Главная
страница 1
Из опыта работы учителей,

внедряющих курс «Самопознание»


Программа «Самопознание» как путь возрождения

нравственно-духовных ценностей человечества
Воспитывать человека

интеллектуально, не воспитав

его нравственно, - значит,

вырастить угрозу для общества.

Ф.Рузвельт

Новый мир предъявляет новые требования. Как только человек перестает стремиться ввысь, расти духовно, приобретать новые знания, он перестает увеличивать свою «стоимость», и, соответственно, «стоимость» страны в целом.

В послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Республики Казахстан «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» от 6 февраля 2008 года говорилось, что современное образование в нашей стране нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности. Развивающему казахстанскому обществу необходимо высокообразованное, высоконравственное поколение, говорил Н.А. Назарбаев. Благодатной почвой для развития такой личности является введение в современную систему образования новой учебной дисциплины «Самопознание».

Новая образовательная программа предполагает целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение детей, подростков, молодежи в духе общечеловеческих ценностей, направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества и решает задачи личностно-ориентированной гуманной педагогики – учит простым истинам, как стать Человеком, как построить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, как жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.

«От рождения каждому человеку дан огромный мир неограниченных возможностей. И раскрыть их он сможет только тогда, когда расширит свое сознание, поверит в силу своей воли и психики. А родители и педагоги обязаны разглядеть заложенный в ребенке талант и сделать так, чтобы потенциальный полководец в юности попал не в хореографический кружок, а в кадетский корпус, а будущему великому художнику, вместо футбольных мячей, дарили в детстве кисти и краски». (Назарбаева СА. «Этика жизни» с. 34)

Сегодня перед обществом ставится задача «возрождения духовности». Вопросы интеллектуального, эстетического, трудового, физического, нравственно-духовного воспитания приобретают особую актуальность.

Духовная жизнь коллектива строится не только на признании, но и на развитии, укреплении индивидуальности, личного достоинства каждого ребенка. Нравственность выступает показателем общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям. И очень своевременным и актуальным является то, что современная образовательная система Республики Казахстан ориентируется на развитие нравственности и духовности.

Роль и место предмета «Самопознание» в учебно-воспитательном процессе очень значительны. Ведь самое главное для педагога – это помочь ребенку раскрыть свой потенциал, суметь реализовать себя в жизни, на практике, дать детям возможность самовыражаться, познать самого себя и окружающих.

Выражаясь словами автора проекта С.А. Назарбаевой: «Как это важно - раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, в свое предначертание! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы доброта и Любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру Любви и милосердия. И тогда ни у кого не повернется язык назвать страну нынешних мальчишек и девчонок краем нереализованных возможностей». (Назарбаева СА. «Этика жизни», Алматы, 2001 г.)


Тема: Все начинается с любви…

Авторы:


Колова Л.В., зам. директора по УВР

СШ №10 г. Рудного

Балабина С. В. учитель нач. классов

СШ №10 г. Рудного



Цель: расширять представление о любви как о духовной ценности;

формировать у участников восприятия самих себя как источник любви.



«Любовь – это бесценный дар.

Ты можешь подарить любовь,

и всё же она у тебя останется».

Л.Н. Толстой

1. Приветствие.

- Как прекрасно, что мы все сегодня собрались. Нам приятно видеть вас. Приглашаем вас в круг любви.

- Давайте ещё раз поздороваемся. Здороваться можно по разному:


  • как деловые люди - рукопожатие;

  • как добрые, старые приятели – обняться;

  • просто потереться плечиками (спинками);

  • потереться ушками.

- Спасибо!
«Круг любви».

Луч солнца золотой

Круг любви везде со мной.

Любовь в тебе (обеими руками рисуем сердечко и показываем жестом на соседа)

Любовь во мне, (рисуем сердечко жест обеими руками на себя)

Любовь вокруг, (круговые движения руками ладони к себе)

Любовь везде. (круговые движения руками, ладони от себя и вверх)
2. Беседа

- Прекрасное слово любовь, давайте вместе попробуем дать определение этому слову, используя прилагательные.



( участники по кругу называют слова: светлая, счастливая, верная…)

- Спасибо!



Пригласить участников сесть на стулья в кругу.
3. Упражнение «Расскажи о себе».

- Великие слова сказал Людвиг Фейербах: «Чтобы познать человека, нужно его полюбить».

- А если эти слова перефразировать то, чтобы полюбить, надо познать. Давайте познакомимся и постараемся побольше узнать друг о друге.

- Перед вами лист бумаги. Вырвите из бумаги человечка.



(Показ выполнения работы под сопровождение ТВ - природа)

- Это ваше восприятие себя. На груди напишите свое имя.

- Голова - область фантазий человека. В области головы напишите свою мечту.

- На правой руке, напишите то, что любите делать больше всего.

- На левой руке, что не любите делать.

- На правой ноге - где вы работаете.

- На левой ноге - где вы любите отдыхать

- Просим вас представить себя.



(Участники по кругу рассказывают о себе, кукла вывешивается на планшет.)

- Спасибо большое!


4. Минутка тишины.

Звучит негромкая музыка саксофон.

- А теперь мы предлагаем вам побыть наедине с собой…

Сядьте поудобнее, можете закрыть глаза.

- Представьте себе, что любовь – это свет, озаряющий мир. От этого света людям становиться тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова.

Любовь – это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У любящего человека добрый приветливый взгляд.

Почувствуйте любовь в вашем сердце. Отправьте этот свет любви своим близким. Пусть они ощутят вашу любовь, и она согреет их своим теплом.

Пожелайте мысленно им удачи во всех делах.

- Назовите тех, кого вы любите? (5- 6 человек).



