Результаты Международного проекта
«Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш» (Россия-Казахстан-Франция)
С.В.Костарев, С.В.Полев, А.А.Ценёв
Протокол намерений о сотрудничестве в охране и использовании трансграничных вод бассейна реки Иртыш между Новосибирской, Омской, Тюменской областями Российской Федерации и Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Семипалатинской областями Республики Казахстан, подписанный 9 января 1993 года в городе Омске, предусматривает проведение согласованной политики по вопросам совместного управления водными ресурсами.
Руководствуясь межправительственным Соглашением о сотрудничестве сопредельных областей Российской Федерации и Республики Казахстан и основываясь на положениях Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанного государствами СНГ в феврале 1992 года, стороны, подписавшие Протокол намерений, согласились укреплять и развивать взаимодействие в сфере управления трансграничными водными объектами, в интересах развития экономики, повышения жизненного уровня населения, сохранения благоприятной природной среды и обеспечения экологической безопасности.
В Республике Казахстан при поддержке Министерства финансов Франции с апреля 1999 года по декабрь 2000 года консорциумом ANTEA – OIE – SAFEGE (Франция) выполнялся проект FASEP, который позволил определить «Программу действия по улучшению качества воды в бассейне Иртыша в республике Казахстан» в трех крупнейших городах бассейна: Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск.
Следующим этапом создания международной системы управления ресурсами бассейна стал Проект «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш», который осуществлялся в Республике Казахстан и Российской Федерации при финансировании Французским фондом окружающей среды (FFEM).
Принцип проекта трансграничного управления был утвержден Казахстаном и Россией в форме Меморандума, подписанного 10 мая 2000 года в Париже. В соответствии с Меморандумом создана структура управления Проектом, включающая Наблюдательный Совет, и Иртышскую подкомиссию, которые были официально утверждены протоколом, подписанным 13 апреля 2001 в Павлодаре (Казахстан).
Осуществление проекта было поручено консорциуму OIE – ANTEA – SAFEGE (Франция).
Цель проекта: обеспечить управление водными ресурсами Иртыша, осуществляемое совместно Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Задачи проекта:
-
Создание межгосударственной системы оценки, контроля и управления водными ресурсами Иртышского бассейна.
-
Улучшение водоснабжения и качества водных ресурсов Иртыша посредством применения принципов бассейнового управления.
Направления деятельности:
-
В течение 3 лет предоставление экспертов консорциума с целью обеспечения технической помощи сторонам, задействованным в проекте.
-
Финансирование проведения измерений в определенных местах, приобретение оборудования и проведения работ специалистами на местах.
-
Организация собраний для обсуждений и совместного планирования.
-
Повышение эффективности деятельности учреждений, задействованных в проекте.
Зона проекта (изучаемая территория) включала в себя реку Иртыш от станции Буран, ближайшей на территории Казахстана к границе с Китаем, до Красноярки, первой станции после города Омска, что составляет около 1750 километров. Исследуемая территория имеет площадь 337 тыс км
2 и расположена в центре Евразии между 56° и 44° северной широты и 72° и 90° восточной долготы. Её средняя протяженность с севера на юг около 1200 км, а с запада на восток около 300 км. В административном отношении зона проекта включает Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области Республики Казахстан, а также Омскую область России.
Для обеспечения эффективного управления ресурсами Иртыша в ходе проекта была создана информационная система ИРБИС как инструмент управления и обмена данными по воде и водопользованию.
Основанием для реализации ИРБИС послужило Российско-Казахстанское Соглашение по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов (27 августа 1992), указывающее на необходимость организации регулярных обменов гидрологическими прогнозами, информацией о качестве воды и ее уровне в бассейнах трансграничных водных объектов (Статья 12), и Положение к Соглашению (7 января 1993), предусматривающее создание единой информационной базы по изучению водных ресурсов и гидролого-метеорологическим данным (Статья 2.5).
Сложность организации ИРБИС была связана с тем, что за сбор, хранение и обработку данных, включая их распространение, отвечают различные государственные организации двух стран. При этом данные в основном передаются по вертикали (с низших уровней на высшие, в пределах одной организации), а обмен между различными организациями практически отсутствует.
Система ИРБИС как инструмент комплексного управления водными ресурсами, может комбинировать информацию о состоянии водных ресурсов с информацией о воздействии на водные ресурсы, но при этом необходима разработка нормативных документов, регламентирующих порядок обмена информацией между организациями.
В ходе выполнения Проекта были разработаны основные компоненты системы:
1. База данных ИРБИС.
