Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 309204 с. Ломово Корочанского района Белгородской области. Т (ф) (47231) 4-41-22
(Урок по предмету « Православная культура» в 9 классе). Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма, религиозным значением и символизмом его убранства. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: компьютерный кабинет с информационным обеспечением; репродукция картины Машкова И.Г «Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии»; репродукция иконы «Введение Пресвятой Богородицы во храм»; педагогический рисунок «Введение Пресвятой Богородицы во храм»; фотографии внутреннего устройства храма, выполненные учащимися; карточки- задания для работы в рубрике «Глоссарий»; карточки со словами для работы на доске; кроссворды; аудио - запись песнопения « Чертог Твой». Диафильм «Свято – Никольский храм села Ломово». План урока:
Эпиграф: «Между дверями и глубиной Храма лежит целый путь» Антоний Сурожский. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Гимн.
Организационный момент. Выступление 1-ой ученицы. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». (звучит песнопение). Этот удивительное песнопение Дмитрия Бортнянского в исполнении архиерейского хора Преображенского храма города Белгорода -«Чертог Твой» содержит мотив притчи о брачном пире. Здесь душа человека является перед Христом в состоянии своей греховной наготы. Она видит сияющий дворец, сотканный из света, и стремится туда. Но чтобы войти в этот Чертог, душа должна иметь светоносное одеяние – т. е. святость и чистоту. Этой чистоты у нее нет, и душа плачет во тьме, и молит Господа просветить ее Божественным светом.. Это значит «Дворец Твой вижу, Спасе мой украшенный и одежды не имея, войду в него; просвети одеяние души моей, Светодарец, и Спаси меня. Сообщение темы и задач урока. Сегодня на уроке мы перейдем к изучению религиозного значения и символизма внутреннего убранства православного храма. «Между дверями и глубиной Храма лежит целый путь» - писал митрополит Антоний Сурожский. У каждого человека своя дорога к храму. Продолжим и мы свое путешествие. Актуализация опорных знаний. Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность. Вопросы: 1.Какое ветхозаветное сооружение стало прообразом храма? Ответ: Прообразом храма стала ветхозаветная скиния – переносная палатка, разделенная на три части: Святая Святых, святилище и двор. 2. Кто построил первый ветхозаветный храм? Ответ: Царь Соломон построил в 968 году до Рождества Христова первый каменный храм с большим двором. Внутри храм был разделен на две части – святилище и Святая Святых. 3.Кто первым стал строить православные храмы на территории Древней Руси? Ответ: Княгиня Ольга в 10 веке, после крещения в Константинополе, построила несколько православных храмов, которые впоследствии были разрушены язычниками. Усвоение новых знаний. Учитель: Главным образцом храмостроительства для Ольги стал собор Святой Софии в Константинополе Познакомимся с историей посещения княгиней Ольгой храма Святой Софии, которую подготовила ученица в качестве домашнего задания.
Чтобы понять смысл картины, вспомним историю. Церковная летопись донесла до нас предания о знаменитом путешествии русской княгини Ольги- правительницы Киевской Руси в Царьград, или Константинополь,- столицу Византийской империи в середине 10 века. Целью путешествия Ольги в Константинополь было принятие Таинства Святого Крещения в этой благодатной земле, поклонение её святыням. Просвещение русской правительницы Духом Истины явилась тем бесценным жемчугом, который даровал уверовавшей Ольге Господь Бог в великом Царьграде. На картине изображён один из кульминационных моментов этого паломничества- вступление княгини Ольги в кафедральный патриарший собор Святой Софии Премудрости Божьей. В то время это был главный храм всего христианского мира. Увидеть Святую Софию в течении многих веков было счастьем для каждого православного человека. Плакали и молились паломники, едва завидев издали её купол. И вот в этот прославленный собор вступает русская княгиня. В её лице как бы вся Русь, в то время ещё не принявшая Святого Крещения, делает первые шаги к вере христианской. Княгиня Ольга стоит у входа в главный предел. Лицо к русской княгине с жезлом в руке предстоит Константинопольский патриарх – будущий креститель равноапостольной Ольги. И восторг, и трепет, и радость одновременно в душе её. Святая княгиня здесь сравнивается с голубкой, вырвавшейся из когтей страшного ворона и прилетевшей под защиту Небесного Орла- Господа Иисуса Христа. За патриархом художник изобразил целый собор архиереев и иереев. Вдали едва виден алтарь- столь огромен собор, в который вошла Ольга. И необыкновенно высок его свод. На синем куполе- изображение Христа вседержителя. Под мраморными колонами мощи святых угодников Божьих. У алтаря – образ Пресвятой Девы с Предвечным Младенцем. Так же и образ Святой Троицы в виде трёх ангелов под дубом Мамврийским. И многие, другие святыни… Сквозь бесчисленные окна собора льётся солнечный свет, а душу русской княгини, уже в тот момент начинает наполнять благодать Божья. Нам не видно её лица, но поза княгини, замершей на пороге храма, выражает благоговение восторг и удивление перед открывшемся ей новым миром. Крещение Ольги свершилось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Возвратившись домой, Святая Ольга несёт подвиг апостольства- путешествует по земле русской, проповедуя Евангелие, и многие крестятся. При ней воздвигаются храмы Святителя Николая и Святой Софии в Киеве. Благодать Святого Духа, дарованная русской княгиней в Царьграде, проявилась в полную силу все внуки равноапостольном князе Владимире – крестители всея Руси. Да, княгиня Ольга нашла свою дорогу к храму, к Богу, но как сказано в Великом Писании - это дорога к вере, к храму каждого своя, а отсутствие в наше время духовной, православной культуре, или недостаточность этих знаний, преграждает нам светлый путь к Богу.
