Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 9 класс Вопрос №1 Участники должны продемонстрировать знание фонетических законов русского литературного языка. Ответ: Стена – [c’]тена – смягчение согласных, расшить – ра[ш]ить – слияние согласных в один звук, сбить – [з]бить – озвончение согласных. Оценка: 0,5 балла за каждый пример. Максимальный балл – 1,5. Вопрос №2 Участники должны продемонстрировать осведомленность исторических процессов в языке. Ответ: Слово лѣвый писалось во времена Даля через ѣ , которая в алфавите располагалась после ы. Оценка: 3 балла за объяснение. Максимальный балл – 3. Вопрос №3 Участники должны показать знание словообразовательной системы русского языка. Ответ: В слове встать приставка вс-, придающая глаголам «направление вверх», накладывается на корень -ста-; слово придет без наложения морфем звучало бы как в церковнославянском языке: приидет; в прилагательном одесский корень одесс- накладывается на суффикс -ск-. В последнем слове наложения морфем нет. Оценка: За каждую верную аргументацию - 1 балл. Максимальный балл – 3. Вопрос №4 Участники должны продемонстрировать навыки этимологического анализа. Ответ: Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); Крышка – от крыть, накрыть (то, чем накрывают); Покрывало – от покрыть, покрывать (то, чем покрывают); Укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь). Слово кровавый происходит от слова кровь, а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть. Оценка: За верный ответ – 4 балла, за объяснение слов кровавый, крыло – по 1 баллу. Максимальный балл – 6. Вопрос №5 Участники должны показать знание частеричной принадлежности слов русского языка. Ответ: Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, семеро, три, трое – числительные; всемером, в-третьих, втроём – наречия; двойка, пара, пятак, пятерка, трешка, троица, тройка, трояк – существительные. Оценка: По 0,5 балла за каждый пример. Максимальный балл – 4. Вопрос №6 Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка. Ответ: 1)Выучился грамоте – научился читать и писать. 2) Читал письмо. В 1 и 2 предложении – значение «умение читать и писать». 3) Официальный документ. 4)Китайская грамота – нечто недоступное пониманию; о чем-нибудь непонятном. 5) Филькина грамота – недействительный, неправильно и неграмотно составленный документ. Оценка: За каждое объяснение – 1 балл. Максимальный балл – 5. Вопрос №7 Задание ориентировано на выявление знания изобразительно-выразительных средств русского языка. Ответ: Оксюморон. Оценка: За верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 1. Вопрос №8 Участники должны показать знание способов подчинительной связи в русском языке. Ответ: Лишним является словосочетание продавать в розницу - глагол + наречие – связь – примыкание; в остальных словосочетаниях – связь – управление. Оценка: За верный ответ – 1 балл, 0,5 балла за указание типа связи в остальных словосочетаниях. Максимальный балл – 1,5. Вопрос №9 Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления. Ответ: 1) определенно-личное; 2) безличное; 3) назывное; 4) обобщенно-личное; 5) неопределенно-личное. Оценка: За каждый верно указанный тип односоставного предложения – 1 балл. Максимальный балл – 5. Вопрос №10 Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом. Ответ: В данном тексте автор смешивает разные стили речи: научный и разговорный. Есть также элементы народно-поэтической речи. Смешение разных стилей и создает комический эффект. Оценка: За правильный ответ – 4 балла. Максимальный балл – 4. За первый тур максимальный балл – 30. II тур Устное выступление должно продемонстрировать владение изобразительно-выразительными средствами русского языка, навыками ораторского искусства (интонационной выразительностью, уместной жестикуляцией, отсутствием речевых штампов и т.п.) Основными требованиями являются: доказательность, логичность, аргументированность, композиционная завершенность, выразительность. Каждый из этих пяти параметров оценивается по четырехбальной системе. Максимальное количество баллов – 20. 10 класс Вопрос №1 Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка. Ответ: В словах шинель и музей произношение мягкого согласного перед е обязательно, в слове бассейн допускается два варианта произношения: [c’э], [сэ]. Оценка: За правильный ответ – 2 балла. За пояснение слова бассейн – 1 балл. Максимальный балл – 3. Вопрос №2 Участники должны продемонстрировать знания пассивного словарного запаса русского языка. Ответ: Глагол находить имеет в своей основе корень -ход- (ср.: приходить, выходить, отходить); в древности это слово имело первоначальное значение «вступать, направляться, приходить, вторгаться». Отсюда и слово находник означало «тот, кто приходит, приезжает куда-либо; приезжий, пришелец». (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т.2.). Оценка: