Главная
страница 1
Практика прошедших кампаний показывает, что все более пристальное внимание со стороны избирателей обращается на персоналии кандидатов, как выдвигаемых избирательными объединениями, так и самовыдвиженцев. Наличие у отдельных кандидатов, политических партий значительных финансовых ресурсов создает им существенные преимущества в избирательной кампании, предоставляет более широкие возможности для проведения агитации, что в конечном итоге может оказать определенное воздействие на волеизъявление избирателей.

В связи с этим вопрос организации контроля за финансированием кандидатами, избирательными объединениями своих избирательных кампаний приобретает особую значимость.

Избирательными комиссиями и созданными при них контрольно-ревизионными службами осуществляется контроль за источниками поступления, учетом и использованием денежных средств избирательных фондов.

В осуществлении этого контроля задействованы, помимо избирательных комиссий, подразделения Сбербанка России, регистрирующие структуры, такие, как Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Минюст России, осуществляющие проверки сведений, указанных жертвователями в платежных документах при внесении пожертвований в избирательные фонды.

В свом выступлении я остановлюсь на особенностях формирования ИФ; порядке открытия и ведения специальных избирательных счетов; на проведении проверок правомерности источников формирования средств ИФ, получении и проверке сведений по ИФ, передача их в СМИ для опубликования и некоторых других вопросах.

Что же такое избирательный фонд и как он формируется?



Избирательный фонд - специальный фонд, через который, в соответствии с законодательством, осуществляются все финансовые операции в ходе предвыборной кампании.

Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, обязаны создать ИФ для финансирования своей избирательной кампании и открыть специальный избирательный счет в филиале Сбербанка России.

Избирательный фонд создается кандидатом после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении (самовыдвижении) и до представления документов для регистрации этой избирательной комиссией, избирательным объединением – после регистрации его уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующей избирательной комиссией.

Избирательные фонды формируются только за счет денежных средств.

ИФ кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет

- собственных средств кандидата, избирательного объединения,

- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением,

- добровольных пожертвований граждан,

- добровольных пожертвований юридических лиц.

Гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд через кредитную организацию или отделение связи, юридические лица вносят пожертвования только в безналичном порядке.

Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета.

Порядки открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов при проведении предстоящих выборов утверждены ЦИК РФ и ИКСО.



На выборах депутатов Государственной Думы регистрацию уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам осуществляет ЦИК РФ. Порядок прописан в пост. ЦИК РФ от 12.05. 2011 г № 10/91-6. Схематично:

По представлении документов ЦИК в трехдневный срок (но не ранее принятия решения о заверении федерального списка кандидатов) принимает решение о заверении списка уполномоченных региональных отделений ПП по финансовым вопросам.

Постановление ЦИК о заверении списка уполномоченных представителей РО ПП по фин. Вопросам передается в ИКСО для регистрации уполномоченных представителей РО ПП по фин. вопросам.

ИКСО в трехдневный срок рассматривает представленные документы, осуществляет проверку данных об уполномоченных представителях и принимает решение о регистрации (отказе в регистрации) уполномоченных представителях РО ПП по финансовым вопросам, которое оформляется соответствующим постановлением.

Срок полномочий УПпФВ начинается со дня их назначения и истекает через 90 дней со дня голосования. Список уполномоченных представителей представляется в ЦИК и передается в Избирательную комиссию Свердловской области.
На выборах депутатов ЗССО – ИКСО регистрирует уполномоченных представителей ИО по финансовым вопросам. Уполномоченных представителей кандидатов – соответствующая ОИК. Порядок и перечень документов для регистрации приведены в пост. ИКСО от 11 августа № 9/45. Срок полномочий УпФВ на выборах ЗССО - со дня назначения и истекает через 60 дней со дня голосования.
На выборах депутатов Госдумы шестого созыва политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, которая соответствует данному субъекту Российской Федерации.

Важно, что кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.

Что касается, кандидатов, избирательных объединений на досрочных выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, то они обязаны создать свой собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании.

ИКСО приняла соответствующее постановление, в соответствии с которым специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов региональными отделениями политических партий на выборах в ГД, специальные избирательные счета избирательных объединений на выборах депутатов ЗССО открываются в ОПЕРУ Уральского банка Сбербанка России (ул. Московская 11.)

