Главная
страница 1
ОТЧЕТ

о пешеходном туристском походе

первой категории сложности

по Хибинским тундрам (Кольский п-ов),

совершенном группой туристов турклуба МИТХТ

в период с 14 по 27 июля 2011 года.

Маршрутная книжка №1/1-106

Руководитель группы: Гавриков Николай Сергеевич,

тел. +7-985-148-8366,

e-mail: nickgavrikov@gmail.com

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю 1 категорией сложности

/Штамп МКК/

Москва, 2011

Содержание


Справочные сведения о походе 3

Состав группы 3

Цель путешествия 4

Общегеографическая и туристская характеристика района похода. 4

Организация подъезда и отъезда 5

График движения 5

Определяющие препятствия маршрута 6

Техническое описание маршрута. 6

16.07 – день первый: ст. Нефелиновые Пески - ущ. Аку-Аку – приток р. Гольцовки 6

17.07 – день второй: р. Гольцовка – р. Часнайок – пер. юж. Чоргорр – р. Петрелиуса 7

19.07 – день четвертый: р. Партомйок – пер. Умбозерский – пер. юж. Партомчорр – пер. сев. Партомчорр – плато Лявочорр (пер. южн. Лявочорр) 9

20.07 – день пятый: плато Лявочорр – р. Кальйок 9

21.07 – день шестой: р. Кальйок – пер. Обманный – сев. часть Хибин 10

22.07 – день седьмой: сев. часть Хибин 11

23.07 – день восьмой: сев. часть Хибин – плато Сев. Лявочорр – р. сев. Лявойок – оз. Гольцовое 11

24.07 – день девятый: оз. Гольцовое – р. Кунийок – база КСС – вдп. Рисйок – подножье г. Куэльпорр 11

25.07 – день десятый: р. Кунийок – пер. Кукисвумчорр – р. Вудъяврйок – Кировск – Апатиты 12

Итоги, выводы, рекомендации 12

Фотоматериалы 13



Справочные сведения о походе


Проводящая организация: Турклуб МИТХТ

Адрес: г. Москва, ул. Усачева д.5/7, http://www.tk-mitht.ru/

Район путешествия: Хибинские тундры (Мурманская обл., Кольский п-ов)

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Пешеходный

1

117,7

12

10

14.07.2011 – 27.07.2011

Количество участников: 5 человек

Нитка маршрута: ст. Нефелиновые Пески – ущ. Аку-Аку – р. Гольцовка – р. Часнайок – пер. юж. Чоргорр – р. Петрелиуса - база КСС – р. Партомйок – пер. Умбозерский – пер. южн. Партомчорр - пер. Сев. Партомчорр – плато Лявочорр (пер. южн. Лявочорр) – р. Кальйок - пер. Обманный – сев. часть Хибин – р. Перевальная – р. сев. Лявойок – оз. Гольцовое – оз. Щучье - Р. Кунийок – база КСС – р. Рисйок – вдп. Рисйок – р. Кунийок – пер. Кукисвумчорр – р. Вудъяврйок – Кировск.

Погода: первая половина похода – переменная облачность, иногда идет небольшой дождь; вторая половина похода – пасмурно, туман, дождь.

Состав группы


Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе,

Гавриков Николай Сергеевич

1982

Карелия (3В-р). Без справок: Хибины (1п-у); Сев.Урал (2п-у);

Руководитель, фотограф

Иванова Екатерина Александровна

1977

Карелия (3В-у). ПВД-п

Медик

Кострюкова Ирина Сергеевна

1993

Карелия (3В-у). ПВД-п

Завпит

Клименко Геннадий Аркадьевич

1985

ПВД-п

Консерватор *

Храменков Илья Анатольевич

1987

ПВД-п

Участник

*) Консерватор – ответственный за приготовление консервов, в частности сублимированного мяса и овощей. И, надо сказать, получилось гораздо лучше фабричных сублиматов.

