрении динамики культуры, необходимо выяснить, что мы под ней понимаем. Надо сказать, что проблема динамики культуры достаточно сложна и неоднозначна. Стремясь на первых этапах работы найти смысл и содержательное наполнение этого термина, мы обратились к широкому кругу справочной и учебной литературы, а также монографических изданий, стараясь вычленить основные моменты, этапы, фазы, характеризующие культурную динамику. Однако в большинстве найденных нами работ раздела о динамике культуры либо не было вообще, либо содержание понятия не было логически эксплицировано. Большинство авторов останавливаются на перечислении оригинальных работ, касающихся форм и этапов культурно-исторического процесса, таких как работы
13
Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина. Тем не менее, опираясь на труды профессора А.И.Кравченко, мы можем дать некоторую экспозицию, позволяющую выявить логические линии в анализе динамики культуры как своеобразного и качественно-определенного процесса.
Культура, согласно деятельностной концепции ( Э.Маркарян, В.Давидович, Ю.Жданов), которую мы разделяем, выступает как сложная целостность способов действия, поведения, мышления, мировосприятия. Эта целостность включает в себя мощный предметный пласт и выступает как сложноорганизованная система. Сам разговор о динамике культуры означает рассмотрение культуры как системы изменяющейся, развивающейся, способной к трансформации. Культура не есть нечто застывшее, раз навсегда данное, со временем она претерпевает преобразования, происходящие во всех ее структурных компонентах. Какие же элементы культурной динамики мы можем проследить, задавшись целью понять особенности культурного движения конкретного субъекта?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно предварительно выяснить, какого субъекта культуры мы имеем в виду. Таких субъектов можно насчитать много, и они являются разноуровневыми. Так мы вправе говорить о субъекте-человечестве, и тогда динамика культуры будет рассматриваться в рамках всемирной истории, где происходит постепенный и разнообразный в разных частях мира переход от пред-человеческого к человеческому и затем развитие на собственной основе. Можно говорить о субъекте-регионе и субъекте-государстве (нередко - многонациональном), прослеживая культурную динамику этих макро-субъектов. Можно рассматривать в качестве субъекта культурной динамики отдельного индивида, личность, отслеживая становление его сознания и развертывание способностей. Но наиболее часто субъектом, культурная динамика которого подвергается изучению,
14
оказывается этнос, качественно отличающийся от других этносов и имеющий собственную культурную историю. В нашем случае предметом изучения оказывается динамика ингушского этноса, поэтому мы выделим из многообразных характеристик культурной динамики те, которые можно применить не к индивиду, а к группе, сообществу. Рассмотрим необходимые компоненты групповой культурной динамики с тем, чтобы затем выявить особенности культурной динамики этноса.
Первый компонент культурной динамики - зарождение культуры. Этот период и сопровождающие его процессы трудно поддаются исторической реконструкции, они, по существу, отданы на откуп археологии и лишь отчасти является предметом языкознания, способного установить языковые пра-формы.
Второе явление, свойственное групповой культурной динамике - это наличие различных видов культурных взаимодействий, посредством которых культура распространяется и изменяется. Здесь можно говорить о культурных заимствованиях, основанных на утилитарных или же престижных соображениях, когда одна группа выступает в качестве донора, а другая - в качестве реципиента. Поскольку заимствования могут быть взаимными, речь может идти о культурной диффузии. Культурные контакты между групповыми субъектами (странами, народами) могут не оказывать существенного влияния на их внутреннюю культуру, но могут произвести решающее действие на состояние культуры. При этом влияние может быть как односторонним, так и двусторонним, а также горизонтальным и вертикальным. Горизонтальная диффузия происходит между людьми разных культур, но равного статуса ( так крестьяне России могут заимствовать способы обработки земли у крестьян Украины и наоборот), а вертикальная -
15
предполагает заимствование аристократами языковых форм простолюдинов или, напротив - простолюдинами - элементов аристократической моды.
Культурная диффузия может быть как стихийной, так и сознательно организованной. Стихийна она тогда, когда распространение артефактов культуры не является осознанной целью, а происходит спонтанно в ходе торговли, взаимных контактов, расселения на одной территории и т.д. Процесс здесь происходит постепенно, сплавление культурных форм идет медленно, но результат является устойчивым и долговременным. Организованные формы диффузии, являющиеся результатом стратегии, могут быть мирными, но всегда являются результатом активистского влияния, экспансии. Так диффузия американизма в культуру других стран происходит прежде всего по торговым и рекламным каналам, но при этом активно подавляет ценностные компоненты культур-реципиентов. Впрочем, нередко организованная диффузия приобретает ярко выраженный насильственный характер, как в случаях завоевания или «помощи слаборазвитым странам», при которой условием финансирования является переход на чужие культурные рельсы.
