Главная
страница 1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

г.Черняховска Калининградской области»
Скороспелова И.Н.


Как написать эссе по обществознанию

Учебно-методическое пособие


г.Черняховск


2009 год

Автор-составитель Скороспелова И.Н., учитель истории и обществознанию МОУ СОШ № 4 г.Черняховска. Как написать эссе по обществознанию. Учебно-методическое пособие – г.Черняховск, 2009, 23с.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей обществознания, учащихся старших классов абитуриентов , сдающих ЕГЭ по обществознанию.

Печатается по рекомендации Управления образования и охраны детства администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район».



Содержание

Введение ………………………………………………………………….

4

1. Как написать эссе по обществознанию ……………………………...

5

2. Творческие работы (эссе) учащихся ………………………………...

7

2.1. Зачем платить налоги? Косова Татьяна …………………………...

8

2.2. «Личность – это человек как носитель сознания». (К.К.Платонов). Бражникова Вера ……………………………………..

9


2.3. Зачем платить налоги? Кушнерова Валерия………………………

10

2.4. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский). Бражникова Вера ………………………

11


2.5. Зачем платить налоги? Седов Дмитрий ………………………….

12

2.6. Зачем платить налоги? Скороспелов Максим …………………….

13

2.7. «Налоги – деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». (С.Джонсон). Голуб Владислав…………………...

14


2.8. «Семья является первичным лоном человеческой культуры».

(И.Ильин). Ткач Нина …………………………………………………...


15


2.9. «Жестокость законов препятствует их соблюдению». (Ш. Монтескье). Ладынин Алексей …………………………………….

16


2.10. «Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение». (Н.М.Коркунов). Косова Татьяна …………………………………………………………………..

17


2.11. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов). Щуцкая Дарья ….

18


2.12. «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». (Ф.Саган). Ткач Нина ………………

19


2.13. Никто не может пользоваться благами, нажитыми преступным путем. Ладынин Алексей ………………………………………………..

20


2.14. «Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм.» (И.Н.Шевелев). Студенцова Евгения …………………………………..

21


2.15. «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное». (И.Н. Шевелев). Самойленко Екатерина ……………….

22


2.16. «Человек – часть общества и часть его истории». (Д.С. Лихачев). Бражникова Вера ……………………………………...

23

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость обеспечить качественную подготовку старшеклассников к ЕГЭ по обществознанию ставит перед учителем задачу включения в учебную практику типовых заданий. В последние годы появились методические пособия, дидактические материалы, использование которых помогает организовать в рамках учебного курса систематическую работу по формированию навыков и умений выполнения заданий частей «А» и «В». В меньшей степени представлена учебно-методическая литература по подготовке к выполнению проблемных заданий части «С», среди которых самым сложным для большинства выпускников является написание эссе.

Эссе – это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Выпускник в контексте темы должен изложить свой взгляд на данную проблему и обосновать его. При этом эссе непременно должно содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с обозначенной проблемой. Безусловно, написание эссе требует достаточно высокого уровня обществоведческих знаний, творческих способностей, готовности выразить собственное мнение в отношении той или иной актуальной, подчас острой проблемы.

Практика показывает, что система работы по формированию умений и навыков написания эссе еще не сложилась, многие учителя признают, что испытывают затруднения при организации данного вида деятельности.

Предлагаемое пособие содержит не только рекомендации по обучению написанию эссе, но и включает 16 творческих работ учащихся 9-11 классов, которые могут быть использованы как образцы для анализа на предмет соответствия критериям оценки.

Как написать эссе по обществознанию
Формирование навыков и умений написания эссе требует систематической работы, которую рационально начинать с 8-9 класса.

В качестве домашнего задания иногда можно предложить учащимся написать сочинение-размышление по конкретной проблеме. Предварительно следует пояснить учащимся, что такое эссе по обществознанию и акцентировать внимание на критериях оценки. Очень важно дать четкие рекомендации по структуре эссе. В своей практике использую следующую памятку для учащихся:




  1. Ясно и четко определи собственную позицию: «Я согласен с данным мнением»; «Я не могу согласиться с данным утверждением»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».

  2. Сформулируй сущность проблемы, т.е. раскрой основную мысль высказывания автора так, чтобы стал очевиден контекст, который определит содержание.