Цель путешествия


Целью путешествия являлось знакомство с природой Хибинских тундр, приобретение опыта пешеходных походов, отдых.

Общегеографическая и туристская характеристика района похода.


Хибинские тундры представляют собой горный массив диаметром примерно 50 км., расположенный между озерами бол. Имандра и Умбозеро. Массив сильно расчленен впадинами и ущельями, в которых расположено большое количество озер, рек и ручьев. В центре Хибин находится база КСС, на которой есть связь и автотранспорт. От базы КСС в Кировск ведет дорога, пригодная летом для движения легкового автотранспорта.

Рядом с базой расположена гостиница Куэльпорр (http://ramzay-sever.com). В гостинице есть маленький магазинчик, в котором можно купить пиво, квас, шоколад и булочки. Сигарет и крепких алкогольных напитков нет.

Маршрут удобно начинать на одной из станций: Хибины, Нефелиновые пески, Имандра, на которых останавливается пассажирский поезд №382 Москва-Мурманск. О том, что вы выходите, лучше предупредить проводников заранее, поскольку станции очень маленькие и если поезд опаздывает, он может на них просто не остановиться. При таком варианте подъезда маршрут начинается фактически прямо с момента схода с поезда, и не нужно дополнительно забрасываться куда-либо автотранспортом.

Заканчивать маршрут удобно в Кировске, откуда ходят автобусы в Апатиты. Попасть в Кировск можно либо по дороге от КСС на юг, либо из пос. Коашва в восточной части Хибин. Если планировать заканчивать маршрут на станциях Хибины, Имандра, Нефелиновые пески – обратные билеты надо покупать заранее, во-первых, из-за меньшего количества поездов, которые останавливаются на этих станциях и, во-вторых, из-за того, что на маленьких станциях весьма вероятно, что билеты не продают вообще.

В долинах рек в лесной зоне летом проблем с дровами нет. Выше лесной зоны иногда можно насобирать валяющихся досок и прочего строительного мусора. У нас с собой была газовая горелка джетбойл, за поход истратили на пятерых человек меньше одного 450-граммового баллона, хотя мы специально планировали раскладку таким образом, чтобы готовить в основном на джетбойле продукты, не требующие долгой варки (мюсли, картофельное пюре, вермишель-паутинка, чай, кофе).

Сотовая связь есть на плато и на некоторых перевалах. Внизу сотовый телефон работает вдоль железной дороги и в здании гостиницы на КСС. Все операторы: МТС, Билайн и Мегафон принимают примерно одинаково.

Грибы были – но мало. Из ягод было много голубики и жимолости, хотя они еще только начинали поспевать. Черника еще зеленая.

Хибины находятся за полярным кругом, так что летом брать с собой фонари не имеет смысла.


Организация подъезда и отъезда


Из Москвы до ст. Нефелиновые Пески поезд №382. Маршрут начинается прямо от станции – тропинка уходит в сторону гор.

Возвращение в Москву – по дороге от КСС на юг в сторону Кировска. За несколько километров до Кировска дорога становится весьма оживленной, по ней летают груженые самосвалы, обгоняя друг друга, при этом во многих местах никакой обочины у дороги не предусмотрено. Договорились с первым же проезжавшим мимо УАЗиком, чтобы он нас довез до автобусной остановки.

От Кировска на автобусе до ж/д станции Апатиты-1, оттуда в Москву поездом №211А. Обратные билеты заранее не покупали. В Апатитах без проблем купили билеты в плацкарт на ближайший поезд.

В Свири живет замечательный рыбак по имени Роберт (тел. +79602441504). На перроне я ничего кроме фруктов и пива-чипсов никогда не покупаю за единственным исключением – у Роберта. Покупаем у него копченую рыбу уже несколько лет, рыба всегда отличная. Звонить ему лучше как минимум за день, чтобы он знал какую именно рыбу и сколько для вас коптить, к какому вагону подойти и не уехал куда-нибудь. Роберт готов подойти к поезду, даже если он проходит его станцию глубокой ночью.


