Главная
страница 1


МОУ Зингейская СОШ Кизильского района

Разработка урока истории в 11 классе


ТЕМА УРОКА: Нацистский оккупационный режим и Холокост
Учитель истории и обществознания Ивакина Н.М.

Тема урока: Нацистский оккупационный режим и Холокост
Цель: сформировать представление школьников о нацистском оккупационном режиме и его проявлении в виде геноцида и Холокоста на территории Беларуси.
Задачи урока:


  • Образовательные – определить характерные черты нацистского оккупационного режима, его идейную основу, цели, методы; выявить сущность политики геноцида, методы и формы её проявления; охарактеризовать Холокост, определив историю его возникновения.




  • Развивающие продолжить формирование умений и навыков учеников логически мыслить, соотносить явления и их признаки, отвечать устно; формировать понятийный аппарат; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания; развивать умения учащихся соотносить видео- и иллюстрированный материал с изучаемыми событиями, делая на его основе выводы.




  • Воспитательные – воспитывать интерес к истории; на примере Холокоста и геноцида показать антигуманную и человеконенавистническую сущность нацистского оккупационного режима; обозначить ценность человеческой жизни, описав деятельность Праведников народов мира.


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, DVD-плеер.

Структура урока:


  1. Организационный момент.

  2. Эвристическая беседа.

  3. Изучение темы урока:

  4. Закрепление.

  5. Д/з.

  6. Рефлексия.

Ход урока.


  1. Организационный момент.




  • Приветствие учеников;

  • Настрой на работу;

  • Объяснение плана урока.




  1. Эвристическая беседа. Слайд 1.


ІІ.1. Используя знания, полученные на предыдущих уроках, учащимся предлагается ответить на ряд вопросов:

    • Когда на территории БССР был установлен нацистский оккупационный режим?

    • В результате каких событий был установлен нацистский оккупационный режим?

    • Какое название получил оккупационный режим?

    • Почему фашисты назвали свой режим “новый порядок”?

    • Какие цели преследовали нацисты на захваченной территории Восточной Европы, в т.ч. и в Беларуси? Какие методы применялись ими для реализации своих целей?

    • Приведите примеры “нового порядка”на территории Беларуси? Слайд 2

ІІ.2. Звучит записанный диалог ДОКТОРА АЛЬБЕРТА ВИДМАНА, РУКОВОДИТЕЛЯ ХИМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ИНСТИТУТА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, С ЧИНОВНИКОМ КАНЦЕЛЯРИИ ГИТЛЕРА:

— Скажите, Видман, возможно ли


на базе Технического института
криминалистики производство ядов
в больших количествах?
— Для чего? Чтобы убивать людей?
— Нет.
— Животных?
— Нет.
— Для чего же тогда?
— Чтобы убивать животных в
человечьем обличье — неизлечимых
сумасшедших, которых уже СЛАЙД 3.
и людьми-то не назовешь.

Вопрос ученикам: “В чём заключалась идейная основа немецко-фашистского оккупационного режима?” (При ответе использовать прослушанный диалог).

После ответов на вопросы учащиеся вместе с учителем определяют цель урока: “Охарактеризовать нацистский оккупационный режим и его проявление в виде геноцида и Холокоста на территории Беларуси».


ІІІ. Изучение темы урока. СЛАЙД 4.
ПЛАН.

    1. Общая характеристика нацистского оккупационного режима на территории Беларуси;

    2. Политика геноцида в годы Великой Отечественной войны в Беларуси;

    3. Холокост как одно из величайших преступлений против человечества;

    4. Праведники народов мира и их роль в спасении евреев.


1. Общая характеристика нацистского оккупационного режима на территории Беларуси (даётся учителем с использованием мультимедийного проектора)

Демонстрируются иллюстрации, характеризующие черты нацистского оккупационного режима:



  • Новое административно-территориальное деление.

  • Экономический грабёж.

  • Уничтожение советских военнопленных.

  • Вывоз населения для каторжных работ в Германию (остарбайтеры).

  • Уничтожение мирного населения (карательные экспедиции, создание концентрационных лагерей). СЛАЙД 5.

1.1. Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями:

Хатынская трагедия.

