Главная
страница 1
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебного года по русскому языку
9 класс

Вопрос №1

Участники должны продемонстрировать знание фонетических законов русского литературного языка.



Ответ: Стена – [c’]тена – смягчение согласных, расшить – ра[ш]ить – слияние согласных в один звук, сбить – [з]бить – озвончение согласных.

Оценка: 0,5 балла за каждый пример. Максимальный балл – 1,5.
Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать осведомленность исторических процессов в языке.



Ответ: Слово лѣвый писалось во времена Даля через  ѣ , которая в алфавите располагалась после ы.

Оценка: 3 балла за объяснение. Максимальный балл – 3.
Вопрос №3

Участники должны показать знание словообразовательной системы русского языка.



Ответ: В слове встать приставка вс-, придающая глаголам «направление вверх», накладывается на корень -ста-; слово придет без наложения морфем звучало бы как в церковнославянском языке: приидет; в прилагательном одесский корень одесс- накладывается на суффикс -ск-. В последнем слове наложения морфем нет.

Оценка: За каждую верную аргументацию - 1 балл. Максимальный балл – 3.
Вопрос №4

Участники должны продемонстрировать навыки этимологического анализа.



Ответ: Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто);

Крышка – от крыть, накрыть (то, чем накрывают);

Покрывало – от покрыть, покрывать (то, чем покрывают);

Укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).

Слово кровавый происходит от слова кровь, а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.



Оценка: За верный ответ – 4 балла, за объяснение слов кровавый, крыло – по 1 баллу. Максимальный балл – 6.
Вопрос №5

Участники должны показать знание частеричной принадлежности слов русского языка.



Ответ: Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, семеро, три, трое – числительные; всемером, в-третьих, втроём – наречия; двойка, пара, пятак, пятерка, трешка, троица, тройка, трояк – существительные.

 Оценка: По 0,5 балла за каждый пример. Максимальный балл – 4.


Вопрос №6

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.



Ответ: 1)Выучился грамоте – научился читать и писать.

2) Читал письмо.

В 1 и 2 предложении – значение «умение читать и писать».



3) Официальный документ.

4)Китайская грамота – нечто недоступное пониманию; о чем-нибудь непонятном.

5) Филькина грамота – недействительный, неправильно и неграмотно составленный документ.

Оценка: За каждое объяснение – 1 балл. Максимальный балл – 5.

Вопрос №7

Задание ориентировано на выявление знания изобразительно-выразительных средств русского языка.



Ответ: Оксюморон.

Оценка: За верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 1.
Вопрос №8

Участники должны показать знание способов подчинительной связи в русском языке.



Ответ: Лишним является словосочетание продавать в розницу - глагол + наречие – связь – примыкание; в остальных словосочетаниях – связь – управление.

Оценка: За верный ответ – 1 балл, 0,5 балла за указание типа связи в остальных словосочетаниях. Максимальный балл – 1,5.
Вопрос №9

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления.



Ответ: 1) определенно-личное;

2) безличное;

3) назывное;

4) обобщенно-личное;

5) неопределенно-личное.

 Оценка: За каждый верно указанный тип односоставного предложения – 1 балл. Максимальный балл – 5.


Вопрос №10

Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом.



Ответ: В данном тексте автор смешивает разные стили речи: научный и разговорный. Есть также элементы народно-поэтической речи. Смешение разных стилей и создает комический эффект.

Оценка: За правильный ответ – 4 балла. Максимальный балл – 4.

За первый тур максимальный балл – 30.


II тур

Устное выступление должно продемонстрировать владение изобразительно-выразительными средствами русского языка, навыками ораторского искусства (интонационной выразительностью, уместной жестикуляцией, отсутствием речевых штампов и т.п.)

Основными требованиями являются: доказательность, логичность, аргументированность, композиционная завершенность, выразительность. Каждый из этих пяти параметров оценивается по четырехбальной системе.

Максимальное количество баллов – 20.


10 класс

Вопрос №1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.



Ответ: В словах шинель и музей произношение мягкого согласного перед е обязательно, в слове бассейн допускается два варианта произношения: [c’э], [сэ].

Оценка: За правильный ответ – 2 балла. За пояснение слова бассейн – 1 балл. Максимальный балл – 3.
Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать знания пассивного словарного запаса русского языка.



Ответ: Глагол находить имеет в своей основе корень -ход- (ср.: приходить, выходить, отходить); в древности это слово имело первоначальное значение «вступать, направляться, приходить, вторгаться». Отсюда и слово находник означало «тот, кто приходит, приезжает куда-либо; приезжий, пришелец». (Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т.2.).

