Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР И АНТИЧНОСТИ

Кафедра истории и филологии Дальнего Востока


Рабочая программа дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В ЯПОНОВЕДЕНИЕ
по направлению № 032100 Востоковедение и африканистика

бакалавриат

Профиль: Языки и литературы стран Азии и Африки

(Язык и литература Японии)

Москва 2011

Аннотация к курсу «Введение в японоведение».
Для студентов 1 курса направления подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (ИВКА) , профиль: Языки и литературы стран Азии и Афр­и­ки (Язык и литература Японии)
Цель дисциплины

Дисциплина «Введение в японоведение» является курсом вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки Востоковедение и афри­ка­нистика, предназначена для студентов 1 курса, реализу­ется в Институте восточ­ных культур и античности кафедрой Истории и филологии Дальнего Востока.

Для понимания основ традиционной японской культуры в ходе ком­плек­с­ного изучения духовного наследия Японии особую значимость имеет предостав­ле­ние учащимся отдельного вводного курса, в рамках которого они уже на начальном этапе обуче­ния могли бы получить, в максимально доступной и облегченной форме, ряд основных сведений по таким областям знания, как география, история, литература, философия Японии. Отсутствие общеобразовательного вводного курса по японоведению неизбежно приводит к серьезному дисбалансу в ходе углубленного изучения соот­вет­ст­вующих дисциплин, что в корне противоречит комплексной концепции профиля «Язык и литература Японии».

Основная цель курса — предоставить в распоряжение студента опре­де­ленный набор «ба­зисных» сведений о языке, культуре и истории изучаемой стра­ны (Японии), включая сравнительную характеристику японской культуры в срав­не­нии с элементами запад­ной циви­ли­зации.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпуск­ника:



  • ОК-1 (способность научно анализировать социально значимые про­бле­мы и процессы, умение использовать на практике методы гума­ни­тарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах професси­ональной и социальной дея­тель­ности, связанной с изучением Востока);

  • ОК-2 (способность использовать в познавательной и профессиональ­ной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культуро­логии; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) офор­мить его результаты на родном, западном и восточном языках);

  • ОК-3 (способность приобретать новые знания, используя современ­ные образовательные и информационные технологии);

  • ОК-8 (способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач);

  • ОК-9 (способность и готовность к практическому анализу логики раз­личного вида рассуждений, владение навыками публичной речи, ар­гументации, ведения дискуссии и полемики);

  • ОК-16 (способность понимать культуру социальных отношений, кри­ти­че­ски переосмысливать свой социальный опыт, готовность уважи­те­ль­но относиться к историческому наследию и культурным традици­ям);

  • ПК-1 (владеть теоретическими основами организации и планирования научно-исследовательской работы);

  • ПК-2 (способность применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир);

  • ПК-4 (владеть понятийным аппаратом востоковедных исследований);

  • ПК-12 (способность использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формирова­нии политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира);

  • ПК-15 (способность использовать знание этнографических, этнолин­гви­стических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета);

  • ПК-16 (способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам разви­тия афро-азиатского мира, решение которых способствует укрепле­нию дипломатических позиций, повышению экономической безопас­ности и конкурентоспособности Российской Федерации).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ, зачет на 1 курсе обучения.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы — 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены следующие занятия: лекции — 12 часов, семинары — 14 часов, самостоятельная работа студента — 46 часов.

Рабочая программа дисциплины
Пояснительная записка
Предмет дисциплины — изучение и попытка систематического осмысления основных фактов, понятий, идеологем, лежащих в основе японской цивилизации и имеющих отношение к таким сферам японоведения, как история, язык, литература, философия, религиозная мысль.

Одной из основных целей обучения студентов данной специали­зации является привитие им навыков понимания основ традиционной японской культуры в результате комплексного изучения духовного наследия Японии - художественной и исторической литературы, искус­ства, религии, духовной и материальной культуры. Эта глобальная директива в целом осуществляется путем постепенного и подробного чтения теоретических и практических курсов по соответствующим дис­циплинам на протяжении всех четырёх лет обучения.

Однако при обсуждении общей концепции специализации на за­седаниях Института восточных культур и античности было отмечено, что, помимо детальных курсов по соответствующим дисциплинам, крайне целесообразным явилось бы создание для студентов отдельного вводного курса, в рамках которого они уже на начальном этапе обуче­ния могли бы получить, в максимально доступной и облегченной форме, ряд основных сведений по вышеперечисленным дисци­плинам гумани­тарного характера. Можно выделить две главные причины, по кото­рым такой курс был в итоге принят в качестве обязательного.

Во-первых, отсутствие общеобразовательного вводного курса по японоведению, как это показывает японоведческое образование в тех учеб­ных заведениях, где такой курс отсутствует, неизбежно приводит к тому, что на начальных — и в определенном смысле формирующих общее отношение учащегося к специализации — этапах обучения ак­цент оказывается лишь на части теоретических дисциплин, преподаю­щихся в полном объеме (таких, как история и литература), в то время как по другим, не менее важным аспектам (религия, материальная культура, искус­ство) учащийся оказывается лишенным даже наиболее элементарных знаний. Такая ситуация в корне противоречит общей концепции специализации, где упор ставится именно на комплексное обучение, при котором дисциплины специализации мыслятся не в отрыве друг от друга, а, наоборот, в тесной взаимосвязи.