Цитата: «Любовь – это бесценный дар. Ты можешь подарить любовь, и всё же она у тебя останется». Л.Н. Толстой

- Спасибо!


5. Упражнение «Кристалл любви».

(Участники по симпатиям объединяются в группы по 2 – 3 человека (в зависимости от количества участников)

- Вы назвали сейчас родных, близких вам людей, но наверно уже здесь у вас появились симпатии, предлагаем вам объединиться на группы.



Каждой команде даётся кусочек «кристалла», на котором они записывают проявления любви. Затем озвучивается и собирается в одно цело (Материнская, к себе, к Родине, к близкому человеку, к природе и т. д.)

Вывод: Любовь многогранна, но каждая грань имеет свою ценность для человека.
6. Притча. «Ранний, желтый, всемогущий» (заставка на ТВ – одуванчики).

- Послушайте притчу.



Один человек гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался избавиться от них, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в департамент сельского хозяйства.

В своём письме он перечислил все методы борьбы с сорняками. А Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»

«Свободный микрофон» - Итак, вы представитель департамента сельского хозяйства. Что бы вы ему посоветовали?

(Участники высказываются, передавая микрофон.)

- Спасибо! Послушайте, чем закончилась эта притча.

Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их». Я тоже гордился своей лужайкой, и тоже перепробовал все известные мне методы уничтожения одуванчиков. Так что полюбить их было совсем непросто.

Я начал разговаривать с ними каждый день. Искренне. Дружелюбно.

Одуванчики зловеще молчали. Они еще не отошли от войны, которую я им объявил, и любые мой действия воспринимали с опаской.

Но однажды они улыбнулись.

Они успокоились, и мы стали друзьями.

Конечно, лужайка моя вся заросла одуванчиками.

Но каким прекрасным стал мой сад!»
- На одуванчиках напишите слова, с которыми он обращался к одуванчикам.

- Давайте украсим поляну одуванчиками с прекрасными словами любви.



(Плакат с изображение дома и зелёной поляны)

7. «От сердца к сердцу».

- Любовь движет всеми нами. Любовь движет всеми поступками. Право человека любить и быть любимым – это бесценный дар. Если мы правильно распоряжаемся этим даром, мы можем найти своё место в жизни и быть счастливыми.



Песня «Все начинается с любви»

Сл. Р. Рождественского

Муз. Б. Ахмешева

Все начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

-Все начинается с любви!
Все начинается с любви.

И озаренье и забота,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви!


Весна шепнет тебе: «Живи..»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься. И начнешься.

Все начинается с любви!




Тема: Родительский дом – источник тепла

(Совместный родительский форум вместе с детьми).
Цели: способствовать формированию у участников уважительное отношение к своим родным и близким; родительского дома как источника тепла, любви и опоры.

Добрые чувства должны уходить



своими корнями в детство, а человечность,

доброжелательность, ласка, забота,

волнение о красоте окружающего мира

рождаются в семье.

В.А.Сухомлинский

1. Круг радости.

Голландский философ Бенедикт Спиноза говорил: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение». Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга словами с улыбкой. Хором, повторяя за мной:



Мы с вами снова вместе!

Я рада, рады вы.

Приветствуем друг друга

Объятьем дружбы мы!

Ведущий: Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил!

- Сегодня мы поговорим о родительском доме.

- Продолжите фразу: «Родительский дом – это…»

Стоящие в кругу высказывают своё мнение.

Дом – это самое лучшее, надёжное место для человека, где он живёт со своими близкими и родными, и где находит тепло, уют, заботу и любовь. Не зря говорят, что «родительский дом – начало начал».
2. Упражнение «Дом любви и дружбы».

Дети и родители делятся на 4 команды. Каждой команде выдаются «кирпичики», на которых они пишут слова, которые должны царить в мирном доме. Затем прикрепляют их к доске так, чтобы получился дом. На кирпичиках слова; любовь, взаимопонимание, дружба, сотрудничество…

Родительский дом держится на согласии, взаимопонимании, любви, поддержке.



Дети рассказывают стихотворение Л.Евдокимова «Дом»

Здесь дом, в котором я живу.

И для меня он лучший самый.

Здесь и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнёздах,

Рассказывает о луне, ракетах,

Спутниках и звёздах.


Здесь сестра моя и брат,

Хоть иногда я ссорился с ними.

Но чаще поделиться рад

Игрой и книжками своими.


Здесь в мире мы за годом год,

Живём, друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.



3. «Живой микрофон»

– Для каждого человека его родители – самые лучшие, добрые, умные, заботливые. Мама для ребёнка – добрая фея, а отец – добрый волшебник. Как сказочные герои, папа и мама стремятся все отношения в семье построить на любви, добре, справедливости.



Вопрос для детей.

- Хотите ли вы стать похожими на своих родителей и почему?



Дети по очереди высказывают своё мнение.

Вопрос для родителей.

- Какие секреты любви и сохранения мира в семье вы знаете?



Родители высказываются по кругу.

4. Упражнение «Делаем вместе»

Ыбрай Алтынсарин говорил: «Только постоянная забота и нравственное воспитание формируют самые лучшие нравственные качества». Главными средствами нравственного воспитания являются труд и пример родителей.

Давайте украсим полянку возле домика цветочками, на которых вы перечислите дела, выполняемые всей семьёй.

Дети с родителями называют совместные дела и прикрепляют к полянке. Например: совместный отдых, уборка квартиры, приготовление обеда…



5. Прослушивание и обсуждение притчи С. Успанова «Отец и сын»

Было это давным-давно. Жили на свете маленький мальчик и его отец. Они очень любили друг друга. Однажды мальчик сказал отцу:

- Когда я вырасту, буду всегда носить тебя на спине. Так он понимал свой долг перед отцом, этим он хотел оплатить за его любовь.

