Главная
страница 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА




КОЧАНОВИЧ ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МБОУ СОШ №12 МО Г-К АНАПА

небо-море-горы-утриш

(Статья отнесена к разделу «Преподавание географии». Внеклассная работа. Секция «Краеведение»).



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Охрана окружающей среды и её экологическое состояние для человечества всегда были жизненно необходимы, а на сегодняшний день как никогда актуальны. Природа – наш дом, и нам, ныне живущим, её беречь для будущих поколений.

В настоящее время существуют территории, в которых запрещена деятельность человека – это заповедники. Есть территории, в которых она ограничена частично и направлена на охрану и воспроизводство отдельного животного или растения. Есть памятники природы – комплексные геолого-геоморфологические, гидрологические, ботанические, отдельные деревья.

К охраняемым природным территориям относятся национальные и природные парки, лесопарки, водно-болотные угодья, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, водоохранные зоны.

Проблемы сохранения уникальных природных объектов и ландшафтов можно решить с помощью открытий и познаний в области природоохранной деятельности человечества. И решить эти проблемы возможно планомерным, доходчивым, грамотным просвещением населения как говорится «от мала до велика».

Есть замечательная книга современного писателя и географа Юрия Ефремова «Природа моей страны». Эпиграфом к ней служат слова: «Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем глубже знаю». Если ребёнок полюбит географию, заинтересуется предметом, то в итоге будет его знать, поэтому формировать географическую культуру у подрастающего поколения надо на уроках географии и во внеурочное время – походы, экскурсии, научно-исследовательские проекты.

Географический кружок организуется для учащихся 5-9 классов с целью развития творческих и познавательных способностей и интересов к природе, через проектную деятельность школьников.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:



  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения природы Государственного природного заповедника Утриш: природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность.

Таким образом, новизна и актуальность программы кружка заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление географо-экологических знаний с опорой на практическую деятельность и с учётом региональных и муниципальных экологических особенностей природных ландшафтов.

Занятие в кружке позволит школьникам с одной стороны, расширить свои знания о природе, с другой стороны – продемонстрировать свои умения и навыки области географии перед учащимися школы, т.к. предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс рассчитан на 34 часа (по количеству рабочих недель, определённых базисным учебным планом). Включает теоретические занятия по изучению природных комплексов, научно-исследовательскую работу, проектную деятельность, практические занятия: посещение музея, аквариума, экскурсии на Утриш по экологической тропе, поход на Анапские плавни и к береговой зоне Чёрного моря, проведение агитбригад в начальных классах и проведение природоохранных акций.

Цель программы:

- познакомить учащихся с многообразием особо охраняемых территорий, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции на территории края, нашей местности, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете, бережно относиться к природе и собственному здоровью.



Основные задачи программы:

предметные


  • Расширить кругозор, что является необходимым для любого культурного человека;

  • Способствовать популяризации среди учащихся природоохранных знаний;

  • Ознакомление с видовым составом особо охраняемых территорий края, района и своей местности, с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с географическими специальностями.

коммуникативные:

  • Развитие навыков составления и систематизации фотоматериалов природных ландшафтов;

  • Развитие навыков общения и коммуникации;

  • Развитие творческих способностей ребёнка;

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;

  • Формирование приёмов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной и поисковой деятельности, проведения наблюдений;

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

личностные:

  • Воспитывать интерес к миру живых существ, природным комплексам;

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

Условия реализации программы:

  • Возраст детей – 10-15 лет;

  • Продолжительность образовательного процесса – 1 год;

  • Количество часов в год – 34 (1 час в неделю);

Формы организации деятельности учащихся на занятиях географического кружка:

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе географического кружка:

  1. Словесно-иллюстративные методы:

Рассказ, беседа, дискуссия, работа с географической литературой;

  1. Репродуктивные методы:

Воспроизведение полученных знаний во время выступлений;

  1. Частично-поисковые методы:

Систематизация фотоматериала, коллекционного материала;

  1. Исследовательские методы:

Наблюдения за явлениями природы;

  1. Информационно-коммуникативные методы:

Просмотр видео и кинофильмов, диапроектора, создание и просмотр презентаций, видеороликов, биологических и географических коллекций, плакатов, моделей и макетов, работа с программой интерактивной доски по географии.

