Главная
|
страница 1
Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский физико-технический институт (государственный университет)»
МФТИ (ГУ)
Кафедра «Физика высокотемпературных процессов»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
О. А. Горшков
2012 г.
.
Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: Термодинамика конденсированного состояния
по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
магистерская программа: 010932 – физика высокотемпературных процессов
факультет: МБФ
кафедра: Физика высокотемпературных процессов
курс: 5 (магистратура)
семестры: 9 Экзамен: 9 семестр
Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 3 зач. ед.;
в т.ч.:
лекции: 34 час.;
практические (семинарские) занятия: нет;
лабораторные занятия: нет;
мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет;
самостоятельная работа: 34 час.;
курсовые работы: нет;
подготовка к экзамену: 1 зач. ед.
ВСЕГО часов 98
Программу составил: проф., д.ф-м.н., Ломоносов И.В.
Программа обсуждена на заседании кафедры физики высокотемпературных процессов
«____» _______________2012 г.
Заведующий кафедрой академик, д.ф.-м.н. В.Е. Фортов
ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
Вариативная часть, в т.ч. :
|
__3__ зач. ед.
|
Лекции
|
_34_ часа
|
Практические занятия
|
__-__ часов
|
Лабораторные работы
|
__-__ часов
|
Индивидуальные занятия с преподавателем
|
__-__ часов
|
Самостоятельные занятия, включая подготовку курсовой работы
|
_34_ часа
|
Мастер- классы, индивидуальные и групповые
Консультации
|
__-__ часов
|
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
|
__-__ часов
|
Подготовка к экзамену
|
1 зач. ед.
|
ВСЕГО
|
98 часов (3 зач. ед.)
|
Итоговая аттестация
|
Экзамен: 9 семестр
|
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью освоения дисциплины «Термодинамика конденсированного состояния» является изучение экспериментальных и теоретических методов исследований термодинамических свойств конденсированного вещества при высоких давлениях и температурах, полуэмпирических методов расчета и применению полученных знаний на практике.
Задачами данного курса являются:
-
изучение экспериментальных методов исследования при высоких давлениях и температурах,
-
ознакомление с первопринципными методами расчета термодинамических свойств конденсированного вещества;
-
математические и физические требования к уравнениям состояния для практических расчетов, изучение принципов построения полуэмпирических уравнений состояния;
-
формирование у магистрантов способности оперировать полученными знаниями для оценок термодинамических свойств вещества, ставить задачи и уметь планировать исследования при высоких давлениях и температурах.
-
Место дисциплины в структуре ООП МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина «Термодинамика конденсированного состояния» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к профессиональному циклу М.2.
Дисциплина «Термодинамика конденсированного состояния» базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Высшая математика» (математический анализ, высшая алгебра, дифференциальные уравнения и методы математической физики), блока «Общая физика» и региональной составляющей этого блока и относится к профессиональному циклу . Освоение курса необходимо для разносторонней подготовки магистров к профессиональной деятельности, включающей как проведение фундаментальных исследований, так и постановку и решение инженерных задач.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Освоение дисциплины « Термодинамика конденсированного состояния» направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций магистрата:
а) общекультурные (ОК):
-
компетенция самообразования и самоорганизации: способность и стремление к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, умение эффективно организовывать свою деятельность и достигать поставленные цели (ОК-1);
-
компетенция профессиональной мобильности: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
-
компетенция получения знаний и использования новой информации: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать на практике новые знания и умения, способность интегрировать новую информацию в уже имеющуюся систему знаний и применять её, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-3);
-
компетенция нестандартного мышления и самостоятельных действий в условиях изменений и неопределённости: способность самостоятельно ставить, формализовать и решать нестандартной задачи в условиях изменяющихся внешних условий и неопределённости (ОК-6);
б) профессиональные (ПК):
-
способность формализовать и решать отдельные части нестандартной задачи в общей постановке (ПК-1);
-
способность к пониманию важности воздействия внешних факторов, и их учёта в ходе исследований и разработок (ПК-2);
-
способность применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии, других естественных и социально-экономических науках (ПК-3);
-
способность к выявлению сущности задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлечению соответствующего физико-математического аппарата для их решения (ПК-4);
-
способность применять базовую лексику и основную терминологию по направлению подготовки, способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания на русском и английском языках (ПК-5);
-
способность самостоятельно работать на компьютере на уровне квалифицированного пользователя, применять информационно-коммуникационные технологии для обработки, хранения, представления и передачи информации с использованием универсальных пакетов прикладных программ, знание общих подходов и методов по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий (ПК-6);
-
способность представлять планы и результаты собственной деятельности с использованием различных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в том числе в форме отчётов, презентаций, докладов на русском и английском языках (ПК-7).
