Главная
страница 1страница 2страница 3

3. Подготовка раздела 2 «Расходные обязательства и формирование доходов»
Во втором разделе Доклада и соответствующих приложениях приводятся сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и приводится анализ изменения их объемов и структуры за отчетный и на плановый период. При этом настоящие Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации (в части расходов инвестиционного характера – согласованных с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации) по ведению субъектами бюджетного планирования реестров расходных обязательств.

Отчетные данные по объемам расходных обязательств предоставляются за три последних отчетных года (включая текущий год); плановые данные по объемам бюджета расходных обязательств предоставляются на весь плановый период, в разбивке на 1-й, 2-й и 3-й плановые годы.

При предоставлении разделов «Цели, задачи и показатели деятельности» и «Расходные обязательства и формирование доходов» докладов, а также первой части докладов, субъекты бюджетного планирования предоставляют данный раздел доклада только в части отчетных данных. При предоставлении докладов в целом, субъекты бюджетного планирования предоставляют данный раздел доклада как в части отчетных данных, так и в части данных за плановый период.

Под действующими в соответствующем плановом году обязательствами следует понимать расходные обязательства Российской Федерации, подлежащие исполнению в соответствующем плановом году за счет средств федерального бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими на начало текущего цикла планирования федерального бюджета на следующий год и перспективного финансового плана (далее – на момент начала планирования) нормативными правовыми актами (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями. В том числе к действующим относятся обязательства, исполнение которых предусмотрено не ранее планового периода, но соответствующие нормативные правовые акты, договора или соглашения вступили в силу на момент начала планирования. При этом объем действующих обязательств по утвержденным федеральным целевым программам определяется исходя из объема расходов на их реализацию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год с учетом индексации в плановом периоде по уровню инфляции.

Под принимаемыми в соответствующем плановом году обязательствами следует понимать возникающие в соответствующем плановом году новые расходные обязательства Российской Федерации, подлежащие исполнению в соответствующем плановом году за счет средств федерального бюджета в объеме, установленном в соответствии с намеченными или предлагаемыми к принятию в текущем году и в плановый период нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями.

Общий объем бюджета действующих расходных обязательств на соответствующий год планового периода складывается из объемов на данный год различных видов расходных обязательств, обусловленных действующими на момент начала планирования нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, за вычетом объемов обязательств, намеченных или предлагаемых к исключению начиная с данного года, в связи с истечением, отменой или приостановкой действия соответствующих нормативных правовых актов, прекращением обязательств по договорам и соглашениям.

При определении видов и объемов действующих обязательств следует относить к действующим также неисполненные, но подлежащие исполнению в течение планового периода обязательства по нормативным правовым актам, договорам и соглашениям, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене до начала планового периода.

Если объем обязательств на соответствующий год по какому-либо действующему обязательству полностью либо частично дублируется в виде объема данного обязательства, обусловленного каким-либо нормативным правовым актом, и того же объема данного обязательства по договорам (соглашениям), заключенным на основании данного акта, во избежание двойного счета для целей определения бюджета действующих обязательств следует указывать данный объем только один раз, в составе общего объема данного обязательства в соответствии с нормативным правовым актом. Тем не менее, для действующих обязательств планового периода в разделе «название нормативного правового акта» дополнительно в скобках указываются данные по заключенным договорам (соглашениям), а на соответствующий год планового периода под общим объемом обязательства в скобках справочно указывается сумма объемов обязательства по заключенным на основании данного правового акта договорам и соглашениям. Такие справочные данные при расчете бюджета действующих обязательств не учитываются.

Общий объем принимаемых обязательств на соответствующий год планового периода складывается из объемов таких новых видов или дополнительных объемов действующих видов обязательств, которые на момент планирования намечено или предлагается принять к исполнению в соответствующий год посредством принятия новых нормативных правовых актов, договоров и соглашений либо поправок к действующим нормативным правовым актам, договорам и соглашениям.

К принимаемым обязательствам относятся, в частности, обязательства, возникающие в связи с реализацией намеченных и предлагаемых новых бюджетных целевых программ, включая ведомственные, а также такие обязательства, которые вновь вводятся исключительно на основании положений федерального бюджета, намечаемых (предлагаемых) к принятию на данный год планового периода (например, новые обязательства в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, ранее не установленные какими-либо иными нормативными правовыми актами).

