Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 «Международный славянский институт» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Методические указания Специальность 030301.65 «Психология» Составитель: к.э.н., доцент Крамаренко И.А.
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………..………………………………………………………….… 3 1. Нормативные требования к выпускной квалификационной работе.. ….…3 2. Последовательность выполнения дипломного исследования …….………11 2.1. Выбор темы и названия работы………………………………………...… 12 2.2.Составление плана дипломного исследования …………………….….… 14 2.3.Основное содержание и структура дипломной работы ….….………….. 15 3. Оформление дипломной работы ………………………………………….... 29 4. Оформление отдельных видов иллюстративного материала…………….. 31 4.1. Оформление ссылок……………………………………………….……… 31 4.2. Оформление цитат …………………………………………….………….. 32 4.3. Оформление формул …………………………………………..………….. 34 4.4. Оформление других видов иллюстративного материала …………….… 34 4.5. Оформление библиографического списка ………………………….…… 41 5. Защита дипломной работы …………………………………………………. 45 Список литературы …………………………………..………………………… 49 ВВЕДЕНИЕ
В данном пособии рассматриваются основные нормативные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной (дипломной) работе, а также описаны типичные проблемы и трудности, возникающие на различных этапах ее выполнения. Пособие предназначено для студентов по специальности психология. 1. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
– закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач; – формирование навыков ведения самостоятельной научной и (или) исследовательской работы, овладение методикой проектирования научного исследования и прикладного эксперимента; – приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных как другими исследователями, так и самостоятельно; – выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы в условиях современного производства, сфере науки, техники и культуры. 2. Дипломное исследование является квалификационной работой выпускника. По уровню исполнения дипломной работы и результатам ее защиты выпускнику могут быть присвоены следующие уровни квалификации: – дипломированный специалист; – бакалавр (психологии); – переподготовка по специальности (направлению); Выпускная квалификационная работа по специальности 030301.65 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 60–85 страниц стандартного печатного текста» (пункт 7.2.2. ГОСт РФ от 30.04.2000 г.). 3. Представление и защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), состав которой утверждается приказом Министерства образования РФ и приказом ректора МСИ. По результатам защиты выставляется экзаменационная оценка. ГАК на основании анализа тематики, уровня исследования и процедуры защиты выпускной работы определяет уровень дипломного исследования и дает заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации. 4. Тематика дипломного исследования должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры, а по своему содержанию – отвечать задачам, изложенным в требованиях ГОСт по указанной специальности. Тематика дипломных работ и их руководители определяются выпускающими кафедрами и утверждаются Ученым советом МСИ. Общий перечень тем дипломных работ ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов в установленном вузом порядке. Темы дипломных работ и их руководители утверждаются приказом ректора о представлению директора филиала. В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломной работы директор филиала на основании представления методиста возбуждает ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ ректора. Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Студент может предложить свою тему дипломного исследования. В этом случае он должен обратиться к директору филиала с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы. При положительном решении вопроса тема дипломного исследования включается в перечень тем кафедры. В соответствии с темой исследования руководитель дипломной работы формулирует студенту задание по изучению объекта практики и по сбору материала к теоретической и прикладной части исследования. Одновременно студенту выдается задание на преддипломную практику, составленное руководителем, с указанием срока начала и окончания работы. Форма задания устанавливается приказом директора филиала. 5. Дипломная работа выполняется студентом в течение времени, отведенного для этого рабочим учебным планом по соответствующей специальности. По рекомендации Министерства образования РФ в этот период включено также время нахождения студента на последней (преддипломной, производственной) практике. Процесс выполнения студентом дипломного плана-задания курируется руководителем дипломной работы и методистом факультета. 6. Руководителями дипломных работ назначаются лица из профессорско-преподавательского состава данного вуза, как правило, профессора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты данного вуза или других учреждений и предприятий. 7. Руководитель дипломного исследования обязан: – составить и выдать задание на дипломную работу; – оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения исследования; – рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме дипломной работы; – систематически проводить, предусмотренные планом-графиком консультации со студентом, контролировать расчетные и экспериментальные результаты; – контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за отчет о ее выполнении до защиты дипломной работы; – составить отзыв о дипломном исследовании. 