Время летит, что птица. Быстрым тулпаром мчит сквозь столетия. Прошли годы… Отец стал старым и больным.

Вспомнил тогда сын:

- Помнишь, давным–давно я обещал носить тебя на спине. Я сдержу своё слово. Завтра на рассвете я понесу тебя к великому знахарю, что живёт у озера за десять лун отсюда.

Рано утром он посадил отца на спину и пошёл на запад. День идут, два идут. Отец лёгок, высохло его тело от болезней. И вот отец спрашивает:

- Что там чернеет сынок?

Устал сын, но ответил вежливо:

- Это верблюд отец. Через некоторое время отец снова спросил:

- Что там виднеется вдали, не разберу?

- Это всё тот же верблюд, ответил сын.

Долог путь. Сын очень устал, и ему стоило теперь большого труда нести отца, такого лёгкого поначалу. Словно не родной человек, а камень давил на спину. Прошло время, а отец опять спрашивает:

- Что это там проглядывает, сынок?

Тут не выдержал сын и заорал во весь голос:

- Не видишь разве, верблюд! Зачем спрашивать об одном и том же несколько раз.

Тогда отец сказал.

- Остановись, сынок, я хочу опуститься на землю,- тихо сказал он. Ты не выдержал самого простого испытания.

Вопрос детям:

- О каком испытании сказал отец? Дети высказываются. А затем - родители.

Отец сказал: «Двадцать лет назад я тоже носил тебя на руках и отвечал на все твои вопросы. Когда я возвращался домой после тяжёлой работы, то и тогда не позволял себе обделять родного человека вниманием и лаской. У меня больше нет надежды избавиться от хвори, ибо сын открыл мне глаза.

Любовь, добро и терпение – это самые лучшие чувства, которые «рождаются» и «живут» в наших сердцах. Поэтому не огорчайте друг друга. Помните, что резкое слово сильно и больно ранит сердце, душу ваших родных и близких.



6. Упражнение «Ролевая игра»

В семье, как известно, возникают различные ситуации, которые требуют совместного решения. Давайте представим такие ситуации и потренируемся в их преодолении. А варианты ответов выслушаем и со стороны детей и со стороны родителей.



Дети и взрослые делятся на группы (4 – взрослые, 4- дети). Группам предлагаются для обсуждения ситуации.

1 ситуация.

Телевизор в доме один. По одной программе транслируется футбольный матч, который хочет смотреть папа, по другой – передача для мамы, по третьей – мультфильмы, которые мечтает увидеть сын. Что делать?



2 ситуация.

Мама поздно приходит домой с работы. У неё болит голова, она очень устала. Кроме того, она принесла на дом работу. Конечно же маме очень хочется, чтобы её дома ждали горячий ужин и прибранная квартира. Но там её ждут гости ребёнка, раковина, забитая грязной посудой, неприбранная квартира и дочь, которая спрашивает: «Мама! Вкусного ничего нет?»



3 ситуация.

У дедушки часто поднимается давление. Плохо ему. Тишина и покой – вот самые лучшие лекарства для него. Он час полежит, и ему становится лучше. У дедушки есть два внука. Но у них есть одна особенность. Они не могут говорить нормальным голосом, кричат, спорят и ссорятся. И так. К сожалению, продолжается целый день.



4 ситуация.

Мама просит сына: «Вынеси ведро!» «Сейчас,- отвечает он, - вот фильм закончится и вынесу. После фильма к нему зашли друзья поиграть в «Денди». Сын после игры проголодался и сел кушать за стол. Мама вновь просит его вынести ведро с мусором. Сын ссылается на то, что ему срочно надо готовить уроки.

Мама берёт и сама выносит мусор. А сын ей говорит: «Мама! Я бы всё сделал сам! Только потом!»

7. Обсуждение цитаты.

- Почему так говорят: «Родительский дом – источник любви, добра»?



Вывод: Конечно же, если в семье царят мир, согласие, любовь, то в такой семье хорошо живётся всем.

Известный педагог Василий Сухомлинский говорил: «Ты рождён человеком. Но человеком надо стать». Для этого надо научиться любить и уважать родителей, родной дом, дарить нежность, добро, проявлять заботу.



8. Круг «От сердца к сердцу»

- Дарите любовь, добро друг другу.



Дети и родители завершают занятие песней «Дорогою добра»

Тема: Стараясь о счастье других,

мы находим своё собственное.
Цель: способствовать формированию представлений о ценности «счастья», её силе и значимости для человека и человеческого сообщества.

Счастье – это настоящая любовь к людям и способность сделать ради этой любви хотя бы немного.

Б. Оконелл

  1. Круг радости.

- Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье.

- Доводилось вам видеть счастливых людей?

- По каким признакам вы определили, что они счастливы? Давайте подарим, друг другу улыбку и произнесём вместе слова:

Улыбайся, улыбайся, улыбайся!

Улыбайся целый день.

Улыбайся, улыбайся, улыбайся!

И весь мир улыбнётся тебе.


  1. Поговорим.

- Считаете вы себя счастливыми?

- От чего это зависит? Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

- Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

Родители высказываются по очереди.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за горами

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

3. Кластер «Дерево счастья».

Дайте определение понятию «счастье». На «листочках» напишите свои предположения.



Задание проходит под звуки медленной мелодии.

Затем родители комментируют свои ответы и прикрепляют «листочки» к дереву. Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлётворённости жизнью. Это удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми, природой, когда мы находимся в истинном согласии с самим собой. Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».



«Каждый человек- это определённая нота, которую в вас заложила судьба. Мысли человека - ещё одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем» (Михалков)

4. Притча о Шартрском соборе.

Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и то же вопрос: «Что вы делаете?»

Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы:

- Таскаю тяжёлые тачки с этим проклятым камнем. Вон, какие мозоли набил на руках!

Второй сказал добродушно:

- Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и детям.

А третий распрямился, отёр с лица капли пота, широко улыбнулся и сказал:

- Я строю Шартрский собор!

Охарактеризуйте деятельность рабочих. Кому из них работа приносила счастье?

5. Работа в группах «Ступеньки счастья».

- Что же, по-вашему, может принести человеку счастье?

Родители в группах обсуждают проблему. Выступление спикера.

Спектр счастья широк. Это может быть везение и удача. Это могут переживания, особенно радостные. Это может быть даже мгновение жизни, если оно было очень ярким. И, наконец, это может быть удовлетворение жизнью в целом.

Психологи выделили 5 ступеней счастья.

1 ступень. Состояние удовлетворенности самим фактором существования (я жив);

2 ступень. Удовлетворенность материальными благами (я приобрел) ;

3 ступень. Удовлетворенность от общения с другими людьми.

4 ступень. Удовлетворенность в момент творчества (созидаю, создаю);

5 ступень. Удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя.)

Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью. -Что вы делаете для того, чтобы быть счастливым? (высказывания родителей)



«Хочешь быть счастливым – будь!

Сам бейся, сам суди и сам твори,

Сам дверь себе для счастья отвори».

Я. Райнис.



«Счастье – это настоящая любовь к людям и способность сделать ради этой любви хотя бы немного».

Б. Оконелл

Прочитайте изречения. Какое из них вам ближе? Обоснуйте свой выбор.



6. «Формула счастья».

- Что вам нужно для счастья? Составьте «формулу счастья».



Родители составляют собственные «формулы счастья», оформляют производно на цветных листах бумаги.

«Счастливые лица детей – великое счастье»,гласит народная мудрость. Дети учатся жить у жизни. И взрослые тому пример. Предлагаем вам советы, которые помогут вашим счастливым семьям.



Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.

Если ребенка высмеивают, он становится быть замкнутым.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, но учится быть благодарным.

Если ребёнок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

7. Круг от сердца к сердцу.

- Может ли человек поделится счастьем?

- Каким образом передаётся счастье?

Возьмитесь за руки, споём вместе песню «Мы желаем счастья вам».




Тема: Кого любить?
Автор:

Герасимова О. Ю.,

учитель начальных классов Затобольской школы – гимназии
Цель: создать условия для осмысления учащимися сущности понятия «любовь» и её значения.

Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбия


  • Развивать чувство любви к себе, к окружающему миру, к близким;

  • Учить выражать свои чувства, развивать качество – чувствование;

  • Помочь осознавать значение сердца и «силы», которая живёт внутри него.

Оборудование:

  • Солнышко, 5 лучей, 5 цветных лент.

  • Человечки – 10 штук.

  • Видеописьмо «Признание в любви».

  • Шкатулка с зеркалом внутри.

  • Мягкое сердечко – игрушка.

  • Фломастеры, маркеры.

  • Цитата «Любовь – есть сила жизни».

  • Фотографии любимых близких.

  • Глобус

  • Аудиозапись: «Мама», «Песня мамонтёнка»

Ход урока:

  1. Круг радости (в кругу стоя)

- Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, улыбнитесь гостям.

Начни свой день с любви.

Наполни день любовью.

Так надо жить-

Любовью дорожить.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите добрые слова на ушко.



2. Беседа (сидя на ковре, читают дети)

Глаза в глаза, увидели мы чудо.

Душа душе, вернувшая покой,

Свой яркий свет она несёт повсюду

Она во всём и всех зовёт с собой.
И серый мир с ней станет вдруг цветным

Прекрасным и таинственно другим.

Она своим дыханием волшебным

Наполнит души, мир откроет им.

Она одна действительно целебна,

Она одна все души исцелит.

Своим прикосновением волшебным

Она мгновенно землю осветит.

- Как вы думаете, что же обладает таким волшебной силой, говорит глазами и при этом, мир становится чудесен? (Наверное, любовь)

- Вы правы. Что вы чувствуете, когда слышите это слово? Какие мысли возникают? (передают мягкое сердечко и говорят по очереди: становится тепло в груди, вспоминаю маму, сердце бьётся сильнее, это хорошее чувство)

3. Тренинг «Волшебная шкатулка»

- Сегодня мы будем размышлять о прекрасном чувстве – о любви. Поможет нам вот эта волшебная шкатулка. В ней находится самое дорогое, что есть на свете. Загляните в неё, и вы увидите, что самое ценное, только сразу не говорите.



( в шкатулке лежит зеркало. Каждый ребёнок по очереди заглядывает в неё и молчит)

- Что там увидели? (По очереди. Там зеркало, отражение, человек, я и т. д.)

- Кто удивлён тому, что увидел? Почему? (выслушиваю ответы)

Главная мысль: «Неужели я дороже всего на свете?»

- Конечно, человек – это самое большое богатство. Вы должны научиться, прежде всего, любить самого себя. Только тогда научитесь любить других.

4. Тренинг 2 «Я люблю себя» (за столом, звучит тихая музыка)

- Давайте, выполним упражнение, которое научит нас любить себя.



(Раздаю бумажные фигурки. Предлагаю детям мысленно повторять мои слова и рисовать то, о чём мы будем говорить.)

  • Любовь рождается в сердце. Нарисуйте сердце. Повторяйте мысленно:

- Мне нравится моё сердце.

- Оно очень доброе и нежное.

- Я люблю и ценю моё сердце.


  • Любовь светится в глазах человека. Нарисуйте глаза. Повторяйте мысленно.

