Главная
страница 1
Урок литературы в 10 классе

Цель: апробация программы и хрестоматии по Еврейской литературе.

Цель: познакомить с именем еврейского писателя Эммануила Казакевича, ввести в мир героев повести «Звезда»; проследить, как решается проблема долга и совести, свободы, самопожертвования и ценности человеческой жизни.

Форма урока: компьютерная презентация.

Оборудование:

1.Слайды к биографии писателя.

2. Музыка А.Рыбникова к кинофильму Н.Лебедева «Звезда».

3. Фильм 2002 года - «Звезда» - режиссер Н.Лебедев.

4. Иллюстрации ребят.
1. Начало урока.

1 слайд - Литература Еврейской автономной области, хрестоматия.
Учитель - Мы начинаем работу по новому учебнику, хрестоматии по Еврейской автономной области.

- Обратили ли вы внимание, где выпущена книга?

- Кто её составители?

- Ваши впечатления о новом учебнике? (Мнение ребят).



2 слайд - Место выпуска хрестоматии, составители.

Музыка А.Рыбникова из фильма «Звезда».

Звучат стихи Э.Казакевича (Маркелов).

3 слайд - Портрет Казакевича

(Эммануил Генрихович Казакевич)

(1913 - 1962гг.)

Поэтические строчки

Счастливый мир, что я ношу в себе,

И мир вокруг меня - они едины,

Две равные большие половины,

Составившие целое в судьбе.

Вся уместилась Родина во мне.

И если мир расколот будет снова,

Я жизнь свою готов отдать стране,

Как и она спасти меня готова.
Учитель - эти строчки принадлежат Э.Г Казакевичу

(Портрет спроектирован)

Ученики рассказывают об Э.Казакевиче;

(Материал ребятами составлен на основе хрестоматии)



6 слайд - Редакция «Биробиджанер Штерн»

Мемориальная доска

(О войне)

Музыка. Начало к фильму «Звезда»



7 слайд - Учитель - «Звездою яркой вспыхнувшие жизни»

( Урок по повести «Звезда»)

Жизнь дана, я твердо знаю,

С честью чтоб её пройти, страх презрев,

Страх прозрев, одолевая

Все преграды на пути.



Б.Миллер

Учитель: Где и когда происходят события в повести?

(Весна 1944 года. Западная Украина. Советские войска, перешедшие в наступление, гонят врага с родной земли. Весенняя распутица приостанавливает это движение вперед. Враг яростно сопротивляется, отборнейшие войска СС дивизии «Викинг», переброшенные из непокорной Югославии, по плану Гитлера должны остановить наступление русских на подступах к Польше.

Полки дивизии «Викинг» во всем блеске своей первокласснейшей техники тайно сосредоточились в огромных лесах с тем, чтобы неожиданным ударом деблокировать окруженный русскими город Ковель, расчленить русских на изолированные группы и уничтожить их).

- Кто они - герои повести?

(Юные разведчики, отправленные в тыл врага, чтобы спасти миллионы жизней).

- Назовите их, как автор характеризует героев?

(Владимир Травкин-лейтенант, прославленный разведчик, скромный юноша, серьезный, верный, ходит на виду у смерти.

Иван Васильевич Аниканов - «известный всей дивизии», «деревенская основательность в нем», сибиряк, богатырь.

Сержант - Марченко - рабочий - металлист, сметливый, мужественный разведчик. (Погиб).

Сержант Мамочкин - лихой, «несдержанный, смелый, самолюбивый, «бесшабашный» портовый рабочий, храбрый разведчик.

Бражников и Быков - испытанные старые разведчики.

Юра Голубовский - семнадцатилетний мальчик, которого нежно называли «Голубь».

Феоктистов - высокий красавец.

Лейтенант Мещерский - стройный, голубоглазый, поэтичный.)

- Почему автор подробно не рассказывает о довоенной жизни героев?

(Автор отдельными штрихами, деталями подает сведения из биографии героев. Для него человек раскрывается в поступке, в отношении к делу в настоящий момент, а момент этот - война. И этим всё сказано. Война становится испытанием, которое они с честью выдержали. Это главное в повести.)

Какие художественные приемы помогают автору создать образы героев?

Приведите примеры.