Обязательства, возникающие на основании договоров и соглашений, планирующихся к заключению на основании уже действующих нормативных правовых актов, к числу принимаемых не относятся и учитываются в составе действующих, в установленном выше порядке.

При определении бюджета принимаемых обязательств следует избегать двойного счета одних и тех же объемов обязательств, вытекающих из нормативных правовых актов и предлагающихся к заключению на их основании договоров и соглашений. С этой целью, если предусмотрен нормативный правовой акт, на основании которого возникает новое (принимаемое) обязательство, вытекающие из него договоры (соглашения) не указываются, и объемы обязательств по таким договорам (соглашениям не учитываются.

Объем обязательств по каждому виду исполняемых в плановый период действующих и принимаемых обязательств определяется с учетом прогнозируемого на соответствующий год планового периода изменения факторов, влияющих на этот объем, в соответствии с установленными нормами и применяемыми методами расчета объема ассигнований по данному виду обязательств. Например, при определении объема ассигнований на выплату социальных пособий учитывается прогнозируемое на данный год изменение числа получателей пособия и коэффициент индексации размера пособия (если он установлен); при определении ассигнований на закупку товаров и услуг – прогнозируемый на данный коэффициент инфляции и т.п.

При определении объемов действующих обязательств на соответствующие годы планового периода необходимо исключать объемы расходов по действующим на момент планирования обязательствам, которые намечено или предлагается исключить в соответствующем году в связи с истечением, отменой или приостановкой реализации действующих на момент планирования бюджетных целевых программ, намеченной или предлагаемой отменой ассигнований на непрограммные расходы, ввиду истечения, отмены или приостановки действия соответствующих нормативных правовых актов, договоров и соглашений.

При определении объемов принимаемых обязательств на соответствующие годы планового периода необходимо исходить из объемов расходов, предусматриваемых на данный год планового периода в рамках намеченных или предлагаемых к реализации новых бюджетных целевых программ, дополнений к действующим бюджетным целевым программам, а также из объемов новых непрограммных расходов, возникающих в связи с вступлением в силу соответствующих намечаемых или предлагаемых нормативных правовых актов, договоров и соглашений (или поправок к действующим актам, договорам и соглашениям).

Бюджет принимаемых обязательств, указанный субъектом бюджетного планирования для соответствующих лет планового периода в данном разделе Доклада, не должен превышать доведенного до субъекта бюджетного планирования Министерством финансов Российской Федерации предельного объема бюджета принимаемых обязательств на соответствующие годы, за исключением случаев наличия несогласованных вопросов, которые рассматриваются в установленном порядке.

В качестве предлагаемых субъектом бюджетного планирования принимаемых обязательств могут включаться только такие обязательства, которые предлагаются к исполнению не позднее, чем начиная со 1-го года планового периода и предполагает принятие соответствующих нормативных правовых актов не позднее текущего года.

Для каждого исполняемого расходного обязательства приводится ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и решений (название, номер, дата принятия или утверждения, номер статьи пункта, подпункта, абзаца или раздела) и указывается один из следующих методов оценки объема затрат на его исполнение:

- нормативный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется исходя из удельных нормативов и числа физических или юридических лиц, органов государственной власти (местного самоуправления) или учреждений, имеющих право на получение бюджетных средств;

- метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);

- формульный, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;

- иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.

Федеральные органы исполнительной власти – субъекты бюджетного планирования, в ведении которых находятся федеральные службы и федеральные агентства, осуществляющие функции по администрированию (начислению, контролю над начислением, уплатой) платежей в федеральный бюджет, федеральные государственные унитарные предприятия и (или) государственные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, предоставляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов в федеральный бюджет, включая налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от платных услуг, часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий и другие виды доходов.

Для каждого вида доходов приводится сопоставление плановых и фактических показателей за первые два года отчетного периода, и, в случае значительных расхождений между ними, проводится анализ причин указанных расхождений.