2. Географическая информационная система.
3. Сайт в сети Интернет.
База данных ИРБИС разработана в среде MS Access и предназначена, как для организации хранения справочных данных (гидрологическая сеть, загрязнители, пользователь, сети мониторинга и т.д.), так и для организации связи с существующими данными о количественных и качественных характеристиках.
Географическая информационная система (ГИС) бассейна, представляет собой взаимосвязанную послойную систему картографической информации, разработанную с применением программного обеспечения ArcView.
В качестве основы были выбраны топографические карты бассейна масштаба 1:500000, которые переведены в электронный вид, а также электронная цифровая карта DCW. Кроме того, на основе собранных данных, построены дополнительные слои ГИС, охватывающие зону проекта в России и Казахстане.
Предложенная в ходе Проекта модель организации хранения информации ИРБИС, предусматривала возможность установления взаимосвязи между Базой данных и ГИС. Такой подход может обеспечить получение аналитической информации на основе обработки исходных данных для выполнения ряда задач:
-
По управлению речным бассейном.
-
По диагностике и мониторингу.
-
По количественному моделированию.
-
По информированию общественности.
В ходе Проекта разработан и размещен в сети Интернет сайт WWW.IRMIC.ORG, который содержит общедоступные данные и документы, разработанные в ходе Проекта. Предполагается использование этого сайта в качестве официального во вновь создаваемой Иртышской комиссии.
Для организации информационной системы был приобретен и установлен аппаратно-программного комплекса ИРБИС, включающий серверы баз данных в России и Казахстане, рабочие станции поставщиков информации и программное обеспечение. В ходе внедрения системы прошли обучение использованию MS Access, ArcView и Irbis специалисты более десяти организаций двух государств.
С целью оптимизации системы наблюдения за качественными и количественными показателями Иртыша, в ходе Проекта изучалась система мониторинга поверхностных и подземных вод, сложившаяся в России и Казахстане. Основные учреждения, осуществляющие мониторинг в России и Казахстане, сохранились с советских времен (Гидромет, Санэпиднадзор, Водоканал, БВУ и т.д.). При этом в обеих странах применяются одинаковые методики аналитических исследований и однотипное оборудование. Однако за последние годы произошли существенные изменения, как на местном, так и на министерском уровне, и сокращение объема финансирования работ.
В результате изучения систем мониторинга, составлены приоритетные списки оборудования и приобретены некоторые аналитические приборы, соответствующие местным и международным нормам.
Методологической новацией Проекта стала разработка цифровых карт уязвимости по бассейну Иртыша на основе геологической карты и гидрогеологических данных, полученных с наблюдательных постов, скважин и источников потенциального и реального загрязнения. Данные карты выступают основой, позволяющей адаптировать и оптимизировать сеть наблюдений за качеством подземных и поверхностных вод.
В ближайшем времени мониторинг может быть улучшен по следующим направлениям.
1. Учет поведения тяжелых металлов, являющихся основными загрязнителями бассейна. Организация наблюдений донных отложений, водных растений, рыб, почв в городской и промышленной зонах.
2. Построение гидрогеохимической модели, при участии коллективов, осуществляющих мониторинг, с тем, чтобы определить, какие процессы, и в какой мере обуславливают качество водных ресурсов.
3. Продолжение оптимизации сети мониторинга путем совершенствования карты уязвимости и учета экономических рисков и факторов.
4. Расширение зоны мониторинга, к истоку Иртыша в Китае и к устью в Тюменской области России.
Одна из главных задач проекта - создание обобщенной модели водного баланса отдельных участков реки Иртыша, с прилегающей к ним частными водосборными площадями (водозаборы и сбросные каналы, испарение с водной поверхности, изъятие воды на насыщение горных пород, изъятие и добавка воды при льдообразовании и т.д.).
Конечной целью разработки гидрологической модели являлся расчет прогнозных сценариев в реальном времени. Модель должна была обеспечивать описание в широком диапазоне гидрологических и гидрогеологических процессов, а также систем водопользования.
Основой гидрологической модели взято уравнение водохозяйственного баланса. Гидрологическая модель составлена для среднего года. Расчетным периодом определен период 1983-1992 гг., а все составляющие водохозяйственного баланса рассчитывались за месячный интервал. Для разработки модели были подробно изучены физико-географические, метеорологические, гидрологические, гидрогеологические условия территории и материалы водохозяйственных организаций по учету приходных и расходных статей баланса.