Так, историю Японии трудно, если не невозможно, изучать в отрыве от литературы, т. к. историческая (и политическая) и филологическая традиции Японии во многом пересекаются; литература оказывается тесно связанной с философией буддизма, конфуцианства, обрядовых элементов синтоизма и даосизма. Наконец, все эти и многие другие дисциплины (включая даже изобразительное искусство, тесно связанное с каллиграфией) имеют в качестве единого связующего элемен­та японский язык, уникальные особенности которо­го во многом предопределили пути развития японской культуры.

Во-вторых, практика преподавания показывает, что при деталь­ном изложении теоретического курса не всегда удается правильным образом акцентировать внимание студентов в первую очередь на важнейших, ключевых моментах соответствующих дисциплин. Нередки случаи, когда студенту, теряющемуся под обилием усваиваемого материала, не удается провести четкое разграничение между основными и второсте­пенными историческими событиями, литературными и художест­вен­ными приемами и т.п. При условии предварительного компактного и сжатого изложения основных моментов этих дисциплин, проведенного специалистами в соответствующих областях, риск попасть в такую ситуацию значительно снижается.

Эти и ряд других соображений и легли в основу курса «Введение в японоведение». Предметом этого курса, таким образом, является краткое ознаком­ле­ние студентов с культурой традиционной и современной Японии в комплексном освещении. В качестве основных разделов курса выбраны следующие: 1) география и история Японии, 2) японский язык, 3) литература Японии, 4) материальная культура Японии, 5) религиозные учения Японии.

Цель дисциплины — предоставить в распоряжение студента опре­де­ленный набор «ба­зисных» сведений о языке, культуре и истории изучаемой стра­ны (Японии), включая сравнительную характеристику японской культуры в срав­не­нии с элементами запад­ной циви­ли­зации.

Задачи дисциплины предполагают:

— ознакомить учащихся с краткой географической, исторической и куль­тур­ной характери­стикой Японии в синхронном и историческом аспекте;

— привить первичные навыки сопоставления усвоенной японоведческой ин­фор­мации со сведениями и установками, известными учащимся как пред­ста­вителям европейской культуры;

— усвоение современных базовых теоретических представлений о проис­хож­дении, характе­ре и специфике японского языка и японской литературы;

— получение первого опыта чтения, анализа и реферирования научной и научно-популяр­ной японоведческой литературы общеописательного (не узко-спе­ци­фического) характера.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО: дисциплина «Введение в японоведение» является частью профес­си­онального цикла Б.3 по направлению подготовки Востоковедение и афри­ка­ни­сти­ка, реализу­емой в Институте восточных культур и античности ка­фед­рой Ис­тории и филологии Дальнего Востока.

Дисциплина является обязательным курсом вариативной части профессио­нального цикла дисциплин (Б.3), читается во 2 семестре.

Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана с дис­циплинами: философия, введение в востоковедение, история Японии, исто­рия литературы Японии, религии Японии, старояпонский язык, история японского языка, этнология Японии, письменные памятники древней Японии.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

— базисные сведения по административно-политическому устройству Японии, названия исторических провинций и современных префектур Японии и их столиц (ОК-2, ПК-2);

— основные вехи развития японской истории, ее периодизацию (ПК-2, ПК-12, ПК-15, ПК-16);

— общую характеристику японского языка, периодизацию его истории, общие сведения о природе иероглифической письменности (ПК-4);

— названия и имена основных представителей философских школ и рели­ги­оз­ных направле­ний Японии, иметь общие представления о различиях между этими школами (ПК-4);

уметь:

— пользоваться простейшими энциклопедиями, справочниками, инфор­ма­ци­он­ными мате­риалами по истории и культуре Японии (ОК-3, ОК-8, ПК-1);

— проводить сопоставительный анализ полученных в ходе обучения данных со своими знаниями и представлениями о базисных ценностях и специфике евро­пей­ских культур (ОК-9, ОК-16).
Структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины: 2 семестр — 2 зачётные единицы (72 ча­са). Из них: аудиторная работа — 26 часов, самостоятельная работа студентов — 46 часов, в т. ч. подготовка к семинарским занятиям, выполнение контрольного задания и аттестации (зачет с оценкой).



п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

лек­ции

прак­ти­ческие

занятия

семи­нары

самостоятельная

работа

1

География и история Японии.

5




4




4

10

Подготовка к семинарам.

2

Японский язык.

5




2




4

8

Подготовка к семинарам.

3

Литература Японии.

5




2




2

6

Подготовка к се­ми­на­рам. Кон­троль­ная работа.

4

Материальная культура Японии.

5




2




2

6

Подготовка к семинарам.

5

Религиозные учения Японии.

5




2




2

6

Подготовка к семинарам.

8

Итоговая аттестация.

5













10

Зачет.




Всего







12




14

46





Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины введение в японоведение по направлению №032100 Востоковедение и африканистика бакалавриат
108.44kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины физическая и экономическая география японии по направлению №032100 Востоковедение и африканистика
87.15kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины основной восточный язык. Специальный курс. Часть по направлению №032100 Востоковедение и африканистика
98.1kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины основной восточный язык. Базовый курс. Часть по направлению №032100 Востоковедение и африканистика
113.09kb.
1 стр.
Программа дисциплины практикум чтения на классическом японском языке для направления 032100. 62 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра
121.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономический перевод для направления/специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
200.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Литература тибета по направлению №032100 Востоковедение и африканистика
65.11kb.
1 стр.
Учебный план бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика»
79.81kb.
1 стр.
Программа дисциплины практикум чтения на классическом японском языке для направления 032100. 62 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра
173.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины История западных цивилизаций  для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
520.3kb.
7 стр.