Ожидаемый результат:

  • Положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня4

  • Повышение коммуникативности;

  • Появление и поддержание мотивации к углубленному изучению географии и экологии;

  • Умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по географическим вопросам;

  • Работать с наученной и учебной литературой;

  • Сформировавшиеся географо-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведение викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • Ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, эффективно используются такие как:

  • Тестирование,

  • Занятие контроля знаний,

  • Смотр знаний, умений, навыков (олимпиады, викторины, интеллектуальные разминки т.д.),

  • Создание презентаций,

  • Дискуссия,

  • Проектно-исследовательская работа,

  • Конференция,

  • Творческий отчёт об экскурсии, наблюдении,

  • Отчётная выставка фотографий, поделок, рисунков и.т.д.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется по балльной системе (5-ти или 10-ти) и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Формы фиксирования оценок качества знаний педагог может использовать уже имеющиеся в дополнительном образовании:



  • Диагностические карты,

  • Табель развития,

  • Папка творческих достижений «Портфолио».

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:

  1. ВВЕДЕНИЕ

При ускорении научно-технического прогресса человек с каждым годом получает всё больше возможности воздействия на природу. Уже сегодня это воздействие настолько велико, что может быть сравнимо с глобальными природными процессами. Из недр Земли ежегодно извлекается 100 млн. тонн различных полезных ископаемых. В то же время на промышленных предприятиях производится более 50 млн. тонн синтетических материалов, неизвестных ранее в природе. Из заводских труб в атмосферу Земли каждый год извергается около 200 млн. тонн окиси углерода, 150 млн. тонн двуокиси серы, 53 млн. тонн азотных соединений, 70 млн. тонн других ядовитых газов, 258 млн. тонн промышленной пыли. В водоёмы, реки и моря ежегодно выбрасывается 32 млрд. кубов загрязнённых промышленных вод, на поля рассеивается более 500 млн. тонн минеральных удобрений и свыше 4 млн. тонн ядохимикатов.

Нерациональная эксплуатация природных ресурсов привела к уничтожению плодородного почвенного покрова на площади 2 млрд. гектаров. С географической карты планеты исчез целый материк плодородной земли, его место заняли пустыни, солончаки, болота. Уже уничтожены 2/3 лесов Земли, исчезли сотни видов животных и растений, тысячи представителей флоры и фауны находятся на грани вымирания.

Необходимость сохранить нормальные условия для нынешнего и будущего поколений заставляет уделять все большее внимание вопросам экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных богатств.

Экологические проблемы актуальны и для нашего края.



  1. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

45-я параллель северной широты делит край почти пополам, т.е он удалён почти одинаково от экватора и Северного полюса. С юго-запада край омывается Чёрным и Азовским морями. Тёплый климат, близость морей, высокие горы, обширные степи создают разнообразие местностей, богатства растительного и животного мира.

Разнообразие климатов: влажный субтропический, средиземноморский, умеренно-континетальный, добавляется ещё и высотной поясностью Кавказских гор. Это делает наш край уникальным. Нигде в пределах России природа не имеет такого разнообразия ландшафтов и, когда говорят, что Кубань – «Жемчужина России» - это не красное словцо.



  1. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Различаются следующие категории особо охраняемых территорий:

  • Государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные;

  • Национальные парки;

  • Природные парки;

  • Государственные природные заказники;

  • Государственные зоологические заказники;

  • Памятники природы;

  • Водно-болотные угодья;

  • Дендрологические парки и ботанические сады;

  • Лечебно-оздоровительные местности и курорты;

  • Ведомственные (внутрихозяйственные заказники), запрещённые для охоты места;

  • Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

  • Лесопарки.

Иные категории особо охраняемых природных территорий устанавливаются правительством РФ, исполнительным органом власти Краснодарского края и органами местного самоуправления.

Особо охраняемые природные территории могут быть федерального или местного значения.



  1. КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

ЗАПОВЕДНИК – значительный участок природной территории (акватории) полностью исключённый из сферы хозяйственной деятельности человека для охраны и изучения природного комплекса в целом.