  3. Подумай, какие известные тебе из курса обществознания понятия и термины следует привести? Какими фактами, примерами можно подтвердить свою точку зрения?

  4. Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждую мысль (тезис) необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.


Тезис – то, что требуется доказать

Аргументы – факты, примеры, доводы, суждения


Выводы – в силу каких доказательств ваш тезис верен.


  1. В заключительной части подводятся итоги работы.

При проверке эссе учителю следует обращать внимание на слабые и сильные стороны работы, уместно давать краткую рецензию. Возможны индивидуальные рекомендации по возможности использования в качестве аргументов конкретных фактов общественной жизни, известных из курса истории. Очень продуктивным приемом является доработка эссе учащимися с учетом рекомендаций учителя. Это позволяет закрепить необходимые навыки и умения.

В 11-м классе подготовка к ЕГЭ по обществознанию осуществляется в рамках групповых и индивидуальных консультаций по тематическим блокам. Практическая работа обязательно должна включать выполнение заданий С8, т.е. написание эссе.

Рассмотрим алгоритм подготовки эссе по конкретной теме: Социология. «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)

1.Определить собственное отношение к данному высказыванию для ученика не сложно, т.к. понятие «маргинальность» знакомо из курса обществознания, мысль автора сформулирована конкретно и четко.

2. Раскрыть сущность высказывания помогут вопросы: Кто такие маргиналы? Чем характеризуется их положение? Каково их место в социальной структуре общества? Каковы причины появления маргиналов?

3. Следует определить основные термины, понятия, которые необходимы для раскрытия темы на теоретическом уровне в связях и обоснованиях, в данном случае это могут быть: «маргинальность» , «общественные нормы», «социальная структура», «страты», «социальный конфликт», «социальный статус».

4. Привести примеры из социальной жизни или собственного опыта, которые помогут аргументировать собственное мнение. Возможно, это будут факты, иллюстрирующие ситуации, когда индивиды или социальные группы в силу определенных обстоятельств порывают с привычной социальной средой, т.е. вступают в конфликт с общественными нормами, характерными для этой социальной среды и через какое-то время данные индивиды или социальные группы утрачивают прежний социальный статус.

5. Сформулировать общий вывод работы ученик сможет, обобщив приведенные примеры из социальной жизни.

Конечно, работа по формированию навыков написания эссе очень кропотлива, требует много времени и терпения, и далеко не каждый ученик сразу осваивает этот вид деятельности, и только систематические занятия, напряженный труд позволит добиться успеха. Иногда нужно просто найти время для того, чтобы сесть рядом с учеником и вместе осилить это задание. Как показывает опыт, этот прием многим позволяет преодолеть определенный психологический барьер, неуверенность в себе, убедиться в посильности выполнения данного задания.

Каждый ученик за период подготовки к ЕГЭ может создать собственную творческую копилку, куда войдут эссе по разным тематическим блокам. Обычно старшеклассники заранее определяют для себя наиболее предпочтительные базовые науки, в рамках которых определяют выбор тем. Но следует быть готовым к тому, что на экзамене тема, предложенная по данной базовой науке, окажется либо очень сложной, либо не очень интересной, поэтому лучше ориентироваться на выбор в рамках 2-3 базовых наук.
Творческие работы (эссе) учащихся
В этой части пособия представлены шестнадцать эссе учащихся 9-11-х классов, которые были написаны в 2008-2009 учебном году. Эти работы не претендуют на абсолютное соответствие критериям, но могут быть использованы в качестве образцов для анализа.

Зачем платить налоги?
Проблемы налогообложения во все времена занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей. В XIII веке Фома Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Мыслитель XVIII века Шарль Монтескье полагал, что «ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

Сегодня каждый школьник знает, что налоги являются основным источником доходов государства. Однако следует признать, что в нашей стране далеко не все граждане сознают необходимость честно платить налоги. Чего греха таить, и мелкий предприниматель, и воротила крупного бизнеса не прочь иногда укрыть хоть какую-то часть дохода от налогообложения. И дело вовсе не в том, что ставка налога высока, а в том, что уровень правосознания и правовой культуры у многих наших сограждан пока не высок.