-
конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины
-
фундаментальные понятия, законы, теории классической и современной физики;
-
порядки численных величин, характерные для различных разделов физики;
-
современные проблемы физики, химии, математики;
-
основы физики твердого тела, жидкого состояния, плазмы, ударных волн в конденсированных средах;
-
экспериментальные методы исследований термодинамических свойств веществ при высоких давлениях и температурах;
-
теоретические методы расчета термодинамических свойств веществ при высоких давлениях и температурах;
-
практические требования к уравнениям состояния и принципы построения полуэмпирических моделей уравнений состояния;
-
абстрагироваться от несущественного при моделировании реальных физических ситуаций;
-
пользоваться своими знаниями для решения фундаментальных, прикладных и технологических задач;
-
делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;
-
производить численные оценки по порядку величины;
-
делать качественные выводы при переходе к предельным условиям в изучаемых проблемах;
-
видеть в технических задачах физическое содержание;
-
осваивать новые предметные области, теоретические подходы и экспериментальные методики;
-
работать на современном, в том числе и уникальном экспериментальном оборудовании;
-
эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и экспериментальных результатов.
-
навыками освоения большого объема информации;
-
навыками самостоятельной работы в лаборатории и Интернете;
-
культурой постановки и моделирования физических задач;
-
навыками грамотной обработки результатов экспериментов и сопоставления с теоретическими и литературными данными;
-
практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач;
-
навыками выполнения оценок термодинамических свойств вещества при высоких давлениях и температурах для анализа процессов в экстремальных условиях.
-
Структура и содержание дисциплины
-
Структура преподавания дисциплины
Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам
№ темы и название
|
Количество часов
|
1. Экспериментальные методы исследований термодинамических свойств конденсированных веществ при высоких давлениях и температурах
|
22
|
2. Теоретические методы расчета термодинамических свойств конденсированных веществ при высоких давлениях и температурах
|
22
|
3. Полуэмпирические уравнения состояния вещества
|
24
|
ВСЕГО (зач. ед.(часов))
|
68 часов (2 зач. ед.)
|
Лекции:
№ п.п.
|
Темы
|
Трудоёмкость
(количество часов)
|
1
|
Введение. Научный метод познания – от эксперимента к теории и практическим применениям. Построение курса: экспериментальные методы, строгие теории, их объединение в модельных уравнениях состояния. Мотивация изучения уравнения состояния вещества. Системные и несистемные единицы измерений.
|
1
|
2
|
Статические методы исследований: наковальни Бриджмена, устройства изучения Р-Т диаграмм, алмазные наковальни.
|
4
|
3
|
Электрический взрыв проводников.
|
2
|
4
|
Метод ударного сжатия. Законы Гюгонио. Методы торможения и отражения. Генераторы ударных волн. Сверхвысокие давления, проблема эталона. Измерения фазовых переходов. Ударное сжатие пористого вещества. Метод изэнтропического расширения. Восстановление термодинамического потенциала по данным ударноволновых измерений.
|
4
|
6
|
Сопоставление экспериментальных методов. Особенности, погрешности, область применимости. Выводы.
|
1
|
7
|
Теоретические методы расчета свойств твердого тела. Типы кристаллических решеток, о.ц.к. и г.ц.к. решетки, понятие решетки Бравэ, ячейки Вигнера-Зейтца.