За первоначальное значение глагола находить – 3 балла. Значение слова находник – 3 балла. Если указаны родственные слова (ср.: приходить, выходить, отходить) – 2 балла. Максимальный балл – 8. Вопрос №3 Участники должны показать осведомленность в лингвистической терминологии. Ответ: а) синтаксис; б) местоимение. Оценка: 1 балл за определение каждого термина. Максимальный балл – 2. Вопрос №4 Участники должны показать знание семантической системы русского языка. Ответ: Преамбула – вводная часть важного документа; предвзятый – основанный на предубеждении, заранее ложно или враждебно принятый; предосудительный – заслуживающий осуждения; превратный – изменчивый, непостоянный, а также ложный. Оценка: 1 балл за каждое объяснение. Максимальный балл – 4. Вопрос №5 Участники должны продемонстрировать навыки морфемного анализа. Ответ: С приставки вс- начинаются слова вскормить, вскричать, вспахать, вспомнить. С приставки в- начинаются слова вселить, вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь, встроить, вступление. Слова всадник, всегда и встретить не имеют приставок, начинаются с корня. Оценка: За верную позицию – 0,5 балла. Максимальный балл – 6. Вопрос №6 Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова. Ответ: Существительные женского рода стоят в дательном падеже, существительные среднего рода – в предложном. Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 5. Вопрос №7 Задание ориентировано на выявление знания категории рода заимствованных имен существительных и употребление их в речи. Ответ: Салями – вкусная, аппетитная, сочинская; Фрау – красивая, разговорчивая, темноволосая; Иваси – соленая, вкусная, бочковая. Оценка: За определение существительных женского рода по 1 баллу, за каждый приведенный пример – 0,2 балла. Максимальный балл – 4,8. Вопрос №8 Ответ: Выделенные слова являются сказуемыми, которые выражены словами категории состояния. Оценка: За указание синтаксической функции - 4 балла, за указание частеричной принадлежности – 4. Максимальный балл – 8. Вопрос №9 Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические единицы. Ответ: Двусоставное неполное. Оценка: За правильный ответ – 2 балла. Максимальный балл – 2 . Вопрос №10 Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом. Ответ: Тему текста можно определить такими словами: весна, совсем весна. Эту тему, выраженную уже первым предложением, раскрывают все последующие предложения. Каждый абзац начинается словами и сочетанием слов с пространственным значением, которые соединяют части текста. Таким образом, части текста соединены параллельным способом. Внутри абзацев предложения связаны последовательным способом (1-й – 3-й абзацы) и параллельным (4-й абзац). Средствами связи являются однокоренные слова (весна - весенний), местоимения (грачи, скворцы – все они), глаголы в форме 3-го л. ед.ч. (дерутся, таскают, бросит, посмотрит). Оценка: По 2 балла за определение: а) темы текста; б) способа связи; в) средств связи. Максимальный балл – 6. За первый тур максимальный балл – 48,8. II тур Устное выступление должно продемонстрировать владение изобразительно-выразительными средствами русского языка, навыками ораторского искусства (интонационной выразительностью, уместной жестикуляцией, отсутствием речевых штампов и т.п.) Основными требованиями являются: доказательность, логичность, аргументированность, композиционная завершенность, выразительность. Каждый из этих пяти параметров оценивается по четырехбальной системе. Максимальное количество баллов – 20. 11 класс Вопрос №1 Задание комплексного характера, проверяет знания по фонетике, лексике, грамматике. Ответ: Щека, рука, нога, ноздря, скула, стопа, десна. Все эти слова – названия парных частей тела. Их фонетическая общность заключается в том, что все они двусложные с ударением на окончании (кроме формы В. п. мн.ч.) Оценка: По 0,5 балла за каждое слово (+ 0,5 балла, если перечислены все), по 2 балла за указание в ответе на название парных частей тела, двусложность, ударение на окончании. Максимальный балл – 10. Вопрос №2 Участники должны продемонстрировать знания из области языкознания. Ответ: Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. Здесь могут быть названы также китайский, японский языки, имеющие собственное иероглифическое письмо. Оценка: 0,5 балла за каждый приведенный пример. Максимальный балл – 3,5. Вопрос №3 Задание ориентировано на знание происхождения слов, а также на выявление лингвистической интуиции. Ответ: Исконно русскими являются слова: бельё (от белый), варежки (варить), косынка (косой), плащ (пласт), носки (нос, носок) и рубашка (рубище, рубец, рубить). Слова блуза, ботинки, шапка, жилет – французские заимствования; галстук – немецкое; шорты – английское; панама – по названию государства Панама, откуда к нам пришел этот головной убор; цилиндр – слово древнегреческого происхождения; сарафан, тулуп – из тюркского; шуба и юбка – из арабского. Оценка: 0,5 балла за каждое исконно русское слово. 