В Германии по статистике налоги платят 99,9%, а 0,1% - это те, кто в силу экстремальных обстоятельств не смогли сделать это своевременно или внезапно умер. Сокрытие доходов или уклонение от уплаты налогов в здоровом гражданском обществе воспринимается не только как нарушение закона, но и как моральный проступок, потому что каждый знает, что налоги, поступающие в государственную казну, пойдут на выплату пенсий старикам, инвалидам, на содержание школ, больниц, приютов и на многие другие нужды. И не платить налоги – это значит обкрадывать обездоленных, незащищенных. Честно платить налоги – гражданский долг каждого. А тот, кто его не исполняет, не только преследуется по закону, но и вызывает презрение и недоверие со стороны окружающих. Соседи здороваться перестанут, от косых взглядов не спрячешься. А как же иначе относиться к тому, кто преступает закон и пренебрегает всеобщим долгом? Наверное, поэтому налоговые преступления встречаются там не так часто, как в нашей стране.

В России, к сожалению, обязанность платить налоги не все воспринимают как священный моральный долг. Да и общество в целом пока не отличается гражданской зрелостью. Поэтому вполне уютно чувствуют себя те, кто ежегодно утаивает кругленькие суммы. А если задуматься, эти деньги могли бы помочь тем, кто в них остро нуждается. Быть может, это одинокий старик, живущий на нищенскую пенсию, или тяжело больной ребенок, счет жизни которого идет на дни и часы, потому что ему необходимо срочно сделать дорогостоящую операцию.

Сможет ли моя большая страна найти средства на спасение жизни умирающего ребенка, на выплату пенсий старикам, на содержание школ, больниц, на финансирование армии, на развитие науки, зависит от того, как мы, граждане, будем относиться к своему долгу.
Косова Татьяна, ученица 11 «А» класса


«Личность-это человек как носитель сознания».

(К.К.Платонов)
Я совершенно согласна с автором, который утверждает, что в процессе формирования личности, человек становится носителем сознания. Личность - устойчивая система социально значимых черт. Только человек, обладающий сознанием, может быть личностью.

Под сознанием понимается человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, способность отдавать себе отчет в своих поступках и действиях. Каждый человек обладает самосознанием - важным критерием становления личности. Человек от природы наделен развитой способностью к сознанию.

Утвердившиеся в сознании индивида ценностно-ориентировочные установки определяют направленность личности, т.е. ее поведение и деятельность. Если эти установки ориентированы на истинные ценности (доброта, милосердие), то деятельность будет носить позитивный характер, и наоборот, если в сознании преобладают эгоистические установки, то и деятельность приобретет подобную направленность. Ярким примером являются декабристы, пожертвовавшие своим положением во имя добра, свободы и справедливости. Казненные или сосланные в ссылку, они не изменили своим убеждениям и моральным принципам. В то время, как другие представители дворянского сословия, их же соотечественники, не видели ничего порочного в эксплуатации крестьян, в унизительном отношении к людям, не принадлежавшим к их классу и наживали на этом свое богатство. Совершенно не задумываясь о судьбе своей страны.

Данный пример очень точно иллюстрирует истинность позиции автора.


Бражникова Вера, ученица 11 «А» класса


Зачем платить налоги?
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством. В нашей стране есть много людей, которые пытаются «увильнуть» от налогов.

На налогах держится практически весь государственный бюджет (налоги составляют до 90% доходов государственного бюджета). Налоги идут на обеспечение бесплатного образования, на нужды здравоохранения и образования, а также на социальные выплаты (пособия, пенсии). За счет налогов обеспечивается национальная безопасность страны. Таким образом, налоги идут на нужды государства и всего общества. Не будет налогов – не будет государства. Допустим, все люди прекратят платить налоги. Трудно представить, что станет, например, с пенсионерами. Им придется работать, чтобы обеспечить себя самым необходимым. Но ведь многие больны и немощны, а значит, они обречены. А если нарушится финансирование армии, страна не сможет обороняться от внешних врагов. Мы станем легкой добычей для других государств.

Еще один аргумент: налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Современные экономисты считают, что общая сумма налогов не должна превышать 40% от доходов налогоплательщиков. Изымание налогов свыше этого показателя приводит к негативным последствиям – сокращению сбережений, ликвидации предпринимательской инициативы, сокращению инвестиций.

