Главная
страница 1


РОССИЯ

Омская область.

Азовский немецкий национальный муниципальный район

Комитет по образованию

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Азовская Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

отдыха и оздоровления сельских подростков

2007 год


Оглавление:

  1. Обоснование программы 3

  2. Цель и задачи программы 6

  3. Кем и когда разработана программа 6

  4. Место и условия реализации 7

  5. Содержание программы 8

  6. Механизм реализации программы 14

  7. Материально-техническое обеспечение программы 16

  8. Финансовое обоснование программы 17

  9. Кадровое обеспечение 17

  10. Организаторы и координаторы программы 18

  11. Формы контроля в ходе реализации 19

  12. Проектируемый результат программы 19

  13. Социально-экономический эффект реализации программы 22

  14. Перспективы развития программы 23


Обоснование программы:


Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства.

Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции.

Приоритетность Национального проекта «Образование», внесённые в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» изменения ярко демонстрируют актуальность организации летнего отдыха и оздоровления детей

Особенно остро эта проблема касается старших подростков сельской местности. Летний отдых сельских детей не отличается разнообразием: образовательный туризм для сельчан практически недоступен, поскольку место проживания слишком отдалено от культурно-исторических центров.

Современный подросток в селе – незаменимый помощник в подсобном домашнем хозяйстве, и больше чем на неделю оторваться от повседневных деревенских забот не может.

К тому же, экономическая ситуация сегодняшнего дня еще более ограничивает, если не сводит к нулю, этот выбор: цена путевки в оздоровительный лагерь за счет возросшей стоимости коммунальных коммуникаций и стационарных строений очень высока, часто обыкновенная среднестатистическая сельская семья не в состоянии оплатить и 30% её стоимости.

В течение лета-2006 лишь половина подростков Омской области были охвачены организованными формами оздоровления. Из них 78% - девочки. Большинство мальчишек по разным причинам остаются дома и предоставлены сами себе, влиянию улицы. 15-17-летние подростки составляют только 9,5% в общем объеме отдохнувших детей.

Необходимость же отдыха сельских детей, отвлеченного от повседневного домашнего труда; пусть импульсивного, но все-таки оздоровления; эмоциональной разрядки; смены, а порой и ломки стереотипов и штампов в поведении подростков,- все более возрастает.


Неистребима и тяга молодых сердец к романтике и приключениям, настоящей дружбе и настоящему делу - всему тому, чего им так не хватает в повседневной школьной жизни.

Одной из форм организации летнего отдыха старших подростков являются профильные молодежные лагеря.

В условиях палаточного лагеря возможно решение целого ряда важнейших вопросов, связанных с формированием социально-активной жизненной позиции будущего гражданина и развитием личности подростка в целом.

К ним относятся: закрепление у детей уже имеющихся и формирование новых навыков самообслуживания; овладение способами укрепления и сохранения своего здоровья; усвоение подростками знаний и развитие умений в сфере трудовой деятельности и организации туристского быта; профилактика асоциального поведения подростков; овладение опытом межличностного общения и организации досуга; развитие важнейших личностных качеств, таких как воля, выносливость, эмпатия, самоконтроль.
Мы убеждены:

в условиях лета палаточный лагерь

может решить проблемы подростковой среды

наиболее полным образом.
Преимущества отдыха в профильном туристском лагере:

  • Жизнь непосредственно на природе обеспечивает прочное закрепление имеющихся навыков самообслуживания, жизнеобеспечения, тренирует волю, выносливость, учит жить в гармонии с природой и в ладу с окружающим миром, выживать в экстремальных ситуациях, пробуждает лучшие человеческие чувства.




  • Практические умения по технике туризма, организации быта в полевых условиях, приготовлению пищи на костре, оказанию первой медицинской помощи, ориентированию на местности усваиваются подростками сразу и на всю жизнь.




  • Опыт межличностного общения и человеческого общежития, приобретенный в палаточном лагере, - уникален и бесценен.




  • Здоровый образ жизни, а под этим мы понимаем единство физического, психического и нравственного здоровья; правильное и экологически чистое питание, насыщенная творческая деятельность, высокий эмоциональный тонус являются залогом качественного оздоровления и отдыха детей.

Ребята назвали свой лагерь "Зурбаган".

Он живет необыкновенной, яркой жизнью,

учит быть сильным и стойким, преодолевать трудности,

ценить красоту рассвета

и таинство ночного костра.
...Придет час,

утренний бриз наполнит свежим ветром алый парус,

и на пустом берегу вырастет

вдруг

палаточный город...


Цель программы:
Организация активного отдыха и оздоровления сельских подростков посредством разносторонней деятельности в условиях туристского лагеря.
Задачи:

  • организовать отдых сельских детей с использованием всего комплекса оздоравливающих воздействий: природных (река, песчаный пляж, лес, витаминное питание), лечебно-спортивных (плавание, туризм, закаливание, спортивные игры), психологических (смена обстановки, освоение новых форм и норм общения, жизнь в коллективе, высокий эмоциональный тонус);

  • создать условия для возникновения и позитивного развития временных детских коллективов в отрядах;

  • реализовать образовательные подпрограммы;

  • создать условия для развития ребячьей инициативы, коммуникативных и лидерских качеств подростков, воспитания толерантных отношений;

  • создать условия для реализации разносторонних и разноуровневых интересов подростков в сфере досуга, отдыха, спорта, игры, коллективной творческой деятельности на основе свободного выбора этой деятельности;

  • сформировать основы прикладных туристских умений и навыков, навыков организации и поддержания туристского полевого быта, закрепить навыки самообслуживания и общежития;

  • закрепить навыки здорового образа жизни;

  • организовать активную практику юных инструкторов по туризму, выполнение разрядных требований;

  • осуществить практическую подготовку кадров для реализации круглогодичной программы туристско-краеведческой направленности.