Что необходимо для открытия специального избирательного счета об этом расскажут наши коллеги – представители Сбербанка.

Поправками, внесенными в Федеральный закон в текущем году, существенно увеличены предельные суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии на выборах депутатов Госдумы.

Так, в Свердловской области предельная сумма всех расходов для регионального отделения политической партии не может превышать 55 млн. рублей. На предыдущих выборах депутатов Госдумы в 2007 году эта сумма была почти в два раза меньше - 30 млн. рублей.

Необходимо также, отметить, что на прошедших в 2007 году выборах депутатов Госдумы региональным отделениям политических партий в Свердловской области поступило в избирательные фонды 107 млн. рублей. На текущих выборах вполне ожидаемо, что данная сумма будет еще внушительней.

На досрочных выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области предельный размер расходования средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по единому избирательному округу, также увеличен более чем в 2 раза с 20 млн. рублей до 50 млн. рублей.

Здесь, также для примера, необходимо отметить, что в избирательные фонды избирательных объединений на прошедших в 2008 и 2010 годах выборах депутатов Областной Думы ЗССО поступило соответственно 40 и 55 млн. рублей.

Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по одномандатному избирательному округу составит 4 млн. рублей (на прошедших выборах депутатов Палаты Представителей ЗССО в 2008 году предельный размер фонда для кандидата был 2 млн. рублей).

На выборах депутатов Госдумы Федеральным законом определены три источника поступления денежных средств в избирательные фонды региональных отделений политических партий, а именно:

собственные средства политической партии – которые не могут превышать 50% от предельного размера расходования денежных средств избирательного фонда. Для нашего региона эта сумма составляет 27,5 млн. рублей (в 2007 году эта сумма составляла 15 млн. рублей);

добровольные пожертвования граждан – для Свердловской области максимальное пожертвование от одного гражданина не может превышать 2,75 млн. рублей (в 2007 году эта сумма составляла 500 тысяч рублей).

добровольные пожертвования юридических лиц – не более 27,5 млн. рублей от одного юридического лица (в 2007 году - 15 млн. рублей).
При проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области помимо перечисленных ранее источников формирования избирательных фондов присутствует еще один: это собственные средства кандидата, кандидата включенного в список кандидатов.

Итак, избирательные фонды избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов в депутаты ЗакСобрания по единому избирательному округу, могут формироваться только за счет:

1) собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать 5 млн. рублей (ранее на протяжении трех последних кампаний по выборам в Областную Думу – эта сумма составляла 1,5 млн. рублей);

2) собственных средств кандидатов, включенных в списки кандидатов, сумма средств от каждого кандидата не может превышать 200 тысяч рублей (ранее – 50 тыс. рублей);

3) добровольных пожертвований граждан, сумма пожертвований от каждого гражданина не может превышать 50 тысяч рублей;

4) добровольных пожертвований юридических лиц, сумма пожертвований от каждого юридического лица не может превышать 1,5 млн. рублей (ранее 500 тыс. рублей).

Избирательные фонды кандидатов в депутаты Заксобрания по одномандатным округам формируются за счет:

собственных средств кандидатов – не более 7,5 тысяч рублей;

средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением не более 500 тысяч рублей;

добровольных пожертвований граждан – не более 4 тысяч рублей от одного гражданина;

добровольных пожертвований юридических лиц – не более 500 тысяч рублей от одного юр. лица.

Добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений принимаются от граждан лично в кредитных организациях, отделениях связи только по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве, которые сверяются работниками кредитных организаций или предприятий связи с данными паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

В случае если в платежных документах будет отсутствовать одно из указанных выше сведений, кредитная организация или предприятие связи отказывает гражданину в принятии пожертвования.

Добровольные пожертвования юридических лиц (в т.ч. некоммерческих организаций) в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений осуществляются только путем безналичного перечисления денежных сумм на их специальные избирательные счета на основании платежного поручения.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений:

при этом на выборах депутатов Госдумы – отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 7 статьи 64 Федерального закона «О выборах депутатов Госдумы»;

на досрочных выборах депутатов Заксобрания – отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 73 Кодекса.