Божий храм огнем залит, Пред престолом облаченный Пастырь с трепетом стоит. Стройно льется клира пенье, Тихо вьется дым кадил, И летят людей моленья Ко престолу Бога Сил… Как отрадно здесь! Ни шума, ни забот, ни суеты!.. Брат, оставь мирские думы, Приходи, молись и ты!
Технологическая карта исследовательской работы.
Самостоятельная поисковая работа учащихся по группам. Группа 1. Задание 1: Прочитай в рубрике « Глоссарий» об иконе, колокольне, кануннике, притворе. Задание 2: Составь синквейн
Группа 2. Задание 1: Прочитай в рубрике « Глоссарий» об аналое, ангелах, куполе, паникадиле. Задание 2: Составь синквейн
Группа 3. Задание 1: Прочитай в рубрике « Глоссарий» о раке, мощах, об окладе, о пророках. Задание 2: Составь синквейн
Выступления учащихся со своей версией доказательства. Ученик 1: Притвор- это преддверие к храму, он находится под колокольней и является тамбуром входа в храм. Притвор соответствует двору ветхозаветного храма, где находился весь народ. Мистическое значение притвора- это место соприкосновения Божественного с землёй. Это мир людей. Притвор всегда располагается с западной стороны храма. В первые века христианство в притворе стояли кающиеся и оглашённые- лица, готовящиеся к Святому Крещению. А также иногда в притворе стояли тяжело согрешившие или отступившие от Церкви христиане. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Ныне притвор такого значения уже не имеет. В современных храмах притвор почти слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь много икон (святых образов), а также стенных росписей (фресок). Часто в храмах к притвору примыкает внутренний притвор, который ещё с византийских времён называется трапезной. Входящий в храм видит в притворе изображения пророков (возвестивших народу волю Божью и ветхозаветные события о Воплощении Христа.), предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий или Предвечного Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда, чтобы выходящий из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задумывались о своих грехах. К притвору примыкает колокольня (постройка в форме башни). Если она не стоит отдельно, то к ней примыкает крыльцо (паперть) над которым обычно находится храмовая икона. Ученик 2: Средняя часть, или собственно храм, соответствует святилищу ветхозаветного храма. В святилище ветхозаветного храма, как вы уже знаете, никто не имел права входить кроме священников (священнослужитель, исполняющий церковные правила). В православном же храме именно в средней части стоят все верующие прихожане, поскольку эта часть православного храма символизирует собой мир людей, сотворённый Богом мир людей на земле и освещённый Им. В средней части церкви по всем стенам идут росписи на которых – образ воплотившегося Христа Спасителя на руках Богородицы, Святой Троицы (Бога в трёх лицах , святых благочестивых христиан угодивших Богу) и ангелов( бесплотных существ одарённых разумом и болею.). Завершается средняя часть храма куполом (полусферы, символизирует небо). В куполе находится изображение Иисуса Христа, Вседержителя церкви. Под ним по нижнему краю сферы купола- серафима (силы Божьи). В барабане купола – 8 Архангелов, Небесных чинов, призванных наблюдать за землёй и народами. Под куполом, в четырёх углах, называемых парусами, изображены святые апостолы- евангелисты, распространяющих учение Христа по всему миру: в северо-восточном парусе- Иоанн Богослов- с орлом, напротив, по диагонали, в юга - западном парусе - Лука с тельцом, в севера - западном парусе- Марк со львом, в юга - восточном парусе - Матфей с учеником. Евангелистов изображают за писанием Священных Книг о земной жизни Христа.. Такое расположение изображение святых апостолов- евангелистов символизирует, что подобно тому, как купол опирается на столбы посредствам парусов, как и вся Вселенская Церковь основывается на четырёх Евангелиях - излагающих радостную весть о жизни и учении Иисуса Христа, явившегося для спасения человека. Почти по всем стенам средней части православного храма располагаются многочисленные иконы в окладах, т. е. украшений из металлов и драгоценных камней, наложенных поверх изображения. А так же киотов- икон в рамах под стеклом. Изображение святых имеет символическое значение. Они считаются «столпами» христианской веры. Ученик 3: Мы исследовали назначение предметов, находящихся в средней части храма, и какую роль они играют в богослужении. Начнём с аналоя - высокого четырёхугольного столика с покатом вверх, который находится посередине храма. На нём лежит праздничная икона или образ святого. Эта икона празднуемого события например, Введение Пресвятой Богородицы в храм, или святого, чья память Церковь празднует в этот день. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря. Обычно в храмах имеется одна или несколько пар хоругвей. Хоругвь – это православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божьей Матери и святых, предназначенное для крестных ходов. Иногда сами полотнища делались из металла с украшениями из серебра, золота, но чаще всего вышиты золотом по парче или бархату. В храме имеется канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на них верующие ставят свечи, символы горения православной молитвы Богу. Посередине храма вверху на потолке весит паникадило, т. е. большой подсвечник с множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения. В кафедральных архиерейских соборах в центре середины части храма находится квадратная площадка- помост для епископа. В отдельные моменты службы согласно Устава ставится специальное седалище- кафедра. В правой части храма располагается рака, т.е. ларец с мощами святого во имя которого освещён храм. В приходских храмах стоят гробнички с плащаницей - символом полотна, в которое был, завёрнут Спаситель послеснятия с креста. Она является напоминанием об искупительной смерти Иисуса Христа и его Воскресении. Вывод: все предметы средней части храма символизируют сотворённый мир и играют определённую роль в богослужении.
