Главная
страница 1
Ильин А.С.

директор Центра научно-исследовательских разработок факультета государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС


КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Краудсорсинг обозначает передачу определённых производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора. Иными словами краудсорсинг - это технология, объединяющая новый класс сетевых инновационных систем, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов людей с разбивкой процесса на составляющие более мелкие части.

Ярким примером краудсорсинга в бизнесе является компания Threadless из Чикаго, которая почти десять лет выпускает футболки, дизайн которых разрабатывается посредством on-line конкурса, публика каждую неделю голосует за сотни рисунков присылаемых на портал компании, в производство запускаются самые популярные. Лучшие художники впоследствии формируют экспертное сообщество, при этом абсолютно открытое для новых талантов [1, 64]. Краудсорсинг также активно применяют в журналистике BBC, Gannet, Reuters для выполнения такой работы, как расследование должностных преступлений в органах государственного управления. Российский пример использования краудсорсинга - «народная карта» ЯНДЕКСА, где любой пользователь может добавить новый объект или организацию, что резко повышает актуальность предоставляемых карт. Указанные примеры показывают успешное применение краудсорсинга, однако возможность применения этого инновационного механизма куда более обширна.

Говоря другим языком, краудсорсинг уходит корнями в базовый эгалитарный принцип: каждый человек обладает знаниями и талантами, которые могут оказаться востребованными другими людьми. Именно человек со всеми своими особыми навыками – центральное звено краудсорсинга. Наши индивидуальные особенности – целый букет стечений обстоятельств, эту уникальность, присутствующую в больших группах, можно назвать разнообразием, которое являет собой мощную силу для разработки новых продуктов и решения широкого спектра проблем.

При анализе феномена краудсорсинга возникает вопрос об эффективности использования «ресурса толпы». Ответ можно найти в законе Старджона (Sturgeon's Law: Nothing is always absolutely so) [1, 212]. Согласно этому закону 90% всего, включая генерируемый пользователями контент, представляет собой сущий мусор. Однако закон Старджона говорит также, что оставшиеся 10% всего произведенного пользователем уже не мусор, а несколько меньший процент претендует на отличное качество. Отсюда можно вывести правило интерактивных медиа – «правило 1:10:89», которое гласит, что из каждых 100 человек на каком-либо сайте только один что-то действительно создает, 10 голосуют и дорабатывают то, что он создал, а остальные 89 являются простыми потребителями продукта. Следствие данных законов говорит о том, что при применении краудсорсинга не следует гнаться за количеством и привлекать все 100% пользователей, в любом сообществе величина качественно-производимого «толпой» продукта не превышает 10%. В то же время эта величина является достаточной для решения проблемы и удовлетворения потребности 89% пользователей. А с учетом незначительности финансовых и материальных затрат при использовании технологии краудсорсинга, эффективность данной технологии решения задач достаточно высока. Подобный взгляд на феномен краудсорсинга позволяет понять специфику его функционирования. Мы же предлагаем рассмотреть возможности его распространения на сферы публичной власти и государственного управления.



Рис. 1. Закон Старджона для краудсорсинга.


Кризисные явления последних лет [4, 18] говорят о закате традиционной системы иерархического управления. Граждане хотят более широкого участия в управлении государством, что формирует общественный спрос на разработку и внедрение инноваций в сферу государственного управления, необходимость использования самых современных информационных и управленческих технологий. Возникает вопрос: «Что же делать в этой ситуации России»? По-видимому, России не имеет смысла копировать опыт западных стран в сфере модернизации управления. Необходимо, по нашему мнению, внедрять принципиально новые схемы государственного управления, основанные на широком вовлечении граждан страны в процесс принятия большинства важных решений как на федеральном, так и не региональном уровне. А в особенности - на местах, в местном самоуправлении, где конкретный общественно активный гражданин знает, как улучшить свою жизнь и жизнь местного сообщества.

Потенциал социальной энергии и гражданского разума в нашей стране в разы превосходят наши сырьевые запасы. Необходима управленческая революция, позволяющая вовлечь граждан в принятие управленческих решений, разработку программ и стратегий, в контроль над их выполнением. Именно на базе принципов краудсорсинга в России и может быть создана модель государственного управления нового тысячелетия.

Для реализации краудсорсинговой модели в сфере государственного и муниципального управления или, иными словами, предлагаемой нами модели «гражданского администрирования» в негуманитарной сфере, необходимо решить четыре задачи:


  1. Вовлечение активных граждан в процесс разработки решения задачи,

  2. Организация и стимулирование выдвижения идей и предложений,

  3. Селекция лучших предложений самими участниками,

  4. Отбор лучших участников и формирование открытого экспертного сообщества на основе личного вклада каждого в решение общей задачи.

Условием решения этих задач является создание инфраструктурной базы, к которой следует отнести:

  • Обеспечение граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернет.