Общие свойства для периодических решеток, граничные условия, число состояний, зонный спектр. Приближение сильной связи. Приближение слабой связи. Метод ячеек, MT – потенциал. Метод присоединенных плоских волн. Метод гриновских функций RRH (Корринга-Кон-Ростокер). Метод ортогонализованных плоских волн. Метод функционала плотности.
|
5
|
8
|
Метод Томаса-Ферми
|
2
|
9
|
Теория жидкого состояния, понятия парной корреляционной функции и структурного фактора.
Интегральные уравнения Борна-Грина-Ивона, Перкуса-Иевика, гиперцепное приближение, решение уравнения Перкуса-Иевика для потенциала твердых и мягких сфер.
|
3
|
10
|
Сопоставление теоретических методов. Особенности, область применимости. Выводы.
|
1
|
11
|
Полуэмпирические модели УРС. Модели Эйнштейна и Дебая твердого тела. УРС Ми-Грюнайзена, связь коэффициента Грюнайзена с параметрами кривой упругого сжатия.
Потенциалы Борна-Майера, Берча-Мурнагана, Морзе; проблема описания сильносжатых состояний при T=0 К.
Плавление, учет плавления в моделях уравнения состояния, критерии плавления, учет эффектов ангармонизма тепловых колебаний атомов решетки по Кормеру, способы описания жидкой фазы.
Термодинамика электронной компоненты в различных областях фазовой диаграммы
Аппроксимационные УРС. Глобальные УРС, проблема термодинамической согласованности.
|
9
|
12
|
Заключение. Примеры реальных уравнений состояния, принципов построения и использования в расчетах. Важность корректного учета фазовых границ. Перспективы эксперимента и теории.
|
2
|
ВСЕГО ( зач. ед.(часов))
|
34 часа (1 зач. ед.)
|
Самостоятельная работа:
№ п.п.
|
Темы
|
Трудоёмкость
(количество часов)
|
1
|
Введение. Научный метод познания – от эксперимента к теории и практическим применениям. Построение курса: экспериментальные методы, строгие теории, их объединение в модельных уравнениях состояния. Мотивация изучения уравнения состояния вещества. Системные и несистемные единицы измерений.
|
1
|
2
|
Статические методы исследований: наковальни Бриджмена, устройства изучения Р-Т диаграмм, алмазные наковальни.
|
4
|
3
|
Электрический взрыв проводников.
|
2
|
4
|
Метод ударного сжатия. Законы Гюгонио. Методы торможения и отражения. Генераторы ударных волн. Сверхвысокие давления, проблема эталона. Измерения фазовых переходов. Ударное сжатие пористого вещества. Метод изэнтропического расширения. Восстановление термодинамического потенциала по данным ударноволновых измерений.
|
4
|
6
|
Сопоставление экспериментальных методов. Особенности, погрешности, область применимости. Выводы.
|
1
|
7
|
Теоретические методы расчета свойств твердого тела. Типы кристаллических решеток, о.ц.к. и г.ц.к. решетки, понятие решетки Бравэ, ячейки Вигнера-Зейтца.
Общие свойства для периодических решеток, граничные условия, число состояний, зонный спектр. Приближение сильной связи. Приближение слабой связи. Метод ячеек, MT – потенциал. Метод присоединенных плоских волн. Метод гриновских функций RRH (Корринга-Кон-Ростокер). Метод ортогонализованных плоских волн. Метод функционала плотности.
|
5
|
8
|
Метод Томаса-Ферми
|
2
|
9
|
Теория жидкого состояния, понятия парной корреляционной функции и структурного фактора.
Интегральные уравнения Борна-Грина-Ивона, Перкуса-Иевика, гиперцепное приближение, решение уравнения Перкуса-Иевика для потенциала твердых и мягких сфер.
|
3
|
10
|
Сопоставление теоретических методов. Особенности, область применимости. Выводы.
|
1
|
11
|
Полуэмпирические модели УРС. Модели Эйнштейна и Дебая твердого тела. УРС Ми-Грюнайзена, связь коэффициента Грюнайзена с параметрами кривой упругого сжатия.
