Главная
страница 1
(ПРИЛОЖЕНИЕ)

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения



План:

1. Сущность дифференциального подхода.

2. Рациональные критерии дифференциации.

3. Осуществление дифференциально-группового подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса:

– подготовительная работа к усвоению нового материала;

– объяснение нового материала;

– закрепление знаний и формирование умений и навыков;

– домашнее задание;

– итоговый контроль.

4. Заключение.


1. Сущность дифференциального подхода.

Осуществление дифференциального подхода приобретает особое значение в обучении, так как одной из существенных особенностей учащихся является их разнородность по:

– мотивам учения;

– познавательным интересам;

– пробелам в знаниях;

– уровню предшествующих знаний;

– работоспособности;

– общей способности к учению;

– уровню умения работать самостоятельно;

– особенностям мыслительной деятельности, (и т.д.)

Однако не всегда учитель может ориентироваться на весьма ограниченное число признаков, которые являются доминирующими. Непременным условием организации систематического дифференцированного подхода является определение уровня знаний, умений, навыков у всех учащихся.

Первое определение уровня знаний целесообразно проводить в начале года, на этапе корректирующего повторения. Можно предложить учащимся специально разработанные задания, предусматривающие выявление знаний по программе предшествующего года.

В результате производится ПЕРВИЧНОЕ распределение учащихся на группы.

В дальнейшем состав групп систематически корректируется на основе анализа результатов текущей проверки знаний, что позволяет учащимся быть в курсе, насколько успешно они овладевают знаниями и стимулирует в учебной работе.

2. Рациональные критерии дифференциации учащихся.

Для практического осуществления дифференциального подхода важно решить вопрос о количестве и составе групп:

А) В зависимости от типа высшей нервной системы – 4 группы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

Б) В зависимости от уровня знаний, умений, навыков – 3 группы (сильные, средние, слабые).

Чаще всего удается учитывать интересы только двух групп слабой и (сильной) средней.

Таким образом, деление учащихся на условные группы является реальным средством совершенствования учебного процесса.

Однако в ходе учебного процесса возможна дифференциация учащихся на большее количество групп. Это зависит от конкретного состава группы (класса), а так же от ситуаций, возникающих в процессе обучения, которые иногда невозможно предусмотреть заранее.

Организация дифференцированного обучения неразрывно связана с определенными требованиями к подвижности состава учащихся в выделенных группах.

Можно выделить наиболее существенные особенности, связанные с обучением, которые помогут индивидуализировать работу с учащимися:

1) полное отсутствие умений организовать самостоятельную работу;

2) большой перерыв в учебе;

3) слабая память, недостаток внимания;

4) сложное семейное положение;

5) исключительный интерес к предмету.


3. Осуществление дифференциально-группового подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса.

Этап обучения





Слабая группа


Сильная (средняя) группа


Дополнения


А) подготовительная работа к усвоению нового материала

1. Консультация (аналогичный материал и несколько простых практических заданий), т.е. подготовка к овладению знаниями и умениями.

2. Домашнее задание:

предварительное чтение

материала, планируемого к изучению;

может быть практическое задание для отработки понятий, правил,

практических умений, на базе которых должна усваиваться новая тема.



1. Самостоятельная работа (постановка задачи; установление связей с другими темами);

2. Домашнее задание более объемно, содержательно.



1. Создание у всех учащихся базы, необходимой для успешной работы над очередной темой.

2. «Выравнивание» знаний.



Б) объяснение нового материала

1. Разбивка материала на мелкие части;

уделение значительного времени при вычленении и обработке каждого из признаков изучаемого предмета;

3. Постоянный контроль.


1. Самостоятельная работа по углублению и изучению материала.

2. Четкое выделение каждого понятия; затем совокупность и взаимосвязь – выработка умения самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.



1. Изложение нового материала.

В) закрепление знаний

формирование умений

навыков.

1. дифференциация заданий

2. дифференциация объема и количества.

3. различные условия работы:

– мера помощи учителя;
– заранее разработанные инструкции;

Облегченные задания (найди ответ в параграфе, выдели главную мысль абзаца и т.д.)


Работа в замедленном темпе при заранее ограниченном объеме материала.

Непосредственный контроль


Подробнейшие инструкции

(«пошаговые», конкретными примерами)


Задания на применение новых знаний; упражнения, вопросы на базе нового материала.


Поставлена цель выполнить как можно больший объем задания, чтобы отработать практические навыки до «автоматизма» и подойти к общим выводам самостоятельно.

