Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

III. Самостоятельное формулирование учащимися целей и задач курса.

После проделанной работы учащиеся должны самостоятельно сформулировать цели и задачи курса.



Домашнее задание: ответить на вопросы:

1. Предложение Строительство жилого дома завершено? превратите в повествовательное.

– Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем?

2. Предложение Юрий ходил вчера с товарищами купаться на речку? превратите в повествовательное. Подумайте, сколько вариантов ответов на этот вопрос может быть в зависимости от логического ударения. Как при этом будет изменяться порядок слов в ответах?

3. Какое смысловое значение имеет пауза в предложении Моя сестра работает // и учится в вечерней школе?

– Почему пауза не нужна в предложении Моя сестра работает и учится успешно?

4. Как изменяет смысл предложения пауза после выделенного слова в следующем предложении Кое-как вырезанную из дерева фигурку он приладил к мельнице? Можно ли избежать двусмысленности, изменив порядок слов?

5. Как может меняться смысл предложения Зря они туда не ходят в зависимости от интонации? Сделайте выводы.

Подготовить сообщения: «Двусмысленность предложения. Почему она возникает?», «Условия преобразования вопросительных предложений в повествовательные. Почему в других предложениях это сделать невозможно?».

Урок 2. Интонация, логическое ударение,

паузы, порядок слов

I. Беседа с привлечением сообщений учащихся, выполненных дома.

II. Практический и занимательный синтаксис в форме игры «Что? Где? Когда?».

«Коварная частица»

– Бригада строителей, обычно перевыполняющая план, сегодня почему-то работала хуже. Один лишь Петров как всегда перевыполнил норму. В конце дня радиоузел сообщил: «Сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашел к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

– Как вы думаете, какую ошибку допустил диктор? Как мог предотвратить эту ошибку редактор передачи?

«В чем ошибка?»

Во время коллективного обсуждения новой книги ребята в пылу спора отклонились от темы, увлекшись спором вообще, и оставили в стороне важнейшие вопросы содержания книги. Один из выступивших высказал следующую мысль: «Спор вообще – дело бесполезное». Однако он сделал паузу не там, где требовалось, и все возмутились.

– В чем выразилась ошибка выступавшего?

«Что они имели в виду?»

Соревновались в беге спортивные команды двух школ. Лучший бегун школы имени Пушкина заболел. Над командой этой школы нависла угроза поражения. Пушкинцы волновались. Вдруг сквозь толпу стал протискиваться Быков, худой парнишка со впалой грудью.

– Куда тебе? – спросил его один из пушкинцев.

– Куда тебе! – сказал другой.

– Какой смысл был вложен в эти одинаковые слова и с какой интонацией они были произнесены?

«Ходом шахматного коня»




Перед вами слова, которые в таком порядке не выражают никакой мысли. Их можно прочесть ходом шахматного коня, начиная со слова «Если».

«Восстанови стихотворные строки»

1. «Вещий Олег пирует с дружиною при веселом звоне стакана».

2. «И молва стала трезвонить: пропала царская дочка!».

3. «В тот день враг изведал немало, что значит русский удалый бой, наш рукопашный бой!..».

4. «По крутой горной тропинке шел домой черный барашек и на горбатом мостике повстречался с белым братом».

III. Формулирование учащимися основных положений о роли интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении.

Домашнее задание: ответить на вопросы:

1. Объясните термин «словосочетание».

2. Легко ли различить слово и словосочетание на слух? Приведите примеры.

3. Почему слово изучается в лексикологии и морфологии, а словосочетание – в синтаксисе?

4. Подготовить сообщение «Порядок слов как языковое средство связи между предложениями в тексте».

Уроки 3–4. Слова. Сочетания слов.

Словосочетания

I. Работа по группам.

1. Создание проектов за определенное время с использованием графического обозначения темы.

I группа – «Слова»,

II группа – «Сочетания слов»,

III группа – «Словосочетания».

2. Защита проектов с выполнением требований к устной речи:

– Кто высказался (краткая характеристика);

– Построение устного выступления: вступление, основная часть, вывод.



II. Составление вопросов для будущего семинара.

– Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?

