Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7![]() СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Гражданское общество Калужской области - его характеристика 1.1. Уровень гражданской активности 1.2. Отношение граждан к деятельности общественных организаций 1.3. Статистическая характеристика «третьего сектора» 1.4. Проблемы роста: описание проблем, с которыми сталкивается гражданское общество 1.5. Нормативно-правовое обеспечение «третьего сектора» и общественная активность в целом 1.6. Финансово-экономическая поддержка общественных организаций 1.7. Механизмы и формы взаимодействия общества и органов власти области 2. Общественные организации. Их потенциал и влияние на проблемы в различных сферах жизни области 2.1. Экономика 2.2. Образование и наука. 2.3. Проблемы и совершенствование духовно – нравственного и общекультурного развития общества и молодежи. 2.4. Здравоохранение и спорт 2.5.Социальная защита 2.6. Вопросы межэтнической и межконфессиональной толерантности 2.7. Окружающая среда 2.8. Культура 2.9. Защита прав граждан и правовое просвещение. 2.10. Благотворительные организации региона и их роль.
Сформировался большой слой социально активных, ответственных граждан, которые объединяются в разнообразные сообщества и социальные сети, чтобы отстаивать свои интересы и ценности, выражать общественное мнение и оказывать влияние на решение различных проблем. Эти люди, которые ответственно относятся как к своей жизни и своим близким, так и к судьбе своего района, города и страны в целом, составляют ядро нашего гражданского общества. В настоящем докладе гражданское общество понимается как публичное пространство за пределами семьи, государства и рынка, где люди объединяются для продвижения общих интересов. Сегодня самоорганизация людей играет все большую роль в развитии территорий. В этом аспекте гражданское общество содействует развитию человека как личности, способствует снижению уровня социальной напряженности, позволяет населению самостоятельно решать многие социальные проблемы, повышать эффективность работы государственной машины через систему общественного контроля. Важной характеристикой состояния калужского гражданского общества является развитие местной гражданской инициативы. Так, исследования показывают, что в течение 2012 года получили дальнейшее развитие инициативы по благоустройству мест проживания, создание ТСЖ, решение актуальных природоохранных проблем. Важным проявлением активности гражданского общества стало развитие диалога между местными активистами и руководителями муниципальных образований. Важным фактором развития гражданского общества последних лет стал стремительный рост Интернета в качестве площадки для самоорганизации граждан. Самые яркие общественные инициативы в 2012 году, будь то протестная активность или взаимопомощь, были реализованы на базе Интернет-коммуникаций. Развитие Интернета – это тенденция, которая в ближайшие годы будет только усиливаться. Экспертное сообщество приближается к пониманию того, какое огромное влияние способна оказать новая медийная реальность на развитие политического и общественного диалога. Уже сегодня Интернет становится не только площадкой для дискуссий, но и основным каналом организации и направления гражданской активности. В то же время, он по-прежнему объединяет лишь узкие слои общественно активного населения, что увеличивает дистанцию между этими слоями и остальным населением. Основное проявление гражданского общества – солидарность, т.е. единство убеждений и действий, взаимопомощь, поддержка и совместная ответственность. Но у солидарности есть и теневая сторона: она неизбежно порождает конфликты между членами различных социальных групп, преследующих свои интересы на одном социальном поле. Солидарность может противопоставлять членов группы государству и большинству народа, а может способствовать их единству. Задача Общественной палаты Калужской области заключается в том, чтобы содействовать развитию элементов солидарности, которая позволяет структурировать общественную и политическую жизнь, а также находить компромиссы в возникающих конфликтах. Основными формами активности гражданского общества является содействие решению социальных проблем и благотворительность. К сожалению, обширная деятельность общественных организаций в этой сфере не становится, как правило, объектом внимания прессы. 2012 год, как и предыдущий, был годом насыщенной политической активности. Состоялись выборы Президента Российской Федерации. Результаты выборов устроили не всех. Сообщения о нарушениях при подсчёте голосов, распространившись в социальных сетях, вызвали активные протестные выступления в Москве, Петербурге. Коснулось это и Калуги. Митинги в Калуге показали, что граждане и власть научились в цивилизованной форме, без насилия и агрессии, организовывать и проводить уличные протестные акции. И сейчас главным становится вопрос: научились ли достигать компромисса по существу обсуждаемых проблем, терпеливо и кропотливо распутывать конфликтные узлы, а не «разрубать» их? Митинги показали, что в обществе сформировался запрос на новое качество политической системы, государственного управления и диалога с властью. Сформировался «класс «рассерженных горожан» - относительно благополучных, образованных