Главная
страница 1
СУТКИ. Почему после дня следует ночь, а затем опять приходит день и так всё время ? Потому, что наша планета «Земля» вращается вокруг своей оси (а в прошлой теме мы разбирали, что «Земля» шар, и что она вращается вокруг «Солнца» - отсюда изменение времен года). Так же мы уже говорили, что вращаясь, «Земля» подставляет солнечным лучам то один бочок, то другой (можно повторить опыт с фонариком – рассматривали в прошлой теме). Та сторона «Земли», которая в это время обращена к «Солнцу», светлая – там день, а другая сторона в это время тёмная – там ночь. Детишкам постарше, которые начали изучать время, можно сказать, что полный оборот вокруг своей оси «Земля» совершает за 24 часа. Этот период называется «сутки». Поскольку «Земля» движется очень медленно (ведь 24 часа – это очень большой период), то и день не сразу сменяется на ночь. Темнеет постепенно – наступает вечер. И ночь не сразу становится днём. Светлеет тоже потихоньку - это называется утро. День – это самое светлое время суток. Итак по кругу «ночь – утро – день – вечер – ночь – утро – день – вечер - …»

Прочитайте малышу стихотворение:
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить.
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.

Утром солнышко встает,


За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.

Вот на улице светло,


Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем !

Вот и солнышко садится,


Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.

День закончился давно.


На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна.

http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7631873 (lifeisgood выложила песню "С Добрым утром" Марка Бернеса)



Закрепите с малышом знания о времени суток:
1) В течение дня говорите малышу, что было утром, а что будет вечером (малыш постарше может попробовать сам рассказать), так же употребляйте слова «сейчас», «сначала», «потом»
2) Предложите малышу разрезные картинки (открытки, иллюстрации из журналов и книжек, фотографии – сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток, например вид из вашего окна )
Время суток с натуры :)
УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ
изображениеизображениеизображениеизображение

3) Предложите малышу сделать из мозаики звездное небо (синее небо с желтыми звездами)


4) Предложите построить из кубиков кроватку, ванночку, стол с лавкой и др. И обыграйте вместе с ним и маленькими игрушками одни сутки (как они встают с кроватки, как идут умываться, как гуляют, как обедают, как играют, как ложатся спать)
5) Предложите слепить из пластилина звездочки, месяц, солнышко
6) Предложите порисовать «утренние, дневные, вечерние, ночные картины». Обратите внимание малыша на цвет и свет (теплоту) краски.
7) Предложите малышу сделать панно «Звездное небо»: вырежьте круг, пусть малыш раскрасит его пальчиками в темно-синий цвет, а теперь наклейте вместе желтые горошины, или прилипите пластилиновые шарики желтого цвета, или из приклейте квадратики из золотинки от конфет.
8)Понаблюдайте из окошка, обратите внимание на то, что малыш видит утром, днем, вечером, ночью (поздним вечером)
9) Посмотрите с малышом ВЫСТАВКУ «Время суток в картинах известных художников»
10) Посмотрите фотографии – иллюстрации книжек (расскажите маленький рассказ – какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с животными)
11) Сделайте четыре маленькие картиночки (нарисуйте, вырежьте из журналов) или возьмите фотографии времени суток. И предложите малышу расположить картинки в нужном порядке (слева направо). Если малышу сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А малыш тогда попробует правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а что потом.
12) Читающим малышам можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.
13) Пусть малыш попробует отгадать загадки, выполняя действия:

Раскинут ковер (руки развести в стороны ладошками вверх),


Рассыпан горох (пальчики собраны в щепотку, показываем как бросаем горошек);
Ни ковра не поднять (ладошки прильнули к щечкам),
Ни гороху собрать (качаем головой).
Что это ?
(«Небо и звезды»)

Кто-то утром не спеша (ходьба на месте)


Надувает желтый шар, (дуем и разводим ручки)
А как выпустит из рук — (Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)
Что это за шар?
(«Солнце»)

14) Поиграйте в «Верно или нет?». Если высказывание мамы верно, то малыш складывает ручки как во сне, если нет, хлопает в ладоши и стучит ногами.


Перед сном нужно: почистить зубы и умыться; попрыгать и побегать; проветрить комнату; посмотреть страшный фильм.
15) Понаблюдайте, как спят Ваши домашние питомцы (собака, кошка, хомячок, попугайчик и др. – если таковые имеются) – пусть малыш попробует рассказать об увиденном.
16) На ночь можно посмотреть «Спокойной ночи, малыши» и послушать колыбельные

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Что такое день и что такое ночь ?"
http://www.danilova.ru/storage/present/ ... 20noch.rar
или http://stream.ifolder.ru/5926904
(презентацию сделала Artemis - спасибо большое !)

ВЫСТАВКА "Время суток в картинах известных художников"


http://stream.ifolder.ru/5840112
ВЫСТАВКА "Время суток в фотографиях"
http://stream.ifolder.ru/5840085

Теперь познакомьте малышей с названиями дней недели, лучше всего, напевайте их на какой-нибудь простой, знакомый детям мотив, так они быстрее запомнят их порядок.


