Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Цель: апробация программы и хрестоматии по Еврейской литературе. Цель: познакомить с именем еврейского писателя Эммануила Казакевича, ввести в мир героев повести «Звезда»; проследить, как решается проблема долга и совести, свободы, самопожертвования и ценности человеческой жизни. Форма урока: компьютерная презентация. Оборудование: 1.Слайды к биографии писателя. 2. Музыка А.Рыбникова к кинофильму Н.Лебедева «Звезда». 3. Фильм 2002 года - «Звезда» - режиссер Н.Лебедев. 4. Иллюстрации ребят.
- Обратили ли вы внимание, где выпущена книга? - Кто её составители? - Ваши впечатления о новом учебнике? (Мнение ребят). 2 слайд - Место выпуска хрестоматии, составители. Музыка А.Рыбникова из фильма «Звезда». Звучат стихи Э.Казакевича (Маркелов).
(Эммануил Генрихович Казакевич) (1913 - 1962гг.)
Счастливый мир, что я ношу в себе, И мир вокруг меня - они едины, Две равные большие половины, Составившие целое в судьбе. Вся уместилась Родина во мне. И если мир расколот будет снова, Я жизнь свою готов отдать стране, Как и она спасти меня готова.
(Портрет спроектирован) Ученики рассказывают об Э.Казакевиче; (Материал ребятами составлен на основе хрестоматии) 6 слайд - Редакция «Биробиджанер Штерн» Мемориальная доска (О войне) Музыка. Начало к фильму «Звезда» 7 слайд - Учитель - «Звездою яркой вспыхнувшие жизни» ( Урок по повести «Звезда») Жизнь дана, я твердо знаю, С честью чтоб её пройти, страх презрев, Страх прозрев, одолевая Все преграды на пути. Б.Миллер Учитель: Где и когда происходят события в повести? (Весна 1944 года. Западная Украина. Советские войска, перешедшие в наступление, гонят врага с родной земли. Весенняя распутица приостанавливает это движение вперед. Враг яростно сопротивляется, отборнейшие войска СС дивизии «Викинг», переброшенные из непокорной Югославии, по плану Гитлера должны остановить наступление русских на подступах к Польше. Полки дивизии «Викинг» во всем блеске своей первокласснейшей техники тайно сосредоточились в огромных лесах с тем, чтобы неожиданным ударом деблокировать окруженный русскими город Ковель, расчленить русских на изолированные группы и уничтожить их). - Кто они - герои повести? (Юные разведчики, отправленные в тыл врага, чтобы спасти миллионы жизней). - Назовите их, как автор характеризует героев? (Владимир Травкин-лейтенант, прославленный разведчик, скромный юноша, серьезный, верный, ходит на виду у смерти. Иван Васильевич Аниканов - «известный всей дивизии», «деревенская основательность в нем», сибиряк, богатырь. Сержант - Марченко - рабочий - металлист, сметливый, мужественный разведчик. (Погиб). Сержант Мамочкин - лихой, «несдержанный, смелый, самолюбивый, «бесшабашный» портовый рабочий, храбрый разведчик. Бражников и Быков - испытанные старые разведчики. Юра Голубовский - семнадцатилетний мальчик, которого нежно называли «Голубь». Феоктистов - высокий красавец. Лейтенант Мещерский - стройный, голубоглазый, поэтичный.) - Почему автор подробно не рассказывает о довоенной жизни героев? (Автор отдельными штрихами, деталями подает сведения из биографии героев. Для него человек раскрывается в поступке, в отношении к делу в настоящий момент, а момент этот - война. И этим всё сказано. Война становится испытанием, которое они с честью выдержали. Это главное в повести.) Какие художественные приемы помогают автору создать образы героев? Приведите примеры. ( - детали портрета - гл. 1, стр.7; - речевая характеристика - письма (гл.3) - отношение друг к другу: гл.1, 3 к Травкину - гл. 3 к Мамочкину - гл.3 - Лирические отступления - обобщения автора, которые носят приподнятый, романтический характер; высокий стиль, возвышенная лексика гл.1 стр.8, 10 «Всадники» - Пейзаж - гл.8, гл.6 В этих описаниях чувствуется любовь автора к героям.) - На войне человек в любой должности - в опасности. Почему же с такой грустью и сочувствием провожают уходящих в