слоев городского населения, для которых существенно выросла значимость ценностей человеческого достоинства и гражданственности. Эти качественные перемены обусловливают изменения в структуре проблем, приоритетных для гражданского общества. На первый план выходят проблемы соблюдения законов, основополагающих гражданских прав. Эти качественные изменения должны быть вполне осознаны и оценены политическими структурами, органами государственной власти и управления. Налицо насущная необходимость адекватных перемен в методах, в работе, в самой стилистике власти в диалоге с гражданским обществом. Важно не только принимать верные решения, но и разъяснять обществу, заинтересованным его слоям и группам мотивы принимаемых решений, условия их принятия. Без этого вряд ли возможно восстановление «повреждённых» коммуникаций между властью и обществом, их взаимное доверие, а без них - невозможно эффективное развитие страны. В этом плане представляет существенный интерес накопленный опыт Общественной палаты Калужской области как института функционального, неполитического представительства. Общественная палата работает в качестве экспертного органа, силами активных представителей гражданского общества занимается экспертизой законопроектов, анализирует ход выполнения государственных программ, сообщает на уровень региональных органов власти, об имеющихся социально-значимых проблемах и вырабатывает предложения по их решению. Функциональное общественное самоуправление - это способ демократического участия, при котором партийно-политическая конфликтность как таковая отсутствует. Квалифицированные представители общества могут вести конкретную работу по реализации тех или иных общественных интересов, решая возникающие проблемы в экспертно-консультативном порядке, непосредственно контактируя с исполнительной властью. В этой связи Общественная палата Калужской области - не только важный институт сотрудничества общественности и органов власти, но также площадка для обсуждения и инструмент для продвижения социально значимых гражданских инициатив.
Наряду с деятельностью некоммерческих организаций в Докладе анализируются основные тенденции развития гражданского общества в Калужской области. Доклад построен по принципу объективного анализа имеющихся данных. Поэтому при его подготовке использовались материалы заседаний комиссий, Совета и других мероприятий, проведенных Палатой, общественными организациями, а также материалы государственного статистического учета, мнения экспертов, проблемные статьи и публикации в региональных и местных СМИ и в сети Интернет. Приведены в докладе и результаты опросов населения и экспертов Калужской области, в качестве которых выступили депутаты и чиновники администраций муниципальных образований. Представляя ежегодный Доклад, Общественная палата рассчитывает, что он позволит получить более полное и адекватное представление о современном состоянии гражданского общества, об уровне взаимодействия общественных организаций, бизнес - структур, органов власти и местного самоуправления в Калужской области. Подготовка Доклада происходила в активном диалоге с органами государственной власти и гражданского общества. Разумеется, один доклад не отразит все грани состояния гражданского общества в полной мере. Но это старт - старт к целенаправленной систематической работе. Доклад адресован широкой аудитории: государственным и муниципальным служащим, общественным деятелям, научным сотрудникам и всем, кто интересуется проблемами гражданского общества. Мы надеемся не только привлечь внимание калужан к данной теме, но и способствовать максимальному использованию общественного потенциала в интересах области и ее жителей.
Во-первых, в стране должны быть созданы благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, а граждане - активно участвовать в их работе. Важным показателем состояния гражданской активности в стране, уровня общественной солидарности является развитие различных форм благотворительности и добровольчества. Во-вторых, независимые средства массовой информации выступают в качестве инструмента освещения гражданской активности, доведения разнонаправленных общественных настроений до власти и населения. В-третьих, гражданское общество традиционно наиболее активно действует на уровне местного управления. Именно на местном уровне граждане решают насущные задачи организации своего жизненного пространства. Здесь вырабатываются микромодели гражданской самоорганизации и взаимоотношений муниципальных властей и граждан. Насколько эти отношения гармоничны, и насколько граждане активны сегодня в обустройстве своего дома, подъезда, улицы и города - от этого во многом зависит авторитет и сила гражданского общества всей страны. В отношениях власти и общества большую роль играет правопримененение. Современное государство должно обеспечивать существование единого правового поля на всей территории страны, равенство всех перед законом. Без независимого суда существование гражданского общества оказывается под угрозой. Взаимоотношения с политической властью являются естественной средой функционирования гражданского общества. В идеале они должны быть взаимно уважительными, учитывающими обоюдные интересы. Работающая обратная связь между властью и гражданским обществом позволяет проводить разумную, сбалансировованную политику. Такая обратная связь - главное «лекарство» от социальных потрясений. 