Главная
страница 1

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В СИСТЕМЕ

ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поротикова В.И.

Бюджетное учреждение ХМАО-Югры

«Концертно-театральный центр

«Югра-Классик»

г. Ханты-Мансийск

Балетмейстер

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности современного танца, как одного из направлений хореографического искусства, изучаемых в детских учреждениях дополнительного образования. Представлены различные подходы к изучению данной дисциплины и на основе различных методик преподавания выявлены основные типы урока современного танца.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к искусству танца. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.

Хореографическое искусство XXI века представлено самыми разнообразными направлениями танца: классическим, народным, современным, бальным и др. Каждое отдельное направление имеет свою историю, особенности, требования к учащимся, так как у любого из видов танца есть свои физиологические, биомеханические и музыкально-ритмические особенности.

Классические танцы обладают математической выверенностью, наиболее строгими требованиями к физическим данным, точностью и логичностью линий, чего порой очень не достает спортивному бальному танцу (он требует развития, прежде всего, аэробных возможностей организма человека). Характерный и народно-сценический танец незаменим в плане воспитания у танцоров скоростно-силовых качеств, техники исполнения трюковых элементов, навыков сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в отдельности. Современный танец является более прогрессивным видом пластики, по сравнению с классикой, и несет в себе более глубокий потенциал с точки зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела как средства художественной и духовной выразительности (богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма).

Анализируя любой из перечисленных выше видов танца, можно четко выделить определенный набор движений, которые свойственны только этому направлению. Особенно отчетливо это можно проследить в классическом балете, где существует веками отшлифованный, четко зафиксированный язык движений. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения. Это связано с тем, что сам термин «современный танец» включает в себя довольно большое количество танцевальных техник и постоянно пополняется новыми образованиями, которые носят стихийный характер.

Современный танец – понятие временное, то есть танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознании этот термин объединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. И возникает определенная путаница, поскольку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точно выстроенный урок и свою систему подготовки (джаз и модерн), в это же направление относят и бытовой (социальный) и бальный (спортивный) танец, танец эстрады (варьете и кабаре) и многие другие направления хореографического искусства. Большой интерес к современному танцу, особенно на периферии и в любительских коллективах, очень часто приводит к дилетантизму, когда педагоги и руководители коллективов, не знающие основ современного танца, подменяют технику джазового танца или танца модерн социальным или бытовым танцем.

В России существует довольно обширная сеть детских учреждений дополнительного образования, в которых возможно изучение дисциплины «Современный танец». Это в первую очередь проявляется в формах организации хореографических коллективов. Есть танцевальные кружки, студии танца, ансамбли, коллективы и детские театры танца. Каждое из этих объединений имеет свои специфические черты и задачи: где-то дети занимаются исключительно для поддержания здоровья и физической формы, в другом случае дети поверхностно (факультативно) изучают азы хореографии; но есть детские коллективы профессиональной направленности – это ансамбли или детские театры (часто имеющие звания «образцовый»), где учебный процесс базируется на качественном и глубоком изучении дисциплин, занятия проводятся практически ежедневно, имеется обширный танцевальный репертуар.

Здесь стоит заметить, что в сфере искусства существует расчленение на профессиональное искусство и любительское. Соответственно, в хореографическом искусстве также есть подобное разделение, с отличным друг от друга образовательным процессом. В Российской Федерации профессиональное хореографическое образование артисты получают в специализированных учреждениях – хореографических училищах, где дети целенаправленно обучаются с десятилетнего возраста для того, чтобы стать артистом классического балета или артистом ансамбля народного танца. Таким образом, в России в этих двух системах успели сложиться специфические особенности образования:

1. Ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;

2.Специальная конкурсная процедура приема, включающая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;

3. Наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам. Обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей - театров оперы и балета или профессиональных ансамблей народного танца.

Хореографическое образование в сфере современного танца, к сожалению, не располагает подобными образовательными учреждениями, в силу того, что это направление развивается в России всего несколько десятилетий и не имеет единых образовательных программ. Кроме того, на данный момент в стране работают всего несколько коллективов современного танца, имеющих статус государственных учреждений (Челябинский театр современного танца; Екатеринбургский «Эксцентрик-балет» С. Смирнова; Екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» Т. Багановой; «Русский камерный балет «Москва» Н. Басина; «Балет Евгения Панфилова» из Перми, коллектив «Каннон данс» Н. Каспаровой, Санкт-Петербург). Это говорит о том, что система профессионального образования в современном танце еще находится на стадии формирования, поэтому детский современный танец в стране развивается на любительском уровне.

