Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Искусство художественной керамики в Западной Сибири в 60–90-х гг. ХХ в. Культура Сибири составляет одну их интереснейших граней духовного запаса нашей страны. Западную Сибирь достаточно сложно рассматривать как единый массив народной культуры. В нем сложилось несколько обширных регионов традиционной народной культуры, обусловленных природными и социально-историческими условиями. Культурное наследие Сибири не однозначно. Оно по-разному проявляется как в отдельных регионах Сибири, так и на различных этапах ее освоения. История художественной керамики будет рассмотрена на примере Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края. Традиционное изобразительное искусство Сибири имеет многовековую историю, а профессиональное формировалось во второй половине XX в. Не все виды искусства равномерно укоренились в разных краях и областях Западной Сибири, не везде искусство находилось на уровне задач, стоящих перед сибирской культурой. Разреженность художественных событий, редкие профессиональные контакты замедляли, задерживали, тормозили движение вперед. Художники Сибири придавали общению с художниками центра России и других регионов большое значение и приглашали к себе представителей разных видов искусства. В данной работе осуществляется анализ уникальных произведений, выполненных в керамике станкового, монументально-декоративного направления и массового ассортимента. Профессиональные художники работали во всех перечисленных областях применения художественной керамики. Одни разрабатывали изделия массового спроса на предприятиях местной промышленности, часть которых принадлежала к народным художественным промыслам, другие работали на предприятиях легкой промышленности (фарфоро-фаянсовой). Художники и массового, и станкового направления показывали свои изделия на выставках разного уровня и могли стать членами Союза художников РСФСР. Проведение выставки «Советская Россия» в 1960 г. оказалось важной вехой в развитии всего российского искусства. Она показала, что на периферии страны созрели значительные художественные силы, без которых поступательное движение советского искусства было бы неполным. А вскоре вышло Постановление СХ СССР о проведении зональных выставок. «В Сибирскую зону вошло 9 краев и областей: Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области и Тувинская АССР, Хакасская автономная область. Большую роль в развитии сибирского искусства играли зональные выставки «Сибирь социалистическая» [3, с. 21]. До этих выставок художники мало знали, что делается в соседних регионах, не имели возможности обсуждать общие для сибиряков художественные проблемы. В западносибирских областях в 60-х гг. XX в. художественная жизнь и декоративно-прикладное искусство развивались, но не такими впечатляющими темпами, как в центре России. Чрезвычайное распространение художественной керамики в Москве и Ленинграде еще не оказало влияния на развитие этого вида искусства в Западной Сибири. Об этом свидетельствовали выставки разных уровней, которые проходили в Западной Сибири, где художественная керамика была представлена в этот период только в разделах народного искусства, а вот произведений профессиональных мастеров массового производства и декоративного направления практически не было. Предприятия по производству керамики и фарфора в Западной Сибири стали появляться в начале 1970-х гг. В Новосибирске в 1974 г. на производственном объединении «Сувенир» был создан цех по производству керамики [4, с. 2]. В Прокопьевске Кемеровской области в 1973 г. открылся фарфоровый завод. В Томской области в 1970 г. организован Богашевский экспериментальный завод художественной керамики [1, с. 22]. Положительным моментом было то, что в 70-е гг. из центра России в Западную Сибирь стали приезжать художники, получившие образование в высших и средних специальных учебных заведениях. Продолжая тему о специалистах-художниках, нужно сказать о большом влиянии на развитие художественной керамики в Сибири открытия в Иркутском художественном училище в конце 60-х гг. керамического отделения, а в середине 70-х гг. – отделения народных художественных промыслов. В 1987 г. в Красноярске впервые в Сибири был создан Государственный художественный институт с отделением художественной керамики. Также отделения керамики были открыты в Кемеровском художественном училище в 1985 г., в Новосибирской архитектурной академии в 1990-х гг. Специалистами в области художественной керамики в новых отделениях и учебных заведениях были выпускники вузов и сузов страны. Они несли определенные особенности школ художественной керамики – «московской», «ленинградской», позже «красноярской» – в стены сибирских учебных заведений. Большое влияние на развитие художественной керамики в Западной Сибири оказало открытие в Новосибирске в 1978 г. филиала Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП, Москва) [2, с. 1]. Исследования специалистов опровергли распространенное мнение о том, что в народном искусстве Сибири нет своих самобытных художественных традиций. На самом деле керамический промысел был широко развит. Профессиональной станковой и монументальной художественной керамикой занимались художники В. Семенова, Д. Трайман, Э. Брук, Г. Макашина – в Новосибирске, Т. Лихачева и Л. Лобанова, Н.