Главная
страница 1
Содержание

Введение……………………………………………………………………...…….…. 3

1. Как всё начиналось…………………………………………………………….…...4

2. Тарас Григорьевич Шевченко в Оренбургском крае…………….………….…..5

2.1. В Оренбурге………………………………………………………………….…...5

2.2. Орская крепость………………………………………………………………….6

2.3. «Писать запрещено за возмутительные стихи на малороссийском языке. А рисовать – и сам верховный судия не знает, за что запрещено»………………………………………………………………………..……8

2.4.Имени Т. Г. Шевченко……………………………………………………...…...11

Заключение…………………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………………….14

Приложение…………………………………………………………………..……...15

Введение


Актуальность. В своей работе я хочу рассказать о годах, проведённых Тарасом Григорьевичем Шевченко в нашем крае. Почему я выбрала такую тему? Почему она является для меня важной? Я хочу спросить у вас: «Вы когда-нибудь имели возможность побывать в прошлом?» И многие ответят: «Нет». Теперь я точно знаю, что в 2014 году в нашем крае будут праздновать 200-летие Т.Г.Шевченко. А совсем недавно, слушая лекцию педагога дополнительного образования Камендровской Татьяны Васильевной, я удивлялась: «О ком нам рассказывают?» Нет, я, конечно, слышала фамилию Шевченко, но не подозревала о масштабах его таланта.

Прежде чем приступить к работе я провела социологический опрос (Приложение 1). И вот я предлагаю окунуться в прошлое. Ведь прошлое – это наша история, наша культура, наши корни. Знать их хочется не только по учебникам. А еще не каждому человеку выпадает такая счастливая возможность – принять реальное участие в настоящем, хорошем, очень благородном деле. И я хочу, чтобы о таких людях, как Т.Г.Шевченко, узнала не только я, но и мой младший брат, который учится в нашей школе. Я видела его счастливые глаза, когда рассказывала на классном часе о жизни Т.Г.Шевченко. (Приложение 2). Думаю, когда он вырастет, не будет задавать вопрос: «Кто такой Т.Г.Шевченко?».

Мы пришли на эту землю, чтобы бескорыстно помогать друг другу, научиться дружить и любить, чтобы гордиться землёй на которой ты живёшь. Этому учат нас книги великих русских писателей. А чтобы понимать эти книги, нужно, если это возможно, знать, где жили и как творили писатели. Ведь те события, которые совершаются в детстве, не забываются никогда. И имеют влияние на всю нашу жизнь.

1. Как всё начиналось

Сначала классный руководитель объявила нам, что вместо классного часа у нас будет лекция о творчестве Т.Г.Шевченко. Мы, как обычно начали возмущаться, некоторые мальчишки попытались даже сбежать, но не тут- то было: Оксана Владимировна всех завела в кабинет. Сначала лекции было шумно, но Камендровская Татьяна Васильевна смогла нас увлечь своими рассказами. Она не только увлечённо рассказывала, сопровождая рассказ интересными фактами из жизни писателя, но и показывала слайды. Видеть знакомые улицы своего города - это одно, а знать, что по этим улицам ходил известный во всём мире писатель - это совсем другое. Эта лекция и навела меня на мысль, узнать как можно больше о Т.Г.Шевченко и рассказать о нём другим учащимся школы. К тому же, перебирая книги у моей бабушки, я наткнулась на книгу Ф.М.Лазаревского «Тарас Григорьевич Шевченко». Меня заинтересовал год издания этой книги - 1939 год. Я стала листать и нашла уже знакомые мне факты из жизни Т. Г. Шевченко. (Приложение 2).

2. Т.Г. Шевченко в Оренбургском крае

Всё он изведал: тюрьму петербургскую,

Справки, доносы, жандармов любезности,

Всё - и раздольную степь оренбургскую,

И её крепость…

( Некрасов «На смерть Шевченко»).
2.1. В Оренбурге

30 – го мая 1847 года Шевченко был отправлен из Петербурга «под присмотром» фельдъегеря Виддера, а 9 – го июня уже был доставлен в далёкий Оренбург.