Потенциалы Борна-Майера, Берча-Мурнагана, Морзе; проблема описания сильносжатых состояний при T=0 К.
Плавление, учет плавления в моделях уравнения состояния, критерии плавления, учет эффектов ангармонизма тепловых колебаний атомов решетки по Кормеру, способы описания жидкой фазы.
Термодинамика электронной компоненты в различных областях фазовой диаграммы
Аппроксимационные УРС. Глобальные УРС, проблема термодинамической согласованности.
|
9
|
12
|
Заключение. Примеры реальных уравнений состояния, принципов построения и использования в расчетах. Важность корректного учета фазовых границ. Перспективы эксперимента и теории.
|
2
|
13
|
Подготовка к экзамену
|
1 зач. ед.
|
ВСЕГО ( зач. ед.(часов))
|
34 часа (1 зач. ед.) + 1 зач. ед.
|
-
Содержание дисциплины
№
п/п
|
Название модулей
|
Разделы и темы лекционных занятий
|
Содержание
|
Объем
|
Аудиторная работа
(часы)
|
Самостоятельная работа
(часы)
|
1
|
I
Экспериментальные методы исследований термодинамических свойств конденсированных веществ при высоких давлениях и температурах
|
Основные понятия физики высоких давлений
|
Введение. Научный метод познания – от эксперимента к теории и практическим применениям. Построение курса: экспериментальные методы, строгие теории, их объединение в модельных уравнениях состояния. Мотивация изучения уравнения состояния вещества. Системные и несистемные единицы измерений.
|
1
|
1
|
2
|
Статические методы исследований.
|
Общий анализ фазовой диаграммы. Наковальни Бриджмена, устройства изучения Р-Т диаграмм, алмазные наковальни. Лазерные алмазные наковальни.
|
4
|
4
|
3
|
Электрический взрыв проводников.
|
Изобарическое расширение. Взрыв в конечный объем. Плазменный изохорический генератор.
|
2
|
2
|
4
|
Метод ударного сжатия
|
Законы Гюгонио. Методы торможения и отражения. Генераторы ударных волн. Сверхвысокие давления, проблема эталона. Измерения фазовых переходов. Ударное сжатие пористого вещества. Метод изэнтропического расширения. Восстановление термодинамического потенциала по данным ударноволновых измерений.
|
4
|
4
|
5
|
Сопоставление экспериментальных методов.
|
Особенности методов, погрешности, область применимости. Выводы.
|
1
|
1
|
6
|
II
Теоретические методы расчета термодинамических свойств конденсированных веществ при высоких давлениях и температурах
| Теоретические методы расчета свойств твердого тела
|
Типы кристаллических решеток, о.ц.к. и г.ц.к. решетки, понятие решетки Бравэ, ячейки Вигнера-Зейтца.
Общие свойства для периодических решеток, граничные условия, число состояний, зонный спектр. Приближение сильной связи. Приближение слабой связи. Метод ячеек, MT – потенциал. Метод присоединенных плоских волн. Метод гриновских функций RRH (Корринга-Кон-Ростокер). Метод ортогонализованных плоских волн. Метод функционала плотности.
|
5
|
5
|
7
|
Модели плазмы
|
Метод Томаса-Ферми
|
2
|
2
|
8
|
Модели жидкого состояния
|
Понятия парной корреляционной функции и структурного фактора. Интегральные уравнения Борна-Грина-Ивона, Перкуса-Иевика, гиперцепное приближение, решение уравнения Перкуса-Иевика для потенциала твердых и мягких сфер.
|
3
|
3
|
9
|
Сопоставление теоретических методов
|
Методические особенности, область применимости. Выводы.
|
1
|
1
|
10
|
III
Полуэмпирические уравнения состояния
| Методы расчета твердой фазы
|
Модели Эйнштейна и Дебая твердого тела. УРС Ми-Грюнайзена, связь коэффициента Грюнайзена с параметрами кривой упругого сжатия.
