Главная
страница 1
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на 1 год обучения – в 9 классе.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействия на его духовный мир, формирование ценностно – нравственных ориентаций.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович, Б.А.Эренгросс и др.), культурологии (А.И.Арнольдов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.Ражников,С.Л.Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса. Художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия изобразительного. Декоративно –прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний о искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира и его преобразовании; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, дизайна, скульптуры, кино, театра.

-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; представление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.



Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно – познавательной, коммуникативной и

социально - эстетической компетентности;

-формирование умений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить своё конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны они могут только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно – педагогическую идею. Которая определяет целевые установки урока, содержание. Конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму композицию в целом.

Наряду с уроком рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсию в художественные и краеведческие музеи. Архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, в кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практики – ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные компьютерные технологии, аудио и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, информатики.



Примерный художественный материал, предполагает его вариативное использование, дает возможность актуализировать знания, умения, навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно – эстетического цикла.

При отборе художественного материала программы нашел отражение принцип концентричности, т.е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующими художественно – эстетическим опытом школьников. Стержень содержания программы – выявление функций искусства: познавательно – эвристической, коммуникативное – семиотической, эстетической, ценностное – ориентирующей, социально – организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно – творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видах искусства, но разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино ) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и определенного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно – творческая деятельность на уровне компетентного слушателя, читателя, зрителя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные (антихудожественные) явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Учебник содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал(нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино и телевидение, компьютерная графика).

Творческие задания нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Критерии оценки художественно – творческой деятельности учащихся 9 класс:


  • Эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • Осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства усвоение основных закономерностей, категорий, понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно - эстетических явлений).

  • Воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • Личностно – оценочные суждения о роли и месте искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни (усвоение опыта поколений);

  • Перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни и досуга.


8 КЛАСС (35 ч)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 ч)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного челове­ка. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человече­ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности вырази­тельных средств разных видов искусства. Роль искусства в форми­ровании творческого мышления человека (художественного и на­учного).



Примерный художественный материал

Изучение произведений художественной культуры (архи­тектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей1 по выбору учителя на знакомом материале.



Художественно-творческая деятельность учащихся

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

Искусство как образная модель окружающего мира, обога­щающая жизненный опыт человека, его знания и представле­ния о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами ис­кусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, про­исходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

Примерный художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное 1 искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, I В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю.Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и

П. Пикассо).



Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический! фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского,

С. Урусевского и др.



Художественно-творческая деятельность учащихся.

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс худо­жественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художест­венных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость ху­дожественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрите­лем, читателем, слушателем. Освоение художественной инфор­мации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.



Примерный художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного искус­ства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-об­разный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.



Изобразительное искусство. Знаки и символы в натюр­мортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.), пейза­жах, в жанровых картинах (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.), рисунках (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Символика архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко и классицизма и др.). Символика в скульптуре (Ника Самофра­кийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живописи (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Передача ин­формации современникам и последующим поколениям: роспи­си Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, И. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Неменский и др.), кари­катура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Передача информации современникам и после­дующим поколениям, интонационные символы лирики, герои­ки, эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыж­ский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л.Бетховен, А. Скрябин, Г.Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, '•). Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства. Театр. Образная символика кинофильмов С.Эйзенштейна, Н.Михалкова, Э.Рязанова и др. Экранизация опер, балетов, мюзиклов.

Художественно – творческая деятельность учащихся

Создание и воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств или с помощью информационных технологий.

Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно – символической форме.

Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.


Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11 ч.)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций(эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп, в разные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.


Примерный художественный материал.
Изобразительное искусство. Символы красоты: скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Богоматери Владимирской, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О.Родена, «Весна» Боттичелли). Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях (Ж.-Л.Давид, У.Тернер, К.-Д.Фридрих, Ф.Васильев, И.Левитан, А.Куинджи, В.Поленов). Различное понимание красоты (женские образы в произведениях Ф.Рокотова, БКустодиева, художников – символистов).

Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д.Каччини, И.-С.Бах, Ф.Шуберт, Ф.Шопен, И.Штраус, Э.Григ, Ж.Бизе, М.Равель, М.Глинка, П.Чайковский и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза У.Шекспира, Р.Бёрнса, А.Пушкина, символистов, Н.Гоголя, И.Тургенева, И.Бунина,Н.Заболотского.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г.Александрова, Г.Козинцева, А.Тарковского, С.Бондарчука, Ю.Норштейна, М.Формана. Экранизация опер и балетов.
Художественно- творческая деятельность учащихся

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства (портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии-реалистическое и абстрактное, коллаж.).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении)

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.



