Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Научная работа тема: “Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге”. Выполнила: Федорова Екатерина МЭШДОМ (МОУ «Гимназия №19», 11 А класс) Калуга 2005 год
СОДЕРЖАНИЕ
Научная работа тема: “Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге”. Федорова Екатерина (МЭШДОМ, гимназия №19) ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе розничная торговля развивается по стандарту западного пути. Существуют лидеры-компании и компании, которые занимают наименьшие доли рынка. Но если посмотреть на региональные рынки, то эта закономерность явно нарушается. Рассмотрение этих проблем легли в основу исследовательской работы на тему «Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге». Цель данной работы – провести анализ состояния розничной торговли на современном этапе ( в городе Калуге). Исходя из поставленной цели, задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
Учитывая выше изложенное структура работы формируется следующим образом. Глава 1 «Розничная торговля в РФ: тенденции развития». Раскрывает основные этапы развития розничной сети и рассказывает об особенностях розничной торговли. Глава 2 «Особенности розничной торговли в г. Калуге» имеет исследовательский характер и анализирует состояние розничной торговли города Калуги. Объектом исследования работы, является розничная торговля. Предметом исследования стала непосредственная оценка состояния розничной торговли на современном этапе. Работа основывается на собственном исследовании. Глава 1. Розничная торговля в РФ: тенденции развития 1.1.Этапы и особенности развития розничной торговли в РФ. Посмотрим, с чего начиналось развития российского рынка в 1990г. За 365 дней 1990 года 150 миллионов россиян смогли купить товаров и услуг всего лишь на 16—17 миллиардов долларов. Для сравнения: объемы продаж крупнейших компаний Wall Mart, Procter&Gamble и других составляют десятки миллиардов долларов в год. Получается, что в 1990 году все россияне потратили гораздо меньше, чем зарабатывает одна мировая корпорация. Буквально за несколько лет динамика российского рынка резко возросла. В 2003 году российский розничный рынок составил более 300 миллиардов долларов. По данным Госкомстата РФ, в июле 2003 г. оборот розничной торговли в России составил 368 млрд. руб. В товарной массе это на 7,9% больше, чем показатель за соответствующий период 2002 г. В целом за период с января по июль текущего года оборот составил 2428,1 млрд. руб. и превысил прошлогодний показатель на 8,7%. В июле 2003 г. оборот розничной торговли на 76,1% формировался торгующими организациями, доля рынков составила 23,9% (в июле 2002 г. — соответственно 75,9% и 24,1%). В структуре оборота 46,7% составил удельный вес продовольственных товаров, а 53,3% пришлось на долю непродовольственных товаров (в июле 2002 г. эти показатели составляли 46,6% и 53,4% соответственно). Другими словами, в 2003 году каждый день в среднем в России тратилось по миллиарду долларов наличными. Оценки показывают: скоро, примерно в 2010 году, российский розничный рынок вполне может составить один триллион долларов годовых продаж.
Сейчас розничный рынок развивается по стандартному западному пути. И если несколько лет назад каждая российская компания имела что-то свое, то сейчас крупные сетевые операторы повсеместно тиражируют западные технологии. Если посмотреть на развитые западные рынки, то можно увидеть закономерность (приложение I) Можно выявить основное рыночное правило — правило удвоения долей компаний на рынке. Это связано со многими факторами, прежде всего с финансовыми ресурсами. В России на сегодняшний день происходит следующее. В некоторых отраслях, особенно на региональных рынках, явные лидеры еще не выделились, и несколько компаний могут иметь равные доли — по 15—20 процентов, — то есть ситуация в изменении. Например, торговля бытовой техникой и электроникой. В 2002 году основные операторы этого рынка имели каждый около 20 процентов в Москве. Это «М-Видео», «Мир» и другие компании. В 2003 году «М-Видео» резко вырвался вперед, уходя на 25 процентов рынка и более. Соответственно другие розничные сети начинают терять, а «М-Видео» приближается к 30 процентам, тем самым становясь номером один на московском рынке. Другая ситуация, которая существует на рынке России — это монополизация. Существуют товарные отрасли, где одна компания продает и контролирует до 70—80 процентов товарной группы. Такой компанией является Сбербанк, которому принадлежит 70—80 процентов рынка финансовых банковских услуг. Остальные банки в России соответственно делят между собой 20—30 процентов рынка.