  • Формирование интегрированных программных продуктов для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения.


Рис. 2 Модель «гражданского администрирования».

В случае эффективного внедрения технологий краудсорсинга, по нашему мнению, у России появляется уникальный шанс стать лидером в этой новой области корпоративного и государственного управления. Безусловно, не во все сферы государственного управления удастся внедрить технологии краудсорсинга, однако можно выделить ряд наиболее подходящих для данной методики:


  1. Формирование направлений, целей и задач государственной, региональной и местной политики, что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего.

  2. Разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом интересов большинства общества, что существенно снизит так называемый «конфликт интересов» при реализации государственной, региональной, а в особенности местной политики.

  3. Отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе. Здесь, однако, стоит предусмотреть некий минимальный фильтр для недопущения непрофессионалов (к примеру, наличие высшего образования). Реализация данного пункта позволит сформировать действенные социальные лифты, необходимость в которых остро стоит в нашем обществе.

  4. Разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления.

  5. Контроль над выполнением принятых на всех уровнях государства решений, что может стать своеобразной обратной связью между обществом и государством.

  6. Организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной территории.

  7. Сбор, обработка и систематизация данных в государственных масштабах. Реализация этого направления позволит обрабатывать массивы данных, сопоставимые с переписью населения, что позволит сэкономить миллиарды бюджетных средств.

Рис. 3. Сферы внедрения краудсорсингового подхода для повышения эффективности механизма государственного управления.


Внедрение краудсорсинга в указанных областях приведет к формированию гражданского экспертного сообщества. Даже учитывая следствия закона Старджона, креативные граждане смогут составить до 5% численности коллектива организации. Исходя из численности экономически-активного населения, Россия может получить несколько миллионов человек креативных людей разного возраста. Это непременно станет источником формирования как кадрового резерва управленческих кадров, так и неиссякаемым резервом для идей по глубокой модернизации экономики страны.

Сложность применения и внедрения механизмов краудсорсинга обусловлена не столько техническими, сколько методологическими и человеческими факторами. К ним можно отнести:



  1. Добровольность и самоинициативность при работе над решением задачи,

  2. Работоспособный и высокоэффективный механизм фильтрации и селекции решений участников, а также отбора и формирования народного экспертного сообщества.

В современном российском бизнесе феномен краудсорсинга превращается в ведущий тренд. Среди пока еще малочисленного опыта для нас наиболее примечателен опыт Сбербанка России совместно с проектом Witology (инвесторы «Группа ОНЭКСИМ» и «Группа Спутник»). Сбербанку, как оказалось, удалось избавиться от большинства недостатков краудсорсинга благодаря технологии синтеллектуального краудсорсинга, созданной компанией Witology и построенной на синергии интеллектуальных уровней участников [2]. Задача синтеллектуального краудсорсинга - найти множество лучших идей и их обладателей, людей.

Краудсорсинг в обычном понимании направлен на вычленение одной идеи из многих. Сделать это можно, в частности, за счет применения системы рейтингов участников подобных проектов, а также специальных методик, которые позволят идеям проходить ряд эволюционных этапов видоизменений и отбора (за счет оценок идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами). Новый метод работы с пользователями позволит резко повысить КПД работы сообществ и при этом избежать риска пропуска ценной идеи в информационном потоке.

Феномен «мудрой толпы» раскрывает перед системой государственного и муниципального управления заманчивые перспективы, и от них нельзя отказаться. Подчеркнем, что краудсорсинг как технология все еще находится в начале своего становления, поэтому организация, которая будет в состоянии эффективно использовать его мощь, без сомнения сможет занять наиболее конкурентную позицию в своем секторе.

Оценим количественно готовность информационной инфраструктуры к подобным проектам на государственном уровне на основе данных информационного бюллетеня компании «ЯНДЕКС» о развитии Интернета в регионах России по состоянию на весну 2012 года. Надо для этого провести комплексный анализ как современного состояния, так и рассчитать тренды, на основе которых можно произвести оценку емкости использования ресурса краудсорсинга [3].

Таблица 1. Проникновение Интернета в России (без учета столицы) и отдельно в Москве, в %.




III кв. 2007

II кв. 2008

III кв. 2008

II кв. 2009

III кв. 2009

II кв. 2010

III кв. 2010

II кв. 2011

III кв. 2011

II кв. 2012

Россия без Москвы

20

23

25

27

31

33

37

42

46

51

Москва

51

57

58

57

59

62

63

68

71

72

Данные таблицы 1 показывают высокую динамику проникновения Интернета в России. Так в настоящее времени более половины населения России имеет доступ к Интернету, что говорит о высоких возможностях развития информационных технологий на основе уже существующей инфраструктуры. Высокие показатели Московского региона вполне ожидаемы, однако налицо замедление роста, что является видимым критерием насыщенности рынка. Дальнейшее увеличение доли Интернет-пользователей в Москве будет происходить уменьшающимися темпами, в то время как в России рост продолжится, о чем свидетельствуют линии тренда на рис. 4.