Раздел 5. «Прекрасное побуждает доброе» (8 часов)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно – ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.



Примерный художественный материал

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.



Изобразительное искусство. Героический пафос в монументальной скульптуре Древней Греции, произведениях Микеланджело, О.Родена, памятниках Саласпилса (Латвия), в живописи П.Корина, и др. Поэтизация образа матери (Рафаэль, А.Венецианов, К.Петров – Водкин, А.Дейнека и др.) Красота творческого порыва (живопись В.Тропинина, О Кипренского, скульптуры С.Коненкова, рисунки А.Пушкина, фоографии музыкантов – исполнителей, художников, артистов и др.) Красота природы родной земли (И.Левитан, М.Нестеров и др.) Поэтика и народная мораль в сказочных образах ( по выбору учителя)

Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов Г. Свиридов и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).

Литература. Народные сказки, мифы, легенды. Образ природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Григ — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. «Золушка» — сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Воплощение темы экологии, антифашизма, прославление материнства, свершений во благо человечества средствами разных видов искусства.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки, литературы сценическими средствами.
IX КЛАСС (35 ч)
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 ч)

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Массовая культура, ее функции. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Коммерциализация искус­ства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Синтез искусств в усилении эмоционально­го воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональ­ной выразительности разных искусств.



Примерный художественный материал

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека.



Изобразительное искусство. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях (триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.). Манипуляция сознанием человека в период 30—50-х годов XX в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.). Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Внушающая сила рекламы (рекламные плакаты, листовки, кли­пы) и настенной живописи (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи, спосо­бы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народ­ные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов (Литургия, Всенощное бде­ние, Месса и др.). Использование музыки в тоталитарных режи­мах: от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массо­вые песни). Значение песен военных лет и песен на военную те­му. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фиццжерадд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Основные библейские сюжеты и их трактов­ка в произведениях поэтов и писателей XIX—XXI вв. (Л. Тол­стой, Б. Пастернак, И. Шмелев и др.). Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х годов XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадров­ки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу опреде­ленных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоцио­нально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2.Искусство предвосхищает будущее

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказаний, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами

Искусства о социальных опасностях. Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий 20-21 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественно языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего. Реальности и вымысла.



Изобразительное искусство. Предсказание грядущих событий в произведениях «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина, «Большевик» Б.Кустодиева, «Рождение новой планеты» К.Юона, «Черный квадрат К.Малевича, «Герника» П.Пикассо и др. Предсказание научных открытий в произведениях Р.Делоне, У.Боччони, Д.Балла, Д.Северини. Использование иносказаний в живописи символистов (У.Блейк, К.Фридрих и др.).

Музыка. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Шнитке). Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, (терменвокс, волны Мартенко, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (А.Скрябин, Э.Артемьев, Э.Денисов, А.Рыбников,

Ж.-М.Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А.Шенберг, К.Штокхаузен, Ч.Айвз). Рок-музыка, её выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.



Литература. Образы фантастики в литературных произведениях Р.Бредбери, братьев Стругацких, А.Беляева, И.Ефремова и др.

Экранные искусства, театр. Образы фантастики в фильмах Х.Райнла «Воспоминание о будущем», К.Коламбуса «Гарри Потер», Л.Бессона «Пятый элемент», А. Тарковского «Солярис», В.Левина «Капитан Немо» и др.

Художественно – творческая деятельность учащихся

Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературного, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка Космоса»


Раздел 3. Дар созидания.

Практическая функция искусства.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функция легкой и серьезной музыки в жизни человека. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей в фотографии, кино и телевидении. Клип, монтаж в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Специфика изображений в полиграфии. Единство стиля в материальной и художественной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).


Примерный художественный материал.

Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.



Изобразительное искусство. Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно – прикладным искусством в разные эпохи (примеры зданий и архитектурных ансамблей, формирующих вид города или площади: Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейство в Петербурге; примеры монументальной скульптуры «Гатамеллата» Донателло, «Медный всадник» Э.Фальконе; предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды: интерьер, ландшафтный дизайн.

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидение. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений – по выбору учителя).