Я думаю, что государство обязано проявлять большую мудрость в осуществлении налоговой политики. А граждане должны подчиняться закону, то есть честно платить налоги. Государство – это власть, а народ – сила. А власть без силы бессмысленна.

Кушнерова Валерия, ученица 10 «А» класса



«Создает человека природа, но развивает

и образует его общество»

(В.Г.Белинский)

Я совершенно согласна с высказыванием автора, который утверждает, что человека создает природа, но процесс развития и становления личности происходит в обществе. Формирование личности происходит в процессе социализации. Социализация-это усвоение человеком знаний, ценностей и норм, присущих обществу, а так же освоение индивидом определенных соц.ролей. Данный процесс длится на протяжении всей жизни человека. Автор наталкивает нас на мысль, что природа человека двойственна: человек обладает биологической и социальной сущностью. Индивид превращается в личность только под влиянием общества. Природная сущность человека выражается в том, что как и др. живым существам ему свойственны биологические потребности. А соц. сущность проявляется в потребностях, кот. Человек может удовлетворить, только если живет среди других людей(общение, познание, самовыражение). Только в соц. среде возможно подлинное становление человека, как личности. Сама принадлежность к биологическому виду людей еще не означает человеческую сущность. Примером тому может служить описанный учеными случай: две девочки, кот. много лет провели среди животных, усвоили звериные повадки. Попытки ученых адаптировать их к жизни среди людей оказались безуспешными, и обе девочки погибли. Этот пример иллюстрирует истинность позиции автора.


Бражниква Вера, ученица 11 «А» класса

Зачем платить налоги?
Зачем нужно платить налоги? Многие из нас об этом не задумываются. Налог – это определенная сумма денег, которую каждому производителю товаров, получателю доходов, владельцу имущества необходимо уплатить государству.

Налоги появились с возникновением государства. В современном мире существуют целые системы налогов. Например, только в России сегодня взимается несколько десятков различных налогов.

Различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками прямых налогов являются как предприятия, которые платят налог на прибыль, так и граждане, имеющие какие-либо доходы или имущество в собственности. Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и целиком перекладываются на потребителей.

Собираемые налоги идут на финансирование таких важных сфер, как наука, образование, здравоохранение, за счет налоговых поступлений обеспечивается содержание армии, государственного аппарата. Значительные средства идут на социальные выплаты, зарплаты бюджетников.

На мой взгляд, мы обязаны платить налоги, потому что, тем самым мы вносим свой вклад в развитие образования, содержания армии, обеспечиваем помощь старикам.

Помимо федеральных налогов различают и местные налоги, которые идут на благоустройство нашего города, ремонт и содержание школ, больниц. Многие люди не понимают значимость налогов и пытаются уклониться от их уплаты. Бытует мнение, что чиновники «гребут» собранные налоги и расходуют их не по назначению.

Приходиться признать, что проблема коррупции является наиболее острой в нашей стране. Наша страна делает первые робкие шаги на пути к правовому государству и гражданскому обществу. Возможно, нам потребуются столетия для того, чтобы достигнуть заветного идеала. Но на современном этапе долг каждого – соблюдать закон.

В качестве эпилога приведу высказывание О.Холмза: «Налоги – цена, которую мы платим за цивилизованное общество».


Седов Дмитрий, ученик 11 «А» класса



Зачем платить налоги?
Один из основоположников теории налогообложения Адам Смит еще в XVIII веке говорил о том, что «налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы».

Я думаю, что свобода может быть только там, где есть благополучие. А благополучие всего общества зависит от того, как власть осуществляет свои функции по управлению страной. Но чего стоит власть без средств? История свидетельствует о том, что во все времена основным источником пополнения государственной казны были налоги. Еще киевские князья собирали дань с покоренных племен. Иногда это принимало форму открытого произвола и вызывало протест. Древняя летопись повествует о том, как поплатился за налоговый произвол киевский князь Игорь. Древляне, возмущенные поборами, убили князя и его дружинников. Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам: сожгла их город дотла. Но все же, справедливости ради, вынуждена была провести первую налоговую реформу на Руси и установила фиксированную дань.

