Главная
страница 1
Тема: Русская православная церковь в XVII в. (7 класс).

Тип урока: комбинированный.

Цели: обучить методам работы с источниками информации разного типа – историческими документами, художественным произведением; выработать умение сопоставлять версии и оценки событий, данные различными историческими личностями; формировать историческое мышление; воспитывать уважение к истории и литературе; продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича; охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII в.; путем анализа «Жития протопопа Аввакума» показать красоту человеческого подвига во имя веры; выявить влияние церковной реформы на укрепление самодержавия; охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, роль раскола для дальнейшей религиозной жизни России.

Оборудование: компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России (862-1917 гг.)» (раздел Алексей Михайлович); иллюстрации, представленные в слайд-шоу.

Литература:

  • Житие протопопа Аввакума (любое издание).

  • Жуков Д.А.Аввакум Петров // Русские писатели XVII века. М., 1972.

  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2005.

  • Московский областной краеведческий музей в городе Истре. М., 1989.

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

  • Православная энциклопедия. М., 2000.

Словарь (написан на доске, или проецируется на экран с помощью проектора, или распечатан для индивидуальной работы учащихся).

  • Анафема – церковное проклятие, отлучение от церкви.

  • Архимандрит – монашеский сан (обычно настоятеля мужского монастыря), перед епископом.

  • Догмат – основное положение церковного учения, считающееся непреложной истиной.

  • Духовник – священник, принимающий исповедь.

  • Митрополит – высший духовный сан.

  • Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.

  • Поп – православный священник (разг.).

  • Патриарх – глава церкви.

  • Протопоп (протоирей) – старший православный священник.

  • Раскол – религиозно-общественное движение, возникшее в середине XVII века в России, направленное против официальной церкви.

  • Секуляризация – обращение 8государством церковной собственности в светскую.

  • Скит – небольшой поселок монаха – отшельника; старообрядческий монастырь, расположенный в глухой местности.

  • Старообрядчество – религиозное течение, возникшее вследствие раскола и стремящееся к сохранению церковных правил старой веры.

Опережающее задание: познакомиться с произведением древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума».

Ход урока

Введение учеников в тему урока с помощью художественного образа.



(Учитель демонстрирует на экране репродукцию картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»).

Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII в. – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Мчаться розвальни, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням сестра Морозовой княгиня Урусова, в отчаянии ломающая пальцы, в бархатной шубе и узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной – посаженные в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в.»

События начала XVII в. Стали суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церковную утварь, убивали служителей церкви. После окончания Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета – отца царя Михаила Федоровича Романова – стало поднятие духа верующих и священнослужителей. Главное, чего удалось добиться патриарху, - это укрепление авторитета и власти царя. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его приемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Время решения этих вопросов наступило в середине XVII в. при патриархе Никоне.
II. Сообщение учащегося о патриархе Никоне.

(Ученик представляет иллюстрации в слайд-шоу)

Светское имя патриарха Никона – Никита Минин. Родился он 24 мая 1605 г. в селе Вельманово Нижегородской губернии в крестьянской семье. Мать Никиты рано умерла, отец женился вторично, но мачеха невзлюбила мальчика, и от ее побоев он часто убегал в Желтоводский монастырь, где монахи выучили его грамоте. Возмужав, Никита становится священником в селе Лыскове. Его проповеди были так хороши, что послушать их приезжали даже московские купцы, которые и добились перевода Никиты в Москву. К этому времени он был уже женат, имел троих детей. Но семейное счастье длилось лишь десять лет: неожиданно один за другим умерли дети, и Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках. В этот момент ему шел 31-й год.

Духовным отцом и наставником Никона стал старец Елиазар, живший в Троицком скиту Анзерского острова. Он сразу отметил начитанность нового монаха, его немалый жизненный опыт и неистовую набожность. Между старцем и монахом сложились доверительные отношения, благодаря которым Никон отправляется в поездку в Москву с целью сбора денег на строительство каменного храма. Однако вскоре отношения между Никоном и старцем испортились и монах, не вынесся ссоры, сбежал с острова.