Модель реализована в виде программного комплекса с использованием языка Visual Basic и электронных таблиц Microsoft Exсel. Расчет можно производить отдельно для каждого сектора, используя результаты предыдущего участка для расчета последующего участку или сразу для всех секторов. Результаты работы модели представляются как в табличном виде, так и в виде графиков.
Принципиальная схема модели позволяет производить количественную оценку состояния водных ресурсов по выделенным секторам на любой период любого года при наличии соответствующих исходных данных. Кроме того, в модели предусмотрен прогноз изменения ресурсов речного стока:
-
на ближайшее будущее (2010 г),
-
на среднюю перспективу (2020 г.),
-
долгосрочный прогноз (2030 г.).
Как показывают результаты моделирования, расход реки к 2030 году резко уменьшается, и в летний период во всех створах кроме створов Омска и Красноярки расходы снижаются до нуля. Некоторое повышение расхода Иртыша у створа Омска и далее происходит за счет стока реки Омь.
Сравнив приходные и расходные части водохозяйственного баланса за периоды 2010-2020-2030 годы, можно определить природу предполагаемого снижение расхода Иртыша. При относительно одинаковых значениях приходной части водохозяйственного баланса, к существенному снижению водных ресурсов приводит увеличение объема водопотребления республикой Китай и объема водозабора каналом Иртыш-Караганда (Казахстан).
Таким образом, полученные в результате моделирования выводы свидетельствуют о возможном появлении в ближайшем будущем проблем, связанных с водообеспечением таких крупных потребителей воды как Павлодар и Омск. Следовательно, возникает необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на предотвращение дефицита водных ресурсов, как на местном, так и на межгосударственном уровнях.
Расчет и анализ прогнозных сценариев до 2030 г., как в пределах Казахстана, так и в пределах Омской области (РФ) показал, что необходима перестройка режимов работы гидроузлов (режимов попусков) с целью создания экологического равновесия в бассейне Иртыша, включая пойму, и оптимизации режима водопотребления.
Основным рабочим органом Проекта являлась Иртышская подкомиссия, созданная в рамках действующей Российско-Казахстанской комиссии по трансграничным рекам. Проведено пять заседаний этой комиссии:
-
октябрь 2001 (Омск),
-
апрель 2002 (Усть-Каменогорск),
-
октябрь 2002 (Павлодар)
-
апрель 2003 (Омск).
-
сентябрь 2003 (Павлодар).
На заседаниях обсуждались полученные в ходе работы результаты и принимались Решения о дальнейшей деятельности.
В состав подкомиссии входили представители организаций, участвующих в процессе трансграничного управления ресурсами бассейна реки Иртыш.
От казахстанской стороны:
-
Начальник Иртышского БВУ
-
Начальник Восточно-Казахстанского территориального областного управления охраны окружающей среды
-
Начальник территориального управления охраны окружающей среды по Павлодарской области
-
Начальник ВК Центра гидрометеорологии
-
Начальник Павлодарского отдела Иртышского БВУ
-
Начальник Центра по гидрометеорологии по Павлодарской области
-
Начальник управления по ЧС
-
Президент Ассоциации водопользователей «Великий Иртыш»
-
Руководитель технического бюро Проекта РК
От российской стороны:
-
Руководитель КПР по Омской области
-
Заместитель руководителя КПР по Омской области
-
Руководитель Нижне-Обского БВУ
-
Руководитель Обь-Иртышского межрегионального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
-
Начальник Управления по делам ГО и ЧС по Омской области
-
Главный врач Областного Центра СЭН
-
Председатель Комитета Администрации Омской области
-
Представитель Законодательного Собрания Омской области
-
Руководитель технического бюро Проекта РФ
Перспективы проекта:
-
Расширение зоны управления на весь бассейн Иртыша.
-
Создание гидрохимической модели
-
Привлечение Китая к участию в процессе трансграничного управления.
Таким образом, выполнение проекта позволило получить ряд важных практических результатов, которые указывают на возможность и необходимость сотрудничества между областями России и Казахстана, расположенными в бассейне Иртыша. Французские эксперты смогли на высоком уровне представить мировые достижения в сфере управления реками и поделиться своими знаниями и умениями, а представители России и Казахстана, участвующие в выполнении проекта, показали способность воспринимать передовой международный опыт управления водными ресурсами, доказали высокий уровень компетенции и стремление к сотрудничеству при решении важных природоохранных проблем.
Реализованный проект позволит оптимизировать контроль и установить приоритеты действий по окружающей среде. Кроме того, проект укрепил сотрудничество между Россией и Казахстаном.