8. Перед началом выполнения дипломного исследования студент с помощью руководителя диплома должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов и после одобрения руководителем представить на утверждение директору филиала. Директор филиала устанавливает сроки отчета студентов о выполнении дипломного исследования. В установленные директором филиала сроки студент отчитывается перед руководителем, который фиксирует степень готовности работы и сообщают об этом директору филиала. 9. По предложению руководителя в случае необходимости филиалу предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам дипломного исследования за счет лимита времени, отведенного на руководство дипломом. Консультантами по отдельным разделам дипломного исследования мо- гут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и дают официальный отзыв о ней. 10. В выпускной квалификационной (дипломной) работе должна быть детально освещена тематика исследования, включая: – критический анализ научной литературы по теме (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов, нормативной литературы и т. п., в том числе и на иностранных языках); – проведение самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. 11. За принятые в дипломном исследовании решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает студент – автор работы. 12. Общими требованиями к оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов. 13. В готовом виде дипломная работа включает в себя: – титульный лист, – оглавление (содержание), – введение, – разделы, представляющие собой обзор литературных источников по теме, используемые методы и методики, собственные теоретические и экспериментальные исследования, расчеты и другие результаты, определенные заданием, – заключение (выводы), – список использованных источников, – приложения. 14. Дипломная работа должна быть оформлена в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов (см. разделы 3 и 4). 15. Законченная и оформленная дипломная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который составляет на нее отзыв. В отзыве руководителя диплома должны быть отмечены: – актуальность темы дипломного исследования, – степень решенности поставленной задачи, – степень самостоятельности и инициативности студента, – умение студента пользоваться специальной литературой, – способности студента к научно-исследовательской работе, – возможность использования полученных результатов на практике, – возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации. 16. Дипломная работа и отзыв руководителя представляются заведующему кафедрой, который решает вопрос о возможности допуска студента к защите дипломного исследования. Для решения этого вопроса на кафедре может создаваться рабочая комиссия, которая заслушивает сообщение студента о дипломном исследовании, определяет соответствие работы уровню квалификации, степень выполнения дипломного задания и выясняет готовность студента к защите. Допуск студента к защите фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе дипломной работы. 17. Выпускная квалификационная (дипломная) работа, допущенная вы- пускающей кафедрой к защите, направляется на рецензию. Рецензенты выпускных квалификационных работ утверждаются ректором институт по представлению директора филиала не позднее одного месяца до защиты из числа профессорско-преподавательского состава других вузов, специалистов производства и научных учреждений. 18. В рецензии должны быть отмечены: – актуальность темы дипломной работы, – степень соответствия дипломного исследования квалификационным требованиям, – логичность построения дипломного исследования, – наличие критического обзора литературы по теме дипломной работы, его полнота, последовательность анализа и аргументированность выводов, – полнота описания методов и методик проведенного исследования, изложения собственных теоретических и (или) экспериментальных результатов, – оценка достоверности полученных данных, – наличие аргументированных выводов по результатам дипломного исследования, – практическая значимость дипломного исследования, возможность использования полученных результатов специалистами, – недостатки и слабые стороны дипломного исследования, – замечания по оформлению дипломной работы и стилю изложения материала, – оценка дипломной работы: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”. Рецензент имеет право затребовать у студента – автора дипломного исследования – дополнительные материалы, касающиеся существа проделанной работы. 19. Студент должен быть ознакомлен с рецензией и отзывом на свое квалификационное исследование не позднее, чем за три дня до защиты работы в ГАК. 20. Порядок защиты выпускной квалификационной работы определяется Положением о Государственных экзаменационных комиссиях.
Дипломная работа представляет собой самостоятельно выполненное студентом завершенное научно-прикладное исследование, результаты которого имеют определенную научную и практическую ценность. Научно-исследовательский характер выпускной квалификационной работы предъявляет к дипломнику ряд требований, связанных с его умением планировать, организовывать и проводить научное исследование в выбранной области. Каждый студент – автор исследования – волен выполнять его в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Это его право. Из этих побуждений в ряде случаев делаются безуспешные попытки написать дипломную работу только на материале практической деятельности психолога либо расширенный реферат с претензией на теоретическую значимость работы. В таком дипломе, как правило, отсутствует одна из исследовательских частей (в первом случае – научно-методическая, во втором – экспериментальная); он превращается в отчет о проделанной работе, который не соответствует квалификационным требованиям, и в итоге к защите не допускается. Вместе с тем существует определенная логическая схема дипломного исследования, вытекающая из самой сути научно-исследовательской деятельности и предполагающая такую последовательность выполнения: 1. Выбор тематики исследования и названия работы. 