Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

4. Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства

Меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства обсуждаются в ходе заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган был образован Указом Президента России от 19 мая 2008 года.

На заседании Совета 13 января 2011 года были поставлены следующие задачи, требующие правовой поддержки:

установить ответственность чиновников за недостоверность предоставляемых сведений;

расширить формат участия институтов гражданского общества в антикоррупционных мероприятиях;

обеспечить антикоррупционное сопровождение международных проектов, которые реализуются на территории России, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу, а также саммит АТЭС.

На заседании Совета 13 марта 2012 года обсуждались:

итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010–2011 годы;

проект Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 года, подготовленный Минюстом России.

Важно, что на заседании Совета был рассмотрен проект федерального закона, устанавливающего систему контроля за крупными расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, некоторые должности федеральной государственной службы, и иных публичных должностных лиц, а также за соответствием расходов этих лиц декларируемым ими доходам.

Также был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, в котором предусмотрена разработка проекта федерального закона об общественном контроле. Данный законопроект определит полномочия институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что концептуальные перспективы законодательного обеспечения антикоррупцинной деятельности обсуждались в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Проблемы и перспективы формирования единого антикоррупционного правового пространства в Российской Федерации» в мае 2010 года.

В ходе мероприятия отмечалось следующее:

мониторинг антикоррупционного законодательства и практики применения Федерального закона «О противодействии коррупции» показал, что правовая база в сфере противодействия коррупции нуждается в совершенствовании, как с точки зрения уточнения отдельных норм антикоррупционных законов, так и развития новых институтов;

повышению качества федеральных законов как мере противодействия коррупции могли бы способствовать разработка и принятие федеральных законов «О нормативных правовых актах Российской Федерации» и «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Было рекомендовано:

закрепить в законодательстве Российской Федерации определение, используемое в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понятия «коррупционные преступления» и «коррупционные правонарушения» путем изложения перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены деяния, относимые к объему данных понятий;

совершенствовать нормативное правое регулирование проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, разработать, применять и совершенствовать механизмы устранения выявленных коррупциогенных факторов, их учета и анализа;

установить правовые и организационные гарантии, направленные на обеспечение всестороннего обстоятельного обсуждения законопроектов и повышение их качества, путем применения новых форм общественной экспертизы законопроектов и общественного обсуждения законопроектов;

внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие санкцию в виде пожизненного лишения права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью лицам, осужденным за коррупционные преступления;

принять проект федерального закона № 315329-5 «О парламентском контроле в Российской Федерации», а также внести соответствующих изменений в действующие федеральные законы;

подготовить проекты федеральных законов, направленные на совершенствование правового института неприкосновенности судей в целях расширения возможностей проведения оперативно-розыскных и следственных действий в отношении судей и противодействия коррупции в судебной системе, а также совершенствование правового института неприкосновенности парламентариев в целях предотвращения злоупотреблений этим институтом и снижения мотивации получения депутатского мандата как способа избежать привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление;

рассмотреть необходимость установления в уголовном законодательстве Российской Федерации положения, направленного на применение конфискации доходов от совершения любых коррупционных преступлений, а также целесообразность поэтапного введения института конфискации «in rem»;

внести в уголовное законодательство Российской Федерации изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления судьей, а также лицом, замещающим должность правоохранительной службы, является обстоятельством, отягчающим наказание;

рассмотреть возможность разработки и принятия федерального закона, направленного на установление организационных и правовых основ осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации и предусматривающего антикоррупционные гарантии эффективной деятельности системы внешнего финансового контроля (бюджетного аудита) и системы внутреннего финансового контроля в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях с государственным или муниципальным участием;

разработать проект федерального закона «Об антикоррупционном мониторинге правоприменительной деятельности»;

принять меры, необходимые для ускорения подписания Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 4 ноября 1999 года).

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится ряд законопроектов, связанных с аникоррупционной деятельностью и требующих скорейшего рассмотрения. Среди них:

2832-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

8434-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

495112-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (о ратификации статей 26, 34, 35, 36 Конвенции);

474238-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции» (о ратификации статьи 20 Конвенции);

396232-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (о внесении изменений в некоторые нормативные акты в сфере противодействия коррупции);

262159-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» (об уточнении положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Осуществление вышеперечисленных законодательных мер, безусловно, создаст условия для более эффективной борьбы с коррупционными проявлениями, что в свою очередь повысит политическую устойчивость и стабильность экономического и социального развития России.