- Мне нравятся мои глаза.

- Я вижу всё ясно и отчётливо.

- Я люблю и ценю мои прекрасные глаза.


  • Дорисуйте лицо и тело. Повторяйте.

- Мне нравится моё тело.

- Мне нравится моё лицо.

- Моё тело – прекрасный дом для жизни.

- Я люблю и ценю моё тело.



(Фигурки прикрепляют на доске)

- Что объединяет этих человечков?



Это мы. Они дети. Они люди. У них есть сердце.

- Да у них есть сердце, в котором живёт любовь. И эта любовь помогает нам жить.



5. Цитата. (за столом)

- Как вы думаете, почему мудрецы говорят: «Любовь – есть сила жизни»? (Ответы детей)


Обобщение: для того чтобы жить достойно, чтобы быть сильным, мы будем учиться строить домик для любви в своём сердце. Сердце будет расти, и домик будет расти и превратится в большой храм из хрусталиков любви.

6. Разминка «Хрусталики любви» (сигналы – мет. треугольник)

- Вы - хрусталики любви. Осторожно не задевая друг друга, соединитесь в группы-домики, столько хрусталиков, сколько услышите звуков – сигналов.

- Что у нас получилось? (были домики, а получился хрустальный храм любви)

- Я очень рада, что построили вы его дружно с любовью.



7. Коллективная творческая работа «Солнышко» (за столом)

-В нашем храме любви должно быть тепло светло. Откуда мы его получим? (ответы)

- Помогите оживить солнышко. Оно очень хочет дарить свою любовь и тепло, но не знает кому, кто в ней нуждается. Оно спрашивает нас: Кого любить? Кого и что любить? Как можно подарить эту любовь? (обсуждаем вместе, крепим луч подписанный к солнцу, выбираем символ и крепим к нему лучик- ленточку)

К Родине- учёба, труд, добрые дела…

К семье - забота, уважение, ласковое слово, помощь…

К себе- следить за своим здоровьем, не совершать плохих поступков…

К друзьям- внимание, уважение, помощь…

К природе- защита, забота, бережное отношение, ухаживание…

8. Упражнение «Дарю любовь» (на ковре)

- Посмотрите солнышко, освещает своей любовью весь мир. (Звучит негромкая музыка, каждый ученик берёт в руки фото, после рассказа помещает на доску под лучами солнца)

- Вы принесли фотографии тех, кого очень любите. Расскажите как вы их любите и что желаете. (… я очень тебя люблю и хочу чтобы…)

9. Видеописьмо «Признание в любви»

- Сила вашей любви сотворила чудо, ваши родители прислали видеописьмо.



(Просмотр)

Обобщение: (стихотворение читает ученик)

Учитель:

Любят тебя без особых причин

За то, что ты внук,

Зато, что ты – сын.

За то, что – малыш.

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца своих дней

Останется верной опорой твоей.

- Понравилось вам дарить любовь?

- А что приятнее отдавать любовь или получать?

10. Круг от сердца к сердцу «Исцеляющий свет нашего сердца»

Учёные доказали, что любовь можно дарить не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто живёт в другом городе, даже на другом конце нашей планеты, потому что у любви нет границ, ведь любовь – это великая сила жизни.

Сейчас я предлагаю послать исцеляющий свет своего сердечка. От чего мы можем исцелить? (от боли, ненависти, зла, страданий, жадности и т.д.). Звучит музыка.

- Сядьте в круг и возьмите в свои теплые нежные руки маленький мир- глобус. Закройте глаза, если хотите и загляните в своё сердечко. Вы чувствуете, там горит огонёк – это исцеляющая сила. Он светит всем. И мы, как солнышки, дарим свою любовь всему миру, тем, у кого нет крыши над головой, тем, кому некуда обратиться за помощью. Давайте поделимся любовью с теми, кто испытывает гнев, тем, кто напуган, тем, кому причинили боль. Каждому человеку.



- Пусть миру будет хорошо. Мир и добро людям! (повторяют)

- Пусть будет хорошо нашему посёлку. Мир и добро нашему просёлку! (повторяют)

- Пусть будет хорошо нашей стране. Мир и добро Казахстану! (повторяют)

Откройте глазки.



- Уважаемые гости, мы хотим подарить вам на память самое дорогое, что есть в мире. (вручают зеркальца) И обратиться с такими словами.


Тема: Все мы родом из детства


(Родительское собрание)

Автор:


Герасимова О. Ю.,

учитель начальных классов

Затобольской школы – гимназии

Цели и задачи:


  • познакомить родителей с …их детьми: на что они способны, ведь школа открывает ребенка с другой стороны;

  • вернуть родителей в детство хоть на время, чтобы они прониклись переживаниями своего ребенка, поняли, насколько ребенку трудно в этом мире, как тяжело адаптироваться ему в этом обществе и т.д.;

  • диагностика родителей через формы социализации для подведения к выводу на основе ассоциаций

Подготовка: м\запись детского плача и смеха, медитирующая музыка, видео сюжет «Устами младенца», презентация «Семейный альбом», «Семейный альбом 3 «Г» класса», песня «Семейный альбом» Э. Пьеха.

Оформление: на доске рисунки детей, детские серьезные и смеющиеся лица.

Класс празднично оформлен, на столах скатерти, свечи, листы бумаги, карандаши. Выставка работ детей.

Мастерская начинается с индуктора - мелодия, приглушенный свет.

