Главная
страница 1
СЦЕНАРИЙ ТВОРЧЕСКОГО УРОКА
Автор: Ткаченко Ирина Владимировна

Полное название образовательного учреждения: МБОУ г. Мурманска гимназия №5

Предмет: математика

Тема: «Обыкновенные дроби»

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение: Виленкин Н. Я. и др.

Время реализации занятия: 45 мин.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях и смешанных числах; закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, навыки решения задач на части.

Задачи урока:

Образовательные - создать организационные и содержательные условия для обобщения и систематизации умений обучающихся выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел, сравнивать дроби и смешанные числа, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей, решать задачи на части;

Развивающие - создать условия для развития грамотной речи, интереса к изучению предмета, творческого микроклимата, осуществления учащимися самооценки и коррекцию своей деятельности;

Воспитательные - воспитание нравственных качеств личности: товарищество, ответственность, трудолюбие, честность.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-викторина

Оборудование: проектор, экран, интерактивная презентация для сопровождения урока, раздаточный материал.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

1 мин.

Представление команды и проекта из истории дробей

6 мин.

Представление собачки Циферки

9 мин.

Представление клоуна Клёпы

3 мин.

Представление фокусника

3 мин.

Представление цирковых артистов (мишка, клоун Красти, слонёнок)

6 мин.

Фото с хищником

6 мин.

Представление клоунессы Фиалки

9 мин.

Подведение итогов. Рефлексия.

2 мин.


Предварительная подготовка: класс разбивается на команды (5-6 человек), примерно равные по способностям, выбирается капитан, даются домашние задания командам: придумать название и девиз, подготовить небольшие сообщения по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси и в Древнем Египте». Выбирается жюри из старшеклассников.

Ход урока:

1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычный цирк. Цирковые артисты ещё не опытны и чтобы их выступления прошли успешно, они будут обращаться к вам за помощью, Вы будете выполнять различные задания по теме: «Обыкновенные дроби» , а жюри выставлять Вам баллы. Представляется жюри.

Затем капитаны команд представляют свои команды, название и девиз.

Чтобы попасть на представление вам нужно приобрести билеты. Каждая команда получила задание приготовить проект об истории возникновения дробей в различных странах. Сейчас Вы нам их представите.

Участники команд представляют свои проекты.

Команды получают билеты, жюри подводит итоги. После этого конкурса также как и после остальных первой начинает выступать команды, набравшая наименьшее число баллов, в случае равного количества баллов проводится жеребьёвка.
2. Представления начинаются.

На арене цирка собачка Циферка, ей нужно помочь запрыгнуть на тумбы.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (1).png СЛАЙД №2.

Команда, которая в результате жеребьёвки выбрала первый номер, отвечает на вопросы, которые появятся после клика на первой тумбе; вторая - по второй; третья – по третьей. Прежде, чем ответить, команде даётся время на размышление. Всего вопросов пять, за каждый верный ответ жюри выставляет по баллу.


Вопросы 1команды:

- Дайте определение обыкновенной дроби;

- Что показывает знаменатель дроби?

- Как выделить целую часть из неправильной дроби?

- Какую дробь называют правильной?

- Как вычитают смешанные числа?


Вопросы 2 команды:

- Что показывает черта дроби?

- Какую дробь называют неправильной?

- Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?

- Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

- Может ли быть правильная дробь больше единицы?


Вопросы 3 команды.

- Как называется число, в записи которого есть целая и дробная части?

- Может ли быть неправильная дробь меньше единицы?

- Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

- Как складывают смешанные числа?

- Приведите пример дроби, равной единице. (СЛАЙДЫ №3-18)


После того как игроки 1 команды ответили на все вопросы, возвращаемся на слайд №2 (управляющая кнопка «назад») Циферка запрыгивает на первую тумбу; после ответов 2 команды –на вторую; после ответов 3 команды – на последнюю.