Приют он нашел в Кожеезерской обители, где в 1643 г. был избран настоятелем, именно в этом качестве впервые Никон встречается в селе Коломенском с 17-летним Алексеем Михайловичем. Содержание их разговора неизвестно, но после него Никон перебирается в столицу и при непосредственном участии царя становится архимандритом придворного Новоспасского монастыря. Каждую пятницу Никон должен был являться в придворную церковь и беседовать с царем. С собой он приносил челобитные, которые тут же получали ход, в народе это создавало Никону репутацию защитника.

В 1648 г. Никон был переведен в Новгород и посвящен в сан митрополита. Поддерживая тесную связь с царем, Никон продолжал укреплять свой авторитет. Результатом чего стало избрание его 22 июля 1652 г. патриархом всея Руси.

Учитель. Именно с этой даты уместно начать разговор о церковной реформе XVII в. Для этого необходимо познакомиться еще с одним ее активным участником – протопопом Аввакумом. Судьба этого человека нам известна по его «Житию», которое, в отличие от других литературных произведений этого жанра, написано живым сочным языком. Кроме перипетий своей жизни Аввакум включает в свое повествование описание бытовых сцен, природы, душевного состояния и страданий.

III.Работа в группах.

Работа учащихся продолжается в группах по четыре-пять человек с привлечением «Жития протопопа Аввакума».



Задание: составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

  1. Происхождение, родители.

  2. Воспитание и образование.

  3. Семья – жена и дети.

  4. Служебная карьера.

  5. Какими нравственными качествами обладал.

По окончании работы выслушиваются ответы групп. Примерная характеристика Аввакума:

  1. «Рождение же мое в нежегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове» (20 ноября 1620 г.); «Отец ми бысть священник Петр, мать – Мария, инока Марфа».

  2. Получил домашнее воспитание и образование. Отмечал: «Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница».

  3. «Изволила мати меня женить. Аз же пресвятей богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить в церковь, - имя ей Анастасия.отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после его вся истощилось. Она же в скудности живящее и молящееся богу, даже сочетается за меня совокуплением брачным…». В этом браке родились 8 детей. Взаимоотношение супругов характеризует такой эпизод: во время ссылки анастасия Марковна, измученная переходами, голодом и нищетой, обращается к Аввакуму со словами: «Долго ли муки сея, протопоп , будет?» и он отвечал: «Марковна, до самыя смерти!» Она же вздохнув, сказала: «Добро, Петрович, ино еще побредем».

  4. «Рукополложен во дьяконы двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осьм лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, - тому двадесеть лет минуло; и всего тридесят лет, как имею священство», летом 1647 г. вступил в конфликт с местным начальником и бежал от его преследований в Москву. «Аз же сволокся в Москве, и божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец – Повольский». На новом месте Аввакум вскоре ворсстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал сначала в Кострому, а затем в Москву. «Любо мне, у Казанские тое держался, чел народу книги». Служа в Казанском соборе, Аввакум сблизился с Иваном Нероновым, выступавшим против реформ Никона.

  5. Учащиеся приводят примеры стойкости и мужества Аввакума в деле защиты веры (поведение на церковном соборе, во время ссылки и пребывания в тюрьме и т.д.). В то же время отмечают призывы протопопа к самоуничтожению и самосожжению верующих, а также безжалостное отношение к врагам, особенно к Никону: «…того собаку разсекли бы начетверо».

IV. Продолжение работы по теме урока.

Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?

Смута привела в упадок церковь и углубила нерешенные проблемы. Первой из них было упорядочивание церковной жизни – постоянное переписывание книг вносило все большее количество ошибок в священные тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения. К XVII в. сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. чтения текста во время службы несколькими священниками и такого быстрого, что даже тот, кто читал, почти нечего не понимал. Кроме того, церковь в XVII в. считалась общественным местом, и, следовательно, там во время службы могли решаться важные государственные вопросы, что не способствовало особому общению верующих с Богом. Многие священники говорили о языческих обрядах и суевериях, которые проникали в церковную жизнь. Например, церковь уже не возражала против празднования святок и Масленицы, что, безусловно, подрывало ее догматы. Таким образом, серьезные реформы были необходимы.

В середине XVII в. в Москве действовал «Кружок ревнителей древнего благочестия», члены которого обсуждали вопрос о реформировании церкви. В кружок входил вновь избранный патриарх Никон, а также духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, священники Даниил, Лазарь и Логгин. Со временем в кружке сложились две группировки: первая из них настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды. Аввакум, входивший в группу, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим образцам, изданным в иноверных странах. В свою очередь, вторая группа, членом которой являлся Никон, утверждала, что необходимо проведение реформ именно по греческим образцам. Став патриархом, Никон взял курс на преобразования.