Литература. Описание быта разных эпох в русской и зару­бежной литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щед­рин, Н. Лесков, Л, Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шек­спир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.). Комические образы, образы иронии, гротеска, шутки в литературных произ­ведениях (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности в театральных постановках и фильмах: «Доживем до понедельника» С. Рос­тоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шер­бурские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения.

Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, пар­ка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной от­крытки, эскиза одежды с использованием средств компьютер­ной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии».

Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классической/по­пулярной музыки на состояние домашних растений и животных».


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 ч)

Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Мышление научное и художественное. Временные и пространственные искусства и специфика их восприятия. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творче­ского воображения в развитии науки и техники. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Искусство в жизни вы­дающихся людей. Психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный син­тез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.



Примерный художественный материал

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и твор­ческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.



Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические по­строения в искусстве (примеры золотого сечения в разных ви­дах искусства, «Рисунок человека» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А. Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама). Изображение различных представлений о сис­теме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера. Фотографии и примеры компьютерной графики с простыми и сложными фрактальными формами.

Музыка. Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений, — примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструмен­тально-симфонической, сценической музыки различных сти­лей и направлений (по выбору учителя).

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин — химик и композитор; М. Чюрленис — компози­тор, художник, писатель; С. Рихтер — пианист и художник; В. Наумов — режиссер и художник; С. Юдин — хирург, цени­тель музыки, А. Эйнштейн — физик-теоретик, скрипач и др.).



Литература. Известные поэты и писатели о предназначе­нии творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтовой. Го­голь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по ли­тературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Творческое воображение ре­жиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев теат­рального спектакля или кинофильма («Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Стран­ствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская ис­тория» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся

Передача средствами одного из видов искусства своих ощуще­ний, пользуясь аналогиями, ассоциациями. Подбор произведений разных видов искусств, передающих аналогичные ощущения.

Поиск и описание предметов и явлений окружающей жиз­ни, в которых явно прослеживается синтез науки и искусства. Обобщение собранного материала в форме альбома, доклада или компьютерной презентации.

Выполнение творческой работы на выбранную тему, поль­зуясь принципами бионики или методами фрактальных по­строений, средствами любого вида изобразительного искусства.



Подбор музыкального ряда к фрагменту документального или мультипликационного фильма, с использованием принципа кон­траста в передаче характера изображаемых явлений или героев.
Примерное тематическое планирование уроков искусства в VIII, XI классах в учебных часах по годам обучения

8 класс





Разделы и темы

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Даты проведения




Искусство в жизни современного человека

2




план

факт

1

Искусство вокруг нас. Его роль в жизни современного человека

1

Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человече­ства.







2

Основные стили в искусстве прошлого и настоящего. Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей

1

Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человече­ства. Обращение к










Искусство открывает новые грани мира

7










3

Искусство, как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире

1

Стилистические особенности вырази­тельных средств разных видов искусства. Роль искусства в форми­ровании творческого мышления человека







4

Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства

1

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве







5

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров

1

Стилистические особенности вырази­тельных средств разных видов искусства. Роль искусства в форми­ровании творческого мышления человека (художественного и







6

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека.

Особенности познания мира в современном искусстве



2

Умение правильно оценить происходящее и увиденное







7

Непосредственность и неосознанность получения знания от художественного произведения о народе, о жизни.


2

мировоззрение народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного










Искусство как универсальный способ общения

7










8

Искусство- проводник духовной энергии

Искусство сближает народы, страны, эпохи.



2

Энергия искусства







9

Знаково- символический характер искусства

Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде



2

Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой







10

Информационная связь между произведением искусства и зрителем

1

Как передается энергия зрителю через произведения искусства







11

Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации.

Диалог искусств



2













Красота в искусстве и жизни

11










12

Что такое красота

Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания



1

Красота суметь объяснить







13

Символы красоты

2










14

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и искусстве

2

использовать опыт художественно – творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.








15

Соединение в художественном произведении двух реальностей- действительно существующей и выдуманной художником

2

реальность







16

Красота в понимании разных народов, социальных групп и разных эпох

2

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве







17

Поэтизация обыденности.