– Можно ли соединять любое слово с любым? Почему?

– Как объединить слова в одно словосочетание?

– Всякое ли объединение знаменательных слов образует непременно словосочетание, не может ли при этом возникнуть что-нибудь другое?

– Каков порядок слов в словосочетании, если оно еще не включено в предложение?

– Лексическое значение словосочетания. В чем оно состоит?

– От чего зависит лексическая сочетаемость слов?



III. Выработка основных правил лексической сочетаемости слов.

П р а в и л о 1: соединяться в словосочетание могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

П р а в и л о 2: необходимо учитывать особенности лексических значений слов.

П р а в и л о 3: соединяя слова, надо помнить о языковых традициях.



IV. Работа со словарем.

I группа – «Слитно или раздельно?» / сост. Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая, – М.: Русский язык, 1982.

высоко образованный – высокообразованный

вечно зеленый – вечнозеленый

– Почему возникают такие орфографические трудности?



II группа – «Учебный словарь сочетаемости слов русского языка» / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина – М, 1987.

– Почему такой словарь помогает избежать ошибок, определяемых как «лексическая несочетаемость»?



III группа – «Словарь литературоведческих терминов» / под ред. А. И. Тимофеева, С. В. Тураева – М., 1978.

– Когда могут возникнуть словосочетания не по незнанию законов сочетаемости слов, а как своеобразный стилистический прием? Как он называется в русском языке, а как в литературе? (Переносное значение – олицетворение.)



V. Составление рассказа.

Устно составьте рассказ, ответив на данные вопросы. К какому стилю будет относиться ваш рассказ?

– В чем сходство словосочетания и слова?

– Чем отличается словосочетание от слова?

– В чем заключается различие между словосочетанием и предложением?

Домашнее задание:

1. Представьте разными окружностями зависимость слов в словосочетаниях, связанных способом согласования.

2. Найдите словосочетания, грамматическое значение которых указывает на предмет и его признак в стихотворении «Черемуха» С. Есенина.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

– Какие из этих словосочетаний следует отнести к стилю художественной литературы?



Раздел II. Основные виды подчинения

Урок 5. Согласование

I. Беседа с привлечением ответов учащихся на первый вопрос домашнего задания.

Учащиеся обозначили зависимость «зависимого слова» от «главного слова» разными окружностями:





зависимость в падеже – штрихованная линия;

зависимость в числе – штрих-пунктирная линия;

зависимость в роде – пунктирная линия.


– А как графически представить согласование, когда имя существительное стоит во множественном числе? (Оно не имеет формы рода во множественном числе.)


II. Практическая работа.

– Определите место зависимого слова. (Прямой или обратный порядок слов.)

– Всегда ли так происходит? Вспомните надписи в гастрономе: «сельдь атлантическая», «грибы маринованные», «сухари дорожные»; в ботаническом саду: «сосна крымская», «береза обыкновенная», «кедр гималайский».

– Определите средство связи при согласовании. Есть ли еще другие средства связи у согласования? Почему окончание прочно связывает главное слово с зависимым? (Двойная связь – падеж, число; тройная связь – падеж, число, род.)



III. Закрепление знаний учащихся о прямом и обратном порядке слов.

Левитан, Шишкин, Поленов…

– Знаете ли вы картины этих художников? Назовите их.

(«Лесные дали», «Корабельная роща» Шишкина И.;

«Золотая осень», «Вечерний звон» Левитана И.;

«Заросший пруд», «Бабушкин сад» Поленова В.)

– Какие определительные отношения выражают эти словосочетания? Составьте с данными словосочетаниями предложения.



Домашнее задание:

1. Представьте графически связь слов в словосочетаниях, связанных способом управления.

2. Составьте как можно больше словосочетаний, связанных управлением.

Глагол + Р. п. существительного без предлога.

Глагол + Р. п. существительного с предлогом.

Глагол + Д. п. существительного без предлога.

Глагол + Д. п. существительного с предлогом к.

Глагол + В. п. существительного с предлогом на.

Глагол + Т. п. существительного без предлога.

Глагол + Т. п. существительного с предлогом с.