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов, и в результате нападения убит немецкий офицер. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но им навстречу летели фашистские пули. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 76 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Лишь двое детей, находившихся в сарае, остались живы — 7-летний Виктор Желобкович и 12-летний Антон Барановский. Витю спасла мама: смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — «Непокоренный человек». СЛАЙД 5-8.



Комментарий учителя: «Судьбу Хатыни разделили 627 деревень, из которых 186 так и не были восстановлены. Также в Беларуси было создано более 260 лагерей смерти. В окрестностях Минска находился лагерь Тростенец, стоявший на 4 месте (после Освенцима, Майданека и Треблинки – территория Польши) по количеству уничтоженных – 206 500 человек. Следует сказать, что с фашистских солдат и офицеров снималась всякая ответственность за преступления на оккупированной территории». СЛАЙД 9.

Вопрос ученикам: «С чем ассоциируется нацистский оккупационный режим?

2. Политика геноцида в годы Великой Отечественной войны в Беларуси.
Комментарий учителя: «Наиболее ярким проявлением антигуманного немецко-фашистского режима являлась политика геноцида и как её разновидность – ХОЛОКОСТ».

СЛАЙД 10.

2.1. Звучит определение геноцида, ученики записывают его в тетрадь
Геноцид – уничтожение определённых групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.
2.2. Вопросы ученикам: «Кто подвергался геноциду со стороны нацистов? Почему? Можно ли сказать, что белорусы также становились жертвами геноцида? Докажите с помощью примеров».

СЛАЙД 11.

2.3. Звучит запись стихотворения Шарлотты Дельбо:


О, вы, искушенные,
известно ли вам,
что взгляд сияет от голода
и тускнеет от жажды?
О, вы, искушенные,
известно ли вам,
что можно увидеть труп матери
и не проронить ни слезинки?
О, вы, искушенные,
известно ли вам,
что утром можно хотеть смерти,
а вечером бояться ее?
О, вы, искушенные,
известно ли вам,
что день бывает длиннее года,
а минута — дольше целой жизни?
О, вы, искушенные,
известно ли вам,
что ноги уязвимее глаз,
нервы крепче костей,-
а сердце тверже стали?
Известно ли вам,
что страдание беспредельно,
а ужас бездонен?
Знаете ли вы все это,
вы, искушенные?



СЛАЙД 12.



Вопрос ученикам: «В чём состоит антигуманная сущность геноцида?»

Комментарий учителя: «При ответе используйте информацию из стихотворения Ш. Дельбо».

3. Холокост как одно из величайших преступлений против человечества.

3.1. Звучит определение Холокоста, ученики записывают его в тетрадь

Холокост (катастрофа) европейского еврейства – гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 гг.; геноцид в отношении евреев.

3.2. Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями:

«До второй мировой войны в мире насчитывалось свыше 6 млн. евреев. За годы Великой Отечественной войны только в маленькой Беларуси жертвами Холокоста стали более 600 тыс. евреев. «Холокост» - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Термин впервые был использован писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа, обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».

СЛАЙД 13.

3.3. Звучит запись отрывка из стихотворения Б.Слуцкого:

Все сожжено: пороки с добродетелями

И дети с престарелыми родителями.

А я стою пред тихими свидетелями

И тихо повторяю: сожжены. СЛАЙД 14.

Комментарий учителя: «Примеры Холокоста на территории Беларуси: создание гетто (всего – свыше 110, а наиболее крупные находились в Минске, Бресте, Барановичах, Гродно) и концентрационных лагерей».

3.4. Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями:

.

СЛАЙДЫ 15- 17.




В середине октября 1942 г. гетто было ликвидировано. Тысячи людей были убиты прямо в своих домах и на улицах гетто. Остальных вывезли в теплушках на Бронную Гору

Комментарий учителя: "Это не смерть на войне с оружием в руках, это смерть людей, где-то оставивших дом, семью, поле, песни, книги, традицию, историю. Это убийство древа жизни, смерть корней, не только ветвей и листьев. Это убийство души и тела народа... Это уничтожение народа. Действительно это «просто» уничтожение еврейского народа, на месте которого мог оказаться любой другой, например, белорусский – за его русые волосы, светлые глаза и особенности языка. Днём Памяти жертв Холокоста признано 27 января – день, когда подразделение советских солдат вошло в Освенцим. В лагере эти солдаты нашли лишь живых привидений, несколько тысяч умирающих и насмерть запуганных людей, избежавших казни лишь потому, что эсэсовцы посчитали, что голод, жажда, холод и болезни сделают за них эту работу еще быстрее".
4. Праведники народов мира и их роль в спасении евреев.
4.1. На экране мультимедийного проектора появляется цитата из Талмуда:
Человек, спасший одну жизнь, спасает все человечество...