Следующий момент, характеризующий динамику культуры - это рассмотрение ее изменений как линейных, циклических или движущихся по спирали, а также прогрессивных или регрессивных. Как правило, моменты линейности и цикличности так или иначе соотносятся в динамике
#
культуры, причем в традиционной культуре ( о которой дальше пойдет речь) превалируют циклические, а в современной, построенной на инновационности - линейные моменты. Что касается прогрессивных и регрессивных моментов, то прогресс здесь традиционно понимается как движение от простого - к сложному, от низшего - к высшему, то есть, в применении к социокультурным реалиям - от традиционного к
16
современному, от натурального хозяйства - к техногенной цивилизации, что увеличивает масштабы человеческой свободы на родовом и индивидуальном уровне.
Можно выделить разные типы социального и культурного прогресса: скачкообразный, называемый революционным и постепенный -эволюционный, в политико-правовом плане выступающий как путь реформ. Революция в культуре - это как правило происходящий в ускоренном темпе качественный сдвиг в характере способов деятельности и мышления человека. Крупнейшей в человеческой истории культурной революцией можно считать неолитическую, которая получила выражение в приручении животных и появлении культурных растений.
Следующее понятие, характеризующее динамику культуры -культурный лаг. Оно означает неравномерность развития разных структурных звеньев культуры, так могут осуществиться серьезные технические преобразования, в то время как общественное сознание может оставаться традиционным со всеми его позитивными чертами и предрассудками.
Еще два понятия, работающих при описании динамики культуры, это культурная трансмиссия и культурная аккумуляция. Культурная трансмиссия означает накопление и реификацию культурного опыта, а также передачу его в форме личного примера («делай как я»), она означает сохранение и трансляцию культурного наследия последующим поколениям, это, по существу, осуществление преемственности в культуре. Традиционные общества основываются прежде всего на принципе культурной трансмиссии, когда одни и те же элементы культуры передаются столетиями и тысячелетиями от предков к потомкам, претерпевая минимальные изменения. В то же время, культурная аккумуляция означает существенные
17
инновационные приращения в ходе функционирования и развития культуры. Здесь культурное наследие не просто передается, но созидается, приобретает свой оригинальный неповторимый характер, перерабатывает элементы чужих культуры, проникших в данную культуру в результате диффузии.
Наконец, значимым выступает понятие модернизации, которое относится к процессам, идущим в современном мире и означает переход культуры в стадию индустриального и постиндустриального развития, встраивание в систему отношений рыночного общества. Обычно выделяют органическую и неорганическую модернизацию. Первая вытекает из собственного развития страны, вторая оказывается искусственно привнесена из-за рубежа или насаждается властью.
Можно было бы перечислить еще ряд понятий, выражающих характеристики динамики культуры ( понятия интеграции и диверсификации, культурной экспансии, глобализации и т.д.), однако для наших задач важны именно выделенные моменты, поскольку ингушская культура пока не осуществляет широкой экспансии, а глобализации подвергается вместе с сопредельными культурами Кавказа и России.
Применительно к этносу названные нами характеристики культурной динамики приобретают особые черты, будучи четко увязаны с этнической спецификой. Что же такое этнос, культуру которого мы рассматриваем? Согласно позиции академика Ю.Бромлея этническое объединение людей имеет в себе стабильное ядро — «этникос», которое сохраняется на протяжении всей истории данного народа. Этникос включает такие признаки как общность языка, материальной культуры, норм поведения, психического склада, самосознания и самоназвания.1 Иногда к этим признакам добавляют
1 См. об этом Бромлей Ю. Очерки теории этноса М. 1983.

Список литературы


Смотрите также:
Актуальность темы исследования. Проведение данного исследования обусловлено всем современным культурным, политическим и экономическим положением в России
157kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления экономическим развитием одна из ключевых в современной России
103.31kb.
1 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
305.15kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
821.45kb.
7 стр.
Развитие центробежных тенденций в Югославии введение актуальность исследования
521.61kb.
3 стр.
А актуальность темы диссертационного исследования.​
1381.08kb.
5 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
330.69kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
2837.36kb.
12 стр.
Методика расследования побоев
359.09kb.
1 стр.
Введение актуальность темы исследования
1651.63kb.
11 стр.
Актуальность темы исследования
56.77kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
342.18kb.
1 стр.