За последние полтора года большинство московских сетей из самых разных сегментов потребительского рынка обзавелось магазинами в различных городах России. Регионы сегодня становятся основным направлением развития столичных розничных сетей. Региональная часть бизнеса столичных компаний сегодня составляет до 30%, а в некоторых компаниях и до 50% общего оборота. Руководство сетей уже не делит свой бизнес на региональный и московский, предпочитая говорить о «компании федерального уровня». Главная причина экспансии – постепенное насыщение московского рынка в сочетании с неразвитостью рынков региональных. Конкуренция в Москве идет уже не в отдельных сегментах рынка, а в сфере недвижимости— компании сражаются за дефицитные площади, и цены на них растут. Кроме того, становится все меньше возможностей для развития на столичном рынке — игрокам уже практически некого вытеснять. Например, у московских продавцов бытовой техники и электроники сложился паритет с торговцами на рынках — их доля относительно друг друга почти неизменна, а темпы роста продаж снижаются. Из-за растущей конкуренции постепенно снижается и прибыльность операций в рознице. Если полтора-два года назад в Москве средняя наценка составляла 25-30 процентов, то в 2003 году она упала до 22 процентов. То есть получается, что за год ритейлеры потеряли около 10 процентов прибыли. Выход же в регионы позволяет быстро увеличить объем продаж при относительно небольших затратах. Сети получают дополнительный доход за счет расширения рынка сбыта и завоевания новой, недоступной ранее аудитории. При этом издержки на создание и ведение нового бизнеса гораздо ниже. Экспансия столичных компаний в регионы не только увеличивает прибыль, но и снижает окупаемость проекта: с привычных для Москвы 5-6 до 2-2,5 лет. Экспансии помогает и то, что местные игроки за небольшим исключением слабы в сравнении с московскими — их ассортимент, услуги, технологии неконкурентоспособны. Чаще всего в регионах работают небольшие, еще «советские» магазины, торгующие через прилавок, где представлен узкий ассортимент и отсутствует сервис. Спешат ритейлеры в регионы и в стремлении опередить конкурентов по столичному рынку. По оценкам специалистов, доходы покупателей там в три-четыре раза ниже, чем в Москве, поэтому рассчитывать на хороший бизнес могут только те игроки, которые пришли первыми. Выходя в регионы, компании преследуют и стратегические цели: смена статуса локального игрока на статус «ритейлера национального масштаба» дает преимущества компаниям, планирующим выходить на международный рынок, размещать там свои акции и привлекать западный капитал. Однако при выходе столичных компаний на региональные рынки соотношение цена - качество должно быть таким, чтобы при невысокой стоимости продукции качество и сервис были бы на достойном уровне. Для того, чтобы продуктивно развивать торговые сети в регионах, компаниям нужно сделать всего три вещи: 1) найти недвижимость с арендной ставкой ниже московской; 2) получить эту недвижимость; 3) сформировать интересное маркетинговое предложение. При этом грамотное маркетинговое предложение должно включать в себя: 1) экономически обоснованный широкий товарный ассортимент; 2) относительно высокое качество обслуживания клиентов; 3) гибкую ценовую политику. На локальные рынки столичные розничные операторы в основном проникают тремя способами: это покупка или слияние с сильным местным розничным оператором, передача франшизы местной розничной или дистрибуторской компании или создание собственной дочерней структуры в регионе. Хотя региональный покупатель в последние годы стал более требователен к потребительским характеристикам товара и к уровню обслуживания, все же цена остается для него определяющей при выборе продукции. Тогда как для столичного потребителя она всего лишь на третьем или даже четвертом месте. Отсюда одним из основных инструментов завоевания регионов столичными игроками является использование различных систем скидок За последние 3 – 4 года отмечают эксперты, ситуация в регионах сильно изменилась. В то время когда в Москве думали о выходе на новые рынки, в регионах появились свои (и часто вполне