Кем и когда разработана программа:
Программа "Палаточный город "Зурбаган" действует в Омской области в течение 13 лет. За прошедшее время школу лагеря прошли более трех тысяч подростков. Сегодня вожатыми работают те, кто сам прошел эту школу и полюбил туризм, благодаря лагерю, на всю жизнь.

Программа разработана педагогическим коллективом Азовского Центра детского творчества под руководством инициатора А.В.Порываевой, зам. директора ЦДТ, в 1993 году. С организацией в мае 2003г. муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Азовская Станция детско-юношеского туризма и экскурсий», программа «Палаточный город «Зурбаган» реализуется педагогической командой Станции туристов под руководством ее директора Анны Викторовны Порываевой.

Ежегодно программа совершенствуется, отрабатывается наиболее эффективный механизм её реализации, укрепляется материальная база, растет популярность лагеря среди подростков. Опыт работы лагеря неоднократно отмечался областной оздоровительной комиссией, освещался на страницах прессы и на областном ТV.

Команда педагогов видит перспективы в расширении образовательного поля, введении новых подпрограмм (например, таких, как популярная астрономия, радиальные походы, семейный отдых, профильный post-лагерь для инструкторов и др.), а также в создании лагерей-спутников. Кредо педагогов - не организовывать в лагере ничего такого, что можно организовать и в школе - обеспечивает неизменно высокий творческий и эмоциональный уровень жизни в лагере.



Место и условия реализации программы:
Лагерь традиционно располагается в лесном массиве на берегу реки Иртыш, близ с. Гауф-хутор (Омский район, Омская область) в 27 км выше по течению от города Омска.

Лагерь представляет собой палаточный городок, состоящий из 5 жилых биваков, блока питания, санитарно-медицинского блока, информационно-досугового блока, спортивной зоны, туристского полигона, жилых палаток персонала. Стационарных построек на территории лагеря нет.

На отрядной стоянке - биваке - расположены 4 жилых четырехместных палатки, большая хозяйственная палатка для хранения вещей и инвентаря, жилая одноместная палатка для вожатого, жилая одноместная палатка для туринструктора, костровое место, стол и скамеечки. Остальное бытовое оборудование и оформление изготавливают сами ребята.

Блок питания состоит из летней столовой (столы и скамейки, тент), большой палатки-кухни, полевой военной кухни, погреба, хозяйственного двора - "дровни".

Санитарно-медицинский блок представлен умывальниками, походной баней, санитарными точками, выгребной ямой.

Информационно-досуговый блок располагает палаткой пресс-центра, радиорубкой, костровой площадкой, открытой эстрадой, информационным стендом.

В спортивной зоне расположена волейбольная площадка, поле для игры в лапту, футбольное поле, скалодром, оборудованная акватория для купания, песчаный пляж.

Туристский полигон расположен вдоль берега реки в лесной зоне, насчитывает более 20 различных снарядов для тренировок и проведения соревнований по технике туризма.

Полигон для спортивного ориентирования расположен в 500 метрах от лагеря. Имеется цветная карта для спортивного ориентирования.

На площадке для кемпинга по желанию могут разместиться взрослые гости лагеря, родители отдыхающих детей.

В педагогической сфере необходимыми условиями реализации программы

являются:



  • социальная направленность занятий, обмен опытом, возможность передачи полученных знаний и умений;

  • стимулирование развития творческой индивидуальности подростков, социально активной позиции, пропаганда культуры, здорового образа жизни;

  • активная социальная позиция и личный пример педагогического коллектива лагеря, высокий профессионализм педагогов;

  • содействие личностному самоопределению подростков, использованию результатов и продуктов деятельности лагерного сообщества в жизни;

  • осуществление мониторинга психологического климата в отрядах лагеря и педагогическом коллективе в течение и по окончании лагерных смен.



Содержание программы:
Программа рассчитана на подростков 12-17 лет. Предполагает активное недельное проживание ребёнка в нестандартной обстановке полевого туристского лагеря.

Программа обеспечивает возможность участия каждого ребенка в важнейших видах человеческой деятельности: коммуникативной, спортивной, трудовой, познавательной, игровой, эстетической, образовательной.

Отбор содержания деятельности и продолжительность смены определяются особенностями временного автономного пребывания детей в условиях палаточного лагеря. Эти особенности имеют как положительный, так и отрицательный характер влияния на отбор педагогических средств.

Такие характеристики временного детского коллектива, как сборность состава, кратковременность существования, относительная автономность, коллективность жизнедеятельности, завершенность деятельности и развития коллектива, предельная эмоциональность событий оказывают существенное позитивное влияние на поведение юношей и девушек, на организацию жизни отряда, реализацию его функций и воспитательных возможностей.

Вместе с тем, факторами стрессовой ситуации для подростков являются: относительно длительная оторванность от привычной среды обитания; отсутствие привычных услуг и комфорта; относительное сужение круга общения; необходимость учитывать особенности характера и поведения малознакомых людей; отсутствие привычных развлечений; ограничение коммуникативных возможностей (привычных средств связи); ограничение транспортных возможностей; монотонность питания; неблагоприятные погодные условия; значительные физические нагрузки; наличие кровососущих насекомых.

Содержание деятельности и механизм реализации программы описывают модули: организационный, оздоровительный, образовательный, культурно-досуговый, педагогический.