«Фельдъегерь неудобозабываемого тормоза», - вспоминал впоследствии поэт, прилагая этот герценовский эпитет к своему коронованному гонителю, - …не дремал. Он меня из Питера на восьмые сутки поставил в Оренбург, убивши только одну почтовую лошадь на всём пространстве» («Дневник»).

Свои первые впечатления от Оренбурга Шевченко выразил потом в одной из своих русских повестей «Близнецы», носящие автобиографический характер: «Солнце только что закатилось, когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание называется «Караван – Сарай». Прямо за «Караван – Сараем» мне открылся город, т.е. земляной высокий вал, одетый красноватым камнем, и неуклюжие сакмарские ворота, через которые я въехал в Оренбург. На мой взгляд, в физиономии Оренбурга есть что-то антипатичное». И далее: «Один вид Оренбурга…наводил на меня сон».

Оренбург тех времён и не мог произвести иного впечатления. Это был захолустный и скучный «окраинный» город ярко выраженного военно-колониального типа. И как хочется, чтобы Шевченко увидел современный Оренбург, сегодняшний: с его площадями и улицами в цветах, с его величавыми зданиями, парками и фонтанами. Нам, его сегодняшним жителям, есть чем гордиться.
2.2. Орская крепость

14-го июня, т.е. через пять дней после своего прибытия в Оренбург, «рядовой Шевченко был отправлен этапным порядком в Орскую крепость.

Его поражали унылость и заброшенность встречавшихся селений, а также

нищенство, апатичность и какая-то обречённость их обитателей. В уже цитируемой повести «Близнецы» мы находим такие строки о жителях Нежинки: «Умерены, нечего сказать! – и он замолчал, размышляя о том, как немного нужно, чтобы сделать человека похожим на скота. А какая благодатная земля! Какие роскошные луга и затоны уральские! И что же? Поселяне из города лук получают!».

Картину орской крепости дополняют свидетельства самого кобзаря. В повести «Близнецы» он пишет: «Так вот она, знаменитая Орская крепость! — почти проговорил я, и мне сделалось грустно, невыносимо грустно, как будто меня бог знает какое несчастье ожидало в этой крепости, а страшная пустыня, ее окружающая, казалась мне разверстою могилой, готовою похоронить меня заживо… Подъезжая ближе к крепости, я думал (странная дума), поют ли песни в этой крепости, и готов был бог знает что прозакладывать, что не поют. При такой декорации возможно только мертвое молчание, прерываемое тяжелыми вздохами, а не звучными песнями. Подвигаясь ближе и ближе по широкому, едва зеленью подернутому лугу, я ясно уже мог различить крепость: белое пятнышко — это была небольшая каменная церковь на горе, а красно-бурая лента — это были крыши казенных зданий, как-то: казармы, цейхгаузов и прочая. Переехавши по деревянному, на весьма жидких сваях мостику, мы очутились в крепости. Это обширная площадь, окруженная с трех сторон каналом аршина в три шириною да валом с соразмерною вышиною, а с четвертой стороны — Уралом. Вот вам и крепость. Недаром ее киргизы называли Яман-кала. По-моему, это самое приличное ее название…»

Описание Орской крепости находим и в повести «Несчастный»: «Против инженерного двора, длинное низенькое бревенчатое строение с квадратными небольшими окошками — это батальонные казармы, примыкающие одним концом к деревянному сараю… а другим концом выходящие на четырехугольную площадь, украшенную новой каменной церковью и обставленную дрянными деревянными домиками». И ещё несколько предложений находим об орской крепости: «Крепость Орская как

нельзя более гармонирует с окружающей её местностью: то же однообразие и та же плоскость: от общего колорита выделялась лишь небольшая каменная крепостная церковь на горе, и притом, заметьте, на яшмовой горе. Над горою с одной стороны лепятся грязные татарские домики, а с другой – инженерный двор с казематами для каторжников; против инженерного двора длинное, низенькое бревенчатое строение с квадратными небольшими окошками – это батальонные казармы, они примыкали одним концом к деревянному сараю, называемому « экзерцис-гаус», а другим выходили на четырёхугольную площадь, украшенную новою каменною церковью и обставленною дрянными деревянными домиками.»