Хореографическое творчество в рамках любительского искусства предполагает общественный характер и художественность этого явления. Отсюда и двуединство сущности любительских коллективов, определяющееся емкими качествами: массовость и мастерство. Эти, казалось бы, взаимоисключающие понятия и составляют наиболее полное содержание самодеятельной хореографии. Особенно остро это касается современного танца, где массовое исполнение превалирует (в отличие от классического танца, где существует распространенная танцевальная форма – вариация). Поэтому особенно важно иметь в коллективе современного танца основной танцевальный состав (по возможности состоящий из нескольких возрастных групп, численностью не менее 10 человек в каждой), регулярно занимающийся классом и работой над репертуаром.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает, поэтому задача педагога – не только обучить детей основам современной хореографии, но и содействовать их всестороннему развитию (физическому, духовному, социализации).

Всё это осуществляется непосредственно в учебном процессе, включающем в себя различное количество изучаемых дисциплин. Деятельность кружков, к примеру, предполагает занятия 1-2 раза в неделю, включающие в себя начальную хореографическую подготовку. Студии, ансамбли и театры танца самостоятельно устанавливают поурочную нагрузку, имея возможность вводить в изучение смежные дисциплины (классический танец, стрейчинг, музыкальная грамота, игра на инструменте и т.д.). Стоит заметить, что урок современного танца также может состоять из разных направлений хореографии, в зависимости от изучаемых (то есть деление на джаз, модерн, контемпорари, уроки по импровизации и т.д.) – однако при этом следует отдавать предпочтение определенному виду, не перегружая детей множеством техник.

Если коллектив базируется в образовательном учреждении (школа искусств, хореографическая школа), то в основе образовательного процесса лежит рабочий учебный план, в котором фиксируются количество предметов и поурочная нагрузка на каждый из них. В таком случае, в своей работе преподаватель должен опираться на разработанные и утвержденные учебные программы, составленные согласно специфике образовательного учреждения. В них, помимо отражения временных рамок обучения, рассматриваются основные изучаемые разделы и уровень физической нагрузки. К примеру, современный танец может изучаться в качестве второстепенной дисциплины и вводиться для обучения на третьем-четвертом году обучения по 1-2 часа в неделю. В иных случаях (когда репертуар коллектива строится на современной хореографии), современный танец вводится уже с первого года обучения как обязательная дисциплина и изучается 3-6 часов в неделю.

В настоящее время наблюдается рост любительских коллективов современного танца, не ограниченных образовательными программами и находящихся в свободном творчестве. Такие коллективы чаще создаются одним-двумя руководителями, которые, опираясь на свой танцевальный и педагогический опыт, обучают детей тем танцевальным техникам, которые необходимы при формировании репертуара.

Специфика современного направления хореографии такова, что многие педагоги, даже активно в нем работающие, не знают, как лучше выстроить урок и как правильно подать элементы техники. Это происходит в силу объективного фактора – большой разрозненности между собой танцевальных направлений, объединенных одним термином «современный танец». Вследствие этого, отсутствует и единая методика преподавания данной дисциплины, каждый педагог разрабатывает свою систему обучения, опираясь на различные техники, предлагаемые известными деятелями современного танца (техника Марты Грэхем, Хосе Лимона, Лестера Хортона и др.)

Преподаватели современного танца должны организовывать учебный процесс в коллективах согласно индивидуальным особенностям и требованиям (тип коллектива, педагогические цели и задачи, физическая подготовка учеников). Но, несмотря на разнообразие методик, типы уроков можно классифицировать по следующим признакам:



  1. Четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, кроссы, комбинации развернутого плана);

  2. Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);

  3. Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы).