4. Подготовка раздела 3 «Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность»
В третьем разделе Доклада приводится краткое описание в структурированном виде утвержденных на следующий плановый год и предлагаемых к утверждению в последующие плановые годы бюджетных целевых программ (с выделением подпрограмм при их наличии), а также аналитических бюджетных ведомственных целевых программ, направленных на решение задач субъекта бюджетного планирования, описывается основное содержание непрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования.
Для каждой бюджетной целевой программы необходимо указать:

  • статус программы (утверждаемая, аналитическая ВЦП, ФЦП);

  • срок действия программы;

- краткое описание целей программы в плановом периоде, включая целевые индикаторы для каждого года планового периода и на весь период реализации программы (для ФЦП и утверждаемых ВЦП согласно паспорту программы).

- для реализуемых программ – краткое описание полученных в отчетном периоде результатов, включая целевые индикаторы (плановые согласно утвержденному паспорту программы и фактические/ожидаемые) для каждого года ее реализации. В случае существенного отклонения - обоснование причин, его вызвавших (внешние факторы, недостаточное финансирование и др.);

- характеристику влияния программы на уровень решения тактических задач и достижения стратегических целей субъекта бюджетного планирования, включая количественные оценки такого влияния, оценка результатов такого влияния в отчетном периоде;

- краткую характеристику основных мероприятий программы и сроки их реализации;

- бюджет программы за отчетный и плановый период (с разбивкой по годам).

В первой части Доклада, предоставляемой субъектом бюджетного планирования 1 апреля, дается описание только действующих бюджетных целевых программ в отчетном и плановом периоде (федеральных целевых программ, утвержденных в отчетном периоде ведомственных целевых программ, а также ведомственных целевых программ, выделенных в отчетном периоде в аналитических целях).

В Доклад, предоставляемый субъектом бюджетного планирования 1 июля и с уточнениями – 1 декабря, включается описание новых бюджетных целевых программ, в том числе утвержденных ведомственных целевых программ, и новых ведомственных целевых программ, выделяемых в плановом периоде в аналитических целях.

Утверждаемые ведомственные целевые программы включаются в Доклад только после их рассмотрения и прохождения соответствующих процедур согласования, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации №239 от 19 апреля 2005 года.

В случае пересмотра объема финансирования на реализацию действующих программ, значения показателей достижения целей программ должны быть скорректированы.
Описание каждой ведомственной целевой программы, приводящейся в приложении к докладу, не должно превышать 3-х страниц, федеральной целевой программы – 5 страниц.

Каждая ведомственная целевая программа должна относиться лишь к одной тактической задаче субъекта бюджетного планирования, реализуемой одним главным распорядителем средств федерального бюджета. В случае, если при реализации бюджетной целевой программы предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач (достижению нескольких целей субъекта бюджетного планирования), БЦП следует относить к задаче, на решение которой непосредственно направлена программа.

Решение о выборе и обосновании состава планируемых к разработке ведомственных целевых программ субъект бюджетного планирования принимает самостоятельно исходя из принципа необходимости и достаточности для решения сформулированных в Докладе тактических задач с учетом постановления Правительства Российской Федерации №239 от 19 апреля 2005 года.
Состав федеральных целевых программ указывается в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Разрабатываемые ФЦП выделяются отдельно с указанием оснований для их разработки и обоснований их возможного ресурсного обеспечения.


Описание непрограммной деятельности субъекта бюджетного планирования должно включать:

- перечень мероприятий непрограммной деятельности;

- краткую характеристику планируемых результатов этой деятельности, включая количественные значения показателей, отражающих эти результаты (с разбивкой по годам отчетного и планового периодов);

- бюджет затрат на реализацию непрограммной деятельности (с разбивкой по годам отчетного и планового периодов).


В ходе определения состава и содержания мероприятий, реализуемых субъектом бюджетного планирования, а также разработки методик расчета показателей необходимо исходить из тех полномочий федерального органа исполнительной власти, которые установлены в утвержденном Положении об этом органе. В том случае, если необходимые полномочия отсутствуют, они должны быть указаны с соответствующим обоснованием в описании системы мероприятий программы или непрограммных мероприятий. Кроме того, в этом случае в завершающей части раздела должен быть приведен полный перечень таких полномочий. При подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации будет проведен анализ необходимости и обоснованности дополнительных полномочий и сформированы соответствующие рекомендации для их рассмотрения на Правительственной комиссии по административной реформе.