Учащиеся получают карточки с изученными терминами: колокольня, купол, канунник, церковная лавка, иконы, паникадило, аналой, кафедра, рака, распятие, хоругвь, подсвечники. Задание. Разместите на доске карточки по соответствию предметов притвору и средней части храма. Группа 1,2,3 Самостоятельная работа на компьютере. Задание. Выполните тренировочные тесты п.8.3 №№1,2,3. Упражнения №№1,2,7,8. Итоговая проверка понимания изучаемого материала. Тесты к теме: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс.
- изображение Святой Троицы; - лики евангелистов; - сцены Страшного суда.
- сцены Нового Завета; - пророки, предвозвестившие воплощение Христа; - изображения ветхозаветных событий, символизирующих пришествие Христа.
Тема: «Внутреннее устройство православного храма». Реши кроссворды.
1. Православное знамя. 2. Ларец для мощей. 3. Столик с покатым верхом. 4. Останки святого. Начинаем с буквы «П» .
Ключевое слово: центральная люстра храма с множеством свечей.
10. Накладное украшение иконы Творческое задание: Составить кроссворд по теме урока или синквейн. Творческие задания повышенной трудности:
Подведение итогов урока Просмотр слайд- шоу. Оценка работы учащихся. Учитель: Посещение храма является важным событием в жизни пока немногих людей нашего села. Возможно, сегодняшний урок поможет вам преодолеть стену высокого мнения о себе и войти в храм по настоящему и обратиться к Богу: «…просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Многие творческие работы в музыке, литературе, живописи, фотографии стали результатом вдохновения полученного от посещения храма. Ученица: Стихотворение Ф.И.Тютчева «В храме». Сумерки, тени, лампады мерцанье, Запах горящих свечей, Лики святых ласкают сиянье Их быстрокрылых лучей. Словно молитвы, церковное пение, Дым в алтаре голубой, В сердце смущение, в сердце волнение, Очи покрыты слезой. В храме я вижу молитву народную, Крепнет здесь вера моя, Жизни осмысленной цель благородную Здесь обретаю вновь я.
Есть такие работы у жителей нашего села. Демонстрация работ выставки. Домашнее задание. Учебное пособие стр.78-85. Приложение 1 Итоговая проверка понимания изучаемого материала. Тесты к теме: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс.
- изображение Святой Троицы; - лики евангелистов; - сцены Страшного суда.
- сцены Нового Завета; - пророки, предвозвестившие воплощение Христа; - изображения ветхозаветных событий, символизирующих пришествие Христа.
Приложение 2 Тема: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс. Реши кроссворды.
1. Православное знамя. 2. Ларец для мощей. 3. Столик с покатым верхом. 4. Останки святого. Начинаем с буквы «П» .
Ключевое слово: центральная люстра храма с множеством свечей.
10. Накладное украшение иконы Смотрите также: Урок предмета «Православная культура»
237.06kb.
1 стр.
Отчет по итогам социологического исследования «Состояние преподавания предмета «Православная культура»
922.16kb.
7 стр.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
1 стр.
Программа по православной культуре 2 класс Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура»
281.28kb.
1 стр.
Урок литература православная культура
64.5kb.
1 стр.
Рабочая программа внеклассного курса «Православная культура»
317.69kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Пояснительная записка цели и задачи предмета «Культура родного края». Появление предмета «Культура родного края»
430.33kb.
2 стр.
Урок «Православная молитва»
108.51kb.
1 стр.
Урок по предмету «Православная культура»
148.38kb.
1 стр.
Урок дается в рамках учебного предмета «Мировая художественная культура»
83.99kb.
1 стр.
Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви 151.07kb.
1 стр.
|