Оценка: За первоначальное значение глагола находить – 3 балла. Значение слова находник – 3 балла. Если указаны родственные слова (ср.: приходить, выходить, отходить) – 2 балла. Максимальный балл – 8.
Вопрос №3

Участники должны показать осведомленность в лингвистической терминологии.



Ответ: а) синтаксис; б) местоимение.

Оценка: 1 балл за определение каждого термина. Максимальный балл – 2.
Вопрос №4

Участники должны показать знание семантической системы русского языка.



Ответ: Преамбула – вводная часть важного документа; предвзятый – основанный на предубеждении, заранее ложно или враждебно принятый; предосудительный – заслуживающий осуждения; превратный – изменчивый, непостоянный, а также ложный.

Оценка: 1 балл за  каждое объяснение. Максимальный балл – 4.
Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать навыки морфемного анализа.



Ответ: С приставки вс- начинаются слова вскормить, вскричать, вспахать, вспомнить. С приставки в- начинаются слова вселить, вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь, встроить, вступление. Слова всадник, всегда и встретить не имеют приставок, начинаются с корня.

Оценка: За верную позицию – 0,5 балла. Максимальный балл – 6.
Вопрос №6

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.



Ответ: Существительные женского рода стоят в дательном падеже, существительные среднего рода – в предложном.

Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 5.
Вопрос №7

Задание ориентировано на выявление знания категории рода заимствованных имен существительных и употребление их в речи.



Ответ: Салями – вкусная, аппетитная, сочинская;

Фрау – красивая, разговорчивая, темноволосая;

Иваси – соленая, вкусная, бочковая.

Оценка: За определение существительных женского рода по 1 баллу, за каждый приведенный пример – 0,2 балла. Максимальный балл – 4,8.
Вопрос №8

Ответ: Выделенные слова являются сказуемыми, которые выражены словами категории состояния.

Оценка: За указание синтаксической функции - 4 балла, за указание частеричной принадлежности – 4. Максимальный балл – 8.
Вопрос №9

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические единицы.



Ответ: Двусоставное неполное.

 Оценка: За правильный ответ – 2 балла. Максимальный балл – 2 .


Вопрос №10

Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом.



Ответ: Тему текста можно определить такими словами: весна, совсем весна. Эту тему, выраженную уже первым предложением, раскрывают все последующие предложения. Каждый абзац начинается словами и сочетанием слов с пространственным значением, которые соединяют части текста. Таким образом, части текста соединены параллельным способом. Внутри абзацев предложения связаны последовательным способом (1-й – 3-й абзацы) и параллельным (4-й абзац). Средствами связи являются однокоренные слова (весна - весенний), местоимения (грачи, скворцы – все они), глаголы в форме 3-го л. ед.ч. (дерутся, таскают, бросит, посмотрит).

Оценка: По 2 балла за определение: а) темы текста; б) способа связи; в) средств связи. Максимальный балл – 6.

За первый тур максимальный балл – 48,8.


II тур

Устное выступление должно продемонстрировать владение изобразительно-выразительными средствами русского языка, навыками ораторского искусства (интонационной выразительностью, уместной жестикуляцией, отсутствием речевых штампов и т.п.)

Основными требованиями являются: доказательность, логичность, аргументированность, композиционная завершенность, выразительность. Каждый из этих пяти параметров оценивается по четырехбальной системе.

Максимальное количество баллов – 20.


11 класс

Вопрос №1

Задание комплексного характера, проверяет знания по фонетике, лексике, грамматике.



Ответ: Щека, рука, нога, ноздря, скула, стопа, десна. Все эти слова – названия парных частей тела. Их фонетическая общность заключается в том, что все они двусложные с ударением на окончании (кроме формы В. п. мн.ч.)

Оценка: По 0,5 балла за каждое слово (+ 0,5 балла, если перечислены все), по 2 балла за указание в ответе на название парных частей тела, двусложность, ударение на окончании. Максимальный балл – 10.

Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать знания из области языкознания.



Ответ: Арабский, армянский, греческий, грузинский, иврит. Здесь могут быть названы также китайский, японский языки, имеющие собственное иероглифическое письмо.

Оценка: 0,5 балла за каждый приведенный пример. Максимальный балл – 3,5.
Вопрос №3

Задание ориентировано на знание происхождения слов, а также на выявление лингвистической интуиции.



Ответ: Исконно русскими являются слова: бельё (от белый), варежки (варить), косынка (косой), плащ (пласт), носки (нос, носок) и рубашка (рубище, рубец, рубить). Слова блуза, ботинки, шапка, жилет – французские заимствования; галстук – немецкое; шорты – английское; панама – по названию государства Панама, откуда к нам пришел этот головной убор; цилиндр – слово древнегреческого происхождения; сарафан, тулуп – из тюркского; шуба и юбка – из арабского.