Прочитайте им стихотворения http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=7631873 (у девушек здесь и стихи и интересные идейки)

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МАМ: Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда —- Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца. На Руси неделю называли седмицей. Воскресенье называлось неделей (нет дел, день отдыха), понедельник-день после недели, вторник-второй, среда-середина седмицы, четверг-четвертый, пятница-пятый день, суббота - от слова «сабат» или « шабаш»- конец всяких дел, последний трудовой день недели.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая - от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая — от полукруга до полного круга: третья — от круга вновь к форме полукруга; четвертая — от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось седмицей или неделей у славян.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» — днем, когда «не делают», — отсюда произошло название «понедельник — день, следующий после «недели»; среда — средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.

Сделайте вместе с малышом макет недели в виде круга, где названия дней недели следуют друг за другом по часовой стрелке. Подобный макет описан в книге Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя". Там рекомендуется сделать стрелку из картона, которую мама вместе с ребенком может передвигать ежедневно, показывая, какой именно день сегодня. Можно сделать не просто стрелочку, а лепестки или звездочку, на лучах которой будут написаны слова "позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра". На луче, который обозначает "сегодня" можно поместить какую-нибудь метку, чтобы можно было легко его находить.

Братьев этих ровно семь.


Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
(Дни недели)

Посмотрите макет Све. - как раз именно такой макет.


http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php? ... c&&start=0

Начните занятия по этому макету в один из понедельников. Каждый день с утра передвигайте "стрелку", напоминая малышу, что "день, да ночь, сутки прочь". Скажите, что наступил следующий день, назовите этот новый день его "именем" (вторник, среда и т.д). Скажите, что день, который наступил, кроме своего имени имеет еще и название "сегодня". А день, который кончился, называется "вчера" и т.д. Постепенно, день за днем пройдите и закрепите остальные названия и понятия. Когда "стрелка" обойдет полный круг, скажите малышу, что уже прошла целая неделя. Рядом с таблицей "неделя" приклеивайте какой-нибудь символ (кружок или звездочку) по истечении новой недели. Читающие малыши могут приклеивать карточки с надписями "1 неделя", "2 неделя" и так далее. Когда вы "накопите" четыре недели, обязательно замените их на символ большего размера, в который бы поместились все четыре "недели" или написанное на большом листе слово "месяц". И дальше продолжайте считать недели. Малыш должен усвоить, что месяц - это отрезок времени, включающий в себя четыре недели, что можно отсчитать расстояние в месяц, начав в любой из дней (с начала не стоит уточнять, что месяц бывает чуть длиннее - на два-три дня).

Для закрепления всех понятий, связанных с временам суток, с неделями, с месяцами, с временами года и с самим годом лучше всего сделать демонстрационный материал, которым малыш будет пользоваться на протяжении всего года (мамочки крепитесь :)малышам частенько надоедает, поэтому придется Вам помогать постоянно им, но благодарностью за это будет чёткое усвоение всего пройденного материала).

Помогите малышу сделать «Отрывной календарь». Он дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Лучше не пытаться заучивать последовательность времен года, месяцев, их названий. Это не дает хороших результатов – малыши все равно путуются в этих названиях. А «Отрывной календарь» - это наиболее наглядный прибор измерения времени. Малыши легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Итак (если Вы решились по-настоящему помочь своему малышу), приступим к созданию «Отрывного календаря»:

http://stream.ifolder.ru/5868525 - отрывной календарь (Вам останется только раскрасить полосочки в цвета дней недели)