С тех пор система налогообложения реформировалась много раз. В разные времена власть то увеличивала налоговое бремя, то уменьшала. Если случалась война, правители искали дополнительные средства и вводили новые налоги. Так царь Петр I во время Северной войны проявил незаурядную изобретательность и ввел налог на бороды. Русские мужики отродясь не брились, вот и потекли денежки в казну. А Петр I на эти средства строил корабли для войны со Швецией.

Не секрет, что в наше время налоги являются основным источником доходов государства. На что же государство тратит эти средства? Хозяйство страны велико и расходов требует немалых: нужно обеспечивать обороноспособность, бороться с преступностью, строить новые школы, больницы, содержать музеи, библиотеки. Деньги нужны и для научно-исследовательских институтов, и для освоения космоса, и для охраны окружающей среды. Из государственного бюджета получают зарплату учителя и врачи, а также обеспечивается содержание пенсионеров и инвалидов. И это далеко не все статьи расходов.

Если граждане будут уклоняться от уплаты налогов, значит, государство не сможет обеспечить в полной мере финансирование всех этих нужд. Кто-то, так или иначе, будет обделен или ограничен в возможностях. Представим себе, что государство будет вынуждено экономить на образовании. Конечно, богатые люди смогут отправит своих детей учиться за границу, а остальные дети будут лишены возможности получить качественное образование. Ни о какой социальной справедливости, а тем более, благополучии всего общества тогда и говорить не приходиться. Общество, где есть обиженные и обездоленные, обречено на социальные потрясения, революции, войны. Во и получается, что налоги нужно платить для благополучия и процветания всего общества.
Скороспелов Максим, ученик 9 «А» класса
«Налоги – деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».

(С.Джонсон)
Каждый честный бизнесмен или просто гражданин обязаны соблюдать закон, в том числе обязаны платить налоги. Но зачем это нужно, многие не знают.

Налог – это устанавливаемый государством обязательный платеж. В цивилизованном государстве, где нет коррупции, налоговые поступления расходуются на развитие самых разных сфер: науки, образования, искусства, здравоохранения, на содержание армии. Часть налоговых сборов идет на выплату пенсий, стипендий, социальных пособий.

Я думаю, каждый честный гражданин обязан платить налоги. Этим он помогает своей стране в целом, а, может, и какому-то конкретному человеку, нуждающемуся в помощи государства.

Каждый из нас должен быть уверен в том, что люди, которые стоят у власти, рационально и обоснованно распоряжаются финансовыми средствами. К сожалению, коррупция является острой проблемой в нашей стране. Наверное, этим отчасти можно объяснить нежелание некоторых людей честно платить налоги. А, может быть, просто наши сограждане еще «не доросли» до сознания необходимости всегда и везде следовать долгу. Развитое правосознание отличает готовность соблюдать закон не из чувства страха перед наказанием, а по внутреннему убеждению.

Я абсолютно убежден: налоги нужно платить для общего блага.

Голуб Владислав, ученик 11 «А» класса



«Семья является первичным лоном человеческой культуры».

(И.Ильин)
Я согласна с этим утверждением И.Ильина. Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. Среди всех функций семьи особо важное значение для общества имеет функция воспитания детей. В семье ребенок приобретает необходимые навыки и умения взаимодействовать с другими людьми. У него развивается умение ценить добро и справедливость, уважать труд людей. Он учится у взрослых культуре общения. В крепкой здоровой семье ребенок окружен заботой и любовью. Основными компонентами внутрисемейного общения являются сопереживание, терпимость, доброжелательность. На мой взгляд, именно семье принадлежит решающая роль в социализации новых членов общества. И от того, какие ценностные представления будут сформированы в сознании ребенка посредством семейного воспитания, зависит многое. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».


Ткач Нина, ученица 11 «А» класса
«Жестокость законов препятствует их соблюдению».

(Ш. Монтескье)
Я абсолютно согласен с позицией французского философа Ш. Монтескье. На мой взгляд, законы должны быть строгими, но справедливыми. Потому что иначе они не смогут обеспечить регулирование сложных общественных отношений, а значит, не будут способствовать утверждению социального согласия и мира.

По-моему, жестокие законы, это законы которые ущемляют интересы общества или какой-либо социальной группы.