Талантливый художник описывает собственно крепость, какой она была в середине прошлого века: под горой, словно бы у подножия церкви, лепились с одной стороны грязные домики, а с другой — инженерный двор с казематами для каторжников.


2.3 «Писать запрещено за возмутительные стихи на малороссийском языке. А рисовать – и сам верховный судия не знает, за что запрещено»


История мировой литературы и живописи знает немало поэтов и художников, бывших в изгнании, но ни одному из них, кроме Шевченко, не запрещалось изливать тоску и горечь изгнания самым естественным для них способом – пером на бумаге и кистью на холсте. Это причиняло ему невыразимые страдания. Шевченко знал, за что запрещено ему было писать, но он решительно недоумевал, чем было вызвано запрещение рисовать: «Писать запрещено за возмутительные стихи на малороссийском языке. А рисовать – и сам верховный судия не знает, за что запрещено». («Дневник» Запись от 19-го июня 1857 года).

Запрет рисовать был для Шевченко тем более тягостным, что орские впечатления, несмотря на скудость природы, давали ему всё же обильный и интересный материал для живописных зарисовок. Шевченко писал из Орска: « А здесь так много нового, киргизы так живописны, оригинальны и наивны, сами просятся под карандаш, - и я одуреваю, когда смотрю на них….Какой стройный народ!» (Приложение № «Киргизы». Рисунок Т.Г.Шевченко. стр. 111). В течение всей своей ссылки Шевченко относился с сочувственным вниманием, видя в них братскую народность, задавленную и доведённую до нищеты. Свои симпатии к казахам он выразил в первом же

стихотворении «Думы», написанном им в Орске.

Но ни на один момент своей ссылки Шевченко не впадал в настроение смирения перед волей своих гонителей. Он рисовал и писал тайно. Пользуясь воскресными досугами, поэт, крадучись «неначе злодiй», уходил из «смердячей казармы» в степь – «по-над Уралом» и там писал стихи, пряча их за голенище сапога. В стихотворении «Орская крепость» 1847 года Шевченко пишет:

Неначе злодiй, по-за валами

В недiлю крадуся я в поле,

Талами вийду по-над Уралом

На степь широкий, мов на волю…

….Вихожу, дивлюся,

I згадаю Украiну -

I згадать боюся…

I там степи, i тут степи,

Та тут не такие:

Рудi, рудi, аж червонi;

А там голубij…

Так возникали в ссылке «захалявные», т.е. потайные стихи Шевченко, для которых он мастерил крошечные книжечки. Таких «захалявных книжек поэт «змережав» за годы ссылки четыре. Орский период, несмотря на физические страдания и внешние трудности нелегального писания, оказался продуктивным в творческом отношении: за год пребывания в Орской крепости Шевченко создал свыше двадцати произведений, в том числе такие крупные, как «Княжна», «Iржавец», «Чернецъ», «Москалёва криниця».

В орском стихотворении «Полякам» Шевченко призывает к единению два братских народа, рознь между которыми искусственно разжигалась:

Вот так-то, польский друг и брат!

Мы и поныне в мире б жили,

Но нас, поссорив, разлучили

Коварный кзендз и враг-магнат.
Период жизни Т.Г. Шевченко с 31 октября 1849 по 22 апреля 1850 года называется "Оренбургская зима" (от возвращения из Аральской экспедиции до дня его второго ареста). Этот период отмечен высокой творческой активностью и как поэта, и как художника, расширением связей с различными кругами местного общества, увеличением переписки и других

видов деятельности. В эти месяцы им созданы поэма "Петрусь", стихотворения "Лiчу в неволi днi i ночi", "Ми заспiвали, розiйшлись", "Не молилася за мене", "Якби ви знали, паничi" и другие поэтические шедевры; большинство из них навеяно впечатлениями и настроениями подневольной жизни автора, встречами, состоявшимися у него в Оренбурге. В те же месяцы Шевченко значительно вырос как портретист; им выполнены портреты Ф. и М. Лазаревских, А.Племянникова, Н.Исаева, Е.Бларамберг, М.Обручевой и других лиц; часть работ неизвестна. Написаны также автопортреты, эскиз "Распятие", виды Аральского моря. "Оренбургская зима" - один из наиболее плодотворных периодов творческой биографии Шевченко.

