Главная
страница 1
Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры

Тема: «День славянской письменности и культуры»

Цели:

  1. Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и её роли в развитии человечества.

  2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.

  3. Воспитывать уважение и понимание русской культуры,  славянских традиций.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, видеоролики, скамья для сценки, оформление зала (надпись «День славянской письменности», картинки кириллицы, глаголицы, славянских букв, греческого алфавита, Кирилла и Мефодия и т.д.).

                                        Ход мероприятия:



Ученик 1: Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

СЛАЙД 2


Ведущий 1: 24 мая у славянских народов — русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков — отмечается особый праздник - «День славянской письменности», день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.

СЛАЙД 3


Ведущий 2: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?

Ведущий 1: Как возник у каждого народа его родной язык?

Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим повествовательным и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.

СЛАЙД 4


Ведущий 1: Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции).

Ведущий 2: В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

СЦЕНКА (на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)

Автор 1: На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Автор 2: Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Автор 1: Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Младший брат: А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

Старший брат: Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания - всё от греков.

Младший брат: А почему у славян нет своих книг?


Старший брат: Потому что писать на славянском языке нельзя.

Автор 2: В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель: Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Младший брат: Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

(Братья и учитель уходят)

Автор 1: Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать  азбуку славян.

СЛАЙД 5


Ведущий 1: Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии — подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.

СЛАЙД 6


Ведущий 2: Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

СЛАЙД 7


Ведущий 2: Многие славяне в то время еще поклонялись древним богам, приносили кровавые жертвы их деревянным изображениям - идолам. И братья решили открыть славянам истину христианства, пролить на них свет Божьего слова. Для этого потребовалось изложить на родном языке славян те священные книги, в которых говорилось об Иисусе Христе. По разным славянским землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье, проповедовали и прославляли Христову веру.

СЛАЙД 8


Ведущий 1: С этой задачей братья успешно справились: Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием приступили к переводу церковных книг на язык славян.

Ведущий 2: 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Ученик 2:

ГИМН СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛАВЯН

Слава Вам, братья, славян просветители, 


Церкви Славянской Святые Отцы! 
Слава Вам, правды Христовой учители, 
Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,


Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

ВИДЕОРОЛИК «Гимн святым Кириллу и Мефодию»

СЛАЙД 9


Ведущий 1: Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33.

Ведущий 2: Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых (равноапостольные).

СЛАЙД 10


1 чтец: По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

СЛАЙД 11


2 чтец: Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

СЛАЙД 12


3 чтец: Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
СЛАЙД 13

Ведущий 1: Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

СЛАЙД 14


Ведущий 2: Письменность - одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живём в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли — сколько трудностей сразу возникает в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезёт нас автобус, какими товарами торгует магазин, какой фильм идёт в кинотеатре, как  правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком «бесписьменном» мире.

СЛАЙД 15


 Ведущий 1: А ведь было время, когда люди не умели ни писать, ни читать. И вовсе не потому, что были глупыми, просто людей было немного, а их знания об окружающем мире были так малы, что записывать ничего не требовалось. Всё, что они знали, прекрасно умещалось в памяти.

 Ведущий 2: Но время шло, знания людей расширялись, они уже не умещались в памяти человека — вот тогда и возникла письменность.

 Ведущий 1: Древнейшую письменность мы называем «Пиктографией» - рисуночным письмом.

Ребята, а где были обнаружены первые рисунки? (Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.)

СЛАЙД  16

Ведущий 2: А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки).

     Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.

СЛАЙД 17

Ведущий 1: Иероглифы — первоначально означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время — в Китае и в Японии. Иероглиф обозначал слово или слог.      Овладеть таким письмом было очень трудно — ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.

СЛАЙД 18


Ведущий 2: Клинопись — письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.

СЛАЙД 19, 20



Ведущий 1: Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

СЛАЙД 21


Ведущий 2: Появлению русской азбуки, как было уже сказано, мы обязаны двум братьям - Кириллу и Мефодию.

 Ведущий 1: С 863 года ведёт своё начало славянская письменность. С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамотности.

СЛАЙД 22

Ведущий 2: Появились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется Кириллицей, в память святого Кирилла.

СЛАЙД 23


Ученик 3: Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»

            Так вот они – наши истоки,

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» - заявила Вселенной,

           «Я есмь!» - заявила векам.
СЛАЙД 24
Ведущий 1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

СЛАЙД 25
Ведущий 2: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит.


СЛАЙД 26, 27, 28

Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.


СЛАЙД 29
Ведущий 1: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.


СЛАЙД 30, 31
Ведущий 2: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “и десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

Ведущий 1: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33.
СЛАЙД 32
Ведущий 1: Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю.


СЛАЙД 33
Ведущий 2: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Ведущий 1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ученик 4: Кирилл и Мефодий - любимцы в народе,

Культура славян начинается с них,

И все, что свершили Кирилл и Мефодий,

Есть самоотдача для блага других.



Ведущий 2: Мы чтим сегодня святых Кирилла и Мефодия, давших память нашему слову, зримость русской речи. Когда за буквой буква ложится на бумагу, нам ещё ярче открывается красота и глубина родного языка.

Ведущий 1: Мы пишем: «Отчизна», «Родина», «Народ», «Россия». Родная речь становится нам зримой. Так на уроке рождается под детским пером жизнь букв. И пишет их и Таня, и Алёша, и Нина с Олей, и Ваня. Те буквы, что начертали Кирилл и Мефодий.

Ведущий 2: После смерти братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. На иконах, как можно здесь видеть, их всегда изображают вместе.  

Ведущий 1: Славяне внесли бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры великими произведениями литературы, музыки, архитектурными памятниками, научными открытиями.

ВИДЕОРОЛИК «Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия»

СЛАЙД 34


Ученик 5:  Родная речь – Отечеству основа,
    Не замути Божественный родник –
    Храни себя – душа рождает слово –
    Великий святорусский наш язык.

СЛАЙД 35


Ученик 6: Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века.

СЛАЙД 36


Ученик 7:  И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
    И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
    Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!

СЛАЙД 37


Вместе (все ученики):  Слава Кириллу, слава Мефодию – братьям святым!

СЛАЙД 38, 39



Ученик 8: Язык, великолепный наш язык,
Речное ли, степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и вечный рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,


Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше,
Березовая роща. Свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше…

Константин Бальмонт (1925)

СЛАЙД 40


Смотрите также:
Методические рекомендации для социальных педагогов коц по проведению Дня славянской письменности и культуры
345.77kb.
1 стр.
Календарь выставок библиотеки мгоу май2013 год
71.48kb.
1 стр.
День славянской письменности и культуры Учитель
76.25kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры
871.09kb.
5 стр.
«День славянской письменности и культуры»
111.06kb.
1 стр.
24 мая день славянской письменности и культуры
41.58kb.
1 стр.
День славянской письменности и культуры праздник для учащихся
75.28kb.
1 стр.
Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской, посвящённого Дню славянской письменности и культуры
73.53kb.
1 стр.
Дни славянской письменности и культуры
145.25kb.
1 стр.
План основных праздничных мероприятий, посвященных Дням славянской письменности и культуры в Москве 2013 г
94.06kb.
1 стр.
Викторина: «День славянской письменности!»
59.03kb.
1 стр.
Программа 24-25 мая Дни славянской письменности и культуры в Венгрии: 1150 лет славянской письменности
62.36kb.
1 стр.