Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ КРАЯ» для учащихся 4 классов 34 час. Идея программы Петербургское наследие, которым мы сегодня пользуемся, формировалось постепенно, каждый период истории (страница жизни) оставил свой «след». Цель программы: способствовать восприятию детьми городских объектов и уголков как «знаков», символов определенной исторической эпохи, а себя воспринимать как пользователей и хранителей богатого наследия, созданного предшествующими поколениями. Задачи программы и прогнозируемы результаты, освоения программы 1 Задачи программы «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края» и прогнозируемые результаты ее освоения (4 класс)
Содержание программы Введение Санкт-Петербург — чудесный город. Санкт-Петербург — центр Ленинградской области; крупный город России. Невские берега до основания Санкт-Петербурга. Раздел 1. НАСЛЕДИЕ СТОЛИЧНОГО ГОРОДА Тема 1. Санкт-Петербург: 1703 – 1725 гг. События, в ходе которых возник Санкт-Петербург. Крепость и ее сооружения (Петровские ворота и Петропавловский собор) — памятники началу строительства города. Значение Санкт-Петербурга для России: столица, центр кораблестроения, город-порт. Памятники, напоминающие о первоначальном значении города: Домик Петра I, Летний дворец, топонимы Троицкая площадь, Адмиралтейство. Облик нового для России города и памятные уголки города, напоминающие об этом: планировка Васильевского острова, Меншиковский дворец, Летний сад. Первые петербуржцы, их жизнь в новом городе. Праздничные традиции нового города. (*) Учебные прогулки (по выбору учащихся, родителей, учителей). (*) Тема 2. Санкт-Петербург: 1725 – 1796 гг. Санкт-Петербург – город дворцов и слобод в середине ХУ111 в. Памятники: Зимний дворец, Смольный собор, Владимирская церковь. Облик Петербурга в конце ХУ111 в. Памятники эпохи: Медный всадник, жилые дома и общественные здания (отбор объектов по усмотрению учителя), Дворцовая набережная, каменные мосты, чугунные решетки (отбор объектов по усмотрению учителя). Значение города как центра просвещения и художественной культуры. Эрмитаж – первый в России музей художественной культуры. Эрмитажный театр – здание бывшего придворного театра. (*) Памятник на площади Островского — памятник Екатерине II, государственным деятелям и деятелям культуры. Жизнь петербуржцев: придворных и рядовых. Таврический дворец — памятник дворянской культуре. Праздничные традиции. (*) Учебные прогулки (по выбору учащихся, родителей, учителей. Тема 3. Санкт-Петербург: 1801 – 1861 гг. Санкт-Петербург – «зеркало» российской истории: памятники Отечественной войны 1812 г. (Нарвские ворота, Александровская колонна); памятники, посвященные первым в России железным дорогам (макет паровоза на Витебском вокзале, Московский вокзал). Празднование 100-летнего юбилея города. Облик столицы – города ансамблей: Адмиралтейство, Дворцовая площадь, площадь Декабристов (Сенатская); мосты, гранитные набережные, скульптура, решетки (отбор объектов по усмотрению учителя); * Невский проспект. Жизнь петербуржцев – представителей разных слоев населения. Памятники знаменитым петербуржцам – А. С. Пушкину, И. А. Крылову, К. И. Росси (по усмотрению учителя могут быть введены другие фамилии). (*) Учебные прогулки (по выбору учащихся, родителей, учителей).
Многоликий Петербург: блистательный центр (ансамбли и Адмиралтейский сад с фонтаном, Адмиралтейская набережная, Каменноостровский проспект, Петровская набережная, доходные дома, * Невский проспект) и рабочие окраины. Значение Петербурга для России – центр экономики, образования, просвещения, художественной культуры. Памятники, напоминающие об этом: торговый порт на Гутуевском острове, заводы, вокзалы, торговые фирмы, банки, высшие учебные заведения, (отбор объектов по усмотрению учителя), Русский музей, Этнографический музей, Новый Эрмитаж, Артиллерийский музей, Мариинский театр. Повседневная жизнь горожан в доходных домах, в рабочих кварталах. Развлечения, отдых, праздники петербуржцев. Изменение быта горожан: первая в Петербурге электростанция, первая в России водонапорная станция. Знаменитые петербуржцы: Н. А. Некрасов, Н. А. Римский-Корсаков, И. Е. Репин (по усмотрению учителя могут быть введены другие фамилии). Основные события и памятники этим событиям: 200-летний юбилей города, революционные события 1905 г., первая мировая война, Февральская революция. (*) Учебная прогулка (по выбору детей, родителей, учителей).