Федеральным законом «О выборах депутатов Госдумы» и соответственно Избирательным кодексом Свердловской области определен список субъектов, которым запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды. Это

- иностранные государства и иностранные организации и граждане,

- лица без гражданства РФ,

- лица не достигшие 18 лет,  

- российские юридические лица с иностранным участием, - международные организации и международные общественные объединения,

- органы государственной власти и местного самоуправления,

- государственные и муниципальные учреждениям, и т.д. список достаточно внушительный (Закон о выб депутатов ГД ст. ____ , Избир. Кодекс Свердловской области п.8.ст.73), в т.ч. анонимным жертвователям.

Остановимся подробнее на анонимных пожертвованиях: под анонимными пожертвованиями понимаются, пожертвования поступившие от:

- гражданина, который не указали в платежных документах на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства – или указали недостоверные сведения;

- юридических лиц, о которые в платежном документе на внесение пожертвования не указали любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты — или указали недостоверные сведения.

Для чего здесь мы заостряем внимание?

Дело в том, что кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое поступившее в избирательный фонд пожертвование, за исключением пожертвования, внесенного (перечисленного) анонимным жертвователем.

Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный избирательный счет должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.
Если добровольное пожертвование поступило в избирательный фонд от гражданина или юридического лица, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, или если пожертвование было внесено с нарушением, то есть отсутствуют необходимые реквизиты, либо в размерах, превышающих размеры, установленные законом, платеж признается неправомерным. В этих случаях кандидат, избирательное объединение обязаны не позднее чем через 10 дней со дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет возвратить его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный предельный размер с указанием причин возврата.

Обо всех выявленных нарушениях при поступлении денежных средств в избирательные фонды избирательные комиссии незамедлительно в письменном виде информируют кандидатов, избирательные объединения.

Что касается порядка расходования денежных средств избирательных фондов.

Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.



Средства избирательных фондов региональных отделений политических партий на выборах депутатов Госдумы могут использоваться:

1) на проведение предвыборной агитации, за исключением оплаты расходов, связанных с предоставлением платного эфирного времени на каналах общероссийских организаций телерадиовещания и платной печатной площади в общероссийских периодических печатных изданиях, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

2) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением политической партией своей избирательной кампании.

Средства избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений на досрочных выборах депутатов Заксобрания могут использоваться:

- на финансовое обеспечение организационно - технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

- на предвыборную агитацию, а также оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

- на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании.

Запрещается использовать для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления других мероприятий, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах, иные денежные средства кроме средств, поступивших в избирательный фонд.

Установленный факт использования кандидатом, избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо избирательного фонда в сумме, превышающей 5% от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда, является для соответствующей избирательной комиссии основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Установленный факт превышения кандидатом, избирательным объединением на 5% установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда, является для соответствующей избирательной комиссии основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Если данный факт обнаруживается после регистрации кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.


Контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов.

Филиал ОАО “Сбербанк России” предоставляет в соответствующую избирательную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов с использованием система “Клиент – Сбербанк”.

Избирательная комиссия проверяет полученные от банка сведения о движении средств на специальных избирательных счетах в несколько этапов.

Перечисление добровольных пожертвований на специальные избирательные счета, безналичные расчеты с юридическими лицами осуществляются с учетом утвержденных Банком России положений “О безналичных расчетах в Российской Федерации”, “О порядке осуществления

безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации”.

При этом особенности заполнения и оформления платежных поручений на перечисление добровольных пожертвований в фонды разъяснены в письме Банка России от 29 марта 2010 года № 42/Т “Об указании информации в платежных поручениях на перечисление пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума, на счета политических партий и их региональных отделений”.

Сведения, указанные гражданами и юридическими лицами в платежных документах при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, направляются комиссиями в соответствующие органы регистрационного учета для проверки их достоверности.

Проверке подлежат все пожертвования, внесенные (перечисленные) в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений:

Как говорилось ранее:

для юридического лица – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка* об отсутствии ограничений;

для гражданина – фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве.

Индивидуальный предприниматель при внесении (перечислении) пожертвования в платежных документах указывает сведения, обязательные для жертвователей – граждан.