Институты гражданского общества

и предпринимательства в России как субъекты и фактор реализации и совершенствования антикоррупционного законодательства
М.Р. Юсупов, директор Дирекции по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности МТПП, председатель Московского антикоррупционного комитета МТПП, кандидат юридических наук
В настоящее время государство и все гражданское общество России отчетливо осознают пагубное воздействие коррупционных факторов на российскую экономику, производство и предпринимательскую деятельность. Совершенно очевидно, что коррупция в масштабах всей страны трансформировалась в системную проблему, которой крайне необходимо противопоставить системный ответ. Более того, из всей совокупности задач и проблем, существующих на данный момент в социально-экономической и политической сферах, ни одна не приносит столько материального ущерба, а также колоссального морального вреда, сколько коррупция. Коррупция представляет собой реальную и очень серьезную угрозу нормальному функционированию государства в целом, существенно затрудняет экономическое развитие, вызывает эрозию доверия населения к власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

Сегодня происходит кропотливая выработка законодательных концептуальных подходов к масштабной борьбе с этим социальным злом. В рамках Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в  Стратегии развития России до 2020 года.

Безусловно, воплотить в жизнь такие планы будет не просто. Идеальных государств не существует, и коррупция ─ весьма живучее явление. Однако сдержать размах коррупционных проявлений не только возможно, но и жизненно необходимо. Нужно создавать вокруг коррупционеров атмосферу нетерпимости, такую обстановку, когда брать взятки станет не только просто невыгодно, но и чревато далеко идущими последствиями в социальном и ином контекстах. Представляется, что в настоящий момент наступило ясное понимание того, что коренным образом стала меняться психология людей, что бороться с коррупцией и другими преступлениями нужно каждому, всему гражданскому обществу, в том числе и предпринимательскому сообществу.

Если несколько лет тому назад антикоррупционная деятельность общественных институтов воспринималась больше как дело частное и не совсем эффективное, то теперь законодательные и исполнительные органы власти активно поддерживают и участвуют в их деятельности.

В числе важнейших задач государственной антикоррупционной политики – коренной перелом общественного сознания. В обществе должна сформироваться атмосфера жесткого неприятия коррупции. Добиться этого можно путем планомерного совершенствования антикоррупционного законодательства, повышения культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной профилактической и предупредительной работой всех государственных органов и институтов гражданского общества.

В 2009 году именно по инициативе граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, институтов гражданского общества в лице Московской торгово-промышленной палаты (далее – МТПП), различных гильдий и общественных комитетов был создан Московский антикоррупционный комитет (далее - МАКК) при МТПП. Это независимая, объединенная с субъектами предпринимательства, общественная, экспертная и консультативная структура Московского региона Российской Федерации. Деятельность Комитета поддержана Администрацией Президента России и отдельным распоряжением Правительства Москвы от 27 августа 2009 года № 295.

Следует особо подчеркнуть, что МАКК является совершенно новой моделью, лежащей в основе уникального (не имеющего сегодня прецедентов не только в нашей стране, но и за рубежом) механизма реализации антикоррупционного законодательства в соответствии с предложениями Президента России.

Особую важность деятельности общественных институтов и бизнеса в сфере борьбы с коррупцией отметили 4 октября 2011 года и участники очередного заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Член Общественной Палаты России С.Н. Катырин в своем докладе повышенное внимание уделил освещению деятельности региональных торгово-промышленных палат, направленной на противодействие коррупции. В частности, была отмечена деятельность Московского антикоррупционного комитета при МТПП, который за 2,5 года развернул широкомасштабную работу по противодействию коррупции в Московском регионе, объединив институты гражданского общества и субъектов предпринимательства при поддержке государственных органов власти.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Противодействие коррупции: проблемы и перспективы законодательного обеспечения
826.22kb.
4 стр.
Противодействие коррупции в 2010 г. Общественное мнение о коррупции в стране
508.55kb.
4 стр.
Противодействие коррупции через образование
1384.34kb.
10 стр.
Закон 24 октября 2008 г года n 468-оз об областной целевой программе "противодействие коррупции в калужской области в 2008-2010 годах"
186.28kb.
1 стр.
«противодействие коррупции: вопросы реализации муниципальной антикоррупционной политики»
18.48kb.
1 стр.
«противодействие коррупции»
390.51kb.
2 стр.
Дипломного педагогического образования «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации»
80.54kb.
1 стр.
Информация о реализации мероприятий краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы»
162.92kb.
1 стр.
Отчет о ходе реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Противодействие коррупции в Республике Коми
135.05kb.
1 стр.
Отчет о ходе реализации Программы «Противодействие коррупции в Государственной жилищной инспекции Республики Коми
157.38kb.
1 стр.
Постановление Г. №186 сл. Большая Мартыновка
220.57kb.
1 стр.
Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: проблемы и перспективы развития 12. 00. 05 трудовое право; право социального обеспечения
339.56kb.
1 стр.