2. Составление плана дипломного исследования. 3. Определение основного содержания, предмета и объекта исследования. 4. Поиск и отбор библиографических и экспериментальных материалов. 5. Группировка и систематизация материалов. 6. Определение структуры дипломной работы. 7. Написание текста. 8. Обработка и оформление рукописи. 9. Защита выпускной квалификационной работы. 2.1. Выбор темы и названия работы Важным и ответственным этапом выпускной квалификационной работы является выбор темы. При определении темы необходимо учитывать не только ее актуальность в научном и практическом плане, но и степень разработанности и освещенности тематики в научной литературе, что в конечном итоге определяет ее квалификационный уровень (дипломированный специалист, бакалавр, переподготовка по специальности). По некоторым темам есть значительное число публикаций и исследований, что свидетельствует о достаточной степени их разработанности. С одной стороны, это облегчает работу над дипломным исследованием, а с другой – затрудняет выделение каких-то новых аспектов в изучаемой проблеме и внесение своего, пусть и небольшого вклада в ее освещение. Выполнение выпускной работы такого уровня не предполагает соответствия квалификационным требованиям«дипломированный специалист». Выбор тематики (проблемной сферы) дипломного исследования можно представить как двуединый процесс: желательно, чтобы а) данная тема соответствовала в русле общей направленности научно-исследовательской деятельности факультета; б) выбранная тематика должна быть интересна самому дипломнику. Целесообразно, чтобы тематика дипломной работы соответствовала об- щей направленности исследований, проводимых на кафедрах гуманитарного факультета МСИ. Для этого необходимо ознакомиться со списком тем выпускных квалификационных работ, ежегодно представляемых выпускающими кафедрами МСИ. Имеет смысл ознакомиться и с теми дипломными работами, которые уже были защищены на факультете. Такое знакомство позволяет избежать дублирования при формулировании темы, а также поможет сориентироваться в решении вопроса о руководителе дипломной работы. Не исключена другая последовательность: вначале определиться с руководителем дипломной работы, а затем, после консультаций с ним, выбрать тему. Приветствуется и самостоятельная активность дипломника, готового и способного самому предложить тему дипломной работы, отражающую область его научных интересов в психологии. В данном случае в роли руководителя могут выступить как ведущие преподаватели выпускающих кафедр факультета, так и специалисты (консультанты) со стороны. При этом необходимо предварительно обсудить данный вопрос с методистом факультета и директором филиала. После выбора тематики исследования и решения вопроса о научном руководителе необходимо уделить отдельное внимание вопросу о названии дипломной работы. К сожалению, во многих случаях дипломники подходят к вопросу формулирования названия работы без должной требовательности. В результате уже в процессе защиты выявляется, что название работы не в полной мере соответствует ее содержанию. Желательно, чтобы название работы носило конкретный характер. Чтобы избежать неточностей в формулировке названия дипломной работы, обратите внимание на существующие типичные ошибки. 1. Введение в название работы слов «опыт», «проблемы», «особенности» и т. п. демонстрирует претензии автора на чрезмерную ширину и глубину охвата темы, что может не подтвердиться содержанием работы. Так, например, введение в название работы слова «особенности» предполагает развернутое знание общих свойств изучаемого явления, что позволяет перейти к рассмотрению характеризующих его отличий. Это немедленно потребует введения в работу раздела, посвященного описанию общих черт изучаемого явления, анализу критериев и методов, позволяющих разделить общее и особенное, и т. п. Столь же нежелательным является включение в название работы слова «проблемы». Объем и содержание дипломной работы обычно таковы, что в ней далеко не всегда находит свое полное освещение какая-либо одна научная проблема, поэтому претензия автора на решение в работе ряда проблем выглядит необоснованной. 2. Малопригодны для названия дипломной работы такие термины, как «изучение», «анализ» и т. п., поскольку они акцентируют внимание на процессе, а не на результате. Квалификационная же работа представляет собой завершенное научное исследование, выполненное на конкретную тему, тогда как процессы познания, изучения, анализа бесконечны и их объектом может стать все что угодно. 3. Неопределенность в название работы вносят также термины, отражающие одновременно и процесс, и его результат – «классификация», «оценка», «измерение» и т. д. 4. Нежелательно также использование понятий, обладающих многозначным содержанием: «социальная среда», «ментальность», «функционирование», «динамика» и др. В названии дипломной работы должны быть отражены как предмет, так и объект исследования. Завершающим этапом работы по выбору темы диплома, определению его названия и решению вопроса о научном руководителе является издание приказа ректора МСИ, в котором для каждого студента утверждается тема (название) дипломной работы и ее руководитель. После издания приказа любые изменения в теме дипломной работы или смена научного руководителя допускаются только по согласованию с руководством филиала и вуза. В противном случае дипломная работа может быть не допущена к защите. 