конкурентоспособные) торговые сети, которые сегодня в состоянии диктовать правила игры на рынках своей малой родины. Местные бизнесмены прекрасно ориентируются в потребительских предпочтениях своих земляков, знают их привычки, пристрастия, чувствуют маркетинговую ситуацию и могут предельно точно просчитать будущую выручку, что не всегда удается «пришлым» столичным компаниям. К тому же региональные игроки успели занять лучшие в своем городе профильные торговые площади. Поэтому московские операторы вполне могут столкнуться в других городах с проблемой нехватки специализированных помещений, сочетающих удобное месторасположение и невысокую арендную плату. Стоимость недвижимости в регионах постепенно растет. Конечно, арендная плата на периферии еще не достигла московских 300-350 долларов за квадратный метр, но 200 долларов ежемесячно отдавать во многих городах уже придется. Успех же московских компаний в регионах во многом обусловлен умением расположить к себе местного потребителя. Рекламные акции уместно проводить еще до прихода компании в тот или иной город, чтобы заранее формировать осведомленность аудитории о новой торговой марке. Столичные сети выводят на местные рынки сразу все свои ноу-хау, ставят новейшее оборудование, системы автоматизации, которые внедрялись в столичных магазинах годами. Сегодня региональные рынки стали полигоном для отработки новейших торговых технологий. И все же в регионах у москвичей не все идет гладко. Главный тормозящий фактор развития сетевой торговли - несовершенство законодательства. Например, до сих пор нет нормативных актов о франчайзинге. Прибавим к этому постоянно меняющееся налоговое законодательство. Впрочем, есть и позитивные моменты. В частности, нельзя не приветствовать отмену налога с продаж, который, тормозил развитие розничных компаний. Ведь около 5% от оборота ритейлеры были вынуждены отдавать государству, получая эти деньги из кармана покупателей. Помимо проблем с налогами возникает масса сложностей с поиском и подготовкой кадров всех уровней. Для открытия магазина в каждый регион необходимо отправить порядка десяти высококвалифицированных менеджеров, которые смогут наладить отношения с поставщиками, обучить персонал, внедрить грамотные технологии. Для обучения персонала низшего и среднего звена работают учебные центры в Москве. Этот персонал проходит стажировку на базе работающих магазинов. Но, несмотря на сложности, экспансия набирает обороты. Причина в том, что в регионах другие условия работы: ниже стоимость аренды или покупки площадей, ниже уровень зарплат сотрудников — а это основная доля расходов.
Оборот розничной торговли в январе-мае текущего года составил 8 млрд. 267 млн. рублей, по сравнению с январем-маем прошлого года увеличился в сопоставимых ценах на 14,8%. В мае т.г. реальный оборот розничной торговли увеличился по сравнению с маем 2002 г. на 16,6%, по сравнению с апрелем т.г. – на 5,1%. Оборот розничной торговли в январе-мае т.г. на 78,7% формировался торгующими организациями, доля продажи товаров на рынках составила 21,3%. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 50,3%, непродовольственных товаров - 49,7%. Продовольственных товаров в январе-мае т. г. населению продано на 4 млрд.158 млн. рублей, что в товарной массе на 13,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года, непродовольственных товаров реализовано на 4 млрд. 109 млн. рублей (на 16,5% больше). На крупных и средних предприятиях розничной торговли в январе-апреле т.г. средняя численность работающих составила 5,5 тыс. человек, что на 4,7% больше, чем в январе-апреле 2002 г. За этот период получено прибыли на сумму 16,8 млн. рублей. Доля убыточных организаций в январе-апреле т.г. составила 30,1%, сумма убытка этих предприятий - 7,5 млн. рублей. 2.2. Анализ экономических условий развития розничной торговли г. Калуги Для того, чтобы проанализировать привлекательность г Калуги с позиции розничной торговли, необходимо проанализировать социально – экономическое развитие г.