Кавказский заповедник – самый крупный в регионе. В его территорию входят земли 4 районов Краснодарского края (Мостовского, Лазаревского, Хостинского, Адлерского) и 1 района Ставропольского края (Урупского).

Кавказский заповедник официально был образован в мае 1924 года. Заповедник расположен на границе умеренного и субтропических климатических поясов. Во флоре лесов заповедника зарегистрировано 900 видов растений, относящихся к 94 семействам и 406 родам. В лесах много кавказских эндемиков (молочай длиннорогий, дуб грузинский, кирказон Штепа, бересклет гладкокорый и др.). В заповеднике обитает 18 видов рыб, 9 земноводных, 16 пресмыкающихся, более 200 – птиц, более 60 видов млекопитающих. 23 вида позвоночных животных, встречающихся в заповеднике, занесены в Красную Книгу. Богат мир насекомых заповедника, представленный более чем 20 отрядами, число видов точно не установлено – около 10 тысяч.

В 1979 году по решению ЮНЭСКО Кавказскому заповеднику в числе первых 6 советских заповедников присвоен статус биосферного. Управление заповедником располагается в г. Адлере, а филиал в г. Майкопе.



  1. УТРИШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Утриш – уникальный реликтовый можжевелово-фисташковый лес на Черноморском побережье Краснодарского края. Браконьерство, порубки, попытки незаконного захвата лесных земель стали здесь едва ли не нормой.
В конце ноября 2008 года на Утрише были начаты масштабные вырубки, строительство дороги через центр заказника к морю. Работы были незаконными, однако Фемида медлила.… Тогда десятки добровольцев со всей России приехали на Утриш и своими телами загородили путь строительной технике. Строительство было остановлено. Согласно распоряжению  правительства РФ от 2001 г., Утришу в срок до 2010 года должен быть присвоен статус ЗАПОВЕДНИКА.
Прекрасные леса украшают территорию нашего края. Лес – это источник жизни, бесценная кладовая природы, защитник человека от надвигающегося экологического кризиса.

Анапчанам досталось огромное богатство – реликтовые можжевеловые леса, растянувшиеся вдоль побережья. Красотами моря и леса наслаждаются туристы, осевшие на берегу в районе села Варваровка и поселка Утриш.



  1. ЗАКАЗНИКИ

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов, для поддержания экологического баланса.

Задачей государственных заказников является сохранение природных комплексов в естественном состоянии; воспроизводство и восстановление отдельных компонентов природной среды либо природных ресурсов.

На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам или их компонентам.

Ведомственными, запрещёнными для охоты местами (внутрихозяйственные заказники) является территории (акватории), имеющие важное значение для сохранения и воспроизводства отдельных видов ресурсов растительного и животного мира, в которых заинтересованы местные природопользователи. Задачами внутрихозяйственных заказников является сохранение и восстановление ресурсов животного и растительного мира в целях организации рационального пользования этими ресурсами. На территории внутрихозяйственных заказников ограничивается либо запрещается полностью или частично соответствующий вид (виды) природопользования.



Государственные заказники Краснодарского края: (в скобках указана площадь в тыс. га)

  1. Головинский (50,0)

  2. Приазовский (45,0)

  3. Новоберезанский (30,5)

  4. Горячеключевской (38,0)

  5. Таманско – Запорожский (30,0)

  6. Псебайский (37,4)

  7. Туапсинский (15,0)

Заказники местного значения:

  1. Апшеронский (21,0)

  2. Лабинский (26,4)

  3. Первомайский (18,6)

  4. Усть-Лабинский (2,0)

  5. Тбилисский (1,35)

  6. Ясенский 24,5)

  7. Пшадский (27,5)

Ведомственные, запрещённые для охоты места:

  1. Копанское охотхозяйство (13,4)

  2. Сладко-Лиманское охотхозяйство (16,1)

  3. Славянское охотхозяйство (1,4)

  4. Приазовское охотхозяйство (13,0)

  5. Ордынское охотхозяйство (16,2)

  6. Темрюкское охотхозяйство (40,8)

  7. Саратовское охотхозяйство (34,0)

  8. Верхне-Афипское охотхозяйство(28,0)

Приведённый выше перечень – примерный.

