Главная
страница 1
Задание № 10-11 10 -11 классы

Продолжение лекции

Структура Российского общества в 16 веке.

 

В основе социальной структуры российского общества в 16 и 17 веках лежало деление на сословно-корпоративные группы. По средневековой терминологии, это были группы служилых людей, тяглых людей и холопы.



Служилые люди не платили податей, были освобождены от налогового бремени, но несли в пользу государства службу.

Верхи служилых – «служилые люди по отечеству». Служба этих людей носила наследственный характер. К этой категории относились бояре, дворяне, дети боярские. Боярские чины: боярин, окольничий, принадлежали представителям княжеско-боярской аристократии. Они входили в состав Боярской думы, назначались наместниками на уезды, станы, волости, предводительствовали войсками, возглавляли наиболее значимые приказы. Князья, старинные московские боярские роды (Сабуровы, Морозовы, Ховрины, Плещеевы) служили московским властителям испокон веку. Они  стояли вокруг великокняжеского стола и знатностью своей не уступали правящему дому. Им принадлежали вотчины - держания на наследственном праве.

Известный  историк Георгий Владимирович Вернадский отмечал, что процесс формирования стоящей у власти элиты государства Российского в основном завершается к концу 15 века.

На социальной лестнице князья стояли выше бояр, но в отличие от последних, должны были давать великому князю клятву в вечной верности и подписывать присягу о неотъезде. В случае нарушения обязательства, по данным Г.В.Вернадского, они теряли свои владения. Выдающимися среди русских княжеских фамилий были дома Рюриковичей, к числу которых относились князья Белозерские, Долгоруковы, Курбские, Щепины-Ростовские, Лобановы-Ростовские, Оболенские, Шаховские, Шуйские, Волконские и многие другие. Не уступали в знатности Рюриковичам и Гедиминовичи - Голицыны, Куракины, Мстиславские, Трубецкие. Часть княжеских родов вышла из Орды, например, Кудашевы и Енгалычевы, князья Черкасские и Имеретинские вышли с Кавказа.

Положение княжеских и боярских родов регулировалось вплоть до конца 17 века особым порядком, получившим название - местничество. В основе него лежал официальный генеалогический указатель «Государев родословец» и список должностей «Разрядная книга». На основе двух этих документов осуществлялся подбор лиц на высшие должности в государственном управлении и  в армии.

Далее ступени в сословной лестнице занимали служилые люди, оформляющиеся в сословие дворян. Развитие этого сословия происходит из дружинников князя. Затем появляются княжьи «дворные» слуги или «слуги под дворским», в состав которых входили как вольные люди, так и холопы. Все эти категории объединяются в группу «детей боярских», так и не доросших до бояр, и «княжьих мужей», но составивших социальную основу дворянства. Их служба государю вознаграждалась поместным окладом - землями(их, в отличие от вотчины нельзя было передавать по наследству, это было держание только на условии службы) и денежными пожалованиями. Продвижение дворянина по службе обеспечивалось не столько его родовитостью, сколько преданностью престолу и личными заслугами. Поступать на государеву службу могли и выходцы из социальных низов, даже из государственных крестьян. Ранее, в удельную эпоху в каждом княжестве складывалась своя корпорация служилых людей, наиболее мощные из них были в новгородской земле, великом княжестве Тверском и, конечно же,  при дворе московских князей. С объединением русских земель вокруг Москвы происходит и консолидация представителей служилого класса, их подчинение дому «Государя Всея Руси». Дворянские чины: стольники, стряпчие, жильцы, уездное и городовое дворянство составляли основу поместного ополчения, являясь на службу «конно, людно и оружно».