Учитель зажигает свечу у себя на столе и уже от своей свечи зажигает другие, проговаривая при этом такие по смыслу слова:

- Свеча как душа, это частица огня небесного. Чем-то она напоминает золотые купола монастырей, мечетей, церквушек, храмов. (Подходит со свечой к доске, на которой вывешены несколько изображений храмов и мечетей.) Не зря же говорят, что души еще не родившихся детей – это звезды, наблюдающие за нами: к кому же они должны попасть, в добрые ли руки? (Садится на место). Сейчас мы с вами возьмемся за руки, образуя замкнутый круг (круг – символ вечности, жизнь наша движется по кругу), и попытаемся передать вслух свои ощущения.

Начну я: какой-то подъем в душе, слегка тревога и… полет.

Может, музыка и горящие свечи уносят вдаль мое воображение, может то, что мы сегодня собрались все вместе, и я жду чего-то необычного от этой встречи. Но еще не Новый год…

Еще совсем не Новый год,


И странно, что душа поет!
Поет о чем-то неизвестном,
А может быть, наоборот…

(Далее по кругу – справа налево – родители говорят, что они чувствуют, чего ждут, свои мысли).



Тема разговора. Видеосюжет «Устами младенца»

Учитель:

- Угадайте, о чём сегодня пойдет речь.

- Вспомните себя в детстве, то ощущение радости, свежести, ожидания неизвестного, а часто и обиды от непонимания тебя взрослыми, друзьями.

1) Саморегуляция:

- Сядьте удобней, закройте на время глаза. Не стесняйтесь, расслабьтесь. Не думайте о том, что вам нужно что-то делать, просто настройтесь на себя маленького, в детстве. Как достичь этого состояния? Слушайте мой голос и пытайтесь выполнить за мной все, о чем я говорю.

- Представьте себя маленьким, сидящим в любимой комнате с любимой игрушкой в руках. Вечер. Тишина. Из окна падает луч солнца, он гладит вас по волосам, лицу, очищая от плохих мыслей. А теперь уже сами проведите этим теплым лучом сверху вниз по своему телу, от макушки до пят. Успокойте все свои внутренние органы, внимание и воображение. Скажите себе: “Мне легко и спокойно.” Глаза еще закрыты.

Учитель включает магнитофонную запись детского плача, лепета, смеха.

– Вспомните свое детство. Какого оно цвета? Какие звуки преобладают в нем?

2 этап: погружение в детство. Работа в группах.

Учитель записывает на доске (или вывешивает) слово ДЕТСТВО.

- Сейчас вы – ученики, вспомните годы своего учения.

Задание: нарисуйте на весь лист дом своего детства, каким вы его помните. Разделите его штрихами пополам. В левой половине записывайте слова, обозначающие все ваши “холодные” воспоминания, связанные с детством, в правую – “теплые” воспоминания.

Рисунок №1


Вы обратили внимание, что бы мы ни нарисовали, ни написали, что-то объединяет наши рисунки.

- Слов с правой стороны намного больше, чем с левой. Каков же вывод?

- Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия.



3 этап: социализация. Презентация «Семейный альбом»

- А сейчас вспомним свой семейный альбом. Попробуйте узнать в детстве ваших коллег – родителей. Сформулируйте словами, какая(-им) вы был(-а) в детстве.

(Родители по кругу рассказывают о себе.)

Например, озорная, рот до ушей, остро чувствовала несправедливость, одиночество, услужливая, с челкой по моде, артистка, мечтательница, вечно с книгой в руках.

Это – лучшее, что Вы взяли из детства.

4 этап: социализация.

- Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился.

Как его хотелось защитить, обнять, приласкать!

Сохраните это чувство и сейчас!

Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?! А теперь поройтесь в памяти: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что происходит иногда в гневе? Помните, это ВАШ ребенок! Он вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд!

5 этап: воспоминания детства.

Вы – мать, отец… А теперь вспомните, как вы несли свои обиды родителям, чаще, конечно, к маме. Она всегда поймет, защитит, даст совет.



Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства! Будьте хорошими родителями!

6 этап: кульминация. Презентация «Семейный альбом 2 «3» класса»

Учитель: Посмотрите, сколько выдумки, творческой фантазии вложили ваши дети в подарок вам. Это все – любовь. Любовь к своей единственной маме, папе. Других нет, и не будет. Оправдайте эту любовь! Подумайте, что вы смогли дать вашему ребенку, выпуская его в жизнь? Чему научили? Очень хочется надеяться, что всё что вы видите на слайдах, научили своих детей вы, родители или бабушки. Ведь не зря же говорят: “Что ты отдал, то твое”. Это ты “отдал” свои знания своему ребенку, оно пригодится ему в жизни, он понесет это умение в жизнь, благодаря вас за то, что вы научили его. Когда ребенок говорит: “Этому меня научила мама!”, вы бы видели, как гордо он это произносит. А ведь именно в детстве матери учат детей шить, стирать, варить, ценить добро, красоту, любить жизнь, то есть, закладывают в нас нравственный кодекс. А в зрелые годы мы, развив свои умения, передаем, как наследство, свои умения детям. Хотите, чтобы ваши дети были богаты духовно, не жалейте времени, учите их всему, что знаете сами.



7 этап: создание текста.

Вот насколько мы в душе творческие люди, мы сейчас проверим. Задание: дается 5 -7 минут на то, чтобы вы попытались написать небольшое стихотворение о детстве или о том, какие мысли вас посетили сегодня, сейчас. В помощь вам на доске написаны строки, которые вы можете использовать в своем стихотворении как опору, отталкиваться от них.

- Хоть прошло немало лет…

- Вчера спросила меня дочь…

- Я небесам безмерно благодарна…

- О доме помню в стороне любой…

- Мне выпало счастье родиться и жить…

- С тихой грустью наедине вспоминаю родимый дом…

- Бунтует сердце, память теребя…

- Я думаю о том…

Тихо звучит музыка, родители работают над сочинением стихов, затем зачитывают их по желанию, пусть это всего лишь четверостишья. Мысль можно дополнить прозой.