разведку? (Будучи сам разведчиком, автор точно передает драматизм разведчика в 7гл. Зачитать). - Что испытывают разведчики, уходящие на дело? (Постоянное ощущение опасности, страх. Желание жить. Чувство долга, мужество при захвате «языка», находчивость и решительность по пути к цели через лес, напичканный фашистами). Правы ли разведчики, убивая немца, который оказался рабочим? (гл.9) - Что они чувствуют, убив человека? (Природа разведчиков противоестественна убийству, но от их действий, от выполненного ими задания зависит жизнь дивизии, судьба страны.) - Чем становятся для них позывные «Звезда»? гл.6 (кадр из фильма) (Символом единения. Гл.8) Они - одно целое - звезда, которая непременно должна выполнить задачу - гл.8 Звезда - голос из вселенной - зовущий, любящий, поддерживающий, ждущий, верящий). Как автор передал в повести отношение к войне? (Вложил своё отношение к войне в уста любимых героев, мудрого созидателя (строитель) капитана Бугоркова. Гл.2 - «война - великая бездомность» гл.11 Бугорков в финале. Картины природы: гармоничность и красота в природе перекликаются с красотой и обонянием разведчиков. Война разрушает, убивает: красоту, любовь, жизнь). Какие эпизоды переворачивают душу? Зачитайте. (стр.60 - гибель Юры, стр.75 - ожидание Кати, обессиленные разведчики. Ученики читают наизусть отрывки из повести). Как могли бы сложиться судьбы героев? (Обратите внимание на метафору: «затрепетало чувство над пропастью крокодила») По повести создано 2 фильма: 1949г - Александр Иванов 2002 г - Николай Лебедев Посмотрим финал. В чем особенность финала в фильме? Почему Н.Лебедев несколько отступил от содержания повести? (В книге - раненые разведчики растворяются в бескрайних лесах, попавшие в облаву, они погибают один за другим, выполнив свой долг. В фильме - режиссер верен авторскому замыслу: гибнут как одно целое на крыше сарая, сгорая от минометного огня, растворяясь во вселенной. Сценаристу и оператору было важно показать последний миг в жизни героев, их мужество и прозвучавшие последние слова сержанта Мамочкина: «Умирать- то, лейтенант, не хочется». Каждый из героев прекрасен своей жертвенностью, способностью отдать жизнь за выполнение боевой задачи. Подвиг их оплачен жизнью других). Просмотр финала фильма. Домашнее задание: 1. Прочитать эпизод из романа Э.Казакевича «Весна на Одере» по хрестоматии. 2. Ответить на вопрос: какие обстоятельства осложняют выполнения долга разведчиками в романе «Весна на Одере» Урок подготовила и провела Павлова Людмила Михайловна Смотрите также: Урок литературы в 10 классе Цель: апробация программы и хрестоматии по Еврейской литературе
53.11kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. «Л. Н. Толстой.
86.39kb.
1 стр.
Урок по литературе 7 класс Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме «Образ главного героя в героической повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
92.63kb.
1 стр.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13 «Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13 Проблема
208.91kb.
1 стр.
Урок по литературе в 8 классе «Это честное, благородное лицо был смех»
84.39kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в X классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта; «Программы по литературе для 5 11 классов»
766.7kb.
4 стр.
Урок литературы в 11 классе Велимир Хлебников наш земляк
51.09kb.
1 стр.
Конспект урока литературы «Традиции русского романса»
123.14kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова. Дидактическая цель
59.55kb.
1 стр.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
148.05kb.
1 стр.
Интегрированный урок-концерт в 9-м классе Карымова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Статья отнесена к разделу
108.19kb.
1 стр.
Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: Одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы гоу сош №985 Саморукова Л. Н. Цель 65.94kb.
1 стр.
|