Следующей категорией служилых являлись «служилые люди по прибору». Их набирали из «охочих» вольных людей. К этим категориям следует отнести стрельцов, воротников, затинщиков, пушкарей, казенных мастеров, городовых казаков, а также дьяков и подьячих (так именовали в средневековой России приказную администрацию – чиновничество). Стрелецкое войско было создано в 1550 году как полурегулярное, постоянное. Стрельцы несли гарнизонную службу, участвовали в военных походах. За свою службу они должны были получать денежное, хлебное и земельное жалование. В свободное от несения военной службы время они могли заниматься ремеслом и торговлей, владеть мастерскими и лавочками. На вооружении стрельцов, затинщиков, воротников было как огнестрельное оружие (пищали), так и холодное (бердыши и сабли).

Особое место в структуре населения занимали служители церкви – духовенство, владеющее большими землями, богатствами. Духовенство оказывало решающее влияние на духовную жизнь людей в средневековый период.

Среди духовенства выделялось «белое» - священники, живущие и проповедующие в миру, возглавляющие приходы. Они могли иметь семьи, не принося обета безбрачия., и «черное», монашествующее», удаляющееся от мира, поселяющееся в монастырях, скитах, дающее обет безбрачия.

Серьезной социальной и политической силой была церковь. Многочисленное духовенство подразделялось на «черное»- монашествующее  и «белое»- проповедующее в миру. Приходы и монастыри имели свои земли, свой суд и даже свои военные формирования. Образ жизни многих служителей церкви и монахов справедливо вызывал нарекания у прихожан. Церковь занималась ростовщической деятельностью, торговлей, концентрировала в своих руках значительные богатства. Не лишали себя «божьи слуги» и многих мирских радостей - хорошей еды, вин, медов. Чревоугодие - один из грехов, которым были подвержены и представители духовенства. Однако, существовали и иные представители духовенства - это обитатели дальних скитов, старцы, ведущие аскетический пустыннический образ жизни и исповедующие принцип «чистоты веры».

Духовенство играло значительную роль в культуре и образовании. При монастырях составлялись и переписывались летописи, жития святых, собиралась и хранилась книжная мудрость. Храмы и монастыри стали подлинными творениями русского искусства, их украшали росписи Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила и Симеона Черных, Прохора с Городца. Хотя, опять же, далеко не все священнослужители были образованными людьми. Среди них были и безграмотные дьячки, консервативные и даже косные люди, отнюдь не выступающие в качестве сторонников просвещения. Церковь фактически монополизировала духовную жизни московского государства, царила в душах и умах людей.

К тяглым, податным категориям населения относились, прежде всего, горожане – «посадские люди». Верхушку посада составляли «гости» - богатые купцы, на которых были возложены почетные обязанности взимать таможенные и кабацие пошлины. Они были так называемыми «таможенными» или «кабацкими головами». Следом за ними в структуре посада шли «гостиная сотня», «суконная сотня», иные корпорации торговцев.

Остальная часть посада состояла из беломестцев – жителей белых слобод (принадлежащих частным лицам, боярам или монастырям), и черносотенцев (жителей черных слобод, основанных на государственной земле). Только черносотенцы платили «тягло» - совокупность государственных налогов и податей, непосредственно в казну. Жители белых слобод несли повинности в пользу своего владельца, и уже владелец часть этих средств платил государству. Государство рассматривало посадских людей как объект уплаты податей, поэтому, уже по Судебнику 1497 года было запрещено «обеляться», то есть выселяться из «черных» слобод в «белые». Также закон запрещал посадским жителям продавать себя в холопы, не несущие «тягла».

Большинство населения страны составляли крестьяне. Значительная часть их остается лично свободными людьми, проживающими и хозяйствующими на черных землях, находящихся в собственности государства. Таких крестьян стали называть «черносошными». Они жили общинами. Власть в общине представлял выборный сельский староста. Сельская поземельная община, мир, пережила в России века. Она помогала преодолевать трудности, которые ставила перед земледельцем природа. Черносошные крестьяне непосредственно несли тягло в пользу государства.

Часть крестьян принадлежала царской семье и управлялась дворцовым ведомством. Их именовали дворцовыми. Они выполняли повинности в пользу государя и его семьи.