0,5 балла за указание языка-источника заимствованного слова. Максимальный балл – 9. Вопрос №4 Участники должны продемонстрировать осведомленность в употреблении слов и их сочетаемости. Ответ: Все эти слова практически утеряли своё собственное значение и используются только во фразеологизмах: типун тебе на язык, тютелька в тютельку, точить лясы, бить баклуши, турусы на колесах. Оценка: 3 балла за комментарий, по 0,5 балла за приведенный фразеологизм. Максимальный балл – 5,5. Вопрос №5 Задание ориентировано на выявление знаний орфографической нормы русского языка. Ответ: В этих корнях пишется одна, а не удвоенная согласная при присоединении к ним некоторых суффиксов. Например, колонка, колончатый, кристальный, пятитонка, оперетка. По общему правилу при присоединении суффикса к корню, заканчивающемуся на удвоенную согласную, она сохраняется, например, класс- классный, кристалл- кристаллический. Слова с утратой удвоения относятся к разряду исключений. Оценка: По 1 баллу за приведение примера к каждому корню (приведение большего количества примеров на корень баллов не увеличивает). За объяснение – 3 балла. Максимальный балл – 8. Вопрос №6 Участники должны продемонстрировать умения членить слово на основе формально-содержательных критериев. Ответ: В словах большая и приемная -ая является окончанием; в словах до мая, из сарая, стая – окончание –я, в остальных нет окончания. Оценка: За верный ответ - 2 балла, за приведенные дополнительные соответствия по 1 баллу. Максимальный балл – 4. Вопрос №7 Задание ориентировано на знание морфологических категорий русского языка, а также направлено на развитие лингвистической наблюдательности в области грамматики. Ответ: Только существительное огонь не имеет второй формы родительного падежа на –у (-ю) Оценка: За правильный ответ 3 балла. Максимальный балл – 3. Вопрос №8 Участники должны показать осведомленность в грамматическом строе русского языка. Ответ: прискакать - прискакавший Оценка: За верный ответ – 3 балла. Максимальный балл – 3. Вопрос №9 Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические единицы. Ответ:
Оценка: 2 балла за 1) и 2), 1 балл за 3), 3 балла за 4). Максимальный балл – 8. Вопрос №10 Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом. Ответ: Данный текст написан в художественном стиле. Это подтверждает употреблением автором различных метафор и эпитетов: село, затонувшее во ржи и сливовых садах; я унес никогда не потухающее солнце, речку, тугой перегуд шмелей, запах повилики и мяты. В тексте присутствует элемент научного стиля: Они были трех сортов - величальные, протяжные и страдальные – и разговорного стиля: кричали гуртом, выводились парнями и девками под гармошку. Предложения в тексте связаны последовательным способом. Средствами связи являются местоимения (я – мне; песни – они – их - эти), наречия (село – там - оттуда), повторы слов (я унес – я унес)
За первый тур максимальный балл – 60. II тур Устное выступление должно продемонстрировать владение изобразительно-выразительными средствами русского языка, навыками ораторского искусства (интонационной выразительностью, уместной жестикуляцией, отсутствием речевых штампов и т.п.) Основными требованиями являются: доказательность, логичность, аргументированность, композиционная завершенность, выразительность. Каждый из этих пяти параметров оценивается по четырехбальной системе. Максимальное количество баллов – 20. Смотрите также: Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебного года по русскому языку
102.53kb.
1 стр.
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/20113учебного года
102.74kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
417.29kb.
3 стр.
Анализ работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2011 2012 учебного год
36.7kb.
1 стр.
Ответы на задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по обществознанию
87.24kb.
1 стр.
Ответы к заданиям II (районно-городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по опд и пз. Челябинск. 2007 год. 10 11 класс. Тест (да/нет)
502.29kb.
3 стр.
Ответы к заданиям II (районно-городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Челябинск. 2007 год. 10-11 класс Экономика 10 класс Тест (да/нет)
307.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года
573.34kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
647.34kb.
4 стр.
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
169.73kb.
1 стр.
Задания для проведения II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
417.09kb.
4 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку московская областная олимпиада 268.85kb.
3 стр.
|