1.2. Отношение граждан к деятельности общественных организаций По данным опроса населения и экспертов Калужской области 84% экспертов и 53% населения считают, что уровень их информированности обо всем происходящем в общественной жизни высокий. Только 8% населения признали, что им неинтересна общественная сфера деятельности, это говорит о достаточно высоком интересе населения к деятельности НКО. В большей степени информированность населения об общественной жизни наблюдается в столице региона (59%), меньше всего в его районах, также печален тот факт, что больше всего населения, которое не интересуется общественной жизнью, наблюдается в городе науки Обнинске (16%). Опрос показал, что в Обнинске в большей степени проявляются проблемы с информационной доступностью о деятельности общественного сектора. Последнее должно заинтересовать представителей Общественной палаты от города Обнинска и активизировать представителей НКО с целью повысить информированность его жителей общественными задачами и проблемами, как на уровне региона, так и на уровне города. Как показали результаты опроса, больше всего интересуются общественной жизнью мужчины от 18-30 лет (57%) и от 40-59 лет (53%), женщины от 18-30 лет (54%), от 31-39 лет (59%) и старше 69 лет (61%). Женщины от 40-59 лет являются пассивными в вопросах общественной жизни, так как 58% из них информацию имеют, но она их не заинтересовала. Негативным моментом является тот факт, что 24% мужчин старше 40 лет не интересуются общественной жизнью, среди женщин таких только 7%. 8% молодежи до 30 лет также относят себя к этой категории граждан. 53% главных специалистов, 51% руководителей и 57% специалистов считают, что хорошо осведомлены обо всем происходящем в общественной жизни своего поселения. 60% предпринимателей и 48% пенсионеров и студентов плохо представляют, что происходит в общественной жизни их поселения. 67% предпринимателей верят в возможности общественных институтов, однако только 13% из них считают, что поддержка Общественной палаты Калужской области будет им полезна. Исходя из выше изложенного, представителям общественных организаций и Общественной палаты Калужской области следует повысить информированность о своей деятельности среди предпринимателей, усилить контакты с предпринимательской средой, пенсионерами и студентами, используя, например, возможности социальных сетей.
Как показал анализ полученных данных1, наиболее распространенными формами взаимодействия принявших участие в исследовании НКО с гражданами оказались мероприятия для целевых аудиторий, которые используют три четверти некоммерческих организаций, принявших участие в опросе. Впрочем, привлечение волонтеров и организация акций с участием населения также довольно популярны. А вот сбор пожертвований, финансовой и материальной помощи по распространенности значительно уступает остальным формам - ее практикуют только четверть исследованных организаций. Наиболее существенные различия в практике взаимодействия с населением обнаруживаются при разделении НКО по видам и объектам деятельности. Организации, занимающиеся благотворительностью и социальной работой, как и следовало ожидать, используют более широкий спектр форм работы с населением. Все позиции, кроме публичных мероприятий, отмечались их руководителями существенно чаще, чем в остальных организациях. Выявлены некоторые различия в использовании разных форм взаимодействия с населением НКО в зависимости от объектов их деятельности. В рамках анализа данных среди всех объектов деятельности были выделены два типа НКО, различающиеся по характеру деятельности и, вероятно, мотивации социальной поддержки: 1) НКО, работающие с детьми, и 2) НКО, работающие с молодежью. Первые являют собой, скорее, пример организаций, занимающихся социальной защитой, а вторые - деятельностью в области социализации, досуга, образования. Мотивация сотрудничества населения с первой категорией НКО лежит скорее в области милосердия, сострадания, а со второй категорией - в области самореализации в интересной общественной деятельности. В связи с этим неудивительно, что для НКО, работающих с детьми, более характерно привлечение добровольцев и сбор финансовой и материальной помощи, а организации, работающие с молодежью, чаще других взаимодействуют с населением через публичные акции. 1.2.2. Количество добровольных помощников и объем их занятости Интенсивность взаимодействия НКО и населения определяется, в том числе, численностью привлеченных добровольцев и объемом их занятости. Как показал анализ полученных результатов, для большинства некоммерческих организаций, включенных в выборку, диапазон значений составляет 5-30 человек для постоянных добровольцев и 12-100 человек для временных добровольцев. Близкие значения эти показатели имеют для некоммерческих организаций, подававших заявки на грантовый конкурс в Общественную палату в 2011 году, очевидно, полученные в настоящем исследовании данные о числе добровольцев НКО отражают общую картину, характерную для НКО страны в целом (см. например, аналитический обзор «Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России» и