Главная
страница 1
«Использование информационных технологий в научно-техническом творчестве учащихся» - сборник докладов I Межрегиональной научно-практической конференции «Основы экономического образования, ученического предпринимательства и научно-технического творчества: опыт, проблемы, перспективы», Томск, 2012
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ



О.Ю.Цыганкова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Малиновская средняя общеобразовательная школа» Томского района

Работая учителем информатики в общеобразовательной школе, своей основной задачей считаю научить школьников находить необходимую информацию и грамотно ее использовать, показать ученикам возможности современной компьютерной техники и программного обеспечения, пробудить в детях стремление к самообразованию и самостоятельному освоению стремительно развивающихся информационно-компьютерных технологий.

Когда кто-то из моих учеников берется за углубленное изучение выбранной темы по любой школьной дисциплине, я стремлюсь вооружить его умениями и навыками, способными помочь ему самостоятельно добыть необходимую информацию, проанализировать её и создать конкурентноспособный информационный продукт, имеющий практическое значение.

Информационно-компьютерные технологии позволяют создавать современные электронные пособия, которые имеют ряд преимуществ перед обычным учебником и, не заменяя, а существенно дополняя и иллюстрируя его, дают возможность комплексного использования разнообразных форм представления информации, что существенно повышаетстепень ее восприятия, позволяют систематизировать все полученные из различных источников данные по любой теме в единый информационный продукт.

Первым опытом такой деятельности стала работа «Растения со змеиным характером», автор Сенникова Юлия, 9 класс. Целью проекта было создание информационного продукта, с помощью которого можно рассказать учащимся начальных классов о ядовитых растениях Томской области. В результате была составлена книжка для детей, памятка для родителей, электронное пособие, созданное в редакторе PowerPoint. Пособие было апробировано в практической деятельности и получило хорошие отзывы. Оно может быть использовано учителями не только на уроках ознакомления с окружающим миром, но и на уроках биологии, географии, экологии, при подготовке к проведению экскурсий.

Работа была представлена на следующих форумах и фестивалях:


  • «Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан, кадровый резерв XXI века» – Гран-при.

  • Областной Фестиваль проектов – II место.

  • Областной фестиваль «Компьютерные ученические работы».

  • Сетевая конференция школьников «Актуальные проблемы экологии», посвященная 130-летию Томского государственного университета – III место.

Электронное пособие по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника», геометрия 7 класс», автор Тедженова Гулялек, 9 класс, отличалось от предыдущей работы тем, что оно было уже интерактивным. Автору необходимо было выяснить, что такое электронное пособие, ознакомиться с существующими рекомендациями и выбрать редактор для его создания, изучить весь материал учебника по этой теме, выбрать информацию, которую необходимо разместить в пособии, распределить ее по блокам, создать собственно пособие. Для реализации этого проекта был также использован редактор PowerPoint, он достаточно прост в применении, имеет необходимое количество инструментов для работы с текстовыми, графическими, аудио-, видеофайлами. Есть возможность анимировать объекты, что позволяет создать интерактивность. Пособие используется в 7 классе при прохождении данной темы, с его помощью дети успешно учат и доказывают теоремы.

Работа была представлена на следующих форумах и фестивалях:



  • «Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан, кадровый резерв XXI века» .

  • Областной Фестиваль проектов – I место.

  • Областной фестиваль «Компьютерные ученические работы».

Следующим опытом по созданию электронных пособий стала работа «Достопримечательности Лондона», автор Вавилонская Дарья, 7 класс.

В результате работы автором были созданы книжка о достопримечательностях Лондона, настольная игра «Путешествие по Лондону», электронное пособие в программе PowerPoint «Welcome to London».

Начиная работу над проектом, Даша практически не знала офисных программ, поскольку уроков информатики в этом классе не было, домашний компьютер был для нее только игрушкой. В результате реализации проекта она освоила поиск информации в Интернете, научилась работать в редакторах Word, Publisher, PowerPoint. Весь информационный продукт – книгу, календарь, настольную игру, электронное пособие, электронную презентацию проекта Даша создала самостоятельно. Для ребенка это было огромным прорывом в освоении информационных технологий.