Организационный модуль представлен системой дел по обустройству бивака, быта, самообслуживания, отработке элементарных режимных моментов, коллективной выработке правил, норм и традиций жизни в "Зурбагане". Питание организовано на полевой кухне (завтрак, обед) и на бивачных кострах (ужин и вечерний чай). Проводится традиционный конкурс навыков организации туристского быта «Семь Пятниц на неделе» (конкурс обустройства и оформления жилых биваков; конкурс костровых мест; конкурс проектов «Завтра Зурбагана»; конкурс песочных фигур; конкурс поваров; конкурс туристских самоделок; конкурс на самый оригинальный головной убор «Парад панам»).

Оздоровительный модуль реализуется через активный отдых на берегу реки; максимальное пребывание детей на открытом воздухе с использованием природных факторов внешней среды; правильная организация подвижных спортивных игр, прогулок, некоторых видов трудовых процессов; сочетание подвижных и спортивных игр с тонизирующей и тренирующей нагрузкой; комплекс спортивных соревнований (традиционное многоборье "Зурбагана": водное поло, регби, волейбол, футбол, армрестлинг, лапта); постоянно действующий туристский полигон; радиальные походы; специальные занятия с валеологом (утреннее и ночное купание, закаливающие процедуры, основы массажа и аутотренинга, траволечение и под.); медицинский контроль над спортивной работой с детьми.

Образовательный модуль включает реализацию подпрограмм по основам туристской техники, спортивному ориентированию, скалолазанию, экологии, фенологии, популярной астрономии, первой медицинской помощи и траволечению, походной кулинарии, туристской песне и др. Особое место в образовательных программах занимает Веревочный курс – командный тренинг.

Содержание подпрограмм учитывает разный уровень осведомленности, эрудированности, подготовленности, физических возможностей, опыта и личных притязаний ребенка по данному направлению и предоставляет подростку возможность выбора не только направления, но и своей исходной и конечной ступени в освоении этой программы.

Так, в подпрограмме «Туристская техника» на полигоне одновременно могут работать с разными инструкторами 4 малых подгруппы одного отряда. По итогам освоения программы и самоаттестации (в туртехнике это – соревнования) часть ребят получают свою самую первую туристскую награду (пуговку-черепашку на панамку), часть – значки «Юный турист России», медали за победу в Первенстве, а кто-то и запись в классификационную книжку спортсмена о присвоении очередного разряда.

Занятия могут проводиться в микрогруппах по 4-6 человек, в группе по 12-16 человек (отрядом на биваке, в свободном подборе группы по интересам), двумя отрядами вместе (например, при проведении конкурсных программ, интеллектуальных игр). Ряд подпрограмм реализуются в сборных группах, сформированных лишь по выбору подростков, исходя из личных интересов (см таблицу).

Таблица

Оптимальный количественный состав группы

для занятий в рамках образовательных подпрограмм

в палаточном лагере «Зурбаган»



/Рекомендации/





Микро группы

по 4-6 человек

Группа

12-16 человек

2 группы одновременно

Занятия по выбору

Основы туртехники:

  • установка палатки

Занятия на биваке










  • укладка рюкзака




Занятия на биваке







  • вязание узлов




Занятия на биваке







  • спуск-подъем

Занятия на полигоне










  • преодоление препятствий

Занятия на полигоне










  • техника безопасности




Занятия на биваке







  • костер

Занятия на биваке










Спортивное ориентирование

Занятия на биваке

Занятия по спорткарте на полигоне






Веревочный курс





Занятия на биваке







Экология и фенология




Тематические прогулки

Интеллектуаль-ные игры

Наблюдения, занятия в кружке

Популярная астрономия




Экскурсия по ночному небу

Интеллектуаль-ные игры

Занятия в кружке

Первая медицинская помощь

Занятия на биваке







Занятия в кружке

Походная кулинария


Дежурство на биваке







Занятия в кружке

Туристская песня





Занятия на биваке

Музпаузы для всех

Занятия в кружке


Культурно-досуговый модуль предполагает проведение ряда массовых развлекательных и отрядных вечерних дел, Игр Посейдона, праздника Ивана Купалы, конкурсов, интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми.

Педагогический модуль – это:

  • система предварительной профессиональной подготовки педагогических кадров, состоящая из комплекса семинаров, психологических и игровых тренингов, специальных занятий в бассейне, тренировок на турполигоне, песенных часов,

  • организация оперативной службы педагогической помощи вожатым и психологической поддержки и релаксации в условиях лагеря,

  • организация информационного взаимодействия в процессе реализации программы (проведение планерок, рабочих оперативных совещаний, методических и педагогических советов в течение смены),

  • заключение трудовых договоров с педагогическим составом лагеря, разработка функциональных обязанностей, разработка и внедрение системы мотивации персонала;

  • обеспечение методического и психологического сопровождения реализации программы. Средства реализации цели – педагогические технологии (в том числе коллективной творческой деятельности, коммуникативные, игровые, соревновательные, творческие и другие), обеспечивающие реализацию педагогического процесса;

  • оказание ряда психологических услуг, направленных на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к среде обитания; система занятий, проводимых с детьми, педагогами и родителями;

  • организация аналитического сопровождения процесса реализации образовательной программы.