Глагол + П. п. существительного с предлогом в.

Существительное + существительное в Д. п. с предлогом к.

Прилагательное + существительное в Д. п. с предлогом к.

Урок 6. управление

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

1. Представьте управление в форме схемы (рисунка).





Ребята определили, что зависимое слово всегда стоит после главного. Таков порядок слов при управлении.

Управление в форме рисунка можно представить так: глагол управляет падежными формами имен существительных подобно регулировщику, который на шумном перекрестке управляет движением.





2. Рассмотрите рисунок. Какой падеж отсутствует среди управляемых?

3. Сделайте вывод.

– Что такое двойное управление?

– Назовите средства связи при управлении?

– Всегда ли глагол бывает в роли главного слова? (Может быть любая знаменательная часть речи, однако не всегда и не одинаково часто.)


– Назовите виды синтаксических отношений, выражаемые словосочетаниями с согласованием и управлением. (Объективные, субъективные, обстоятельственные и определительные.) Чем объяснить такое многообразие синтаксических отношений? (Возможностями главных слов и многообразием падежных значений управляемых слов.)

II. Практическая работа «Расшифруй запись».

– На доске записаны начальные буквы двух падежей без предлога и с предлогом. Запишите глагол, управляющий двумя именами существительными в обозначенных падежах.

ДТ (помочь другу советом)

ВТ (порадовать отца «пятеркой»)

ДВ (предложить соседу помощь)

ДР (налить коту молока)

Д о П (рассказать друзьям о поездке)

В без Р (перевески текст без словаря)



Домашнее задание:

1. Можно ли в примыкании соединить любое слово с любым? Что принимается во внимание?

2. Присоедините зависимое слово к любому из двух, стоящих в скобках:

громко (смотреть, говорить);

чрезвычайно (вчера, интересно);

рысью (смех, езда).



Урок 7. примыкание

I. Беседа по вопросам домашнего задания.



– Как схематично вы представите связь зависимого слова с главным?

– Всегда ли составная часть словосочетания состоит из слова?



II. Практическая работа.

1. Рассмотрите рисунок. Дайте ему название и охарактеризуйте составленное словосочетание по таким признакам:

1) Именное оно, глагольное или наречное?



2) Какая часть речи выступает в роли зависимого слова?

3) Какой вид подчинительной связи использован?

4) Какое грамматическое значение имеет словосочетание (какие синтаксические отношения выражены в нем)?


2. Определите, по какому принципу сгруппированы данные словосочетания. Найдите в каждой группе ошибочно отнесенные к ней словосочетания.

1) Глубокий по содержанию, вредный для здоровья, горький на вкус, высокий ростом, богатый пшеницей, полка для книг, оригинальный по форме.

2) Участвовать в работе, надеяться на успех, решать задачу, верить в победу, нарушение правил, разобраться в вопросе, быстро ходить, остановиться на достигнутом.

3) Начало весны, платье в горошек, чтение книг, печальное известие, портфель из кожи.

Домашнее задание:

1. Выпишите основные вопросы по теме «Виды подчинения» для семинара. Запишите свои.

2. Подготовьте занимательные вопросы и задания к семинару «Как вы думаете?».

Уроки 8–9. основные виды подчинения

(Семинар)

I. Работа в группах.

II. Практическая работа по составленным учащимися вопросам и заданиям.

– Какая часть речи в И. и В. падежах управляет именем существительным, а в остальных падежах согласуется с ним?

– Может ли глагол согласовываться с именем существительным в роде?

– Какой тип связи слов нарушен в следующих стихотворных строчках: «Мы жили в одиночестве века под странным небом, по-ночному грозном»?

– Может ли имя существительное управлять другим именем существительным, требуя Т. падежа? Приведите примеры.

– Известно, что прилагательное может управлять существительным без предлога (достойный уважения) и с предлогом (бледный от волнения). Попытайтесь подобрать зависимые существительные к прилагательным: готовый, близкий, далекий, годный, важный, мокрый, привычный, похожий…

– В словосочетаниях бесстрашный в бою солдат, влажная от росы земля, свободное от занятий время прилагательные являются в одно и то же время подчиненными и подчиняющими. Подберите еще несколько таких примеров, используя прилагательные: полезный, вредный, удобный…

– Сколько вопросов можно поставить от глагола к словам предложения: «Ученика премировали за отличную учебу грамотой»?