Монастырские и церковные крестьяне, хозяйствующие на землях, принадлежащих приходам и монастырям несли повинности в пользу церкви, а уже владелец расплачивался за них с государственной казной. Поскольку же церковные земли обладали «тарханом», налоговой льготой, то платежи с этих земель в казну были меньшими.

Последней категорией крестьянства являлись владельческие, принадлежащие помещикам-дворянам и боярам-вотчинникам. Они отрабатывают в пользу владельца барщину – принудительный труд на поле помещика со своим инвентарем за предоставленный надел и выплачивают помещику натуральный и денежный оброк.

Низы общества составляли бесправные холопы, «странные люди», городская беднота. Особой категорией населения стало казачество, формирующееся из беглых у окраин русского государства, на Волге и Дону.

Русское общество 15 века не разделяли жесткие сословные перегородки, разве что замкнутым был круг княжеско-боярской аристократии. Рамки остальных сословий были достаточно аморфны. Скорее не сословные границы, а специфика самого средневекового общества, его малоподвижность и скованность фиксировала положение людей, определяла их будущее.

 

 



 

Документы.

 

1.    Судебник 1497 г. о крестьянских переходах

 

О христианском (крестьянском) отказе.  А христианам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит.
 

2.     Фрагмент из «Домостроя».

 Прочитайте документ.  О каких видах хозяйственной деятельности в нем говорится? Какое значение эти занятия имели в жизни россиян?

 «А коли насадит человек капусты и свеклы, и они созреют, то листья капустные можно сварить, а станет капуста свиваться в кочан, да еще густо, то, постепенно отсекая, тоже варить; листьями же, их обламывая, кормить скотину. В ту же пору, до самой осени, борщ нарезая, сушить, он всегда пригодится - и в этот год и позднее; и капусту в течение всего лета варить и свеклу, по осени же хозяин капусту солит, а свекольный рассол готовит и солит огурцы, а летом наслаждается: ест дыни, горошек, морковь, огурцы и всякий овощ, а коли Бог послал и больше чего уродилось, то еще и продаст».

 

 

Словарные материалы.



 

Вотчина – наследственное держание земли, на которое распространялся иммунитет. Вотчину можно было продать, купить, вложить в монастырь.

Поместье -  земельное держание, которое давалось на условии военной службы князю, его нельзя было продать, купить и вложить в монастырь. Владельцами поместий были служилые люди по отечеству – дворяне и дети боярские.


Юрьев день - срок, ограничивающий переход крестьян от старых хозяев к новым, был установлен Судебников 1497 года, включал одну неделю до Ю.д.(26 ноября) и одну неделю после него. Свидетельство юридического оформления системы крепостного права.

Соха- единица обложения, введенная при Иване 4.

Тягло - комплекс натуральных и денежных сборов с населения в пользу государства.

«Заповедные лета» - период, в течение которого запрещался выход крестьян в Юрьев день от старых хозяев к новым.

«Урочные лета» - срок сыска беглых, установлен 5 летний срок в 1597 году. С 1592 стали составляться «писцовые книги», закрепляющие крестьян.

Владельческие крестьяне - крестьяне, находившиеся во владении частных лиц (помещиков, вотчинников).

Дворцовые крестьяне - крестьяне, жившие на землях, принадлежавших лично великому князю.

Пожилое - денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день.

Черносошные крестьяне - лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности.

Задания

От Великого княжества – к царству.

 

1. Самой крупной территориальной единицей России в конце 15 века был (а, о)?

 


1)

Вотчина

2)

Уезд

3)

Епархия

4)

Приказ

2. Кто управлял различными районами России от имени великого князя?

 


1)

Помещики

2)

Кормленщики

3)

Пищальники

4)

Дьяки

 3.Что такое местничество?