Жюри подводит итоги. Команда, набравшая меньшее количество баллов, в следующем конкурсе выступает первой, а наибольшее – последней.
3. На арене клоун Клёпа, у него разлетелись все воздушные шарики, поможем ему их поймать.(Слайд № 19)

Один игрок из каждой команды выполняет следующие задания:



1 команда 2 команда

СЛАЙД №20. СЛАЙД №21.



c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (6).png c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (7).png

3 команда

СЛАЙД №22.



c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (8).png

Чтобы поймать шарик, нужно на нём сделать клик, если задание выполнено верно шарик опускается в руку Клёпе, а если неверно, то улетает.



Жюри подводит итоги.

3. На арене фокусник, от которого спрятались все птицы, поможем ему их найти.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (9).png СЛАЙД №23.

По итогам предыдущих конкурсов игроки команды выбирают себе задания , которые появятся после клика на шляпе.



Задания 1 команды

Сравните: ; ; . (СЛАЙДЫ №24-26)



Задания 2 команды

Сравните: ; ; . (СЛАЙДЫ №27-29)



Задания 3 команды

Сравните: ; ; . (СЛАЙДЫ №30-31)


Чтобы поставить знак, нужно сделать клик по шляпе с нужным знаком, если знак выбран верно, то из шляпы вылетит птица, а если неверно, то шляпа исчезнет. Каждая команда выполняет по три задания, чтобы перейти на следующее задание, делаем клик на управляющую кнопку «вперёд» , для возврата на слайд №23 - на управляющую кнопку «назад» .

Жюри подводит итоги.
4. На арене цирка артисты, которые только учатся кататься, поможем им, убрав препятствия.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (17).png СЛАЙД №33.

По итогам предыдущих конкурсов игроки команды выбирают себе артиста , которому будут помогать, сделав на нём клик мышкой, появляется слайд , на котором проехать по арене цирка артисту мешают три кегли, их нужно убрать, начиная с первой от участника представления, делая клик на ней появляется задание, выполнив которое, возвращаемся на слайд с препятствиями, где одного уже не будет и артист под бодрую музыку проедет до следующего. Аналогично убираем остальные кегли. После помощи одному из участников представления, нажав на управляющую кнопку «назад» , возвращаемся на слайд № 33 , и помогаем остальным артистам.



Задания 1 команды.

Задача №1. План добычи руды- 1200 т за день. Бригада рабочих выполнила плана. Сколько тонн руды добыла за день?

Задача №2. Пешеход прошёл намеченного маршрута. Какова длина маршрута, если пешеход прошёл 6 км?

Задача №3. Рыбак поймал 24 рыбы, из них - 11 караси. Какую часть пойманных рыб составляют караси?


Задания 2 команды.

Задача №1. Автобус проехал намеченного маршрута. Какова длина маршрута, если автобус проехал 20 км.

Задача №2. Грибники собрали 98 грибов, из них – 67 белые. Какую часть собранных грибов составляют белые грибы?

Задача №3. Дневной план маршрутного такси – 500 пассажиров. Маршрутное такси выполнило плана. Сколько пассажиров оно перевезло за этот день?


Задания 3 команды.

Задача №1. На первом участке посадили 28 яблонь, а на втором этого количества. Сколько яблонь посадили на втором участке?

Задача №2. Поезд проехал маршрута. Какова длина маршрута, если поезд проехал 400 км?

Задача №3. У Маши 25 фломастеров, из них – 7 красные. Какую часть всех фломастеров составляют красные фломастеры?



Жюри подводит итоги.
5. На арене цирка хищники, они очень любят фотографироваться, давайте сделаем фото на память.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (22).png СЛАЙД № 46.