Учитель читает стихотворение, которое он приготовил заранее.

Я небесам безмерно благодарна
За то, что на земле родной живу.
И в памяти останется навечно
Тропинка, по которой я иду,

Дом у реки, трель соловья весною,


Сирени запах, яблони в цвету…
Все это мне немного душу ранит.
Все в прошлом, этого я не верну.

И снится мне, что я у мамы снова,


Печь топится, и чисто вымыт пол.
Сижу я на крыльце родного дома,
Смотрю на кур, играю со щенком.

Все кончилось, и детство не воротишь,


Но все-таки я думаю о том,
Что счастья в жизни не бывает много,
Но если оно есть, оно в одном:

В любви, доверии, в заботе

И в радости совместного труда,
И в детях наших, в мелочной работе,
И в песнях, и в улыбках, и в друзьях.

8 этап: Рефлексия.

- Что ожидали вы от нашего занятия, узнав тему мастерской?

- Чему вы научились в нашей мастерской? Стоит ли проводить такие родительские собрания? Что вы вынесли с нашего занятия для себя?

- Взглянули ли вы на вашего ребенка другими глазами? Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы всегда были для своего ребенка самым любимым, самым справедливым, самым красивым, умным, самым-самым во всем.

Ведь для этого у нас и есть наши ДЕТИ.

Выводы из работы мастерской вывешиваются на доске по ходу работы.

1. Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни.

2. Дети – Ваша маленькая копия, это Вы в детстве.

3. Не обманите надежд ребенка на вас! Оправдайте любовь вашего ребенка к вам!

4. Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детства! Будьте хорошими родителями!

5. Готовьте ребенка к взрослой жизни.

Дополнительный материал. (К размышлению)

Помните! Ваши дети – это не ваши дети.

Они сыновья и дочери собственной Жизни и Судьбы.

Они приходят в мир через Вас, но не для Вас.

И хотя они пока с Вами, они Вам не принадлежат.

Вы можете дать им свою любовь, но не разум.

Вы можете приютить их тела, но не души,

Потому что их души принадлежат будущему,

В которое Вы не можете заглянуть даже во сне.

Вы можете попытаться стать такими, как они,

Но не пытайтесь сделать наоборот,

Потому, что жизнь не пятится назад,

А устремляется вперед.

Калил Джибран

Тема: Где рождается добро

(Урок самопознания в 1 классе)

Автор: Подольская Н.А.

учитель начальных классов

СШ №3 г. Костаная

Цель урока:

- Формировать у учащихся понимание, что добро рождается в душе человека;

- Обобщить понятия и представления детей о важности и необходимости быть добрым и дарить добро;

- воспитывать в детях потребность быть добрыми.



Материал к уроку:

1. Аудиозапись песен «Здравствуйте», «Дорога добра»;

2. Шкатулка духовных ценностей.

3. «Сердечки» для пожеланий.



Ход урока.

I. Круг доброты.

- Здравствуйте всем! Ответим на такие вопросы:

- Каким делает человека доброта?

- Какой человек может быть добрым?

- Какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

«Давайте говорить друг другу комплименты»

«Мне в тебе очень нравится…».

II. Минутка тишины.

Звучит музыка. Давайте закроем глазки и мысленно пожелаем себе, всем-всем добрым людям на земле здоровья, счастья мира, удачи и успехов.



III. Поговорим.

Тихонечко откройте глаза. Спасибо, что вы выполнили мою просьбу, успокоились. Это очень важно. Потому что только тогда ваше сердечко может услышать мой рассказ. А если я вас спрошу: «Где рождается добро?» «Давным-давно вели долгий спор о том, где рождается добро. Почему на земле одни люди могут быть добрыми, внимательными, чуткими, а другие – никогда не совершают добрых дел? И оказалось, что добру учит наше сердце, в котором живет душа. Душа одного человека не похожа на душу другого человека.

Когда рождается маленький человечек, вместе с ним рождается и его душа. Душа при рождении похожа на прекрасный цветок, от которого исходит теплый, золотистый свет. Все его нежные лепестки раскрыты, а в середине цветочка лежит бесценный подарок. Это – Добро. Добро в душе – то же, что здоровье в теле. Растет человек, с ним растет и его душа. Она наполняется любовью, радостью, отзывчивостью. В душе рождается огромное, бесценное желание – желание приносить и дарить добро. Делиться добром – значит приносить радость людям. Добрые мысли рождают добрые дела и добрые поступки. Поэтому человеку (вам ребята) с раннего детства нужно учиться слышать голос своей души и делать то, что подсказывает сердце. Ребята! А были ли в вашей жизни моменты, когда вы прислушивались к своему сердцу и поступали так, как оно вам подсказывало?

Если трудно, то задать такие вопросы…



  1. А был ли в вашей жизни случай, когда вы кому-то в чем-то помогли?

  2. Чувствовали ли вы, что в вашем сердце есть место для примирения с другом, подругой, с которыми вы поссорились?

  3. Подумайте о том, что вы могли сделать нужного и доброго для природы: для животных, птиц, растений?

  4. А вы согласны с тем, что душа каждого человека – это самый красивый на свете цветок, и если его разглядеть в каждом человеке, то можно стать счастливым человеком на свете?

IV. Просмотр мультфильма

-Какой человек может стать добрым? (Тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других)

-Каким человеком надо быть, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей)

- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах)

Делай другим добро – будешь сам без беды.

«Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»



V. Шкатулка духовных ценностей. Знаете, ребята, в каждой душе рождаются бесценные сокровища. Сокровища души называют красивым словом – духовные ценности.

