Главная
страница 1страница 2страница 3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 12
Программа духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

«Радугой раскрасим детство»




Липецк 2011

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

1. Введение
Концептуальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются базовые национальные ценности российского общества с учётом культурно-исторических, социально-экономических и иных особенностей Липецкого региона, образовательного процесса МОУ гимназии № 12 г. Липецка.

Нормативно-правовой и методологической основой являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Концепция единого воспитательного пространства г. Липецка, концепция воспитательной системы «Гармония», программы внутреннего образовательного пространства гимназии.

Данная Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности гимназии, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, СМИ. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы, который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Формой организации взаимодействия поколений должна быть воспитательная деятельность. Причем ее результативность прямо связана со способностью осуществлять ее как многосубъектную, с использованием на всех уровнях управления механизмов социального партнерства, а также широким привлечением к ее выработке и реализации самих обучающихся.

Результативная воспитательная деятельность должна обеспечить обществу и государству возможности инновационного развития за счет создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, развития и эффективного использования их потенциала в интересах страны.

В настоящее время гимназисты ориентированы на позитивную деятельность, гораздо свободнее в своих устремлениях, лучше ориентируются в современном коммуникативном пространстве, готовы к освоению нового.

Общий смысл воспитательной деятельности – создание условий и стимулов для жизнедеятельности обучающихся, которые способствовали бы проявлению, развитию и реализации задатков, способностей и талантов учащихся в целях социально-экономического и политического прогресса российского общества. При этом общество, родители хотят видеть детей нравственными, ценящими свою Родину и историю, высококультурными, образованными, инновационными, предприимчивыми и здоровыми.

Изучение состояния и динамики развития воспитательного процесса в гимназии показывает, что в гимназии создана и функционирует воспитательная система «Гармония», которая охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами гимназии, вливание социальной, природной, предметно-эстетической среды в непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. В гимназии реализуется долгосрочная программа воспитания, целевые воспитательные программы внутреннего образовательного пространства: «Одаренные дети», «Симфония жизни», «Золотое сечение», «Пять шагов», «Родники здоровья», «Колокольчики детства», «Педагогический альянс». Активно подключены к воспитательному процессу органы государственно-общественного управления: Совет гимназии, Советы параллелей, Попечительский совет, общегимназический родительский комитет. Органы ученического самоуправления находятся на этапе развития. На кафедре воспитательной работы гимназии ведется экспериментальная и научно-исследовательская деятельность, предполагающая разработку, обсуждение, экспертизу новых программ, новых технологий воспитания, выполняющая консультативные, прогностические, экспертные, мониторинговые функции.

В гимназии создано и развивается единое воспитательное пространство: по совместным планам и договорным обязательствам осуществляется сотрудничество с различными учреждениями, совместная деятельность гимназического сообщества, жителей района гимназии, выпускников.

К воспитательному процессу активно привлекается информационная служба гимназии: гимназический сайт регулярно обновляется, действует сайт кафедры воспитательной работы, раз в четверть выпускается гимназическая газета «Гармония», регулярно проводятся радиогазеты и видеоновости гимназии, имеется банк медиаресурсов в организации воспитательного процесса.

В гимназии реализуется годовой круг праздников и традиционных мероприятий, используется система коллективных творческих дел, существуют гимназические традиции и символика (значок, гимн).

Одно из главных направлений предметных кафедр в гимназии – воспитательное. Осуществляется интеграция основного и дополнительного образования.
2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выделяет приоритетное направление развития современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Основываясь на преемственности и соподчинении целевых установок в области духовно-нравственного воспитания обучающихся, МОУ гимназия №12 г. Липецка выстраивает иерархию целей (данные в таблице).




Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Концепция единого воспитательного пространства г. Липецка

Обеспечение условий для подготовки человека развитого, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося творчески преобразовывать муниципальную среду в соответствии с общечеловеческими и социально-значимыми ориентирами

МОУ гимназия № 12 г. Липецка

Воспитание гармоничной, нравственной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению; адаптированной к быстроизменяющимся условиям жизни; с активной гражданской позицией.

Обеспечение условий для развития и реализации потенциала обучающихся в интересах России (максимальное развитие способностей обучающихся, их личностная, социальная самореализация, формирование идентичности гражданина России).


Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:




Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

МОУ гимназия № 12 г. Липецка

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам

  • формирование нравственного смысла учения

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата




  • обращать ум и чувства учащихся к деянию добра, к радостной готовности бороться и побеждать, формировать нравственные основы личности младшего школьника

  • формировать национальное самосознание и духовное здоровье учащихся

  • развивать память, логику, интеллект, воображение, творческое начало младших школьников

  • воспитывать у учащихся потребность к рассуждению, размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, благородство, добро, истина

  • побуждать учащихся к духовному общению, глубоким раздумьям о жизни, человеке

  • формировать первичные мировоззренческие ориентации и духовные ценности младших школьников с целью принятия правильного выбора в жизненных ситуациях

  • воспитывать чувство уважения к разнообразному труду, формировать трудовую активность младших школьников, их ответственность за полученный результат

  • формировать психологическую устойчивость к трудностям

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

  • укрепление доверия к другим людям

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России




  • воспитывать чувство уважения к прошлому своей Родины, воспитывать у младших школьников понятие истинного патриотизма

  • привить социальные нормы толерантности, веротерпимости, миролюбия среди обучающихся

  • способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире, показывать роль и значение приобретенных знаний в современной жизни, побуждать учащихся к высказыванию собственных суждений об окружающем мире, готовить младших школьников к взрослой жизни

  • формировать опыт деловых, межличностных, групповых отношений, первых социальных навыков, требующихся для будущей жизни младших школьников

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

  • формировать личность ребенка путем осмысления высших ценностей человеческого бытия (добро, самопожертвование, уважение к старшим)

  • воспитывать чувство уважения к своей семье, родителям, развивать представления учащихся о семейных ценностях (уважение, забота, взаимная ответственность, терпимость)

  • развивать у учащихся осознание своего «Я» как маленького, но неразрывного звена большой человеческой общности – семьи, рода, нации, человечества



3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в гимназии ориентированы на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в гимназии обстановки социальной защищенности, творческого содружества. В качестве системообразующих факторов выступают «познавательная деятельность» и «общечеловеческие ценности». Основным содержанием духовно-нравственного развития младших школьников являются ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных, религиозных традициях многонационального народа России и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются десять базовых национальных ценностей:


  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

В соответствии со Стандартом вышеприведенные базовые национальные ценности являются инвариантной (обязательной) основой воспитательной деятельности.

Направление

Задачи

Ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Программный модуль

«Под небом голубым»

(синий, голубой, фиолетовый цвета радуги)



Формировать национальное самосознание и духовное здоровье учащихся.

Воспитывать чувство уважения к прошлому своей Родины, воспитывать у младших школьников понятие истинного патриотизма.

Привить социальные нормы толерантности, веротерпимости, миролюбия среди обучающихся.


Любовь к России, своему народу, Липецкой области, городу Липецку; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Программный модуль

«Души прекрасные порывы»



Обращать ум и чувства учащихся к деянию добра, к радостной готовности бороться и побеждать, формировать нравственные основы личности младшего школьника.

Побуждать учащихся к духовному общению, глубоким раздумьям о жизни, человеке.

Воспитывать у учащихся потребность к рассуждению, размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, благородство, добро, истина.


Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Програмный модуль

«Золотые руки»

(желтый цвет радуги)


Развивать память, логику, интеллект, воображение, творческое начало младших школьников


Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Программный модуль

«Зеленый дом»

(зеленый цвет радуги)


Способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире, показывать роль и значение приобретенных знаний в современной жизни, побуждать учащихся к высказыванию собственных суждений об окружающем мире, готовить младших школьников к взрослой жизни.

Родная земля; природа Липецкого края; планета Земля; экологическое сознание

Приоритетное направление

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Программный модуль

«Солнце есть в каждом»

(оранжевый цвет радуги)


Обращать ум и чувства учащихся к деянию добра, к радостной готовности бороться и побеждать, формировать нравственные основы личности младшего школьника.

Формировать национальное самосознание и духовное здоровье учащихся.

Формировать первичные мировоззренческие ориентации и духовные ценности младших школьников с целью принятия правильного выбора в жизненных ситуациях.

Воспитывать чувство уважения к разнообразному труду, формировать трудовую активность младших школьников, их ответственность за полученный результат.



Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования восхождение
340.91kb.
1 стр.
Утверждено приказом директора мобу лицея №7 от 29. 08. 2011 №
2448.45kb.
14 стр.