История знает много примеров, когда жестокость законов не только препятствовала их соблюдению, но и побуждала к протесту тех, чьи интересы ущемлялись. Достаточно вспомнить многочисленные восстания, крестьянские войны, революции.

Отечественная история насыщена событиями, которые подтверждают истинность утверждения Шарля Монтескье. Всякий раз, когда власть ужесточала законы, ограничивала права и свободы подданных, народ протестовал. И довольно часто это выливалось в кровопролитные бунты. 17-ый век вошел в историю России как «бунташный». Соляной бунт, медный бунт, казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина…, и это далеко не полный перечень социальных потрясений, которые стали ответом общества на усиление крепостнического гнета и налогового бремени.

Еще один яркий пример из истории Советского государства: власть, установив тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, ограничивала право граждан на информацию, на свободу мысли и слова. Попытки критики тоталитарного режима жестоко подавлялись. И, несмотря на это, в 60-е годы возникло диссидентское движение, которое стало своего рода движением протеста против жестокости законов тоталитарного государства.

Законы должны быть разумными и справедливыми, иначе их не будут соблюдать.

Ладынин Алексей, ученик 10 «А» класса
«Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение».

(Н.М.Коркунов)

Я согласна с мнением Н.М.Коркунова.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

С рождения каждый человек приобретает основные права, такие как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Право, прежде всего, должно быть справедливым. Оно не должно сводиться только к принуждению. Из истории известны случаи принуждения, которые приводили к трагическим последствиям. Ярким примером служат события в Новочеркасске 1962 года, когда руководство страны, сократив заработную плату рабочих, подняло цены на продовольственные товары, что привело к забастовке на Новочеркасском машиностроительном заводе. Власть беспощадно расправилась с рабочими. Советский Союз был тоталитарным государством, в котором права граждан ущемлялись, политический режим характеризовался жестким контролем власти во всех сферах жизни общества. Цензура ограничивала свободу слова, была запрещена публикация произведений писателей, таких как Солженицын, потому что эти авторы затрагивали запретные темы.

Всяческое принуждение к чему либо, вызывает сопротивление у человека, ему трудно подчиниться несправедливости и чуждым порядкам. Я считаю, право должно всегда руководствоваться принципами справедливости. Если оно будет справедливым, тогда люди будут довольны и никакого принуждения не будет.

Косова Татьяна, ученица 11 класса




«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают».

(А.Г.Асмолов)

Я согласна с высказыванием А.Г.Асмолова. Индивидом человек рождается. Понятие «индивид» употребляется для обозначения любого представителя человеческого рода. Личностью человек становится в процессе социализации, который непрерывно протекает на протяжении всей жизни. Зрелая личность характеризуется целостностью мировоззрения ценностных ориентаций, а главное – всегда занимает активную жизненную позицию.

На становление личности большое влияние оказывает социальная среда. Функцию первичной социализации осуществляет семья. Именно в семье закладываются нравственные ориентиры будущей личности. Важным институтом социализации является школа, которая не только формирует определенный багаж знаний, но и воспитывает определенные социально значимые качества. В подростковом возрасте на социализацию индивида влияет общение со сверстниками. И если, это сомнительная компания, то ее влияние может иметь пагубные последствия. И, наоборот, общение с интересными, целеустремленными, творческими людьми способствует формированию положительных качеств личности.

Личность – это высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром, путем преодоления трудностей.

Индивидуальность, на мой взгляд, представляет собой целостную характеристику конкретного человека через его темперамент, характер, способности и интересы. Невозможно представить себе двух абсолютно идентичных людей. Даже близнецы отличаются друг от друга присущей только каждому из них уникальной неповторимостью. Мне кажется, что мысль А.Г.Асмолова о том, что «индивидуальность отстаивают» предполагает право каждого оставаться самим собой, и не стесняться проявлять неповторимое своеобразие во всем, пусть даже со стороны ты и будешь выглядеть «белой вороной».

Щуцкая Дарья, ученица 11 «А» класса




«Все браки удачны.

Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». (Ф.Саган)
Трудно не согласиться с данным утверждением. Брак – это союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважении. В России признается законным брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Вступая в брак, супруги обычно преисполнены надежд на то, что их союз будет счастливым. Однако, со временем, многие семьи распадаются. В нашей стране по статистике распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Мотивом развода, как правило, выступают субъективные обстоятельства. Но отечественные социологи считают истинными причинами большинства разводов проблемы, с которыми многие семьи просто не в состоянии справиться самостоятельно. Для молодых семей типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования и профессиональным ростом.