П. Смердина, Ж.А. Травинская – в Барнауле, Н. Ротко – в Новокузнецке, В. Цивин – в Томске. Однако необычайный подъем декоративно-прикладного искусства, который наблюдался в 70-х гг., постепенно пошел на убыль. Многие художники перестали заниматься художественной керамикой, нашли другую область применения своему таланту, увлеклись живописью, графикой, некоторые уехали из Сибири. В 1980-х гг. в ряды сибирских керамистов стали вливаться молодые художники, заканчивающие сибирские учебные заведения. На Алтае в 1987 г. открылось новое предприятие «Турина гора», которое получило уважительный статус народного художественного промысла. Первая половина 90-х гг. была трудным временем для всего искусства. Государство, озабоченное политическими коллизиями и экономическими трудностями, полностью перестало поддерживать изобразительное искусство. Это был сложный для художников и производственников, занимающихся изготовлением художественных керамических изделий, период. Смена политической обстановки привела к изменению экономических связей. Развалилась система Художественного фонда, закрывались государственные предприятия художественных промыслов: предприятие «Сувенир» распалось на несколько мелких организаций – «Опыт», «Феникс», «Сибирия», «Корн»; фактически прекратил свое существование Прокопьевский фарфоровый завод; закрылся филиал НИИХП в Новосибирске; шла на убыль экспозиционная и выставочная деятельность государственных музеев и картинных галерей. Художники практически не участвовали на крупных выставках, перестала действовать система договоров, что ограничило творческие поездки художников – все это не способствовало развитию искусства керамики. В настоящее время художникам-керамистам стал близок изобразительный язык авангардизма, славянско-азиатскоя тематика, этнографические мотивы. В алтайском «нетрадиционном» искусстве лидерами в области художественной керамики, являются Е.Е. Скурихин, Е.Г. Булатова, В. Артемьев; в Новосибирске – Л. и Г. Шляго, В. Кузнецов; в Кемерове – Е. Балаганская, С. Кукушкин; в Томске – Н. Кириленко, Н. Арвентьева, Т. Васильева. Анализируя развитие художественной керамики в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и Алтайском крае, можно отметить, что развитие художественной керамики в Западной Сибири шло в общем русле развития этого вида искусства в нашей стране. Изыскания сибирских ученых НИИХП свидетельствовали о том, что в регионах издавна существовали традиции народного творчества и гончарного мастерства, которые на время были незаслуженно забыты. Но наличие профессиональных художников и других специалистов в области керамики, получивших специальное художественное образование в сибирских учебных заведениях, позволяет надеяться, что художественные кадры будут развивать сибирское искусство. Имеющиеся высококачественные глины и другие керамические материалы способствуют успешному развитию керамической промышленности. В связи с этим можно утверждать, что художественная керамика в Западной Сибири может и будет успешно развиваться. Библиографический список 1. Видинов, А. Богашевская керамика / А. Видинов // Декоративное искусство СССР. – 1976. – №7. 2. Переладов, Г.Н. К истокам народного творчества / Г.Н. Переладов // Вечерний Новосибирск. –1979. – 13 июля. 3. Художники Алтайского края: XX век : библиографический словарь. – Барнаул, 2005. – Т. 1. 4. Ющенко, Н. Сувенир, значит на память / Н. Ющенко // Вечерний Новосибирск. – 1974. – 2 дек. Смотрите также: Искусство художественной керамики в Западной Сибири в 60–90-х гг. ХХ в
55.07kb.
1 стр.
Сравнительный анализ сейсмичности южного израиля и юга западной сибири
90.82kb.
1 стр.
Контакты древнего населения западной сибири по археологическим данным 1920-1930-х гг и
190.33kb.
1 стр.
Жаброногие рачки рода artemia leach, 1819 в гипергалинных водоемах западной сибири (география, биоразнообразие, экология, биология и практическое использование) 03. 00. 16 Экология
567.63kb.
4 стр.
Разработка урока по мировой художественной культуре в 11 классе тема урока: «Классицизм в архитектуре Западной Европы» Учитель мировой художественной культуры Шевлякова Л. А
113.65kb.
1 стр.
Увв мвд СССР по Западной Сибири
48.87kb.
1 стр.
Реферат по истории сибири управление Сибирью в XVII xviii вв. Проверил: Новосибирск 2008
139.24kb.
1 стр.
Программа испытаний творческой направленности для поступающих в бакалавриат
71.62kb.
1 стр.
Художественная интеллигенции западной сибири
656.45kb.
3 стр.
Н. А. Гефке Зарождение соляных промыслов на территории Западной Сибири
136.39kb.
1 стр.
Религиозно-просветительская система Н. И. Ильминского и ее роль в становлении национальных школ Поволжья, Приуралья и Сибири
272.07kb.
1 стр.
Алтайский край расположен в центре самого большого континента Земли Евразии, на юге Западной Сибири 170.75kb.
1 стр.
|