Словосочетание "оренбургская зима", по аналогии с общепризнанным "болдинская осень", введено в научный обиход как литературный термин Л.Большаковым (кн. "По следам оренбургской зимы", Челябинск, 1969).

Сейчас в городе многое напоминает о великом кобзаре. Площадь имени


Тараса Григорьевича Шевченко — одна из красивейших в Орске. В центре ее памятник поэту. Кобзарь изображен в минуту задумчивости. Есть в городе улица Шевченко. Его имя носит одна из городских библиотек, педагогический институт. Т.Г.Шевченко принадлежит уникальное место в истории литературы. Его произведения переведены на 150 языков мира.

2.4 Имени Т.Г.Шевченко

В городах и районах Оренбуржья имя Т. Шевченко носят улицы, библиотеки, учебные заведения, акционерные объединения. В Оренбурге - самая большая улица и переулок с мемориальным домом Кутиных, городская библиотека с фондом украинской литературы, в Орске - педагогический институт, старейшая библиотека, улица, площадь, сад, в Новотроицке, Соль-Илецке, Медногорске, Домбаровке - улицы, в Грачевском, Переволоцком, Гайском, Ташлинском районах - акционерные общества сельских тружеников.

Прогуляемся по улицам родного города… Вот дом на улице Советской-3 (Приложение 3), куда был доставлен поэт из Украины в ссылку; а вот дом, расположенный на улице 8 Марта-29 (Приложение 4). В этом доме в 1847 и 1849-1850 годах часто бывал Т. Г. Шевченко. Дом на Кавказской-43, где стоял дом К. И. Герна, в котором в 1850 году жил и творил Тарас Шевченко. В доме Губернатора на улице Советской-2 (Приложение 5), в период "оренбургской зимы" 1849-1850 гг., великий сын Украины Тарас Шевченко рисовал портрет жены Губернатора Матильды Петровны. А вот и знаменитый дом №24 на Советской (Приложение 6), на тех площадях, где размещалась главная гауптвахта Отдельного Оренбургского корпуса, арестантом которой Шевченко был в апреле-мае 1850 года. Здесь Кобзарь находился под арестом в одной из камер на гауптвахте. Ныне в этом доме находится музей-гауптвахта Шевченко. Она напоминает его потомкам о жестоких условиях, которые создавал революционерам ненавистный царский режим. Музей посвящен "оренбургской зиме" 1849-1850 гг. Притягивает посетителей маленькая арестантская с подлинными кирпичными стенами и изначальными полами из гребенского камня; все остальное реконструировано.

В ходе работы по изучению пребывания Т.Г.Шевченко в г. Оренбурге я выяснила, что в день рождения Кобзаря традиционно проводится «Шевченковский март» в Оренбургской городской библиотеке им. Т.Г.Шевченко. (Приложение 7).

Это традиционный ежегодный праздник в Оренбуржье. Учрежден и начат в Орске в 1977 г. Инициаторами выступили Л.Большаков, А.Ильясов. С 1980


получил областной статус - стал проводиться в Оренбурге, затем в городах и районах по трассе Оренбург-Орск, а далее и в других местах области. В программе праздников - встречи в коллективах, вечера и утренники поэзии,

концерты профессиональных и самодеятельных артистов (прежде всего, украинских), научные чтения и конференции, выставки в библиотеках, конкурсы на лучшее чтение поэзии Шевченко, исполнение песен на его стихи. "Шевченковский март" - месяц открытия шевченковских мемориальных досок, "шевченковских уроков" в музеях и школах. В большинстве праздников участвовали поэты, прозаики, научные и музейные работники, художники Украины. Каждый "Шевченковский март" проходит в течение всего месяца - с 1 по 31 марта.