Контроль поэтапный


Дан алгоритм (или перечислены основные операции).

– разнообразная работа в

группах;

– существует возможность

выбора, в какой группе

работать.


Недостаток: неодинаковое

руководство группами в ходе урока.

Задания аналогичные по трудности


Г) домашнее задание

– типовые задания (аналогичные выполнены на уроке);

дополнительные задания для

ликвидации пробелов в

знаниях, задания на восстановление утраченных умений и навыков.

Однако необходимо не перегружать учащихся, что может вызвать отрицательную реакцию.

Поэтому отбирать нужно необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях.




– усложнение задания не только с применением практических знаний, но и использование теоретического материала, творчества;

– задания, требуемые

рассуждений и анализа;

– чтение дополнительной

литературы, что

способствует расширению кругозора учащихся;

– выделение связей с другими темами и предметами.



– предлагается выполнять

одинаковые по содержанию, но различные по объему и срокам выполнения; могут быть предложены необязательные задания, рассчитанные на длительный срок исполнения (сочинить, составить...)




Д) итоговый контроль


– небольшая по объему глубине (только базис);
– возможность использовать образцы, схемы, учебник;
– в самом крайнем случае (если учащийся совсем не знает, что делать, учитель может дать наводящие вопросы.


Задания сложные,

требующие хорошего знания

теории, межпредметных

знаний;


– использование

вспомогательного материала

нежелательно;
полная самостоятельность при выполнении контрольной

работы.



– дифференциация заданий по

сложности;

– дифференциация количества

заданий;


– дифференциация условий работы (возможность использования дополнительного материала, помощь учителя.




4. Заключение

1. Систематическое осуществление дифференцированного подхода предполагает, что он в той или иной мере должен иметь место во всех звеньях учебного процесса.

2. Однако уровень выявленных знаний, послуживших критерием дифференциации, характерен только для конкретного и довольно краткого отрезка времени. Кроме того, проверка не охватывает важных для характеристики личностных качеств, таких, как темп, обучаемость, работоспособность.

Уточнение состава групп требует определенных, соответствующих данному этапу обучения заданий и организации очередной проверки знаний, умений и навыков.

Возникает противоречие: состав групп находится в постоянном движении, а практическое осуществление дифференцированного подхода требует определенной стабильности групп.

Поэтому создаются стабильные по составу группы на определенный срок, несколько раз в течение года может быть произведено перераспределение на основе проверочных и итоговых работ по теме.

3. Наличие групп позволяет учащимся верно оценивать себя на пути усвоения нового материала, стимулирует переход в другую группу.

Учитель в свою очередь получает возможность создать благоприятные условия для организации работы при изучении материала.

Индивидуальный подход в процессе обучения план




План


1. Распространенные типы учащихся, требующие индивидуального подхода:

– «слабые» ученики;

– «сильные»;

– часто пропускающие занятия (по болезни, из-за низкой мотивации учения и т.п.)


2. Организация индивидуальной работы:

– при закреплении пройденного;

– домашняя и дополнительная работа;

– объем работы;

– оценивание работы и контроль; при изучении нового материала.
3. Заключение.
Таблица № 1 типы учащихся

Тип учащегося




Характеристика типа


1. «Слабые»

– существенная утрата знании, умении и навыков или их отсутствие;

– отсутствие умений организовывать свою учебную, особенно, самостоятельную работу;

– пассивность на уроке при изучении нового материала, т.к. совершенно не готовы к полноценному участию;

– быстрая утомляемость;

– слабая память;

– невнимательность.




2. «Сильные»

– хорошее состояние знаний;

– достаточное умение работать самостоятельно;

– высокая активность при восприятии учебного материала;

– стремление приобрести знания и навыки;

– хорошая память.


3. Часто занятия пропускающие занятия

– учатся и работают;

– болеющие;

– не желают учиться;

– неблагоприятная обстановка в семье.




Таблица № 2. Организация индивидуальной работы



Этап и объем работы





«Слабые»


«Сильные»


Закрепление пройденного материала


1. Выполнение упражнений в классе;

2. сознательность при выполнении заданий;

3. соответствующий «инструктаж» в письменной или устной форме;

4. внимательное наблюдение за работой со стороны учителя;

5. частое контролирование результатов деятельности.


1. Самостоятельная работа;

2. усложненность заданий;

3. увеличение объема работы;

4. Общий «инструктаж».




