Главная
страница 1
План-конспект урока литературы, проведенного

учителем русского языка и литературы,

Порфирьевой Любовью Вениаминовной.
Человек с каменным сердцем.

(Урок внеклассного чтения по притче О.Уайльда «Мальчик-звезда»).


Мысли, внушенные сказками, растут с человеком…

Лучше слепые глаза, чем каменное сердце.

Повесть об Акире Премудром.
Цели урока:

  • проследить за тем, каким был жизненный путь героя сказки;

  • выяснить, почему его называли человеком с каменным сердцем;

  • определить понимание истинной красоты человека.

Оборудование и материалы:

мультимедийная презентация к уроку, портрет О.Уайльда, рисунки учащихся, оформление звездной дорожки, на парте у каждого – звездочка.

Формы и методы работы: беседа с элементами анализа текста, чтение фрагментов сказки и обсуждение .


Словарная работа:

Притча – иносказательный поучительный рассказ.

Ход урока:

1.Организационный момент.

«Здравствуйте!» - мы друг другу сказали.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьезном, вечном. Как сделать нашу жизнь чуточку добрей, светлей, лучше? А поможет нам замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки «Мальчик- звезда». (Слайд).


2.Знакомство с биографией писателя. (Слайд).

Английский писатель, драматург, критик. Родился в семье известного ирландского хирурга и англичанки, поэтессы. Учился в Дублинском и Оксфордском университетах.

После окончания университета отправился в путешествие по Италии и Греции;

в 1882 в городах США выступал с лекциями по эстетике. Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Первая книга ("Стихи") вышла в 1881.

Среди произведений Оскара Уайльда - стихотворения, сказки ("Счастливый принц”, "Звездный мальчик”), новеллы (Кентервильское привидение”), романы, пьесы, критические статьи.
3. Словарная работа. Понятие о притче.

4. Итак, давайте погрузимся в волшебный мир этой сказки.

Инсценировка фрагмента сказки с участием учащихся 11а класса.

5.Обсуждение диалога лесоруба и его жены:

-Из каких побуждений лесоруб решил взять чужого ребенка?

-Как отнеслась к этому его жена?

-Как вы понимаете слова лесоруба? В каком смысле употребляется слово «стужа»? (Слайд)

6.Работа по началу сказки.

-Обратите внимание на начало сказки. В какой мир они нас погружают? (В мир лютого холода)

-Что олицетворяет собой холод? (Мир зла)

7.Прогнозирование будущего ребенка, пришедшего в этот мир.

-Каким будет дите, найденное в студеном лесу?

8. Осмысление названия сказки.

Подбор ассоциаций к слову «звезда» (Учащиеся перечисляют)

(Слайд №)

-Кого из героев автор называет человеком с каменным сердцем?

9.Запись темы урока, определение целей.

10.Анализ характера главного героя.

-В какой семье вырос и каким стал Мальчик-звезда?

-Найдите описание внешности героя. ( Понятие о литературном портрете)

Литературный портрет – словесное изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка.

-Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок
-Каких подступов ожидаешь от красивых людей?

-Проследите за отношениями Мальчика (слайд)


  • к окружающему миру, животным

  • к приемным родителям

  • к своим сверстникам



Работа по высказыванию Ч. Бакстона. Связь с жизнью.

Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев.

Ч.Бакстон

-Какой поступок героя вы определите как непростительный? ( Поведение по отношению к матери)

-Как он отнесся к нищенке?

11.Чтение эпизода встречи с этой героиней.

-Действительно ли некрасива мать мальчика? (Она исхудала, устала в трудной дороге, исстрадалась от горя)

-Почему он не верит, что это его мать? (Считает себя сыном звезды, боится позора)

-Почему в глазах нищенки отразился ужас? (Ужаснулась тому, каким вырос ее сын)

-Каким вы представляете себе героя в этой сцене: красивым или некрасивым? Что делает людей некрасивыми?

-Как определил поведение мальчика приемный отец?

-Какие понятия включает это выражение? (Слайд)

-На что обречен человек с каменным сердцем? Как он был наказан? ( Ответы на слайде)


  • уродливое обличие;

  • гонения, насмешки;

  • душевная боль, страдания;

  • одиночество.

-Что почувствовал мальчик, когда все отвернулись от него? (Появились слезы.)



-Отчего он плачет? Что за слезы?
- Что для М.Н. было тяжелее: утерять красоту или испытать на себе жестокость людей, считающих себя более красивыми? Чем он?
- Что испытывали вы, когда читали о произошедших с Мальчиком-звездой изменениях?
- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Только ли внешности коснулось преображение нашего героя? С чего начинались изменения в его душе? ( С сострадания.)
12. Выводы по сказке (слайд):
Истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
При красоте невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

И.Шевелев

13.Вопросы для размышления (слайд):

  • Почему Мальчик-звезда ценил больше всего на свете красоту лица, а не человеческую доброту?

  • Почему так долго Мальчик-звезда не защищал и не понимал зверюшек?

  • Кто больше всех страдал на свете от плохих поступков Мальчика-звезды?

  • Можно ли простить Мальчику все беды и несчастья, которые он причинил людям?

  • За что мама Мальчика-звезды любила своего сына?

  • Разве можно отказаться от своей мамы?

  • Почему все сверстники повиновались Мальчику-звезде?

  • Может ли эта сказка научить чему-нибудь взрослых?

  • Грустный или веселый конец сказки?

  • Почему Мальчик-звезда так рано умер и не успел сделать много хорошего?

  • Почему преемник Мальчика-звезды был тираном?

  • Имеет ли человек право считать себя лучше других людей?

  • Всегда ли поступки человека связаны с его будущей жизнью?


14.Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос:

«Как мы должны относиться к близким людям, которые нас окружают?»

-НАПИШИТЕ САМОЕ ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ НА ЗВЕЗДЕ.
Напутственные слова в конце урока (слайд)

Пусть благосклонна будет к тем звезда,

Кто дарит свет, тепло, улыбку людям,

Кто любит жизнь и верен ей всегда,

Хоть и подвержен грозам, бурям.
Гори, сияй, звезда, минуя туч,

На небосклоне радости и счастья,

Чтоб ни один надежды луч

Не погасили дни ненастья.


Смотрите также:
Конспект урока литературы, проведенного учителем русского языка и литературы, Порфирьевой Любовью Вениаминовной. Человек с каменным сердцем
49.35kb.
1 стр.
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем русского языка и литературы мкоу сош №1 г. Нефтекумска Ставропольского края, в соответствии с общеобразовательной программой по литературе
44.46kb.
1 стр.
Конспект урока литературы в 8 классе М. Ю. Лермонтов «поэма мцыри» Сороковая Е. А., учитель русского языка и литературы
38.1kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. Разработан учителем русского языка и литературы сош №16 Стрижовой Е. Г. Рязань 2011
115.29kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Конспект урока по литературе в 11 классе Сергей Есенин в стихах и в жизни Учитель русского языка и литературы
74kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Методические разработки уроков русского языка и литературы. Тайга-2010г
242.77kb.
1 стр.