График движения


Дни пути

Даты

Участки маршрута

Км

Способы передвижения




14.07-15.07

Москва-Нефелиновые Пески, поезд №382

-

Поезд

1

16.07

ст. Нефелиновые Пески - ущ. Аку-Аку – приток р. Гольцовки

10,8

Пешком

2

17.07

р. Гольцовка – р. Часнайок – пер. юж. Чоргорр – р. Петрелиуса

14,9

Пешком

3

18.07

р. Петрелиуса – база КСС – р. Партомйок

10,8

Пешком

4

19.07

р. Партомйок – пер. Умбозерский – пер. юж. Партомчорр – пер. сев. Партомчорр – плато Лявочорр (пер. южн. Лявочорр)

14,4

Пешком

5

20.07

плато Лявочорр – р. Кальйок

6,1

Пешком

6

21.07

р. Кальйок – пер. Обманный – сев. часть Хибин

7,7

Пешком

7

22.07

сев. часть Хибин

7,3

Пешком

8

23.07

сев. часть Хибин – плато Сев. Лявочорр – р. сев. Лявойок – оз. Гольцовое

10,8

Пешком

9

24.07

оз. Гольцовое – р. Кунийок – база КСС – вдп. Рисйок – подножье г. Куэльпорр

13,3

Пешком

10

25.07

р. Кунийок – пер. Кукисвумчорр – р. Вудъяврйок – Кировск – Апатиты

21,6/-

Пешком/

автобус





26.07-27.07

Апатиты-Москва, поезд №211А

-

Поезд

Итого: 117,7 км.

График маршрута в целом соответствует запланированному. Из-за непогоды часть маршрута была пройдена по запасному варианту:



  • пер. сев. Лявочорр был обойден с севера;

  • Участок маршрута пер. сев. Рисчорр – оз. Академическое - р. Тульйок – пер. Ворткеуайв был обойден по дороге КСС-Кировск.

Определяющие препятствия маршрута


  1. ущ. Аку-Аку – н/к

  2. пер. юж. Чоргорр – н/к

  3. пер. Умбозерский – н/к

  4. пер. юж. Партомчорр – н/к

  5. пер. сев. Партомчорр – н/к

  6. плато Лявочорр (пер. южн. Лявочорр) – 1А

  7. пер. Обманный – н/к

  8. пер. Кукисвумчорр – н/к

Техническое описание маршрута.

16.07 – день первый: ст. Нефелиновые Пески - ущ. Аку-Аку – приток р. Гольцовки


Погода хорошая, светит солнце, дождя нет.

Вышли из поезда №382А на ст. Нефелиновые пески. Сфотографировались на фоне станции, подрегулировали рюкзаки и в 8:30 вышли в сторону Аку-Аку. От станции перпендикулярно ж/д путям на восток отходит тропинка. Сначала идет мимо огородов, потом по лесу и приходит к грунтовой дороге. По дороге поворачиваем налево.




Фото – на станции Нефелиновые Пески
Ориентирование затруднено, поскольку из-за леса не видно ни горного рельефа, ни каких-либо других четких ориентиров. Судя по карте нужно пересечь два ручья и по третьему подниматься вверх по течению. В описаниях встречается информацию о двух ручьях, у нас ручьев было как минимум четыре. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_8693a378.jpg


Фото - ручей, вдоль которого идем наверх со стороны Нефелиновых Песков к Аку-Аку. Нужно было подниматься по следующему ручью.