Важнейшие события: Октябрь 1917 года, гражданская война, перенесение столицы в Москву, восстановление города, его переименование в Ленинград, репрессии. Памятники этим событиям: Смольный, Аврора, Марсово поле, памятник Ленину около Смольного, камень-памятник на Троицкой площади (по усмотрению учителя могут быть введены иные объекты). Изменения в облике старинного центра города: изменения в названиях улиц, площадей, появление светофоров, нового транспорта, изменение вывесок и реклам. Облик новых районов (отбор объектов по усмотрению учителя). * Проспект 25 Октября – Невский проспект. Ленинградцы: особенности формирования состава населения, поведение горожан. Возможности, предоставляемые городом для его жителей: образование, трудоустройство, досуг. Повседневный быт ленинградцев. Праздники в городе. Знаменитые ленинградцы: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Г. И. Уланова, Л. А. Ильин (по усмотрению учителя могут быть введены другие фамилии).
Ленинград в первые недели войны (мобилизация, облик города). Ленинградская битва. Жизнь в блокадном Ленинграде. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде (отбор объектов по усмотрению учителя). Знаменитые ленинградцы: Д. Шостакович, О. Берггольц, Т. Савичева (по усмотрению учителя могут быть введены и другие имена). (*) Учебная прогулка (по выбору детей, родителей, учителя).
События тех лет: празднование 250-летия города, полет Юрия Гагарина в космос и другие события, важные для страны, города, горожан (отбор по усмотрению учителя). Облик города: центр и новые районы (отбор объектов по усмотрению учителя). * Невский проспект. Жизнь ленинградцев: дедушек и бабушек, родителей современных школьников (повседневная жизнь, быт, развлечения и отдых). Знаменитые ленинградцы: М. К. Аникушин, Д. А. Гранин, Г. А. Товстоногов, А. Б. Фрейндлих (по усмотрению учителя могут быть введены другие фамилии). (*) Учебная прогулка (по выбору детей, родителей, учителя). РАЗДЕЛ 3. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ. Тема 8. Город, в котором ты живешь… Изменения в жизни страны: 12 июня 1991 года — провозглашение независимости Российской Федерации. Возвращение городу первого имени — Санкт-Петербург. Флаг и герб города. Изменения названий улиц, площадей. Основные события, свидетелем которых был ребенок (отбор по усмотрению учителя). Изменения в облике центра города, района, в котором находится школа, живет ребенок (отбор объектов по усмотрению учителя). Проблемы города и горожан. Управление городом: губернатор, Законодательное собрание. Жизнь современных горожан: права и обязанности, повседневная жизнь, развлечения и отдых. Петербуржцы — создатели, хранители и разрушители наследия города. Знаменитые петербуржцы: Ж. И. Алферов — лауреат Нобелевской премии, Д. С. Лихачев — всемирно известный ученый, первый почетный гражданин нашего города (по усмотрению учителя могут быть введены фамилии других известных петербуржцев, в том числе Почетных граждан). (*) Учебная прогулка (по выбору детей, родителей, учителя). Повторение и обобщение. Учебник, допущенный к использованию исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию Ермолаева Л. К., Лебедева И. М., Захваткина И. 3., Шейко Н. Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края. – СПб., СМИО Пресс, 2006. Справочники для учителей и родителей
Дополнительная литература для учащихся:
1 См. таблицу 2 Контрольно-измерительные материалы по проверке качества обучения в виде диагностических и тестовых заданий имеются в учебнике «Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края» / авторы Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева, И. З. Захваткина, Н. Г. Шейко. – СПб., СМИО Пресс, 2006, с. 167 - 170. Исходя из указанных требований и познавательных возможностей учащихся конкретного класса, учитель вправе составить собственные итоговые задания. Смотрите также: Программа «санкт-петербург. Страницы жизни края»
110.32kb.
1 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3773.97kb.
37 стр.
Инструкция по форматированию (полная в приложении) 8 шаблон разметки 10 Правило нижней границы страницы 10 Блоки сценария 10
771.1kb.
19 стр.
Программа санкт-Петербург 2013 Организаторы
177.73kb.
1 стр.
Проблемы здоровья
3706.95kb.
17 стр.
Проблемы здоровья
3674.46kb.
17 стр.
Санкт-Петербург – северная юридическая столица 28 -30 мая 2010, Санкт-Петербург
53.16kb.
1 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3553.76kb.
20 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3798.83kb.
24 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3357.05kb.
28 стр.
Проблемы здоровья и экологии
3739.46kb.
28 стр.
Санкт-петербург хябярляри 46.11kb.
1 стр.
|