2.2. Составление плана дипломного исследования Составление плана является результатом предварительной работы студента и руководителя диплома по поводу содержания и структуры будущей работы. При разработке плана следует выделить два главных этапа: предварительный и окончательный варианты плана-задания. Предварительный план дипломного исследования обычно составляется после утверждения темы и является основой для индивидуального плана задания преддипломной (производственной) практики студента. Он включает в себя общее знакомство с основными литературными источниками, апробацию психодиагностических методик, пилотажное исследование изучаемого объекта и предмета, подборку адекватных методов обсчета и интерпретации результатов. Окончательный вариант плана является документом, обязательным для исполнения. Он включает в себя названия разделов, глав, параграфов исследования, основной экспериментальный материал, а также необходимый перечень литературы и приложения. Целесообразно разработать его в виде развернутого плана-проспекта, в котором отражены не только структура работы с кратким изложением содержания глав, параграфов, но и основные тезисы исследования. Всякие изменения и дополнения в плане допускаются только после согласования с руководителем. Окончательный вариант плана-задания дипломного исследования утверждается заведующим выпускающей кафедры и деканом факультета. 2.3. Основное содержание и структура дипломной работы Содержание дипломного исследования в общем виде определяется логикой решения научной задачи и включает в себя: - обзор научной литературы по тематике исследования (предмет и объект изучения); - постановку проблемного вопроса (задачи); - теоретические основания решения проблемного вопроса; - методические обоснования исследования; - экспериментальную часть; - анализ и оценку полученных результатов; - выводы. Структура дипломной работы отражает содержание исследования и во многом определяется характером решаемой в ней задачи. Как правило, она состоит из: – введения; – основных глав (теоретическая, методическая, экспериментальная); – заключения; – библиографического списка; – приложения. Введение (пояснительная записка) к дипломной работе должно в краткой и четкой форме раскрывать актуальность и творческий замысел исследования (его цели и задачи), содержать лаконичное описание предмета и объекта исследования, перечень методов исследования, описание схемы проведенного эксперимента и использованных в ходе его реализации методик, краткую характеристику методов расчета и анализа эмпирических данных. В тех случаях, когда эмпирическая часть исследования содержит сложные математические расчеты (и, как правило, в ходе их применяются электронно-вычислительная техника и компьютерные программы обработки данных), это также необходимо отразить во введении. Необходимо помнить (и отразить во введении), что разные уровни выпускной квалификационной работы подразумевают: – для дипломированного специалиста – формулирование рабочей гипотезы исследования; – для бакалавра – формулирование проблемной области (объекта или предмета) исследования; – для уровня переподготовки по специальности – формулирование проблемной задачи исследования. Введение обычно занимает 3-4 страницы текста и является своего рода «визитной карточкой» дипломной работы. Структура работы и ее содержательная нагрузка отражена в главах. Каждая глава должна освещать определенный методологический аспект изучаемой темы. Следовательно, их должно быть три: теоретическая, методическая и экспериментальная. Если дипломное исследование носит теоретический характер, то включение в структуру диплома экспериментальной части определяется ее целесообразностью. Обычно главы включают в себя разделы и параграфы. Каждый раздел освещает отдельную область исследования (например, предмет и объект), а параграф – отдельный вопрос исследуемой области. При оформлении названия глав, разделов и параграфов следует добиваться сохранения логической связи между ними и последовательности содержательного перехода от одного раздела к другому. Содержание глав, разделов и параграфов должно соответствовать их названиям и быть обоснованным. Обратите внимание на следующие моменты: 1. Каждая из глав является составной частью темы, раздел – часть главы, параграф – часть раздела. 2. Деление глав на разделы и параграфы не обязательно – все диктуется содержательной целесообразностью. 3. Названия всей темы работы и любой ее составной части (главы, раздела, параграфа) не должны дословно совпадать. 4. Формулировки темы, глав, разделов и параграфов должны отвечать следующим требованиям: содержательная преемственность, конкретность, отсутствие двусмысленности в формулировке, немногословность в названии. 5. Теоретическая часть дипломной работы состоит, как минимум, из двух разделов, посвященных а) предмету и б) объекту исследования. 6. По объему основные составные части работы должны быть примерно равными между собой. 7. Главы, разделы, параграфы завершаются выводами, которые направлены на постановку задачи исследования, определение теоретических оснований, обоснование методических и экспериментальных путей ее решения. 