Фото – переваливаемся через гору на север в сторону Аку-Аку
Вдоль второго (крупного по карте) ручья идут вверх достаточно нахоженные тропинки, как по левому, так и по правому берегу. Проходим второй ручей, идем дальше по дороге. Дорога разветвляется, та, что идет вправо, забирает сильно вверх и выглядит гораздо менее наезженной. Идем по ней, вскоре дорога приходит к ЛЭП (обозначена на карте). Смотрим внимательно на просеку и на карту и ошибочно решаем, что мы уже прошли 3-й ручей и тропинки наверх вели как раз к Аку-Аку. По просеке ЛЭП возвращаемся обратно и идем вверх по правому берегу 2-го ручья (фото 2). Выходим из лесной зоны, понимаем что реально мы находимся в предыдущем ущелье. Предварительно разведав, поднимаемся на горку на севере по 2-й расщелине считая на восток от отметки 357,1 (фото 3). Стоит отличная погода, наверху обедаем остатками еды с поезда, кипятим чай на джетбойле. Встали на обед в 13:30. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_b76c9ece.jpg http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_96f1e0e7.jpg


Фото - в ущелье Аку-Аку со стороны ст. Нефелиновые Пески в направлении р. Гольцовка
Вышли в 14:30, спускаемся вниз на север. Сквозь камни склона пробивается большое количество мини-ручейков, напоминающих Бахчисарайский фонтан. Проходим по ущелью Аку-Аку (фото 4). В середине его находится озеро с сине-зеленой водой, искупались в озере. Обойти озеро можно либо вплотную по узенькой полочке, либо через гору по верху по сыпухе. Идем по верху. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_71ce0b81.jpg

После выхода из Аку-Аку идем на северо-восток, доходим до лесной зоны и встаем на ночевку в 20:00 на берегу притока р. Гольцовка.

Вечером на берегу реки видели медведя.

Итого за день пройдено 10,8 км


17.07 – день второй: р. Гольцовка – р. Часнайок – пер. юж. Чоргорр – р. Петрелиуса


Утром пасмурно, дождя нет. К середине дня облака расходятся. Вечером снова пасмурно, к ночи идет дождь.

Проснулись от рева реактивных истребителей, периодически пролетающих над головой. Как выяснилось на следующий день, иностранной интервенции не случилось, просто на соседней базе проводят какие-то учения.




Фото - брод через р. Гольцовка
Вышли в 11:00, идем по тропинкам (звериным?) на северо-восток в сторону р. Гольцовка. Идем вверх по левому берегу р. Гольцовка ок. 1 км, переходим реку вброд (фото 5) и идем дальше вверх по правому берегу. Тропинки есть вдоль обоих берегов, но вдоль правого тропинка существенно лучше. Переходим вброд р. Маннепахк, проходим вверх по Гольцовке еще примерно 2,5 км и встаем на обед у ручья, впадающего в Гольцовку, в 15:00. Во время приготовления обеда разведываем р. Часнайок. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_0cadc447.jpg

Недалеко от места впадения р. Часнайок в Гольцовку много поваленных деревьев, причем все они упали в одну и ту же сторону – в направлении к реке. Удовлетворительной причины, по которой деревья могли именно так упасть, никто из группы предложить не смог.




Фото - р. Часнайок – вид в направлении пер. Юж. Чоргорр
Выходим в 17:00, идем до р. Часнайок и дальше вверх по ней по правому берегу (фото 6). К озеру у перевала южн. Чоргорр подходим в 21:00. На перевале судя по всему недавно сошел крупный оползень, во всяком случае его внешний вид сильно отличается от того что мы рассчитывали увидеть: крупные камни без лишайника, практически все живые. Кое-где видны, как нам показалось, заваленные остатки тропы (фото 9). Озеро обогнули справа, после чего стали подниматься, держась по возможности левее (справа – живые камни, некоторые до 2-х метров в диаметре) http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_dc7ab344.jpg


Фото - тропа на перевал Южный Чоргорр
Поднялись на седловину в районе 24:00. Записки в туре не нашли. Свою оставлять не стали по причине отсутствия сухой бутылки, накрапывающего дождика и позднего часа. Спуск вниз нормальный, временами по тропинке, временами – по снежнику. На спуске держались по правее. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_d377dfe8.jpg

Дошли до притока р. Петрелиуса, встали на ночевку в районе 2:00.