– Какие виды связи лежат в основе образования следующих слов: западносибирский, североамериканский, громкоговоритель, сталелитейный, быстроходный, черноземный?

– Какие виды связи характерны для следующих фразеологизмов: золотые руки, повестка дня, идти в ногу, волчий аппетит, голубь мира, гору своротить, застать врасплох, сдержать слово, разбить вдребезги, сбить с толку?



III. Решение задачи.

– Подчиненные слова, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки, и вы прочтете в выделенной вертикальной строке название вида связи между словами.





Домашнее задание:

Составить таблицу «Типы предложений».



Раздел III. простое предложение

Урок 10. типы предложений. общие сведения

I. Беседа с использованием составленной учащимися таблицы.

Простые предложения

Сложные предложения

Односоставные предложения

Союзные

Бессоюзные

Со сказуемым

С подлежащим

1. Определенно-личные (примеры)

2. Неопределенно-личные (примеры)

3. Безличные (примеры)

4. Обобщенно-личные (примеры)



Назывные

1. Сложносочиненные предложения

(примеры)

2. Сложноподчиненные предложения

(примеры)



Бессоюзные сложные предложения

(примеры)



Двусоставные предложения (примеры)

Полные как односоставные, так и двусоставные.

Распространенные



Неполные как односоставные, так и двусоставные.

Нераспространенные



– Почему невозможно предложение без грамматической основы?

II. Практическая работа.

– Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что я знаю о предложении?».

– Определите стиль. Найдите односоставные предложения, определите тип.

– Найдите сложные предложения, определите их вид.

– Выпишите словосочетания различных видов связи, сделайте их синтаксический разбор. (Порядок разбора нужно вспомнить.)

III. Вывод.

– Всегда ли простые предложения могут образовать сложные? Докажите свое мнение.



Домашнее задание:

1. Напишите сочинение-миниатюру «Главные члены предложения».

2. Какой из главных членов предложения важнее?

3. Найдите главный член предложения в предложении: «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха». Чем они выражены?


ресурсный материал к уроку

Однажды в театральной гостиной собрались ведущие актеры труппы: имена Существительные, Прилагательные, Числительные, Местоимения, Глаголы (в том числе Причастия и Деепричастия) и Наречия. Частям речи было известно, что сегодня состоится распределение двух главных ролей в пьесе «Это непростое простое предложение», что будут назначены не только основные исполнители, но и их дублеры, и что, наконец, у режиссера Грамматики есть на этот счет свои соображения. Все оживленно обсуждали предстоящее распределение ролей, но уважительно затихли, когда в гостиную вошла Грамматика. Началось чтение пьесы. Когда оно было закончено, слово взял режиссер.

– Друзья, – сказала Грамматика, – в новой пьесе две главных роли: это Подлежащее и Сказуемое, образующие грамматическую основу предложения. Я думаю, вам интересно услышать о характере этих действующих лиц. Для того чтобы определить исполнителя роли, надо знать ее особенности и учесть возможности актера, претендующего на нее.

Первым в списке действующих лиц (главных и второстепенных членов предложения) стоит Подлежащее. И не случайно. Подлежащее обозначает предмет речи – то, о чем говорится в предложении, и поэтому является своеобразным хозяином предложения. К голосу его прислушивается второй главный член предложения – Сказуемое, его непосредственный подчиненный.

Мне кажется, роль Подлежащего следует предложить именам Существительным. Мы знаем, что эти слова называют предмет в широком смысле слова (жизнь, правда, свобода, школа, человек, птица) и они смогут выразить характерные признаки предмета речи. Как думают об этом сами Существительные?

После короткой паузы раздался голос одного из актеров:

– Роль независимого главного члена предложения весьма почетна и ответственна. Мы благодарим за доверие и попытаемся сыграть роль Подлежащего, используя свою начальную форму – именительный падеж. Если товарищи не возражают.