Красота и польза



2

Понимать художественно-образный язык










Прекрасное побуждает доброе

8










18

Преобразующая сила искусства

1

Понимать художественно-образный язык







19

Искусство как модель для подражания

2

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве







20

Образы созданной реальности- поэтизация, идеализация, героизация

2

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве







21

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

Урок с использованием мультимедиа- энциклопедии

1

театр







22

Идеал человека в искусстве. Воспитание души

2

Понятие идеал








9 класс (35 часов)





Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)


Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Даты проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

1

Искусство как способ идеологического воздействия на людей

2

Об основных направлениях стилях искусства







2

Композиция и средства эмоциональной выразительности искусств

1










3

Искусство массовой культуры.

Коммерциализация искусства



2

Коммерциализация искус­ства как неотъемлемая характеристика массовой культуры.







4

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия

2

Синтез искусств в усилении эмоционально­го воздействия на людей. Композиция и средства эмоциональ­ной выразительности разных искусств.








5

Вкус и мода. Зрелище на службе внушения

2

О новых веяниях в моде










Искусство предвосхищает будущее

7










6


Использование иносказаний, метафоры в различных видах искусства.

Миф о Кассандре



2

Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств







7

Предсказания в искусстве

. Художественное мышление в авангарде науки



Научный прогресс и искусство

Урок с использованием мультимедиа- энциклопедии

3

Подбор и анализ различных художественных произведений







8

Предсказание сложных коллизий 20- 21 вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда

2

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.












Дар созидания. Практическая функция

11

11







9

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки







10

Архитектура: планировка и строительство городов

Урок с использованием мультимедиа- энциклопедии

2

Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки







11

Специфика изображений в полиграфии

2

Полиграфия







12

Развитие дизайна, его значение в жизни современного общества

1

Что такое дизайн и его развитие в настоящее время







13

Произведения декоративно- прикладного искусства и дизайна, как отражение практических и эстетических потребностей человека

1

Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности







14

Музыка в быту

1

Подбор и анализ различных музыкальных произведений







15

Изобразительные возможности искусства в фотографии, кино и телевидении

Урок с использованием мультимедиа- энциклопедии

2

Подбор и анализ различных фотографий







16

Единство стиля в материальной и духовной культуре

1

Что такое стиль в искусстве










Искусство и открытие мира для себя

8










17

Творческое воображение на службе науки и искусства- новый взгляд на старые проблемы

1

Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота







18

Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства в развитие науки и техники

2

Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. Вопрос себе как первый шаг к творчеству.







19

Вопрос к себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.

2

понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни







20

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья

1

Ориентироваться в окружающем культурном пространстве;

Понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;










21

Информационное богатство искусства.

Современный синтез науки и искусства на службе у человека



Урок с использованием мультимедиа- энциклопедии

2

Выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;










Требования к уровню подготовки учащихся.

VIII класс

  • иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и Жанов искусства, об их особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

  • использовать опыт художественно – творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.


IX класс


  • Представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно – нравственных ориентаций современного человека;

  • Понимать функции искусства (социально – ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее).

  • Ориентироваться в окружающем культурном пространстве;

Понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • Понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

  • Осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

  • Выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • Использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга. Творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.


Рекомендуемая литература

Аксенов Ю.Г. Цвет и линия. /Ю.Г.Аксенов, М.М.Левидова.- М., 1986.

Борев Ю.Б. Эстетика./ Ю.Б.Борев. – М.,2005.

Кашекова И.Э. От античности до модерна./ И.Э.Кашекова. – М., 2000.

Киященко Н.И.Эстетика – философская наука./ Н.И.Киященко. – М.,Спб.;Киев, 2005.

Лотман Ю.М. Об искусстве. /Ю.М.Лотман. – СПб., 1998.

Мириманов В.Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира. /В.Б.Мириманов. – М.,1997.

Назайкинский Е.В. Стиль и жанры в музыке./ Е.В.Назайкинский. – М., 2003.

Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусства. // Избранные труды по искусству/ П.А.Флоренский. – М.1996.

Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма/ Ю.В.Рычкова. – М., 2002.


Смотрите также:
Пояснительная записка Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство и художественный труд»
369.97kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
1327.41kb.
6 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
199.14kb.
1 стр.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
42.8kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе
627.49kb.
6 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе
527.49kb.
5 стр.
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся 5 «А» класса создана на основе
784.67kb.
5 стр.
Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
1423.18kb.
5 стр.
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету
1817.42kb.
7 стр.
Пояснительная записка Статус документа
165.98kb.
1 стр.
Пояснительная записка Статус документа
207.26kb.
1 стр.