При выборе показателей для проведения мониторинга и оценки результатов деятельности субъекта бюджетного планирования предпочтение должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования – показателям непосредственных результатов. Показатели реализации программ должны соответствовать требованиям, предъявляемым к показателям для целей и задач (адекватность, объективность, достоверность, прозрачность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность, полнота), изложенным в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.

Планируемые (прогнозируемые) целевые значения показателей устанавливаются с применением подходов, аналогичных применяемым для стратегических целей и тактических задач.
5. Подготовка раздела 4 «Распределение расходов по целям, задачам и программам»
В четвертом разделе Доклада приводится анализ сложившейся и планируемой структуры расходов по целям, задачам и программам и тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде.

В первой части Доклада, предоставляемой субъектом бюджетного планирования 1 апреля, приводится анализ сложившейся и планируемой структуры расходов по целям, задачам и действующим программам и тенденций ее изменения при соблюдении условия сохранения существующих объемов финансирования (с учетом ожидаемого уровня инфляции).

В Докладе, предоставляемом субъектом бюджетного планирования 1 июля и с уточнениями – 1 декабря, приводится анализ сложившейся и планируемой структуры расходов по целям, задачам и программам с учетом принятых решений о выделении дополнительного финансирования из бюджета принимаемых обязательств (в рамках утверждаемых целевых программ ведомств и программ планируемых реформ, планируемых инфраструктурных проектов и проектов развития отдельных секторов экономики).

При отсутствии данных для полного распределения отчетных и (или) планируемых расходов могут приводиться выборочные данные по отдельным целям, задачам и (или) бюджетным программам с указанием объема (доли) распределенных и нераспределенных в соответствующем году расходов. В докладе представляются сводные данные по бюджету субъекта бюджетного планирования (включая федеральное министерство, курируемые им федеральные службы, агентства, иные организации).

В случае, если при реализации бюджетной целевой программы предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач (достижению нескольких целей субъекта бюджетного планирования), расходы на реализацию указанной программы следует относить к задаче, на решение которой направлена программа. В случае, если действующая (утвержденная) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы предусматривает достижение ряда результатов, которые могут быть отнесены к различным тактическим задачам и целям субъекта бюджетного планирования, и в рамках указанной программы невозможно провести однозначное аналитическое (экспертное) распределение объема бюджетных расходов по указанным задачам и целям:

- наименование программы указывается для каждой тактической задачи, решению которой способствует реализация программы;

- при втором и последующих упоминаниях программы к ее названию добавляется слово "повторно";

- сумма расходов по программе отражается во всех строках, в которых упоминается программа (с выделением в общей сумме «повторного счета»);

- при определении общей суммы программных расходов, объем расходов по программе учитывается один раз.


6. Подготовка раздела 5 «Результативность бюджетных расходов»
В пятом разделе Доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования в отчетном и плановом периоде, а также представляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.

На основании данных о динамике в отчетном периоде плановых и фактически достигнутых показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также затрат в разрезе тактических задач, программ и, при необходимости, отдельных мероприятий производится оценка результативности деятельности субъекта бюджетного планирования.

Оценка производится по следующим направлениям:

1) Степень достижения целей, решения тактических задач субъекта бюджетного планирования,

2) Степень соответствия запланированному уровню затрат,

3) Отклонения показателей результатов деятельности и затрат на отчетный год от плановых показателей на этот год и аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая:

- обоснование ситуаций, когда показатели по целям выполнены, а по соответствующим им задачам или программам – не выполнены, а также ситуаций, когда показатели по целям не выполнены, а по соответствующим им задачам или программам – выполнены;

- обоснование ситуаций, когда не достигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей планового периода;

- обоснование ситуаций, когда сочетается значительное недовыполнение одних задач и перевыполнение других;

- обоснование ситуаций значительного перевыполнения по большинству плановых показателей.

4) Отклонения плановых показателей результатов и затрат на очередной плановый год от плановых показателей на указанный год, определенных в предшествующем году, и аргументированное обоснование причин такого отклонения.

Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.

Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на «вложенный рубль» и сокращение объемов незавершенного строительства.

При проведении оценки рекомендуется провести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей:

1) Экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, полученных и планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, программных мероприятий, с затратами на их достижение (например, затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги). Оценки экономической эффективности формируются для отчетного периода и для планового периода.

2) Общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) по отношению к непосредственным показателям деятельности. Оценки общественной эффективности формируются для отчетного периода и для планового периода.

3) Общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого и планируемого в результате решения тактической задачи конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение. Оценки общественно - экономической эффективности формируются для отчетного периода и для планового периода.

Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет, а также с доступными данными по другим субъектам бюджетного планирования.

По показателям общественно-экономической эффективности может быть произведен сравнительный анализ конечных показателей деятельности с другими странами по аналогичным сферам компетенции.

По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет, должен быть проведен анализ факторов, повлиявший на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:



  • внутренние факторы (на которые субъект бюджетного планирования мог влиять);

  • внешние факторы (на которые субъект бюджетного планирования не мог влиять, включая форс-мажорные обстоятельства).

При проведении анализа влияния внешних факторов на достижение плановых показателей отдельно указывается влияние, которое было оказано на достижение плановых показателей другими субъектами бюджетного планирования.

Для каждой группы факторов по возможности оценивается ее влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений.

По результатам анализа факторов обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование бюджетных программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.

В данном разделе Доклада должны также быть приведены мероприятия, которые субъект бюджетного планирования наметил осуществить с целью повышения эффективности бюджетных расходов и качества управления затратами и результатами, а также оценить количественно эффект от осуществления этих мероприятий (в виде экономии расходов или увеличении результатов при данном объеме расходов). Указанные оценки должны быть представлены в Приложении к Докладу.

В число направлений, которые могут быть отражены в данном разделе, следует отнести:

1) Меры по оптимизации бюджетной сети

- уточнение реестра бюджетных учреждений СБП;

- создание системы оценки деятельности бюджетных учреждений в СБП

- организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по оптимизации бюджетной сети в подведомственных органах исполнительной власти


2) Меры по расширению сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования

- разработка порядка и процедур формирования ведомственных целевых программ (Методические указания)

- подготовка методических указаний по подготовке бюджета СБП в разрезе структурных подразделений и ведомственных целевых программ

- организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по расширению применения программно-целевых методов бюджетного планирования в подведомственных органах исполнительной власти


3) Меры по распределению ассигнований между подведомственными федеральными, службами, агентствами, государственными учреждениями с учетом результатов их деятельности
- совершенствование процедур распределения ассигнований, в т.ч.:

  • анализ действующих принципов распределения ассигнований между подведомственными ГРБС и ПБС

  • разработка формализованных порядка и процедур распределения ассигнований между структурными подразделениями СБП , подведомственными ГРБС и ПБС на основе результатов деятельности

- организация, методическое руководство и контроль работ по подготовке и реализации мероприятий по формализованному распределению ассигнований между получателями бюджетных средств подведомственных СБП служб и агентств
4) Меры по совершенствованию системы государственных закупок

- Совершенствование системы государственных закупок СБП

- Анализ действующей ведомственной нормативной и методической базы СБП по организации государственных закупок товаров и услуг (в т.ч. НИР и НИОКР)

- Разработка предложений по развитию и корректировке ведомственной нормативной и методической базы по организации государственных закупок товаров и услуг

- Организация, методическое руководство и контроль работ по совершенствованию организации государственных закупок в подведомственных органах исполнительной власти
5) Совершенствование механизма мониторинга эффективности бюджетных расходов

- разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности департаментов, подведомственных органов исполнительной власти, государственных учреждений, создание системы стимулов.

- разработка системы мониторинга и контроля эффективности деятельности государственных служащих – сотрудников СБП.
6) Меры по повышению качества контроля соблюдения бюджетного законодательства и формированию системы внутреннего аудита

- анализ действующей системы внутреннего контроля и аудита с целью выявления сильных и слабых сторон

- разработка Концепции ведомственной системы внутреннего аудита (подчиненность, принципы, задачи и сферы ответственности, организация работы, методы, отчетность, порядок работы, взаимодействие с другими органами государственного контроля)

- разработка порядка и процедур ведомственного внутреннего аудита

- разработка и реализация плана мероприятий по проведению внутренних аудиторских проверок
7) Меры по изменению организационной структуры субъекта бюджетного планирования, осуществляемые с целью приведения ее в соответствие с требованиями среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты.