Принципы организации деятельности:


  • принцип системности, реализующий единство, взаимосвязь и преемственность целей, задач, содержания, форм и методов организации основных сфер жизнедеятельности детей и педагогического коллектива;

  • принцип компетентности педагогов, обеспечивающий достоверность и достойный уровень предлагаемой информации в рамках образовательных подпрограмм;

  • принцип вариативности, обеспечивающий построение и функционирование различных образовательных и воспитательных программ и подпрограмм в зависимости от контингента детей и взрослых, социального окружения, национальных традиций и других особенностей;

  • принцип содержательной деятельности, обеспечивающий содержательность, общественную необходимость и важность, социальную нужность деятельности, ее многообразие, нестандартность, насыщенность, лежащие в основе индивидуальной и коллективной совместной деятельности;

  • принцип мажора и тонуса, реализующийся в организации эмоционально яркой, увлекательной, общественно-признанной, радостной, приносящей удовлетворение и способствующей успешности деятельности;

  • принцип игры и романтики, отвечающий душевным потребностям ребенка и соответствующий его возрастным особенностям;

  • принцип безусловной безопасности, обеспечивающий полную всестороннюю безопасность и защиту ребенка и его прав;

  • принцип свободы выбора, определяющий свободу выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимое условие самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка в палаточном лагере «Зурбаган».



Организация всей деятельности идет через коллективы отрядов на биваках. Ежедневно члены отряда выбирают дежурного командира – координатора программы дня, лидера своего коллектива. Дежкомы биваков образуют координирующий орган самоуправления – Совет дежкомов. Дежкомы работают под непосредственным руководством руководителя программы, старшего вожатого. Каждое утро вновь избранные дежурные командиры собираются в штабе лагеря на свою рабочую «летучку» - «Зорьку».

Дежурство по лагерю осуществляется сводным объединением – отрядом «Форпост», руководит которым старший педагог лагеря. В каждом отряде выбираются несколько «должностных» помощников дежкома и вожатого: физрук, плаврук, медик, повар, комендант, пресс-центр. Туринструктор назначается старшим инструктором по туртехнике из числа наиболее подготовленных старшеклассников, имеющих опыт палаточного лагеря и туристскую практику. Все эти помощники также по мере необходимости объединяются в соответствующие советы для решения оперативных задач. С советом физруков работает соответственно старший инструктор по спорту, с советом медиков – фельдшер лагеря, с комендантской группой – комендант лагеря и т.п.
Примерный распорядок дня:
8.00 – подъем

8.10 – зарядка, утреннее окунание

8.10 – сбор сводного дежурного отряда «Форпост»

8.35 – утренние режимные моменты, приборка палаток

8.55 – утренний сбор отрядов по бивакам

9.00 – завтрак

9.45 – утренняя «Зорька» дежурных командиров,

сбор других групп инструкторов,

уборка территории биваков

10.00 – Школа Робинзона:

туртехника ориентирование установка палатки

лапта медицина туристские песни

акватория скалодром походная кулинария

13.30 – обед

14.15 – время тишины: послеобеденный отдых,

занятия по выбору,

фенологические экскурсии,

интеллектуальные игры,

песенные часы,

громкое чтение книг о путешественниках, изыскателях, туристах,

купание

16.00 – полдник



16.15 – спортивные соревнования,

подвижные игры,

веревочный курс,

тренировки на турполигоне и скалодроме

19.00 – ужин

итоговый сбор сводного дежурного отряда «Форпост»

отрядное время, подготовка к вечерним делам

20.00 – вечерняя досуговая программа

21.30 – отрядное время, подведение итогов дня, вечерние огоньки

22.15 – вечерний чай

22.40 – подготовка ко сну

23.00 – время тишины

экскурсии по звездному небу

ночные встречи у костра


***
Благоприятный психологический климат, созданный педагогическим коллективом, природными условиями, атмосфера игры и романтики, красивая символика, богатейший песенный и поэтический арсенал позволяют решать поставленные задачи с большим педагогическим эффектом и на высоком эмоциональном уровне.

Инвариантная составляющая программы – режимные моменты, организация быта на туристской стоянке, обучение основам туризма, оздоравливающие процедуры. Вариативная часть представлена разными программами смен.

Каждый из заездов лета-2007 имеет свой неповторимый колорит.
1 заезд – ДЖУМАНДЖИ-ТУР планируется для старших подростков 14-17 лет, имеющих практику отдыха в палаточном лагере. Ярко выраженная туристская направленность деятельности: специальный инструктив по технике туризма и ориентированию, КТМ, лично-командные соревнования, сдача минимума согласно программе "Школа туристского мастерства". Содержание смены – закаливание и физическое совершенствование подростков, тренировки и соревнования по различным видам спорта и боевых искусств, освоение и отработка туристских навыков и основ спасательных работ, поход на остров. Курс выживания на природе, курс оказания доврачебной помощи, психологический тренинг, встречи со специалистами МЧС, ОблДЮСШОР, психологической службы.

80 человек, специальная реализация путевок в сельских районах области и г. Омска, среди турклубов школ и УДО, приоритет - подросткам из социально неблагополучных семей.



2 заезд – ОСТРОВ ПРИКЛЮЧЕНИЙ - планируется для младших подростков 12-13 лет, впервые отдыхающих в палаточном лагере. Цель смены - приобщение детей к туризму, освоение первичных навыков самообслуживания и выживания на природе. Смена организуется как ролевая игра-путешествие.

80 человек, свободная реализация путевок в сельских районах области и г. Омска. Приоритет - детям из малообеспеченных и социально неблагополучных семей.



3 заездЗВЕЗДНЫЙ БЕРЕГ - планируется как Фестиваль молодежного творчества. Широкая конкурсная программа, соревнования, творческие встречи, презентации, активный отдых, экскурсионная программа. В рамках смены пройдет традиционный двухдневный молодежный открытый конкурс самодеятельной песни "Ночь в Зурбагане".