  1. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные объекты и комплексы естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут являться участки степей или лесов, пруды, озёра, участки рек, болотно-озёрные комплексы, геморфологические, геологические, палеонтологические, археологические и другие объекты.

Задачей охраны памятников природы является сохранение уникальных, редки и хорошо сохранившихся природных объектов и комплексов, имеющих важное заповедное, научное, экологическое, краеведческое, познавательное, эстетическое значение, а также прилегающих к ним территорий. Объекты, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы или ухудшающая его состояние и охрану.



Примеры памятников природы края:

  1. Комплексные памятники природы:

  • Горная группа Фишта

  • Гора Собер-Баш

  • Гора Папай

  • Ущелье Ахци

  • Ущелье Гуамское

  1. Геолого-геморфологические памятники:

  • Скала «Парус»

  • Скала Киселёва

  • Коса Долгая

  • Ахтанизовская сопка (грязевой вулкан)

  • Скалы Монастыри

  • Фанагорийская пещера

  1. Гидрологические памятники природы:

  • Атурские водопады

  • Источник «Турецкий водопад» (ст. Таманская)

  • Озеро Ханское

  1. Ботанические памятники природы, отдельные деревья:

  • Тюльпанное дерево

  • Гинкго двулопастный

  • Кедр ливанский

  • Дерево Дружбы (г. Б.Сочи)

  • Дуб «Великан» (г.Краснодар) и т.п.

  1. ДРУГИЕ ВИДЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАЯ

К охраняемым природным территориям относятся ещё национальные и природные парки, лесопарки, водно-болотные угодья, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, водоохранные зоны.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ (в крае только один – Сочинский) осуществляют управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на соответствующей территории лесного фонда.

ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ – это территории (акватории), на которых находятся природные комплексы и обекты, имеющие рекреационную, эстетическую, экологическую ценность, а также предназначенные для использования в природоохранных целях и целях отдыха населения края. Задачами природных парков являются: сохранение природных комплексов и объектов краевого значения, использование их в целях охраны природы, разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

ВОДООХРАННЫЕ ЗОНЫ – это территории, прилегающие к акватории водоёмов (рек, ручьёв, озёр и водохранилищ), на которых устанавливается специальный режим, направленный на предотвращение загрязнения вод, а также эрозии почв на этой территории, сохранение прибрежной растительности и условий для обитания диких животных.

ЛЕСОПАРКИ являются частью лесов, предназначенных для отдыха населения и выполняющие преимущественно санитарно-гигиеническую и оздоровительную функции. На территории лесопарков запрещаются любые работы, направленные на сведение лесов к снижению эстетической и санитарной их функции: выпас скота, охота, промысловые заготовки лекарственных растений, ягод и т.п. допускается любительский сбор грибов, ягод и др.

БОТАНИЧЕСКИМИ САДАМИ являются охраняемые территории искусственного происхождения, в пределах которых создаются специальные коллекции диких и культурных растений в целях сохранения разнообразия и генетического фонда растительного мира и для обеспечения научно, учебно-просветительской и рекреационной деятельности.

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИМИ ПАРКАМИ являются охраняемые природные территории искусственного происхождения, в пределах которых создаются специальные экспозиции древесных растений в рекреационных и познавательных целях. Самый известный в крае – Сочинский дендропарк, который был заложен в конце XIX в. В нем на площади 50 га произрастает более 2500 видов завезённых из средиземноморья, Северной и Южной Америки, Индии, Японии, Китая, Австралии и др. мест.


  1. КРАСНАЯ КНИГА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Для рассмотрения этой темы лучше использовать одноимённую книгу, изданную в Краснодарском книжном издательстве в 1994 г. (составитель В.Я.Нагалевский) тиражом 20тыс экземпляров.

Историк Попка рассказывает, что «… один «нарочный» казак, скакавший с нужными бумагами, был опрокинут вместе с конём быстродвижущимися колоннами рыбы, проезжая по низкому, покрытому водою месту у устья реки».



Ф.А.Щербина приводит другой пример: «Возле нынешней Брыньковской станицы в устье реки Бейсуг… весной, после половодья, вода спадала по плавням, и река входила в берега, возвращавшаяся обратно, после нереста рыбы, главным образом тарань, переполнял реку, столпившись в устье реки. Река выходила из берегов и по рыбе по рассказам старожилов, можно было переходить как по мосту, с одного берега на другой».