Рис. 4. Уровень проникновение Интернета в России с учетом тренда.


При детальном рассмотрении проникновения Интернета по населенным пунктам (рис. 5) можно проследить, что до сих пор существуют проблемы в малых населенных пунктах, где уровень показателя не превышает 50 %. Однако высокие темпы роста подобного показателя в средних и малых городах, а также сельских поселениях свидетельствуют, что при сохранении темпов роста разрыв между мегаполисами и малыми городами и селами минимизируется уже к 2018 – 2020 году.

Указанные исследования позволяют сделать вывод о высокой емкости рынка применения современных информационных технологий и в частности краудсорсинга. При плотном развитии данных технологий, уже на начальном этапе в процессе применения краудсорсинга в государственном и муниципальном управлении могут быть вовлечены миллионы людей.



Рис.5. Проникновение Интернета в насленных пунктах РФ.


Оценить уровень потенциальной вовлеченности граждан в процесс принятия решений и контроля в области государственного и муниципального управления, посредством технологии краудсорсинга, используя инфраструктуру сети Интернет, помогут данные таблицы 2.

Таблица 2. Сводная таблица показателей развития Интернета по округам, в %.



Федеральные
округа

Проникновение Интернета

Прирост за год

Развитие региональных ресурсов

Прирост за год

Охват социальных сетей

Прирост за год

2011

2012



2011

2012



2011

2012



Центральный

38

43

5

10

15

5

91,2

93,2

2

Северо-Западный

49

53

4

8

9

1

92,7

96

3,3

Южный

34

43

9

11

17

6

91,2

95,4

4,2

Приволжский

36

44

8

15

14

-1

92,8

94,9

2,1

Уральский

39

45

6

11

18

7

92,6

95,9

3,3

Сибирский

35

43

8

7

13

6

92,2

95,5

3,3

Дальневосточный

37

48

11

0,5

5

4,5

88

93,6

5,6

В среднем по округам

37

44

7

10

14

4

91,9

94,9

3




Москва

64

68

4

10

9

-1

88,8

90,4

1,6

Санкт-Петербург

67

71

4

12

14

2

93,7

94,7

1

Как видно из таблицы 2, даже по условно отстающим округам показатели проникновения Интернета, развитие региональных ресурсов и охват социальных сетей, и, что более важно, их динамика, внушают оптимизм. По самым скромным оценкам с использованием уже существующей информационной инфраструктуры в процесс управления территориями и принятия политических решений могут быть вовлечены миллионы российских граждан, что способно создать мощный синергетический эффект.



В современном мире сохранение устойчивого развития социально-экономической системы – залог существования государства. Применение технологий краудсорсинга в процессе управления государством становится основой высоких темпов подобного развития. На первых этапах целесообразно провести эксперимент по отработке методики ее применения в отдельном субъекте РФ. Может быть - для начала в ряде крупных городов, Существующая информационная база уже позволяет максимально оперативно, в течение нескольких лет, реализовывать подобные проекты. Однако для их запуска необходима политическая воля, как на государственном, так и на местном уровне.
Список литературы.

  1. Хау Дж. Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.

  2. Греф Г.О. Эффективность российской власти и модернизация // Ведомости. – М., 2012. - 13 апреля. - http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1631600/effektivnost_vlasti.

  3. Информационный бюллетень о развитии Интернета в регионах России компании Яндекс. - http://company.yandex.ru/researches/reports/internet_regions_2012.xml.

  4. Doing Business 2012: Doing Business in a More Transparent World. –http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2012.





Смотрите также:
Краудсорсинг как инструмент модернизации государственного и муниципального управления
136.67kb.
1 стр.
И. Е. Оглоблина учебное пособие по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» для студентов специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление
2020.79kb.
26 стр.
Отчет по итогам проведения работы на студенческой конференции в рамках 2-й международной научно-практической конференции «Борьба с коррупцией в системе государственного и муниципального управления: уроки реформ»
50.71kb.
1 стр.
Особенности развитии терминологии государственного управления в Казахстане
123.22kb.
1 стр.
Прогнозный план
34.29kb.
1 стр.
Студентка 5 курса Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, кафедра государственного и муниципального управления
126.77kb.
1 стр.
«Прикладная политология»
266.18kb.
1 стр.
Социокультурная парадигма модернизации государственного управления военным образованием 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
639.98kb.
3 стр.
Имидж власти как средство эффективного государственного управления
49.12kb.
1 стр.
Органы муниципального и государственного управления
409.36kb.
4 стр.
Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления
345.95kb.
1 стр.
Социальная сеть как инструмент продвижения некоммерческих проектов
104.16kb.
1 стр.