Фото – Южный Чоргорр: вид на седловину со стороны Гольцовки
У мужской части группы на ночь глядя проснулся трудовой энтузиазм, в результате заготовили такое количество дров, что хватит еще на три таких группы как наша. На стоянке обнаружили несколько упаковок макарон. Оставили рядом с ними наши дрова, прикрыв лапником. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_da94b473.jpg

Итого за день пройдено 14,9 км


Фото – пер. Юж. Чоргорр: виден участок растительности, похожий на тропу, заваленную камнями.
18.07 – день третий: р. Петрелиуса – база КСС – р. Партомйок http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_c9e496de.jpg

Пасмурно, иногда накрапывает дождь.

Первые полдня отдыхали после вчерашнего марафона. Вышли в районе 16:00, идем по тропинкам в сторону КСС держась направления север-север-восток. Через полчаса вышли на грунтовую дорогу, дошли по ней до брода через р. Кунийок. На правом берегу Кунийока на броде прямо по средине дороги сложен очаг для бани. Идем дальше по дороге, на первом перекрестке идем направо, на втором – налево. На нем висит указатель «Красивый водопад», указывающий дорогу на вдп. Рисйок. В районе 21:00 заходим в магазин на КСС, закупаемся вкусностями и идем дальше по дороге. После брода поворачиваем на развилке направо в сторону пер. Умбозерский. Брод достаточно широкий, глубиной чуть больше чем по щиколотку. Дальше дорога идет вдоль р. Партомйок, несколько раз переходит через нее вброд. Дорога идет до самого перевала и спускается по нему вниз.

Немного не доходим до окончания лесной зоны и встаем на ночевку в 22:30.

Итого за день пройдено 10,8 км

19.07 – день четвертый: р. Партомйок – пер. Умбозерский – пер. юж. Партомчорр – пер. сев. Партомчорр – плато Лявочорр (пер. южн. Лявочорр)



Фото - р. Партомйок в направлении пер. Умбозерский. Впереди видна перевальная седловина Умбозерского.
Первая половина дня – переменная облачность, без дождя. Вторая половина дня – ясно. Ночь – облачно, ближе к утру – сильный дождь. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_d2fd5417.jpg

Вышли в 12:30, направились по дороге вдоль берега р. Партомйок в сторону пер. Умбозерский. Нашли целых два тура, оставили в каждом из них по записке.




Фото - озеро на пер. Умбозерский
К 16:00 прошли перевал, стали подниматься на гору в направлении пер. южн. Партомчорр (на северо-восток – фото 13). Не доходя до южн. Партомчорра примерно 1 км наткнулись на ручеек, стекавший со снежника, из которого удобно было набирать воду. Встали на обед в 16:40. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_041c30aa.jpg


Фото - вид на пер. Умбозерский с восточной стороны.
Вышли в 18:50. Попытались забраться повыше чтобы заработал сотовый телефон – тщетно. На южн. Партомчорре забрали записку, и оставили свою. Просмотрели в телеобъектив склон плато Лявочорр, наметили где удобнее подниматься. Дошли до пер. сев. Партомчорр, оставили записку, вернулись немного назад к намеченному для подъема в направлении вершины 1168,9 месту. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_6638b980.jpg


Фото - срезаем угол от Умбозерского к Южн. Партомчорру
Поскольку стояла отличная погода, группа была свеже отдохнувшая после обеда, а так же в связи с наличием запасов газа и продуктов как минимум на неделю, решили не откладывать подъем на плато Лявочорр на следующий день. В случае резкого ухудшения погоды было решено окопаться, поставить одну из палаток и ждать окончания непогоды. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_0bea8d01.jpg

Однако ходовой день все же дал о себе знать, так что поднялись уже заполночь и сильно устали. Пока поднимались погода начала портиться.

После подъема двигались на северо-восток, основной задачей на этот день ставилось пройти до наступления непогоды узкое место между вершинами 1168,9 и 1127,2, что и было успешно осуществлено примерно к 2:00 (фото 15). Нашли тур, сняли записку, в которой это место называлось перевалом южн. Лявочорр, оставили свою.