  1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ

Михаил Пришвин писал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». Но поймите правильно, не надо к каждому дереву, кустику, птице, зверю ставить человека с автоматом. Охранять природу – значит, прежде всего, не вредить ей действиями.

Вот краткий перечень правил поведения в природе:

  • Уважительное отношение к природе – одно из главных правил поведения человека

  • Не засоряйте места отдыха

  • Избегайте любых повреждений растений на берегах рек, озёр, водохранилищ

  • Берегите почвенный покров

  • Не рубите живые деревья и кустарники, не ломайте у них ветвей, не режьте кору

  • Не сооружайте из живых деревьев и кустарников укрытий, не используйте зелёных ветвей растений на подстилку

  • Без надобности не разжигайте костёр

  • Для разведения костров выбирайте только открытое место около воды, старые кострища или уже вытоптанные площадки

  • Не разводите костров на участках с сухим камышом или травой

  • Не зажигайте огонь в хвойных молодняках и вырубках

  • В качестве топлива на костёр используйте только валежник, хворост, сухое криволесье, не сдирайте кору с живых деревьев

  • Около костра всегда оставляйте дежурных, пред уходом огонь (костёр) следует залить водой, засыпать землёй, затоптать ногами

  • Бережно относитесь ко всем животным

  • В лесу старайтесь ходить только по тропинкам

  • Если хотите услышать пение птиц и тишину леса – не включайте радиоприёмников и магнитофонов, не создавайте лишнего шума.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ:

  1. Атлас. Краснодарский край и республика Адыгея, Минск, 2012 г.

  2. Краснодарский край, республика Адыгея (общегеографические карты Российской Федерации), М., 2012

  3. Краснодарский край. Республика Адыгея. (географические карты. Масштаб 1:100 000) 2010г.

  4. Видеофильм «Пожар на Утрише».

СПИСОК ОСНОВНОЙ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. «Охрана растительного мира на Северо-Западном Кавказе», Краснодар, 1989.

    2. Закон Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» 04.03.98 г. № 119-КЗ, Краснодар.

    3. «Заповедники Кавказа». Группа авторов, М, 1990.

    4. «Красная Книга Краснодарского края». Группа авторов, Краснодар, 1994.

    5. Литвинская С.А., Тильба А.П., Филимонов Р.Г. «Редкие и исчезающие растения Кубани», Краснодар, 1989.

    6. «Охрана природы Причерноморья2. Группа авторов, М., 1982.

    7. Печерин А.И. «Природа Кубани», Краснодар, 1989.

    8. Печерин А.И., Лозовой С.П. «Памятники природы Краснодарского края». Краснодар, 1980.

    9. Плотников Г.И. «Животный мир Краснодарского края». Краснодар, 1989.

    10. Самойленко А.А., Ковешников В.Н., Дюваль-Строев М.Р. и др. «В окрестностях Краснодара», Краснодар, 1988



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма провед.

Образовательный продукт

Всего

Теор.

Практ

I

Введение

1

1




Вводная беседа




II

Раздел «Разнообразие природы Краснодарского края»

4

2

2







1

Краткая характеристика компонентов географической оболочки




1




Лекция




2

Важнейшие проблемы охраны окружающей среды края, своей местности, зоны экологического загрязнения Кубани




1




Дискуссия

Работа с периодической печатью: газеты, журналы, местная литература.

3

Практическое занятие:

Источники и районы экологического загрязнения краевого и местного значения»









1

Тестирование

Нанесение на контурную карту Краснодарского края основных районов экологического загрязнения

4

Практическое занятие:

Экологическая акция «Чистая улица»









1




Очистка улицы от бытовых отходов.

III

Раздел «Категории и виды особо охраняемых территорий»

2

1

1







5

Понятие о заповедниках, национальных парках, природных парках, охраняемых территорий края




1




Лекция, беседа с просмотром видеофильма «По заповедным местам»




6

Практическая работа: «Составить перечень охраняемых территорий»







1

Практическая работа

Работа с книгами, журналами, картами по составлению перечня охраняемых территорий края и местности

IV

Раздел «Кавказский Государственный биосферный заповедник».