Работа учащихся со схемой 1 (слайд презентации)







Вопросы.

  1. Какими методами осуществлялась никоновская реформа?

(Примерный ответ. Никон взял дело проведения реформ в свои руки. Сам назначал «справщиков», которые контролировали переписку книг. Жестоко расправлялся с недовольными, которые жаловались на него царю.)

  1. Какой была реакция русского народа на ее проведение? (Примерный ответ. Неоднозначная. Высшие слои общества, бояре, приближенные царя восприняли реформу как логическое продолжение преобразований Алексея Михайловича. А вот общественность, священники подали челобитную царю, в которой излагали свои опасения. Царь на жалобу не обратил внимание в отличие от Никона. (вспомним картину «Боярыня Морозова».)

  2. Почему реформе сопротивлялись священнослужители на местах? (Примерный ответ. Часто священники на местах были полуграмотными людьми. Они порой не могли объяснить догматов церкви. И любые преобразования, в том числе направленные на повышение их культурного и образовательного уровня, воспринимались ими как покушение на их власть в приходе.)

  3. Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум в характеристику этого времени: «видим, яко зима хощет бытии, сердце озябло и ноги задрожали»? (Примерный ответ. Аввакум видит в преобразованиях время смуты, распрей, жестокости, которое в сознании народа воспринималось как конец света, поскольку реформы коснулись самого святого – веры)

Учитель. Весной 1654 г. под председательством царя Алексея Михайловича был собран церковный собор, который утвердил положения реформы.

Вопросы.

  1. Каковы были последствия начала реформирования церкви? (Раскол)

  2. Что означает выражение «раскол Русской православной церкви»? согласны ли вы с высказыванием В.О.Ключевского: «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? сравните свое мнение с определением из словаря урока.

  3. Какие социальные группы участвовали в расколе? (В основном городское посадское население. Раскол не коснулся низших слоев общества – крестьянства.)

  4. Как вы думаете, что было общего у этих людей? Можно ли говорить о расколе как об общественном движении? (Ответы детей).

Учитель. Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII в. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря - Иверский на Валдае (1653), Крестный на Белом море (1656) и Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.
V.Сообщение учащегося о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре.

(Ученик представляет иллюстрации в слайд-шоу)

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, основанный на берегу Истры, задумывался как подобие христианских святынь Палестины. В центре обширной территории, на холме, получившим название Сион, в 1656 г. начались строительные работы. Его окрестности в соответствии с замыслом тоже получили палестинские названия – холм фавор; небольшой девичий монастырь, основанный Никоном, - Вифания; река Истра стала именоваться Иорданом.

Создатели нового монастыря в период постройки использовали письменные источники, довольно точно описывающие христианские достопримечательности. В их распоряжении был чертеж Иерусалима со всеми святыми местами и деревянная модель храма Гроба Господня. В короткий срок на территории будущей обители была поставлена деревянная церковь, при освящении которой присутствовал царь Алексей Михайлович, впервые официально назвавший монастырь Новым Иерусалимом.

Центральное место в монастыре занимает Воскресенский собор, строительство которого началось в апреле 1658 г. Патриарх лично руководил возведением храма. Крестьяне, приписанные к монастырю, заготавливали лес, камень, глину, жгли известь и делали кирпичи. Аввакум писал: «…простых крестьян тяжким трудом умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим». Собор по подобию храма Гроба Господня в Палестине – главной святыни всего христианского мира. Он представляет собой крестово-купольное, четырехстопное, увенчанное главой сооружение, с юга и с севера в интерьере имеющее двухэтажные галереи; алтарная часть включает в себя три придела.

Одновременно с возведением Воскресенского собора складывался комплекс деревянных и первых каменных построек. В 1660-е гг. были проведены большие работы по сооружению деревянной ограды. Самой нарядной постройкой в монастыре стали палаты патриарха Никона. Множество больших и малых окон, дверей, обитых лазоревым сукном, обходные галереи, лестницы подчеркивали значимость этой постройки. Однако вскоре строительство монастыря было прервано из-за конфликта, возникшего между патриархом и царем.