- образование новых структурных подразделений и/или изменение функций существующих,

- изменение системы взаимодействия между департаментами, структуры информационных потоков и механизмов принятия решений,

- введение персональной ответственности за реализацию запланированных целей, задач, результатов,

- введение должностей менеджеров программ (подпрограмм).
8) Меры по повышению экономичности отдельных статей бюджетных расходов, в т.ч. в подведомственных бюджетных учреждениях:

- меры по энерго- и ресурсосбережению;

- меры по реализации механизмов стратегического планирования использования информационных технологий.

- меры по совершенствованию механизмов управления человеческими ресурсами.

Условные примеры заполнения отдельных приложений к докладу представлены в Приложении № 5 к настоящим методическим рекомендациям.

Приложение № 1

к методическим рекомендациям
Примерный перечень

стратегических целей страны для разработки

Докладов о результатах и основных направлениях деятельности

субъектов бюджетного планирования




1

Повышение уровня и качества жизни населения



1.1.

Повышение уровня материальной обеспеченности населения





1.1.1.

Увеличение реальных доходов населения





1.1.2.

Сокращение уровня бедности





1.1.3.

Снижение социального неравенства





1.1.4.

Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами





1.1.5.

Повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг





1.1.6.

Повышение обеспеченности населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры





1.1.7.

Повышение обеспеченности населения надежными банковскими, страховыми, пенсионными и иными сбережениями





1.1.8.

Повышение доступности и качества представляемых населению государственных услуг



1.2.

Повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения





1.2.1.

Повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения





1.2.2.

Повышение уровня личной безопасности граждан





1.2.3.

Предупреждение заболеваний и других угрожающих жизни и здоровью состояний





1.2.4.

Повышение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды.





1.2.5.

Повышение уровня защищенности личной собственности граждан





1.2.6.

Повышение технологической безопасности граждан.



1.3.

Повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие





1.3.1.

Обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке





1.3.2.

Расширение возможностей для духовного развития и доступа к культурному наследию





1.3.3.

Расширение возможностей для занятия туризмом и спортом





1.3.4.

Развитие и удовлетворение потребностей в информации



1.4.

Обеспечение продуктивной занятости населения и достойных условий труда





1.4.1.

Обеспечение продуктивной занятости экономически активного населения





1.4.2.

Создание условий для обеспечения продуктивной занятости инвалидов





1.4.3.

Создание условий для обеспечения продуктивной занятости молодежи





1.4.4.

Улучшение условий труда



1.5.

Повышение уровня удовлетворения потребностей в образовании





1.5.1.

Повышение уровня доступности качественного начального и среднего образования





1.5.2.

Повышение уровня доступности качественного высшего образования





1.5.3.

Обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями





1.5.4.

Обеспечение охвата населения системой непрерывного образования



1.6.

Обеспечение прав и свобод граждан





1.6.1.

Обеспечение политических свобод граждан





1.6.2.

Развитие институтов гражданского общества

2.

Повышение уровня национальной безопасности



2.1.

Сдерживание военных и военно - политических угроз безопасности и интересам России






2.1.1.

Своевременное выявление военных и военно - политических угроз





2.1.2.

Обеспечение готовности гарантированного нанесения заданного ущерба любому агрессору в любых условиях





2.1.3.

Обеспечение готовности отражения любой агрессии локального масштаба





2.1.4.

Обеспечение готовности успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа без дополнительных мобилизационных мероприятий





2.1.5.

Обеспечение готовности к стратегическому развертыванию при переводе страны на условия военного времени





2.1.6.

Обеспечение готовности защиты населения страны в условиях вооруженных конфликтов





2.1.7.

Обеспечение готовности защиты объектов народного хозяйства и социальной сферы в условиях вооруженных конфликтов



2.2.

Обеспечение политических и экономических интересов России в мирное время





2.2.1.

Обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов и политической нестабильности





2.2.2.

Обеспечение безопасности экономической деятельности России и представляющих ее экономических структур за рубежом





2.2.3.

Защита интересов России в территориальных водах, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне и Мировом океане





2.2.4.

Защита интересов России в жизненно важных экономических и политических регионах мира



2.3.

Обеспечение готовности осуществления силовых операций в мирное время





2.3.1.

Обеспечение готовности обеспечения союзнических обязательств в соответствии с международными договорами





2.3.2.

