Главная
страница 1
Хорунжая И.А.
Дидактические материалы и задачи по географии с экономическим содержанием.


Класс

Тема

Дополнительный материал

1

2

3

6 кл.

Воздействие человека на природный комплекс.

Методические предложения. После проведения экскурсии на местности, учащимся дается задание по предложению своих путей решения экологических и экономических проблем. Например, подобрать или нарисовать самим рисунки, которые показывают негативные стороны поведения людей в природе или предприятия, наносящие вред окружающей среде. Учащиеся не только рассказывают о содержании своего рисунка, но и предлагают конкретный путь решения данной проблемы, обосновывая своё решение.

7 кл.

Географическая оболочка - наш дом.

Методические предложения. Учащимся предлагается подобрать материал из различных источников (книги, статьи, иллюстрации и т.д.), содержащий данные о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на природу материков и океанов, на его основе разработать свои проекты по охране и рациональному использованию природы нашей планеты. При защите своих проектов они отвечают на вопросы «оппонентов».

Задачи:

1.Площадь тропических лесов на планете составляет около 400 млн. гектаров. Известно, что ежегодно вырубают и сжигают примерно 7 млн. гектаров. Определите, через сколько лет могут исчезнуть с лица Земли тропические леса, если темпы их уничтожения сохраняются.

2.Известно, что в начале 60-х годов средняя глубина Аральского моря составляла около 30 метров. Забор воды из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи на орошение привел к уменьшению площади этого водоема. Гидрологи подсчитали, что каждый год его уровень падает примерно на 40 см. Вычислите, когда может прекратить существование Арал, если не принять срочных мер по его спасению.


8 кл.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

Раздел «Полезные ископаемые России»




Задачи:

1.Проанализируйте справочные данные и рассчитайте, на сколько лет хватит запасов угля, нефти и природного газа при современном уровне их добычи.

Для этого определите размеры запасов соответствующего вида топлива, определите размеры его годовой добычи и, разделив показатель запасов на показатель добычи, определите количество лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых.

Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим, и предложите ваши пути экономического решения данной проблемы.

2.»Там поставлено правильно производство, где не пропадает ни одного грамма добытой горной массы, где нет ни грамма отбросов, где ничего не улетает в воздух и не смывается водами».

Какую технологию имел в виду академик А.Е.Ферсман? Почему именно такое производство «правильно поставлено»?

Какие экономические преимущества оно имеет?

3.Определите, какие убытки понесет сельское хозяйство условного района после добычи полезных ископаемых, если известно, что 1 га таких земель ежегодно может дать сельскохозяйственной продукции на сумму около 1 млн. рублей. Подсчитайте оптимальные темпы рекультивации, если известно, что ежегодно площадь нарушенных земель в условном районе вырастает на 200 га.






Климат и климатические ресурсы. Раздел «Климат и жизнь».

Практическое задание:

1.Сосчитайте количество автомобилей, проходящих рядом с вашим домом или школой за один час. Отдельно выделите грузовые и легковые автомобили. Подсчитайте, какой ущерб экологической обстановке они приносят, если известно, что легковой автомобиль ежечасно выбрасывает около 60 куб.м. выхлопных газов, а грузовой – 120 куб.м., а при простое у светофора с включенным двигателем количество выхлопов увеличивается в 3 раза.

Только чрезвычайно ядовитой окиси углерода ежечасно тысяча автомобилей «производит» свыше 5000 куб.м.!

Попытайтесь найти суммарное количество выхлопов за день, проведя наблюдения как минимум 3 раза, в том числе в «часы пик».


Задача на определение экономических затрат.

Снеговой покров создает некоторые затруднения в жизни города, что вызывает необходимость его уборки. Подсчитайте стоимость вывоза снега за пределы города, если известно:

а) в январе 2003 года в Москве накопилось снега около 180 кг на квадратный метр;

б) площадь уборки снега составила 75 квадратных километров;

в) средняя стоимость вывоза 1 тонны снега обходится в одну тысячу рублей.





Внутренние воды и водные ресурсы.

Задание, где необходимо смоделировать ситуацию и осуществить экономический и экологический прогноз.
Река Ока- правый приток Волги. Длина реки 1500 км, площадь бассейна 245 тысяч квадратных километров – территория, равная таким странам, как Бельгия, Австрия, Португалия, Швейцария, вместе взятые. Река Ока связывала в прошлом Русь с Востоком. Воды реки в XVI веке славились изобилием рыбы. В «Писцовой книге», написанной в 1579 году, говорится, что в реке Оке водились «белуги (удивительной величины, без костей, с большой головой и широкой пастью), стерляди, севрюги, осетры, белорыбицы». В прошлом веке, в 1922 году, 90% улова составляли такие рыбы, как стерлядь, судак, подуст, лещ. В 1967 году 50% улова приходилось на судака, леща, щуку. В 90-е годы можно говорить лишь о любительском лове рыбы на Оке.

Какие исторически сложившиеся промышленные районы расположены на её берегах? Предположите причины, повлекшие оскудение рыбных запасов реки. Попробуйте сделать экономический анализ, что выгоднее для данного района: размещение промышленных предприятий или сохранение рыбных богатств этой реки?


Задачи.

1.Рассчитайте, какую площадь акватории покроет нефтяное пятно в случае аварии танкера водоизмещением в 5000 тонн? Установлено, что 1 тонна нефти, разлитой на водной поверхности, образует нефтяное пятно

площадью около 6 кв. км.

Для сравнения: площадь Ладожского озера – 17000 кв.км.

2. Подсчитайте, какой объем воды потребуется городу с населением 1 млн. жителей для разбавления сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребности города в чистой воде составляют около 0,5 млн. куб.м.

Перед сбросом в водоемы стоки должны быть разбавлены в 20-ти кратном объеме чистой воды.




Смотрите также:
Хорунжая И. А. Дидактические материалы и задачи по географии с экономическим
46.11kb.
1 стр.
Фотогеография Кузбасса Дидактические материалы по географии Кузбасса, посвященные 70-летию образования Кемеровской области Часть 1
324.91kb.
1 стр.
Методическая разработка дидактические материалы для подготовки студентов к Государственному междисциплинарному экзамену
1919.09kb.
11 стр.
Дидактические материалы по истории России XIX века. Убери лишнее
49.17kb.
1 стр.
Контрольно- измерительные материалы по географии за курс 6 класса «Физическая география» Учителя высшей категории моу-сош №6 г. Жуковского Филатова Сергея Алексеевича
268.88kb.
1 стр.
Приложение 1 Дидактические материалы к статье
149.78kb.
1 стр.
«Единицы площади». 2 класс
49.94kb.
1 стр.
Урок по географии 6 класс Движение воды в океане Учитель: Лопырева Н. В. 2012 г. Цели и задачи
70.41kb.
1 стр.
«Дидактические материалы для подготовки к сочинению в формате егэ»
1468.98kb.
10 стр.
Конспект урока географии Население мира. Численность. Воспроизводство 10 класс Учебно-воспитательные задачи
59.4kb.
1 стр.
Урока по географии в 6-а классе Движение воды в океане Учитель: Клементьева Ольга Кузьминична 2007 год Цели и задачи
70.72kb.
1 стр.
Дидактические задачи Организационный и эмоциональный настрой класса на работу
44.17kb.
1 стр.