Фото - озеро и снежник на пер. Южн. Партомчорр
После прохождения «перешейка» на плато силы уже были на исходе, попили горячего чая с конфетами, орехами и сухофруктами и легли вздремнуть на пару часов прямо под открытым небом, не ставя палаток. Для девушек состегнули вместе два спальника (верхний спальник – зимний с синтетическим наполнителем, температура экстрим -29 градусов). http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_0dc577bd.jpg


Фото - вид на пер. Южный Партомчорр с плато Лявочорр
Проспали несколько часов, проснулись от того что пошел дождь. Девушки так и не проснулись, спальник грел хорошо даже насквозь мокрый. Поставили тент от двухместной палатки (трехместную ставить не рискнули из-за сильного ветра), залезли под него и легли дальше спать. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_3d30ddd4.jpg

Итого за день пройдено 14,4 км


20.07 – день пятый: плато Лявочорр – р. Кальйок



Фото - обрывистые края плато Лявочорр
Первая половина дня – переменная облачность, вторая половина – ясно. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_70089830.jpg

Проснулись в районе 14:00, дождь кончился, облака ушли. Поели, свернули лагерь и пошли на север в сторону р. Кальйок. Спустились с плато вниз (фото 17). Встали лагерем около реки в 18:30. Полудневка, отдых после Лявочорра.




Фото - спуск с плато Лявочорр в долину реки Кальйок
Вдоль р. Кальйок идет автомобильная дорога. Валяется много строительного мусора (доски и железо). Доски отлично пошли на дрова. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_6d84f87e.jpg

Итого за день пройдено 6,1 км


21.07 – день шестой: р. Кальйок – пер. Обманный – сев. часть Хибин


Переменная облачность, без дождя. К вечеру – погода портится, к ночи – молоко.


Фото - идем по р. Кальйок со стороны плато Лявочорр в направлении пер. Обманный
Вышли 13:30. Идем по дороге вдоль р. Кальйок на восток к перевалу Обманный (фото 18). http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_40ec6667.jpg

Прошли 20 минут, наткнулись на чудесные озера, в которых просто невозможно было не искупаться. Искупались. Когда собирались уходить выяснилось, что у Иры отрывается поясной ремень у рюкзака. Зашили. В итоге, у пер. Обманный были только к 18:00 (фото 19).




Фото - заход на пер. Обманный со стороны р. Кальйок
Перевал с дороги совершенно не видно. Чтобы его увидеть нужно сначала подняться наверх по достаточно крутому склону порядка 30-50 метров (фото 21, 22). Ориентир перевала – длинная расщелина напротив него (уходящая на юг – фото 20). http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_dc4fd92a.jpg

По дороге на перевал – относительно небольшое озеро (фото 23).

На перевале сняли записку, оставили свою.

Несколько ниже седловины перевала пересохшее озеро, на нем множество следов (в том числе следы медведицы с медвежонком). Еще чуть ниже – не пересохшее озеро, но достаточно мелкое.

Встали на обед в 20:30, закончили в 23:00.


Фото - вид на расщелину со стороны р. Кальйок напротив входа на пер. Обманный (хорошо использовать в качестве ориентира)
Спускаемся вниз в тундру. Над озерами тундр садится солнце (фото 24). Соотнести озера по очертанию и расположению с отмеченными на карте не получилось, их форма кажется совершенно не похожей. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_979c3f6d.jpg

Погода портится на глазах, вершины гор скрылись в облаках. Прошли в западном направлении около 2 км, дошли до небольшой речки (фото 25) и встали лагерем в районе 0:30. Нашли наколотые кем-то дрова, пролежавшие явно уже очень солидное время. Вскоре после постановки лагеря облако спустилось с гор и дошло до нас. Видимость порядка 30 метров.http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_33b6d4c5.jpg

Итого за день пройдено 7,7 км

22.07 – день седьмой: сев. часть Хибин


Погода – молоко. Периодически идет дождь.