 


1)

Правило, которым определялось место крестьянского участка в общине, его размеры и возможность его расширения

2)

Выборы представителей от народа на местах

3)

Стремление правителей приблизить к власти людей, с которыми они выросли в одном месте и которых хорошо знали по детским годам

4)

Право каждого крупного феодала занимать то место в системе управления, которое ему принадлежало по праву знатности рода

4. В каком году был принят судебник Ивана III?

 


1)

1380

2)

1382

3)

1480

4)

1497

5. Какой государственный орган занимался земельными владениями в качестве своей главной функции в конце 15 – начале 16 веков?

 


1)

Государев двор

2)

Дворец

3)

Казна

4)

Боярская дума

 6. В чем было главное отличие поместий от вотчин?

 


1)

В размере земельного участка

2)

В расположении земельных участков на территории страны

3)

В праве владельцев распоряжаться землей

4)

В качестве земли

 7. Как называлась в средневековой Руси должность настоятеля монастыря?

 


1)

Митрополит

2)

Епископ

3)

Игумен

4)

Диакон

8. Как назывались крупные корпорации русских купцов?

 


1)

Станицы

2)

Волости

3)

Слободы

4)

Сотни

9. Соотнесите понятие и его значение

 


1. Тягло

А. Место в городах, где преимущественно проживали ремесленники

2. Посад

Б. Места проживания казаков

3. Постриг

В. Налоги и различные работы в пользу государства

4. Станицы

Г. Земельные участки с жившими там крестьянами

 

Д. Обряд принятия монашества

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 10. Какие слободы получали название белых?

 


1)

На их территории располагались православные храмы и проживало белое духовенство

2)

Несли государственные повинности

3)

Несли повинности только в пользу своих владельцев

4)

Ремесленники полностью освобождались от повинностей

 11. Выберите несколько правильных ответов

 


Какие категории крестьян существовали в средневековой Руси?

А.

Черносошные

Б.

Белые

В.

Монастырские

Г.

Владельческие

Д.

Посадские



1

2

3

4

БВД

АБД

АВГ

АГД

 12. Верны ли следующие утверждения?

 А. В 15-16 веках русские крестьяне могли переходить от одного владельца к другому.

Б. Представители духовенства на Руси не могли иметь семью.

 


1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны оба утверждения

4)

Оба утверждения неверны

13. Как назывались поселения казаков на Руси?

 


1)

Аулы

2)

Станицы

3)

Деревни

4)

Слободы

14. Каким путем вольные казаки определяли своего руководителя - атамана?

 


1)

Жребием

2)

Выборами

3)

Размером собственности

4)

Старшинством

15. Кто высказал мысль о Москве как о Третьем Риме?

 


1)

Палеолог

2)

Филофей

3)

Сергий Радонежский

4)

Нестор

16. Какую плату получали дворяне за свою службу?

 


1)

Денежную плату от великого князя

2)

Возможность собирать самостоятельно деньги с населения своего уезда

3)

Поместья

4)

Продукты

 

 17. Что такое оброк?

 

1)

Работа крестьянина на господской земле

2)

Набег казаков на соседние страны в целях наживы

3)

Передача земли по наследству от одного хозяина к другому

4)

Выплата крестьянином продуктов или денег своему хозяину

 18. Что такое барщина?

 


1)

Право перехода крестьянина от одного владельца к другому

2)

Работа крестьянина на господской земле

3)

Выплата крестьянином продуктов или денег своему хозяину

4)

Уплата дани со стороны покоренного государства победителям

19. Какой религиозный праздник был использован Судебником Ивана 3 для ограничения срока перехода крестьян от одного землевладельца к другому?

 


1)

Ильин день

2)

Рождество

3)

Юрьев день

4)

День Святой Троицы

 20. Как назывался слой земельных собственников, получавший земельные владения за свою службу?

 


1)

Боярство

2)

Дворянство

3)

Духовенство

4)

Служилые князья

 21. Как назывался принятый Иваном III документ, ставший сводом законов Российского государства?