1) Делаем листочки для календаря, размером 9х6,5 см. Скрепите их так, чтобы легко было снимать по одному листочку, но сложно несколько (можно на стержень)
2) На лицевой стороне каждого листочка напишите цифру (число), название дня недели и месяца. Так как малыши ещё не все умеют читать , то каждый листочек хорошо бы пометить полоской определенного цвета, так чтобы каждый день недели имел свой цвет. (так малышам будет легче запомнить). Обратная сторона листочка остаётся чистой.
3) Календарь повесьте на стене – в поле досягаемости малышом (только объясните, что листочки раньше времени снимать не надо, в первое время поглядывайте за малышом – потом привыкнет)
Объясните малышу для чего нужен календарь: «По этому календарю мы с тобой каждый день будем узнавать, какое сегодня число и какой день недели; посмотрим и узнаем, сколько дней осталось до субботы или до праздника; увидим, когда закончится март и наступит следующий месяц; узнаем, как он будет называться. На нашем календаре много-много листочков. Каждый листочек - это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Вот, смотри, на каждом листочке стоит цифра - она показывает, какое число. Под цифрой написано, какой это день недели. Читать ты пока еще не умеешь, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели определенного цвета: Понедельник — первый день недели — синяя полоска. Вторник – второй день недели - желтая полоска. Среда – третий день недели – зеленая полоска. Четверг – четвертый день недели – оранжевая полоска. Пятница – пятый день недели – фиолетовая полоска. Суббота – шестой день недели – коричневая полоска. Воскресенье – седьмой день недели – красная полоска.
Листочек мы будем снимать каждый день, но если день еще не прошел, то листочек снимать еще нельзя. Кончатся сутки, и мы завтра, утром, снимем этот листочек календаря вместе и узнаем, какой день будет следующий и какое будет число.» Ежедневно фиксируйте внимание малыша на текущей дате – проговаривайте с ним число, день, месяц, вспоминайте сведения о вчерашнем дне.
4) Сделайте коробочку (для съемных листочков календаря) с 18 отделениями по размеру листочков (3 ряда по 6 ячеек)
В ячейки нижнего ряда последовательно складываются листочки – дни недели (7 листиков в каждое отделение – 7 дней недели – создают образ прошедшей недели)
По прошествии 7 дней (недели) подсчитайте количество дней в неделе и повторите все дни, которые прошли; по окончании месяца подсчитайте с малышом количество недель и дней прошедшего месяца.
Листики, собранные за месяц скрепите стопочкой (можно резиночкой). Стопку положите в первое (слева) отделение верхнего ряда коробочки. (Все манипуляции делайте вместе с малышом или по возможности сам малыш). Так постепенно заполняются 6 отделений верхнего ряда, а затем и 6 отделений среднего ряда. Стопочки в верхнем и среднем рядах коробочки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду – дней недели и недель.
По окончании года подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.
P/S Муторно, но запоминается чётко и на всегда ! :)Так как у нас сейчас уже март, то за два с половиной месяца придется сделать всё Вам самим, а вот с новой недели можно и начать :)

Через неделю уточните с малышом представление о днях недели, повторите какова связь названий дней в неделе с порядковым местом. Связь между названием дня и его местом в неделе помогает запомнить последовательность дней недели и их названия.


«Сосчитай, сколько листков календаря мы положили на столе. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотри, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на столе.) Первый листик, первый день недели — это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске. Теперь найди третий день недели. После вторника какой наступает день недели? Какого цвета полоска на листке среды? Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие (назовите их). Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают?»
Через пару недель можно научить малыша соотносить те или иные занятия, события жизни с определенными днями недели.
Теперь можно например, попробовать найти смежные дни к карточке «среда» (вторник и четверг). Пусть малыш устно назовёт предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или пусть попробует назвать пятый день недели, и обязательно проверьте ответ, пользуясь карточками. Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, научитесь определять, сколько недель было в первом месяце года—январе (четыре недели и 3 дня). Сосчитайте вместе все дни месяца и выясните, что оказывается в январе 31 день. Все листки января сложите в одну стопку и снова положите в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так малыш уяснит, что январь — первый месяц в году.
Начиная новый месяц, обязательно акцентируйте внимание, с какого дня недели начинается первый день этого месяца.
С целью закрепления знаний малыша о порядке следования дней недели, предложите ему такую игру:
«Найди пару» - поставить дни недели парами с рядом стоящим днем;
«Найди соседей» - поставить к названному дню дни, смежные (рядом стоящие) с ним;
«Чья неделька быстрей соберётся ?» (играйте вместе или привлеките папу) - выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней.
В конце каждого месяца проводите небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивайте с предыдущим месяцем. Определяйте количество прошедших месяцев с начала года и уточняйте название и порядковый номер нового месяца. В первые дни нового года проведите последнее обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточните представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия послужит коробка с разложенными в ней по месяцам листиками календаря за прошедший год. Задайте вопросы: «Какой праздник на днях мы все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? Когда начался новый год? В каком месяце? Какого числа? Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года?»
Материал по "Отрывному календарю"взят частично с сайта http://www.detskiysad.ru/ucheba/495.html

Еще можно провести такую игру: для игры понадобятся 7 любимых игрушек, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Теперь поставим их в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первая игрушка с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.


Смотрите также:
Прочитайте малышу стихотворение
105.93kb.
1 стр.
1. Задание (20 баллов). Прочитайте стихотворение
136.6kb.
1 стр.
Обращение
39.17kb.
1 стр.
Контрольная работа №1 по практике устной и письменной речи
134.47kb.
1 стр.
+ осталось задание 2 из предыдущего дз политика поддержки конкуренции. Семинар 6 1/ Прочитайте статью
63.64kb.
1 стр.
Группа Прочитайте п. 2 параграфа 45 и ответьте на вопросы: Какое событие произошло в 390 г до н э
9.55kb.
1 стр.
Приложение 5 План концерта Стихотворение Виктора Ширяева «Видза олан, школа»
9.04kb.
1 стр.
Я прививок не боюсь
27.14kb.
1 стр.
Сказка для недетей
64.09kb.
1 стр.
Продукты для десерта из творога
9.15kb.
1 стр.
А внимательно прочитайте опросы и варианты ответов. При выполнении заданий А
83.98kb.
1 стр.
Р Здоровья Вам и Вашему малышу
31.39kb.
1 стр.