В районе полудня облако ушло немного выше, можно вылезти из палатки, но идти в горы все равно нельзя.




Фото - заходим на пер. Обманный со стороны р. Кальйок
В тундре растет много черники и голубики, причем если в горах она еще по большей части зеленая, в тундре она уже поспела. Наелись досыта. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_b7cbdbbb.jpg


Фото - заходим на пер. Обманный со стороны р. Кальйок

Фото – небольшое озеро перед седловиной пер. Обманный со стороны р. Кальйок
Выдвинулись в 16:30, движемся на запад в направлении р. Перевальная по краю лесной зоны, по возможности стараемся не подниматься, чтобы меньше попадать в облако. Сходили на разведку вдоль одной из пересекаемых рек вверх по течению. Видимость в горах не превышает 20 метров. На перевал сев. Лявочорр идти не рискнули, пошли дальше на запад по границе лесной зоны. По дороге собираем грибы. Ботинки у всех насквозь мокрые, гортекс не спасает. Встали лагерем на следующей реке после р. Перевальная в районе отметки 430,5 в 1:00. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_f4583528.jpg


Фото - закат над озерами на север от Хибинских гор
Итого за день пройдено 7,3 км http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_95568b0f.jpg

23.07 – день восьмой: сев. часть Хибин – плато Сев. Лявочорр – р. сев. Лявойок – оз. Гольцовое


За ночь погода не изменилась – в горах все еще молоко. К вечеру немного начинает проясняться.

Вышли в 17:00. Идем на запад по границе лесной зоны. По мере продвижения лесная зона поднимается все выше и выше, так что мы тоже вынуждены забираться все выше и выше. Спуск на запад очень крутой, склон – сыпуха. Проходим в районе отметки 633,8, идем на юго в направлении пересыхающей реки (следующая на север после р. Сев. Лявойок). Спуск к ней хоть и крутой, но с минимумом сыпухи, на нем растут кусты и отдельные деревца. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_e76fafca.jpg




Фото - небольшая речка в овраге в тундре на север от Хибин

Фото - вид с г. Сев. Лявочорр в направлении г. Путеличорр

Фото - автодорога вдоль оз. Гольцовое
Спускаемся, идем вниз по течению ручья, доходим до озера с отметкой 211,5. Встаем на обед в районе 20:00. В 24:00 выходим, идем вдоль озера на юго-запад, выходим на лесную дорогу, которая приводит нас к Гольцовому озеру. На Гольцовом встаем на ночевку в 1:00 (фото 27). http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_46de01dd.jpg http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_cf749f94.jpg

Итого за день пройдено 10,8 км


24.07 – день девятый: оз. Гольцовое – р. Кунийок – база КСС – вдп. Рисйок – подножье г. Куэльпорр



Фото – «Красивый водопад» Рисйок
Облачно, периодически идет дождь. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_e9d699ce.jpg

Выходим в 14:30. Идем по дороге к КСС, где закупаемся вкусностями. Идем дальше по дороге, смотрим водопад на р. Рисйок (на дороге КСС-Кировск висит указатель в виде стрелки с надписью «Красивый водопад»). Возвращаемся немного обратно и встаем на обед около г. Куэльпорр в 21:00. В связи с плохой погодой, накопившейся усталостью группы, а так же в связи с тем, что к этому моменту мы уже основательно подъели продуктовый НЗ, принимаем решение не идти на оз. Академическое, а воспользоваться запасным вариантом маршрута. Таким образом спешить нам некуда, остаемся ночевать там же где и обедали.

