Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ Business Etiquette Язык (и) обучения ______русский_____________ Трудоемкость______2_______ зачетных единицы Регистрационный номер рабочей программы:
Cанкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
ОКБ-1 способен аргументировано, логически верно и содержательно ясно строить устную и письменную речь, способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; ОКБ-2 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе,способен к критическому переосмыслению своего опыта, к адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности; ОКБ-3 владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы; ОКБ-4 способен понимать значение культуры как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; ОКБ-7 способен понимать сущность и значение информации в развитии общества, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; ОКБ-8 готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, действовать в условиях гражданского общества; ПК-1 Готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности ПК-2 Готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры ПК-7 Способен разрабатывать юридические документы ПК-9 Готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ПК-11 Готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению ПК-12 Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации ПК-13 Способен толковать различные правовые акты ОКБ-13 стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения ОКБ-14 понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ОКБ-16 свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умеет создавать и редактировать тексты юридического характера, анализировать логику рассуждений и высказываний; владеет одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модуля С2) дисциплины: 10 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде консультации с элементами диалогового и интерактивного обучения; объем учебной работы за курс (освоение модулей С2) дисциплины: 18 часов; в-третьих, – активная форма самостоятельной учебной работы студентов, включая использование материалов учебно-методического комплекса Клиническое обучение (разделы Делопроизводство, Организация делового общения, Интервьюирование клиента, Консультирование клиента, Профессиональная этика, Медиация), и разработку документа, направленного на развитие профессиональной карьеры (по результатам консультаций): 2 часа. 1.7. Организация учебных занятий
По учебной дисциплине «Деловой этикет» дается описание её структуры, а также формулируются основные вопросы, рассматриваемые при изучении этой дисциплины, в соответствии с современным состоянием научного знания, современными образовательными технологиями, научно-методическим опытом разработчиков и методическими рекомендациями, утвержденными Ученым Советом факультета. Тема 1. Общая характеристика этики. Этика и право. Ценности и интересы в механизме правотворчества. (Лекция -1 час: консультации по теме для всего потока– 3 часа). Понятие этики, дифференциация по видам, взаимодействие видов как компонентов однородной системы регулирования общественных отношений. Место этики в правогенезе. Этика как ценностный аспект регулирования социального поведения. Этические нормы и юридические нормы: Сопоставительный анализ в свете знаний о действии права. Представления о свободе и ответственности, о равенстве и справедливости, о чести, достоинстве, деловой репутации о сочетании и преломлении индивидуальных, групповых, коллективных (корпоративных) и профессиональных интересов. Синхронное регулирование и диффузия этических ценностей, принципов и норм в различные части и стадии функционирования механизма правового регулирования (на примере источников права различной отраслевой принадлежности). Этические кодексы профессиональной деятельности. Нормы, регламентирующие профессиональную деятельность юриста. Конфликт интересов в регулировании трудовых отношений в условиях рыночной экономики и демократического общества. Этические конфликты, конфликты экономических интересов участников регулируемых отношений, правовые споры и механизмы их разрешения. Аморальные поступки, утрата доверия, нарушение конфиденциальности в регулировании трудовых отношений.
Деловой этикет – понятие, место и значение для обеспечения успеха профессиональной деятельности. Связь делового этикета и этики общения в профессиональной сфере. Разнообразие, культурные различия, история возникновения и развития делового этикета как вида этикетного регулирования. Основные подходы к внутренней дифференциации направлений этикетного регулирования. Деловой этикет юриста как особый вид этикета (постановка проблемы). Структура, инструментарий и механизм этикетного регулирования. Основные принципы делового этикета. Деловое общение – формы, функции и структура. Понятие и содержание делового протокола. Деловой протокол юриста. Основные компоненты делового протокола (внешний вид; организация представления и поведения (знакомство и отдельные ритуалы делового поведения, манеры); устная речь делового человека; культура делового письменного общения).