8. В качестве отдельной части работы выступают приложения, объем и содержание которых определяются автором работы. Теоретическая часть дипломного исследования решает проблему постановки задачи. Данная часть работы обязательно включает в себя обзор и анализ литературных источников по изучаемой проблеме. Основная цель – обрисовать общее состояние дел в исследуемой области, выявить в ней решенные и нерешенные задачи, определить предмет (объект) изучения. Анализ литературы не должен носить констатирующего характера. В нем важно показать наличие конкурирующих подходов к рассматриваемой проблеме, сопоставить точки зрения различных авторов, проследить их логику и аргументы, определить нерешенные или дискуссионные вопросы. Анализ литературы, как правило, завершается очерчиванием «проблемного поля» исследования, в котором определяется собственная исследовательская позиция и аргументированно конкретизируются предмет, объект, задачи и цель работы. Типичные ошибки при написании данного раздела работы – отсутствие глубокого анализа и сопоставления исследовательских позиций по рассматриваемому вопросу, а также обильное цитирование, не подчиненное какой-либо внутренней логике. В таком виде литературный обзор предстает как «лоскутное одеяло», состоящее из большого числа несогласованных и значительных по объему фрагментов работ других авторов. Такое представление научной литературы, как правило, сопровождается нарушением этики цитирования: не указано авторство фрагмента текста или излагаемой исследовательской позиции («скрытое» цитирование); авторы дипломных работ ссылаются на литературные источники, к которым не имеют непосредственного доступа (неаргументированная ссылка) и т. п. Например, в доступной автору литературе имеются ссылки на зарубежные исследования с указанием соответствующих фамилий. Содержание исследований представляет интерес для автора дипломной работы, и он хотел бы использовать их в своей работе. Но ознакомиться непосредственно с интересующими исследованиями зачастую оказывается невозможным из-за недоступности этих источников. В таком случае автор не имеет права как непосредственно ссылаться на эти исследования, так и включать соответствующие фамилии в список литературы. Он должен ссылаться на тот доступный ему литературный источник, в котором содержится описание таких исследований. К примеру, корректным вариантом цитирования является фраза «Р. Бернс [12] приводит результаты исследований Диксона и Стрита, посвященные изучению способности детей от шести до шестнадцати лет различать Я и не-Я». Нелепой выглядит ситуация, когда автор ссылается на одни фамилии, а под соответствующими номерами в списке литературы стоят совсем другие: «Диксон и Стрит [12] выполнили исследование, посвященное изучению способности детей от шести до шестнадцати лет различать Я и не-Я», приводя в списке литературы под номером 12 фамилию Р. Бернса. Чтобы избежать подобных недочетов, желательно сводить до минимума прямое цитирование, ограничиваясь ссылками на соответствующих авторов и излагая основные положения их позиций в собственной для автора работы манере. Итогом теоретической части дипломной работы, оформленного в виде выводов к первой главе, должны стать обоснование актуальности и значимости выбранной темы исследования, конкретизация проблемного предмета и объекта изучения. Если цель литературного обзора – очертить «проблемное поле» исследования и сформулировать проблемный вопрос, то основная задача методической части – показать возможные пути решения данного вопроса. В этой главе дипломной работы формулируется рабочая гипотеза, намечаются пути ее теоретической и/или экспериментальной проверки, рассматриваются существующие пути и методы решения и обосновывается выбор тех методов и методик, которые будут затем использоваться автором исследования в экспериментальной части работы. Таким образом, если по результатам первой главы диплома должно быть понятным, какая задача будет решаться в данной работе, то во второй - показывается, каким образом, какими методами автор предполагает ее решать и какие результаты надеется получить после ее решения. В методической главе дипломной работы должны быть конкретно и лаконично описаны: – предмет и объект исследования; – рабочая гипотеза (проблемная сфера или вопрос); – дан анализ существующих методов и методик изучения проблемной сферы исследования; – аргументированно определены методы и методики, используемые автором в дальнейшем исследовании; – определена общая схема экспериментального исследования; – кратко описаны теоретические основания и «технические характеристики» (валидность, надежность, ретестовая надежность, специфика применения, возрастные границы применения и т. п.) выбранных автором методик психодиагностики; – определены основные методы обработки и интерпретации банка экспериментальных данных. На данном этапе работы над дипломом часто допускаются следующие ошибки: 1. Отсутствует четкое формулирование гипотез (гипотезы) исследования, проверке которых будут посвящены последующие части работы. 2. Не показывается и не описывается существующее многообразие методов и методик решения поставленной в работе задачи. 3. Не обосновывается выбор используемых в дальнейшем методов и методик исследования, не аргументируется, почему именно выбранные автором методы (а не другие, возможные здесь) наилучшим образом отвечают задачам исследования. Сказанное, в первую очередь, относится к обоснованию выбора используемых автором методик психодиагностики. 3. Выбранные методики исследования не адекватны заявленной автором исследовательской позиции. К примеру, литературный обзор изучаемой темы выстроен в «психоаналитическом ключе», подразумевающем использование, прежде всего, проективных методов, тогда как методическая и экспериментальная части работы акцентированы на стандартизованных опросниковых методах изучения. Третья часть (глава) работы посвящена описанию проведенных экспериментов и интерпретации полученных данных. Основная задача экспериментальной главы исследования – дать ответы на вопросы, относящиеся к сформулированным ранее гипотезам исследования. Доказаны ли гипотезы? Какие из них нашли свое экспериментальное подтверждение, а которые должны быть отвергнуты? Что делать дальше в выбранном направлении? При этом основной акцент делается именно на обсуждении новых результатов. Полученные автором результаты сопоставляются с известными ранее и описанными в первой главе работы. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных в третьей главе дипломной работы должен дать ответ на вопрос о «приросте знания» относительно предмета исследования по сравнению с тем знанием, которым автор располагал до выполнения работы. Результаты обсуждения должны показать, что удалось и что не удалось в работе, степень значимости полученных результатов, возможность их практического использования, пути дальнейшего продолжения исследований в выбранной области. Из содержания третьей части дипломного исследования должно быть предельно ясно, каким планом эксперимента руководствовался автор, какими характеристиками обладает объект исследования, какие способы обработки и интерпретации результатов использовались, какие математико- статистические критерии применялись, и т. д. В ряде случаев часть требуемой информации может быть вынесена в приложения к работе. Как правило, большинство претензий предъявляется именно к экспериментальной части работы. Во многих случаях недочеты этой части являются следствием ошибок, допущенных автором на этапе планирования, организации и проведения эксперимента. Типичная ошибка экспериментального исследования – недостаточность внутренней и внешней валидности. Недостаточная внутренняя валидность означает, что на основании полученных в эксперименте данных невозможно сделать достоверные выводы о характере связи между независимой и зависимой переменной. Низкая внутренняя валидность является следствием того, что наряду с выделенной и контролируемой исследователем независимой переменной на зависимую переменную оказывают свое влияние другие переменные, действие которых не учитывалось. Например, в эксперименте не учитывались индивидуальные различия между испытуемыми. Таких неучтенных переменных, оказывающих свое, зачастую непредсказуемое влияние на получаемые в ходе эксперимента результаты, может быть достаточно много. В целом эксперимент, лишенный внутренней валидности, является бесполезным, поскольку по его результатам невозможно сделать какие-либо достоверные выводы. Повышение внутренней валидности достигается целым комплексом мероприятий: от формирования по специальным правилам групп испытуемых, принимающих участие в эксперименте, до непростых усилий по выделению и очищению независимой переменной от посторонних влияний. Недостаточная внешняя валидность означает, что содержание проведенного эксперимента не имеет никакого отношения к тому, с чем сталкиваются испытуемые в реальной жизни. Например, в эксперименте исследуется система взаимоотношений подростков со взрослыми, но в роли взрослых рассматриваются лишь учителя, хотя в реальной жизни для подростка более значимыми могут быть взаимоотношения с родителями. Повышение внешней валидности может быть достигнуто за счет более четкого понимания того, чему посвящен эксперимент, и того, что в нем на самом деле исследуется. Кроме этого необходимо, чтобы используемые экспериментальные методы были релевантны целям исследования. В тех случаях, когда эксперименты проводятся на представительных (репрезентативных) выборках, внешняя валидность оказывается связанной с тем, насколько исследованная в эксперименте выборка репрезентировала изучаемую популяцию. Например, если исследуется эффективность определенной учебной программы, то использование в качестве объекта исследования группы учащихся элитарной частной школы немедленно приводит к снижению внешней валидности, поскольку характеристики выборки не репрезентируют всю популяцию учащихся, обучающихся по данной программе. Обычно для формирования групп испытуемых используются различные схемы, основанные на случайном выборе. Операционально это означает, что исследователь должен формировать экспериментальные группы по определенным правилам. При этом нежелательна (за редким исключением) ситуация, когда к участию в эксперименте привлекаются группы испытуемых, уже «имеющиеся в наличии»: учебные классы, студенческие группы, группы детского сада и т. п Эксперименты, проведенные на группах испытуемых, «имеющихся в наличии», обладают невысокой как внутренней, так и внешней валидностью. Зачастую автор диплома ограничен в возможности сформировать экспериментальные группы, руководствуясь необходимыми правилами, и вынужден проводить исследование на «имеющихся в наличии» группах испытуемых. В подобных случаях необходимо особо тщательно решать вопрос о выделении независимой переменной. В экспериментальной части дипломной работы должна быть представлена подробная характеристика объекта исследования (выборки испытуемых): численность, поло-возрастной состав, образовательный, профессиональный, социальный уровни и др. Отсутствие или неполнота требуемой информации об объекте исследования не позволяет оценить достоверность выводов, сделанных автором на основе проведенного эксперимента. Еще одно слабое место многих выполненных экспериментальных исследований – «замусоренность» их результатов посторонними влияниями, источником которых является сам исследователь. Основную роль здесь начинают играть предубеждения экспериментатора (т. н. «эффект Розенталь» и «эффект Хоторна»). В первом случае экспериментатор, убежденный в обоснованности определенной гипотезы, при ее проверке либо оказывает неявное воздействие на испытуемых, которые начинают вести себя ожидаемым образом, либо начинает видеть и фиксировать в поведении испытуемых только те особенности, которые соответствуют проверяемой гипотезе. Во втором случае оказывается, что сам факт участия в эксперименте способен заметным образом изменить поведение людей, и они часто начинают вести себя именно так, как ожидает от них экспериментатор. Если учесть, что в роли