– Конечно, не возражаем, – ответил за всех Глагол. – Своеобразие именительного падежа Существительного весьма соответствует предложенной роли. Пусть играют.

– Значит, основного исполнителя роли Подлежащего мы нашли, – продолжала Грамматика. – В подтверждение правильности нашего решения приведу очень интересную и точную характеристику имен Существительных: «В нашем изменчивом мире именно имена существительные фиксируют нечто постоянное и устойчивое в непрерывном вихре событий, именно им принадлежит роль точек отсчета в наших представлениях об окружающей действительности». А ведь Подлежащее – это, по сути дела, тоже точка отсчета в предложении. Значит, Существительному и играть эту роль.

– Вношу уточнение, – все повернули голову к Местоимению. – Прошу назначить основными исполнителями роли Подлежащего и нас. Не сочтите это нескромным – я просто учитываю и трезво оцениваю наши деловые качества: если имя Существительное называет предмет, то Местоимение указывает на него (он, я, ты, мы, вы, они и т. д.).

– Смело! Верно! – поддержали Местоимение Части речи. И режиссер согласился с тем, что в ряде сцен Местоимение сможет сыграть роль Подлежащего.

– Однако, друзья, – продолжал режиссер, – и другие Части речи должны быть готовы к исполнению роли Подлежащего. Дублерами основных артистов назначаются Прилагательное, Числительное, Наречие, а также формы глагола – Причастие и Инфинитив. Хотя таких случаев в тексте немного, однако вы знаете, что в хорошем спектакле даже эпизодическая роль должна быть сыграна отлично. Прошу еще раз прочитать текст пьесы. Обратите внимание на те эпизоды, где понадобятся усилия дублеров.

Текст был внимательно прочитан, и Части речи отрепетировали такие предложения:

Стойкий всегда побеждает.

Встретить друга – большая радость.

Сегодня не похоже на вчера.

Провожающие стояли у вагона.

Тем временем режиссер снова перелистал пьесу и озабоченно заметил:

– Хотя в основном мы определили артистов на роль Подлежащего, но следует иметь в виду вот еще что: иногда для исполнения этой главной роли понадобятся не слова, а словосочетания. По силам ли нам это?

– Конечно! По силам! Справимся! – зашумели Части речи. – Ведь мы можем образовать такие словосочетания, которые в предложении будут служить одним его членом, в том числе и Подлежащим. Взять хотя бы цельные словосочетания (два товарища, брат с сестрой) или фразеологические обороты (стреляный воробей, анютины глазки). Об этом мы договорились раньше. Так что все будет в порядке.

– Вот и прекрасно, – заключила Грамматика. – На этом закончим разговор о роли Подлежащего. Надеюсь, что и определение исполнителей роли Сказуемого у нас пройдет так же организованно. Впрочем, разговор предстоит серьезный.

(Был объявлен перерыв.)

Сообщение учащегося на тему «Рассказ о сказуемом (длинный и особенно важный)».

– Итак, друзья, исполнителя на роль простого Сказуемого мы нашли быстро: Глагол прекрасно с нею справится. Сложнее будет с составным Сказуемым. Но, конечно, Части речи способны сыграть и эту роль, только нужно внимательно рассмотреть наши возможности.

Вот составное глагольное Сказуемое. Понятно, что лексическое значение такого Сказуемого выражает Глагол. И для этого достаточно неизменяемой формы глагола. Я думаю, что наш почтенный Инфинитив согласится на эту роль.

– Не стану возражать, – ответил Инфинитив.

– Договорились. А кто же возьмет на себя обязанность выражать грамматическое значение Сказуемого и связываться с Подлежащим?

– Мы уже обсудили это во время перерыва, – сказал неизменно спокойный Инфинитив. – Вместе со мной в составном глагольном Сказуемом будут работать вспомогательные Глаголы, с которыми мы познакомились еще на уровне словосочетания. Мы примыкаем к спрягаемым Глаголам (уметь рисовать, продолжать путешествовать), а они в предложении будут согласовываться с Подлежащим и выражать все свойственные Сказуемому грамматические значения: Я умею рисовать. Брат продолжает путешествовать.