80 человек, специальная реализация путевок в районах области и города, приглашение друзей из других регионов. Возраст – 14-17 лет.


Механизм реализации программы:
Логикой развития временного детского коллектива и спецификой села (в частности, невозможностью отстраниться от сельских домашних повседневных забот более чем на 1 неделю сразу, финансовой несостоятельностью родителей), санитарными нормами и условиями лагеря продиктована продолжительность смены - 7 дней. Благоприятные погодные условия сибирского лета позволяют провести лишь три-четыре таких семидневных заезда. Летом 2006 г. планируется организовать 3 профильных смены:

1 заезд - со 28 июня по 4 июля, 80 человек;

2 заезд - с 6 июля по 12 июля, 80 человек;

3 заезд - с 14 июля по 20 июля 2006 г., 80 человек.

Специфика краткосрочного профильного лагеря обуславливает наличие в Программе палаточного лагеря «Зурбаган» 6 взаимосвязанных периодов: подготовительного, установочного, организационного, основного, заключительного, этапа ближайшего последействия (постлагерного). Программа рассчитана на весь календарный год.

Подготовительный этап начинается с апреля и включает в себя:


  • реализацию системы маркетинговых мероприятий;

  • подбор и предметную подготовку кадров, оформление документов для приема на работу;

  • разработку методико-педагогического комплекса программы, моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики смены;

  • ревизию материальной базы, ремонт и обновление инвентаря;

  • закуп продуктов, заключение договоров;

  • собственно реализацию путевок и систему дел по формированию мотивации выбора подростком именно данного профильного лагеря;

  • разработку оригинал-макетов и типографское исполнение печатной и наградной продукции.

В апреле планируется традиционный семинар-знакомство с будущими вожатыми и прочим персоналом лагеря «Лето начинается в апреле».

14-15 мая 2006 г. на базе стационарного оздоровительного лагеря планируется провести установочный семинар для инструкторского состава (старшеклассники) и вожатых лагеря. Цель - всесторонняя подготовка к лагерю, специальная подготовка вожатых по туртехнике, спортивному ориентированию, организации игр на воде, практикумы по методике работы с подростковым коллективом, разучивание песен, игр и т.п., доработка программ профильных смен, работа творческих групп по разработке конкретных дел смены.

Первая декада июня - заседание оздоровительной комиссии по утверждению документов лагеря, смет, кадров; в течение месяца - рабочие встречи координационного совета лагеря.

Установочный период: 24 июня коллектив лагеря и группа инструкторов выезжают на место дислокации для расконсервации (развертывания, установки) лагеря. Этот этап крайне важен для правильного формирования коллективных отношений, выявления лидеров, расстановки кадров. Параллельно продолжается предметная профессиональная подготовка вожатых к реализации программы смены, отработка практических навыков организации быта в полевых условиях, приготовления пищи на костре.

27 июня в лагере работает приемная комиссия администрации, СЭС, пожарного и энергонадзора. 28 июня – заезд детей в лагерь.


Организационный период в профильном краткосрочном лагере максимально сжат по времени –1, реже 1,5 дня. На этом этапе происходит:

  • адаптация ребенка не только к новому коллективу, но совершенно новым, непривычным условиям проживания, питания, общения;

  • интенсивный процесс знакомства ребенка с новым социальным окружением, с предстоящей деятельностью;

  • создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований в лагере, его традиций, законов, уклада жизни;

  • проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;


  • формирование основ со-управления в детском объединении; реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности участников смены в программе профильного лагеря.

Акцент – на внутриотрядной работе, внутригрупповом общении, соревновательный компонент практически отсутствует.

Основной период сжат до 3-3,5 дней. Период личностной самореализации ребенка посредством активного участия в разнообразной образовательной, спортивно-досуговой и оздоровительной деятельности. Интенсивная подготовка по профилю – освоение практических умений техники туризма, спортивного ориентирования, скалолазания, устройства бивачного быта. Реализация собственно профильной программы и подпрограмм по выбору. В массовых вечерних делах – участие пар/групп от отрядов, затем - командные игры и конкурсы. На вечерних огоньках – встречи с интересными людьми, разговоры «про жизнь», песенные посиделки у костра.

Заключительный период смены – это 6-7 день пребывания детей в лагере. Полуфинальные и финальные встречи по игровым видам спорта, лично-командное Первенство по скалолазанию, туристская полоса препятствий или контрольно-туристский маршрут, конкурс поваров. Подведение итогов и анализ, самоаттестация каждого ребенка. Диагностика «на выходе». Прощальные огоньки в отрядах и прощальные «чудеса» на память, встреча рассвета. Последнее построение, вручение наград и сувениров, прощание и отъезд детей из лагеря.

Последействие: По окончании смен проводится большой вожатский Круг с обсуждением, рефлексией, впечатлениями, анализом сделанного, подведением итогов и созданием «прожектов» на предстоящий год и будущее лето. Администрация лагеря в течение недели готовит аналитический педагогический и финансовый отчеты, творческая группа готовит фотоотчет и монтирует видеофильм о лагере.

Как правило, в августе все биваки профильного лагеря «Зурбаган» проводят свои отрядные встречи в городе: впечатления от лагеря устоялись, каждый окончательно определился, оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь на будущий год, будет ли заниматься туризмом дальше.