Никон пытался отвести Новоиерусалимскому монастырю особую роль, создать его как образец церковных преобразований, как вершину идеи «священства» и «царства». Но идеи эти не нашли должной поддержки у правительства.


VI. Продолжение работы по теме урока.

Учитель. Отношения между царем и патриархом в начале проведения реформ были теплые – Алексей Михайлович называл Никона «собинным другом» и наградил титулом «великий государь». Но царская милость часто бывает изменчивой. Вскоре царю на патриарха стали жаловаться бояре, да и сам он часто в своих проповедях говорил о превосходстве духовной власти над светской, т.е. «священства « над «царством». Для открытого конфликта нужен был только повод. Вскоре он нашелся – неудачи в войне со Швецией, начатой по совету святейшего. В 1658 г. Никон сложил с себя полномочия патриарха и удалился в Новоиерусалимский монастырь в специально построенный скит.


Вопросы:

  1. В чем вы видите основную причину конфликта между патриархом и царем? (Проблема «священства « и «царства»: что выше – власть светская или церковная.)

  2. Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии? (Упорство, спесивость, нежелание идти на компромисс, гордыня.)

  3. Мог ли в этой борьбе победить патриарх? (Примерный ответ. Вопрос неоднозначный. С одной стороны, мог, если бы царь проявил слабость и пошел у него на поводу, с другой – нет, ведь победа Никона в этой борьбе привела бы к новым распрям, от которых Россия и так устала.)

Учитель. По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 г. в Москве опальный патриарх предстал перед собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушел с патриаршества, бесчестил государя, критиковал соборное уложение и другие царские законы о церкви. В результате Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя – в Кирилло-Белозерскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться в его детище – Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17 августа 1681 г. он скончался. Через год церковный собор восстановил Никона в сане патриарха. Похоронен он в Воскресенском соборе Новоиерусалисмкого монастыря.

Возвращаясь к собору 1666 г., необходимо отметить еще один немаловажный факт – вместе с Никоном церковь осудила и его противников – раскольников, на соборе все они были преданы анафеме. Главного идеолога раскола – протопопа Аввакума называют по-разному. У Д.С.Лихачева он пророк, борец, мученик и страдалец. В литературе чаще всего можно встретить определение «неистовый», т.е. необычайно сильный, буйный, безудержный.


Вопросы.

  1. Почему, по-вашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?

  2. Проанализируйте еще одно высказывание.

В.Гаршин писал: «…дайте Аввакуму власть – повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки приняли бы многую жертву». Подтвердите свое мнение строками из «Жития».

  1. 14 апреля 1682 г. Аввакум был сожжен в Пустозерске вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи.


VII. Подведение итогов урока.

Работа учащихся со схемой 2(слайд-презентации)


Итоги церковной реформы Никона





Православная церковь

Старообрядчество




Учитель. Церковный раскол – явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Он стал ярким проявлением самых различных черт национального русского характера, реакцией общества на перемены в духовной и политической жизни России. Огромное влияние раскол оказал на церковь, он поколебал ее авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостояние церкви и государства и закончился лишением духовенства политической власти. Окончательный выбор светского направления развития Россия сделает уже при Петре I, когда все управление духовной сферой перейдет в руки Синода.

А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» (демонстрирует картину на экране). Вы уже догадались, сто перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но непокорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.


Домашнее задание.

Написать мини – исследование на тему «Особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе».


Смотрите также:
Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви
151.07kb.
1 стр.
Русская православная церковь в XVII в. (7 класс)
140.48kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» советское государство и русская православная церковь в период с
212.82kb.
1 стр.
Курсовая работа российская православная церковь как субъект социальной работы студентка I курса группы сор-01-1
227.16kb.
1 стр.
Православие в России. Церковь и русская армия
120.58kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной Войны Церковь на оккупированной территории
146.39kb.
1 стр.
Историко-культурный контекст дихотомии «русская православная церковь л. Н. Толстой»
871.29kb.
8 стр.
Русская Православная Церковь в Орловском крае
372.94kb.
3 стр.
Русская Православная Церковь
779.64kb.
5 стр.
Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: Внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом
714.82kb.
3 стр.
Сборник материалов и документов Москва 2012 Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации
2737.66kb.
16 стр.
Русская православная Церковь традиционно считает годом рождения Сергия Радонежского (в миру Варфоломей) 1314 год
31.83kb.
1 стр.