Итого за день пройдено 13,3 км

25.07 – день десятый: р. Кунийок – пер. Кукисвумчорр – р. Вудъяврйок – Кировск – Апатиты



Фото - лужа на автодороге КСС-Кировск. Солнце садится за перевал Сев. Чоргорр
Ясно, очень сильный ветер. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_92885109.jpg


Фото – та же лужа, что и на фото 29, на следующее утро. На небе ни облачка.
Ночью была сильная гроза, на которой непогода закончилась и уже к 10 утра на небе не осталось ни облачка. Но решение уже принято, так что завтракаем, сворачиваем лагерь и в 12:00 выходим. Идем по автодороге на юг в сторону пер. Кукисвумчорр. В лицо дует очень сильный ветер, порывами сдувает с ног. Проходим перевал, идем дальше по дороге до Т-образного перекрестка с дорогой, которая ведет на рудник. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_657ef987.jpg


Фото - седловина перевала сев. Чоргорр со стороны КСС (фотография сделана с использованием телеобъектива)
По этой дороге идет большой поток самосвалов, которые периодически еще и обгоняют друг друга. Обочины во многих местах нет, дорога представляет собой реальную опасность для только что вышедших из леса, отвыкших от города людей. Прошли по этой дороге примерно 3-4 км и в 17:00 смогли поймать попутку (УАЗ-буханка), на которой доехали до Кировска. Оттуда на автобусе до ж/д станции Апатиты-1. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_ed778389.jpg

Обратные билеты заранее не брали, купили в Апатитах на ближайший поезд (№211) в плацкарт.



Итого за день пройдено 21,6 км

Итоги, выводы, рекомендации


  1. Маршрут пройден успешно, безаварийно, в установленные контрольные сроки. Часть маршрута в связи с неблагоприятными метеоусловиями пройдена по запасному варианту. Все поставленные задачи выполнены.http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_a5d1444f.jpg


Фото - оз. Сердцевидное на пер. Кукисвумчорр
Снаряжение как личное, так и групповое соответствовало сложности похода, необходимым требованиям техники безопасности.


Фото - дорога по пер. Кукисвумчорр от КСС в сторону г. Кировск
На перевал южн. Чорргорр следует обратить особое внимание, поскольку подъем на него со стороны р. Часнайок не соответствует имеющимся в интернете описаниям. http://cs10430.vkontakte.ru/u17293837/139539529/y_0d3f67f6.jpg

  1. Была опробована новая схема питания: сублимированное мясо и овощи собственного изготовления, варка супа, использование газовой горелки джет-бойл. Учитывая ее особенности, для маленьких групп до 5 человек включительно рекомендуется рассмотреть следующую схему: завтрак – суп с мясом и овощами (сублиматы замочить с вечера); обед – перекус с горячим чаем; ужин – молочная каша.

Фотоматериалы


Дополнительные фотоматериалы доступны в интернете по адресу: http://nickg.ru/r/hib2011

http://www.tk-mitht.ru/


Смотрите также:
Отчет о пешеходном туристском походе
195.04kb.
1 стр.
Отчет о спортивном туристском пешеходном походе
1601.07kb.
6 стр.
Отчёт о водном туристском походе третьей категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер, Инзер, совершённому с 30 апреля по 11 мая 2009 года
269.86kb.
1 стр.
Отчет о пеше-водном туристском походе 5 категории сложности по Алтаю
458.78kb.
6 стр.
Справка о разборе несчастного случая в спортивном туристском походе в группе Попова В. Н
65.22kb.
1 стр.
Учебно-воспитательный комплекс технического профиля Запорожского городского совета Запорожской области Оказание доврачебной помощи в походе
585.21kb.
4 стр.
Отче т о водном (катамараны четырехместные, катамараны двухместные, каяк) туристском походе
958.06kb.
4 стр.
Отчет о водно-туристическом походе
1151.84kb.
13 стр.
Отчет о горном походе 4 к с. по Северному Тянь-Шаню
301.63kb.
1 стр.
Отчет о походе по горному Крыму по маршруту
85.84kb.
1 стр.
Отчёт о горном походе
1547.77kb.
8 стр.
Обеспечение безопасности в походе
15.34kb.
1 стр.