Потенциалы Борна-Майера, Берча-Мурнагана, Морзе; проблема описания сильносжатых состояний при T=0 К.
|
4
|
4
|
11
|
Учет эффектов ангармонизма тепловых колебаний атом и электронов проводимости
|
Плавление, учет плавления в моделях уравнения состояния, критерии плавления, учет эффектов ангармонизма тепловых колебаний атомов решетки по Кормеру, способы описания жидкой фазы.
Термодинамика электронной компоненты в различных областях фазовой диаграммы
|
4
|
4
|
12
| Табличные уравнения состояния
|
Математические и физические требования к уравнениям состояния. Аппроксимационные УРС. Способы построения табличных УРС. Глобальные УРС, проблема термодинамической согласованности..
|
1
|
1
|
13
|
IV
заключение
| Реальные уравнения состояния в практике |
Примеры реальных уравнений состояния, принципов построения и использования в расчетах. Важность корректного учета фазовых границ. Перспективы эксперимента и теории.
|
2
|
2
|
-
Образовательные технологии
№ п/п
|
Вид занятия
|
Форма проведения занятий
|
Цель
|
1
|
лекция
|
изложение теоретического материала
|
получение теоретических знаний по дисциплине
|
2
|
лекция
|
изложение теоретического материала с помощью презентаций
|
повышение степени понимания материала
|
3
|
лекция
|
решение задач по заданию (индивидуальному где требуется) преподавателя– решаются задачи, выданные преподавателем по итогам лекционных занятий и сдаются в конце изучения темы, используются учебники, рекомендуемые данной программой
|
осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин
|
4
|
самостоятельная работа студента
|
подготовка к экзамену
|
повышение степени понимания материала
|
-
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Контрольно-измерительные материалы
Перечень контрольных вопросов для сдачи экзамена в 9-ом семестре.
-
Понятие уравнения состояния (УРС). Примеры функциональных УРС, табличных и графических.
-
Системные и несистемные физические единицы в физике высоких давлений.
-
Наковальни Бриджмена: область давлений, особенности диагностики, типичные погрешности.
-
Устройства измерения фазовых диаграмм давление – плотность: область давлений и температур, особенности диагностики, типичные погрешности.
-
Алмазные наковальни, алмазные наковальни с лазерным подогревом. Особенности диагностики, типичные погрешности. Важность обеспечения стационарности.
-
Аппроксимационные потенциалы давления для результатов статического сжатия.
-
Электровзрыв проводников: изобарическое расширение, расширение в конечный объем. Реализуемая область давлений и температур, особенности диагностики, типичные погрешности.
-
Метод ударного сжатия. Уравнения Гюгонио. Особенности метода. Область применимости уравнений Гюгонио для измерений термодинамических свойств вещества.
-
Методы торможения и отражения.
-
Генераторы ударных волн.
-
Лазерные ударные волны.
-
Сверхвысокие давления, проблема эталона.
-
Измерения фазовых переходов при ударном сжатии.
-
Ударное сжатие пористого вещества.
-
Предельная степень сжатия в методе ударного сжатия, предельная степень сжатия идеального газа.
-
Метод изэнтропического расширения.
-
Восстановление термодинамического потенциала на основании данных ударноволновых измерений – метод Зельдовича.
-
Сравнение методов изотермического, изэнтропического и ударного сжатия.
-
Анализ возможностей современных экспериментальных методов, особенности, ограничения физические и материаловедческие.
-
Понятие кристаллической решетки. Типы кристаллических решеток. Решетка Бравэ.
-
Общие свойства для периодических решеток, граничные условия, число состояний, зонный спектр
-
Приближение сильной связи
-
Приближение слабой связи
-
Метод присоединенных плоских волн
-
Метод ортогонализованных плоских волн
-
Метод функционала плотности
-
Автомодельная теория Томаса – Ферми при Т=0 К
-
Автомодельная теория Томаса – Ферми при конечных температурах
-
Теория жидкости: функция распределения, корреляционная функция, структурный фактор.