23-24 сентября 2006 г. - открытый туристский слет, посвященный Международному Дню туризма, встреча участников профильного лагеря. Итоговые соревнования среди школьников по технике туризма и спортивному ориентированию, показательные выступления команды инструкторов и вожатых лагеря "Зурбаган". Запись в кружки туристских клубов. Слет традиционно проводится на поляне зоны отдыха села Азово (45 км от областного центра).
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы необходима солидная материальная база: палатки, матрасы, пенополиуретановые коврики, костровые принадлежности, кухонный инвентарь, оборудованные санитарные точки, емкость для питьевой воды на 1200 литров, полевая кухня. Необходим набор туристского снаряжения, страховочных систем, спортивного инвентаря.

Большая часть выше перечисленного имеется у организаторов программы, часть арендуется, часть следует приобрести что нашло отражение в бюджете лагеря.

Для проведения тренировок и соревнований по спортивному ориентированию на местности лагеря проведены камеральные съемки и изготовлена спортивная карта.

Для обслуживания палаточного лагеря необходимы две машины: грузовая для ежедневного подвоза воды и дров и легковая для оперативной связи, медицинского обслуживания и подвоза продуктов питания. Обе машины необходимо арендовать.

Электроснабжение осуществляется от водонасосной подстанции, расположенной в 200 м.

Для обеспечения жизнедеятельности лагерь тесно сотрудничает с органами здравоохранения, санэпиднадзора, энергонадзора, бухгалтерией.


Финансовое обоснование программы:
На осуществление проекта в целом требуется 432 000,00 рублей.

Эти средства необходимы для оплаты питания детей, приобретения необходимого оборудования, обновления стареющего туристского инвентаря, специального снаряжения, обеспечивающего безопасность детей при профильной подготовке на турполигоне, оплаты труда педагогов и обслуживающего персонала, аренды автотранспорта, на канцелярские и учебные материалы, типографские расходы.

Планируемые источники финансирования проекта: бюджет разных уровней, конкурсные средства государственных структур и общественных фондов, родительские взносы, труд добровольцев, спонсорские отчисления, благотворительные пожертвования.

Стоимость одного человека/дня составит 257,14 рублей.



Кадровое обеспечение программы:
Исполнителем программы «Палаточный город «Зурбаган» является педагогическая команда МОУ ДОД «Азовская Станция туристов» Омской области. В штатном расписании – 25 единиц.

Директор лагеря - Анна Викторовна Порываева, директор МОУ ДОД «Азовская Станция туристов», специалист высшей квалификационной категории, "Отличник образования", высшее образование, руководитель проекта (в лагере с 1993 года). Имеет многолетний опыт организации профильных лагерей и тематических смен, руководства городскими сводными педотрядами «Тревожный» и «Ведущий»; ШПВ-81 ВДЦ «Орленок». Планирование стратегии деятельности лагеря, связь и координация, управление персоналом, связь с организаторами программы, со спонсорскими структурами по привлечению дополнительных финансов.

Старший педагог лагеря – Маргарита Ивановна Шаповал, педагог дополнительного образования Азовской Станции туристов, специалист 1 квалификационной категории, высшее образование, в лагере с 1999 года. Имеет многолетний опыт работы в летних лагерях Казахстана и Омской области. Оперативное управление делами лагеря, организация и контроль питания, медобслуживания, вспомогательных служб; куратор сводного дежурного отряда «Форпост».

Старший вожатый – Александр Борисович Волик, педагог дополнительного образования Азовской Станции туристов, специалист 1 квалификационной категории, образование высшее, в лагере с 1995 года. Организатор воспитательной, досуговой деятельности, руководитель вожатского отряда; куратор Совета дежурных командиров.

Инструкторы по туризму, плаванию, спорту соответственно:

Илья Владимирович Петренко – студент СибГАФК, средне-специальное образование, педагог дополнительного образования Азовской Станции туристов, КМС по альпинизму, в лагере с 2003 года;

Петр Викторович Сигов – тренер-преподаватель ОблДЮСШОР, высшее образование, специалист 1 квалификационной категории, в лагере с 1999 года;

Олег Михайлович Маковеев - тренер-преподаватель ОблДЮСШОР, высшее образование, специалист 1 квалификационной категории, мастер спорта по джиу-джитсу, в лагере с 2001 года.



Руководитель пресс-центра - Вероника Сергеевна Данченко, педагог дополнительного образования ОблДЮСШОР, высшее образование, психолог, специалист 1 квалификационной категории, в лагере с 1993 года.

Аккомпаниаторы/музыкальные руководители – Марина Аркадьевна Баканова, руководитель молодежного объединения "Винетта" Алтайского краевого Российско-Немецкого Дома (г. Барнаул), в/о, в лагере с 2000 г., и Ольга Викторовна Шумайлова, методист Русскополянского Дома детского творчества Омской области, в/о, специалист высшей квалификационной категории, руководитель клуба самодеятельной песни (в лагере с 2000 года).

Бухгалтер – Ольга Владимировна Коваленко, бухгалтер Комитета по образованию МО АННР, высшее образование.

Вожатыми на биваках работают студенты омских ВУЗов, ОмГПУ, студенты спортивного факультета Омского педагогического колледжа N2, факультета специальной коррекционной педагогики педколледжа №4, прошедшие школу Зурбагана.

В лагере постоянно находится медицинский работник, круглосуточное дежурство несут работники РОВД, прикомандированные к лагерю.



Служба палаточного лагеря состоит из двух поваров, рабочих по обслуживанию полевой кухни, матросов-спасателей.