По итогам предыдущих конкурсов один игрок от каждой команды выбирает хищника, с которым хочет получить фото, делая клик на нём. Но прежде, чем получить фото нужно выполнить тестовые задания. Если задание выполнено верно, то правильный ответ передвинется на нужное место, а если – неверно, то вылетит красная палочка, какой учитель обычно отмечает ошибки в тетради. После выполнения всех заданий нужно по управляющей кнопке «вперёд» перейти на слайд с выбором фотоаппарата для мальчиков или для девочек, сделать клик на нём и появится фото (фото со всеми хищниками заранее нужно напечатать, чтобы потом можно было вручить игроку). После получения фото возврат на слайд №46 осуществляется по управляющей кнопке «назад». Также, как и в предыдущих конкурсах игрок за каждый правильный ответ добавляет команде по одному баллу.



Задания и фото 1 команды.
c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (23).png c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (24).png
c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (25).png или c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (26).png
Задания 2 и 3 команды.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (27).png c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (30).png

Жюри подводит итоги.

6. На арене клоунесса Фиалка, которая сделала волшебные цветы, сорвите их и они принесут Вам удачу.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (33).png СЛАЙД №59.

По итогам предыдущих конкурсов капитаны команд срывают цветы, сделав клики на них, на экране появляются задания для команды ( такие же задания нужно напечатать и на карточках и выдать капитану, чтобы игроки команды их выполнили).


c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (35).png c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (36).png
c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (37).png

Пока команды выполняют задания, болельщики погружаются в мир иллюзии Копперфильда, для этого нужно сделать клик на клоунессе. Слайды автоматически сменяют друг друга.

Далее по управляющей кнопке «назад» , возвращаемся на слайд № 59 и проверяем, как команды справились с заданиями. Для этого делаем клик на многоугольнике, который находится над цветком, который до этого выбрала команда, появляется шифр, капитан команды делает клики соответственно полученным ответам в каждом задании, если ответ верный, то появится буква, а если неверный то пустая клеточка. Открыв все буквы нужно прочитать слово и рассказать об этом животном или птице. Если капитан затрудняется, то можно обратиться за помощью к своей команде.

Шифр 1 команды. Шифр 2 команды.

c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (47).png c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (48).png

Шифр 3 команды.



c:\users\ирина\pictures\новый рисунок (49).png

Жюри подводит итоги и награждает команды.

7. Рефлексия (СЛАЙД №77).

8. Домашнее задание: Можно ли выиграть в такой игре: назовите дробь и попросите папу или маму назвать меньшую, Вы в свою очередь называете ещё меньшую, родитель в свою – ещё меньшую. Выигрывает тот, кто назовёт меньшую дробь.


Литература:

1. Дорофеев Г.В. Математика. Дидактические материалы. 5 класс.- М., 2010-85 стр.

2. Петерсон Л.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методика. 5 класс. М., 2008- 93 стр.

3. Тульчинская Е.Е. Математика. 5 класс. Блиц-опрос. М., 2010-111 стр.

Интернет ресурсы:

1. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html






Смотрите также:
План-конспект урока математики 5 класса по теме: «Обыкновенные дроби»
47.41kb.
1 стр.
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби»
226.98kb.
1 стр.
Урок по математике в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби
571.69kb.
7 стр.
Доли. Обыкновенные дроби
72.35kb.
1 стр.
Урок по математике в 5 классе б доли. Обыкновенные дроби. Провела: Серкова Е. П. П. Кардымово. 12. 12. 12
37.04kb.
1 стр.
Урок математики в 6 классе. Тема: Деление обыкновенных дробей
45.98kb.
1 стр.
Обыкновенные дроби Отметьте на координатном луче точки: а
10.6kb.
1 стр.
«Обыкновенные дроби»
79.62kb.
1 стр.
Мбоу «Гимназия №33 г. Краснодара»
106.34kb.
1 стр.
Задачи на дроби
71.99kb.
1 стр.
Актуальные вопросы финансовой грамотности начинающего инвестора на фондовом рынке: портфельные инвестиции в обыкновенные акции
631.02kb.
4 стр.
Эмитент Торговый Код
112.04kb.
1 стр.