-
Решение уравнения Перкуса-Йевика для потенциала твердых сфер
-
Анализ возможностей теоретических методов расчета.
-
Квазигармоническая модель твердого тела: модели Дебая и Эйнштейна
-
Вывод УРС Ми – Грюнайзена
-
Коэффициент Грюнайзена: определения дифференциального, термодинамического и дифференциального термодинамического, их отличия
-
Связь коэффициента Грюнайзена с параметрами кривой упругого сжатия, уравнения Слетера, Дугдейла-Макдональда и Ващенко-Зубарева
-
Потенциалы Борна-Майера, Берча-Мурнагана, Морзе
-
Проблема описания сильносжатых состояний при T=0 К
-
Плавление, учет плавления в моделях уравнения состояния, критерии плавления,
-
Учет эффектов ангармонизма тепловых колебаний атомов решетки по Кормеру, способы описания жидкой фазы
-
Термодинамика электронной компоненты в различных областях фазовой диаграммы
-
Аппроксимационные УРС
-
Глобальные УРС, методы построения табличных УРС, проблема термодинамической согласованности.
-
Математические и физические требования к УРС для практических расчетов.
-
Влияние УРС на результаты численного моделирования, необходимость учета плавления и испарения
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
-
Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и мультимедийное оборудование (проектор), доступ к сети Интернет
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
-
Основная литература
-
Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П.. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. М.: Физматлит. Изд. 3., 656 с., 2008.
-
Ландау, Л. Д., Лифшиц, Е. М. Статистическая физика. Часть 1: Учебное пособие для вузов. — М.: Физматлит, 2010. — 616 с.
-
Фортов В. Е. Экстремальные состояния вещества. М. : Физматлит, 304 с., 2009.
-
Жерноклетов М.В. Методы исследования свойств материалов при интенсивных динамических нагрузках. Саров, 403 с., 2003.
-
Дополнительная литература:
-
-
Физика высоких плотностей энергии / Ред. П.Кальдирола, Г.Кнопфель. - М.: Мир, 1974.
-
Альтшулер Л.В. Применение ударных волн в физике высоких давлений // УФН. -1965. - Т.85. - С.197-258.
-
Жарков В.Н., Калинин В.А. Уравнения состояния твердых тел при высоких давлениях и температурах. - М.: Наука, 1968.
-
Ашкрофт Н., Мермин Н. Физика твердого тела, т.1,2. - М.: Мир, 1979.
-
Абрикосов А.А. Основы теории металлов. - М.: Наука, 1986.
-
Физика простых жидкостей / Ред. Темперли - М.: Мир, 1971.
Пособия и методические указания
-
Ломоносов И.В. Методы исследования фазовых диаграмм и термодинамических свойств веществ при высоких давлениях и температурах (Учебное пособие). Черноголовка: ИПХФ РАН, 29 с., 2005.
-
Ломоносов И.В. Теоретические модели уравнений состояния (Учебное пособие). Черноголовка: ИПХФ РАН, 21 с., 2005.
-
Ломоносов И.В. Полуэмпирические модели уравнений состояния (Учебное пособие). Черноголовка: ИПХФ РАН, 31 с., 2005.
Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных и т.д.
-
База данных по свойствам веществ в условиях ударного сжатия и изэнтропического расширения, http://www.ficp.ac.ru/rusbank
Программу составил
__________________ (Ломоносов И.В., д.ф.-м.н., профессор)
«_____»_________2012 г.
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине: Термодинамика конденсированного состояния по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
197.99kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физика высоких плотностей энергии по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.34kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Основы газодинамики по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
153.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Магнитная гидродинамика по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
174.49kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физические свойства плазмы по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
186.9kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Нестационарная аэродинамика летательных аппаратов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
39.4kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Экспериментальная магнитная гидродинамика по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.76kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газодинамике по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.07kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Электрофизические процессы в импульсной энергетике по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
174.64kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Современные проблемы теплофизики и энергосберегающих технологий по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
173.21kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
278.91kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Теоретические и технические основы численного анализа по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
177.82kb.
1 стр.
|
|