Оценка: 0,5 балла за каждое исконно русское слово. 0,5 балла за указание языка-источника заимствованного слова. Максимальный балл – 9.
Вопрос №4

Участники должны продемонстрировать осведомленность в употреблении слов и их сочетаемости.



Ответ: Все эти слова практически утеряли своё собственное значение и используются только во фразеологизмах: типун тебе на язык, тютелька в тютельку, точить лясы, бить баклуши, турусы на колесах.

 Оценка: 3 балла за комментарий, по 0,5 балла за приведенный фразеологизм. Максимальный балл – 5,5.


Вопрос №5

Задание ориентировано на выявление знаний орфографической нормы русского языка.



Ответ:

В этих корнях пишется одна, а не удвоенная согласная при присоединении к ним некоторых суффиксов. Например, колонка, колончатый, кристальный, пятитонка, оперетка. По общему правилу при присоединении суффикса к корню, заканчивающемуся на удвоенную согласную, она сохраняется, например, класс- классный, кристалл- кристаллический. Слова с утратой удвоения относятся к разряду исключений.



Оценка: По 1 баллу за приведение примера к каждому корню (приведение большего количества примеров на корень баллов не увеличивает). За объяснение – 3 балла. Максимальный балл – 8.
Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать умения членить слово на основе формально-содержательных критериев.



Ответ: В словах большая и приемная -ая является окончанием; в словах до мая, из сарая, стая – окончание –я, в остальных нет окончания.

 Оценка: За верный ответ - 2 балла, за приведенные дополнительные соответствия по 1 баллу. Максимальный балл – 4.


Вопрос №7

Задание ориентировано на знание морфологических категорий русского языка, а также направлено на развитие лингвистической наблюдательности в области грамматики.



Ответ: Только существительное огонь не имеет второй формы родительного падежа на –у (-ю)

Оценка: За правильный ответ 3 балла. Максимальный балл – 3.

Вопрос №8

Участники должны показать осведомленность в грамматическом строе русского языка.



Ответ: прискакать - прискакавший

Оценка: За верный ответ – 3 балла. Максимальный балл – 3.
Вопрос №9

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические единицы.



Ответ:

  1. Все предложения являются сложноподчиненными.

  2. Во всех предложениях союзное средство может быть понято как союз или как союзное слово, то есть все они допускают двойное толкование.

  3. Предложения различаются союзными средствами.

  4. Предложения 1 и 2 в любом случае имеют придаточное изъяснительное, а 3 – либо изъяснительное (когда – союзное слово), либо временное (когда - союз).

Оценка: 2 балла за 1) и 2), 1 балл за 3), 3 балла за 4). Максимальный балл – 8.
Вопрос №10

Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом.



Ответ: Данный текст написан в художественном стиле. Это подтверждает употреблением автором различных метафор и эпитетов: село, затонувшее во ржи и сливовых садах; я унес никогда не потухающее солнце, речку, тугой перегуд шмелей, запах повилики и мяты.

В тексте присутствует элемент научного стиля: Они были трех сортов - величальные, протяжные и страдальные – и разговорного стиля: кричали гуртом, выводились парнями и девками под гармошку.

Предложения в тексте связаны последовательным способом. Средствами связи являются местоимения (я – мне; песни – они – их - эти), наречия (село – там - оттуда), повторы слов (я унес – я унес)

Оценка: По 2 балла за определение: а) стиля; б) способа связи; в) средств связи. Максимальный балл – 6.

За первый тур максимальный балл – 60.


II тур

Устное выступление должно продемонстрировать владение изобразительно-выразительными средствами русского языка, навыками ораторского искусства (интонационной выразительностью, уместной жестикуляцией, отсутствием речевых штампов и т.п.)



Основными требованиями являются: доказательность, логичность, аргументированность, композиционная завершенность, выразительность. Каждый из этих пяти параметров оценивается по четырехбальной системе.

Максимальное количество баллов – 20.


Смотрите также:
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебного года по русскому языку
102.53kb.
1 стр.
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012/20113учебного года
102.74kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
417.29kb.
3 стр.
Анализ работ участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2011 2012 учебного год
36.7kb.
1 стр.
Ответы на задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года по обществознанию
87.24kb.
1 стр.
Ответы к заданиям II (районно-городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по опд и пз. Челябинск. 2007 год. 10 11 класс. Тест (да/нет)
502.29kb.
3 стр.
Ответы к заданиям II (районно-городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Челябинск. 2007 год. 10-11 класс Экономика 10 класс Тест (да/нет)
307.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года
573.34kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. Года
647.34kb.
4 стр.
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мхк) в 2010/2011 учебном году
169.73kb.
1 стр.
Задания для проведения II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
417.09kb.
4 стр.
Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку московская областная олимпиада
268.85kb.
3 стр.