Калуги. В настоящее время Калуга – динамично развивающийся индустриальный город. Сочетание развитой промышленности, благоприятной экологической обстановки и выгодного географического расположения делают город удобным местом для проживания и ведения бизнеса. Развитая транспортная инфраструктура напрямую связывает Калугу с рядом крупных городов Центра России (Москва, Смоленск, Тула, Орел, Брянск и Ближнего Зарубежья – Киев). Структура экономики Калуги является достаточно диверсифицированной, что является важным конкурентным преимуществом города (приложение IV ) Промышленность является ведущей отраслью экономики Калуги, обеспечивая 60% налоговых поступлений в бюджет и формируя треть рынка труда. В силу исторически сложившейся специфики промышленного производства Калуги, большинство промышленных предприятий конкурируют с аналогичными предприятиями на общероссийском рынке. Конкуренты в городе и области практически отсутствуют. Продукция промышленных предприятий города достаточно конкурентоспособна по качеству, но недостаточно конкурентоспособна по издержкам. На город приходится около половины всего промышленного производства Калужской области. В период с 2001-2003 год финансовое состояние промышленных предприятий имеет положительную тенденцию и формирует 80% прибыли в экономике города. К основным слабым сторонам предприятий относятся: дефицит квалифицированных кадров, высокая себестоимость продукции и неразвитость системы дистрибуции . Сравним основные показатели социально-экономического положения Калуги и Москвы за I полугодие 2004г.(приложение II)
Для анализ состояния розничной торговли в г. Калуге было проведено следующее исследование. 1. Методология исследования В рамках исследования использованы следующие информационные источники: • исследование ассортимента по интересуемым секторам в предприятиях розничной торговли Калуги;
Были обследованы 6 розничных магазинов г. Калуги различных типов продовольственного назначения. 2. Характеристика исследования Система розничной торговли г. Калуги (и России в целом) в значительной степени отличается от европейской, что не позволяет здесь в полной мере использовать некоторые методы маркетинговых исследований. Свыше 90% розничной торговли Калуги приходится на следующие виды магазинов:
Для получения целостной картины для исследования розничной торговли были отобраны магазины следующих типов:
Исследованию подверглись следующие составляющие розничной сети: 1. Ассортимент продукции (виды, производители) 2. Цены на продукцию. (Приложение III)
В ходе исследования выявились следующие проблемы: • в магазинах где нет самообслуживания (павильоны и обычные магазины) фактически невозможно выявить процентное соотношение товаров по секторам с различными видами и размерами упаковки, так как на прилавках как правило выставлено равное количество единиц каждого товара. Однако, учитывая, что небольшие магазины, расположенные, как правило, в наиболее оживленных местах, реализуют наиболее популярные виды продукции (то же касается и размеров и видов упаковок) само присутствие товара, упакованного определенным образом, в таких магазинах говорит о его популярности среди населения. Данное наблюдение учтено при подготовке окончательных выводов по проекту;
Система торговли продовольствием в Калуге в 2000-2004 гг., сложившаяся с переходом на рыночную экономику, существенно отличается от существующей в крупных городах РФ. Для крупных городов характерен сбыт большей части продукции через сети крупных супермаркетов, контролирующих большую часть розничного рынка. В настоящее время в Калуге, значительная часть продаж осуществляется через отдельные сравнительно небольшие магазины или ларьки (павильоны). В конце 2003 г. число магазинов розничной торговли в Калуге составляло более 100. Продовольственные товары встречались не менее чем в 80 магазинах. По данным Комитета по потребительскому рынку, в 2000 г. в городе функционировало около 500. объектов мелкорозничной торговли (ларьки, киоски, павильоны), реально их было существенно больше. Еще недавно на них приходилась почти половина розничного товарооборота, по многим продуктам была достаточно велика доля универсамов и супермаркетов. Не вдаваясь в дальнейший анализ существующей системы, попробуем отметить новые тенденции, характерные для калужского рынка в 2000-2003 гг. 1) В этот период в Калуге продолжали развиваться местные сети магазинов, некоторые из которых начали появляться еще до кризиса в августе 1998 г. Самые известные из них сегодня - это "Планета", "Елена». "Планета " постепенно двигается в своем развитии от сети дискаунтеров к сети классических супермаркетов . Компания начала в этом году строительство собственного склада площадью более 30 тыс. м2. Средний грузопоток через терминал - 500т продукции в день, ассортимент - 1000 наименований. 