Заключение

Дорогой Оренбургский край! Как богат ты природными ресурсами, как красивы твои поля и реки, холмы и бесконечные степи. Но ещё богаче ты

людьми, талантливыми и великими. И это богатство ничем не затмить. Огромное спасибо хранителям музеев за то, что сохраняются великие русские имена, за то, что здесь в полной мере осознается: мы любим свою Родину!

Надо изучать, узнавать как можно больше о своем родном крае, о людях, живших в нём, чтобы потом рассказывать своим детям и внукам. А ещё лучше, если мы все это будем записывать, чтобы передавать это наследие другим поколениям. Думаю, что литературное наследие великого писателя должно навсегда остаться в наших сердцах.

Список литературы:



  1. Ф. М. Лазаревский. Т. Г. Шевченко. – М. , 1939.

  2. ЖЗЛ. Леонид Хинкулов. Шевченко – М., 1966

  3. Большаков Л. Повесть о вечной жизни. - К. , 1990.

  4. Бабишкин О. Шевченкова слава. - К. , 1989.

  5. История мировой и украинской культуры. - К. , 2000.

  6. Школьная библиотека. Тарас Шевченко. Стихотворения – М., 1985.

Приложение 1

Опрос учащихся школы № 41

Приложение 2

Классный час с первым классом
d:\рабочий стол\юля\p2080102.jpg

Приложение 3

Чтение книги Лазаревского Ф.М.
k:\dcim\100olymp\p2080099.jpg

Приложение 4

Дом 3 на ул. Советской d:\рабочий стол\юля\p2080090.jpg

Приложение 5

Дом 29 на ул. 8 Марта d:\рабочий стол\юля\p2080095.jpg

Приложение 6

Дом 2 на ул. Советской

d:\рабочий стол\юля\p2080092.jpg

Приложение 7


Знаменитый дом 24 на ул. Советской



d:\рабочий стол\юля\p2080085.jpg

Приложение 7

Музей Т. Г. Шевченко d:\рабочий стол\юля\p2080089.jpg

Приложение 8



Оренбургская городская библиотека имени Т.Г. Шевченко

k:\dcim\100olymp\p2080098.jpg



Смотрите также:
Вслух. Ru а ты знаешь, как все начиналось?
70.75kb.
1 стр.
Сценарий а с чего все начиналось? Хорошо начиналось. Все были равны и свободны. Люди, которые жили и охотились сообща, назывались Род. Оттуда и пошли эти слова: родители, родина, родной
373.59kb.
3 стр.
Как все это начиналось кризис и выбор жизненного пути осмысление и практика
4709.71kb.
17 стр.
Как все это начиналось кризис и выбор жизненного пути осмысление и практика
4815.09kb.
17 стр.
Экспозиция «Наша школа лучшая, потому что она наша». Экспозиция посвящена истории школы раздел «Так все начиналось»
29.31kb.
1 стр.
Ирина Патрикеева Как я поступала в вуз
34.34kb.
1 стр.
Интервью: -как вообще появилась ваша группа? С чего всё начиналось? -всё началось с чего: мы сначала с Денном играли (барабанщик). Я купил себе барабаны начинал карьеру барабанщика, Денис узнал вдруг, что у меня есть барабаны, сказал
70.02kb.
1 стр.
Как всё начиналось
134.13kb.
1 стр.
The Weavers Follow The Drinking Gourd Американское Фолк Возрождение как культурное явление берет свое начало с началом выступлений группы «The Weavers»
102.81kb.
1 стр.
Приключения «нового петербурга» Часть 1 как все начиналось
1461.18kb.
14 стр.
Первые железные дороги. Как всё начиналось
21kb.
1 стр.
Национальное размежевание в Ферганской долине: как все начиналось Сергей Абашин
289.03kb.
1 стр.