– Однако следует внести уточнения, – поднялся вспомогательный Глагол. – Мы признаем, что носителем лексического значения в составном глагольном Сказуемом является Инфинитив. Но вспомогательные Глаголы могут выражать особое лексическое значение: например, глаголы начать, продолжать, закончить обозначают фазы действия (нас ученые так и называют – «фазисные глаголы»), а глаголы хотеть, желать, мочь и другие указывают на отношение к действительности. Вот и получается, что мы, вспомогательные Глаголы, вносим некоторые дополнения в лексическое значение Сказуемого. Ведь не случайно составное глагольное Сказуемое подчас можно заменить синонимичным ему простым: начать петь – запеть, закончить строить – построить.

– Уточнение принято, – сказал режиссер. – Переходим…

– Мы, извините, должны сделать еще одно уточнение, – поднялось краткое имя Прилагательное. – Всем известно, что мы, как говорится, работать горазды и в случае необходимости рады помочь вспомогательным Глаголам в их хлопотной службе. Если глубокоуважаемая Грамматика считает, что мы способны выполнить функцию вспомогательного Глагола, то мы готовы сыграть эту роль.

– Я думаю, – ответила Грамматика, помолчав, – что краткие Прилагательные, а именно такие, как рад, горазд, должен, способен, готов, вполне могут служить при Инфинитиве вспомогательным словом, о чем свидетельствует и само выступление нашего коллеги. Только вот что: для образования форм наклонения и времени и для прочной связи с Подлежащим в таких Сказуемых понадобится Глагол быть.

– А я всегда был готов помочь товарищам, – сказал Глагол быть, – и буду рад сотрудничать с краткими именами Прилагательными.

– Так. Теперь мы, кажется, учли все особенности составного глагольного Сказуемого, – заключила Грамматика. – Перейдем к обсуждению роли составного именного Сказуемого. Снова вопрос ставится так: кто будет исполнять роль вспомогательного слова и кому предложить роль именной части, выражающей лексическое значение Сказуемого?

Прежде всего об именной части. Представляется бесспорным, что мы должны в качестве основных исполнителей этой роли выдвинуть Имена: Существительные, Прилагательные (полные и краткие), Числительные, а также Местоимения.

– Разумеется! Согласны! Правильно! – одобрительно зашумели Части речи.

– Считаю, что список основных исполнителей этой роли еще не закончен. В него должны быть внесены Причастия: грамматически мы во многом совпадаем с Прилагательными, – уточнило Причастие.

– Поправка принимается, – согласился режиссер. – И еще одно уточнение: здесь нам понадобятся формы именительного и творительного падежей (я, конечно, не имею в виду краткое Прилагательное, которое в современном русском языке по падежам не изменяется).

– А можно и мне попытаться исполнить роль именной части Сказуемого? – робко спросило Наречие. – В некоторых случаях я могло бы неплохо справиться с этой ролью. В пьесе есть такой эпизод: девочка примеряет в магазине пальто и говорит:

Это пальто малo.

А это пальто великo.

А вот это пальто впору.

Вы обратили внимание: в первом и втором предложениях именную часть Сказуемого выражают краткие Прилагательные малo и великo. А вот в третьем предложении эту роль должно сыграть Наречие.

– Я думаю, что ваши рассуждения убедительны, – кивнула Грамматика. – Никто не возражает?

Тогда подумаем о роли вспомогательного слова в составном именном сказуемом. Поясняю: такие слова называются глаголами-связками. Значит, эту роль следует предложить Глаголу. Мы уже убедились, друзья, что Глагол быть успешно сотрудничает с краткими именами Прилагательными, помогая им связываться с Подлежащим. Не назначить ли нам Глагол быть основным исполнителем роли глагола-связки? Вы не возражаете, коллега? – обратился режиссер к Глаголу быть. – Вы хорошо будете смотреться в этой роли, – представьте себе такие предложения: Рассказ был интересный. Он будет врачом.

– Я буду счастлив, – ответствовал Глагол быть. – Однако рассчитываю на помощь Глаголов становиться, являться, казаться (и подобных им). В отличие от меня, они еще не в состоянии совершенно отвлечься от лексического значения, однако с грамматическим заданием справятся не хуже. Вот послушайте: Дни стали короче. Ветер казался холодным. Он считался знатоком своего дела.