испытуемых могут выступать дети, то простая беседа с психологом, демонстрирующим теплоту и участие, в состоянии заметным образом повлиять на их поведение. Во многих случаях в отдельную проблему превращается использование в дипломной работе математико-статистических методов. Прежде всего следует отметить, что эти математические методы в обработке данных использовать вовсе не обязательно (т. н. случаи «case-study»). В данном случае изложение материала носит качественный, целостный и констатирующий характер. Полученные результаты и выводы относятся к конкретному случаю, и поэтому становится невозможным заключение о существовании значимых различий, корреляционных связей и т. п. При применении математических методов обработки банка экспериментальных данных можно выделить следующие типичные ошибки: 1. Оперирование процентами для количественного представления результатов исследования немногочисленной выборки. Подобный прием создает иллюзию существенных различий и изменений там, где наблюдающиеся различия не выходят за рамки случайных. Например, автор дипломного исследования сообщает, что 62,5% участников эксперимента справилось с заданием, а 37,5% – не справилось. И это производит впечатление о существенных различиях между первыми и вторыми. На самом же деле это может означать, что в группе из восьми респондентов пять человек решили предложенную задачу, а трое – не решили. 2. Полученные различия в результатах не проверяются на статистическую значимость. Например, в одной группе испытуемых оказалось, что среднее для данной группы значение IQ = 115. Для другой группы было получено среднее значение IQ = 130. На основании полученных данных делается вывод о том, что интеллектуальный уровень представителей второй группы выше, чем первой. Однако для такого вывода необходима проверка на статистическую значимость различий средних значений, например, с помощью критерия Стьюдента. Аналогичные претензии можно предъявить к получаемым значениям коэффициентов корреляции, которые также не всегда проверяются на значимость. 3. Используемые статистические критерии не соответствуют характеру делаемых на их основе выводов. Как известно, многие непараметрические критерии (критерий Мак-Намары, критерий «хи-квадрат» и др.) в состоянии ответить на вопрос о существовании значимых различий в имеющихся результатах, но не отвечают на вопрос о «знаке» этих различий – в какой из двух групп результаты более высокие или более низкие. Для этих целей необходимо использовать другие критерии, например, критерий Уилкоксона. 4. Слишком часто используются параметрические методы проверки статистических гипотез (критерий Стъюдента, Фишера и т. д.), тогда как основным условием их применения является наличие нормального распределения. В психологических исследованиях чаще встречаются распределения, не подчиняющиеся закону нормального распределения, поэтому корректнее применять непараметрические методы, оперирующие с частотами. 5. Представленность в экспериментальной главе всего банка полученных эмпирических данных и его математической обработки. Для презентации сводных таблиц эмпирического материала целесообразно использовать приложения. В экспериментальную же главу лучше включать сводные таблицы и графические варианты (диаграммы, графики и т. п.) обработанной информации, иллюстрирующие сделанные автором выводы. Помимо введения и выделенных (условно) трех частей работы (которые, в свою очередь, могут подразделяться на отдельные главы, параграфы и т. п.), она должна содержать и заключение (выводы). В заключении, которое занимает 2-3 страницы текста, формулируются общие выводы по работе, оценивается степень достижения автором поставленной цели, намечаются пути дальнейших исследований в выбранной области. Обобщенное содержание введения и заключения должны быть такими, чтобы из них можно было составить общее впечатление о том, какие цели и задачи заявлены в данном исследовании и какие результаты были в нем получены. После заключения принято помещать список использованной литературы. Объем библиографического списка (для диплома специалиста – не менее 30 источников) носит рекомендательный характер и зависит от степени изученности предмета исследования. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в содержании дипломной работы. Не рекомендуется включать в список те работы, которые фактически не были использованы автором. Вспомогательные и дополнительные материалы, подробное описание (инструкции, стимульный материал, ключи) психодиагностических методик, сводные таблицы «сырых» эмпирических данных, бланки и протоколы экспериментальных исследований и т. п. – все то, что загромождает текст основных частей работы, помещают в приложения. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь тематический заголовок. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. Следует помнить, что объем приложения не входит в основной объем дипломной работы, хотя и имеет сквозную нумерацию. В целом структура, содержание и объем отдельных частей дипломной работы должны соответствовать их значимости при решении поставленной в исследовании задачи. Автор должен уметь отбирать и использовать только значимый для выбранной темы материал и демонстрировать свою зрелость в умении «отсекать», отказываться от потенциально значимых и актуальных, но второстепенных, боковых ветвей исследования. К недостаткам многих работ можно отнести нарушение их языковой и содержательной целостности. Первое является следствием обильного цитирования различных авторов, каждый из которых обладает своей манерой и стилем изложения. (Как отмечалось выше, текст такой работы начинает напоминать «лоскутное одеяло», состоящее из многих заимствованных и несогласованных между собой фрагментов текстов различных авторов). Нарушение содержательной целостности обычно означает, что работа представляет из себя набор отдельных частей, но не единое целое. Чаще всего фрагментарность работы проявляется при переходе от литературного обзора к собственным идеям и гипотезам. Зачастую выводы, полученные по результатам анализа литературы, впоследствии нигде не используются. Поэтому готовую рукопись дипломной работы необходимо проверить на взаимосвязь между основными логическими элементами: «постановка задачи – гипотезы – установленные факты и полученные результаты – выводы». Желательно, чтобы в работе можно было легко выделить ряд ключевых понятий, положений, гипотез ит.