 


1)

Русская Правда

2)

Конституция

3)

Судебник

4)

Соборное уложение

 Тесты повышенного уровня

 22. Какая причина в концепции «Москва – Третий Рим» называлась главной в падении Второго Рима – Константинополя?

 

1)

Отказался заключить брачный династический союз между московским великим князем и дочерью императора

2)

Отказался от унии с католической церковью

3)

Принял католичество и был захвачен варварами

4)

Заключил унию с католиками и поэтому был завоеван турками

 23. Выберите несколько правильных ответов

 


Какие из перечисленных категорий населения входили в Боярскую Думу?

А.

Князья из бывших самостоятельных правителей

Б.

Родовитые московские бояре

В.

Местные бояре из незнатных родов.

Г.

Представители городского самоуправления.

Д.

Магистры ремесленных цехов.



1

2

3

4

ВД

БВД

АВГ

АБ

 24. Какая из характеристик Боярской Думы является правильной?

 


1)

Дума являлась сословно-представительным органом, советовавшим великому князю решения по важнейшим вопросам

2)

Дума являлась советом при великом князе, рассматривавшим важнейшие вопросы внутренней и внешней политики

3)

Дума являлась законодательным органом, постановления которого были обязательны для всей страны

4)

Дума являлась незначительным органом, не имевшим никакого влияния на великого князя и обсуждавшим мелкие вопросы общественной жизни

 25. Какое государственное учреждение в Московском государстве в 15 веке контролировало поступление налогов?

 


1)

Боярская Дума

2)

Казна

3)

Министерство финансов

4)

Бюджетный совет

26. Продолжите фразу: «На второй ступени в системе думных чинов после бояр находились __________________»  

 27. Как назывались социальные группы в средневековой Руси, обладавшие правами и обязанностями, которые закреплялись специальными законодательными актами?

 

1)

Сословия

2)

Касты

3)

Корпорации

4)

Классы

28. Выберите несколько правильных ответов

 


Какие из перечисленных функций осуществляли бояре?

А.

Определяли соответствие художественных произведений религиозным канонам.

Б.

Командовали войсками.

В.

Были наместниками в городах.

Г.

Управляли отдельными отраслями государственного хозяйства.

Д.

Осуществляли суд над крестьянами в вотчинах.

 

1

2

3

4

АВД

БВД

БВГ

АБГД

29. Какая основная идея была воплощена в концепции «Москва – Третий Рим»?

 


1)

В России следует разрешить различные религии

2)

Византия является лидером и опорой для Московского государства.

3)

Российское государство является опорой православия в мире

4)

Если Москва отступится от православия, то возникнет четвертый Рим, который станет новым мировым лидером

 

 



Смотрите также:
Лекции Структура Российского общества в 16 веке
192.03kb.
1 стр.
1. Экономическое развитие России в начале XX века. Социальная структура российского общества начала 20 века. Ссср накануне Великой Отечественной войны. Классы
1067.55kb.
8 стр.
Остановить разрушение интеллектуального потенциала граждан российского общества
20.56kb.
1 стр.
Доклад на тему «Социальная структура современного российского общества.»
81.93kb.
1 стр.
Из истории российского предпринимательства и семейного архива
221.88kb.
1 стр.
Социальная структура общества
67.82kb.
1 стр.
Кадровая политика российского государства в армии и на флоте в XVIII веке
951.25kb.
4 стр.
«проблемы развития современного российского общества»
49.02kb.
1 стр.
Романович Н. А. О независимости сми от власти и взгляде общества на миссию российского телевидения
80.04kb.
1 стр.
Лекции. Пер с англ. М.: Издательская фирма «Восточная литература»
401.39kb.
4 стр.
Действительные члены Дальневосточного отделения российского минералогического общества по состоянию на 2010 г
162.89kb.
1 стр.
Лекции по курсу Информатика и математика Тема 1: Понятие информационного общества
202.49kb.
1 стр.