Довольно часто проблемы в семье возникают после рождения ребенка. Это событие резко меняет весь уклад жизни супругов. Ребенок требует заботы и внимания, а некоторые родители оказываются неспособными взять на себя новый груз ответственности. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи может стать поводом для возникновения кризисной ситуации. Смогут ли супруги преодолеть трудности, сохранить целостность своей семьи, зависит, прежде всего, от них самих. Однако следует отметить, что в современных условиях важное значение приобретает помощь семье со стороны государства. В нашей стране поддержка семьи осуществляется на федеральном и региональном уровнях через разработку и реализацию целевых программ. Вместе с тем выделяемые государством средства явно недостаточны. Поэтому очень часто семьи оказываются в сложных ситуациях, из которых не находят выхода.

Ткач Нина, ученица 11 А класса


Никто не может пользоваться благами,

нажитыми преступным путем

Я полностью согласен с данным утверждением. Действительно, никто не имеет права пользоваться какими-либо благами, полученными вследствие нарушения закона.

К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда люди, нарушив закон, извлекают какую-то выгоду для себя. Широкое распространение в нашей стране имеют налоговые преступления. Некоторые предприниматели укрывают часть доходов от налогообложения, а, следовательно, извлекают из этого выгоду. В целом уровень правосознания наших сограждан оставляет желать лучшего. Общество терпимо относится, к тем, кто нарушает закон. А некоторые из правонарушителей еще и пользуется авторитетом. В то время как, например, в Германии общество однозначно пренебрежительно относится к людям, которые платят налоги, потому что всем известно, что налоги идут на поддержку незащищенных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, стариков).

Помимо экономических преступлений, серьезную опасность представляют преступления против собственности, которые имеют целью незаконное завладение чужим имуществом. Уголовный кодекс Р.Ф. определяет перечень данных преступлений: кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство и др.

Правоохранительные органы проводят большую работу по пресечению, расследованию подобных преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности. Закон устанавливает довольно суровые меры наказания для тех, кто посягает на чужую собственность. Так, например, за разбой предусмотрено наказание – лишение свободы до 15 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Однако, следует признать, что далеко не все преступления удается раскрыть, а это значит, что не все виновные лица получат заслуженное наказание.

В заключении еще раз хочу отметить, что в нормальном, здоровом обществе никто не может пользоваться благами, нажитыми преступным путем. Благополучие всего общества зависит от уровня правосознания граждан. Если мы все будем нетерпимо относиться к преступникам, если будем оказывать содействие в раскрытии преступлений, то жизнь станет спокойней и безопасней. И каждый будет уверен в своем будущем.

Ладынин Алексей, ученик 10 А класса



«Отсутствие чувства национального достоинства также отвратительно, как и другая крайность – национализм.» (И.Н.Шевелев)

Прежде чем согласиться с позицией И.Н. Шевелева или опровергнуть ее, считаю необходимым определиться с понятиями «чувство национального достоинства» и «национализм». По-моему, чувство национального достоинства – это чувство гордости за свою нацию, чувство уважения и любви к истории, традициям, культуре своего народа. Иначе говоря, это ни что иное, как патриотизм. А понятие «национализм» обозначает идеологию, основанную на чувстве общей национальной принадлежности, выдвигающую эту принадлежность в качестве основной ценности. Одной из форм национализма является шовинизм, утверждающий, что собственная нация – единственная достойная внимания и уважения, обладающая великой историей и духовными богатствами. А все другие недостойны внимания и уважения, поскольку являются ущербными, дикими, неразвитыми, и по отношению к ним можно позволить издевательства, унижения, депортации, вплоть до физического уничтожения. Таким был нацизм периода гитлеровской диктатуры в Германии.

С позиции современности национализм однозначно оценивается как отрицательное явление.

А патриотизм, основанный на чувстве национального достоинства, является важным компонентом системы духовных ценностей. Отсутствие чувства национального достоинства, на мой взгляд, действительно является пагубным пороком. Потому что, человек не испытывающий уважения и любви к истории и культуре своего народа, вряд ли может уважительно относиться к другим этносам. Поэтому, я присоединяюсь к позиции И.Н.Шевелева.