Вопрос ученикам: «Как вы думаете, кого и почему называют Праведниками народов мира?»

После того, как учащиеся высказали свои предположения, на экране появляется определение, ученики записывают его в тетрадь.



Праведником мира признается человек, который спасал евреев, рискуя при этом собственной жизнью.

Комментарий учителя: «Это определение предполагает, что человек рисковал собой с целью спасения других. До настоящего времени признано около 15 тысяч человек Праведниками мира. Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:

  1. Инициатива спасения принадлежит спасителю;

  2. Наличие четкой связи между действиями спасителя и фактом спасения;

  3. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея;

  4. Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения, и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения;

  5. Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя;

  6. Все выше перечисленное подтверждается свидетельствами выживших или наличием подходящих документов».


ІV. Закрепление.

Учащиеся делят лист тетради на две части. На левой части ручкой одного цвета они записывают все термины, фамилии, географические названия и просто слова, которые ассоциируются у них с темой урока (в течение 5-7 мин.). Затем на экран мультимедийного проектора выводится словарь, предлагаемый учителем. На правой части листа ручкой другого цвета ученики дописывают недостающие слова.



СЛАЙД 18.
V. Домашнее задание.
1) Подготовиться к устному зачёту по теме урока.
2) Написать сочинение-эссе, ответив на вопрос: «Не лучше ли трагедию Холокоста оставить в прошлом и забыть о ней навсегда?»

VІ. Рефлексия.
Учитель произносит следующие слова: «А теперь закройте глаза, вспомните всё, что мы проходили сегодня на уроке, и прослушайте строки Романа Левина».

Под тихие звуки Седьмой Ленинградской симфонии Д.Шостаковича звучит стихотворение Романа Левина:


Передо мной лицо какой-то Ривы,
Какого-то Менахема глаза…
Листы перебираю торопливо
И образы, как будто образа.
Но что это? Как бы наотмашь, прямо
Подобно ослепившему лучу
Меня разит. И губы шепчут: «МАМА».
И все. Ни слова. Онемел. Молчу…
СЛАЙД 19.

Список литературы:




  1. Сидорцов В.Н. История Беларуси, 1917-1945 гг.; учеб. пособие. Мн., 2006.

  2. :Познавательная коллекция. От Кремля до Рейхстага.

  3. http://holocaust.ioso.ru/history/index.

  4. http://jhistory.nfurman.com/shoa/shoa-00.htm



Смотрите также:
Разработка урока истории в 11 классе тема урока: Нацистский оккупационный режим и Холокост Учитель истории и обществознания Ивакина Н. М
103.83kb.
1 стр.
Методическая разработка урока истории в 5 классе учителя гбоу сош №852 г. Москвы Карлиной В. А. Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
87.7kb.
1 стр.
Разработка урока по истории России 6 класс Сычева Л. В. учитель истории и обществознания моу «Хвастовичская сош»
81.25kb.
1 стр.
Урока в 9 классе по теме: «Особенности русской архитектуры п п. 19 века. Карельский камень в архитектуре и скульптуре Петербурга»
59.36kb.
1 стр.
Урок по истории России 7 класс Тема урока: Провела учитель истории Семёновской основной школы Борисова Н. Я
200.84kb.
1 стр.
Разработка урока Макерова М. А. учитель истории Тема урока: древняя греция ( 5 класс) Тип урока: повторительно-обобщающий
58.44kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
129.48kb.
1 стр.
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг «Листая страницы истории». Тип урока: повторительно-обобщающий урок
83.09kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел Древний восток, общая тема Древний Египет). Ряписова Юлия Владимировна учитель истории Муниципальное учреждение
88.25kb.
1 стр.
Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) Тема урока : История, трагедия и слава русского зарубежья
121.66kb.
1 стр.
Открытый урок истории в 7 классе Учитель: Пустоплеснова Ольга Олеговна Тема урока: «Повседневная жизнь европейцев» План урока: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны»
66.58kb.
1 стр.