  • Четкая структура построения урока основана на учебных и учебно-танцевальных комбинациях. Беря за основу классический экзерсис на середине зала, современный танец позволяет проучивать базовые элементы (plie, battement tendu и пр.) через задействование всех центров тела в пространстве. Количество упражнений экзерсиса можно варьировать от одной-двух комбинаций до полноценного комплекса, включающего adagio и grand battement jete. Сравнивая методы различных педагогов, четко можно выделить следующие разделы урока, которые могут входить в класс:

I. Разогрев.

II. Изоляция. Координация.

III. Упражнения для позвоночника.

IV. Уровни.

V. Кросс. Передвижение в пространстве.

VI. Комбинация или импровизация.



  • Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии) применимо при условии, что в коллективе помимо данной дисциплины проходят занятия классическим тренажем либо уроки модерна или джаза (основанные на совокупности учебных и танцевальных комбинаций). Кроме того, сочетание различных техник можно применять в конце тренажных занятий для восстановления нормального функционирования детского организма.

  • Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы) – так же, как и предыдущий вид урока, следует проводить в качестве дополнительного, сопутствующего занятия при наличии тренажного класса, либо включать фрагменты авторских разработок в учебный класс, построенный на слиянии техник.

Особо значительным для детских коллективов, работающих в технике современного танца, является вопрос самобытности репертуара, отличающий один коллектив от другого и делающий занятия в нем увлекательными и творческими. Здесь современный танец предстает перед детьми во всем своем великолепии, позволяя раскрыться индивидуальности каждого ребенка за счет обширности танцевальных образов и приемов. Если классический танец, прежде всего, дает форму, то в современном танце на первый план выходит свое видение мира балетмейстером и ребенком-исполнителем. Здесь нет застывших канонов, окончательно раскрепощено тело, допущено наличие воли в теле. Один из основных «плюсов» - форма, вес тела и физические данные ребенка не играют первостепенной роли, как это есть в классическом танце, и современный танец это в полной мере использует.

Ошибка многих руководителей любительских хореографических коллективов – детские постановки, выносящие на сцену негатив и отрицательные качества (злоба, агрессия). К сожалению, это не редкость в отечественном современном танце; причем проявляется она, скорее всего, от желания руководителя выделиться на фоне спокойных классических танцев и задорных народных композиций. Также это происходит от непонимания режиссерами (хореографами) театральных спектаклей профессиональных коллективов современной хореографии, где глубокий философский смысл завуалирован несколько жесткими приемами, откровенными сценами и бытовыми подробностями. Это толкает детских педагогов на использование в своей работе подобных приемов, что не только не оправдано детским восприятием, но и противоречит сути детского творчества, которое направлено на создание положительного эмоционального фона. Поэтому руководитель коллектива всегда должен с особой тщательностью относиться к подбору репертуарных постановок.

В последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы танца. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник – то процесс заимствования и соединения неизбежен. Благодаря этому, современный танец не останавливается в своем развитии, привлекая все большее количество детей для занятий этим видом искусства, и этот вид хореографии становится одним из наиболее доступных и востребованных на сценических площадках.

--------------------------------------------------------------------------------



  1. Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн: Пособие для начинающих. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. – 128 с.

  2. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М.: Emergency Exit, 2005. – 268 с.

  3. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития. Метод. Техника. – М.: ИД «Один из лучших», 2004. – 414 с.

  4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М.: Владос, 2003. – 256 с.


Смотрите также:
Современный танец в системе детского хореографического образования
108.23kb.
1 стр.
«Основы современного танца», «Современный танец: джаз модерн», «Современный танец: хореография мюзикла»
87.37kb.
1 стр.
План учебно-воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детского Морского центра город Краснодар на 2012-2013учебный год
230.24kb.
1 стр.
Конкурсы без слез!!!!! И разочарований!! Количество этапов 4 этапа: 1 й-этап «Незнайка на Луне» 19 февраля
25.67kb.
1 стр.
Современный танец, клубный
225.71kb.
1 стр.
Современный танец (9-11 лет) 2 год обучения
111.3kb.
1 стр.
Программа 5, Часть 1: История Танца: Современный Танец в эпоху фашизма
17.57kb.
1 стр.
Образовательная программа детского объединения «искусство слова»
204.52kb.
1 стр.
Программа модифицированного типа хореографического кружка "Капелька" (художественно-эстетическое направление) для детей
94.25kb.
1 стр.
Конспект открытого занятия 1 года обучения младшей группы детей 7-10 лет в объединении
41.19kb.
1 стр.
Конспект занятия по ритмике Тема: «Испанский танец» Педагог дополнительного образования : Башаренко Надежда Витальевна
58.88kb.
1 стр.
В системе образования
1532.9kb.
5 стр.