– В нашей помощи не сомневайтесь, – заверил один из Глаголов. – Более того, роль связки могут в некоторых случаях сыграть и те из нас, кто сохранил свое лексическое значение, например глаголы движения: Сестра приезжала радостная. Он вернулся в село инженером.

– Благодарю за инициативу, – сказала Грамматика. – На этом распределение главных ролей в пьесе «Это непростое простое предложение» будем считать, с вашего позволения, законченным. Все остальные вопросы решим в рабочем порядке – на репетиции.

Части речи весело зашумели, поднялись со своих мест и начали расходиться, оживленно обсуждая предложенные им роли.

…Ну что ж! Фантазия фантазией, а ведь и нам, дорогие ребята, пора привести в порядок свои мысли. Прочитайте помещенные ниже предложения, найдите в них подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное именное, составное глагольное) и определите, какие части речи исполняют роль главных членов предложения.

1. Нам песня строить и жить помогает. (В. Лебедев-Кумач.)

2. К славному подвигу каждый готов. (С. Маршак.)

3. И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить. (В. Лебедев-Кумач.)

4. Язык мой – друг мой. (Пословица.)

5. Храбрый пули не боится. (Пословица.)

– А теперь обратите внимание на предложения «Я буду плавать», «Я начал плавать».

Любопытно, как вы охарактеризовали в них сказуемые?

А правильный ответ такой: сказуемое буду плавать – простое, а начал плавать – составное глагольное.

– Почему?!

Определите, в каком предложении простое сказуемое, а в каком – составное.



1. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов.)

2. К отличному знанию родного языка должны стремиться все люди. (М. Исаковский.)

3. Ученики нашей школы будут участвовать в спортивном празднике.

4. Каждый человек – творец своего счастья.

Правильно: в третьем предложении сказуемое простое глагольное будут участвовать, во всех остальных предложениях сказуемые составные.

– При каких подлежащих сказуемое обязательно должно иметь при себе отрицание?

– В предложениях какого типа подлежащее без особого ущерба смыслу может стать сказуемым, а сказуемое – подлежащим?

– Могут ли быть в предложении два сказуемых-глагола одного и того же лица и числа, стоящие рядом и не разделенные запятой?

– Чем интересно в смысле выражения сказуемого предложение: «Я стал на первую попавшуюся валежину и стал переобуваться»?

– Чем отличаются в смысле выражения сказуемых следующие пары предложений?

а) Он был в комнате. Он был чем-то встревожен.

б) Она осталась верной своему слову. Она осталась после уроков с подругой в школе.

– Вспомните несколько пословиц со сказуемым, включающим сравнительную степень прилагательного.

– Составьте предложения со сказуемыми, включающими глаголы: хотеть, желать, намереваться, стараться, силиться, пробовать. Объясните, в чем общность их основного смысла?

– Приведите примеры предложений, в которых обязательно отсутствие подлежащего-местоимения.

– Что общего в следующих предложениях:

а) Как загрохочет, она опять нырк в погреб.

б) Я шагнул и – бац на землю. Шагнул – опять бац. (Гайдар.)

– Где главные члены в следующих предложениях:



1) До Львова около ста километров.

2) Охотница была до цветов, как девчонка.

3) Тут похрабрей тебя есть, и те без толку башкой в огонь не лезут.

– Какие сказуемые встретились в этих загадках (простые, составные)?





<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
749.63kb.
4 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
60.17kb.
1 стр.
Программа элективного курса по географии
527.88kb.
3 стр.
Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики 8 «А», 8 «Б» 8 «В», классы 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
156.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа элективного курса «награды в истории России»
25.77kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
Программа элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
2031.32kb.
11 стр.
Программа элективного курса по обществознанию. Глобальный мир в XXI веке Программа элективного курса по обществознанию
245.43kb.
1 стр.
Программа элективного курса «Карликовые государства Евразии»
74.8kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХI века.»
206.5kb.
1 стр.