2) Создание "гипермаркетов" и дальнейшее развитие торговых зон. В начале 2005 года планируется открытие гипер маркета «Копеечка», к 2007 году запланировано открытие гипермаркета IKEA, уже начинают свою работу на калужском рынке «Эльдорадо» и «Техномир». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Буквально за несколько лет динамика российского рынка резко возросла. В 1990г россияне смогли купить товаров и услуг на 16-17 миллиардов долларов. В 2003 году российский розничный рынок составил более 300 миллиардов долларов. Оценки показывают: скоро, примерно в 2010 году, российский розничный рынок вполне может составить один триллион долларов годовых продаж. Выявлен факт, так называемой региональной экспансии в регионы. За последние полтора года большинство московских сетей из самых разных сегментов потребительского рынка обзавелось магазинами в различных городах России. Главная причина экспансии – постепенное насыщение московского рынка в сочетании с неразвитостью рынков региональных. Как считают эксперты, региональный ажиотаж, обусловленный стремлением «застолбить места», приведет к тому, что уже через два года многие регионы будут почти полностью контролироваться той или иной сетью и
Анализируя розничную торговлю города Калуги, можно сказать следующее. Оборот розничной торговли в г. Калуге в январе-мае текущего года составил 8 млрд. 267 млн. рублей, по сравнению с январем-маем прошлого года увеличился в сопоставимых ценах на 14,8%. В настоящее время Калуга – динамично развивающийся индустриальный город. Сочетание развитой промышленности, благоприятной экологической обстановки и выгодного географического расположения делают город удобным местом для проживания и ведения бизнеса. Развитая транспортная инфраструктура напрямую связывает Калугу с рядом крупных городов Центра России (Москва, Смоленск, Тула, Орел, Брянск и Ближнего Зарубежья – Киев). Система торговли продовольствием в Калуге существенно отличается от существующей в крупных городах РФ, где характерен, сбыт большей части продукции через сети крупных супермаркетов, контролирующих большую часть розничного рынка. В Калуге, значительная часть продаж осуществляется через отдельные сравнительно небольшие магазины или ларьки (павильоны).
Приложение II - Основные социально-экономические показатели г.Калуги и г.Москвы
Приложение III – Исследование основных показателей розничной сети.
Приложение IV – Структура экономики города Калуги. ![]() Смотрите также: Анализ состояния розничной торговли на современном этапе в городе Калуге
250.68kb.
1 стр.
Отчет Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной
527.72kb.
4 стр.
Курса «Управление недвижимостью» irem. Курс mkl404: «Маркетинг и сдача в аренду: Недвижимость для розничной торговли»
57.25kb.
1 стр.
«Роль розничной торговли в современном экономическом развитии Великобритании»
912.68kb.
5 стр.
Розничная торговля
27.21kb.
1 стр.
Потребительский рынок розничная торговля оборот розничной торговли
168.96kb.
1 стр.
Дипломная работа 105 с., 4 рис., 16 табл., 54 источника, 2 прил
1555.8kb.
14 стр.
Анализ социально-экономического состояния региона в январе декабре 2012 год
220.17kb.
1 стр.
Утверждено Общим решением участников Ассоциации компаний розничной торговли ( акорт)
55.63kb.
1 стр.
Румыния: рынок розничной торговли продуктами питания находится под пристальным вниманием
23.6kb.
1 стр.
Том Часть 1-2, Разделы 1 Описание обоснований проекта генерального плана Раздел Анализ и прогноз состояния, проблем и перспектив комплексного развития территорий
1288.45kb.
10 стр.
Задача таможенной политики азербайджана на современном этапе 115.52kb.
1 стр.
|