( - детали портрета - гл. 1, стр.7;

- речевая характеристика

- письма (гл.3)

- отношение друг к другу: гл.1, 3

к Травкину - гл. 3

к Мамочкину - гл.3

- Лирические отступления - обобщения автора, которые носят приподнятый, романтический характер; высокий стиль, возвышенная лексика

гл.1 стр.8, 10 «Всадники»

- Пейзаж - гл.8, гл.6

В этих описаниях чувствуется любовь автора к героям.)

- На войне человек в любой должности - в опасности. Почему же с такой грустью и сочувствием провожают уходящих в разведку?

(Будучи сам разведчиком, автор точно передает драматизм разведчика в 7гл. Зачитать).

- Что испытывают разведчики, уходящие на дело?

(Постоянное ощущение опасности, страх. Желание жить. Чувство долга, мужество при захвате «языка», находчивость и решительность по пути к цели через лес, напичканный фашистами).

Правы ли разведчики, убивая немца, который оказался рабочим? (гл.9)

- Что они чувствуют, убив человека?

(Природа разведчиков противоестественна убийству, но от их действий, от выполненного ими задания зависит жизнь дивизии, судьба страны.)

- Чем становятся для них позывные «Звезда»? гл.6 (кадр из фильма)

(Символом единения. Гл.8)

Они - одно целое - звезда, которая непременно должна выполнить задачу - гл.8

Звезда - голос из вселенной - зовущий, любящий, поддерживающий, ждущий, верящий).

Как автор передал в повести отношение к войне?

(Вложил своё отношение к войне в уста любимых героев, мудрого созидателя (строитель) капитана Бугоркова.

Гл.2 - «война - великая бездомность»

гл.11 Бугорков в финале.

Картины природы: гармоничность и красота в природе перекликаются с красотой и обонянием разведчиков. Война разрушает, убивает: красоту, любовь, жизнь).

Какие эпизоды переворачивают душу? Зачитайте.

(стр.60 - гибель Юры, стр.75 - ожидание Кати, обессиленные разведчики.

Ученики читают наизусть отрывки из повести).

Как могли бы сложиться судьбы героев?

(Обратите внимание на метафору: «затрепетало чувство над пропастью крокодила»)

По повести создано 2 фильма:

1949г - Александр Иванов

2002 г - Николай Лебедев

Посмотрим финал. В чем особенность финала в фильме? Почему Н.Лебедев несколько отступил от содержания повести?

(В книге - раненые разведчики растворяются в бескрайних лесах, попавшие в облаву, они погибают один за другим, выполнив свой долг. В фильме - режиссер верен авторскому замыслу: гибнут как одно целое на крыше сарая, сгорая от минометного огня, растворяясь во вселенной. Сценаристу и оператору было важно показать последний миг в жизни героев, их мужество и прозвучавшие последние слова сержанта Мамочкина: «Умирать- то, лейтенант, не хочется». Каждый из героев прекрасен своей жертвенностью, способностью отдать жизнь за выполнение боевой задачи. Подвиг их оплачен жизнью других).

Просмотр финала фильма.

Домашнее задание:

1. Прочитать эпизод из романа Э.Казакевича «Весна на Одере» по хрестоматии.

2. Ответить на вопрос: какие обстоятельства осложняют выполнения долга разведчиками в романе «Весна на Одере»



Урок подготовила и провела Павлова Людмила Михайловна


Смотрите также:
Урок литературы в 10 классе Цель: апробация программы и хрестоматии по Еврейской литературе
53.11kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой.
86.39kb.
1 стр.
Урок по литературе 7 класс Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме «Образ главного героя в героической повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
92.63kb.
1 стр.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13 «Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13 Проблема
208.91kb.
1 стр.
Урок по литературе в 8 классе «Это честное, благородное лицо был смех»
84.39kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в X классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта; «Программы по литературе для 5 11 классов»
766.7kb.
4 стр.
Урок литературы в 11 классе Велимир Хлебников наш земляк
51.09kb.
1 стр.
Конспект урока литературы «Традиции русского романса»
123.14kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова. Дидактическая цель
59.55kb.
1 стр.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
148.05kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: Одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы гоу сош №985 Саморукова Л. Н. Цель
65.94kb.
1 стр.