При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение положений Федерального закона, устанавливающих перечень жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды.

Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять пожертвование, избирательная комиссия письменно уведомляет об этом кандидата, избирательное объединение, которые обязаны возвратить средства жертвователю.

Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования должна быть возвращена жертвователю кандидатом, избирательным объединением.

Сведения о жертвователях – юридических лицах направляются в уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц для проверки их достоверности.

В настоящее время такими органами являются Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции Российской Федерации и их территориальные органы.

При этом Комиссия проводит предварительную проверку сведений обо всех жертвователях – юридических лицах с использованием доступа к сайту Федеральной налоговой службы в сети Интернет, содержащему открытые и общедоступные сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Представления на проведение проверки жертвователей – юридических лиц направляются в органы ФНС России, которые в течение 5 дней проводят проверку и сообщают Комиссии результаты проверки.

Проверка сведений о жертвователях – юридических лицах, являющихся некоммерческими организациями, осуществляется следующим образом:

сведения о некоммерческой организации проверяются так же, как и сведения о жертвователях – юридических лицах – через налоговые органы;

представления на проведение проверки жертвователей –некоммерческих организаций в обязательном порядке направляются в Главное управление Министерства юстиции России по Свердловской области для установления источников их финансирования в течение года, предшествующего дате внесения пожертвования в избирательные фонды, фонды референдума.

Кроме того, в Министерстве юстиции подлежат проверке жертвователи – некоммерческие организации с целью определения их принадлежности к благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям.

Проверка жертвователей – физических лиц проводится в два этапа.

На первом этапе все сведения о жертвователях, внесших (перечисливших) пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, подлежат предварительной проверке с использованием данных Регистра избирателей, участников референдума.

На втором этапе проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования гражданином Комиссия направляет сведения о нем в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, то есть в органы Федеральной миграционной службы России.

Комиссия незамедлительно информирует кандидата, избирательное объединение обо всех поступлениях на их специальные избирательные счета с нарушением установленного порядка.

В случае необходимости избирательная комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений. Избирательная комиссия до дня голосования на выборах периодически (не реже одного раза в две недели) направляет в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащих опубликованию в соответствии с законом.

Для того, чтобы понять масштабы проводимой в ходе избирательных кампаний проверки источников поступления денежных средств в избирательные фонды можно привести примеры прошлых кампаний:

Выборы депутатов Областной Думы ЗССО 2 марта 2008 года – направлены представления на проведения проверки сведений, указанных при перечислении добровольных пожертвований, на 91 юридическое лицо и 79 граждан – по итогам проверок возвращено 5,5 млн. рублей, поступивших в избирательные фонды с нарушением;



Выборы депутатов Областной Думы ЗССО 14 марта 2010 года – направлены представления на проведения проверки сведений, указанных при перечислении добровольных пожертвований, на 246 юридических лиц и 182 граждан – по итогам проверок возвращено 8,7 млн. рублей, поступивших в избирательные фонды с нарушением.


Смотрите также:
Что же такое избирательный фонд и как он формируется?
157.04kb.
1 стр.
Как сделать заказ на литературу Библиотечный фонд тиуиЭ формируется
23.11kb.
1 стр.
Данная тема «Души» является исходной в понятии человека как Разумного существа
58.91kb.
1 стр.
Религиозно-философская публицистика Л. Н. Толстого
973.36kb.
6 стр.
В универмаге «Гостиный Двор» появится избирательный участок
95.83kb.
1 стр.
Что такое вич/спид? Вич
43.09kb.
1 стр.
На занятиях 11. 11. 11, 18. 11. 11 и 25. 11. 11 мы изучали такой важный и интересный феномен как память
48.74kb.
1 стр.
Что такое беспроводные коммуникации
57.3kb.
1 стр.
Для тех, кто изучает английский
87.7kb.
1 стр.
Зарождение правильной мотивации
187.39kb.
1 стр.
Что такое натюрморт? В чём особенности этого жанра изобразительного искусства? Знаете ли вы художника, который писал натюрморты?
78.82kb.
1 стр.
Что такое насвай кайф от куриного помета. Что такое насвай
50.63kb.
1 стр.