Особенности делового общения в профессиональной деятельности юриста: виды общения, группы участников общения; формы общения. Монологи, диалоги, общения в группах и коллективах. Деловые беседы – совещания, обсуждения, переговоры, публичные выступления; интервьюирование, консультирование, разъяснение юридических положений. Характеристика целей, задач, этапов организации и проведения каждой формы делового общения, общих и специфических правил и ограничений со стороны делового этикета. Публичные выступления и участие в дискуссиях как формы общения студента в образовательной деятельности (рекомендации, требования и ограничения со стороны делового этикета). Самостоятельная работа обучающихся с материалами УМК (разделы: Организация делового общения, Интервьюирование, консультирование, медиация) и источниками из списка рекомендованной литературы для подготовки к консультациям. Тема 4. Язык делового общения. (Лекция - 3 часа, консультации для всего потока – 5 часов). Стили общения, различия требований этикета к различным стилям общения. Общение вербальное и невербальное – оценка информации с позиций психологии делового общения, требования и ограничения к языку общения, предъявляемые деловым этикетом. Общие сведения об эволюции этикетных требований к беседам и переписке. Характеристика понятия и видов речевых конструктов, желательных и нежелательных с позиций делового этикета. Понятие техники юридического письма, способы её оценки с позиций делового этикета. Документ как основная форма делового общения. Виды документов в деятельности юриста. Понятие эффективного документа и гарантии эффективности, разработанные психологией делового общения, юридической техникой и деловым этикетом. Заявления, сообщения и объяснения в деловой сфере и во взаимодействии субъектов образовательной деятельности. Виды письменных обращений обучающихся к должностным лицам образовательного учреждения. Вежливость и учтивость в оформлении отдельных реквизитов делового письма.
Общие требования и направления защиты деловой информации. Государственная тайна (три категории секретности: сведения особой важности; совершенно секретные и секретные). Сохранность коммерческой тайны. Постановка грифов секретности. Регулирование допуска. Утечка информации в оценке законодательства, коммерческих рисков и делового этикета. Организация перемещения охраняемой информации с целью защиты от утечки. Персональные данные, текущие планы, сведения о конфликтных ситуациях в коллективе как охраняемые объекты (обсуждение этической стороны проблематики). Охрана договоров, заключаемых фирмой. Источники утечки информации: персонал, документы, технические средства и системы обработки информации, линии связи, по которым передается информация. Система превентивной программы дезинформации промышленных шпионов. Тема 6. Взаимодействие форм делового общения, призванных решать единые задачи. (Лекция - 1 час; – консультации для всего потока -2 часа) Общая характеристика механизма взаимодействия и взаимообусловливания различных форм делового общения. Владение деловым этикетом как гарантии успешного продвижения по карьерной лестнице. Планирование и развитие карьеры сквозь призму требований, рекомендаций и ограничений со стороны делового этикета. Поиск работы и трудоустройство (подбор делового партнера по этикетным основаниям, подготовка резюме, собеседование, оформление), первый день на работе (обстановка в офисе, организация рабочего места, перерывы и общение по неслужебным вопросам, соблюдение стандартных требований к внешнему виду, поведению, общению, работе с документами). Работа в команде, лояльность, приверженность общим интересам в пересечении экономических и этических факторов профессиональной деятельности.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем создания открытого доступа студентов к учебно-методическому комплексу Клиническое обучение (разделы Организация делового общения, делопроизводство, интервьюирование, консультирование, профессиональная этика, медиация), имеющемуся в локальной компьютерной сети юридического факультета, созданием электронного узла для общения обучающихся с преподавателем, специалистом по УМР, проведением общепоточных консультаций тематического характера, а также предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя проводится для выполнения письменного задания по темам 1, 3, 4 с целью подготовки юридического документа, сдаваемого преподавателю на проверку. Примеры заданий: I. Изучить положения Устава СПбГУ, Правил внутреннего распорядка, Правил обучения в основных образовательных программах, иных локальных актов университета, регулирующих образовательную деятельность, и составить юридическое заключение о наличии в названных актах норм, затрагивающих этическую сторону регулируемых отношений. Привести выбранные нормы с соблюдением требований к оформлению реквизитов юридических документов. Объем документа – 3 страницы. II. Составить личное резюме с целью замещения выбранной вакансии с соблюдением стандартных национальных требований общего делопроизводства, а также требований и принципов этикета к структуре резюме, стилю официального документа, его оформлению, (Предложение о вакансии приложить к резюме). Объем документа (вместе с приложением) – 3 страницы. Ш. Изучить материалы любого из сайтов, где организовано информирование и обсуждение проблем деятельности какой-либо организации. Составить Аналитический обзор состояния организации делового общения на выбранном сайте с точки зрения соблюдения (нарушений) принципов и требований делового этикета и защиты служебной информации, высказать в этичной форме рекомендации. Объем документа – 3 страницы. 2.1.3. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания (с образцом задания) Зачет по «Деловому этикету» проводится в письменной форме и представляет собой выполнение задания, состоящего из двух разделов. Кроме того, студенты в день проведения зачета сдают подготовленный в рамках самостоятельной работы документ (см. образцы заданий к самостоятельной работе – раздел 2.1.2 настоящей РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Студенты имеют право сдать документ на проверку на промежуточной аттестации. В таком случае на зачет студенты приносят оцененный в ходе промежуточной аттестации документ (в подлиннике либо в копии). Документ должен быть сдан вместе с листом письменного задания, к окончанию проведения зачета. Продолжительность проведения зачета – сорок пять минут. Описание содержания письменного задания и шкала начисляемых баллов за ответы.