Студенцова Евгения, ученица 11 А класса

«Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное»

(И.Н. Шевелев)

Мысль И.Н. Шевелева о природе национализма, на мой взгляд, находит подтверждение и в прошлом, и в современности.

Национализм – это идеология, в основе которой лежит возвеличивание одной нации за счет унижения других этносов. О том, что национализм является серьезным социальным пороком, который поражает маргинальные слои населения, свидетельствуют многочисленные факты. Так, например, в Германии национализм сначала отражал взгляды и настроения узких деклассированных групп, а уж потом, с приходом к власти Гитлера, стал официальной государственной идеологией. Национализм, возведенный в ранг государственной политики, для Германии и для всего мира имел трагические последствия. А началось все с того, что в самой Германии население было разделено на коренное – истинных арийцев – и некоренное, самыми ущербными из которых были объявлены евреи. В борьбе за чистоту расы фашисты не гнушались никаких средств, уничтожали евреев, цыган, славян. Цинично изобретая изощренные технологии умерщвления, нацисты создали чудовищные фабрики смерти для детей, женщин и стариков, вина которых была только в том, что они не принадлежали к достойной нации. Миллионы невинных жертв – таков суровый урок истории Второй мировой войны. Казалось бы, человечество, осознав всю опасность национализма, должно раз и навсегда покончить с этим злом. Однако и сегодня приходится слышать о фактах дискриминации по национальному признаку в разных государствах. Примером является деление населения на коренное и русскоязычное в республиках Прибалтики, Казахстане, Грузии.

В последнее время довольно часто СМИ повествуют о позорных фактах варварского надругательства вандалов – националистов над национальными и религиозными святынями.

Хватит ли у человечества разума остановить нарастающую волну национализма? Или история ничему не учит?

Самойленко Екатерина, ученица 11 «А» класса



«Каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера.

«Человек – часть общества и часть его истории».

(Д.С. Лихачев)
Я совершенно согласна с мнением академика Лихачева, который утверждает, что каждый человек является носителем прошлого и носителем национального характера. Общество состоит из индивидов.

Понятием «индивид» принято обозначать отдельно взятого представителя человеческого рода. Я думаю, что автор в данной цитате, используя слово «человек», предполагал «личность», т.е. человека, обладающего социально значимыми качествами, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Только во взаимодействии с другими людьми человек может освоить социальные нормы, социальные роли и социальный опыт предшествующих поколении.

На формирование личности огромное влияние оказывает социальная среда. В процессе социализации человек испытывает воздействие среды, к которой он сам принадлежит. Он живет не в вакууме, а в обществе, где существуют определенные ценности, обычаи, традиции. Всё это способствует формированию черт национального характера. Социальная среда накладывает отпечаток на поведение, менталитет (склад ума) человека. И где бы потом не оказался человек, он всё равно в той или иной степени будет проявлять черты национального характера.

Чертами русского национального характера принято считать: широту души, гостеприимство, великодушие. Немцам свойственны педантичность, расчётливость.



Эти примеры подтверждают истинность позиции автора.
Бражникова Вера, ученица 11 «А» класса



Смотрите также:
Учебно-методическое пособие г. Черняховск 2009 год
270.88kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования Барнаул 2009 (072) Скребковые конвейеры: Учебно-методическое пособие для курсовогоо проектирования / Сост.: И. Л. Новожилов, В. Н. Самородова, Барнаул, 2009. 25 с
403.45kb.
2 стр.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое пособие Ижевск 2012 (075)
420.54kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие. Под общей ред
4206.31kb.
24 стр.
Учебно-методическое пособие москва военное издательство 1987
961.99kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие Краснодар: Кубанский гос ун-т, 2004, 104 с
61.49kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по неорганической химии Барнаул 1999
526.62kb.
3 стр.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 ббк г
1412.38kb.
8 стр.
Методическое пособие Ростов-на-Дону 2009 год ббк 78. 37 Р 13
129kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар (075. 8) Ббк 20. 1я7 Б81
1215.69kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие Кострома 2007 (075)
900.65kb.
9 стр.