Изучение нового материала


1. Повторение того материала, без которого невозможно понимание новой темы;

2. предварительное ознакомление;

3. повторное объяснение;

4. работа над отдельными, наиболее трудными разделами нового материала;

5. четкая алгоритмизация.


1. Привлекать к изложению нового материала или какой-то его части, предварительно дав соответствующее задание и проверив его выполнение; участие ученика в объяснении нового материала полезно для него самого и оживляет работу группы;

2. Если материал несложен, то можно предложить самостоятельную работу по изучению темы; Выделение основных положений.

3. Самостоятельное написание алгоритма.


Домашняя и

дополнительная работа



1. Некоторое сокращение количества однотипных заданий по новому материалу и за счет этого давать другие задания по пройденному материалу. Так целесообразно поступать, когда изученный ранее материал тесно связан с новой темой и его восстановление в памяти способствует сознательному выполнению всего задания в целом;

2. можно упражнения по повторению дать дополнительно;

3. работа по образцу.


1. Помимо общего задания предлагается дополнительная работа;

2. задания и упражнения повышенной трудности;

3. чтение дополнительной литературы.


Объем работы

1. Ограничиваться при закреплении каждого конкретного упражнения минимумом упражнений;

2. сочетание заданий по новой теме с отработкой изученного материала;

3. простейшие задания;

4. увеличение сложности, объема заданий должно идти постепенно, в строгом соответствии с успехами.



1. Усложнение заданий или увеличение количества;

2. более проблемные задания;

3. нахождения рационального способа;

4. самопроверка.




Оценивание и контроль

1. Требуется педагогический такт;

2. гибкое использование оценок при текущей проверке;

3. оценка должна отражать усердие учащегося, успешность его продвижения по пути постепенного овладения материалом;

4. целесообразно разъяснять учащимся, какие требования предъявляет к знаниям и умениям раздела программа, что еще необходимо сделать, чтобы итоговая оценка соответствовала требованиям и была положительной.



1. Более серьезные требования к выполнению заданий;

2. знание теоретического материала и умение использовать его на практике.



Итоговый контроль

1. Расчленение вопроса на подвопросы, постепенно выясняя усвоение основных положений; что позволяет четко представлять, на каком этапе овладения материалом находится ученик, что предстоит доработать.

1. Укрупненный характер контроля; Сильные ученики не нуждаются в систематической проверки каждого шага. Проверять их целесообразно по большим порциям изученного материала, сразу ставя вопросы проблемного характера.



Нерегулярное посещение занятий создает трудности для учащихся и учителя. Важнейшие направления в работе с данными учащимися:

– развитие умения работать самостоятельно;

– необходимость в инструкциях «как и что должно выполняться»;

– «длительные» задания, рассчитанные на ряд уроков или на целую тему;



– ученик обязан сделать минимум.
3. Заключение.

Сложность организации индивидуального подхода к учащимся обусловлена в первую очередь тем, что указанные выше типы учащихся в чистом виде выступают редко. Чаще оказывается, что на успешность обучения конкретного учащегося накладывает существенный отпечаток не один, а несколько факторов, действующих в разных сочетаниях и пропорциях. Это предполагает разработку и осуществление вариантов методик, соответствующих особенностям каждого отдельного учащегося.


Смотрите также:
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
114.08kb.
1 стр.
Дифференцированный подход в образовательном процессе
61.7kb.
1 стр.
Интегративно-дифференцированный подход в системе непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы
703.4kb.
5 стр.
Дифференцированный подход к воспитанникам на занятиях
60.84kb.
1 стр.
Дифференцированный подход к лечению плацентарной недостаточности при гиперпролактинемии 14. 00. 01 Акушерство и гинекология
417.01kb.
2 стр.
Т. И. Самсонова – зам директора по увр, моу калачеевская сош №6, г. Калач
57kb.
1 стр.
Урок путешествие «По знаменитым местам мира»
226.13kb.
1 стр.
Групповая работа как способ организации обучения в ро
80.17kb.
1 стр.
Принципы многоагентного подкрепляющего обучения
113.15kb.
1 стр.
Аудиограмма – графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью аудиометра. Билингвизм глухих
54.46kb.
1 стр.
«Личностно ориентированный подход к учащимся на уроках математики»
895.99kb.
5 стр.
Системно-деятельностный подход при формировании компетентностей учащихся в образовательном процессе
88.86kb.
1 стр.