За полный и правильный ответ на каждый из пяти вопросов начисляется 4 балла, за неполный (в объеме более половины корректно названных элементов) - 2 балла, при включении в перечень чуждых элементов, равно как при половине и менее половины корректно названных элементах - 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов за первый раздел – 20, минимальное – 0, число начисленных баллов будет четным.
Максимальное количество баллов – 25 Критерии оценивания: 20 – 25 баллов – правильно и полно сформулировано и описано содержание конструктивных элементов, а также – полно, но со стилистической и (или) оформительской погрешностью; 15 – 19 баллов - содержание конструктивных элементов представлено половиной или более чем третью компонентов, которые охарактеризовано безошибочно; 10 – 14 баллов – содержание конструктивных элементов представлено в объеме менее половины компонентов, которые охарактеризовано безошибочно, в остальной части ответа содержатся неточности, стилистические и (или) оформительские погрешности. 5-9 баллов - содержание конструктивных элементов представлено в объеме менее половины компонентов, которые охарактеризовано безошибочно, в остальной части содержатся грубые фактические либо логические ошибки. 1-4 балла – верно названо любое количество компонентов, но не содержится описания, нет комментариев, аргументов, выводов, рекомендаций. 0 баллов – ответ неверный (в том числе содержит подмену понятий), либо отсутствие ответа, равно как ответ, написанный нечитаемым (мелким) почерком, с перечеркиваниями, вычеркиваниями, изобилует сокращениями, не введенными в официальный профессиональный оборот, знаками, требующими прочтения текста в ином порядке против порядка написания, либо ответ любым иным образом выражающий пренебрежение обучающегося к самому содержанию этого ответа, либо к адресату (адресатам, проверяющим). Требования к ответу: Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, этических кодексов, а также дословное воспроизведение их текста не требуется. Основания для снижения оценки: Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Наличие в ответах любой юридической или фактической ошибки является основанием для снижения оценки. Оценка может быть снижена также за неточности в правильном ответе; - за отсутствие полноты ответа. Оценивание документа, выполненного в рамках самостоятельной работы и прилагаемого к письменному заданию. Документ оценивается в диапазоне от 0 до 40 баллов:
От 1 до 10 баллов - неверно оформленный (с позиции требований к дело документ (даже при корректно изложенной в нем информации); От 11 до 20 баллов – документ оформлен безупречно, информация изложена ясно и последовательно, в соответствии с целевым назначением документа, но нарушены общие принципы и (или) конкретные требования делового этикета к деловому письменному общению. От 20 до 40 баллов – содержание и оформление корректны и отвечают как принципам, так и требованиям делового этикета.
Незачет – 42 балла и менее. Зачет – -43 и более баллов. Пример задания: ____________________________________________________________ I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. 1.Назовите 5 основных требований делового этикета к речевому стилю юридического документа:___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Назовите 4 основные фазы (стадии, этапы) проведения деловых бесед ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. Назовите 4 общепринятые техники малого разговора. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Назовите 4 конструктивные основы Гарвардского метода ведения принципиальных переговоров.__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации преподавателей, допущенных к преподаванию дисциплины/проведению практики/руководству курсовой работой. При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Деловой этикет», были учтены требования к квалификации и опыту преподавателей. 2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Для преподавания настоящей учебной дисциплины (анкетирования) требуется вспомогательный персонал. 2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса не предусмотрены. 2.3. Материально-техническое обеспечение 2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет 2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования – стандартные. 2.3.3. Требования к специализированному оборудованию отсутствуют. 2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению отсутствуют. 2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов – стандартные.
1. Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., 2007 2. 3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2008. 4. Соловьев Э.А. Современный этикет. Деловой протокол. М.2010. 5. Психология и этика делового общения :учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2010. 2.4.2. Список дополнительной литературы
2.4.3. Перечень иных информационных источников: Учебно-методический комплекс «Клиническое обучение» в локальной сети юридического факультета, разделы: Организация делового общения (деловой этикет), Делопроизводство, Интервьюирование, Консультирование, Медиация, Профессиональная этика. Сайты в Интернет-сети Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы Разработчик (и) рабочей программы
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
Иные документы об оценке качества рабочей программы
Утверждение рабочей программы
Внесение изменений в рабочую программу
Смотрите также: Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette
276.36kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины сравнительное правоведение Comparative Jurisprudence Язык обучения: русский
288.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «История развития прокуратуры в России. Прокуратура зарубежных государств»
222.87kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование учебной дисциплины
285.62kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности» «International Legal Protection of Intellectual Property»
435.19kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов» 670.48kb.
3 стр.
|