п., носящий «сквозной» характер. В ряде случаев каждый новый раздел работы оперирует своими понятиями, обозначениями, терминами и т. д., что не позволяет воспринимать работу как единое целое. Особое место в достижении целостности работы принадлежит контролю связей между важнейшими ее элементами. Для этого рекомендуется сопоставить: – гипотезы с выводами (в ряде случаев сделанные в работе выводы не имеют никакого отношения к тем гипотезам, которые были заявлены); – методы с выводами (зачастую те методы исследования, которые используются в работе, не позволяют получить те выводы, которые в ней делаются); – факты с выводами (может оказаться, что полученные факты противоречат сделанным на их основе выводам). 3. Оформление дипломной работы Текст дипломной работы печатается на машинке или с помощью компьютера на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х97мм) в 2-х экземплярах, один из которых передаются на факультет, а другой остается у автора. Минимальная высота шрифта – 1,8 мм, что соответствует 14-му размеру компьютерного шрифта Times New Roman. На одной странице текста должно быть не более 40 строк (полуторный межстрочный интервал) и не более 60-65 знаков в каждой строке (с учетом пробелов между словами). На каждой странице следует оставлять поля: – левое – 30 мм; – правое – 10 мм; – верхнее – 15-20 мм; – нижнее – 20-25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всей работе и равняться пяти знакам. Все страницы работы, включая таблицы, графики, рисунки и приложения, нумеруются по порядку (от титульного листа до последней страницы) без пропусков и повторений. Первой страницей работы считается титульный лист, на котором цифра «1» не проставляется (образец оформления титульного листа дипломной работы см. в приложении). На следующей странице (оглавление) ставится цифра «2» и т. д. Номер страницы рекомендуется проставлять в середине нижнего поля. Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью или пастой только черного цвета. Плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста. Текст на иностранном языке должен быть полностью впечатан или вписан от руки, при этом запрещается комбинировать буквы русского и латинского алфавита. Размер знаков при написании формул от руки: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели индексов и степеней – не менее 2 мм. Для написания формул рекомендуется использовать «Конструктор формул» в текстовом редакторе Microsoft Word. Заголовки «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются посередине строки прописными буквами. Допускается выделять их жирным шрифтом. Заголовки разделов и параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) и также могут быть выделены жирным шрифтом. Точки в конце заголовка не ставятся. Если же заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Длинные заголовки нельзя переносить произвольно: при переносе их делят на смысловые отрезки. Заголовки пунктов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной) курсивом или «в разрядку». В конце заголовка пункта ставится точка. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу двойным интервалом. Не рекомендуется начинать страницу с неполной («висячей») строки, а также заканчивать страницу заголовком или подзаголовком. Каждую главу работы следует начинать с нового листа. Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией – числовым (и буквенным) обозначением последовательности расположения составных частей работы. Порядковые номера частей принято указывать словами (часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (раздел А, раздел Б), глав – римскими цифрами (глава I, глава II), параграфов – арабскими цифрами (1.1). Рубрикация и использование нумерации внутри той или иной части работы строится по нисходящей. Смотрите также: Методические указания Специальность 030301. 65 «Психология»
540.57kb.
3 стр.
Специальность: 030301. 65 «Психология»
212.37kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине логика специальность 030301. 65 Психология Форма обучения очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
1274.52kb.
4 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Методические указания Направления подготовки (специальность): 220301, 220703 «Автоматизация технологических процессов»
872.4kb.
7 стр.
Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „Журналистика
536.29kb.
3 стр.
Политическая психология
110.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации по научно-исследовательской практике предназначены для преподавателей и студентов факультета психологии, направления 030301. 65 «Психология» заочной формы обучения
296kb.
1 стр.
Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» Брест 2009
593.45kb.
4 стр.
Программа дисциплины Юридическая психология для специальности 030301. 65 «Психология»
319.48kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология духовной жизни
730.73kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы специальность 280104. 65 «Пожарная безопасность» 1076.74kb.
11 стр.
|