2

1

1







7

Задачи и режим государственных природных заповедников




1




Научно-исследовательская работа




8

Практическое занятие: Составление списка особо охраняемых растений и животных Заповедника.







1




Работа с литературой и видеоматериалами.

V

Раздел «Утришский Государственный природный заповедник»

6

1

5







9

Географическое положение, геологическое строение и рельеф




1




Беседа, видеопросмотр.




10

Практическое занятие:

Климат, виды поверхности









1

Наблюдения за погодой

Составление сводной таблицы

11

Практическое занятие:

Растительный мир









1

Поисковая работа

Составление перечня растений и животных, охраняемых на территории заповедника

12

Практическое занятие:

Животный мир









1

13

Практическое занятие:

Акватория Чёрного моря









1

Оценка экологического состояния береговой зоны




14

Практическое занятие:

Конференция «Проблемы Утриша»









1

Смотр знаний

Просмотр обсуждение презентации на кл.часах

V I

Раздел «Заказники»

3

1

2







15

Категории заказников. Задачи и режим государственных заказников.




1




Беседа




16

Характеристика наиболее известных заказников края







1

Работа по карте «Охрана природы»

Составление перечня заказников

17

Практическое занятие: Изготовление кормушек и домиков для птиц.







1

Поисково-исследовательская деятельность

Нанесение на конт.карты заказников. Составление таблицы «Заказники Кубани»

VII

Раздел «Памятники природы»

3

1

2







18

Задачи и режим памятников природы, их классификация




1




Беседа




19

Практическая работа:

Характеристика наиболее популярных и известных памятников природы.









1

Научно-поисковая работа

Работа с краеведческим материалом, описание природы своей местности.

20

Практическая работа:

Составление презентации «Памятники природы Кубани»









1

VIII

Раздел «Другие виды особо охраняемых территорий края»

4

2

2







21

Национальные и природные парки. Сочинский национальный парк.




1




Лекция с элементами беседы.

Составить таблицу национальных парков

22

Дендрологический парк




1




Научно-поисковая работа

Выписать названия растений парка и их географию произрастания

23

Практическое занятие:

Лечебно-оздоровительные местности и курорты









1

Научно-поисковая работа

Составить маршруты лечебно-оздоровительных мест в Анапе

24

Практическое занятие:

Деловая игра «Экскурсовод»









1

Игра, защита рефератов по одной из природоохраняемых территорий

«Реализация путёвок на отдых и лечение в МО г-к Анапа и других городах-курортах края» (презентации)

IX

Раздел: «Красная книга Краснодарского края»

3

2

1







25

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных Краснодарского края




1




Лекция




26

Природа края в прошлые века




1




Лекция




27

Практическое занятие:

«Конкурс экологических листовок в защиту редких растений и животных»









1

Подготовка рисунков, плакатов, листовок, стихов

Конкурсная программа.

X

Раздел «Правила поведения человека в природе»

3

1

2







28

Правила поведения человека в природе.




1




Беседа




29

Правила противопожарной безопасности в лесу







1

Просмотр фильма «Пожар на Утрише»




30

Практическое занятие: проведение операции «Эко - SOS» по утилизации антропогенных отходов







1




Уборка территории приморской полосы на Утрише

31

Обзор региональной природоохранной литературы

2




1

Встреча с библиотекарем

Просмотр литературы, написание докладов по охране природы

32

Защита работ







1







33-34

Экскурсия

2




2

Встреча с представителями заповедника

Поездка на Утриш на экологическую тропу





Смотрите также:
Статья отнесена к разделу «Преподавание географии». Внеклассная работа. Секция «Краеведение»
228.58kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа
156.98kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа 1 Ведущий
66.81kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
120.34kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу: Преподавание физики
54.72kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу: Общепедагогические технологии
362.9kb.
2 стр.
Статья отнесена к разделу: Внеклассные мероприятия
67.94kb.
1 стр.
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
118.75kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Качура Е. Лицей №41, лаборант Региональный компонент в курсе преподавания географии
39.11kb.
1 стр.
Секция «Краеведение» Памятники Сосновского района Челябинской области Исследовательская творческая работа
262.62kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по географии "Географический круиз по океану знаний"
116.59kb.
1 стр.