ряд других исследований, www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm)*. Работающие на постоянной основе добровольцы тратят довольно много времени на эту деятельность. Так, по оценкам руководителей НКО, принявших участие в опросе, почти половина из них (48%) занята несколько дней в месяц, а еще 20% работают неделю или больше в течение месяца. В организациях, занимающихся благотворительностью и социальной работой, добровольцы больше загружены работой, чем в прочих НКО. 1.2.3. Формы добровольческой работы Привлекаемые некоммерческими организациями добровольцы могут участвовать в их деятельности по-разному. Согласно результатам опросов, наиболее распространенной формой участия добровольцев в деятельности НКО являются всевозможные коллективные акции (молодежные, культурно-просветительские, правозащитные, экологические). Эту позицию отметили две трети опрошенных руководителей (66%). Далее следуют информационная работа и координационная работа в офисе НКО (40% и 38% соответственно). Более трети опрошенных (35%) отметили профессиональное участие добровольцев в работе НКО (т.е. работа специалистом или консультантом, например, медицинским работником, педагогом, дизайнером, юристом. Менее распространенными, хотя все же используемыми от четверти до 30% НКО, являются такие формы, как участие в поездках в детские дома, дома инвалидов и т.п.; дистанционная координационная работа на дому, помощь на дому инвалидам, пожилым людям, многодетным семьям; сбор вещей и продуктов для нуждающихся. Напротив, сравнительно редко практикуются сбор финансовых средств, участие в благоустройстве социальных учреждений, и - особенно - донорство и переписка с заключенными. Наибольшее разнообразие в формах привлечения добровольцев проявляется в работе организаций со значительной долей зарубежного финансирования, что вполне понятно. Эти организации имеют максимальные (по сравнению с другими выделенными типами) показатели по большинству рассматриваемых форм участия. Сравнение этих данных с результатами массового опроса населения показывает, что рейтинг используемых некоммерческими организациями форм взаимодействия с населением несколько отличается от предпочтений самого населения. Так, население чаще всего предпочитает участие в сборе и передаче вещей, продуктов нуждающимся, тогда как в реальности эта форма используется только четвертью всех НКО. Значительный потенциал, недостаточно используемый некоммерческими организациями, имеют такие формы участия, как поездки в детские дома, дома инвалидов, престарелых, в больницы, а также донорство. А вот коллективные акции, широко практикуемые общественными организациями, находятся только в середине рейтинга предпочтений населения. Вместе с тем в абсолютном выражении количество потенциальных участников таких акций может оказаться вполне достаточным - с учетом того, что каждый четвертый из числа готовых поддерживать НКО хотел бы в них участвовать.
Активно применяются и традиционные формы поощрения. Как оказалось, достаточно часто некоммерческие организации используют для поощрения своих добровольцев дипломы, благодарности, почетные звания (40% соответственно). Многие некоммерческие организации, по заверениям их руководства, помогают волонтерам в организации досуга, получении образования и доступа к информации, в трудоустройстве (20-30%), 16% НКО предоставляют добровольцам возможность участия в волонтерских программах, как международных, так и российских. Реже других поощряют добровольцев в организациях, существующих в значительной мере за счет взносов и пожертвований. Можно предположить, что добровольцами в таких организациях зачастую являются сами жертвователи, энтузиасты, уже вовлеченные в деятельность НКО и не нуждающиеся в дополнительной мотивации. В организациях со значительной долей бюджетного финансирования волонтерам чаще всего предоставляется организация отдыха, досуга, общения, что может служить косвенной характеристикой контингента добровольцев. Не исключено, что такая форма поощрения подходит для хорошо знакомых друг с другом людей, может быть, работающих вместе и имеющих отношение к бюджетной сфере. 1.3. Статистическая характеристика «третьего сектора» Число некоммерческих организаций зарегистрированных в Калужской области по данным министерства юстиции Российской Федерации (http://unro.minjust.ru) на 14 ноября 2012 года, составляет 1690, в том числе в форме
Региональная структура организационно-правовых форм, как и численность НКО по региону неоднородна. НКО неравномерно распределяются по территории Калужской области. Из 1690 организаций 807 зарегистрировано в Калуге (48%), в Обнинске – 394 (23%). На долю других райцентров приходиться менее 30%. По данным Минюста России информации о филиалах и представительствах иностранных НКО на территории Калужской области нет. Национально-культурные автономии на территории Калужской области представлены 8 организациями. При этом на уровне региона действуют с 21.06.2003 года Калужская региональная еврейская национально-культурная автономия, с 05.05.2003 года Калужская региональная азербайджанская национально-культурная автономия, с 21.04.2010 года Региональная Татарская Национально-Культурная Автономия Калужской области. На местном уровне осуществляют свою деятельность "Местная Дагестанская Национально-Культурная Автономия" с 18.05.2006 года; "Местная национально-культурная автономия немцев города Калуги" с 12.03.2010 года; "Местная Татарская Национально-Культурная Автономия г. Калуги" с 06.07.2005 года; "Местная Татарская Национально-Культурная Автономия г. Обнинска" с 01.08.2008 года; "Местная Татарская Национально-Культурная Автономия г. Сухиничи" с 08.10.2009 года. Самая многочисленная правовая форма - общественные организации. Необходимо особо отметить правозащитные организации. Это Калужская региональная молодежная правозащитная общественная организация "Молодая Калуга", которая действует с 09.12.2010 года. Калужская региональная общественная организация защиты прав детей-сирот "Феникс" с 08.04.2005 года. Калужская региональная общественная организация "Просвещение. Культура. Право. "ИСТОК" с 21.07.2003 года. Калужский региональный исследовательский Центр по правам человека с 05.02.2003 года. На территории области активно действуют общественные организации защиты прав потребителей. Например, организация "Содействие" действует с 26.04.2006 года. Калужская региональная общественная организация "Защита прав потребителей" с 18.02.2008 года. Общественная организация "Калужский областной центр защиты прав потребителей" с 13.12.2005 года. Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Триумф" с 25.04.2011. В каждом районе сегодня работают отделения Калужской областной общественной организации охотников и рыболовов Российской Ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов "Росохотрыболовсоюз", а также местные общественные организации охотников и рыболовов. Большинство данных организаций начали свою деятельность в 2002 году. Калужская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) имеет свои представительства в каждом районе области. Большинство данных организаций начали свою деятельность в 2002 году. В каждом районе действует профсоюзные организации. Это, прежде всего, профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, а также ряд отраслевых профсоюзов. На сегодняшний день все редакции муниципальных и региональных СМИ находятся в статусе автономных некоммерческих организаций. В Калужской области активно развивается такая правовая форма как некоммерческое партнерство. При этом организации связанные со строительством, перевозками, проектированием реализуются в формате саморегулируемых организаций. Активную роль в жизни общества играют религиозные организации. Практически в каждом приходе в форме архиерейского подворья или местной православной организации действуют данные организации. В общей структуре организационно-правовых форм НКО преобладают общественные организации (24%), профессиональные союзы (17%), некоммерческие партнерства и религиозные организации (по 13%), автономные некоммерческие организации (9%) и некоммерческие фонды (8%), тогда так другие типы представлены значительно меньшим числом организаций. Анализ структуры некоммерческого сектора за несколько последних лет говорит о том, что доля общественных и религиозных организаций сократилась, а доля других форм – фондов, общественных движений, автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств – возросла, в том числе, в связи с изменением законодательства. Анализ сфер деятельности некоммерческих негосударственных общественных организаций показывает, что в Калужской области преобладают организации, занимающиеся досугом, туризмом и спортом. Основными объектами деятельности НКО являются молодежь, инвалиды и родители, имеющие детей-инвалидов, а также социально уязвимые категории населения. Среди других объектов деятельности НКО выделяются активная общественность, семья, женщины и т.д. На 15 октября 2012 года представили отчеты 203 некоммерческие организации. Из них только 47% организаций дали отчеты о расходовании средств, а 53% подтвердило продолжение своей деятельности. Смотрите также: Гражданское общество Калужской области его характеристика
1094.18kb.
7 стр.
Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования в Калужской области
4643.29kb.
25 стр.
Проблемы становления российской идентичности
91.29kb.
1 стр.
Мр «Козельский район»
123.65kb.
1 стр.
Краткая характеристика Калужской области Московская область Смоленская область Тульская область Брянская область Орловская область
480.42kb.
3 стр.
Закон о реестре государственных должностей калужской области
405.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации по предоставлению земельных участков, оформлению проектной документации и разрешений на строительство, технический учет и ввод в эксплуатацию линейных объектов на территории Калужской области
1530.79kb.
14 стр.
Инвентаризация целей и задач, утвержденных в составе программных документах социально-экономического развития Калужской области на средне и долгосрочную перспективу, и их отражение в действующих целевых программах
1197.9kb.
6 стр.
Село калужской области
28.8kb.
1 стр.
Кластерные технологии Корпорация развития Калужской области обоснованный выбор инвесторов
53.2kb.
1 стр.
Закон об утверждении положения о кадровом резерве
150.26kb.
1 стр.
Сборник информационно-методических материалов для работающей молодежи гбу калужской области «Областной молодежный центр» 722.53kb.
5 стр.
|