Обеспечение готовности к проведению миротворческих операций по мандату ООН или СНГ





2.3.3.

Защита государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде





2.4.4.

Обеспечение готовности силового обеспечения режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН



2.4.

Снижение рисков и возможного ущерба от террористических угроз





2.4.1.

Предупреждение террористических угроз





2.4.2.

Предупреждение возможной гибели людей и материального ущерба от террористических угроз





2.3.3.

Обеспечение эффективного режима ограничения поставок вооружений и военных технологий в конфликтные регионы мира.





2.3.4.

Повышение эффективности режимов нераспространения ядерного и ракетного оружия и технологий их прогизводства.

3.

Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста



3.1.

Развитие свободных и конкурентных рынков






3.1.1.

Обеспечение субъектам рынка равного доступа к потребителям и ресурсам





3.1.2.

Развитие конкурентного рынка земли и недвижимости





3.1.3.

Сокращение доли монопольных секторов в экономике.





3.1.4.

Сокращение доли административного регулирования деятельности субъектов рынка



3.2.

Обеспечение макроэкономической стабильности





3.2.1.

Снижение уровня инфляции





3.2.2.

Повышение устойчивости бюджетной системы



3.3.

Обеспечение гарантий собственности и защиты контрактов (исполнения договорных обязательств)





3.3.1.

Обеспечение надежной спецификации и учета прав собственности





3.3.2.

Обеспечение защиты (предотвращение не разрешенного владельцем использования) объектов собственности





3.3.3.

Обеспечение действенного восстановления нарушенных прав собственности





3.3.4.

Защита прав собственности от необоснованных действий государственных органов



3.4.

Создание условий ускоренного экономического роста в отсталых и депрессивных регионах



3.5.

Повышение конкурентоспособности российской экономики





3.5.1.

Снижение государственной нагрузки на экономику





3.5.2.

Повышение суверенного кредитного рейтинга





3.5.3.

Повышение инвестиционной привлекательности российской экономики





3.5.4.

Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы





3.5.5.

Повышение качества и конкурентоспособности судебной и судебно-исполнительной системы





3.5.6.

Повышение качества и конкурентоспособности правоохранительной системы





3.5.7.

Повышение качества и конкурентоспособности системы трудовых отношений





3.5.8.

Снижение уровня коррупции





3.5.9.

Повышение информационной прозрачности деятельности государственной власти



3.6.

Повышение конкурентоспособности российских предприятий





3.6.1.

Создание условий для экспорта (внешняя конкурентоспособность) и повышения внутренней конкурентоспособности товаров и услуг





3.6.2.

Облегчение доступа компаний к финансовым ресурсам





3.6.3.

Повышение восприимчивости компаний к инновациям





3.6.4.

Повышение культуры предпринимательства, деловой этики и ценностей





3.6.5.

Развитие практики применения современных технологий менеджмента





3.6.6.

Снижение уровня непроизводительных транзакцонных издержек





3.6.7.

Повышение качества трудовых ресурсов

4

Создание потенциала для будущего развития



4.1.

Развитие научного потенциала






4.1.1.

Развитие фундаментальных исследований





4.1.2.

Развитие потенциала НИОКР



4.2.

Развитие потенциала инфраструктуры






4.2.1.

Повышение потенциала транспортной инфраструктуры





4.2.2.

Развитие потенциала энергетической инфраструктуры





4.2.3.

Развитие потенциала финансовой инфраструктуры





4.2.4.

Развитие потенциала телекоммуникационной инфраструктуры



4.3.

Воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов





4.3.1.

Повышение рождаемости, сокращение детской смертности и инвалидности





4.3.2.

Сокращение смертности и инвалидности в трудоспособном возрасте





4.3.3.

Обеспечение компенсации миграцией отрицательного естественного прироста населения



4.4.

Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов





4.4.1.

Повышение объема разведанных запасов полезных ископаемых и природных ресурсов





4.4.2.

Повышение объема восстановления воспроизводимых природных ресурсов



4.5.

Развитие потенциала государственного управления





4.5.1.

Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти





4.5.2.

Повышение качества государственных услуг





4.5.3.

Развитие федеративных отношений и местного самоуправления



4.6.

Развитие культурного и духовного потенциала (как основы целостности, устойчивости и динамичного развития страны)





4.6.1.