Работа была представлена на следующих форумах и фестивалях:



  • Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан, кадровый резерв XXI века» – Гран-при.

  • Всероссийский Фестиваль проектов – I место.

Уже пятый год продолжается наше сотрудничество с одной из самых способных учениц школы Стрельниковой Софьей. Еще в 5 классе в редакторе PowerPoint Соня создала электронную игру «Давай играть!» для детей 3-5 лет [1]. С помощью этого пособия ребенку легче выучить цифры, игра развивает память, воображение, логику. Героями игры были выбраны готовые объекты, но интерфейс и дизайн автором были созданы самостоятельно. За время работы над проектом Соня настолько хорошо освоила этот редактор, что создать грамотно и творчески оформленную презентацию по любой теме не составляет для нее труда.

В 7 классе Софья создала электронную книжку-развивайку для дошкольников «Окружающий мир глазами Попугая» [2]. Книжка создана на мультимедийной платформе  Adobe Flash, которая позволяет работать с векторной, растровой и ограниченно с трёхмерной графикой, а также поддерживает двунаправленную потоковую трансляцию аудио и видео. Автором написано 10 сказок, подобраны загадки, все самостоятельно озвучено. Герои книжки и весь интерфейс книжки выполнен автором в Adobe Flash.



Работы Стрельниковой Софьи были представлены на следующих форумах и фестивалях:

  • Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан, кадровый резерв XXI века» – Гран-при.

  • Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан, кадровый резерв XXI века» – I место.

  • Всероссийский Фестиваль проектов – I место.

  • II Региональная выставка научно-технического творчества молодежи молодежного карьерного форума в рамках XIV Томского инновационного форума INNOVUS

  • Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» – победитель в номинации «Самый развивающий проект».

Работая над проектами, реализующимися с помощью информационно-компьютерных технологий, школьники приобретают и закрепляют навыки владения компьютером. Все приобретенные знания помогают им в дальнейшей учебе, они используют их для оформления творческих работ, опережая одноклассников на несколько порядков. Знакомясь во время работы с новыми возможностями различных редакторов, дети начинают мыслить творчески, появляются вопросы «А это можно сделать?», «А как это сделать?», начинают предлагать новые идеи и пути их реализации. Сам процесс обучения незаметно превращается в путь познания – освоив на начальном этапе элементарные методы работы на современной технике, дети чувствуют, что им этого недостаточно, а зная, что горизонты возможного непостижимо широки, стремятся наращивать свой арсенал умений и, что особенно важно, самостоятельно достигают своей цели, а затем, возможно, даже неосознанно, ставят перед собой все более сложные задачи. А если это так – моя педагогическая цель тоже досигнута.
[1]

c:\users\olga1808\pictures\безымянный.jpg

[2]c:\users\olga1808\pictures\обложка попугай.jpg


Смотрите также:
Использование информационных технологий в
57.62kb.
1 стр.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры мировой экономики Бугаенко Виктория Николаевна
332.52kb.
1 стр.
Использование информационных компьютерных технологий, как необходимое условие повышения качества образования
57.35kb.
1 стр.
Использование информационных технологий в совершенствовании медицинского обслуживания населения 14. 02. 03 Общественное здоровье и здравоохранение
303.93kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Исполняющий обязанности Министра информационных технологий Ульяновской области
144.45kb.
1 стр.
Использование информационных технологий в воспитании патриотизма школьников
42.91kb.
1 стр.
Использование информационных технологий в дистанционном обучении: ретроспектива и современное состояние
99.89kb.
1 стр.
Семинар Казначейского Сообщества pempal «Использование информационных технологий в казначейских операциях ii»
65.52kb.
1 стр.
Использование современных информационных технологий при разработке интернет-системы обучения программированию
31.77kb.
1 стр.
Практикум для педагогов школ и удо «Использование PowerPoint для создания информационных, методических и дидактических материалов»
240.19kb.
1 стр.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
267.8kb.
1 стр.