Игра «Выберите, что я покажу»

Я буду вам показывать слова, а вам надо будет выбрать только те слова, которые обозначают те или иные духовные ценности. Выберите из них те ценности, которые важны для вас. «Наполним» нашу волшебную шкатулку духовными ценностями. Давайте еще раз вспомним, какие духовные ценности мы поместили в шкатулку, запомнили и всегда будем хранить в своих сердцах. «Чуткость», «Справедливость», «Добро», «Любовь», «Доверие», «Отзывчивость».

VI. Сказка. Сказка В.А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла».

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках и соснах. Нечего есть Дятлу. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются. Сел Дятел и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему ты, Дятел, плачешь?

- Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И солнышко тоже радуется.

Вопросы:


- Кого вы пожалели?

- Почему?

- А почему радуются Белочка и солнышко?

- А чему мы можем поучиться у героев этой сказки?



VII. Круг «От сердца к сердцу»

- Какой секрет мы с вами раскрыли? Я хочу сказать об этом секрете знают немногие. Даже не всем взрослым эта тайна известна. Храните ее в своей душе и помните о ней всегда.

Спасибо за урок.

Тема: «Нарисуем счастье».

(Уроки по изобразительной деятельности)
Автор: Мокляк Н.В.

Ясли-сад № 10 г. Рудного

Техника: Кляксография.

Цель: Познакомить детей с приемами получения пятен.

Задачи: О. – Дать понятие о технике рисования кляксографии.

Р. – Развивать воображение детей на основе полученных

пятен, закреплять знание цветов.

В. – Создать детям хорошее настроение, воспитывать

эстетический вкус, аккуратность.

Способы достижения:

1. Психоэмоциональный настрой:



«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

2. Беседа о красках, об изображениях получаемых из пятен:

- Какого цвета солнце?

- Какого цвета ягодка?

- Какого цвета счастья?

Разгадать какой образ спрятался в кляксе.

3. Деятельность детей сопровождается музыкой

П. И. Чайковского «Ноктюрн», Рахманинова «Мелодия».


4. Рефлексия сопровождается художественным словом:

«Я нарисую счастье!

Я нарисую грусть!

Я нарисую солнце!

Пусть оно светит, пусть!»



Ожидаемые результаты: Дети смешивают

краски и находят интересные образы.



Тема: «Я нарисую маму».
Техника: Акварелью, черный маркер.

Цель: Расширять представления детей в художественной деятельности. Формировать умение рисовать акварелью и черным маркером.
Задачи: О. – Учить детей рисовать портрет человека, используя

выразительные средства графики, (линия, точка,

штрих).

Р. – Развивать умение отображать характерные черты

лица. Правильно располагать рисунок на листе.

Закреплять умение подбирать цвет.

В. – Воспитывать любовь и доброе отношение к маме,

эстетический вкус, аккуратность.



Способы и методы достижения:

1. Психоэмоциональный настрой:

Игра «Передай доброту своего сердца другу».

2. Художественное слово: Пословицы и поговорки о маме,

Кто больше всех знает ласковых слов о маме.

Чтение стихотворения о маме:

«У меня глаза зеленные и у мамы тоже.

Друг на друга с мамою очень мы похожи

На щеках по ямочке, черные реснички,

Только нет у мамочки тоненькой косичке».

Рассматривание портретов, объяснение использования данной

техники при рисовании любимого образа.



3. Деятельность детей сопровождается музыкой Л. Бетховена

«Рондо – каприччиозо», Ф. Шопен «Лучезарный этюд».



4. Рефлексия сопровождается пением песен о маме.

Ожидаемые результаты: Умение детей самостоятельно рисовать портрет мамы, отображать характерные черты.
Тема: «Заяц - лыжник».
Техника: Рисование зубной пастой, свечей, восковыми мелками,

ватной палочкой.

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования зубной

пастой, показать ее разнообразие.



Задачи: О. – Продолжать учить детей рисовать зубной пастой

создавая образ зайца – лыжника.

Р. – Развивать и совершенствовать навыки в рисовании

животных, учить правильно передавать позу,

располагая рисунок на листе, дополняя

недостающие детали при помощи восковых мелков,

свечи и ватной палочки.

В. – Воспитывать эстетическое отношение к образу,

аккуратность.

Способы и методы достижения:


  1. Психоэмоциональный настрой:

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!».



Показ и объяснение выполнения данных техник.

2. Деятельность детей сопровождается музыкой А. Крутицкого «Зима».



3. Рефлексия сопровождается рассматриванием рисунков с художественным словом.
Ожидаемые результаты: Усвоение детьми и передача образа зайца в движении разными техниками.






Смотрите также:
Программа «Самопознание»
340.16kb.
1 стр.
История философии как философское самопознание. Философия философии
41.35kb.
1 стр.
Характерные черты кризиса цивилизации и самопознание
803.58kb.
3 стр.
Олдос Хаксли Вечная философия
4027.3kb.
24 стр.
Публичный отчёт директора
918.15kb.
11 стр.
Цель Эволюции самопознание Творцом себя, чтобы познать себя Творец отделяет познанное от непознанного -> разделение полов -> на Мужчину и Женщину делает непознанное частью познанного Женщина
51.46kb.
1 стр.
Законы Рода и наследственность
37.07kb.
1 стр.
Программа XII международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка-2009»
70.4kb.
1 стр.
Программа XII международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаевка-2009»
72.46kb.
1 стр.
Кузнецова Марина Петровна Предмет «Физическая культура» Класс 3 программа комплексная программа
102.3kb.
1 стр.
Информация о ходе реализации проектов перспективного развития
51.59kb.
1 стр.
Образовательная программа «Авиамоделирование»
192.89kb.
1 стр.