В качестве инструкторов по туризму на биваках работают кружковцы-старшеклассники районного туристского клуба «Арктур».
Организаторы и координаторы программы:
Комитет по молодежной политике и туризму Администрации Омской области в лице Л.Г. Дьяковой, начальника сектора организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних и молодежи.
ОГУ «Дирекция программ в сфере оздоровления и отдыха несовершеннолетних» в лице В.Н. Юрьева, директора.
Управление образования Администрации Омской области в лице Ильиной Т.П., ведущего специалиста сектора воспитания и дополнительного образования, куратора летнего оздоровления.
Муниципальное образовательное учреждение доплнительного образования детей «Азовская Станция детско-юношеского туризма и экскурсий» Омской области в лице А.В. Порываевой, директора Азовской Станции туристов.
ГУ «Омская областная поисково-спасательная служба МЧС России» в лице И.А. Ротанова, начальника, профессора СибГУФК, кандидата технических наук.
Омский педагогический колледж N2 в лице Н.Н.Беспятовой, заведующей педагогической практикой.
Формы контроля в ходе реализации:
Программа реализуется под патронажем Межведомственной комиссии по оздоровлению и летней занятости подростков.

Лагерь находится под постоянным контролем органов здравоохранения, внутренних дел, ТУ Роспотребнадзора, пожарного и энергонадзора области.



Лагерь открыт для любых форм контроля со стороны учредителей, финансовых кредиторов, родителей.
Проектируемый результат реализации программы
После пребывания в профильном туристском лагере участники должны овладеть минимумом следующих знаний и умений:
В сфере общего оздоровления и укрепления организма

Знать:

  • основные способы укрепления и сохранения здоровья, закаливания организма;

  • правила личной гигиены в лагере, походе;

Уметь:

  • адекватно реагировать на проживание в неблагоприятных погодных условиях;

  • применять элементарные формы самоконтроля;

  • проводить утреннюю физическую зарядку;


В сфере трудовой деятельности и организации туристского быта:

Знать:

  • правила техники безопасности при работе с шанцевым инструментом, топором, ножовкой;

  • требования, предъявляемые к личному и групповому снаряжению;

  • принципы отбора продуктов для туристского похода;

  • специфику организации питания в полевых условиях и порядок приготовления пищи на костре;

  • правила пожарной безопасности и алгоритм действий при возникновении чрезвычайной ситуации с огнем на туристской стоянке;

  • правила соблюдения санитарных норм при организации туристского бивака, приготовлении пищи и мытья пищевой посуды в полевых условиях;

Уметь:

  • правильно спланировать место бивака, организовать оптимальную последовательность бивачных работ, установить и снять палатку;

  • организовать ночлег в палатке;

  • заготавливать, перерабатывать, хранить дрова и растопку; развести и поддерживать костер;

  • приготовить в полевых условиях с соблюдением правил безопасности и природоохранных норм пищу: кашу молочную и мясную, суп, овощное рагу, чай, кисель, компот;

  • набирать воду для приготовления пищи и мыть посуду;

  • правильно и быстро собирать рюкзак;

  • выполнять легкий ремонт личного и группового туристского снаряжения;

  • грамотно (технически безопасно) обращаться с топором, пилой, примусом;

  • полностью обслуживать себя в условиях лагеря, похода;

  • организовать [стирку вещей, банные и ежедневные гигиенические процедуры в походных условиях.


В сфере экологии и природоохранной деятельности:

Знать:

  • правила поведения на природе;

  • основные лекарственные, охраняемые растения родного края;

  • основные признаки изменения погоды;

  • последствия влияния различного рода человеческой деятельности на экологическое равновесие;

  • простейшие приемы тушения лесных пожаров;

Уметь:

  • грамотно устранять последствия своего пребывания в лесу, в горах, на воде;

  • оказывать необходимую природоохранную помощь лесничествам, заповедникам;

В сфере организации досуга:

Знать:

  • правила поведения в коллективе, позволяющие каждому достичь самореализации, не ущемляя прав и достоинства другого;

  • подвижные и интеллектуальные игры для организации свободного времени в детской, подростковой среде;

  • 12-15 песен туристских и самодеятельных авторов;

Уметь:

  • сотрудничать с ровесниками и педагогом по разработке сценариев и культмассовых дел;

  • проводить несложные игры и конкурсы среди сверстников и ребят младшего возраста;


В сфере организации туристской безопасности:

Знать:

  • правила безопасного поведения в природных условиях;

  • возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения, способы преодоления;

  • основные приемы оказания первой медицинской помощи в условиях туристического похода, приемы профилактики потертостей, наминов;

Уметь:



  • правильно и безопасно применять туристское снаряжение;

  • устраивать укрытия в полевых и лесных условиях;

  • оказывать простейшую само- и взаимопомощь при наиболее распространенных травмах и заболеваниях;

  • организовывать транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств;


В сфере повышения туристско-спортивного мастерства:

Знать:

  • основные приемы ориентирования на местности, понятия азимута и масштаба, отличия плана и карты, отличия топографических и спортивных карт;

  • устройство и правила пользования компасом;

  • параметры контроля качества глазомерной топографической съемки местности;

  • правила соревнований по туристскому многоборью;

  • туристские узлы, основные приемы организации страховки и самостраховки;

  • правила игры в русскую лапту;

Уметь:

  • определить стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам;

  • ориентировать карту при помощи компаса;

  • определять азимуты на заданные ориентиры;

  • выдерживать заданное направление при движении по азимуту;

  • осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности;

  • измерять расстояния и высоты на местности;

  • составлять «временную ленту» маршрута;

  • ходить в туристском строю, соблюдая установленные интервал и порядок движения;

  • преодолевать природные препятствия различными способами;

  • грамотно и безопасно применять туристское снаряжение, страховочное оборудование.