Сохранение и развитие культурного наследия, развитие и распространение лучших традиций многонациональной культуры России





4.6.2.

Повышение толерантности к иммигрантам и социокультурная интеграция иммигрантов



4.7.

Ускорение социокультурной модернизация (жизненных ценностей, мотивации, стереотипов и др.)





4.7.1.

Улучшение динамики социально-психологического самочувствия россиян





4.7.2.

Улучшение динамики уровня адаптации россиян к происходящим переменам





4.7.3.

Повышение толерантности богатству и предпринимательству





4.7.4.

Гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений



4.8.

Развитие потенциала международных связей





4.8.1.

Развитие интеграции на пространстве СНГ





4.8.2.

Развитие торговых и иных экономических связей с зарубежными странами





4.8.3.

Развитие культурных и иных гуманитарных связей с зарубежными странами





4.8.4.

Защита интересов российских компаний за рубежом





4.8.5.

Защита прав российских граждан за рубежом





4.8.6.

Поддержка и защита прав соотечественников за рубежом

Приложение №2

к методическим рекомендациям
Условный пример анализа взаимосвязей и вклада целей Министерства транспорта Российской Федерации в достижение стратегических целей развития страны (согласно Приложению 1).


Цели Министерства

Стратегические цели страны, на реализацию которых цели Министерства в основном направлены

Примечания

Цель 1. Развитие современной, и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров и товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике

1.1.5. Повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг.

2.1.5. Обеспечение готовности к стратегическому развертыванию при переводе страны на условия военного времени

3.5.3.Повышение инвестиционной привлекательности российской экономики

3.1.1. Обеспечение субъектам рынка равноправного доступа к потребителям и ресурсам




Влияет в части сокращения времени достижения пассажирами точек, где приобретаются потребительские товары и услуги, а также в части расширения числа поездок за указанными товарами и услугами.
Влияет в части сокращения необходимого запаса резервов, благодаря повышению оперативности их доставки

Влияет на рост инвестиций благодаря сокращению издержек при транспортировке продукции инвестиционного назначения


Благодаря сокращению транспортных издержек расширяется выбор предприятий-поставщиков и рынков сбыта для многих производителей

Цель 2. …






Приложение №3

к методическим рекомендациям
Обоснование выбора целевых значений показателей
В качестве целевого уровня выбраны значения аналогичного показателя в следующей группе стран: Испания, Корея, Греция, Чехия, Венгрия. При этом из расчета по каждому показателю исключались те страны, в которых уровень данного показателя у России уже заведомо предпочтительнее.

В частности для показателя "Уровень общей безработицы (по методике МОТ)" выбраны только: Корея, Чехия, Венгрия.

Для показателя "Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми)" расчет производился по всем пяти перечисленным странам.

Целевое значение для показателя "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" в силу его высокой инерционности выбрано на уровне минимального значения по перечисленным странам.

Для сравнения, указанные показатели по перечисленным странам приводятся в таблице №2.

Таблица №2



Основные показатели уровня достижения целей

Испания

Корея

Греция

Чехия

Венгрия

Уровень общей безработицы (по методике МОТ)

14,1

4,1

11,1

8,3

6,4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

79,1

74,7

78,1

75,1

71,5

Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми)

4,9

6,0

5,4

4,1

9,2

Приложение №4

к методическим рекомендациям

Формат описания межведомственной задачи


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
186.82kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
601.7kb.
3 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
422.55kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета социальной поддержки населения
632.96kb.
3 стр.
Докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования
84.14kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2012-2014 годы февраль 2012 г
359.34kb.
1 стр.
Управление здравоохранения Тамбовской области как региональный орган исполнительной власти осуществляет функции в сфере здравоохранения области
417.75kb.
2 стр.
Доклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности на 2012 2015 годы
506.09kb.
4 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2014 годы
124.94kb.
1 стр.
Докла д о результатах и основных направлениях деятельности управления по организации деятельности мировых судей Тамбовской области на 2012-2014 годы
232kb.
1 стр.
Доклад о результатах зА 2009 год и основных направлениях деятельности
313.83kb.
1 стр.
Отчет об основных направлениях и результатах деятельности Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска за 2010 год
334.43kb.
1 стр.