В целом, в итоге успешной реализации программы «Палаточный город Зурбаган» ожидается получить следующие результаты:

  • качественное, эмоционально насыщенное оздоровление в экологически чистом районе на реке 240 подростков сельских районов области и города Омска; закрепление у них навыков здорового образа жизни;

  • обогащение опыта успешной реализации образовательных подпрограмм, расширения информационного поля и практических навыков отдыхающих подростков, формирования мотивации саморазвития личности;

  • приобретение подростками нового социального опыта;

  • привлечение к занятиям туризмом все более широкого круга подростков; участие в соревнованиях по туризму более 200 юниоров;

  • овладение подростками конкретными практическими навыками туристической техники, ориентирования, самозащиты, помощи, страховки, спасения, выживания в природных и экстремальных условиях;

  • воспитание толерантных отношений, преодоление барьеров в общении молодежи города и села, создание условий для решения психологических проблем подростковой среды, атмосферы доверия и чувства защищенности перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах;

  • установление полезных контактов среди сверстников села и города, взаимообогащение опытом, налаживание культурных дружеских связей между молодежными объединениями;

  • формирование положительной мотивации на активные занятия в течение года спортом, туризмом, на деятельность в секциях и кружках туристских клубов; приобщение к здоровому образу жизни; дальнейшее развитие системы туристских кружков;

  • обретение организаторского опыта старшими подростками, прохождение юными туринструкторами полевой и бивачной практики, сдача разрядных нормативов;

  • повышение профессионального мастерства вожатых и подготовка резерва инструкторского состава палаточного лагеря на будущий год;

  • проведение молодежного открытого конкурса самодеятельной песни «Ночь в Зурбагане», ряда досуговых и конкурсных молодежных программ;

  • разработка учебно-методического комплекса проведения профильной туристской смены, профильных дел, выпуск сборника методических материалов в помощь организаторам и вожатым лагеря, из опыта реализации программы «Палаточный город «Зурбаган»;

  • результаты наблюдений и исследований психологического климата в отрядах и динамики эмоционального состояния участников смены;

  • выпуск сборника песен конкурса самодеятельной песни «Ночь в Зурбагане»;

  • укрепление материальной базы лагеря;

  • отклики в СМИ.

Результаты реализации проекта будут подведены в сентябре 2006 года на заседании Межведомственной оздоровительной комиссии.
Социально-экономическая эффективность

реализации программы "Палаточный лагерь "Зурбаган" состоит:


  • в оздоровлении малыми средствами (поскольку туристский лагерь относительно малозатратен), но с высоким педагогическим эффектом значительного числа подростков;

  • в противодействии негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, табакокурения, детского алкоголизма, рост криминогенности не только в результате организации позитивной воспитывающей среды, но и посредством простого рассредоточения большого количества нетрудоустроенной летом молодежи из населенных пунктов сельских районов и города, что значительно снижает риск возникновения асоциальных явлений в подростковой среде;

  • в облегчении социализации личности будущего гражданина в современном обществе через формирование ценности ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, через освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений;

  • в обеспечении социальной мобильности подростка в обществе через поддержку наиболее активных и талантливых ребят, независимо от социального происхождения, через освоение возможностей быстрой смены социальных ролей и позиций в совместной деятельности;

  • в установлении положительных контактов сельских школьников с ровесниками из города, что позволяет сельчанам быстрее и безболезненнее адаптироваться в городе при последующем обучении в учебных учреждениях Омска;

  • в развитии и совершенствовании системы детского туризма, спорта, которая получает после летнего палаточного лагеря ощутимый импульс и поступательное движение, захватывая все большее количество подростков, наполняя досуг полезной и увлекательной деятельностью в течение всего года;

  • в постепенном создании и укреплении материальной базы лагеря, не требующем макро вливаний финансов и человеческих сил.



Перспективы развития программы


«Палаточный город «Зурбаган»
Деятельность палаточного лагеря «Зурбаган» рассчитана на перспективу, включающую дальнейшее развитие системы детского оздоровления и туристско-краеведческой работы с подростками в районе и области, а именно:

  • создание лагерей-спутников;

  • реализация программы научно-методического сопровождения деятельности лагеря, обобщение опыта работы, издание методических и дидактических материалов по направлению;

  • совершенствование системы подготовки педагогических кадров лагеря;

  • расширение спектра образовательных программ, дальнейшая разработка разноуровневых вариантов образовательных подпрограмм;

  • развитие других видов туризма за счет привлечения специалистов и организации профильных инструкторских смен (горный, водный, спелео, велотуризм, спортивное ориентирование);

  • подготовка молодежной команды и участие в соревнованиях «Школы выживания» (МЧС);

  • реализация маркетинговой программы;

  • дальнейшее укрепление материальной базы, позволяющее ежегодно снижать затраты на проведение лагеря.

Руководитель программы: А.В.Порываева





Смотрите также:
Вариативная образовательная программа
352.77kb.
1 стр.
Программа дисциплины детское движение основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
171.15kb.
1 стр.
Образовательная программа: «Базовая образовательная программа, 1998г.»
73.7kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа для сотрудников индустрии гостеприимства Образовательная программа «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»
36.55kb.
1 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1319.81kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.
Основная образовательная программа основного общего
2017.88kb.
11 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования умк «Школа России»
2985.44kb.
17 стр.
Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования для гбоу сош №790 г. Москвы, работающего по умк «Школа России»
3073.53kb.
15 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
874.33kb.
5 стр.
Образовательная программа моу нош д. Кечур
3017.18kb.
14 стр.